Результаты сравнительного катамнестического исследования — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Результаты сравнительного катамнестического исследования

2023-02-07 17
Результаты сравнительного катамнестического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дополнительные данные были получены в результате катамнестического исследования.

Экспериментальное исследование обученных нами детей, проводилось через 2 года после выпуска в школу. Из 40 детей, участвовавших в экспериментальном обучении, было изучено 34 чел (2-е классы средних общеобразовательных школ). Изучение навыка чтения проводилось по тестам, предложенным Т.А. Фотековой. Все дети владели как технической, так и смысловой сторонами чтения на уровне нормально развивающихся детей, тогда как из 20 детей контрольной группы были выявлены 11 детей со специфическими ошибками при чтении.

Катамнестические данные свидетельствуют, что дети, обучившиеся чтению с использованием комбинаторной методики, к концу второго класса общеобразовательной школы не демонстрируют специфических дислексических ошибок.

Так, анализируя результаты экспериментально обучения, мы выявили, что у детей группы А повышается уровень развития базовых функций, что снижает риск возникновения дислексий. Об этом свидетельствовало улучшение у них оптико-пространственной ориентации, состояния фонематического восприятия, развития чувства языка и слухоречевой памяти.

Полисенсорная комбинаторная методика обучения чтению обеспечивает профилактику возникновения дислексий, действуя как прямым путем, так и опосредованно – через формирование функционального базиса чтения. Она позволяет также наметить новые пути для предупреждения дислексий.

Подводя итоги экспериментального обучения, мы выявили, что учет состояния функционального базиса чтения и его развитие при реализации комбинаторной методики способствует дифференцированному подходу к такому обучению и повышает его эффективность. Комбинаторная методика обучения чтению детей с ОНР обеспечивает формирование и развитие базисных для чтения функций, а полисенсорный принцип обеспечивает формирование функционального базиса чтения. Разработанная модель, включающая принципы комбинаторики и полисенсорности обучения, позволяет сформировать инновационную концепцию проведения коррекционной работы в ДОУ. Ее реализация позволит повысить эффективность логопедического воздействия в целом.

Выводы:

1. Экспериментальное обучение чтению дошкольников с ОНР с использованием полисенсорной комбинаторной методики показало, что разработанные и реализованные на практике принципы, методы, дидактические средства и приемы показали высокие результаты в формировании навыка чтения. Реализация предлагаемой методики способствует коррекции речевого нарушения, недоразвития внимания, зрительного восприятия, слухоречевой памяти.

2. Значимым фактором для разработки методики обучения чтению, соответствующей психофоизиологическим возможностям детей с ОНР, является модификация методов обучения чтению, их комбинирование в системе коррекционного обучения чтению и определение условий их эффективного применения в логопедической работе.

4. Разработанные этапы обучения, организация, формы работы с применением склада как минимальной единицы чтения, а также выделенные уровни готовности к обучению для каждой группы детей в соответствии с данными, полученными в ходе констатирующего эксперимента, показали правомерность и удобство их использования в практической работе.

5. Анализ результатов катамнестического исследования показал эффективность комбинаторной полисенсорной методики в системе логопедической работы как способа коррекции нарушений устной речи и профилактики возникновения дислексий путем введения целенаправленной работы по развитию экспрессивной речи, внимания, зрительного восприятия, слухоречевой памяти.

 

Заключение.

Актуальность проблемы исследования объясняется существующими трудностями обучения чтению детей с ОНР, вызванными с одной стороны, сложностью чтения как психофизиологического акта, а, с другой стороны, особенностями развития детей с речевой патологией, к которым применяют методы обучения, ориентированных на норму. Пути помощи таким детям ограничены, как правило, рамками фонемного метода, где единицей чтения является буква. Мы предположили, что эти трудности в значительной мере могут быть преодолены при обучении детей чтению с помощью полисенсорной комбинаторной методики при одновременной систематической работе над развитием ряда вербальных и невербальных функций.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил выявить, что полисенсорная основа чтения должна являться для детей с ОНР способом компенсации психофизиологических трудностей при обучении чтению. Изучение таких базисных функций у детей с ОНР , как внимание, зрительное восприятие и слухоречевая память проводилось недостаточно.

Изучение опыта логопедов и дефектологов показало, что, учитывая психофизиологические особенности детей с ОНР (истощаемость, ригидность и инертность нервных процессов, своеобразие внимания, памяти, восприятия и речи), педагоги дополняют обучение приемами глобального и складового чтения. Использование этих методик в полном объеме на сегодняшний день не является альтернативой, так как отмечается нехватка дидактического инструментария, методического обеспечения образовательного процесса.

Сопоставительное изучение функционального базиса чтения у детей при речевом недоразвитии и в норме показало вариативность состояния вербальных и невербальных ВПФ у детей с ОНР. Относительно большой разброс количественных данных позволил условно разделить детей на две подгруппы в зависимости от уровня готовности к обучению чтению на основании сформированности функционального базиса чтения и способа выполнения экспериментальных заданий (характер принимаемой помощи), что позволило организовать дифференцированное обучение чтению.

В основу полисенсорной комбинаторной методики положена идея комбинации различных методов: складового, фонемного и метода глобального чтения, реализуемых посредством вовлечения в процесс обучения чтению различных анализаторных систем. Эффективность предлагаемого подхода обеспечивалась также внедрением модификаций, которым в большей степени подверглись приемы работы в рамках складового и фонемного методов, совокупностью традиционных и альтернативных средств обучения, большинство которых позволили реализовать полисенсорный принцип, а также инновационными формами работы. При обучении активно использовались задания по развитию ядра базисных для чтения функций: внимания, зрительного восприятия, слухоречевой памяти, речи, что в свою очередь повышает эффективность обучения чтению с использованием предложенной методики.

Разработанная система занятий показала высокую результативность: все дети экспериментальной группы обучились послоговому чтению за 7 месяцев, улучшилось состояние внимания, зрительного восприятия, памяти, речи. Использование в коррекционном процессе комбинаторной полисенсорной методики обучения чтению способствует профилактике дислексий, что доказано результатами катамнестического исследования.

Эффективность предложенного подхода обеспечивается также реализацией принципов природосообразности обучения, личностно-ориентированного обучения, полисенсорности, энергосберегающего обучения, коррекционной направленности обучения, доступности, самостоятельности, активности. Выбор форм, методов и средств учебного процесса соответствовал валеологическим требованиям, в соответствии с которыми не дети должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения и воспитания должны приспосабливаться к ребенку.

Новаторство исследования обеспечивается использованием комбинаторного и полисенсорного принципов к обучению чтению, упреждающим развитием не только речи, но и невербальных ВПФ, нетрадиционной организацией занятий.

В результате проведенного исследования удалось:

· выявить и проанализировать причины трудностей при обучении чтению дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи;

· проанализировать в экспериментальном изучении особенности речи, слухоречевой памяти, внимания и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи, определить виды принимаемой помощи при выполнении заданий;

· уточнить роль функционального базиса чтения в процессе овладения чтением у детей с ОНР;

· разработать, апробировать и внедрить полисенсорную комбинаторную методику обучения чтению дошкольников ОНР ;

· разработать и внедрить в работу логопеда ДОУ комплекс упражнений по развитию экспрессивной речи, памяти, внимания и зрительного восприятия;

· по итогам экспериментального обучения опубликовать пособия и разработать методические рекомендации для логопедов ДОУ.

Результаты исследования свидетельствуют о правомерности избранного подхода к обучению чтению детей с ОНР с помощью комбинаторной методики с одновременным развитием вербальных и невербальных ВПФ. Данный подход может быть использован логопедами ДОУ.

Дальнейшее возможное исследование данной проблемы усматривается в:

· определении системы обучения детей с ОНР письму с использованием предложенного подхода;

· разработке программы повышения квалификации логопедов в данном аспекте.

 

 

Выводы.

1.У детей с ОНР отмечаются вариативно выраженные особенности речевой функции, памяти, внимания и зрительного восприятия, что влияет на возможность овладения чтением и требует дифференцированного, личностно-ориентированного подхода в обучении.

2. Определение ядра функционального базиса чтения позволяет включать его формирование и развитие в процесс коррекционной работы, в частности, обучения чтению, что, в свою очередь, повышает его эффективность.

3. Реализация полисенсорной основы в обучении чтению задействует компенсаторно развитые каналы восприятия и, воздействуя опосредованно, не только повышает качество обучения, но и способствует профилактике специфических ошибок чтения.

4. Научно-теоретическое определение склада как минимальной единицы чтения расширяет методическое поле при обучении, сочетая признаки как аналитического, так и глобального методов. Становится возможной опора одновременно на сукцессивное и на симультанное восприятие. Физиологическая оправданность использования склада как единицы чтения создает природосообразную основу обучения, что также повышает его эффективность.

5. Полисенсорная комбинаторная методика обучения чтению включающая формирование и развитие функционального базиса чтения, изменение содержания, организации, методов обучения, а также модификацию учебно-методического комплекса, позволяет сформировать инновационную концепцию проведения коррекционной работы в ДОУ. Ее реализация повышает эффективность логопедического воздействия в целом, сокращает его сроки и оказывает коррекционное воздействие на развитие вербальных и невербальных психических процессов.

6. Разработка пошагового планирования работы по полисенсорной комбинаторной методике определяет ее практическую значимость, возможность применения в общепедагогической и логопедической практике.

Результаты выполненного исследования свидетельствуют о правомерности избранного подхода к обучению чтению детей с ОНР при помощи полисенсорной комбинаторной методики с одновременным развитием внимания, памяти и зрительного восприятия. Данный подход может быть использован логопедами ДОУ.

Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.