Статья светлая с сорочьей ножкой и закидкой. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Статья светлая с сорочьей ножкой и закидкой.

2023-02-07 39
Статья светлая с сорочьей ножкой и закидкой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок первый.

А начнем мы с самого простого. Рассмотрим знамена, обозначающие один звук - "единогласостепенные".

Параклит

  Певческое значение Параклита - половина.

В переводе с греческого Параклит означает Утешитель. Этот знак часто ставится в начале всего песнопения, или какой-либо строки. Это напоминает нам о необходимости молитвы при пении и о том что перед началом его следует испросить благословение Утешителя.

Знамя Параклит в сочетании с особыми знаками дает иное певческое значение.

 

Разновидности Параклита.

 

Параклит с оттяжкой.

Параклит с отсечкой.

Параклит с подчашием.

Парклит с подверткой.

 

Крюк.

Певческое значение Крюка - половина.

 

Это знамя дало второе имя знаменной нотации - крюковая. Ставится он "на силах", то есть на ударных слогах, что означает выделение его силой голоса (см. напр. Азбуку Калашникова). В древних азбуках о крюке говорится, что его следует "возгласити".

Есть четыре разновидности крюка: простой, мрачный, светлый, тресветлый. Эти четыре крюка различаются относительной высотой звука. Согласно старинным азбукам, самый низкий из всех - простой крюк. Мрачный же крюк будет уже выше простого, светлый - выше мрачного, тресветлый - светлого. Получается своеобразная иерархия крюков.

      крюктресветлый  
    крюк светлый    
  крюк мрачный      
крюк простой        

Иногда встречается еще крюк светлый с сорочьей ножкой.

Он равен по значению крюку тресветлому.

Сочетания любого крюка с особыми знаками дают практически те же значения, что и с параклитом.

 

Разновидности Крюка.

Крюк с оттяжкой.  
Крюк с отсечкой.  
Крюк с подверткой.  
Крюк с подчашием.  
Крюк с ломкой.   Поется в попевке Рафатка 1-го и 5-го гласа, как ми-соль и ля-до (согласием выше).

Стопица

Значение Стопицы - половина.

Стопица - знак, указывающий на речитатив. В древних азбуках про него написано: "просто говорити".

Разновидности Стопицы несколько отличны от разновидностей Параклита и Крюка.

Разновидности Стопицы.

 

Стопица с очком.

Данное сочетание представляет собой отдельное знамя. Его значение не похоже на значение, к примеру, крюка с оттяжкой.

Стопица с отсечкой.

Стопицы с борзой пометой.

Использование борзой пометы между стопицами означает речитатив четвертями.

Запятая

Значение Запятой - половина.

Запятая - знамя, указывающее на мелодическую низину, или, по крайней мере, небольшую "ложбинку". В древних азбуках о ней говорится: "Запятая - ниско взят".

 

Разновидности запятой.

 

Запятая с отсечкой.

Запятая с крыжем.

Данное сочетание представляет отдельное знамя. Запятой с оттяжкой не существует.

 

Палка.

Значение Палки - половина.

Указывает на нисходящее движение мелодии. Как и положено, палка "бьет". "А палку перед статейкою ударяй больче и будет мастеровито так, в мастерстве ведется".

 

Разновидности Палки.

 

Палка с отсечкой.

Палка с подверткой.

 

Палка с ломкой.

В синодальных изданиях эта палка расшифрована как ми-фа. В пении старообрядцев-поморов - ре-фа.

Палка воздернутая.

Поется либо как фа-ми-фа-ми, либо как до-си-до-си (Смотри например попевку Наметка) - в зависимости от степенной пометы. В попевке Cкачок палка воздернутая поется за целую.

Вот и все. С половинками все ясно (ну, почти). Теперь главное - не забыть то, что уже выучили. Кстати, как там крюк светло-желтый возглашается? Все ясно. Петь пока рано. Придется сначала воспользоваться хитростью. Есть в нашем арсенале кое-какие штучки для обозначения высоты звука. Дело в том, что в начале XVII века мастера церковного пения, среди которых самым известным был Иван Шайдур, придумали степенные пометы, облегчающие жизнь бедным певчим. Степенные пометы - обыкновенные славянские буквы, которые пишутся киноварью (красными чернилами) слева от знамени и обозначают высоту звука. Если знамя состоит из нескольких звуков, то степенная помета будет указывать на верхний звук знамени.

Как хорошо видно на картинке, церковный (или обиходный) звукоряд разделен на четыре раздела, или согласия. Первое согласие, самое низкое, - простое. В нем находится три звука, обозначаемых с помощью степенных помет "глаголь с крыжем", "наш с крыжем" и "цы". Выше следует мрачное согласие. В нем - звуки, помечаемые как "глаголь", "наш", "слово" (в скорописи "слово" превратилось в точку). Далее - светлое согласие, в котором ставятся пометы "мыслете", "покой" и "веди" (скорописное). Тресветлое согласие содержит "мыслете с хохлом" (или с точкой), "покой с хохлом" и "веди с хохлом".

Легко видеть, что интервальные соотношения в каждом согласии одинаковые - верхний и нижний звуки согласия отстоят от центрального звука на большую секунду, а от соседних согласий - на малую секунду. Такое представление о звукоряде помогает на практике. Особенно это может пригодиться головщику для правильного вступления.

Есть еще одна степенная помета - "равно".

Название ее говорит само за себя - она обозначает пение знамени на прежней высоте. Обыкновенно за уровень, обозначаемый пометой "равно", принимается значение предыдущей степенной пометы.

Мы уже узнали довольно много нового. Самое время - поупражняться. Именно для этого и существуют "проучки". Первой проучкой нам послужит песня про Китовраса (еже есть Кентавр). :) Согласно одной древнерусской притче это существо обладало большой премудростью, но, тем не менее, Соломон оказался мудрее.

При обучении по проучкам сначала лучше разобрать - из каких знаков состоит строка, а потом внимательно послушать пример. Если это не помогло, то постарайтесь подпевать записи, глядя в крюки.

   
   
   

 

Урок второй.

 

Займемся теперь самыми "неторопливыми" знаменами. Речь у нас пойдет о статьях.

Простая статья.

Значение статьи - целая.

Ставится она, чаще всего, в конце попевки. А в азбуке о ней сказано: "постояти мало".

Статья светлая c облачком.

 

Статья мрачная c облачком.

 

Статья средняя закрытая.

 

 

Статья малая закрытая.

 

Статья с подверткой.

 

Подвертка первоначально писалась киноварью. Со временем она стала чернильной и авторы некоторых поздних азбук даже путают статью с подверткой и знамя полкулизмы.

Существует второй розвод статьи с подверткой - он употребляется только в сочетании со знаменем "дербица".

 

У статей, как и у крюков - своя иерархия:

Выше простой статьи стоит мрачная. А еще выше - светлая. Тресветлых статей не бывает, вместо них используются - статьи светлые с сорочьей ножкой.

Ниже статьи простой находится запятая с крыжем. Хоть это знамя и не относится к семейству статей она включена в эту последовательность по традиции. В самом нижнем регистре обретаются статья с запятой и с крыжем.

      С сороч ножкой
    Светлая  
  Мрачная    
Простая      
  Запятая с крыжем    
    Статья с запятой  
      Статья с крыжем

 

Теперь остановимся на некоторых подробностях.

Статья с сорочьей ножкой.

Значение статьи - целая. Используется относительно редко - чтобы обозначить движение мелодии выше светлой статьи.

Статья светлая.

Значение статьи - целая. Используется для обозначения мелодической вершины.

Запятая с крыжем.

Значение - целая. Однако в начале песнопения, или попевки - половина. Используется для обозначения низких звуков, особенно в начале песнопения или строки.

Вот и еще один урок закончен. Запаса свежеизученных крюков нам надолго хватит. Пора сделать передышку и занятсяпроуками. На этот раз примеры усложнены крюками с подчашием.

   
   
   

 

Урок третий.

 

1. Нисходящие знамена.

Мы не будем здесь касаться тех сочетаний, которые мы уже рассмотрели в качестве разновидностей основных знамен. Напомним лишь, что из этой группы нам уже известны:

Крюк с подчашием и крюк с подверткой.

Параклит с подчашием и с подверткой.

Стопица с очком.

Палка с подверткой.

К этому списку мы добавим теперь следующие знаки:

Подчашие.

Значение подчашия - две четверти вниз.

Подчашия произошли от знамени "крюк с подчашием", о чем свидетельствуют древнейшие азбуки. Однако не следует путать эти знамена: подчашие имеет собственное певческое значение и исполняется в два раза быстрее крюка с подчашием. Подчашие чаще ставится в тех местах, где требуется указать на временное повышение тона, как, например, в попевке "рафатка". По-моему подчашие должно звучать несколько весомее остальных нисходящих знамен.

Подчашия, как и крюки, делятся на простые, мрачные, светлые и тресветлые.

      Подчашиетресветлое
    Подчашие светлое  
  Подчашие мрачное    
Подчашие простое      

 

 

Встречается также Подчашие с сорочьей ножкой, которое соответствует тресветломуПодчашию.

У подчаший нет разновидностей и это облегчит нам задачу их изучения.

Чашка.

Значение Чашки - две четверти вниз.

Разновидности чашки.

Чашка полная.

Значение Чашки полной - половина и две четверти вниз. Чашка полная встречается в осьмом гласе.

 

Сложития.

Значение Сложитий - две четверти вниз.

Сложитияобозачают спуск с вершины.

Это знамя имеет достаточно много разновидностей. Особое внимание следует уделить следующим вариантам: простые сложития (с розсекой, или без нее) и сложития с запятой (с борзой и тихой пометами). Остальные знаки встречаются реже.

 

Разновидности сложитий

Сложития с розсекой

Розсека указывает на раздельность исполнения звуков сложитий, в отличие от сложитий с купной пометой. В рукописях старообрядцев поповского согласия эти сложития могут употребляться и без розсеки, с тем же певческим значением.

Сложития с оттяжкой

Сложития с запятой

С тихой пометой С борзой пометой  
В данном примере тихая и борзая пометы влияют не только на начальные, но и на конечные звуки знамени
 

Сложития с купной пометой

Голубчик.

Голубчик борзый. Голубчик тихий.
Значение - две четверти вверх. Значение - две половины вверх.

Это знамя согласно старинным азбукам нужно "проголкнути из гортани". Судя по значению слова "голкъ" в словаре Фасмера, голубчик следует петь динамичным, гортанным звуком.

Переводка.

С борзой пометой. С тихой пометой.
Значение - две четверти вверх. Значение - две половины вверх.

Из этой группы восходящих знамен голубчик и переводку объединяет общее свойство: оба знамени, как правило, не имеют степенной пометы, так как их значение зависит от высоты следующего знамени. Например: голубчик и крюк с пометой "покой" (соль). Голубчик "подводит" к крюку (соль) снизу ходом в две четверти: ми-фа.

Рассмотрим еще один случай - тихая переводка и статья с пометой "мыслете" (фа). В этом случае, по высоте статьи (фа) определяем, что переводка поется ре-ми (половинами).

Правило переводки.

Борзая переводка может употребляться как в функции голубчика борзого, так и в функции знамени, соединяющего две попевки. По словам старца Александра Мезенца переводка "овогда переведется, овогда же собою поется".

В тех случаях, когда переводка служит соединительным звеном между двумя попевками, статья, на которую оканчивается первая попевка, теряет половину своей длительности (эта половина как-бы переходит к переводке).

Это правило легко объяснить: добавляя в песнопение переводку, несущую вспомогательную, соединительную функцию, древнерусские певцы стремились сохранить изначальную длительность попевки. Поэтому переводка использует музыкальное время предшествующей статьи.

Скамейца

Это знамя, в отличие от голубчика и переводки, сопровождается степенной пометой.

Скамейца Скамейца тихая
Значение - две четверти вверх. Значение - две половины вверх.

Теперь - снова за проуки. На сей раз споем какое-нибудь простое церковное песнопение, например, ирмос 6-го гласа (пока без "подныривания"). Обратите внимание, что на слова "Богу" приходится оборот под названием "фотиза". Он часто встречается в песнопениях 2-го и 6-го гласов, например, в Догматике "Прейде сень" на слова "вместо Моисея". Обычно он записывается сокращенно (об этом мы поговорим позже), а в этом примере дан "в розводе", то есть выписан простыми знаменами.

 
 
 

 

Стрелы.

Однозвучные стрелы.

В эту группу входят всего две стрелы.

Простая стрела.

Значение ее - целая. В иерархии знамен, имеющих значение целой, эта стрела занимает место между мрачной и светлой статьями.

В азбуке о ней сказано: "стрела простая - потягнути". Иначе говоря, петь ее надо не как статью (постояти мало), а с движением.

 

Громная стрела.

Значение ее - целая.

В азбуке о ней сказано: "пет низко". B некоторых попевках это значение может меняться

 

Двузвучные стрелы.

Мрачная стрела. Крыжевая стрела.

Эти стрелы примерно совпадают по функции, но употребляются в разных попевках. Их певческое значение определяется так называемыми указательными пометами.

 

Указательные пометы.

1. Борзая помета Указывает на то, что в знамени есть борзые звуки
2. Тихая помета. Указывает на то, что в знамени есть тихие звуки.
3. Помета ломка. Указывает на то, что в знамени звуки следуют не подряд, а через ступень, или две.
4. Помета качка. Указывает на то, что в знамени звуки "качаются", т.е. чередуются "вниз-вверх".
5. Помета купная. Имеет то же начертание, что и качка, но пишется только при знамени сложития, снизу. Указывает на то, что первый звук следует спеть быстро и слитно.
6. Помета розсека. Пишется при знамени сложития, сверху. В отличие от пометы купная указывает на четкое, раздельное исполнение звуков.
7. Помета ударка. Указывает на то, что в знамени есть звук, который ударяется (акцентируется).
8. Помета зевок (закидка). Пишется над знаменем вместе со знаком сорочья ножка. Добавляет к последнему звуку знамени один краткий звук вверх. Если этот этот звук не обозначен отдельной степенной пометой, то его "закидывают" выше той высоты, которая обозначена основной пометой.

 

Сейчас нам пока потребуются только две из них - борзая и тихая. Обе относятся к скорости исполнения знамени. Борзо - значит скоро, а тихая - медленно.

Правило: от борзой и тихой помет зависит длительность тех звуков, с которых начинается знамя. Вот как повлияет наличие борзой и тихой помет на значение двузвучных стрел:

 

Мрачная стрела.

Крыжевая стрела.

С борзой пометой
С тихой пометой

Обратите внимание на то, что последний звук знамени остается неизменным! Он изменится только в том случае, если справа к знамени будет добавлен "особый знак", например, отсечка.

 

Стрела мрачная

Стрела крыжевая

с борзой пометой и отсечкой с борзой пометой и задержкой           с борзой пометой и подверткой           сборозой пометой сорочьей ножкой и зевком           сборозой пометой и облачком           с тихой пометой и задержкой           с тихой пометой и подверткой           с тихой пометой сорочьей ножкой и зевком           с тихой пометой и облачком

 

Трезвучные стрелы.

Светлая стрела.

Светлая с борзой пометой Светлая с тихой пометой
  иное значение в попевке Рожек:

 

Стрела поводная.

Поводная с борзой пометой Поводная с тихой пометой

 

Стрела громосветлая.

Громосветлая с борзой пометой Громосветлая с тихой пометой

Стрела громокрыжевая.

 

Четырехзвучные стрелы.

Стрела поездная

 

Стрелы светлая и громосветлая с сорочьми ножками приводятся в этом разделе, т.к. они, хоть и являются разновидностями светлой и громосветлой стрел, но встречаются довольно часто и на их запоминание следует обратить особое внимание.

Сложные знамена.

 

Два в челну.

С пометой качка.

С подобной пометой "полкулизмы большой".

Статья со змейцей.

Полкулизмы большой.

Полкулизмы.

Ключ.

Челюстка.

Паук.

1,2 8 гласы.
5 глас.
4 и 6 гласы.

Паук большой.

2 глас.
5 глас.
6 глас.

Хамила.

Высота хамилы зависит от высоты предыдущего знамени. Первый звук хамилы относится к предыдущему слогу Звук, предшествующий хамиле традиционно поется за целую.

2, 6 гласы.
1, 5, 8 гласы.
6 глас.
На конце песнопения.

Другие варианты роспевахамилы встречаются в розводах лиц и фит

Дербица.

Дербица обычно используется в сочетании со знаменем статья с подверткой.

Фотиза.

Прав ильное старинное название этого знамени - статья средняя закрытая. Название фотиза очевидно было позаимствовано певцами 18-19 вв. от одноименной попевки. Очевидно, особое название знамени подчеркивает оригинальный роспев статьи средней закрытой в некоторых гласах (2,3,6,8).

Пример:

Труба.

Труба с подверткой.

Немка.

Трясострельная.

Трясовозводная.

Мечик.

Фита.

Используется только в тайнозамкненных начертаниях фит.

Змейца.

Используется только в тайнозамкненных начертаниях лиц.

Рог.

Встречается в тайнозамкненных начертаниях лиц. В крюковых книгах старообрядческой поповской традиции используется и для обозначения последнего звука песнопения (в этом случае равен крыжу).

Закончив изучение знамен, Вы можете теперь приступить к занятиям по Кокизнику. Это поможет Вам закрепить полученные знания, а также начать изучение структуры знаменного роспева.

 

Урок первый.

А начнем мы с самого простого. Рассмотрим знамена, обозначающие один звук - "единогласостепенные".

Параклит

  Певческое значение Параклита - половина.

В переводе с греческого Параклит означает Утешитель. Этот знак часто ставится в начале всего песнопения, или какой-либо строки. Это напоминает нам о необходимости молитвы при пении и о том что перед началом его следует испросить благословение Утешителя.

Знамя Параклит в сочетании с особыми знаками дает иное певческое значение.

 

Разновидности Параклита.

 

Параклит с оттяжкой.

Параклит с отсечкой.

Параклит с подчашием.

Парклит с подверткой.

 

Крюк.

Певческое значение Крюка - половина.

 

Это знамя дало второе имя знаменной нотации - крюковая. Ставится он "на силах", то есть на ударных слогах, что означает выделение его силой г


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.195 с.