ИСКУССТВО ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА

2023-01-16 27
ИСКУССТВО ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Брюллов

Бруни и историческая живопись в Академии художеств

Пейзаж

Александр Иванов

Графика

Федотов

Скульптура

Архитектура


Вторая треть XIX века—время бурного раз­вития процессов, наметившихся в русском ис­кусстве 1800—1820-х годов.

Все отчетливее становится борьба между от­живающей системой художественного мышле­ния и новыми творческими принципами, оп­ределяющими пути последующего развития русской художественной культуры, рождая явления, прямо противоположные по своему общественному и художественному значению. Так, например, в одно и то же время, в 1858 году, перед русской публикой предста­ли живопись интерьера Исаакиевского собора и колоссальное полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» вместе с этюда­ми, а несколькими годами ранее — небольшие, но чрезвычайно значительные картины П. А. Федотова. Живописный декор собора представил наиболее ортодоксальную ветвь в развитии искусства этих лет. За немногими иск­лючениями она являет собою эклектическую смесь условностей классицизма, нарочитой эмоциональности позднего романтизма, по­верхностных заимствований из живописи италь­янского Возрождения и все это в соединении с внешним правдоподобием самой живописи. В противоположность этому работы Иванова и Федотова были наивысшими достижениями русской художественной культуры 1830— 1850-х годов. В исторической и жанровой жи­вописи осуществился новый, более глубокий этап осмысления исторического и современ­ного человеческого бытия. Именно здесь за­кладывались и многие особенности искусства демократического реализма второй половины XIX столетия.

Поляризация отдельных явлений в искусстве связана с обострением внутренних противоре­чий в жизни страны. Вторая треть XIX века — время неуклонной капитализации России, раз­вития промышленности, науки, новых форм общественной жизни. Неумолимо нарастает кризис крепостнической системы. Правительст­венная реакция, последовавшая за поражени­ем декабристского восстания в 1825 году, с необыкновенной активностью стремилась под­чинить себе все проявления культурной жиз­ни страны. В сфере идеологии была выдвину­та в 1833 году теория «православия, самодер­жавия и народности», поддерживающая не­зыблемость существующего порядка и полу­чившая широкий отклик в ортодоксальной пе­риодической печати, в верноподданнических произведениях литературы и искусства. Неко­торое ослабление освободительного движения под давлением реакции не означало прекра­щения развития общественной мысли. Идет сложный процесс преобразования дворянской революционности и формирования революци­онно-демократической идеологии.


252


РАЗДЕЛ ДЕВЯТЫЙ. ИСКУССТВО ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА


 


Усилия лучших людей эпохи, сознававших, что декабристам на Сенатской площади не хватило народа, были направлены на поиски путей высвобождения дремлющих историче­ских сил этого народа, на его просвещение и приобщение к общественному движению. Имена А. И. Герцена, Н. П. Огарева, В. Г. Бе­линского, М. В. Петрашевского и членов его кружка являются вехами на этом пути.

Поиски выхода из исторического безвре­менья в конце 20-х и в 30-х годах большей частью выливались в идеалистические соци­альные и философские концепции. Именно к этим годам относится увлечение передовой ча­сти русского общества немецкой идеалисти­ческой философией, Шеллингом и Гегелем, что очень повлияло на литературу и искусст­во. Однако постепенно общественная мысль начинает освобождаться от идеалистической оболочки, вобрав в себя все лучшее, что бы­ло в русском гегельянстве.

В 40-х годах формируются принципы рево­люционно-демократической идеологии. Ее со­зревание активизируется революционными со­бытиями 40-х годов в Западной Европе, подъ­емом крестьянского движения в самой России. Споры о дальнейших путях исторического развития России в мыслящих кругах русского общества конца 30—начала 40-х годов нашли выражение в борьбе славянофилов и запад­ников. Идеологи первых настаивали на патри­архальной самобытности русской обществен­ной жизни, чуждой современному Западу. Западники считали неизбежным движение страны по пути буржуазно-капиталистического развития, подобного тому, которое имело место в странах Западной Европы. Представи­тели революционной демократии, и прежде всего В. Г. Белинский, с позиций революцион­ного просветительства восставали против идеа­лизации патриархального прошлого России и в то же время критиковали социальные иллюзии либерального западничества. Вершиной рево­люционного демократизма Белинского яви­лось «Письмо к Гоголю» (1847) с его аполо­гией «свежих сил» русского общества, «кото­рые кипят и рвутся наружу». Главной истори­ческой задачей современности в «Письме к Гоголю» было провозглашено уничтожение крепостного права.

Общая демократизация русской культуры в эпоху формирования революционно-демокра­тического движения сказалась и на художест­венной жизни второй трети XIX века. К ней приобщаются все более и более широкие об­щественные круги. Шире распространяется профессиональное художественное образова­ние. Значение Академии художеств как един­ственного художественного учебного заведе-


ния в России было утрачено еще в первой трети века; теперь же, помимо школы Вене­цианова и школы Ступина в Арзамасе, возни­кают новые учебные центры. В 1833 году был организован Московский художественный класс, превратившийся в 40-х годах в Москов­ское училище живописи и ваяния, сыгравшее впоследствии такую большую роль в истории русского реалистического искусства. Художест­венные произведения чаще, чем раньше, предстают перед широким зрителем. Помимо регулярных выставок, устраиваемых Академи­ей художеств и Обществом поощрения худож­ников, появляются эпизодические выставки: так, Федотов выставляет в 40-х годах свои работы в Москве, а картина «Явление Христа народу» Иванова, привезенная из Италии, экс­понируется в 50-х годах в Петербурге и Моск­ве. Большее распространение получают печат­ная графика, книжная и журнальная иллюст­рация.

Все чаще изобразительное искусство попада­ет в сферу общественного внимания. Лучшие люди времени видят в нем концентрацию важнейших эстетических и этических проблем эпохи. Достаточно напомнить, что Брюллов и Александр Иванов вызывают пристальный ин­терес таких людей, как Пушкин, Гоголь, Гер­цен, Белинский, Чернышевский; в этом заклю­чается и подтверждение растущей обществен­ной действенности искусства.

Развивается русская художественная крити­ка. В периодической печати значительно ча­ще, чем ранее, появляются статьи, посвящен­ные собственно изобразительному искусству, рецензии на выставки. Их можно найти в «Со­временнике», «Отечественных записках», «Мо­сквитянине», «Библиотеке для чтения», нако­нец, в «Художественной газете» (1836—1841), посвященной исключительно вопросам искус­ства и художественной жизни.

Большое место в критике занимали статьи, написанные с позиций романтической эстетики. В этих статьях важным достоинством было стремление авторов раскрыть исторические за­кономерности в развитии искусства. Самый яр­кий образец романтической художественной критики представляет статья Н. В. Гоголя «„По­следний день Помпеи", картина Карла Брюл­лова» (1834), где анализ отдельного произве­дения связан с определением общей направ­ленности современного искусства. Появляются отдельные труды, посвященные эстетике ро­мантизма; еще в 1825 году вышла в свет кни­га А. И. Галича «Опыт науки изящного», осно­ванная на идеях романтизма.

Однако в 40-х годах передовая эстетическая мысль обращена на формирование принципов искусства, аналитически отражающего соци-



Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.