Просветительская деятельность органов исполнительной власти Свердловской области — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Просветительская деятельность органов исполнительной власти Свердловской области

2023-01-16 31
Просветительская деятельность органов исполнительной власти Свердловской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 декабря 2017 года N 900-ПП

Об утверждении

Стратегии развития воспитания в

Свердловской области до 2025 года

(с изменениями на 3 сентября 2020 года)

(вред. ПостановленияПравительстваСвердловскойобластиот 03.09.2020 N 615-ПП)

ВсоответствиисоСтратегиейразвитиявоспитаниявРоссийскойФедерациинапериоддо2025 года, утвержденнойРаспоряжением ПравительстваРоссийскойФедерацииот29.05.2015 N 996-р, вцелях координации деятельности органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества в сфере воспитания Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить Стратегию развития воспитания в Свердловской области до 2025 года (прилагается).

2. Назначить координатором реализации Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года (далее - Стратегия) Министерство образования и молодежной политики Свердловской области.

(вред. ПостановленияПравительстваСвердловскойобластиот 03.09.2020 N 615-ПП)

3. Министерству образования и молодежной политики Свердловской области, Министерству социальной политики Свердловской области, Министерству физической культуры и спорта Свердловской области,Министерству культуры Свердловской области разработать и принять ведомственные планы мероприятий по реализации Стратегии.

           

(п. 3 вред. ПостановленияПравительстваСвердловскойобластиот

03.09.2020 N 615-ПП)

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований,     расположенных на территории    Свердловской области, руководствоваться положениями Стратегии при осуществлении своей деятельности в сфере воспитания.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области П.В. Крекова.

6. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).

 

Губернатор

Свердловской области

Е.В.КУЙВАШЕВ

 

Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года

 

Утверждена

Постановлением

Правительства Свердловской области

от 7 декабря 2017 г. N 900-ПП

 

(вред. ПостановленияПравительстваСвердловскойобластиот 03.09.2020 N 615-ПП)

 

Раздел 1. Общие положения

    Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года (далее - Стратегия) является основополагающим документом в сфере воспитания детей и молодежи, рассчитанным на 2018 - 2025 годы. Принятие данного документа и его исполнение обеспечит развитие институтов воспитания, формирование общественно-государственной системы воспитания детей, создание условий для реализации государственной политики в сфере воспитания и социализации детей, учитывающих их интересы, актуальные потребности современного общества и социокультурные особенности Свердловской области.

    Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

    Стратегия является нормативным документом, в котором дана характеристика исходного состояния воспитательной работы в системе образования Свердловской области, обозначены региональные социокультурные особенности, определены основные тенденции, цели, задачи и направления развития воспитания в Свердловской области.

    Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания на основе межведомственного взаимодействия.

    Содержание Стратегии разработано в контексте следующего категориально понятийного аппарата:

1. воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

2. процесс воспитания - совокупность действий различных социальных институтов по формированию и развитию личности;

3. региональная система воспитания - совокупность социальных институтов, ставящих и решающих задачи социализации и развития личности в региональном культурно-образовательном пространстве;

4. межведомственное взаимодействие - взаимодействие между исполнительными органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области; структурами, предоставляющими государственные (муниципальные) услуги; некоммерческими организациями через координацию, информационную, документационную, организационно-содержательную, экспертную взаимосогласованную деятельность по вопросам воспитания детей и молодежи Свердловской области;

5. социокультурные особенности - совокупность культурно-исторических и демографических особенностей Свердловской области, сложившихся в процессе социально-экономической деятельности и его историко-культурного развития;

6. региональная культура - особая форма существования социума и человека в определенных пространственных координатах, опирающаяся на историческую традицию, формирующая систему ценностей, продуцирующая тип личности, которая выступает интегрирующим началом жизни конкретной территории;

7. региональная идентичность - осознание человеком себя как части регионального сообщества, самоощущение принадлежности к определенной территориальной целостности, являющееся важным условием развития социокультурного потенциала Свердловской области.

 

Государственными приоритетами в сфере воспитания являются:

1. создание условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирование предпосылок для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание детей и молодежи;

2. опора на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством;

3. развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации, влияющей на развитие ребенка.

 

Необходимость разработки Стратегии определяется рядом ключевых положений.

    Ситуация, сложившаяся в России в 90-е годы XX века, характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах жизни, что серьезно отразилось на семье как одном из главных социальных институтов в сфере воспитания: неустойчивость семейных взаимоотношений, рост разводов, нестабильность детско-родительских отношений, снижение роли ряда основополагающих функций семьи, таких как репродуктивная, социализирующая, функции первичного социального контроля, духовного общения, адаптации ребенка в социокультурном пространстве.

 

    Практика показывает, что социализация ребенка в социокультурном пространстве возможна только при условии тесного взаимодействия семьи и образовательной организации как главных партнеров, призванных помочь ребенку обрести ценностно-смысловые ориентиры в контексте требований социокультурного пространства.

    Социально-культурная ситуация современной России обусловливает становление качественно новой системы образования – происходитизменение парадигмы отношений образовательных организаций и семьи в сторону приоритета семейного воспитания. В этих условиях образовательные организации призваны оказывать помощь в воспитании ребенка, что, в свою очередь, способствует выработке единой педагогической позиции в воспитании детей, организации взаимодействия с семьей с опорой на ценности, традиции и жизненный опыт семьи, урегулированию межличностных и внутрисемейных отношений.

    В условиях глобализации, активного взаимодействия культур разных стран и народов подрастающее поколение сталкивается в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее сеть Интернет), социальных сетях с разнонаправленной по содержанию системой моральных, трудовых, эстетических и иных жизненных ориентаций, и установок. Возникает проблема обучения детей обоснованному выбору тех из них, которые обеспечивают возможность всесторонней самореализации и самоутверждения каждого индивида в общественно ценной деятельности.

    Изменение ориентиров индивидуальной жизнедеятельности в условиях становления рыночных отношений в нашей стране актуализировало проблему формирования у подрастающего поколения культуры сотрудничества, заботы о людях основанной на знаниях и навыках, обеспечивающих согласование общественных и личных интересов в трудовой, семейно-бытовой, досуговой, общественной деятельности индивидов и социальных групп.

Теоретико-методологической основой Стратегии являются:

1. опора на гуманистический, системно-деятельностный, компетентностный, культурологический и личностно ориентированный подходы в образовании;

2. сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

3. учет принципа интеграции в образовании, обеспечивающего единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

4. учет принципа межведомственного взаимодействия, обеспечивающего координацию усилий исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, образовательных организаций всех уровней, некоммерческих организаций в целях создания условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

5. диалогичность как принципиальное основание межличностного и межкультурного взаимодействия.

 

    В настоящее время наблюдается обновление воспитательных систем, стратегий и тактик воспитания, что определено федеральными государственными образовательными стандартами, предполагающими в том числе достижение личностных результатов в процессе усвоения детьми разного возраста моральных, правовых, трудовых, эстетических и иных норм и правил общественной жизни.

    Воспитание детей должно стать неотъемлемым элементом повседневной жизни в семье, образовательных и досуговых организациях на всех этапах социализации. Решение этой задачи связано с формированием системы устойчивого взаимодействия семьи и детей в конструктах "родитель ребенок", "родитель - родитель", "ребенок - социум", а в этой связи - и с переосмыслением форм взаимоотношений всех участников воспитательного процесса.

    Современная культура отличается многоплановостью и видимым разнообразием форм и стратегий поведения, разнонаправленностью личностных и социальных устремлений, ситуациями выбора из множества предлагаемых возможностей. Традиционно в описании современной социокультурной ситуации отмечается релятивность ценностей и возникающих в связи с этим педагогических проблем и сложностей.

    В образовании вопрос о формировании устойчивой ценностной основы приобретает особый смысл: ценности не передаются человеку на генетическом уровне, а усваиваются в процессе социализации. Образование, с одной стороны, должно сформировать в человеке устойчивую систему ценностных координат как основание для саморазвития личности, с другой оставитьвозможность выбора человеку векторов и ценностных ориентиров его развития.

    В таких условиях воспитание личности - это вопрос о самосохранении общества, единстве его прошлого и будущего. Сегодня актуальным является поиск путей решения сложной задачи: формирования человека с устойчивой системой нравственных ориентиров, уважительно относящегося к прошлому и настоящему своей страны, ощущающего ответственность за свои поступки.

    Вызовы, стоящие сегодня перед системой воспитания, определяют необходимость принципиальных изменений. Осознание этих вызовов требует новых моделей прежде всего в образовании, которое будет максимально эффективно использовать современные технологические среды и продуктивно отвечать на запросы экономики и общества.

    В числе глобальных вызовов: кризис традиционной модели детства; изменение модели семьи (многопоколенная семья сменяется одно поколенной, появляется больше возможностей для родителей делать карьеру, происходит демократизация отношений в семье, что изменяет систему ролевых отношений между мужем и женой от взаимодополняемости к взаимозаменяемости, растет количество разводов и распространяются нетрадиционные модели семьи); утрата школой монополии на образование и воспитание; развитие новых форм социализации (ребенок очень рано вырывается из семейного детского мира в особый детско-взрослый мир, сконструированный средствами массовой информации, сетью Интернет, индустрией детских товаров и услуг); резкое возрастание роли технологической грамотности; усиление миграционных процессов, приводящих к появлению в школах детей, для которых русский язык не является родным.

    Традиционная система образования и воспитания опиралась на определенную модель и логику взросления ребенка. Условия, в которых взрослеют сегодняшние дети, радикально отличаются от тех, в которых росли их родители. Современные дети и их родители имеют существенно различающиеся опыт и переживания. Сегодняшняя семья дает родителям больше возможностей строить карьеру (уход за детьми с помощью платных профессионалов), не держаться за неудачный брак, жить с новым партнером, соединяя в семью детей от разных браков. При этом коренным образом изменились каналы получения детьми социального опыта за пределамишколы: исчезает многопоколенная и многодетная семья с живущими вместе братьями, сестрами, бабушками и дедушками; сокращается опыт "дворового взросления". Чтобы снизить риски новой среды взросления нужен адекватный ответ системы общественного воспитания.

    Традиционные социальные институты воспитания и социализации, пытаясь сохранить собственное устройство, которое работало как минимум 100 лет, оказываются не готовыми к современному разнообразию детских опытов. Современная школа часто учит ребенка опираясь на опыт, полученный человечеством в далеком прошлом, в то время как в нее приходят учиться дети, выросшие в XXI веке.

    Этот вызов также требует создания специальных инструментов взаимодействия с семьями, которые раньше функционировали как социально естественные.

    Еще одной чертой современной социокультурной ситуации можно назвать утрату формальным образованием монополии на обучение и социализацию личности.

    С появлением новых каналов и источников информации, ростом возможностей доступа к любым информационным сегментам современного мира школа утрачивает монополию на формирование у подрастающего поколения востребованных современным миром знаний, навыков и образцов поведения.

    Сегодня определенная доля детей присутствует в школах лишь формально, основным местом приобретения ими знаний, жизненного опыта становятся внешкольные клубы, сетевые сообщества, рабочие места.

Школа превращается из монополиста в координатора образования и социализации. Успех такой деятельности зависит от зрелости и развитости дополнительного образования, которое фактически перестает быть дополнительным, а становится сферой открытого образования.

    Другое важнейшее направление деятельности школы, утратившей монополию на знание, - выстраивание кооперации с сетью Интернет. Выходобразования в сеть Интернет стал фактом. Он предполагает, как прямое участие образования в формировании сетевых проектов и ресурсов, так и использование системой образования и социализации имеющихся сетевых ресурсов.

    Существующая система образования и воспитания практически не охватывает сферу неформального образования и социализации детей: медиасферу, индустрию развлечений. При этом влияние игровых развивающих сред на ребенка носит разнонаправленный характер, включая негативный.

    Глобальный вызов связан с разрушением третьей опоры традиционного воспитания в системе образования - стабильного корпуса фундаментального знания, консенсусного списка всеобщих культурных единиц, которые должны быть освоены и усвоены детьми в процессе их взросления. У этой проблемы два аспекта.

    Расширяется разрыв между взрослой и молодежной культурой. Зона культурного взаимодействия взрослых и детей сужается: например, литература XIX века и ее герои не могут служить примером для современных детей. Они не узнают себя в них, а потому они им чужды. Содержание школьного образования все более отчуждается и вследствие этого формализуется. При стремительном росте объема потенциально доступной информации культурные ценности, влияющие на сознание и поведение детей, неизвестны значительной части родителей и учителей.

    Таким образом, наборы канонических произведений культуры для разных поколений расходятся, что затрудняет меж поколенный диалог. Однако отказ от традиционного содержания образования только усугубит меж поколенный разрыв и приведет к маргинализации сначала молодых людей, а через несколько десятилетий и их родителей.

    Второй аспект проблемы разрушения единого корпуса культурных образцов для социализации личности связан с возрастанием внутренних и внешних миграционных потоков. Культурная неоднородность российского общества усиливается в связи с ростом численности мигрантов. Подрастающему поколению приходится учиться взаимодействовать с носителями разных культур, традиций обычаев, практик поведения в быту, общественных местах.

    Традиционно воспитание и социализация детей были направлены на передачу им социального опыта и распределение функций между семьей, школой, системой дополнительного образования, детскими организациями, детским кинематографом и средствами массовой информации.

    В настоящее время отсутствует системность в выполнении этими социальными институтами, организациями своих функций. Вся ответственность за социализацию и воспитание детей возложена на семью и школу. Они испытывают очевидный дефицит как современных воспитательных технологий, так и ресурсов, обеспечивающих их применение. Родители не имеют систематизированных знаний о том, что и какими методами следует воспитывать у детей в разные периоды их взросления. Будущих отцов и матерей этому не учили и не учат в школе, колледже, вузе. Основным источником их представлений о содержании и способах духовно-нравственного, трудового, эстетического, патриотического и иного воспитания являются собственный опыт и мнение представителей старшего поколения. Однако социализация детей в начале XXI века происходит в качественно иных условиях материальной и духовной жизни, что ведет к отрицанию ими опыта, который имеют их родители.

 

    В связи с этим обостряется проблема получения родителями необходимых для совместного с учителями воспитания детей специальных педагогических знаний и навыков. Важность этой задачи определяется также тем, что в некоторых территориях образовательные организации являются единственным центром социальной и культурной организации общества.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.