Тема 18. Теория личностных конструктов Дж. Келли — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 18. Теория личностных конструктов Дж. Келли

2023-02-16 44
Тема 18. Теория личностных конструктов Дж. Келли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главная функция человеческой психики, по мнению Дж. Келли, заключается в исследовании реальности, а именно, в прогнозировании будущего и контроле над своим поведением. Поскольку психика выполняет исследовательские функции, между задачами, возникающими перед любым человеком, и проблемами, которыми занимается ученый-исследователь, может быть проведена аналогия. Каждый человек создает свою индивидуальную концепцию мира, непрерывно оценивая и переоценивая свой жизненный опыт и пытаясь использовать свои собственные интерпретации для понимания и контроля окружающей действительности.

Познавательная деятельность индивида начинается с систематизации фактов. Сходство и различие в объектах и явлениях, которое наблюдает человек, требует выработки критериев для их сравнения - конструктов. Конструкт, по мнению Дж.Келли, представляет собой одновременную констатацию сходства и различий между сравниваемыми объектами.

Вводя понятие конструкта, он объединяет две функции сознания - функцию обобщения (установления сходства) и функцию противопоставления. Утверждая что-то, мы в то же время отрицаем. Говоря, к примеру, что человек честен, мы подразумеваем, что он не плут. Таким образом, конструкт - это оценочный эталон, сконструированный человеком, проверенный им на практике, с помощью которого осуществляется восприятие и понимание окружающей действительности, прогноз и оценку событий.

Дж. Келли считал, что конструкты являются единицами мировосприятия личности. Традиционно в психологии элементарными единицами мышления и речи принято считать понятия. Между конструктами и понятиями существует ряд важных различий. Понятия выработаны обществом и даны человеку в готовом виде, полностью осознанны и хорошо вербализованы, униполярны, сформулированы литературно. Личностные конструкты, напротив, представляют собой результат собственного опыта человека, могут быть разной степени осознанности, биполярны, сформулированы на том языке, которым человек пользуется (например, на жаргоне).

    Принцип биполярности конструкта - фундаментальный принцип теории Келли. Оценки людей и событий через призму оппозиций максимально информативны для целей предсказания, поскольку позволяют видеть не только нечто данное, но и противоположное этому.

Восприятие индивидом конкретных жизненных явлений, объектов, поступков происходит с помощью системы созданных им и пригодных в данной конкретной области конструктов. Конструкты могут подвергаться испытанию с точки зрения их пред­сказательной способности с последующим сохранением или изменением. Если для осмысления каких-либо новых для индивида жизненных реалий в системе нет подходящих конструктов, он формирует новые, расширяя таким образом свою систему конструктов.

В противоположность фрагментарным концепциям Дж.Келли развивал представление о единстве и целостности личности, поэтому понятие системы конструктов (cложно-организованной, иерархизированной) стало определяющим в его теории. Дж.Келли формулирует основной постулат следующим образом: «Личностные процессы направляются по руслам конструктов, которые служат средствами предвидения событий». Из этого постулата им выводится 11 следствий, объясняющих механизмы психической деятельности человека.

Разработанный Дж.Келли репертуарный тест позволяет выявлять систему конструктов, которую человек использует для оценки себя и окружающих его людей.

Контрольные вопросы к модулю 2

Тема 9. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З. ФРЕЙДА

1. Какие три аспекта психоанализа выделял З.Фрейд?

2. Как З Фрейд объяснял природу бессознательного?

3. В чем состоят функции Ид?

4. Как формируется Cупер-Эго?

5. Каково значения Эго в структуре личности?

6. Какие стадии психосексуального развития выделял З.Фрейд?

7. В чем состоят функции защитных механизмов личности?

 В чем состоит вклад З.Фрейда в развитие представлений о личности

 

Тема 10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЕОФРЕЙДИЗМА 

1. Что общее между классическим фрейдизмом и неофрейдизмом?

2. В чем состоят различия между подходами к изучению личности между З.Фрейдом и неофрейдистами?

3. Какие факторы определяют развитие личности, с точки зрения А.Адлера?

4. В чем состоит отличие между З.Фрейдом и К.Юнгом на природу бессознательного?

5.  В чем состоят различия в представлении З.Фрейда и представителей эго-психологии на природу человека и причины неврозов?

Тема 11. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А.АДЛЕРА

1. Что А.Адлера понимал под комплексом неполноценности?

2. Что такое компенсация и сверхкомпенсация?

3. Почему стремление к превосходству должно дополняться социальным интересом?

4. Как А.Адлер понимал стиль жизни?

5. Какие типы личностей, основанные на стилях жизни, были описаны им?

6. Какие виды псевдокомпенсации существуют?

Тема 12. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА.

1. Что понимается под коллективным бессознательным?

2. Что такое архетипы коллективного бессознательного?

3. Как формируются архетипы анима и анимус?

4. Какова роль архетипов персона, тень, самость в развитии личности?

5. Как понимал К.Юнг экстраверсию и интроверсию?

6. Каковы основные психические функции?

7. Какова характеристика восьми психологических типов по К. Юнгу?

Тема 13. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Э.ФРОММА И К.ХОРНИ

1. В чем состоят экзистенциальные и исторические дихотомии человека?

2. Каковы экзистенциальные потребности человека по Э.Фромму?

3. На чем основана классификация социальных типов характера по Э.Фромму?

4. Как связаны типы семей этими типами характера?

5. Что такое симбиотические и отчужденные отношения в семье?

6. Как понимал Э.Фромм взаимосвязи между отношениями в обществе, в семье и формирующимся типом личности?

7. Что такое модус бытия и модус обладания?

8. Каковы представления К.Хорни об источнике внутриличностного конфликта?

9. Какие три типа невротического поведения были описаны К.Хорни?

Тема 14. теории черт личности

1. В чем особенность подхода к исследованию личности Г.Олпорта?

2. Какие три вида черт выделял Г.Оллпорт?

3. Как он трактовал понятие проприума?

4. Какие стадии развития проприума им были выделены?

5. В чем состоят критерии зрелости личности по Г.Олпорту?

6. Каковы теоретические основания и практическая реализация построения структуры личности в теории Р.Кеттелла?

7. Какие три источника для сбора информации о личности использовал Р.Кеттел?

8.  Что такое первичные и вторичные факторы?

9. Какова область применения 16-факторного опросника Р.Кеттелла?

10. Как Г.Айзенк трактовал понятие экстраверсия-интроверсия?

11.   В чем состоят различия между экстравертами и интровертами в поведении в разных жизненных ситуациях?

Тема 15. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ 

1. В чем состоят особенности взгляда А.Маслоу на природу человека?

2. Какие уровни в пирамиде потребностей выделил А.Маслоу?

3. В чем состоят различия между потребностями роста и потребностями дефицита?

4. Что такое бытийные ценности и метапотребности?

5. Какие черты присущи самоактуализирующейся личности?

6.  В чем состоит значение работ А.Маслоу для развития теории личности?

7. Что дает изучение личности через призму ее жизненных смыслов, по мнению В.Франкла?

8. Каковы три ведущих группы ценностей человека?

9. Что такое самотрансценденция?

10. Каковы причины возникновения экзистенциального вакуума?

Тема 17. ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ  К.ЛЕВИНА

1. Что такое жизненное пространство личности и каково соотношение между ним и реальной физической средой?

2. Что такое психологическое поле в теории К.Левина?

3. Что такое психологическая сила и каковы факторы, определяющие ее величину и направление?

4. Чем обусловлена отрицательная и положительная валентность объектов в психологическом поле?

5. Какие три типа конфликта описаны в теории К.Левина?

6. Чем отличаются истинные и квазипотребности?

Тема 18. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ Д. КЕЛЛИ

1. Что такое конструктивный альтернативизм?

2.  Каковы основные положения теории личностных конструктов Дж.Келли?

3. Что представляет собой личностный конструкт как единица мировосприятия личности? В чем его отличие от понятий как единиц мышления?

4. В чем состоят особенности подхода Дж.Келли к исследованию личности?

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.