II . Библейская история Нового Завета — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

II . Библейская история Нового Завета

2023-02-07 17
II . Библейская история Нового Завета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СМОЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ »

 

Кафедра богословских и церковно-исторических дисциплин

Рабочая программа дисциплины

Библейская история

Направление подготовки – Теология

Курс – I

Семестр – I – II

Всего часов – 144

Лекции – 56 час.

Семинары – 12 час.

Самостоятельная работа – 72 час.

Форма отчетности: экзамен – 4 (II семестр).

 

Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 033 400 «Теология»

 

Программу разработал

Кандидат богословских наук Ребизов Олег Георгиевич

 

Программа утверждена на заседании кафедры __________________

Протокол № ___ от «__» сентября 2011 г.

Завкафедрой _____________Казаков М.М., докт. ист. наук, профессор

Смоленск 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Учебном плане Смоленской православной духовной семинарии, утвержденном на Ученом совете № 1 от 15.08. 2009 в блоке «Общепрофессиональные дисциплины» в разделе «курсы по выбору» предусмотрено изучение предмета «Библейская история».

Данная дисциплина является вспомогательной в деле изучениясвященной книги христианства – Библии и специальных предметов, связанных с её рассмотрением – Библеистики (Ветхий Завет) и Библеистики (Новый Завет). Весь блок специальных дисциплин с христианским наполнением основывается на Священном Писании, изучение которого является одним из приоритетных направлений развития теологии.

Самое название науки – библейская история – предполагает не столько изучение истории всего человечества, живущего на земле (всемирная история), сколько ставит своей задачей изложить содержание истории народов и отдельных людей, упомянутых в Библии. В этой связи данная дисциплина рассматривает только те моменты истории человечества, которые связаны с библейскими повествованиями. Библия описывает религиозно-нравственное состояние человеческого рода в различные моменты его исторического бытия, предлагает свое понимание истории человечества, которая направляется Богом к определенным целям путем непосредственного вмешательства Господа в её течение.

В Библии содержатся основы всего христианского вероучения и конфессиональной нравственности. Все, что человек знает о мире и самом себе, имеет свое основание в данной Священной книге. Содержание Библии включает множество тем, имеющих важнейшее значение для изучения. Авторы Библии трактуют их, придерживаясь гармонии и единства от книги Бытия до Откровения, от первого до последнего библейского трактата, между написанием которых лежит почти 1500 лет. И все они рассказывают одну и ту же историю об искуплении человека Богом.

Библия говорит нам о действии Бога в истории человечества с момента его возникновения до начала распространения Христианской Церкви в мире. Без постоянной и действительной помощи Божией, которую человек иногда зримо ощущает, невозможна никакая жизнь, никакое благополучие. Действия Бога в нашем мире есть непрестанное действие Премудрости и Благости Божией о вселенной и человеке.

Описание данных действий и характеристика отношений человека с Богом от сотворения мира до начала распространения Христианской Церкви на земле составляет главный предмет и содержание нашей науки. Цель изучения дисциплины «Библейская история» – дать первоначальное представление о Библии и Древнем мире, с которым связана библейская история. 

Курс «Библейская история» для студентов 1 курса Смоленской православной духовной семинарии рассчитан на 144 часа, из которых 72 – аудиторные занятия, включающих лекции и семинары, и 72 часа выделены на самостоятельную работу учащихся. В конце первого семестра обучения предполагается проведение дифференцированного зачета, а второго семестра – экзамена.

Структура и содержание курса органично связаны со следующими специальными дисциплинами: Библеистика (Ветхий Завет), Библеистика (Новый Завет), Библейская археология. В процессе преподавания нашли широкое применение мультимедийные средства обучения.

Программа предусматривает следующую логику преподавания данной дисциплины:

1. Изложение учебного материала осуществляется в форме изучения текста Библии с освещением актуальных вопросов библейской истории;

2. Учебным планом предусмотрено 72 часа для самостоятельной работы студентов, предназначенных для непосредственного чтения Библии.

3. Контроль знаний студентов предполагается в виде дифференцированного зачета по окончании первого семестра и экзамена – по окончании второго.

Задачи курса заключаются в формировании у студентов:

1) знаний основных моментов, действующих лиц, персонажей, народов Библейской истории;

2) понимания особенностей изложения истории человечества с точки зрения Библии;

3) объяснения течения истории человечества с точки зрения Священной книги христиан;

По окончании курса студенты обязаны знать:

· основных действующих лиц и персонажей, местности, народы Священного Писания.

· важнейшие повествования и рассказы Священного Писания;

студенты обязаны иметь представление:

· о единстве библейских книг, объединенных одной темой – избавлением человечества от зла путем явления в мир Богочеловека Иисуса Христа.

· об актуальности библейских рассказов и повествований в жизни современной христианской Церкви.

студенты обязаны уметь:

· объяснить течение истории человечества с точки зрения Священной книги христиан;

· работать с Библией как с ценнейшим источником данных по истории, географии, культуре и др. областях человеческого знания.

Контроль за знаниями студентов осуществляется с помощью рейтинговой системы. Баллы студенты получают на семинарских занятиях и устных или письменных опросах. Таким образом поощряется активная работа студента во время всего курса обучения. Окончательная оценка предполагает наличие определенного количества баллов, которые можно существенно повысить на дифференцированном зачетепо окончании первого семестра обучения или экзамене по окончании курса обучения.

В учебном процессе нашли широкое применение средства мультимедиа: презентации к семинарам, электронные библейские атласы, материалы семинарских занятий, лекций, подборка научных фильмов по тематике курса.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ

«БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ»

№ п/п Тема Лек Сем Сам. раб.

I . Библейская история Ветхого Завета

1. Введение. Понятие о Библии, состав книги. Значение терминов «канон» и «богодухновенность». 1   1
2. Сотворение мира и человека. 2 1
3. Грехопадение прародителей. 1   1
4. Допотопное человечество. 1   1
5. Всемирный потоп. 1   2
6. Столпотворение Вавилонское и рассеяние людей.   2 1
7. Жизнеописание Авраама. 2 2 2
8. Жизнеописание Иакова. 1   1
9. Жизнеописание Иосифа. 1   2
10. Рабство израильтян в Египте. 1   2
11. Избавление израильтян от рабства в Египте. 1   2
12. Путь израильтян к Синаю и заключение завета с Богом. 1 2 1
13. Странствования израильтян по Синайской пустыне. 2   2
14. Завоевание Земли обетованной во времена Иисуса Навина, ее разделение по коленам Израиля. 1   2
15. Эпоха Судей израильских. 1   2
16. История Руфи 1    
17. Установление царской власти в Израиле. Царь Саул. 1   1
18. Царь и пророк Давид. 1   2
19. Царь и мудрец Соломон. 1   2
20. Разделение Единого Царства на Израиль и Иудею. 1   3
21. Иудейское царство при царях Иосафате, Иоасе, Озии. 1    
22. Падение Израиля. 1    
23. Царствование иудейских царей: Ахаза, Езекии и Манассии. Понятие о библейских пророках. 1 2 2
24. Царствование Иосии Иудейского и его приемников. 1   1
25. Времена Вавилонского плена 1   1
26. Пророческое служение Даниила. 2   1
27. Времена мидо-персидского владычества в Святой Земле 1   1
28. Времена греческого владычества в Палестине. 2   1
29. Начало римского владычества в Святой Земле. 1 2 1

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Вопросы к дифференцированному зачету

( I семестр)

1. Введение. Понятие о Библии, состав книги. Значение терминов «кнон» и «богодухновенность».

2. Сотворение мира и человека.Блаженная жизнь прародителей в раю.

3. Грехопадение прародителей.Обетование о Спасителе (Быт. 3.15). Изгнание из рая.

4. Допотопное человечество. Размножение людей на земле. Убийство Каином Авеля. Рождение Сима. Потомки Каина и Сима. Праведный Енох. Распространение нечестия в роде человеческом.

5. Всемирный потоп. Праведный Ной и его семейство. Определение Бжие о гибели мира и человечества на земле. Всемирный потоп. Завет Божий с Ноем: жертвоприношение Ноя. Дети Ноя и его пророчество о судьбе их (Быт. 9. 25-26).

6. Столпотворение Вавилонское и рассеяние людей (Быт. 11.1-9).

7. Появление идолопоклонства.

8. Начало истории еврейского народа: его родоначальники: Евер, Фарра, Авраам. Призвание Авраама (Быт. 12.1-3) и переселение его в землю Ханаанскую.

9. Жизнь Авраама рядом с Хевроном. Лот, его пленение и освобождение. Царь и пророк Салима – Мелхиседек.

10. Агарь и Измаил. Завет Божий с Авраамом в обрезании (Быт. 17. 10-14). Явления Бога Аврааму у дуба Мамврийского, казнь Содома и Гоморры.

11.  Рождество Исаака и принесение его в жертву Богу. Смерть Сарры. Женитьба Исаака и кончина Авраама.

12. Исаак и Ревекка. Продажа первенства Исавом Иакову за чечевичную похлебку. Получение первородства Иаковом. Бегство Иакова в Месопотамию. Видение таинственной лестницы (Быт. 28.13-20).

13. Пребывание Иакова у дяди Лавана; женитьба Иакова и богатство его. Возвращение в землю Ханаанскую. Борьба Иакова с Богом (Быт. 32.24 – 32). Смерть Исаака и погребение его в Хевроне.

14. Сновидения Иосифа, продажа его в рабство. Иосиф в Египте, возвышение его, встреча с братьями.

15. Переселение Иакова в Египет. Благословение Иаковом сыновей, в частности пророчество о судьбе потомства Иуды (Быт. 49.10). Смерть Иакова.

16. Страдания евреев в Египте по смерти Иосифа. Моисей; рождение и воспитание его. Призвание Моисея; видение Неопалимой Купины.

17. Чудеса Моисея пред старейшинами и Фараоном. Десять египетских казней. Чудесный переход евреев через Чермное море. Гибель египетского войска победная песнь Моисея.

18. Чудесные события на пути к Синаю. Заповеди десятословия (Исх. 20.2-17) и другие законы по устроению религиозно-нравственной жизни Израильского народа.

19. Устроение скинии, как места постоянного богослужения. Учреждение иерархии священства. Священные времена – праздники и посты.

20. Возмущение Корея, Дафана и Авирона. Чудесный жезл Ааронов. Медный змий. Завоевание Заиорданья.

21. Пророк Валаам. Пророчество Валаама о звезде Иакова (Числ. 24.17-18). Последние распоряжения Моисея и его кончина.

22. Завоевание Земли обетованной во времена Иисуса Навина. Ханаанские народы, населявшие Землю обетованную.

23.  Разделение Земли обетованной по коленам Израиля. Последнее завещание Иисуса Навина. Кончина Иисуса Навина.

24. Судьи Израильские Девора и Варак, Гедеон, Иеффай и Самсон.

25. Илий и Самуил. Пленение ковчега Завета (1 Цар. 4-6 гл.).

26. История Руфи.Обычай левиратного брака.

27. Помазание Саула на царство Самуилом. Непослушание Саула и отвержение его Богом.

28. Помазание Давида на царство. Давид – оруженосец Саула. Победа Давида над Голиафом. Возвышение Давида при дворе Саула. Вражда Саула против Давида. Кончина Самуила. Смерть Саула.

29.  Воцарение Давида в Хевроне. Завоевание Иерусалима. Перенесение ковчега Завета в Иерусалим. Давид – предок Мессии.

30. Преступление Давида и его раскаяние. Восстания Авессалома и Савея. Смерть Давида.

31. Мудрость Соломона (3 Цар. 3.10-28; 4.20-39). Построение и освящение храма. Слава царствования Соломона. Нравственное падение Соломона и постигшие его бедствия. Раскаяние Соломона.

32. Разделение Единого Царства на Израиль и Иудею. Причины разделения и его последствия. Ровоам и Иеровоам.

33. Нечестие царей Израильского царства: Иеровоам, Ахав и Охозия. Пророки Илия и Елисей. Цари из династии Ииуя.

34. Иудейское царство при царях Иосафате, Иоасе, Озии.

35. Падение Израиля. Ассирийский царь Салманасар разрушил Северное царство и переселил израильский народ в Ассирию (Самаряне).

36. Царствование иудейских царей: Ахаза, Езекии и Манассии. Пророк Исайя.

37. Царствование Иосии Иудейского и его преемников. Падение Иерусалима и переселение иудеев в Вавилон Пророк Иеремия и переселение иудеев в Вавилон.

38. Состояние иудеев в плену Вавилонском (607-538 до Р. X), псалом 136. Пророк Иезекииль – священник при Иерусалимском храме (Иезек. 5.5-17). Видение поля, усеянного мертвыми костями (Иезек. 37.1-12). Пророчество о Мессии-Спасителе как Пастыре (Иезек. 34гл.).

39. Пророческое служение Даниила. Отрок Даниил в плену (Дан. 1 гл.). Сон Навуходоносора (Дан. 2 гл.). Три отрока в пещи огненной (Дан. 3 гл.).

40.  Наказание Навуходоносора за гордость (Дан. 4 гл.) и раскаяние его. Валтасар и падение Вавилонского царства (Дан. 5 гл.). Царь Дарий Мидянин. Даниил во рву львином (Дан. 6 гл.). Пророчество Даниила о восстановлении Иерусалима и о времени пришествия Спасителя (Дан. 9 гл.). Пророчество о семидесяти седминах (Дан. 9.24-27). Исполнение пророчества.

41. Возвращение иудеев из плена и построение второго храма. Пророки Аггей и Захария. Труды Ездры и Неемии.

42. История Есфири.

Вопросы к экзамену

1. Александр Македонский в Иерусалиме. Построение храма Самарийского (1 Макк. 1.1-4). Иудеи под владычеством Египетских и Сирийских царей. Гонение Антиоха Епифана.

2. Старец Елеазар; мученики Соломия и ее 7 сыновей (2 Макк. 5-7 гл). Подвиги Маттафия и его сыновей. Независимость Иудеи.

3. Царствование Ирода Великого. Религиозно – нравственное состояние евреев пред пришествием Мессии. Секты: фарисеи, саддукеи, и ессеи. Ожидание среди народов Спасителя.

4. Явление ангела священнику Захарии с благовестием о рождении от него Предтечи.

5. Христианское предание о Пресвятой Деве Марии, Ее рождении, введении во храм, пребывании в нем. Обручение ее праведному старцу Иосифу.

6. Благовещение Пресвятой Деве Марии о рождении от Неё Сына Божьего. Посещение Богоматерью праведной Елизаветы. Рождество Иоанна Крестителя.

7. Откровение Иосифу Обручнику о Боговоплощении (Мф. 1.18-25). Рождество Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2.1-7).

8. Явление Ангела пастырям Вифлеемским и поклонение их новорожденному Богомладенцу. Обрезание Господне.

9. Сретение Господне. Поклонение волхвов и бегство св. семейства в Египет. Ирод избивает младенцев в Вифлееме и в окрестностях его. Возвращение из Египта и поселение в Назарете.

10. Детство и отрочество Иисуса Христа. Отрок Иисус в Иерусалимском храме (Лк. 2.39-52).

11. Явление Предтечи в пустыне Иорданской и его проповедь о покаянии. Крещение Господа Иисуса Христа. Искушение Иисуса Христа от дьявола в пустыне.

12. Свидетельство Предтечи об Иисусе Христе и первые последователи Иисуса Христа (Ин. 1.19-51). Брак в Кане Галилейской.

13. Изгнание торгующих из храма (Ин. 2.13-25). Беседа Иисуса Христа с Никодимом. Беседа Иисуса Христа с самарянкой.

14. Исцеление сына Капернаумского царедворца (Ин. 4.43-54). Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге (Лк. 4.16-30).

15. Поселение Иисуса Христа в г. Капернауме и чудеса Его: а) исцеление бесноватого; б) тещи ап. Петра и других больных.

16. Призвание четверых апостолов у моря Галилейского (Лк. 5.1-11). Исцеление расслабленного в Капернауме. Призвание мытаря Матфея и вечеря в доме его.

17. Иисус Христос в Иерусалиме на второй Пасхе. Исцеление расслабленного при Овчьей купели. Откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве (Ин. 5.17-47).

18. Защита Иисусом Христом учеников, сорвавших колосья в субботу, значение субботы (Мф. 12.1-8). Исцеление сухорукого (Мф. 12.9-13). Возвращение Иисуса Христа из Иудеи в Галилею.

19. Избрание 12 апостолов (Мф.10.1-4). Нагорная проповедь.

20. Исцеление слуги Капернаумского сотника (Мф. 8.5-13, Лк. 7.1-10), воскрешение сына вдовы Наинской. Вечеря в доме Симона Фарисея (Лк. 7.36-50).

21. Учение Иисуса Христа в притчах при море Галилейском (Мф. 13.1-58; Лк. 12.1-59, 8.4-18, 13.18-21).

22. Путешествие в Гадару, исцеление гадаринских бесноватых. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира.

23. Посольство 12 апостолов на проповедь (Мф. 10.1-42). Заключение Иоанна Крестителя в темницу и усекновение главы его.

24. Чудо насыщения 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами. Чудо хождения Иисуса Христа по водам.

25. Беседа Иисуса Христа о небесном хлебе на третью Пасху (Ин. 6.22-71).

26. Исцеление бесноватой дочери хананеянки (Мф.15.21-28, Мк.7.24-30) и глухонемого (Мк. 7.31-37).Чудесное насыщение 4000 семью хлебами и несколькими рыбами. Исцеление слепого в Вифсаиде (Мк. 8.22-26).

27. Исповедание апостола Петра и первое предсказание Иисуса Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении (Мф. 16.13-28). П

28. реображение Господне. Исцеление бесноватого лунатика. Наставления Господа (Мф. 18.1-6,18-35).

29. Путешествие Иисуса Христа в Иерусалим через Самарию (Лк. 9.51-56). Избрание и посольство на проповедь 70 апостолов (Лк. 10.1-24).

30. Ответы Иисуса Христа законнику (Лк. 10.25-37). Иисус Христос в Вифании в доме Марфы и Марии (Лк. 10.38-42). Учение Иисуса Христа о молитве (Лк. 11.37-54).

31. Прощение Иисусом Христом жены-грешницы (Ин. 8.1-11), исцеление слепорожденного. Притча Спасителя о добром пастыре.

32. Исцеление больного водянкой (Лк. 14.1-24). Притчи: о званых на вечерю, о заблудшей овце, о потерянной драхме, о блудном сыне, о богаче и Лазаре. Притчи о несправедливом судье, о мытаре и фарисее.

33. Благословение детей, ответ богатому юноше (Лк. 18.15-27). Воскрешение Лазаря. Решение Синедриона убить Иисуса Христа.

34. Исцеление слепого в Иерихоне. Обращение Закхея. Вечеря в доме Симона прокаженного.

35. Вход Господень в Иерусалим, исцеление больных в Иерусалиме. Бесплодная смоковница. Изгнание торгующих из храма.

36. Обличение начальников иудейских и поучения Господа в храме (Мф. 21.23-23.39).

37. Пророческая речь о разрушении Иерусалима и кончине мира, и о втором пришествии Христове (Мф. 24.1-25.46).

38. Совет синедриона убить Иисуса Христа, замысел Иуды-предателя (Мф. 26.3-5, 14-16; Лк. 22.1-6). Тайная Вечеря и установление Евхаристии. Прощальная беседа и молитва Господа Иисуса Христа.

39. События в саду Гефсиманском. Суд над Христом у Анны и Каиафы. Отречение Петра. Погибель Иуды.

40. Суд над Христом у Пилата и Ирода.

41. Крестный путь и распятие Иисуса Христа. Погребение Иисуса Христа.

42. Воскресение Христово по Евангелию от Матфея (28. 2-10).Пустая гробница (Ин. 20.1-10). Жены мироносицы (Лк. 24.1-12). Явление Христа Марии Магдалине (Ин. 20.11-18). Вечер первого воскресного дня: эммаусские спутники (Лк. 24.13-35).

43. Явление Господа всем апостолам, кроме Фомы, в Иерусалиме (Лк. 24.36-49, Ин. 20.19-25). Явление Иисуса Христа по прошествии восьми дней (Ин. 20.26-29).

44. Явление воскресшего Господа одиннадцати в Галилее (Ин. 21.1-25). Вознесение Спасителя на небо (Мк. 16.15-20, Лк. 24.50-53).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Апостол / А. Таушев. – М.: ПСТБИ, 2010.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.

3. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история / В. Пушкарь – М: Сибирская благозвонница, 2008.

4. Егоров Г., свящ. Священное Писание Ветхого Завета: Учебное пособие. / Г.Егоров. – М.: ПСТГУ, 2007.

Дополнительная литература

1. Библейская энциклопедия. Путеводитель по Библии: пер. с англ. Изд. 2-е, испр.– М.: Российское Библейское общество, 2002.

2. Большой Библейский словарь / Под ред. У.Элуэлла, Ф.Камфорта: Пер. с англ. – СПб.: Библия для всех, 2007.

3. Васильев Л.С. История религий Востока: Учебное пособие для вузов.- 6-е изд. – М.: Университет, 2001.

4. Зубов А.Б. История религий. Книга 1-я: Доисторические и вне исторические религии. Курс лекций. / А.Б.Зубов. – М.: Планета детей, 1997.

5. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта.– СПб.: Журнал «Нева», «Летний Сад», 2000.

6. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. 2-е изд., измен.– М.: Наука, 1991.

7. Ла Сор У.С. Обзор Ветхого Завета / У.С.Ла Сор, Д.А. Хаббард, Ф.У. Буш – Одесса: Богомыслие, 1998.

8. Лявданский А.К., Барский Е.В. Есфири книга // Православная энциклопедия. Т. 18. / Под ред. Патриарха Алексия II. – М.: Православная энциклопедия, 2008. С. 718 – 736

9. Мак Грегор Дж. 1001 удивительный факт, который следует знать о Библии / Мак Грегор Дж., Прайс М. – Александрия: Изд-во «Ездра», 2005.

10. Милеант А., епископ. Заповеди Божии. Моральные основы жизни. Заповеди природы и нравственности / А.Милеант. – Лос-Анжделес: Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы, 1996.

11. Миронов А.В.Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента // А.В. Миронов, Ю.А. Бабинов. – М.: НОУ, 1998.

12. Неронова В.Д. Введение в историю древнего мира: учебное пособие / В.Д.Неронова. – Пермь: Пермский гос.университет, 1973.

13. Новый Библейский словарь: В 2-х ч. Ч.2. / Пер. с англ.– СПб.: Мирт, 2001.

14. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия: портрет погибшей цивилизации. 2-е изд., испр. и доп. / А.Л.Оппенхейм: Пер. с англ.– М.: Наука, 1990.

15. Ринекер Ф. Библейская энциклопедия Брокгауза / Ф.Ринекер, Г. Майер. – Кременчуг: Христианская заря, 1999.

16. Силиотти А. Святая Екатерина. Монастырь и его территория: Пер. с итал. / Силиотти А. – Верона, 2008.

17. Сорокин А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций. / А.Сорокин. – СПБ: Институт богословия и философии, 2002.

18. Стопами Святых Апостолов. Церковно-исторический альманах Смол. прав.дух. семинарии. Вып 2. Египет 2010 – 2011. – М.: Август Борг, 2011.

19.  Якобсен Т. Сокровища тьмы: история месопотамской религии / Т. Якобсен: Пер. с англ. – М.: Восточная литература, 1995.

Интернет-ресурсы.

1. Древнееврейское пророчество в контексте общечеловеческом и в контексте древнего Ближнего Востока // Сайт BibleStudies – Русские страницы [URL]: http://www.biblicalstudies.ru/Books/Weinberg45.html

2. Кафедра библеистики Московской православной духовной академии: [сайт] // [URL]:http://www.bible-mda.ru/main.html

3. Издательство «Библеист»: [сайт] // [URL]:  http://www.bibleist.ru/

4. Научный богословский портал БОГОСЛОВ.RU:[сайт] // [URL]: http://www.bogoslov.ru/

5. СайтBibleStudies – Русскиестраницы // [URL]: http://www. biblicalstudies.ru/

6. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»: [сайт]// [URL]: http://www.sedmitza.ru/

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

В учебном процессе семинарские занятия выполняют многообразные задачи:

  1. стимулируют регулярное изучение программного материала, первоисточника и научно-библейской литературы;
  2. закрепляют знания, полученные при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы;
  3. обогащают знаниями благодаря выступлениям студентов и преподавателя на занятии, корректируют ранее полученные знания;
  4. развиваютнавыки устного выступления, приучают свободно оперировать библейско-богословскими понятиями и категориями;
  5. предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать самостоятельную работу студентов.

Методическое руководство подготовкой студентов к семинару включает в себя:

1)определение содержания самостоятельной работы;

2)проведение консультаций;

3)осуществление контроля приподготовкек занятию и оказание помощи при подборелитературы, рекомендованной к семинару.

Особое место в подготовке семинара занимает консультационная работа преподавателя. На групповой консультации преподаватель называет тему предстоящего семинарского занятия, вопросы и порядок их обсуждения; дает краткий обзор источников и раскрывает их значение для наиболее полного рассмотрения соответствующих теоретических проблем. При этом преподаватель

1) обращает внимание на наиболее сложные вопросы, которые могут вызвать затруднения;

2) дает рекомендации о путях преодоления возможных затруднений;

3) рекомендует наиболее целесообразные способы организации самостоятельной работы студентов.

Проведение индивидуальных консультаций проводится преподавателем в специально отведенное время. В этом случае к нему за помощью могут обратиться как те, кто испытывает трудности в изучении данной темы, так и студенты, которые хотели бы более глубоко разобраться в вопросах семинара.

Важнейшей частью семинарского занятия является обсуждение вопросов. В зависимости от формы занятия преподаватель, сформулировав первый вопрос, предлагает выступить желающим или сделать сообщение (фиксированное выступление), заранее подготовленное студентами. Успех семинара во многом зависит от содержания выступлений, докладов, рефератов студентов. Выдвинутые в них теоретические положения должны быть подкреплены фактами, примерами, иллюстрациями.

Глубокому и осмысленному усвоению учебного материала способствует дискуссия на семинаре. Дискуссия – метод активного включения обучаемых в коллективный поиск решения вопросов, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса. Дискуссия на семинаре должна быть доброжелательной и корректной. Этика дискуссии предполагает, чтобы ее участники проявляли принципиальность и последовательность в суждениях. Это выражается в научной весомости замечаний и контраргументов, содержательности выражаемой мысли, точности в определении понятий, полноте и правильности изложения мысли оппонента при критическом анализе.

В конце дискуссии преподаватель подводит итоги и рекомендует дополнительную литературу для основательного изучения вопросов, вызвавших полемику.

 

 

ТЕМЫ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1

Появление идолопоклонства в мире: причины и последствия

Цель семинара –всестороннее раскрытие вопроса о происхождении идолопоклонства, обойденное священным писателем молчанием.

Задачи семинара

1)сформировать у студентов представление о сущности и формах идолопоклонства;

2) раскрыть особенности древнего язычества на Ближнем Востоке;

3) показать виды и формы идолопоклонства в современном мире;

4) провести сравнительный анализ миросозерцания язычника и верующего в Единого Бога.

Вопросы к семинару

1. Причины появления идолопоклонства в мире.

2. Есть ли разница между идолопоклонством и многобожием?

3. Виды древнейшего язычества.

4. Особенности древнего язычества.

5. Язычество древних египтян и народов Месопотамии.

6. Язычество в современном мире.

7. Идолопоклонник и верующий в Единого Бога: вопросы взаимоотношений.

Литература

1. Библейская энциклопедия. Путеводитель по Библии: пер. с англ. Изд. 2-е, испр.– М.: Российское Библейское общество, 2002. С. 282 – 284, 293 – 295.

2. Большой Библейский словарь / Под ред. У.Элуэлла, Ф.Камфорта: Пер. с англ. – СПб.: Библия для всех, 2007. – С. 516 – 517.

3. Васильев Л.С. История религий Востока: Учебное пособие для вузов.- 6-е изд. – М.: Университет, 2001. С. 30 – 58.

4. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история / В. Пушкарь – Владивосток: Изд. Владивост. епархии, 2008.

5. Зубов А.Б. История религий. Книга 1-я: Доисторические и вне исторические религии. Курс лекций. / А.Б.Зубов. – М.: Планета детей, 1997. С.105 – 111.

6. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. 2-е изд., измен.– М.: Наука, 1991, С. 168 – 204.

7. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия: портрет погибшей цивилизации. 2-е изд., испр. и доп. / А.Л.Оппенхейм: Пер. с англ.– М.: Наука, 1990. Глава 4.

8. Миронов А.В.Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента // А.В. Миронов, Ю.А. Бабинов. – М.: НОУ, 1998. – С. 26 – 34.

9. Якобсен Т. Сокровища тьмы: история месопотамской религии / Т.Якобсен: Пер. с англ.– М.:Восточная литература, 1995, – С. 10 – 24.

Семинар 2

География, природа, климат Святой Земли

И других библейских стран

Цель семинара –раскрыть значение влияния природоведческих факторов на библейскую историю.

Задачи семинара

1)раскрыть значимость влияния климатических, географических и природных факторов на жизнь человека;

2) раскрыть особенности географии, климата и природы Ближнего Востока;

3) показать влияние климатических, географических и природных факторов на жителя Древнего Ближнего Востока на примере библейских персонажей.

Вопросы к семинару

1. Влияние климатических, географических и природных факторов на жизнь человека.

2. География Древнего Ближнего Востока.

3. Природа, климат, флора и фауна Древней Месопотамии.

4. Природа, климат, флора и фауна Древнего Египта.

5. Природа, климат, флора и фауна Синайского полуострова.

6. Природа, климат, флора и фауна Святой Земли и близлежащих территорий.

7. Отражение природы Древнего Ближнего Востока в рассказах об Аврааме, Иакове, Иосифе и Моисее, Самсоне и Давиде.

Литература

1. Библейская энциклопедия. Путеводитель по Библии: пер. с англ. Изд. 2-е, испр.– М.: Российское Библейское общество, 2002. С. 11 – 26.

2. Ла Сор У.С. Обзор Ветхого Завета / У.С.Ла Сор, Д.А. Хаббард, Ф.У. Буш – Одесса: Богомыслие, 1998. – С. 38 – 49.

3. Мак Грегор Дж. 1001 удивительный факт, который следует знать о Библии / Мак Грегор Дж., Прайс М. – Александрия: Изд-во «Ездра», 2005, С. 137 – 142, 179 – 190.

4. Силиотти А. Святая Екатерина. Монастырь и его территория: Пер. с итал. / Силиотти А. – Верона, 2008. С. 12 – 15.

5. Стопами Святых Апостолов. Церковно-исторический альманах Смол. прав.дух. семинарии. Вып 2. Египет 2010 – 2011. – М.: Август Борг, 2011, С. 6 – 9, 96 – 97.

6. Хэмфри Э. Египет. Путеводитель, проверенный временем / пер. с англ. — The National Geographic, 2004, С. 22 – 27

Семинар 3

Религиозно-нравственное значение

Десяти заповедей Синайского законодательства.

Цель семинара –всестороннее раскрытие вопроса о значении Десяти заповедей Синайского законодательства для истории человечества и современного христианина.

Задачи семинара

1)сформировать у студентов представление о Синайском законодательстве;

2) раскрыть учение заповедей об отношении к Богу и человеку;

3) показать значение Десяти заповедей в истории религий мира;

4) раскрыть роль Декалога в жизни современного человека.

Вопросы к семинару

1. Заключение завета с Богом на горе Синай.

2. Роль первой заповеди Синайского законодательства в истории религий.

3. Религиозно-нравственное значение заповедей об отношении человека к Богу.

4. Религиозно-нравственное значение заповедей об отношении человека к человеку.

5. Связь Декалога с Новым Заветом.

6. Роль и значение Десяти заповедей для современного христианина.

Литература

1. Библейская энциклопедия. Путеводитель по Библии: пер. с англ. Изд. 2-е, испр.– М.: Российское Библейское общество, 2002. С. 117 – 119.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989, С. 1868 – 1869.

3. Большой Библейский словарь / Под ред. У.Элуэлла, Ф.Камфорта: Пер. с англ. – СПб.: Библия для всех, 2007. С. 352 – 354.

4. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история / В. Пушкарь – Владивосток: Изд. Владивост. епархии, 2008.

5. Егоров Г., свящ. Священное Писание Ветхого Завета: Учебное пособие. / Г.Егоров. – М.: ПСТГУ, 2007, С. 87 – 89.

6. Милеант А., епископ. Заповеди Божии. Моральные основы жизни. Заповеди природы и нравственности / А.Милеант. – Лос-Анжделес: Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы, 1996.

7. Сорокин А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций. / А.Сорокин. – СПБ: Институт богословия и философии, 2002. С. 58 – 71.

Семинар 4

Понятие о библейских пророках и пророчестве.

Цель семинара –раскрытие понятий о библейских пророках и пророчестве.

Задачи семинара

1)сформировать у студентов представление о характере, служении и функциях пророков в Древнем мире;

2) показать характерные черты небиблейских пророчеств;

3) раскрыть значение пророческого служения в Ветхом Завете;

4) показать особенности пророческого служения библейских пророков.

Вопросы к семинару

1. Пророки и пророчество Древней Месопотамии.

2. Ханаанское пророчество и его особенности.

3. Пророки и пророчество Древнего Египта.

4. Смысл служения библейского пророка.

5. Критерии истинного и ложного пророчеств.

6. Способы получения откровения в Библии.

7. Восприятие пророческой проповеди.

8. Характерные черты пророческой проповеди.

9. История пророческого движения.

10. Отличие библейского пророчества от небиблейского.

11. Пророчество в современном мире: оценка с библейской точки зрения.

Литература

1. Библейская энциклопедия. Путеводитель по Библии: пер. с англ. Изд. 2-е, испр.– М.: Российское Библейское общество, 2002. С. 128 – 130.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. С. 1987 – 1990.

3. Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история / В. Пушкарь – Владивосток: Изд. Владивост. епархии, 2008, глава 15.

4. Егоров Г., свящ. Священное Писание Ветхого Завета: Учебное пособие. / Г.Егоров. – М.: ПСТГУ, 2007, С. 287 – 295

5. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта /М.А. Коростовцев. – СПб.: Летний сад, 2001, глава «Культ».

6. Ла Сор У.С. Обзор Ветхого Завета / У.С.Ла Сор, Д.А. Хаббард, Ф.У. Буш – Одесса: Богомыслие, 1998. С. 280 – 287.

7. Сорокин А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций. Изд. 2-е испр. / А. Сорокин. – СПб: Церковь и культура, 2002, с. 111 – 113

8. Древнееврейское пророчество в контексте общечеловеческом и в контексте древнего Ближнего Востока // Сайт BibleStudies–Русские страницы [URL]: http://www.biblicalstudies.ru/Books/Weinberg45.html

Семинар 5

Религиозно-нравственное и политическое состояние евреев

Перед пришествием Мессии. Династия Иродов.

Секты: фарисеи, саддукеи и ессеи.

Цель семинара – сформировать представление о религиозно-нравственном и политическом состоянии народа Иудейского перед пришествием Спасителя.

Задачи семинара

1)сформировать у студентов представление о политическом состоянии Иудеи Iв. до Р.Х. – Iв. по Р.Х.;

2) показать происхождение и особенности иудейских сект: фарисеев, саддукеев и ессеев;

3) раскрыть понятие о мес

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.2 с.