Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2023-02-07 | 39 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Урок первый.
А начнем мы с самого простого. Рассмотрим знамена, обозначающие один звук - "единогласостепенные".
Параклит
Певческое значение Параклита - половина. |
В переводе с греческого Параклит означает Утешитель. Этот знак часто ставится в начале всего песнопения, или какой-либо строки. Это напоминает нам о необходимости молитвы при пении и о том что перед началом его следует испросить благословение Утешителя.
Знамя Параклит в сочетании с особыми знаками дает иное певческое значение.
Разновидности Параклита.
Параклит с оттяжкой.
Параклит с отсечкой.
Параклит с подчашием.
Парклит с подверткой.
Крюк.
Певческое значение Крюка - половина. |
Это знамя дало второе имя знаменной нотации - крюковая. Ставится он "на силах", то есть на ударных слогах, что означает выделение его силой голоса (см. напр. Азбуку Калашникова). В древних азбуках о крюке говорится, что его следует "возгласити".
Есть четыре разновидности крюка: простой, мрачный, светлый, тресветлый. Эти четыре крюка различаются относительной высотой звука. Согласно старинным азбукам, самый низкий из всех - простой крюк. Мрачный же крюк будет уже выше простого, светлый - выше мрачного, тресветлый - светлого. Получается своеобразная иерархия крюков.
крюктресветлый | ||||
крюк светлый | ||||
крюк мрачный | ||||
крюк простой |
Иногда встречается еще крюк светлый с сорочьей ножкой.
Он равен по значению крюку тресветлому.
Сочетания любого крюка с особыми знаками дают практически те же значения, что и с параклитом.
|
Разновидности Крюка.
Крюк с оттяжкой. |
Крюк с отсечкой. |
Крюк с подверткой. |
Крюк с подчашием. |
Крюк с ломкой. | Поется в попевке Рафатка 1-го и 5-го гласа, как ми-соль и ля-до (согласием выше). |
Стопица
Значение Стопицы - половина. |
Стопица - знак, указывающий на речитатив. В древних азбуках про него написано: "просто говорити".
Разновидности Стопицы несколько отличны от разновидностей Параклита и Крюка.
Разновидности Стопицы.
Стопица с очком.
Данное сочетание представляет собой отдельное знамя. Его значение не похоже на значение, к примеру, крюка с оттяжкой. |
Стопица с отсечкой.
Стопицы с борзой пометой.
Использование борзой пометы между стопицами означает речитатив четвертями. |
Запятая
Значение Запятой - половина. |
Запятая - знамя, указывающее на мелодическую низину, или, по крайней мере, небольшую "ложбинку". В древних азбуках о ней говорится: "Запятая - ниско взят".
Разновидности запятой.
Запятая с отсечкой.
Запятая с крыжем.
Данное сочетание представляет отдельное знамя. Запятой с оттяжкой не существует. |
Палка.
Значение Палки - половина. |
Указывает на нисходящее движение мелодии. Как и положено, палка "бьет". "А палку перед статейкою ударяй больче и будет мастеровито так, в мастерстве ведется".
Разновидности Палки.
Палка с отсечкой.
Палка с подверткой.
Палка с ломкой.
В синодальных изданиях эта палка расшифрована как ми-фа. В пении старообрядцев-поморов - ре-фа. |
Палка воздернутая.
Поется либо как фа-ми-фа-ми, либо как до-си-до-си (Смотри например попевку Наметка) - в зависимости от степенной пометы. В попевке Cкачок палка воздернутая поется за целую. |
Вот и все. С половинками все ясно (ну, почти). Теперь главное - не забыть то, что уже выучили. Кстати, как там крюк светло-желтый возглашается? Все ясно. Петь пока рано. Придется сначала воспользоваться хитростью. Есть в нашем арсенале кое-какие штучки для обозначения высоты звука. Дело в том, что в начале XVII века мастера церковного пения, среди которых самым известным был Иван Шайдур, придумали степенные пометы, облегчающие жизнь бедным певчим. Степенные пометы - обыкновенные славянские буквы, которые пишутся киноварью (красными чернилами) слева от знамени и обозначают высоту звука. Если знамя состоит из нескольких звуков, то степенная помета будет указывать на верхний звук знамени.
|
Как хорошо видно на картинке, церковный (или обиходный) звукоряд разделен на четыре раздела, или согласия. Первое согласие, самое низкое, - простое. В нем находится три звука, обозначаемых с помощью степенных помет "глаголь с крыжем", "наш с крыжем" и "цы". Выше следует мрачное согласие. В нем - звуки, помечаемые как "глаголь", "наш", "слово" (в скорописи "слово" превратилось в точку). Далее - светлое согласие, в котором ставятся пометы "мыслете", "покой" и "веди" (скорописное). Тресветлое согласие содержит "мыслете с хохлом" (или с точкой), "покой с хохлом" и "веди с хохлом".
Легко видеть, что интервальные соотношения в каждом согласии одинаковые - верхний и нижний звуки согласия отстоят от центрального звука на большую секунду, а от соседних согласий - на малую секунду. Такое представление о звукоряде помогает на практике. Особенно это может пригодиться головщику для правильного вступления.
Есть еще одна степенная помета - "равно".
Название ее говорит само за себя - она обозначает пение знамени на прежней высоте. Обыкновенно за уровень, обозначаемый пометой "равно", принимается значение предыдущей степенной пометы.
Мы уже узнали довольно много нового. Самое время - поупражняться. Именно для этого и существуют "проучки". Первой проучкой нам послужит песня про Китовраса (еже есть Кентавр). :) Согласно одной древнерусской притче это существо обладало большой премудростью, но, тем не менее, Соломон оказался мудрее.
При обучении по проучкам сначала лучше разобрать - из каких знаков состоит строка, а потом внимательно послушать пример. Если это не помогло, то постарайтесь подпевать записи, глядя в крюки.
|
Урок второй.
Займемся теперь самыми "неторопливыми" знаменами. Речь у нас пойдет о статьях.
Простая статья.
Значение статьи - целая. |
Ставится она, чаще всего, в конце попевки. А в азбуке о ней сказано: "постояти мало".
Статья светлая c облачком.
Статья мрачная c облачком.
Статья средняя закрытая.
Статья малая закрытая.
Статья с подверткой.
Подвертка первоначально писалась киноварью. Со временем она стала чернильной и авторы некоторых поздних азбук даже путают статью с подверткой и знамя полкулизмы. |
Существует второй розвод статьи с подверткой - он употребляется только в сочетании со знаменем "дербица".
У статей, как и у крюков - своя иерархия:
Выше простой статьи стоит мрачная. А еще выше - светлая. Тресветлых статей не бывает, вместо них используются - статьи светлые с сорочьей ножкой.
Ниже статьи простой находится запятая с крыжем. Хоть это знамя и не относится к семейству статей она включена в эту последовательность по традиции. В самом нижнем регистре обретаются статья с запятой и с крыжем.
С сороч ножкой | |||
Светлая | |||
Мрачная | |||
Простая | |||
Запятая с крыжем | |||
Статья с запятой | |||
Статья с крыжем |
Теперь остановимся на некоторых подробностях.
Статья с сорочьей ножкой.
Значение статьи - целая. | Используется относительно редко - чтобы обозначить движение мелодии выше светлой статьи. |
Статья светлая.
Значение статьи - целая. | Используется для обозначения мелодической вершины. |
Запятая с крыжем.
Значение - целая. Однако в начале песнопения, или попевки - половина. | Используется для обозначения низких звуков, особенно в начале песнопения или строки. |
Вот и еще один урок закончен. Запаса свежеизученных крюков нам надолго хватит. Пора сделать передышку и занятсяпроуками. На этот раз примеры усложнены крюками с подчашием.
|
Урок третий.
1. Нисходящие знамена.
Мы не будем здесь касаться тех сочетаний, которые мы уже рассмотрели в качестве разновидностей основных знамен. Напомним лишь, что из этой группы нам уже известны:
Крюк с подчашием и крюк с подверткой.
Параклит с подчашием и с подверткой.
Стопица с очком.
Палка с подверткой.
К этому списку мы добавим теперь следующие знаки:
Подчашие.
Значение подчашия - две четверти вниз. |
Подчашия произошли от знамени "крюк с подчашием", о чем свидетельствуют древнейшие азбуки. Однако не следует путать эти знамена: подчашие имеет собственное певческое значение и исполняется в два раза быстрее крюка с подчашием. Подчашие чаще ставится в тех местах, где требуется указать на временное повышение тона, как, например, в попевке "рафатка". По-моему подчашие должно звучать несколько весомее остальных нисходящих знамен.
Подчашия, как и крюки, делятся на простые, мрачные, светлые и тресветлые.
Подчашиетресветлое | |||
Подчашие светлое | |||
Подчашие мрачное | |||
Подчашие простое |
Встречается также Подчашие с сорочьей ножкой, которое соответствует тресветломуПодчашию.
У подчаший нет разновидностей и это облегчит нам задачу их изучения.
Чашка.
Значение Чашки - две четверти вниз. |
Разновидности чашки.
Чашка полная.
Значение Чашки полной - половина и две четверти вниз. | Чашка полная встречается в осьмом гласе. |
Сложития.
Значение Сложитий - две четверти вниз. |
Сложитияобозачают спуск с вершины.
Это знамя имеет достаточно много разновидностей. Особое внимание следует уделить следующим вариантам: простые сложития (с розсекой, или без нее) и сложития с запятой (с борзой и тихой пометами). Остальные знаки встречаются реже.
Разновидности сложитий
Сложития с розсекой
Розсека указывает на раздельность исполнения звуков сложитий, в отличие от сложитий с купной пометой. В рукописях старообрядцев поповского согласия эти сложития могут употребляться и без розсеки, с тем же певческим значением. |
Сложития с оттяжкой
Сложития с запятой
С тихой пометой | С борзой пометой | |
В данном примере тихая и борзая пометы влияют не только на начальные, но и на конечные звуки знамени | ||
Сложития с купной пометой
Голубчик.
Голубчик борзый. | Голубчик тихий. |
Значение - две четверти вверх. | Значение - две половины вверх. |
Это знамя согласно старинным азбукам нужно "проголкнути из гортани". Судя по значению слова "голкъ" в словаре Фасмера, голубчик следует петь динамичным, гортанным звуком.
|
Переводка.
С борзой пометой. | С тихой пометой. |
Значение - две четверти вверх. | Значение - две половины вверх. |
Из этой группы восходящих знамен голубчик и переводку объединяет общее свойство: оба знамени, как правило, не имеют степенной пометы, так как их значение зависит от высоты следующего знамени. Например: голубчик и крюк с пометой "покой" (соль). Голубчик "подводит" к крюку (соль) снизу ходом в две четверти: ми-фа.
Рассмотрим еще один случай - тихая переводка и статья с пометой "мыслете" (фа). В этом случае, по высоте статьи (фа) определяем, что переводка поется ре-ми (половинами).
Правило переводки.
Борзая переводка может употребляться как в функции голубчика борзого, так и в функции знамени, соединяющего две попевки. По словам старца Александра Мезенца переводка "овогда переведется, овогда же собою поется".
В тех случаях, когда переводка служит соединительным звеном между двумя попевками, статья, на которую оканчивается первая попевка, теряет половину своей длительности (эта половина как-бы переходит к переводке).
Это правило легко объяснить: добавляя в песнопение переводку, несущую вспомогательную, соединительную функцию, древнерусские певцы стремились сохранить изначальную длительность попевки. Поэтому переводка использует музыкальное время предшествующей статьи.
Скамейца
Это знамя, в отличие от голубчика и переводки, сопровождается степенной пометой.
Скамейца | Скамейца тихая |
Значение - две четверти вверх. | Значение - две половины вверх. |
Теперь - снова за проуки. На сей раз споем какое-нибудь простое церковное песнопение, например, ирмос 6-го гласа (пока без "подныривания"). Обратите внимание, что на слова "Богу" приходится оборот под названием "фотиза". Он часто встречается в песнопениях 2-го и 6-го гласов, например, в Догматике "Прейде сень" на слова "вместо Моисея". Обычно он записывается сокращенно (об этом мы поговорим позже), а в этом примере дан "в розводе", то есть выписан простыми знаменами.
Стрелы.
Однозвучные стрелы.
В эту группу входят всего две стрелы.
Простая стрела.
Значение ее - целая. | В иерархии знамен, имеющих значение целой, эта стрела занимает место между мрачной и светлой статьями. |
В азбуке о ней сказано: "стрела простая - потягнути". Иначе говоря, петь ее надо не как статью (постояти мало), а с движением.
Громная стрела.
Значение ее - целая. |
В азбуке о ней сказано: "пет низко". B некоторых попевках это значение может меняться
Двузвучные стрелы.
Мрачная стрела. | Крыжевая стрела. |
Эти стрелы примерно совпадают по функции, но употребляются в разных попевках. Их певческое значение определяется так называемыми указательными пометами.
Указательные пометы.
1. Борзая помета | Указывает на то, что в знамени есть борзые звуки | ||
2. Тихая помета. | Указывает на то, что в знамени есть тихие звуки. | ||
3. Помета ломка. | Указывает на то, что в знамени звуки следуют не подряд, а через ступень, или две. | ||
4. Помета качка. | Указывает на то, что в знамени звуки "качаются", т.е. чередуются "вниз-вверх". | ||
5. Помета купная. | Имеет то же начертание, что и качка, но пишется только при знамени сложития, снизу. Указывает на то, что первый звук следует спеть быстро и слитно. | ||
6. Помета розсека. | Пишется при знамени сложития, сверху. В отличие от пометы купная указывает на четкое, раздельное исполнение звуков. | ||
7. Помета ударка. | Указывает на то, что в знамени есть звук, который ударяется (акцентируется). | ||
8. Помета зевок (закидка). | Пишется над знаменем вместе со знаком сорочья ножка. Добавляет к последнему звуку знамени один краткий звук вверх. Если этот этот звук не обозначен отдельной степенной пометой, то его "закидывают" выше той высоты, которая обозначена основной пометой. |
Сейчас нам пока потребуются только две из них - борзая и тихая. Обе относятся к скорости исполнения знамени. Борзо - значит скоро, а тихая - медленно.
Правило: от борзой и тихой помет зависит длительность тех звуков, с которых начинается знамя. Вот как повлияет наличие борзой и тихой помет на значение двузвучных стрел:
Мрачная стрела. |
Крыжевая стрела. | |||
С борзой пометой | ||||
С тихой пометой |
Обратите внимание на то, что последний звук знамени остается неизменным! Он изменится только в том случае, если справа к знамени будет добавлен "особый знак", например, отсечка.
Стрела мрачная
Стрела крыжевая
Трезвучные стрелы.
Светлая стрела.
Светлая с борзой пометой | Светлая с тихой пометой |
иное значение в попевке Рожек: |
Стрела поводная.
Поводная с борзой пометой | Поводная с тихой пометой |
Стрела громосветлая.
Громосветлая с борзой пометой | Громосветлая с тихой пометой |
Стрела громокрыжевая.
Четырехзвучные стрелы.
Стрела поездная
Стрелы светлая и громосветлая с сорочьми ножками приводятся в этом разделе, т.к. они, хоть и являются разновидностями светлой и громосветлой стрел, но встречаются довольно часто и на их запоминание следует обратить особое внимание.
Сложные знамена.
Два в челну.
С пометой качка.
С подобной пометой "полкулизмы большой".
Статья со змейцей.
Полкулизмы большой.
Полкулизмы.
Ключ.
Челюстка.
Паук.
1,2 8 гласы. | |
5 глас. | |
4 и 6 гласы. |
Паук большой.
2 глас. | |
5 глас. | |
6 глас. |
Хамила.
Высота хамилы зависит от высоты предыдущего знамени. Первый звук хамилы относится к предыдущему слогу Звук, предшествующий хамиле традиционно поется за целую.
2, 6 гласы. | |
1, 5, 8 гласы. | |
6 глас. | |
На конце песнопения. |
Другие варианты роспевахамилы встречаются в розводах лиц и фит
Дербица.
Дербица обычно используется в сочетании со знаменем статья с подверткой.
Фотиза.
Прав ильное старинное название этого знамени - статья средняя закрытая. Название фотиза очевидно было позаимствовано певцами 18-19 вв. от одноименной попевки. Очевидно, особое название знамени подчеркивает оригинальный роспев статьи средней закрытой в некоторых гласах (2,3,6,8).
Пример:
Труба.
Труба с подверткой.
Немка.
Трясострельная.
Трясовозводная.
Мечик.
Фита.
Используется только в тайнозамкненных начертаниях фит.
Змейца.
Используется только в тайнозамкненных начертаниях лиц.
Рог.
Встречается в тайнозамкненных начертаниях лиц. В крюковых книгах старообрядческой поповской традиции используется и для обозначения последнего звука песнопения (в этом случае равен крыжу).
Закончив изучение знамен, Вы можете теперь приступить к занятиям по Кокизнику. Это поможет Вам закрепить полученные знания, а также начать изучение структуры знаменного роспева.
Урок первый.
А начнем мы с самого простого. Рассмотрим знамена, обозначающие один звук - "единогласостепенные".
Параклит
Певческое значение Параклита - половина. |
В переводе с греческого Параклит означает Утешитель. Этот знак часто ставится в начале всего песнопения, или какой-либо строки. Это напоминает нам о необходимости молитвы при пении и о том что перед началом его следует испросить благословение Утешителя.
Знамя Параклит в сочетании с особыми знаками дает иное певческое значение.
Разновидности Параклита.
Параклит с оттяжкой.
Параклит с отсечкой.
Параклит с подчашием.
Парклит с подверткой.
Крюк.
Певческое значение Крюка - половина. |
Это знамя дало второе имя знаменной нотации - крюковая. Ставится он "на силах", то есть на ударных слогах, что означает выделение его силой г
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!