Автобиографическая трилогия Л. Н. Толстого — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автобиографическая трилогия Л. Н. Толстого

2023-02-07 31
Автобиографическая трилогия Л. Н. Толстого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Детство» определяет как способность человека разглядеть красоту мира, детство-беспредельная потребность любви и естественная нравственность и невинная веселость. Душа настроена на приятие мира. Эпизод с карасем-восторг бытия. Ребенок нравственен от рождения. 

Принято было начинать произведения в таком то году, такой-то помещик…Толстой начинает по-другому-новизна.

1852г –опубликована история моего детства в современнике, первый прочитал Некрасов и сказал «это талант новый и кажется надежный».

Детство как обязательный этап человеческого становления исследовалось Толстым с целью обнажения позитивных и максимально действенных возможностей, таящихся в этом периоде жизни каждого человека. Мир чувств, эмоций, стихия переживаний, пробуждение самосознания и анализа в ребенке не скованы.

Возникают и острые социальные мотивы: неприглядные стороны помещичьего и аристократически-светского бытия рисуются отчетливо и без прикрас. Николенька Иртеньев стал первым в ряду толстовских героев-правдо­искателей, с детства отравленных злом и фальшью барских нравов.

Автору автобиографичного романа 24 года, но автор разводит героя и себя, есть автор, который «объясняет» героя.

Сон Николеньки перед смертью матери –сна не было, он выдумал, это предчувствие перед смертью матери.

Глава Гриша: Николенька сталкивается с глубоко религиозным человеком-бездна духа . Потом вступает Толстой «ногу свело, не смог сидеть..» -бездна плоти.

Письмо матери: написано на французском, чтобы выразить чувства, которые не выразить на русском.

Религиозный мотив: «если бы вы знали кого я сейчас видела…»(мать говорит??) Толстой не берется отвечать на этот вопрос, Бога или ангела. Толстой не противопоставляет науку и религию, это просвещение.

Краткое содержание: 12 августа 18** г. десятилетний Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра. После утреннего туалета учитель Карл Иваныч ведёт Николеньку и его брата Володю здороваться с матушкой, которая разливает чай в гостиной, и с отцом, отдающим в своём кабинете хозяйственные указания приказчику.

 

Николенька чувствует в себе чистую и ясную любовь к родителям, он любуется ими, делая для себя точные наблюдения: «...в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то оно прекрасно; если она не изменяет его, то лицо обыкновенно; если она портит его, то оно дурно». Для Николеньки лицо матушки — прекрасное, ангельское. Отец в силу своей серьёзности и строгости кажется ребёнку загадочным, но бесспорно красивым человеком, который «нравится всем без исключения».

 

Отец объявляет мальчикам о своём решении — завтра он забирает их с собой в Москву. Весь день: и учёба в классах под надзором расстроенного от полученного известия Карла Иваныча, и охота, на которую берёт детей отец, и встреча с юродивым, и последние игры, во время которых Николенька чувствует что-то вроде первой любви к Катеньке, — все это сопровождается горестным и печальным чувством предстоящего прощания с родным домом. Николенька вспоминает счастливое время, проведённое в деревне, дворовых людей, беззаветно преданных их семейству, и подробности прожитой здесь жизни предстают перед ним живо, во всех противоречиях, которые пытается примирить его детское сознание.

На другой день в двенадцатом часу коляска и бричка стоят у подъезда. Все заняты приготовлениями к дороге, и Николенька особенно остро чувствует несоответствие важности последних минут перед расставанием и всеобщей суеты, царящей в доме. Вся семья собирается в гостиной вокруг круглого стола. Николенька обнимает мать, плачет и ни о чем не думает, кроме своего горя. Выехав на большую дорогу, Николенька машет матери платком, продолжает плакать и замечает, как слезы доставляют ему «удовольствие и отраду». Он думает о маменьке, и любовью к ней проникнуты все воспоминания Николеньки.

Уже месяц отец с детьми живут в Москве, в бабушкином доме. Хотя Карл Иваныч тоже взят в Москву, детей учат новые учителя. На именины бабушки Николенька пишет свои первые стихи, которые читают прилюдно, и Николенька особенно переживает эту минуту. Он знакомится с новыми людьми: княгиней Корнаковой, князем Иван Иванычем, родственниками Ивиными — тремя мальчиками, почти ровесниками Николеньки. При общении с этими людьми у Николеньки развиваются главные его качества: природная тонкая наблюдательность, противоречивость в собственных чувствах. Николенька часто оглядывает себя в зеркале и не может представить, что его кто-то может любить. Перед сном Николенька делится своими переживаниями с братом Володей, признается, что любит Сонечку Валахину, и в его словах проявляется вся детская неподдельная страстность его натуры. Он признается: «...когда я лежу и думаю о ней, бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать».

Через полгода отец получает из деревни письмо от маменьки о том, что она во время прогулки жестоко простудилась, слегла, и силы её тают с каждым днём. Она просит приехать и привезти Володю и Николеньку. Не медля, отец с сыновьями выезжают из Москвы. Самые страшные предчувствия подтверждаются — последние шесть дней маменька уже не встаёт. Она даже не может попрощаться с детьми — её открытые глаза ничего уже не видят... Маменька умирает в этот же день в ужасных страданиях, успев лишь попросить благословения для детей: «Матерь божия, не оставь их!»

 

На другой день Николенька видит маменьку в гробу и не может примириться с мыслью, что это жёлтое и восковое лицо принадлежит той, кого он любил больше всего в жизни. Крестьянская девочка, которую подносят к покойнице, страшно кричит в ужасе, кричит и выбегает из комнаты Николенька, поражённый горькой истиной и отчаянием перед непостижимостью смерти.

 

Через три дня после похорон весь дом переезжает в Москву, и со смертью матери для Николеньки заканчивается счастливая пора детства. Приезжая потом в деревню, он всегда приходит на могилу матушки, недалеко от которой похоронили верную до последних дней их дому Наталью Савишну.

 

Николенька Иртеньев , брат Володя, Карл Иваныч, Наталья Савишна

чистая и ясная любовь к родителям. («Улыбка») Лицо матушки — прекрасное, ангельское. Отец - человек, к-ый «нравится всем без исключения». В Москву, к бабушке =>расстроенный КИ, охота, юродивый, последние игры (любовь к Катеньке). На именины бабушки - стихи

Новые люди: княгиня Корнакова, князь Иван Иваныч, родственники Ивины — 3 мальчика.

При общении с ними развиваются гл. его качества: природная тонкая наблюдательность, противоречивость в собственных чувствах. Любовь - Сонечка Валахина: «...когда я лежу и думаю о ней, бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать». Смерть матери. (гроб - крестьянская девочка) =>через 3 дня в М.

 

«Отрочество» потребность любить всех окружающих теряет остроту.На месте любви-разум, логика, рассудок.Герою открываются основы всех философских систем:

стоицизм-счастье не зависит от внешних причин, есть что-то внутри, чего достаточно.

идеи эпикурейства-каждый генерал мечтает стать солдтом (образно)

Салепсизм и скептизм- кроме меня никого не существует, мир существует в его сознании, каждый видит зеленый лист по своему, сознание-прибор, вне сознания нет мира.

Любовь: видит со стороны люовь горничной Маши и и портного Василия и не может понять как любовь может быть такой жестокой.

Дружба: встреча с другом Володи-Нехлюдовым, Николенька восхищается им. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Самлслвершенствование: Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесёт ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания.

Времяпрепровождение: один в своих мыслях.

 

Умеет понимать поступки других людей (горе бабушки после смерти любимой дочери). Волнение из-за горничной Маши (+портной Василий – как такие грубые отношения – любовь?). Убеждён в своей уродливости. Одиночество. Бабушке доносят (мальчики играются с порохом) Карл Иваныч уволен - новый гувернёр-француз (- дерзость, ударяет – заперт в чулан; ключик+папин портфель, конвульсии, выздоравливает);.Круг мыслей широк, часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил...»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Замечает изменения (брат и сёстры, стареющий отец - к детям особенная нежность, смерть бабушки —оскорбляют разговоры о наследстве). Готовится в математический фак. и учится ок. Недостатки отрочества (гл. - склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесёт ему в жизни много вреда). Попытки самовоспитания. К Володе приятели — адъютант Дубков и студент князь ДмитрийНехлюдов (становятся друзьями). Постоянно совершенствоваться самому =>исправить всё человечество — начало юности.

Краткое содержание:  Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознаёт всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Ещё одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убеждён в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречён.

 

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернёром. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

 

С новым гувернёром-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него,Николенька ведёт себя непредсказуемо — ударяет гувернёра, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» — кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают за его непонятную болезнь.

 

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединённые размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил...»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сёстрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки — и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство...

До поступления в университет Николеньке остаётся несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесёт ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели — адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество — к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

«Юность» Здесь автор отказывается от внешней динамической организации сюжета, то есть дается не описание событий, а раскрываются переживания и впечатления, возникающие под влиянием тех или иных событий. Таким образом, сюжет строится на динамике внутренней жизни, а события и ситуации направляют ход рас- суждений.

Психологический анализ преобладает над изображением внешних событий и является основой развития сюжета. Толстой использует здесь внесюжетные формы, например моралистический материал, собственную оценку. В центре данного произведения — история человеческой души. При этом писатель широко пользуется «языком тела»: подробно описывает походку, поворот головы, глаза, взгляд, интонации речи, движения рук.

В «Юности» Толстой уже в основном сформулировал закон нравственного самосовершенствования. Это внутренний поиск добра и правды, беспредельная потребность любви, стремление образовать свой разум, воспитать волю, отвращение к праздной жизни, борьба с самолюбием, тщеславием и равнодушием.

В данном произведении постоянно сочетается Толстой — художник и Толстой — моралист.

Николай начинает понимать, что взросление — не простое изменение во времени, а медленное становление души.

16 лет. Тетрадь с обязанностями и правилами. Исповедь у духовника – грех забыл, спешит исповедоваться - рассказывает извозчику: «А что, барин, ваше дело господское». Зачислен в ун-тет. Кузьма, пролётка и гнедой Красавчик. Едут отмечать – подражает Дубкову и Володе (ссора с неким Колпиковым) Отправляется делать визиты. Он посещает Валахиных, Корнаковых, Ивиных, князя Иван Иваныча, с трудом выдерживая долгие часы принуждённых бесед. Благодаря беседам с Дмитрием, Николай начинает понимать, что взросление — медленное становление души. Способность видеть и чувствовать самые тонкие оттенки красоты природы. Отец жениться. Проваливает экзамены.

Краткое содержание:  Идёт шестнадцатая весна Николая Иртеньева. Он готовится к экзаменам в университет, переполнен мечтаниями и размышлениями о будущем своём предназначении. Чтобы яснее определить цель жизни, Николай заводит отдельную тетрадь, куда записывает обязанности и правила, необходимые для нравственного совершенствования. В страстную среду в дом приезжает седой монах, духовник. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком. Но ночью он вдруг вспоминает один свой стыдный грех, который скрыл на исповеди. Он почти не спит до утра и в шестом часу спешит на извозчике в монастырь, чтобы исповедаться вновь. Радостный, Николенька возвращается обратно, ему кажется, что лучше и чище его нет человека на свете. Он не удерживается и рассказывает о своей исповеди извозчику. И тот отвечает: «А что, барин, ваше дело господское». Радостное чувство улетучивается, и Николай даже испытывает некоторое недоверие к своим прекрасным наклонностям и качествам.

 

Николай успешно выдерживает экзамены и зачислен в университет. Домашние поздравляют его. По приказанию отца, в полное распоряжение Николая поступают кучер Кузьма, пролётка и гнедой Красавчик. Решив, что он уже совсем взрослый, Николай покупает на Кузнецком мосту много разных безделушек, трубку и табак. Дома он пытается закурить, но чувствует тошноту и слабость. Заехавший за ним Дмитрий Нехлюдов укоряет Николая, разъясняя всю глупость курения. Друзья вместе с Володей и Дубковым едут в ресторан отмечать поступление младшего Иртеньева в университет. Наблюдая поведение молодых людей, Николай замечает, что Нехлюдов отличается от Володи и Дубкова в лучшую, правильную сторону: он не курит, не играет в карты, не рассказывает о любовных похождениях. Но Николаю из-за мальчишеского восторга перед взрослой жизнью хочется подражать именно Володе с Дубковым. Он пьёт шампанское, закуривает в ресторане папиросу от горящей свечи, которая стоит на столе перед незнакомыми людьми. В результате возникает ссора с неким Колпиковым. Николай чувствует себя оскорблённым, но всю свою обиду срывает на Дубкове, несправедливо накричав на него. Понимая всю ребячливость поведения своего друга, Нехлюдов успокаивает и утешает его.

 

На следующий день по приказанию отца Николенька отправляется, как уже вполне взрослый человек, делать визиты. Он посещает Валахиных, Корнаковых, Ивиных, князя Иван Иваныча, с трудом выдерживая долгие часы принуждённых бесед. Свободно и легко Николай чувствует себя лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево. По дороге друзья беседуют на разные темы, Николай признается в том, что в последнее время совершенно запутался в разнообразии новых впечатлений. Ему нравится в Дмитрии спокойная рассудительность без оттенка назидательности, свободный и благородный ум, нравится, что Нехлюдов простил постыдную историю в ресторане, как бы не придав ей особенного значения. Благодаря беседам с Дмитрием, Николай начинает понимать, что взросление — не простое изменение во времени, а медленное становление души. Он восхищается другом все больше и, засыпая после разговора в доме Нехлюдовых, думает о том, как было бы хорошо, если бы Дмитрий женился на его сестре или, наоборот, он женился на сестре Дмитрия.

 

На другой день Николай на почтовых уезжает в деревню, где воспоминания о детстве, о маменьке с новой силой оживают в нем. Он много думает, размышляет о своём будущем месте в свете, о понятии благовоспитанности, которое требует огромного внутреннего труда над собой.Наслаждаясь деревенской жизнью, Николай с радостью осознает в себе способность видеть и чувствовать самые тонкие оттенки красоты природы.

 

Отец в сорок восемь лет женится во второй раз. Дети мачеху не любят, у отца с новой женой через несколько месяцев складываются отношения «тихой ненависти».

 

С началом учёбы в университете Николаю кажется, что он растворяется в массе таких же студентов и во многом разочарован новой жизнью. Он мечется от разговоров с Нехлюдовым до участия в студенческих кутежах, которые осуждаемы его другом. Иртеньева раздражают условности светского общества, которые кажутся в большей своей части притворством ничтожных людей. Среди студентов у Николая появляются новые знакомые, и он замечает, что главной заботой у этих людей является получение от жизни прежде всего удовольствия. Под влиянием новых знакомых он неосознанно следует такому же принципу. Небрежность в учёбе приносит свои плоды: на первом экзамене Николай проваливается. Три дня он не выходит из комнаты, чувствует себя истинно несчастливым и потерявшим всю прежнюю радость жизни. Дмитрий посещает его, но из-за охлаждения, которое наступает в их дружбе, сочувствие Нехлюдова кажется Николаю снисходительным и поэтому оскорбительным.

 

Однажды поздно вечером Николай достаёт тетрадь, на которой написано: «Правила жизни». От нахлынувших чувств, связанных с юношескими мечтаниями, он плачет, но уже слезами не отчаяния, а раскаяния и морального порыва. Он решается вновь писать правила жизни и никогда уже не изменять им. Первая половина юности заканчивается в ожидании следующей, более счастливой.

 

3. «Семейноесчастье» Л. Н. Толстого1859

"Семейное счастие", действительно, во многом уникально. Во-первых, оно замыкает начальный этап литературной деятельности Толстого. Это произведение в полном смысле слова кризисное. Именно после "Семейного счастия" Толстой "уходит" из литературы к педагогической и хозяйственной деятельности.

Во-вторых, именно о "Семейном счастии" Толстой отзывался так резко негативно, как ни о каком другом своем произведении. ":Я увидал какое постыдное пятно, не только авторское, но и человеческое - это мерзкое сочинение.

В-третьих, наконец, "Семейное счастие" уникально тем, что это единственное в творчестве писателя произведение, написанное от лица женщины, в форме записок, которые ведет героиня повести Маша.

Считают, что форма повествования от первого лица "потребовала отказаться от двух существенных преимуществ толстовской манеры - от сложного многоступенчатого психологического анализа и от пластичного описания вещного и душевного мира (:). Но и "перевоплотиться" в свою повествовательницу автору не удалось в полной мере

Пейзаж у Толстого, как и у Тургенева, служит эмоциональным аккомпанементом и лирической параллелью к душевным настроениям и переживаниям героя.В сцене посещения Сергеем Михайловичем дома героини Маша с сестрой и няней сидят на террасе, собираясь пить чай. Весенний пейзаж в этой сцене служит прелюдией к первому робкому разговору о возможной женитьбе и к осознанию Машей того, что она любит

Траур по матери, Рассказчица Маша(17 лет), Катя, гувернантка, и Соня, меньшая сестра

Сергей Михайлович, опекун, друг покойного отца. Играла на фортепиано. Иван - сын

Из деревни в город. Балы. Светская жизнь. Смерть его матери, Татьяны Семёновны – сложно быть в Никольском, поехали на воды – роман с маркизом Д.

С этого дня кончился мой роман с мужем; старое чувство стало дорогим, невозвратимым воспоминанием, а новое чувство любви к детям и к отцу моих детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни, которую я еще не прожила в настоящую минуту...

 

Война и мир». Т. 2.

роман-эпопея «Война и мир» (1863—1869). По громадному охвату событий, по числу действующих лиц, по художественной мощи это произведение не имеет равных в мировой литературе. «Война и мир» — русская национальная эпопея. В этом романе нашел отражение национальный характер великого русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба.

Три основные мысли, которые раскрывает Л. Н. Толстой. Это мысль семейная, мысль народная и мысль духовная.

1. Мысль семейная в романе «Война и мир»

Ее удобно проследить в том, как Толстой изображает три семейства в романе — семьи Болконских, Ростовых и Курагиных. 

• Семья Болконских — это старый князь Болконский и его дети — Андрей и Марья. Основные черты этого семейства — следование разуму, строгость, гордость, приличие, сильное чувство патриотизма.

• Семья Ростовых по смыслу противопоставлена семье Болконских в том, что главное для Болконских — это разум, а для Ростовых — это чувства. Основные черты семейства Ростовых — доброта, щедрость, благородство, нравственная чистота, близость к народу, великодушие, открытость, гостеприимство, приветливость.

• Курагины — это старый князь Василий и три его ребенка: Элен, Ипполит и Анатоль. Для этой семьи самое важное — это хорошее материальное положение и статус в обществе, друг с другом они связаны только кровным родством.

2. Мысль народная

В ней отражается глубина и величие русского народа. Толстой показал в своем романе народ так, что он не кажется безликой массой, люди у него разумны, именно они меняют и двигают вперед историю.

• Платон Каратаев. Это смиренный человек, который всех одинаково любит, он принимает все невзгоды, которые происходят в его жизни, однако не является мягким и безвольным. Платон Каратаев в романе — символ народной мудрости, воспитанной в русских людях с давних времен.

• Артиллеристы Раевского боятся смерти в бою, однако по ним этого не видно. Они не привыкли много говорить, они привыкли доказывать свою преданность Родине своими делами, поэтому молча защищают ее.

• Кутузов естественен, близок к солдатам, к народу, поэтому и любим своими подчиненными и обычными людьми. Это мудрый полководец, который понимает, что ничего изменить не может, поэтому он лишь немного старается изменить ход событий. Наполеон самовлюблен, что не может быть одобрено солдатами, Кутузов же — словно отец для своих воинов, кроме того, ему не нужна громкая слава, как Наполеону, поэтому его ценят и любят.

3. Мысль духовная

Заключается она в духовном развитии основных персонажей. Гармонии достигают те герои, которые развиваются, не стоят на месте.

• Андрей Болконский. В начале романа — это образованный умный молодой человек, который видит всю пошлость дворянского окружения. Ему хочется вырваться из этой атмосферы, он стремится совершить подвиг и обрести славу, поэтому отправляется в армию. На поле боя он видит, насколько ужасна война, солдаты ожесточенно пытаются убить друг друга, чтобы их самих не убили, патриотизм здесь фальшив. Андрея ранят, он падает на спину и видит чистое небо над головой. Создается контраст между убивающими друг друга солдатами и чистым мягким небом. В этот момент князь Андрей понимает, что в жизни есть вещи поважнее славы и войны, Наполеон перестает быть его кумиром. Это переломный момент в душе Андрея Болконского. Позже он решает, что будет жить для своих близких и себя в семейном мире, однако он слишком деятелен, чтобы замкнуться только на этом. Андрей возрождается к жизни, он хочет помогать людям и жить для них, он наконец-то понимает смысл христианской любви, однако светлые порывы его души обрываются смертью героя на поле сражения.

• Пьер Безухов также ищет смысл своей жизни. В начале романа, не находя, чем ему заняться, Пьер ведет разгульную жизнь. При этом он понимает, что такая жизнь не для него, но сил бросить ее у него пока нет. Он слабоволен и чересчур доверчив, поэтому легко попадает в сети Элен Курагиной. Однако их брак продлился недолго, Пьер понял, что его обманули, и расторгнул брак. Пережив свое горе, Пьер вступил в масонскую ложу, где и нашел себе применение. Однако увидев корысть и бесчестие в масонской ложе, Пьер ее покидает. Сражение на Бородинском поле сильно меняет мировоззрение Пьера, он видит доселе незнакомый ему мир простых солдат и сам хочет стать солдатом. Позже Пьер попадает в плен, где видит военный суд и казнь русских солдат. В плену он знакомится с Платоном Каратаевым, который сильно влияет на представления Пьера о добре и зле. В конце романа Пьер женится на Наташе, вместе они обретают семейное счастье. Пьер недоволен положением в стране, ему не нравится политический гнет, и он считает, что все можно изменить, объединившись с честными людьми и начав действовать с ними заодно. Вот таким образом происходит духовное развитие Пьера Безухова на протяжении всего романа, он наконец-то понимает, что лучшее для него — это бороться за счастье и благополучие русского народа.

Что движет историей? Проведение. Итостория слагается из воль отдельных людей. Наполеон полагает, что двигает историю, но история движется солдатами и Наташами Ростовыми. Историю и можно предвидеть и нельзя, можно, когда разнонаправленные воли складываются в одну (война 1812).

 

Т. 1

Федор Долохов

Василий Курагин, Элен

В Лысых Горах, имении Николая Андреевича Болконского (дочь Марье), Андрей с беременной женой Лизой. Осень 1805 г.; русская армия в Австрии принимает участие в походе союзных государств (Австрии и Пруссии) против Наполеона. Кутузов,. Юнкер Николай Ростов с ротмистром Василием Денисовым (кошелёк взял поручик Телянин

Во время Шенграбенского сражения Ростов ранен; он видит приближающихся французов и «с чувством зайца, убегающего от собак» бежит. Император Александр, Аустерлицкое сражение. Кутузов (спит на совете + не приказывает). Андрей хочет славы и готов отдать за неё все: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». «Вот прекрасная смерть», — говорит Наполеон, оставлен на попечение жителей.

Краткоесодержаниетом2:

НиколайРостовприезжаетвотпускдомой; Денисоведетсним. Ростоввезде—идома, изнакомыми, тоестьвсейМосквой—приняткакгерой; онсближаетсясДолоховым(истановитсяоднимизегосекундантовнадуэлисБезуховым). ДолоховделаетпредложениеСоне, нота, влюблённаявНиколая, отказывает; напрощальнойпирушке, устроеннойДолоховымдлясвоихдрузейпередотъездомвармию, онобыгрываетРостова(по-видимому, невполнечестно) накрупнуюсумму, какбымстяемузаСонинотказ.

 

ВдомеРостовыхцаритатмосферавлюблённостиивеселья, создаваемаяпреждевсегоНаташей. Онапрекраснопоёт, танцует(набалууИогеля, учителятанцев, НаташатанцуетмазуркусДенисовым, чтовызываетобщеевосхищение). КогдаРостовпослепроигрышавозвращаетсядомойвугнетённомсостоянии, онслышитпениеНаташиизабываетобовсем—опроигрыше, оДолохове: «всеэтовздор<…>авотоно—настоящее». Николайпризнаетсяотцувпроигрыше; когдаудаётсясобратьнужнуюсумму, онуезжаетвармию. Денисов, восхищённыйНаташей, проситеёруки, получаетотказиуезжает.

 

ВЛысыхГорахвдекабре1805 г. побывалкнязьВасилийсмладшимсыном—Анатолем; цельКурагинасостоялавтом, чтобыженитьсвоегобеспутногосынанабогатойнаследнице—княжнеМарье. КняжнунеобычайновзволновалприездАнатоля; старыйкнязьнехотелэтогобрака—оннелюбилКурагиныхинехотелрасставатьсясдочерью. СлучайнокняжнаМарьязамечаетАнатоля, обнимающегоеёкомпаньонку-француженку, m-lle Бурьен; крадостисвоегоотца, онаотказываетАнатолю.

 

ПослеАустерлицкогосражениястарыйкнязьполучаетписьмоотКутузова, вкоторомсказано, чтокнязьАндрей«палгероем, достойнымсвоегоотцаисвоегоотечества». Тамжеговорится, чтосредиубитыхБолконскийнеобнаружен; этопозволяетнадеяться, чтокнязьАндрейжив. МеждутемкнягиняЛиза, женаАндрея, должнародить, ивсамуюночьродоввозвращаетсяАндрей. КнягиняЛизаумирает; наеёмёртвомлицеБолконскийчитаетвопрос: «Чтовысомнойсделали?»—чувствовиныпередпокойнойженойболеенеоставляетего.

 

ПьераБезуховамучаетвопрососвязиегоженысДолоховым: намёкизнакомыхианонимноеписьмопостоянновозбуждаютэтотвопрос. НаобедевмосковскомАнглийскомклубе, устроенномвчестьБагратиона, междуБезуховымиДолоховымвспыхиваетссора; ПьервызываетДолохованадуэль, накоторойон(неумеющийстрелятьиникогданедержавшийпреждепистолетавруках) ранитсвоегопротивника.ПослетяжёлогообъяснениясЭленПьеруезжаетизМосквывПетербург, оставивейдоверенностьнауправлениесвоимивеликорусскимиимениями(чтосоставляетбольшуючастьегосостояния).

 

ПодорогевПетербургБезуховостанавливаетсянапочтовойстанциивТоржке, гдезнакомитсясизвестныммасономОсипомАлексеевичемБаздеевым, которыйнаставляетего—разочарованного, растерянного, незнающего, какизачемжитьдальше, —идаётемурекомендательноеписьмокодномуизпетербургскихмасонов. ПоприездеПьервступаетвмасонскуюложу: онввосторгеототкрывшейсяемуистины, хотясамритуалпосвящениявмасоныегонесколькосмущает. Преисполненныйжеланияделатьдоброближним, вчастностисвоимкрестьянам, ПьередетвсвоиимениявКиевскойгубернии. Тамоноченьрьяноприступаеткреформам, но, неимея«практическойцепкости», оказываетсявполнеобманутымсвоимуправляющим.

 

Возвращаясьизюжногопутешествия, ПьернавещаетсвоегодругаБолконскоговегоименииБогучарово. КнязьАндрейпослеАустерлицатвёрдорешилнигденеслужить(чтобыотделатьсяотдействительнойслужбы, онпринялдолжностьпосборуополченияподначаломсвоегоотца). Всеегозаботызамыкаютсянасыне. Пьерзамечает«потухший, мёртвыйвзгляд»своегодруга, егоотрешённость. ЭнтузиазмПьера, егоновыевзглядырезкоконтрастируютсоскептическимнастроениемБолконского; князьАндрейполагает, чтонишколы, нибольницыдлякрестьянненужны, аотменитькрепостноеправонужнонедлякрестьян—онипривыкликнему, —адляпомещиков, которыхразвращаетнеограниченнаявластьнаддругимилюдьми. КогдадрузьяотправляютсявЛысыеГоры, котцуисестрекнязяАндрея, междунимипроисходитразговор(напаромевовремяпереправы): ПьеризлагаеткнязюАндреюсвоиновыевзгляды(«мыживёмненынчетольконаэтомклочкеземли, ажилиибудемжитьвечнотам, вовсем»), иБолконскийвпервыепослеАустерлицавидит«высокое, вечноенебо»; «что-толучшее, чтобыловнем, вдруградостнопроснулосьвегодуше». ПокаПьербылвЛысыхГорах, оннаслаждалсяблизкими, дружескимиотношенияминетолькоскняземАндреем, ноисовсемиегороднымиидомашними; дляБолконскогосовстречисПьеромначалась(внутренне) новаяжизнь.

 

Возвратившисьизотпускавполк, НиколайРостовпочувствовалсебякакдома. Всебылоясно, заранееизвестно; правда, нужнобылодуматьотом, чемкормитьлюдейилошадей, —отголодаиболезнейполкпотерялпочтиполовинулюдей. Денисоврешаетсяотбитьтранспортспродовольствием, назначенныйпехотномуполку; вызванныйвштаб, онвстречаеттамТелянина(вдолжностиобер-провиантмейстера), избиваетегоизаэтодолженпредстатьпередсудом. Воспользовавшисьтем, чтоонбыллегкоранен, Денисовотправляетсявгоспиталь. РостовнавещаетДенисовавгоспитале—егопоражаетвидбольныхсолдат, лежащихнасоломеинашинеляхнаполу, запахгниющеготела; вофицерскихпалатахонвстречаетТушина, потерявшегоруку, иДенисова, которыйпосленекоторыхуговоровсоглашаетсяподатьгосударюпросьбуопомиловании.

 

СэтимписьмомРостовотправляетсявТильзит, гдепроисходитсвиданиедвухимператоров—АлександраиНаполеона. НаквартиреБорисаДрубецкого, зачисленноговсвитурусскогоимператора, Николайвидитвчерашнихврагов—французскихофицеров, скоторымиохотнообщаетсяДрубецкой. Всеэто—инеожиданнаядружбаобожаемогоцарясвчерашнимузурпаторомБонапартом, исвободноедружескоеобщениесвитскихофицеровсфранцузами—всераздражаетРостова. Оннеможетпонять, зачемнужныбылисражения, оторванныерукииноги, еслиимператорытаклюбезныдругсдругоминаграждаютдругдругаисолдатнеприятельскихармийвысшимиорденамисвоихстран. СлучайноемуудаётсяпередатьписьмоспросьбойДенисовазнакомомугенералу, атототдаётегоцарю, ноАлександротказывает: «законсильнееменя». СтрашныесомнениявдушеРостовакончаютсятем, чтоонубеждаетзнакомыхофицеров, какион, недовольныхмиромсНаполеоном, аглавное—себявтом, чтогосударьзнаетлучше, чтонужноделать. А«нашедело—рубитьсяинедумать», —говоритон, заглушаясвоисомнениявином.

 

Тепредприятия, которыезатеялусебяПьеринесмогдовестинидокакогорезультата, былиисполненыкняземАндреем. Онперевёлтристадушввольныехлебопашцы(т. е. освободилоткрепостнойзависимости) ; заменилбарщинуоброкомвдругихимениях; крестьянскихдетейначалиучитьграмотеит. д. Весной1809 г. Болконскийпоехалподеламврязанскиеимения. Подорогеонзамечает, каквсевокругзеленоисолнечно; толькоогромныйстарыйдуб«нехотелподчинятьсяобаяниювесны»—князюАндреювладсвидомэтогокорявогодубакажется, чтожизньегокончена.

 

ПоопекунскимделамБолконскомунужноувидетьсясИльёйРостовым—уезднымпредводителемдворянства, икнязьАндрейедетвОтрадное, имениеРостовых. НочьюкнязьАндрейслышитразговорНаташииСони: Наташаполнавосторгаотпрелестиночи, ивдушекнязяАндрея«подняласьнеожиданнаяпутаницамолодыхмыслейинадежд». Когда—ужевиюле—онпроезжалтусамуюрощу, гдевиделстарыйкорявыйдуб, тотпреобразился: «сквозьстолетнююжёсткуюкорупробилисьбезсучковсочныемолодыелистья». «Нет, жизньнеконченавтридцатьодингод», —решаеткнязьАндрей; онедетвПетербург, чтобы«принятьдеятельноеучастиевжизни».

 

ВПетербургеБолконскийсближаетсясоСперанским—государственнымсекретарём, близкимкимператоруэнергичнымреформатором. КСперанскомукнязьАндрейиспытываетчувствовосхищения, «п


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.