Особенности эпического рода. Основные жанры эпоса. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности эпического рода. Основные жанры эпоса.

2023-02-16 31
Особенности эпического рода. Основные жанры эпоса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эпос( с греческого- слово, повествование, рассказ)- один из ведущих жанров. Эпос осваивает событие. Событие шире и глубже действия. Эпосом осваивается все бытие. Рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.Основные жанры: повесть, миф, новелла, роман-эпопея.

 

Эпос – это

1. Один из трех видов литературы, определяющим признаком которого является описание тех или иных событий, явлений, характеров.

2. Этим термином называют нередко и героические сказания, былины, сказы в народном творчестве.

Основные жанры: повесть, рассказ, новелла, роман, очерк.

Характерные черты эпоса:

- доминирование повествования,
- воспроизведение действия, разворачивающего во времени и в пространстве (обычно в прошедшем времени),
- описание каких-либо событий,
- склонность к объективному описанию

Рассмотрим кратко каждый из жанров (видов) эпоса.

 

Как уже отмечалось выше, существуют два вида эпопеи. Различают эпопею древнюю и эпопею как жанр повествовательной литературы.

       ^ Эпопея древняя (героический эпос) изображает, как правило, героическое событие, представляющее общенародный интерес. Древняя эпопея появилась в эпоху раннего формирования народностей и народов. Тогда в ряде стран создавались героические песни, повествующие о наиболее знаменательных и славных событиях из истории того или иного народа. Главными предметами героических песен были такие явления и происшествия, которые имели общенародное значение.

Особенной высоты и силы достигли в древнем мире героические песни в древней Греции, искусство которой оставило эпоху в художественном развитии человечества. На основе развития и циклизации этих песен были созданы такие великие произведения древнегреческой литературы, как «Илиада» и «Одиссея», названные позднее эпопеями.

В дальнейшем своем развитии классическая эпопея в том виде, в каком она так полно и прекрасно предстала в древнегреческом искусстве, перестала существовать, так как породившая ее почва исчезает.

Правда, на протяжении ряда веков имели место более или менее удачные попытки подражания гомеровской эпопее. Например, «Энеида» Вергилия (I в.), «Лузиада» Камоэнса (XVI в.), «Освобожденный Иерусалим» Торкватто Тассо (XVI в.) и некоторые другие. Но тем не менее все эти произведения не смогли заменить собой героическую эпопею древности.

       ^ Тем не менее можно сказать, что классическая эпопея внесла свой вклад в дальнейшее литературное развитие, так как в последующие времена при соответствующих общественных обстоятельствах начали развиваться многие ее черты на новой основе и в новых проявлениях. Отдельные черты эпопеи выступают в произведениях великих писателей, рисующих значительные события из жизни их народов. Примером тому, как мы уже отмечали, может служить «Война и мир» Л. Толстого.

       Кстати, следует отметить, что близким к эпопее видом поэзии, бытующим и в настоящее время, является поэма. Поэмой следует считать жанр большого стихотворного произведения лиро-эпического характера, поэтически воспроизводящего существенные стороны народной жизни (4, 189).

       «Эпопеей нашего времени» В.Г. Белинский назвал роман.

Роман – это литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Роман — эпос нового времени; в отличие от народного эпоса, где индивид и народная душа нераздельны, в романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но «частная», внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем «эпопейно», т. е. с выявлением ее общезначимого и общественного смысла.

       К средним жанрам эпической литературы причисляют повесть.

Истоки повести как жанра уходят в далекое прошлое. В древнерусской литературе термин повесть имел очень широкое значение. Под повестью понималось всякое повествование о каких-либо событиях («Повесть временных лет», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань» и др.». Современное значение термина повесть более узко и специфично. Повесть – это вид эпического произведения средней или большой формы, построенного в виде повествованиях о событиях в их естественной последовательности. Таковы, например, биографические повести С. Аксакова, Л. Толстого, М. Горького. следует обратить внимание на то, что свое крупнейшее произведение «Жизнь Клима Самгина» М. Горький назвал не романом, а повестью (4, 191)

       Малые формы эпоса – новелла и рассказ.
Рассказ – это небольшое эпическое произведение с ограниченным числом персонажей. Сюжет рассказа обычно составляет какое-либо характерное событие, дающее писателю возможность поставить интересующую его жизненную проблему и показать своего героя (или героев) более или менее полно (4, 190). Часто рассказ соотносят с повестью как более развернутой формой повествования. Рассказ восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче). Часто рассказ неотличим от новеллы, а с 18 в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.

Рассказ с остро развивающимся сюжетом и неожиданной концовкой называют новеллой. По словам Гете, новелла – это «правдоподобный рассказ о неслыханном и замечательном событии». Новелла как разновидность рассказа отмечена строгостью сюжета и композиции отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики (например, «Пиковая дама» А. С. Пушкина, «Легкое дыхание» И. А. Бунина).

       Особая форма повествовательной литературы – очерк. По размеру очерк может быть близок к повести или рассказу, реже – к роману. В основе очерка – описание реально происходящих событий (3, 227).

       Очерк – это небольшое повествовательно-описательное произведение со свободной композицией, которая служит открытому публицистическому решению жизненных проблем, интересующих писателя. Отдельные очерки могут быть объединены в циклы, составляющие целую книгу (или даже несколько книг).

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.