Международная система обозначений световых — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Международная система обозначений световых

2023-02-07 15
Международная система обозначений световых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Международная система обозначений световых

Приборов

Большое внимание уделяется нормированию характеристик автомобильных

световых приборов. В 1958 году в рамках Комитета по внутреннему транспортуЕвропейской экономической комиссии при ООН (ЕЭК ООН) было подписано«Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения ио взаимном признании официального утверждения оборудования и частей механических транспортных средств». В развитие этого Соглашения разрабатывают прилагаемые к нему Правила. Отечественные стандарты на автомобильныесветовые приборы разрабатывают с учетом требований Правил ЕЭК ООН.

Разработке единых технических требований, предъявляемых к структурномусоставу осветительных и светосигнальных приборов, к их светотехническим характеристикам, способствовало развитие Международных автомобильных перевозок.

На соответствие Правилам ЕЭК ООН световые приборы проверяются в спе-циальных светотехнических лабораториях. Автомобильные световые приборы,которые успешно прошли проверку на соответствие Правилам ЕЭК ООН, получают знак международного утверждения.

Знак международного у тверждениянаноситсяна рассеиватель или основной корпус светового прибораи представляет собой круг, в котором проставлена буква Е и отличительный номер страны, выдавшей официальное утверждение. Порядковые номера странамприсвоены в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения (например, 2 - Франция; 4 - Нидерланды; 7 - Венгрия). Под кругом или справа от негоуказывают номер официального утверждения.

Под кругом над порядковым номером официального утверждения может стоять горизонтальная стрелка. Направленная вправо стрелка на фаре головногоосвещения говорит о том, что фара сконструирована для эксплуатации в странах с левосторонним движением на дорогах. Двухстороннюю стрелку имеют фары, которые за счет перемещения лампы или оптического элемента могут бытьиспользованы как при правосторон- нем, так и при левостороннемдвижении. Нафарах, используемых на дорогах с правосторонним движением, стрелка не ставится. Стрелка на рассеивателях светосигнальных фонарей указывает направление, в котором обеспечивается наибольший геометрический угол видимости в горизонталь- ной плоскости. При установке передних и задних указателей поворота острие стрелки должно быть направлено к наружной части автомобиля, априуста- новке боковых указателей поворота - к передней части автомобиля.

Над кругом знака официального утверждения фар головного освещения наносят квадрат, в который вписывают буквы С, ЯS, Н. Единичные буквы С или Я

 

 

 

6


 


 


 


ме того, они могут быть использованы в четырехфарных системах головного

освещения.

Сила тока, потребляемого лампой от источника электроэнергии, световой п о -

ток и световая отдача зависят от напряжения. Отечественная промышленность

выпускает лампы с номинальным напряжением 6, 12 и 24 В. Расчетное напря-

жение ламп выше и составляет соответственно 6,3-6,75, 12,6-13,5 и 28 В. При

повышении напряжения относительно расчетного значения увеличиваются си-

ла тока, температура спирали, световой поток и световая отдача, но резко с о -

кращается срок службы лампы. При понижении напряжения нить накала нагре-

вается меньше, поэтому световой поток и световая отдача уменьшаются. При

снижении напряжения на 5 0 - 6 0% лампа практически не излучает света.

Для повышения уровня унификации, стандартизации и сокращения номенкла-

туры световых приборов автомобилей различного целевого назначения выпус-

кают взаимозаменяемые лампы, независимо от их номинального напряжения.

Характеристики световых приборов обычно нормируют при установке в них

ламп, рассчитанных на номинальное напряжение 12 В. При других номинальных

напряжениях требуемые характеристики тех же световых приборов обеспечи-

вают за счет соответствующих изменений в конструкции лампы.

Напряжение питания ламп накаливания на автомобиле зависит от настройки

регулятора напряжения, состояния источников электроэнергии и цепей питания

световых приборов, от количества включенных потребителей, сечения и протя-

женности соединительных проводов. Лампы должны выдерживать возможные в

системе электрооборудования автомобиля колебания напряжения. Автомобиль-

ные лампы работают в условиях вибрации и тряски, поэтому они должны быть механически прочными. Крепление колбы к цоколю должно выдерживать усилие,прилагаемое к лампе, когда она вставляется в патрон или вынимается из него.

Лампы должны надежно удерживаться в патронах при значительных вибрациях,характерных для эксплуатации автомобиля. Снижение вибрационных нагрузок нанить накала и устройство для закрепления лампы в патроне достигается за счетэластичной подвески патрона или светового прибора на автомобиле.

Лампы накаливания отличаются по назначению, конструкции, по электриче-ским и светотехническим параметрам (табл. 8.2). Отечественные автомобиль-

ные лампы имеют обозначение типа (например, А 12-45+40), в которое входит

буква А (автомобильная), указание на величину номинального напряжения (6,12

или 24 В) и потребляемую мощность в Вт нитей накаливания дальнего и ближ-

него света. Значения мощности двухнитевых ламп пишутся одно за другим ч е -

рез знак «+». К перечисленным составляющим обозначения типа лампы может

быть через знак « - » добавлена цифра для указания модификации типа. В обо-

значении типа галогенных ламп (например, АКГ 12-60+55) дополнительно вве-

дены буквы К (кварцевая) и Г (галогенная). Буквенные обозначения МН и С о т -

носятся к миниатюрным и софитным лампам соответственно.

Для фар головного освещения с европейской системой светораспределения

выпускается единая двухнитевая лампа со специальным унифицированным

фланцевым цоколем типа P45t/41 (см. рис. 8.3, а). Фланец ступенчатой формы

напаян на цоколь диаметром 22 мм. Наличие двух базовых опорных поверхно-

стей фланца позволяет применять лампу в оптических элементах фар с фокус

 


 


 

 


 

 


 


 

охвата отражателей автомобильных фар не превышает 240°. Мелкие отражате-

ли с большим фокусным расстоянием применяют в прожекторах, так как они с о -

здают остронаправленный световой пучок с незначительным рассеиванием.

Поверхность отражателей, штампуемых из стали, покрывают слоем лака (для

создания более гладкой поверхности) и алюминируют. Коэффициент отражения

алюминиевого покрытия достигает 0,9. Качество отражающего слоя, так ж е как

и точность геометрической формы отражателя, существенно влияет на харак-

теристикисветораспределения фары.

Отражатели в оптических элементах автомобильных фар и прожекторов пре-

дохраняют от воздействия окружающей среды защитными стеклами. В фарах

головного освещения защитные стекла-рассеиватели осуществляют вторичное

распределение светового потока в вертикальной и горизонтальной плоскостях,

обеспечивая требуемый уровень освещенности на различных участках дорож-

ного полотна. При изготовлении в пресс-формах на внутренней поверхности

рассеивателя формируют линзы и призмы. Вертикальные цилиндрические лин-

зы рассеивают световой пучок в стороны. Сила света, максимальная вдоль о п -

тической оси фары, постепенно уменьшается при отклонении от оптической оси

в горизонтальной плоскости и резко падает при отклонении луча вверх или

вниз. Двойной угол рассеивания, в котором сила света снижается до 8 - 1 0% от

максимального значения (световой пучок максимальной концентрации), состав-

ляет 18-24° в горизонтальной и 5 - 9 с в вертикальной плоскостях. Сферические

линзы позволяют получить световой пучок, одинаково рассеянный в обеих пло-

скостях. При эллипсоидных линзах получают различные углы рассеивания све-

тового пучка во взаимно перпендикулярных плоскостях. В случае использова-

ния призм добиваются изменения распространения части светового потока в

результате соответствующей ориентации ее преломляющей грани.

Автомобильные фары должны удовлетворять двум противоречивым требова-

ниям: хорошо освещать дорогу перед автомобилем и не ослеплять водителей

транспортных средств при встречном разъезде. Ослепление светом фар води-

телей встречных автомобилей является серьезной проблемой, непосредствен-

но связанной с обеспечением безопасности движения. В настоящее время она

частично решается применением двухрежимных систем головного освещения с

дальним и ближним светом.

Дальний свет фар предназначен для освещения дорожного полотна перед ав-

томобилем при отсутствии встречного транспорта. Ближний свет обеспечивает

освещение дороги перед автомобилем при движении в населенных пунктах или

при разъезде со встречным транспортным средством на шоссе. Ближний свет

значительно снижает ослепление участников дорожного движения при доста-

точном уровне освещенности дороги и правой стороны обочины. Фары головного

освещения должны обеспечивать необходимую видимость дороги и объектов на

ней при дальнем и ближнем свете. Переключение с дальнего света на ближний

при встречном разъезде должно осуществляться водителями обоих транспорт-

ных средств одновременно при расстоянии между машинами не менее 150 м.

Для получения дальнего и ближнего света в двухфарных системах освещения

используют двухнитевые лампы накаливания. Современные автомобили обору-

дуют фарами головного освещения с т.н. американской и европейской системами


 


 


 

Вертикальная линия Wnaэкране соответствует оси, а линии OG и OG - краям

правой полосы дороги, по которой движется автомобиль. Фактически линия OG

является осью дорожного полотна. Линия ОЕ приблизительно соответствует тра-

ектории глаз водителя встречного автомобиля. Линии OF и OF являются соответ-

ственно внешним краем и осевой линией левой полосы дороги. Контрольная точка

B50L находится на уровне глаз водителя встречного автомобиля, когда расстояние

между автомобилями равно 50 м. Точки 5OR и 75R характеризуют освещенность

правого края правой полосы дороги соответственно на расстояниях около 50 и 75м.

Опасная в отношении ослепления зона III расположена выше светотеневой

границы HOD. Для нее установлен очень низкий уровень допустимой освещен-

ности. Для зоны IV, отражающей видимость дорожного полотна, установлена

минимальная освещенность. В зоне II освещенность должна быть наивысшей.

Зона / соответствует участку дороги на расстоянии до 25 м перед автомобилем.

Чтобы избежать излишней яркости ближнего к автомобилю участка дороги и

чрезмерного контраста с более удаленными участками, для зоны I нормируют

максимально допустимый уровень освещенности. Для оптических элементов с

галогенными лампами введены дополнительные контрольные точки экрана

B75L, 50L и 50 V. Нормы освещенности экрана в контрольных точках и зонах э к -

рана для фар с галогенными лампами выше.

Фару, подвергаемую контрольной проверке, располагают на расстоянии 25 м

от вертикального экрана. Фара должна быть установлена таким образом, чтобы

левая горизонтальная часть светотеневой границы на экране находилась на

расстоянии 250 мм ниже горизонтальной плоскости, проходящей через фокус

отражателя фары (на 250 мм ниже нормали НН экрана). Направление лучей фа-

ры регулируется поворотом ее в вертикальной и горизонтальной плоскостях до

тех пор, пока левая горизонтальная часть светотеневой границы не совпадет с

нормалью Н Н экрана, а точка перелома этой границы - с точкой О. Правая на-

клонная часть светотеневой границы должна совпадать с линией OD, проведен-

ной из точки О под углом 15° к нормали НН экрана.

Освещенность измеряют люксметром, состоящим из измерителя и отдельно-

го фотоэлемента с насадками, помещая его в контрольных точках и зонах э к р а -

на. Измерение можно проводить, оставляя фотоэлемент неподвижным в точке

О и поворачивая фару в горизонтальной и вертикальной плоскостях на углы, с о -

ответствующие координатам контрольных точек.

Для проверки светораспределения дальнего света фар измеряют освещен-

ность в пяти точках экрана (рис. 8.9, б), расположенных на нормали НН, соот-

ветствующей горизонтальной плоскости, проходящей через фокус фары. Даль-

ний свет контролируют после проверки ближнего света, оставляя фары в том

же положении, что и при проверке ближнего света. Нормы освещенности в к о н -

трольных точках экрана (на расстоянии 25 м от фары) в соответствии с Прави-

лами ЕЭК ООН приведены в табл. 8.4.

Поворотом фары на небольшие углы в вертикальной и горизонтальной плос-

костях на экране отыскивают точку с максимальной освещенностью Етахи и з -

меряют эту освещенность. На экране показано приблизительное расположение

изолюкс, соответствующее Правилам 1 и 5 ЕЭК ООН.

Фары европейской системы имеют более рациональное светораспределение__

Сила света лучей, идущих выше оптической оси, у фар с американской системой

выше. Для точки B50L и зоны III контрольного экрана она составляет 800 и 1500

кд, тогда как для фар европейской системы - соответственно 200 и 440 кд. Сле-

довательно, ослепляющее действие фар американской системы больше. В то

же время освещенность дороги фарой американской системы при переключе-

нии с дальнего света на ближний меняется меньше. Фара европейской системы

по сравнению с фарой американской системы лучше освещает правую полосу

дороги и обочину. Однако при движении автомобиля по неровной дороге коле-

бания светотеневой границы приводят к быстрому утомлению зрения водителя.

Фары с американской системой светораспределения с размытым световым пуч-

ком ближнего света менее чувствительны к неровностям дороги.

 

 

Таблица 8.4. Нормы освещенности в контрольных точках экрана для

Дальнего света фар

И 5 8, 20 и 31

Габаритные фонари

Два передних и два задних габаритных фонаря сигнализируют о наличии и пример-

ной ширине транспортного средства Прицепы и полуприцепы имеют два габаритных

фонаря сзади, а при ширине более 1,6 м - еще и два передних. Автобусы с числом

пассажирских мест более 10 дополнительно снабжены двумя верхними габаритными

фонарями спереди, а также сзади. Углы видимости этих фонарей в горизонтальной

плоскости +80°, а в вертикальной +5° и -20°. Сила излучаемого света вдоль оси

40-60 кд для передних и 2 - 1 2 к д для задних и верхних габаритных фонарей.

Габаритные фонари располагают на равном расстоянии от плоскости симмет-

рии, на одинаковой высоте и в одной плоскости, перпендикулярной к продоль-

ной оси автомобиля.

Расстояние между фонарями по ширине не менее 600 мм, высота установки

габаритных фонарей 400-1500 мм. Верхние габаритные фонари автобусов рас-

положены на расстоянии не более 400 мм от плоскости верхнего габарита. Т а -

кое ж е расстояние до плоскости бокового габарита всех габаритных фэнарей.

На транспортном средстве длиной более 6 м установлены боковые габарит-

ные фонари оранжевого цвета. Фонари сигнализации открытых дверей указы-

вают на увеличение габарита автомобиля.

Стояночные фонари

Стояночные фонари в отличие от габаритных расходуют меньше электро-

энергии. Размещение и углы геометрической видимости двух белых стояночных

фонарей спереди и двух красных сзади такие же, к а к габаритных фонарей.

Обычно фонари стояночного света совмещают или группируют с габаритными

фонарями. Разрешается включать стояночные фонари только с одной стороны

автомобиля, наиболее удаленной от соответствующего края дорожного полотна.

Указатели поворота

Каждый автомобиль должен иметь два передних и два задних указателя по-

ворота, устанавливаемых на одной высоте (400-1500 мм) и на равном расстоя-

нии от продольной плоскости симметрии автомобиля.

Повышенная заметность светового сигнала о повороте достигается усилени-

ем силы света и работой в проблесковом режиме. Частота мигания сигнала у к а -

зателя поворота 1 - 2 с - 1 . При меньшей частоте сигнал может быть не замечен

вовремя участниками движения. С и т а л с частотой мигания более 2 с - 1 не воспри-

нимаетсяк а к мигающий. Сила света передних указателей поворота 175-700 кд, а

задних 50-200 кд. Сила света задних двухрежимных указателей 175-700 кд

днем и 4 0 - 1 2 0 к д ночью.

Боковые повторители указателей поворота обязательны для автомобилей

длиной более 6 м и для автомобилей с прицепами и полуприцепами. Боковые

повторители указателей поворота могут быть установлены на всех автомоби-

лях. Сила света их в переднем направлении 175-700 кд, а в заднем 0,3-200 кд.

Многие автомобили имеют аварийную сигнализацию о неисправности и вынуж-

денной остановке на проезжей части дорожного полотна.

Аварийная сигнализация - включение всех установленных на автомобиле

указателей поворота.

 


 


 


 


 


 


 


 


 

В салоне автобуса на высоте 1 м от пола освещенность должна быть

60-80 лк. При использовании ламп накаливания с низкой световой отдачей

(8-10 лм/Вт) в салоне устанавливается большое число плафонов, что не всегда

приемлемо ввиду ограниченной мощности генератора. Лампы накаливания, у с -

тановленные в плафонах, используют для освещения при длительных стоянках

автобуса. Для освещения салонов автобусов применяют в основном люминес-

центные лампы Л Б - 1 5 мощностью 15 Вт и Л Б - 3 0 мощностью 30 Вт со световой

отдачей 42 и 58 лм/Вт.

Люминесцентные лампы подключены к сети постоянного тока напряжением

12 или 24 В через преобразователи, на выходе которых переменный ток имеет

напряжение 127 или 220 В и частоту 24 кГц. При повышенной частоте обеспе-

чивается лучшее перезажигание во время переходов напряжения через нуль,

снижается шум и исчезает стробоскопический эффект. Каждый преобразова-

тель рассчитан на один светильник. Этим исключается необходимость про-

кладки между светильниками высоковольтных проводов и повышается элект-

робезопасность.

Люминесцентные лампы имеют больший, чем лампы накаливания, срок службы.

Конструкции подкапотного фонаря, фонарей освещения багажного отделения

и вещевого ящика зависят от их назначения. Подкапотный фонарь имеет пово-

ротный колпак, перекрывающий световые лучи от лампы, направленные в гла-

за водителя или механика. Фонарь освещения багажного отделения должен

быть защищен от возможного повреждения грузом. Светотехнические характе-

ристики этих приборов не нормированы.

Необходимая освещенность шкал контрольно-измерительных приборов и ци-

ферблатов часов в темное время суток достигается встроенными в них лампами

накаливания А 1 2 - 4 , АМН 12-3, А 24-2, АМН 2 4 - 3 и другими мощностью 0,8-4 Вт.

Комбинации приборов в общем корпусе с одним стеклом освещаются аналогич-

но отдельным приборам. При печатном монтаже приборных панелей перспек-

тивно применение бесцокольных ламп с гибкими металлическими выводами,

впаянными в стеклянный баллон.

Эффективность освещения прибора или комбинации приборов улучшается,

если цвет лампы соответствует цвету шкалы. Так, черная шкала с белыми

цифрами и красными концами стрелок лучше видна при освещении зеленым

светом. Число ламп, необходимых для освещения контрольно-измерительных

приборов, можно сократить при использовании световодов, которые предста-

вляют собой гибкий стержень или ж г у т тонких волокон из оптически прозрач-

ного материала. Достаточно установить лампу у одного из торцов световода,

чтобы из другого торца или отвода получить необходимую освещенность в л ю -

бых местах панели приборов.

Международная система обозначений световых

Приборов

Большое внимание уделяется нормированию характеристик автомобильных

световых приборов. В 1958 году в рамках Комитета по внутреннему транспортуЕвропейской экономической комиссии при ООН (ЕЭК ООН) было подписано«Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения ио взаимном признании официального утверждения оборудования и частей механических транспортных средств». В развитие этого Соглашения разрабатывают прилагаемые к нему Правила. Отечественные стандарты на автомобильныесветовые приборы разрабатывают с учетом требований Правил ЕЭК ООН.

Разработке единых технических требований, предъявляемых к структурномусоставу осветительных и светосигнальных приборов, к их светотехническим характеристикам, способствовало развитие Международных автомобильных перевозок.

На соответствие Правилам ЕЭК ООН световые приборы проверяются в спе-циальных светотехнических лабораториях. Автомобильные световые приборы,которые успешно прошли проверку на соответствие Правилам ЕЭК ООН, получают знак международного утверждения.

Знак международного у тверждениянаноситсяна рассеиватель или основной корпус светового прибораи представляет собой круг, в котором проставлена буква Е и отличительный номер страны, выдавшей официальное утверждение. Порядковые номера странамприсвоены в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения (например, 2 - Франция; 4 - Нидерланды; 7 - Венгрия). Под кругом или справа от негоуказывают номер официального утверждения.

Под кругом над порядковым номером официального утверждения может стоять горизонтальная стрелка. Направленная вправо стрелка на фаре головногоосвещения говорит о том, что фара сконструирована для эксплуатации в странах с левосторонним движением на дорогах. Двухстороннюю стрелку имеют фары, которые за счет перемещения лампы или оптического элемента могут бытьиспользованы как при правосторон- нем, так и при левостороннемдвижении. Нафарах, используемых на дорогах с правосторонним движением, стрелка не ставится. Стрелка на рассеивателях светосигнальных фонарей указывает направление, в котором обеспечивается наибольший геометрический угол видимости в горизонталь- ной плоскости. При установке передних и задних указателей поворота острие стрелки должно быть направлено к наружной части автомобиля, априуста- новке боковых указателей поворота - к передней части автомобиля.

Над кругом знака официального утверждения фар головного освещения наносят квадрат, в который вписывают буквы С, ЯS, Н. Единичные буквы С или Я

 

 

 

6


 


 


 


ме того, они могут быть использованы в четырехфарных системах головного

освещения.

Сила тока, потребляемого лампой от источника электроэнергии, световой п о -

ток и световая отдача зависят от напряжения. Отечественная промышленность

выпускает лампы с номинальным напряжением 6, 12 и 24 В. Расчетное напря-

жение ламп выше и составляет соответственно 6,3-6,75, 12,6-13,5 и 28 В. При

повышении напряжения относительно расчетного значения увеличиваются си-

ла тока, температура спирали, световой поток и световая отдача, но резко с о -

кращается срок службы лампы. При понижении напряжения нить накала нагре-

вается меньше, поэтому световой поток и световая отдача уменьшаются. При

снижении напряжения на 5 0 - 6 0% лампа практически не излучает света.

Для повышения уровня унификации, стандартизации и сокращения номенкла-

туры световых приборов автомобилей различного целевого назначения выпус-

кают взаимозаменяемые лампы, независимо от их номинального напряжения.

Характеристики световых приборов обычно нормируют при установке в них

ламп, рассчитанных на номинальное напряжение 12 В. При других номинальных

напряжениях требуемые характеристики тех же световых приборов обеспечи-

вают за счет соответствующих изменений в конструкции лампы.

Напряжение питания ламп накаливания на автомобиле зависит от настройки

регулятора напряжения, состояния источников электроэнергии и цепей питания

световых приборов, от количества включенных потребителей, сечения и протя-

женности соединительных проводов. Лампы должны выдерживать возможные в

системе электрооборудования автомобиля колебания напряжения. Автомобиль-

ные лампы работают в условиях вибрации и тряски, поэтому они должны быть механически прочными. Крепление колбы к цоколю должно выдерживать усилие,прилагаемое к лампе, когда она вставляется в патрон или вынимается из него.

Лампы должны надежно удерживаться в патронах при значительных вибрациях,характерных для эксплуатации автомобиля. Снижение вибрационных нагрузок нанить накала и устройство для закрепления лампы в патроне достигается за счетэластичной подвески патрона или светового прибора на автомобиле.

Лампы накаливания отличаются по назначению, конструкции, по электриче-ским и светотехническим параметрам (табл. 8.2). Отечественные автомобиль-

ные лампы имеют обозначение типа (например, А 12-45+40), в которое входит

буква А (автомобильная), указание на величину номинального напряжения (6,12

или 24 В) и потребляемую мощность в Вт нитей накаливания дальнего и ближ-

него света. Значения мощности двухнитевых ламп пишутся одно за другим ч е -

рез знак «+». К перечисленным составляющим обозначения типа лампы может

быть через знак « - » добавлена цифра для указания модификации типа. В обо-

значении типа галогенных ламп (например, АКГ 12-60+55) дополнительно вве-

дены буквы К (кварцевая) и Г (галогенная). Буквенные обозначения МН и С о т -

носятся к миниатюрным и софитным лампам соответственно.

Для фар головного освещения с европейской системой светораспределения

выпускается единая двухнитевая лампа со специальным унифицированным

фланцевым цоколем типа P45t/41 (см. рис. 8.3, а). Фланец ступенчатой формы

напаян на цоколь диаметром 22 мм. Наличие двух базовых опорных поверхно-

стей фланца позволяет применять лампу в оптических элементах фар с фокус

 


 


 

 


 

 


 


 

охвата отражателей автомобильных фар не превышает 240°. Мелкие отражате-

ли с большим фокусным расстоянием применяют в прожекторах, так как они с о -

здают остронаправленный световой пучок с незначительным рассеиванием.

Поверхность отражателей, штампуемых из стали, покрывают слоем лака (для

создания более гладкой поверхности) и алюминируют. Коэффициент отражения

алюминиевого покрытия достигает 0,9. Качество отражающего слоя, так ж е как

и точность геометрической формы отражателя, существенно влияет на харак-

теристикисветораспределения фары.

Отражатели в оптических элементах автомобильных фар и прожекторов пре-

дохраняют от воздействия окружающей среды защитными стеклами. В фарах

головного освещения защитные стекла-рассеиватели осуществляют вторичное

распределение светового потока в вертикальной и горизонтальной плоскостях,

обеспечивая требуемый уровень освещенности на различных участках дорож-

ного полотна. При изготовлении в пресс-формах на внутренней поверхности

рассеивателя формируют линзы и призмы. Вертикальные цилиндрические лин-

зы рассеивают световой пучок в стороны. Сила света, максимальная вдоль о п -

тической оси фары, постепенно уменьшается при отклонении от оптической оси

в горизонтальной плоскости и резко падает при отклонении луча вверх или

вниз. Двойной угол рассеивания, в котором сила света снижается до 8 - 1 0% от

максимального значения (световой пучок максимальной концентрации), состав-

ляет 18-24° в горизонтальной и 5 - 9 с в вертикальной плоскостях. Сферические

линзы позволяют получить световой пучок, одинаково рассеянный в обеих пло-

скостях. При эллипсоидных линзах получают различные углы рассеивания све-

тового пучка во взаимно перпендикулярных плоскостях. В случае использова-

ния призм добиваются изменения распространения части светового потока в

результате соответствующей ориентации ее преломляющей грани.

Автомобильные фары должны удовлетворять двум противоречивым требова-

ниям: хорошо освещать дорогу перед автомобилем и не ослеплять водителей

транспортных средств при встречном разъезде. Ослепление светом фар води-

телей встречных автомобилей является серьезной проблемой, непосредствен-

но связанной с обеспечением безопасности движения. В настоящее время она

частично решается применением двухрежимных систем головного освещения с

дальним и ближним светом.

Дальний свет фар предназначен для освещения дорожного полотна перед ав-

томобилем при отсутствии встречного транспорта. Ближний свет обеспечивает

освещение дороги перед автомобилем при движении в населенных пунктах или

при разъезде со встречным транспортным средством на шоссе. Ближний свет

значительно снижает ослепление участников дорожного движения при доста-

точном уровне освещенности дороги и правой стороны обочины. Фары головного

освещения должны обеспечивать необходимую видимость дороги и объектов на

ней при дальнем и ближнем свете. Переключение с дальнего света на ближний

при встречном разъезде должно осуществляться водителями обоих транспорт-

ных средств одновременно при расстоянии между машинами не менее 150 м.

Для получения дальнего и ближнего света в двухфарных системах освещения

используют двухнитевые лампы накаливания. Современные автомобили обору-

дуют фарами головного освещения с т.н. американской и европейской системами


 


 


 

Вертикальная линия Wnaэкране соответствует оси, а линии OG и OG - краям

правой полосы дороги, по которой движется автомобиль. Фактически линия OG

является осью дорожного полотна. Линия ОЕ приблизительно соответствует тра-

ектории глаз водителя встречного автомобиля. Линии OF и OF являются соответ-

ственно внешним краем и осевой линией левой полосы дороги. Контрольная точка

B50L находится на уровне глаз водителя встречного автомобиля, когда расстояние

между автомобилями равно 50 м. Точки 5OR и 75R характеризуют освещенность

правого края правой полосы дороги соответственно на расстояниях около 50 и 75м.

Опасная в отношении ослепления зона III расположена выше светотеневой

границы HOD. Для нее установлен очень низкий уровень допустимой освещен-

ности. Для зоны IV, отражающей видимость дорожного полотна, установлена

минимальная освещенность. В зоне II освещенность должна быть наивысшей.

Зона / соответствует участку дороги на расстоянии до 25 м перед автомобилем.

Чтобы избежать излишней яркости ближнего к автомобилю участка дороги и

чрезмерного контраста с более удаленными участками, для зоны I нормируют

максимально допустимый уровень освещенности. Для оптических элементов с

галогенными лампами введены дополнительные контрольные точки экрана

B75L, 50L и 50 V. Нормы освещенности экрана в контрольных точках и зонах э к -

рана для фар с галогенными лампами выше.

Фару, подвергаемую контрольной проверке, располагают на расстоянии 25 м

от вертикального экрана. Фара должна быть установлена таким образом, чтобы

левая горизонтальная часть светотеневой границы на экране находилась на

расстоянии 250 мм ниже горизонтальной плоскости, проходящей через фокус

отражателя фары (на 250 мм ниже нормали НН экрана). Направление лучей фа-

ры регулируется поворотом ее в вертикальной и горизонтальной плоскостях до

тех пор, пока левая горизонтальная часть светотеневой границы не совпадет с

нормалью Н Н экрана, а точка перелома этой границы - с точкой О. Правая на-

клонная часть светотеневой границы должна совпадать с линией OD, проведен-

ной из точки О под углом 15° к нормали НН экрана.

Освещенность измеряют люксметром, состоящим из измерителя и отдельно-

го фотоэлемента с насадками, помещая его в контрольных точках и зонах э к р а -

на. Измерение можно проводить, оставляя фотоэлемент неподвижным в точке

О и поворачивая фару в горизонтальной и вертикальной плоскостях на углы, с о -

ответствующие координатам контрольных точек.

Для проверки светораспределения дальнего света фар измеряют освещен-

ность в пяти точках экрана (рис. 8.9, б), расположенных на нормали НН, соот-

ветствующей горизонтальной плоскости, проходящей через фокус фары. Даль-

ний свет контролируют после проверки ближнего света, оставляя фары в том

же положении, что и при проверке ближнего света. Нормы освещенности в к о н -

трольных точках экрана (на расстоянии 25 м от фары) в соответствии с Прави-

лами ЕЭК ООН приведены в табл. 8.4.

Поворотом фары на небольшие углы в вертикальной и горизонтальной плос-

костях на экране отыскивают точку с максимальной освещенностью Етахи и з -

меряют эту освещенность. На экране показано приблизительное расположение

изолюкс, соответствующее Правилам 1 и 5 ЕЭК ООН.

Фары европейской системы имеют более рациональное светораспределение__

Сила света лучей, идущих выше оптической оси, у фар с американской системой

выше. Для точки B50L и зоны III контрольного экрана она составляет 800 и 1500

кд, тогда как для фар европейской системы - соответственно 200 и 440 кд. Сле-

довательно, ослепляющее действие фар американской системы больше. В то

же время освещенность дороги фарой американской системы при переключе-

нии с дальнего света на ближний меняется меньше. Фара европейской системы

по сравнению с фарой американской системы лучше освещает правую полосу

дороги и обочину. Однако при движении автомобиля по неровной дороге коле-

бания светотеневой гра


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.31 с.