год — знаменательный год Российской армии — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

год — знаменательный год Российской армии

2023-02-03 102
год — знаменательный год Российской армии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Книга «Офицерский корпус Русской Армии» выходит в двухтысячный год от Рождества Христова. Поэтому должно вспомнить о знаменательных датах многовековой истории российского воинства, с гордостью носившего высокое звание христолюбивого, прославившего его в блестящих победах, запечатлевшего его в немеркнущих традициях и подвигах героев — «Божьей рати лучших воинов».

780 лет со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Ярославовича Невского (родился 30 мая 1220 г.).

Александр Невский — знаменитый русский полководец, доблестный защитник и собиратель Земли Русской, великий подвижник, духовный покровитель российского воинства. Известны его победы — военные и политические — над немцами, шведами, ливонцами, татаро-монголами. Все они одержаны малой кровью, искусством, силой духа. Навсегда останутся в памяти потомков его бессмертные слова: «Нас не много, а враг силен, но не в силе Бог, а в правде». В честь имени Александра Невского дважды (в Российской империи и в Советском Союзе) учреждался особый военный орден. Православная церковь празднует память Александра Невского 30 августа (12 сентября) и 23 ноября (6 декабря). Эти даты отмечались как полковые праздники более чем в 30 полках Российской императорской армии. В Российской Федерации 18 апреля почитается как День воинской славы (5 апреля 1242 г. войска Александра Невского одержали победу над немецкими рыцарями на Чудском озере).

650 лет со дня рождения святого благоверного великого князя Димитрия Иоанновича Донского (родился 12 октября 1350 г.) и 620 лет Великой победы на поле Куликовом (8 сентября 1380 г., как День воинской славы отмечается 21 сентября).

Димитрий Донской — великий русский полководец, с именем которого связаны первые победы над Ордой, объединение русских земель вокруг Москвы. Блестящая победа на Куликовом поле, одержанная русскими войсками над полчищами Мамая и освещенная духовным авторитетом Сергия Радонежского, положила начало освобождению русского народа от татаро-монгольского ига. Победу вновь принесло не численное превосходство, а сила духа, организованность, искусство, борьба за правое дело.

450 лет со дня зарождения русского регулярного войска (военно-сухопутной силы).

1 октября 1550 г. Иоанн IV подписал приговор об «избранной тысяче» служилых дворян, которые и составили командное ядро создаваемого стрелецкого войска — «огнестрельной пехоты», получившей элементы регулярного устройства. Именно с этой даты началась эволюция регулярства как важнейшего и самобытного принципа строительства военной силы российского государства (через шведско-нидерландскую военную школу М. Скопина-Шуйского, полки «иноземного строя», военные реформы Алексея Михайловича и Петра Великого, суворовскую военную систему, национальное военное искусство и т. д.).

300 лет со дня создания Российской императорской армии Петром Великим.

Как подлинная регулярная военная сила будущая Российская императорская армия зародилась накануне, а сформировалась в ходе Северной войны 1700–1721 гг. 25 июня (6 июля) 1700 г. по указу Петра была организована регулярная армия (3 дивизии), состоявшая из 4-х «старых» и 29-ти «ново-приборных» полков, большинство из которых просуществовали вплоть до 1917 г., отметив свои двухсотлетние юбилеи 25 июня 1900 г.

300 лет Российской гвардии (лейб-гвардии). 22 августа (2 сентября) 1700 г. выступившие в поход на Нарву против шведов Преображенский и Семеновский полки впервые получили название «лейб-гвардейских». В сражении под Нарвой 19 (30) декабря 1700 г. они проявили стойкость, дрались храбро, спасли честь России. Эта дата навсегда осталась на нагрудных знаках офицеров Преображенского и Семеновского полков. Символическое значение для лейб-гвардии имело 30 ноября (13 декабря) — День памяти святого Андрея Первозванного, праздник кавалеров одноименного ордена. Знаки высшего ордена дореволюционной России (андреевская звезда, крест, лента) находились в военной атрибутике гвардейских частей. (18 сентября 1941 г., также в огне сражений, родилась советская гвардия, ставшая преемницей боевых традиций лейб-гвардии.)

300 лет Тылу Вооруженных Сил. 18 (29) февраля 1700 г. указами Петра I были учреждены прови-антский Приказ и Приказ, ведавший снабжением сухопутных войск. Знаменательная дата отмечается 1 августа (в этот день в 1941 г. созданы Главное управление тыла Красной Армии и управления тыла фронтов и армий).

270 лет со дня рождения и 200 лет со дня кончины Генералиссимуса князя Италийского, графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского (13/24 ноября 1730 — 6/18 мая 1800). 210 лет со дня взятия русскими войсками турецкой крепости Измаил (11/24 декабря 1790 г.).

Двойной юбилей великого полководца обязывает рассматривать 2000 год как памятный суворовский год. Военное творчество Суворова — вершина русского военного искусства. Именно в его войсках регулярство достигло «изощренного» качества. Суворовские заветы: «Служить Отечеству верой и правдой», «Воевать не числом, а уменьем», «Глазомер, быстрота, натиск» и др., — всегда актуальны.

200 лет Кавказской русской армии.

7 (19) ноября 1800 г. русские войска под руководством генерал-майоров И. Лазарева и В. Гулякова (при поддержке грузинского ополчения) в сражении на реке ^ора нанесли сокрушительное поражение пятнадцатитысячному полчищу горцев Омар-хана аварского. По мнению профессора Н. Дубровина, «сражение это было первым началом деятельности Славной Кавказской армии». Победа заложила основы утверждения российской государственности на Кавказе, формирования уникальной кавказ-ской школы русского военного искусства, традиции которой российские войска продолжают и сегодня, обеспечивая территориальную целостность страны на Северном Кавказе.

70 лет со дня создания воздушно-десантных войск. 2 августа отмечается юбилей ВДВ, ставших в современных условиях элитой, гвардией и боевым авангардом российского воинства. Они — отбор, а без отборной армии, как учит история, России не быть.

55 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

9 мая — не просто федеральный праздник и День воинской славы. Столь важная победа была одержана традиционным для России методом самообороны, обеспечена единством действий армии и народа, регулярных сил и ополчения, сочетанием количества и качества, военного искусства и опоры на дух предков. Именно в ходе этой войны было восстановлено офицерское звание, возродились традиции русской армии, вновь зазвучали имена Александра Невского, Димитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова, других русских полководцев.

 

 


[1] Столетие Военного Министерства. Образование и обучение войск, т. IV., ч. I, кн. 2., отд. 3., вып. I., стр. 207. (Здесь и далее сноски приводятся в редакции авторов. — Прим. ред.)

 

[2] Михневич. Основы русского военного искусства, стр. 67.

 

[3] Столетие Военного Министерства. Образование и обучение войск. Уставы и наставления.

 

[4] Военный Сборник. 1902 г. № 7. Наставление господам пехотным офицерам в день сражения, стр. 234.

 

[5] Русская Старина 1897 г. «От Москвы до Красной Пахры». Цуриков.

 

[6] Денис Давыдов. Записки, т. I., стр. 122, 129–135.

 

[7] Д. Давыдов. Записки, т. 1, стр. 142. Материалы для истории современных войн 1806 и 1807 г.г.

 

[8] Русский Вестник. 1864 г. № 5. Статья Погодина.

 

[9] Шильдер. Император Александр I.

 

[10] Русская Старина. 1897 г. Март «Встреча с А. П. Ермоловым» В. М. Щепотьевой.

 

[11] Русский Вестник 1864 г. № 6. Статья Лажечникова. Записки С. Г. Волконского, стр. 17.

 

[12] Д. Давыдов. Замечания на некрологи Н. Н. Раевского, т. III, стр. 114.

 

[13] Из воспоминаний Михайловского-Данилевского. «Русская старина» 1897 г. Июнь.

 

[14] Петров. Война России с Турцией 1806–1812 гг., т. II, стр. 454.

 

[15] Лажечников. Русский Вестник, 1864 г. № 6; Д. Давыдов. «Замечания на некрологию Раевского», т. III, стр. 119.

 

[16] В. Уч. Архив, отд. II.

 

[17] Мих. Данилевский. Война с Францией 1806-07 гг.

 

[18] Записки А. П. Ермолова, ч. I, стр. 101.

 

[19] Д. Давыдов. Дневник партизанских действий, т. II. стр. 37.

 

[20] Военный Сборник. 1902. № 7.

 

[21] Мих. Данилевский. Война 1806–1807 гг. Стр. 178, 179.

 

[22] Журнал «Война и мир», 1907 г. К истории плацпарадного режима в нашей армии.

 

[23] Шильдер. Император Александр I, т.1.

 

[24] Записки С. Г. Волконского (декабриста).

 

[25] Шильдер. Император Александр I, т. 1, стр. 222.

 

[26] Мих. Соколовский. Журнал «Война и Мир» 1907 г.

 

[27] Мих. Соколовский. Журнал «Война и Мир» и «Из воспоминаний Мих. Данилевского». Русская старина 1899 г. Декабрь.

 

[28] Записки С. Г. Волконского (декабриста), стр. 332.

 

[29] Харкевич. Война 1812 г.

 

[30] Петров. Война с Турцией 1806–1812 гг.

 

[31] Шильдер. Император Александр 1.

 

[32] Епанчин. Очерк похода 1829 года. Военный Сборник 1904 г. № 3.

 

[33] Русская Старина, 1900 г. Апрель, стр. 92

 

[34] Шильдер. Император Александр 1, т. 4.

 

[35] Русская Старина, 1900 г. Апрель, стр. 91.

 

[36] Из воспоминаний Михайловского-Данилевского. Русская Старина 1900 г. Октябрь, стр. 207–208.

 

[37] Русская Старина, 1900 г. Октябрь, стр. 212.

 

[38] Епанчин. Очерк похода 1829 года Военный Сборник 1904 г. № 3.

 

[39] Русская Старина, 1906 г. Ноябрь, стр. 302.

 

[40] Н. Епанчин. Очерк похода 1829 г. Военный Сборник 1904 г. № 3.

 

[41] Н. Епанчин. Очерк похода 1829 г. Военный Сборник 1904 г. № 3.

 

[42] Денис Давыдов. Воспоминания о польской войне 1831 г.

 

[43] Русская Старина, 1898 г. Сентябрь, стр. 523.

 

[44] Воспоминание офицера. «Русская Беседа». 1860 г. № I, стр. 91.

 

[45] Военный Сборник № 4. Епанчин. Очерк похода 1829 г.

 

[46] Записки А. П. Ермолова, ч. I, стр. 155.

 

[47] Русский Инвалид, 1908 г. № 165. Полковник фон Бюнтинг. «Выборы в суд общества офицеров».

 

[48] Андре Гаве «Искусство командовать» (ред.).

 

[49] У них лежит к тому сердце (ред.).

 

[50] См. мою статью «Связь военных наук с общественными», стр. 47.

 

[51] Бэн. Психология, стр. 251, 252.

 

[52] Трусость, собственно говоря, и есть удовлетворение всякими средствами стремления избежать самого чувства страха, путем устранения себя от действия вызывающих его причин.

 

[53] Angelo Mosso. Страх, стр. 222.

 

[54] Бэн. Психология, стр. 395, 254, 216.

 

[55] Там же, стр. 256.

 

[56] Снегирев. Психология, стр. 509.

 

[57] Интересно отметить, что столь простое с виду сознание или вернее чувство ответственности, известное всякому, кто делал что-либо самостоятельное, при рассмотрении его с психологической точки зрения, оказывается подразумевающим в себе совместное присутствие чувства страха и долга и, следовательно, борьбу их при каждом ответственном решении.

 

[58] Психология, стр. 455.

 

[59] Гефдинг. Очерк психологии, стр. 239.

 

[60] Страх, стр. 223

 

[61] Бэн. Психология, стр. 280

 

[62] Там же, стр. 279.

 

[63] Гефдинг. Очерки психологии, стр… 323.

 

[64] Интересно заметить, что многие с первого же боя добиваются полного самообладания, за исключением власти над своим языком. Чувство страха сдержано, но не побеждено, и свойственное ему стремление проявиться в сильных мускульных движениях сказывается в такой области мышц, на которую мы не обращаем внимания. Я неоднократно видел людей, становившимися болтливыми со вступлением в сферу огня.

 

[65] При резкой форме он, наоборот, может лишь вызвать, как и всякий страх, нерешительность.

 

[66] Бехтерев. Внушение, стр. 136, 142.

 

[67] Там же.

 

[68] Полагаю, что прибавлением второго общего класса и сравнением выпускных программ юнкерских училищ с военными эта цель была бы вполне достигнута в нашей армии.

 

[69] Статус наших орденов давно требует тщательного пересмотра.

 

[70] Чтобы все же ограничить число их, можно было бы сохранить известные нормы, но не по полкам, а по военным округам или корпусам, чтобы могло быть делаемое более справедливое распределение их, в зависимости от аттестаций.

 

[71] В виде помощи аттестующим могли бы являться комиссии из лиц старших, выбираемых, с гласным обсуждением достоинств последнего и тайной баллотировкой, результаты которой, однако, только принимались бы к сведению.

 

[72] Это налагает, между прочим, то нравственное обязательство, чтобы уставы или инструкции были всегда на высоте научных требований.

 

[73] Военная библиотека. Т. III. — 1871 г. — С. 455.

 

[74] Военный Сборник. 1875 г. — № 1. — С. 91. «Иностранное военное обозрение».

 

[75] Приказ императора Вильгельма. Военный Сборник, январь 1875 года.

 

[76] Телесные наказания остались для «штрафованных» по суду. В 1905 г. в войсках они были отменены окончательно. Но во время Мировой войны введены опять с 1915 г. на том основании, что во время войны всякое наказание, сопряженное с уходом из рядов, являлось только поощрением, а праволишения не оказывали воздействия.

 

[77] Исследование историка Семевского.

 

[78] Офицеры, бывшие на лучшем счету у Кареева, зарекомендовали себя на войне плохо: характерным для них было отсутствие инициативы и морального импульса, очковтирательство и бюрократический подход к делу. Напротив, офицеры, для которых режим Кареева казался невыносимым, показали себя много лучше.

 

[79] В 1917 г., будучи командиром 5-й армии, он пригласил меня начальником штаба армии и впоследствии, когда Корнилов предложил мне должность ген. — квартирмейстера Ставки, уговорил меня остаться в 5-й армии.

 

[80] В гражданскую войну Марушевский явился главнокомандующим Архангельским фронтом белых.

 

[81] Служил впоследствии инспектором пехоты одной из красных армий, умер в 1919 г. от тифа.

 

[82] Красовский — впоследствии адъютант политического отделения штаба 5-й армии — вел переговоры от имени командующего армией у Болдырева с главковерхом Крыленко.

 

[83] Отношение ко мне прапорщиков видим из следующей записи дневника В. К. Триандафиллова от 10 февраля 1917 г. «Вчера провожал Свечина. Грустно. Эланский сказал, что провожаем человека, который ценил не гг. офицеров и гг. прапорщиков, а защитников родины».

 

[84] Спокойствие, хладнокровие, относится, строго говоря, к свойствам не характера в тесном смысле слова, а прирожденного темперамента, но может и при беспокойном нраве быть приобретено в результате настойчивых усилий воли.

 

[85] А. Р. П. Военный Сборник, № 4, стр. 155.

 

[86] Военный Сборник, № 4, стр. 155.

 

[87] Записки генерала Куропаткина о Русско-японской войне. Итоги войны. Берлин, 1909. стр. 29.

 

[88] Данилов, стр. 143.

 

[89] Рукопись В. Флуга, имеющаяся в Белградской военной библиотеке, стр. 39-40

 

[90] Устав Полевой службы 1912 г., стр… 487. Курсив подлинника

 

[91] Joffre., стр. 41–42.

 

[92] Отсутствие боязни ответственности родственно тому качеству, которое принято называть гражданским мужеством

 

[93] Единственное сведение, которое имеется у меня об офицерских корпорациях Петровской эпохи, заимствовано из статьи г. В. Драгомирова. Военный Сборник, № 5, стр. 191.

 

[94] Die Schlacht am Schache.

 

[95] Русско-японская война в сообщениях Николаевский Академии Генерального штаба, стр. 304.

 

[96] Куропаткин. Итоги войны. Том IV, стр. 302.

 

[97] Там же.

 

[98] Мартынов Е. Воспоминания о Японской войне, стр. 235.

 

[99] Куропаткин. Итоги войны. Том IV, стр. 222.

 

[100] Мартынов Г. Воспоминания о Японской войне, стр. 117.

 

[101] Куропаткин. Итоги войны. Том IV, стр. 334.

 

[102] Более подробно по этому вопросу см. «Научные исследования по тактике», часть 2-я (анализ нравственных сил бойца), генерального штаба генерал-лейтенанта И. Маслова.

 

[103] Гольц. Вооруженный народ, стр. 59.

 

[104] § 4 французского пехотного строевого устава: «…офицер не только учитель подчиненных ему людей, но и прежде всего их воспитатель. Эта последняя роль воспитателя утверждает его превосходство и создает то доверие и ту добровольную подчиненность, которые создают такую связь, что слова начальника „за мной“ — не безрезультатный звук и что там, куда он пойдет, за ним последует и французский солдат». Та же мысль выражена в строевом уставе германской армии (см. русский перевод 266).

 

[105] См. «L'officier educateur», George Duruy, C. 40–46. Дюрьи собрал эти выводы, пользуясь следующими сочинениями: 1) «Мой брат Ив» — Жюлена Вио; 2) «Пенго и я» — Ар Рое; 3) «Офицер и солдат» — Жоржа де Лис; 4) «О социальной роли офицера при всеобщей воинской повинности», статья генерала Лиотея. В русском переводе этих источников не имеется.

 

[106] См. Сборник статей Драгомирова 1856–1881 гг., том II, стр. 1–3, или «Военный сборник», 1874 г. №№ 3,4 и 5, статьи его же под названием «Армейские заметки».

 

[107] См.: Подготовка войск в мирное время. (Воспитание и образование), составил М. Драгомиров. Киев. Издано по смерти автора в 1906 году.

 

[108] «L'officier educateur», George Duruy, стр. 97–98.

 

[109] Меньшиков М. О. Письма к ближним. — СПб., 1908. — С. 778.

 

[110] Морозов Н. А. Воспитание генерала и офицера как основа побед и поражений. (Исторический очерк из жизни русской армии эпохи наполеоновских войн и времен плац-парада.) — Вильна, 1909. — С. 10.

 

[111] Червинка Я. В. Военная карьера у нас и за границею. (Профессиональные беседы в современном духе.) — Варшава, 1912. — С. 84.

 

[112] Там же. — С. 85.

 

[113] Бутовский Н. Д. Наш офицерский корпус, его жизнь, научное развитие и воспитание. Сообщение, читанное на Общем Собрании членов Общества ревнителей военных знаний. 7 января 1911 года // Общество ревнителей военных знаний. — 1911. — Кн. 4. — С. 1.

 

[114] Грулев М.В. Злобы дня в жизни армии. — Брест-Литовск, 1910. — С. 33.

 

[115] Куропаткин А.Н. Задачи русской армии. Т. III. Задачи русской армии и флота в XX столетии. — СПб., 1910. — С. 364.

 

[116] Краснов П.А. Чего войска ожидают и чего желают от молодых офицеров // Русский Инвалид. — 1907. — № 101. — 6 мая.

 

[117] Рыскин Н. Об обновлении командного состава // Русский Инвалид. 1907. № 56. — II марта.

 

[118] Бутовский Н.Д. Наш офицерский корпус, его жизнь, научное развитие и воспитание. — С. 2.

 

[119] Пригоровский. Офицеры по необходимости // Разведчик. — 1912. — 4 (304). — С. 52.

 

[120] Куропаткин А.Н. Задачи русской армии. Т. III. Задачи русской армии и флота в XX столетии. — СПб., 1910. — С. 364.

 

[121] Мариюшкин А. Трагедия русского офицерства. — Новый Сад, 1923. С. 9.

 

[122] Там же. — С. 8.

 

[123] Драгомиров М.И. Избранные труды. — М., 1956. — С. 190.

 

[124] Меньшиков М.О. Выше свободы. Статьи о России. — М., 1998. — С. 208.

 

[125] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1988. — С. 479.

 

[126] См.: Клаузевиц К. О войне. — М., 1998. — С. 87; Блюме В. Сущность командования // Военный Сборник. — 1914. — № 12. — С. 21–22; Головин Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. — СПб., 1907. — С. 94.

 

[127] Волгин A.M. Об армии. — СПб., 1907. — С. 40.

 

[128] См.: Аксаков И.С. Славянофильство и западничество. 1860–1886. Статьи из «Дня», «Москвы», «Москвича», «Руси». — М., 1886. — Т. II. — С. 691.

 

[129] Там же. — С. 221, 222.

 

[130] Юрьев Л. К реформе нашей военной школы // Офицерская Жизнь. 1907. — № 60. — С. 155.

 

[131] Изместьев П. Искусство командования. Извлечение из труда А. Гавэ. — Варшава, 1908. — С. 85.

 

[132] Пригоровский. Офицеры по необходимости // Разведчик. — 1912. — 4 (304). — С. 52.

 

[133] Там же.

 

[134] Клич «Вставай, страна народная!» уместен и сегодня.

 

[135] Меньшиков М.О. Выше свободы. Статьи о России. — С. 206.

 

[136] Там же. — С. 214.

 

[137] См.: Дмитревский А. Развитие духа штатских в сынах Марса // Военный Сборник. — 1914. — № 7. — С. 109–115; Дмитревский А. Сохрани нас Бог оказаться гасильниками любви к военному делу // Военный Сборник. — 1914. — № 11. — С, 93-100; Дмитревский А. Влияние академического образования на нравственный элемент (силу духа) // Военный Сборник. — 1914. — № 5. — С. 59–66; Баланин Д. Дух и инициатива — выше всего // Военный Сборник. 1914.-№ 11. — С. 88–91.

 

[138] Розеншильд-Паулин А. Строевая армия // Русский Инвалид. — 1909. № 172.

 

[139] Сложившийся ныне порядок военного образования целесообразен лишь для подготовки основной массы офицерства, а для его элитарной части нужны особые условия и более длительные сроки обучения, что и обеспечивается воспитанием кадет.

 

[140] Пушкин А.С. Романы и повести. — Петрозаводск, 1967. — С. 240.

 

[141] В истории военного дела зафиксирована клятва эфеба, в которой есть такие поучительные слова: «Я не оскверню этого священного оружия и не покину в рядах моего товарища. Я буду защищать не только то, что свято, но и то. что не свято, как один, так и вместе с другими. Я передам потомкам отечество не униженным или уменьшенным, но возросшим и в положении улучшенном сравнительно с тем, в каком я его наследовал. Я буду почитать решения мудрых. Я буду повиноваться законам, которые были или будут народом приняты, и если кто вздумает нарушить их, я не должен того допускать, и стану защищать их, все равно придется ли мне делать это одному или будут со мною другие. Я буду чтить верования». — См.: Уссинг. Воспитание и обучение у греков и римлян. — СПб., 1878. — С. 141.

 

[142] См.: Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. — М., 1995. — С. 27–56.

 

[143] См.: Месснер Е. Современные офицеры. — Буэнос-Айрес, 1961. — С. 5.

 

[144] См.: Маслов И. Научные исследования по тактике. Выпуск II. Анализ нравственных сил бойца. — СПб., 1896. — С. 459.

 

[145] Месснер Е. Современные офицеры. — С. 36–37.

 

[146] Баланин Д. Подготовка и выбор начальников // Военный Сборник, 1911. № 1. — С. 8.

 

[147] См.: Бобровский П.О. Военное воспитание юнкеров в училищах. Юнкерские училища. В 3-х т. — СПб., 1881. — Т. 2. — С. 531.

 

[148] Приказ по военно-учебным заведениям 1901 г., № 30.

 

[149] Соколов Н.А. Военно-учебные заведения в царствование императора Николая II // Столетие Военного министерства. 1802–1902. Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. Сост. Н.А. Соколов — СПб., 1914. — Т. Х. ч. III — с. 175.

 

[150] См.: Изместьев П. Искусство командования. — С. 69

 

[151] См.: Великие мысли великих людей. Антология афоризма. — М., 1998. — Т. 2. — С. 134.

 

[152] Болезненное самолюбие — это самолюбие легко ранимое, это обида на совершенно незначительное нерасположение к человеку, проявляемое в легком укоре, замечании, повышении тона, отказе во внимании и т. п. Оно обращается в щепетильность и принимает всякое служебное замечание или взыскание за личную обиду.

 

[153] Маслов И. Научные исследования по тактике. Вып. II. — С. 421.

 

[154] См.: Гершельман Ф. Воспитание будущих офицеров // Военный Сборник. — 1915. — № 1. — С. 34; Карцев П.П. Командование отдельной частью. Практические заметки из служебного опыта. — СПб., 1883. — С. 5; Маслов И. Научные исследования по тактике. Вып. II. — С. 421.

 

[155] Маслов И. Научные исследования по тактике. Вып. II. — С. 420–421.

 

[156] Инструкция ротным командирам за подписанием полковника графа Воронцова 1774 г., января 17 дня, в 17 пунктах состоящая на 13 листах // Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. — М., 1947. — С. 237.

 

[157] К примеру, Наполеон 1, настаивая на необходимости учреждения ордена Почетного легиона, говорил: «Неужели вы думаете, что философскими рассуждениями убедите людей сражаться: это годно только для ученого в кабинете. Солдат же дерется из-за славы, отличий и наград» (Военная библиотека. — Т. 4. — С. 279). В другой раз он еще проще выразил ту же мысль: «дайте человеку почетную пуговицу, и он за нее пойдет на смерть». В своей армии Наполеон принимал все меры, чтобы влиять на самолюбие солдат, проявляя, когда нужно, именно царскую щедрость, а в других случаях ограничиваясь мелочами в служебных правах, мундирных отличиях и почетных названиях. Выдвигая даровитых людей из солдатских рядов на самые высшие командные посты в армии, он не оставлял без поощрения их заслуженных, но не выдающихся сверстников. Средствами для этого были: награждение орденом Почетного легиона, крест которого одинаково давался и солдатам, и офицерам; переводы в молодую и старую гвардии и т. п. Декретом 18 февраля 1808 года были учреждены в каждом полку должности трех знаменщиков; из них первый, носивший знамя, должен иметь чин поручика или подпоручика, прослужить не менее 10 лет, т. е. выслужиться из нижних чинов и участвовать в 4 кампаниях; второй и третий знаменщики назначались из числа храбрых ветеранов, прослуживших также не менее 10 лет и не умеющих читать и писать, а поэтому не способных к производству в офицеры; все трое назначались и сменялись самим императором. — См.: Уваров М. О воинском звании и знании // Военный Сборник. — 1906. — № 2. — С. 17.

 

[158] Плутарх. Наставление о государственной деятельности // Сравнительные жизнеописания. Трактаты и диалоги. — М.,1997. — С. 594.

 

[159] Там же.

 

[160] Зыков А. Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. СПб., 1898. — С. 123.

 

[161] См.: Кедрин С. Военная история как один из главных источников прогресса военного дела // Братская помощь. — 1908. — № 4. — С. 40–58; № 5. — С. 40–56.

 

[162] В военных архивах и исторических книгах содержатся многие ценные данные для новейшей стратегии. Но это достояние не станет арсеналом само по себе. Превращение архива в арсенал возможно лишь посредством кропотливой работы специалистов многих областей военного дела, а не только историков, как иногда ошибочно думают.

 

[163] См.: Изместьев П. Значение расчета при разработке и при ведении военных операций // Военный Сборник. — 1915. — № 3. — С. 19–28; № 4. — С. 17–30; № 5. — С. 17–32.

 

[164] Корф Н.А. О воспитании воли военачальников // Общество ревнителей военных знаний. — 1906. — Кн. I. — С. 17.

 

[165] Там же. — С. 29.

 

[166] Драгомиров М. Значение воли в жизни народов // Изборник «Разведчика». — 1897. — № V. — С. 6.

 

[167] Головин Н.Н. Исследование боя. — С. 186.

 

[168] Сурнин А. Роль офицерства в военном воспитании // Воин. Владивосток. — 1922. — № 2. — С. 16.

 

[169] См.: Махров П. Современная война и высшее командование // Разведчик. — 1912. — № 1155. — С. 855.

 

[170] См.: Дюра-Ласаль Л. О звании генерала или о воспитании, образовании, познании и достоинствах, нужных главнокомандующему и прочим офицерам для командования армией. Основано на правилах великих полководцев, ученых и знаменитых писателей древнего и настоящего // Военная библиотека. Т. 1. — СПб., 1871. — С. 359–360.

 

[171] Практическая нравственная психология — это та часть психологического знания, которая позволяет: 1) использовать выводное психологическое знание, содержащее важнейшие идеи, принципиальные установки, которые могут быть практические освоены и применены в жизни каждым человеком; 2) применять проверенные жизнью рекомендации психологической науки, не требующие дорогостоящего оборудования, специальных средств, а базирующиеся на естественных факторах развития и жизнедеятельности человека; 3) ориентировать человека на добро и созидание, а не на зло и разрушение. — См.: Каменев А.И. Азбука благоразумия. — М., 1998. — С. 12; Каменев А.И. Практическая психология для курсантов. — Балашиха, 1999.

 

[172] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. — С. 26, 431.

 

[173] Баиов А.К. Несколько мыслей по вопросу о военной доктрине // Военный Сборник. Белград. — 1924. — № 5. — С. 50.

 

[174] В данном случае речь не идет об умалении значения денежного содержания офицера, а лишь подчеркивается то, что ведущим и определяющим мотивом его профессии является идея служения государству.

 

[175] Да простят нас читатели за вольное обращение со словами приказа Петра Великого, произнесенными им перед Полтавской битвой 1709 г. Но как лучше выразить суть бескорыстного служения Отчизне?

 

[176] «Идеи вообще рождаются не в хаосе, а в созерцании; и не авантюристами, а верными патриотами». — См.: Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Об основах нашего характера: Публичная речь, произнесенная в 1934 г. в Риге, Берлине, Белграде и Праге. — СПб., 1993. — С. 5.

 

[177] Спартак (Spartacus), вождь крупнейшего восстания рабов 73 (или 74) — 71 до н. э. в Древнем Риме. Уроженец Фракии. Бежал с товарищами из школы гладиаторов в Капуе. Восстание охватило фактически всю Италию; армия восставших насчитывала около 70 тыс. человек. В 71 г. Спартак был разбит римской армией под руководством Красса и погиб в бою.

 

[178] См.: Зыков А. Как и чем управляются люди. — С. 31.

 

[179] Пропаганда в широком смысле слова понимается как специально организованное воздействие средств массовой информации, печати, созданных специально заказных публицистических и художественных произведений на отдельные группы людей с целью формирования у них требуемых взглядов, установок, оценок, отношений, стереотипов и т. п.

 

[180] Уязвимость молодых людей заключается прежде всего в духовной доверчивости и психологической незащищенности.

 

[181] Дело архива главного управления военно-учебных заведений. 1822 г. № 199/20. — Цит. по: Столетие Военного министерства. 1802–1902. Т. X, ч 1 Главное управление военно-учебных заведений. Исторический очерк. Сост. П. В. Петров. — СПб., 1902. — С. 131.

 

[182] Аксаков И.С. Славянофильство и западничество. 1860–1886. Статьи из «Дня», «Москвы», «Москвича», «Руси». — М., 1886. — Т. II. — С. 415.

 

[183] Суть проблемы в том, что военно-учебные заведения нуждаются в педагогических кадрах, понимающих назначение офицерской профессии, разделяющих идеи защиты отечества, признающих важность патриотизма для обучаемых.

 

[184] См.: Богданович Е.В. Школа патриотизма. — СПб., 1908. — С. 19–20.

 

[185] См.: Дмитриев Н. Национальная школа. — СПб., 1913. — С. 78.

 

[186] Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество. (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей. 1909–1910 гг. — М.,1991.

 

[187] Там же. — С. 14.

 

[188] Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12-ти т. — М., 1993. — Т. I–IV. — С. 48.

 

[189] Ключевский В.О. Соч. в 8-мн т. — М., 1956. — T. I. — С. 314.

 

[190] «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть». — Библия (Матф. 6, 24).

 

[191] Яковлев П.П. Влияние веры на военное деле в нашей и иностранных армиях. Очерк. — М., 1900. — С. 68.

 

[192] См.: Галкин М.С. Новый путь современного офицера. — СПб., 1907. — С. 20.

 

[193] Российские офицеры. — М., 1995. — С. 32. (Коллективный труд. Авторы: Е. Месснер, С. Вакар, В. Гранитов, С. Каширин, А. Петрашевич, М. Рожченко, В. Цишке, В. Шандицкий и И. Эйхенбаум. Они обобщили и систематизировали свои воспоминания об офицерской службе в виде обширного очерка. Впервые работа была издана в Буэнос-Айресе.)

 

[194] См.: Свидзинский Э. О развитии военных познаний и общих принципов в среде офицеров армии // Военный Сборник. — 1875. — № 10. — С. 235.

 

[195] См.: Сурнин А. Роль офицерства в военном воспитании // Воин. Владивосток. — 1922. — № 2. — С. 16.

 

[196] См.: Юзефович Ф. Прежние и настоящие военные аттестации // Военный Сборник. — 1911. — № 2. — С. 76–77.

 

[197] См.: Толстой Л.Л. Жизненные задачи русского офицера // Русский Инвалид. — 1907. — № 13. — 17 января; Угнетающее зло // Разведчик. — 1912. — № 1129. — С. 402–407.

 

[198] См.: Изместьев П. Искусство командования. — С. 54.

 

[199] См.: Варяжский К. Младший офицер // Офицерская Жизнь. — 1907. № 66. — С. 250–251.

 

[200] См.: Изместьев П. Искусство командования. — С. 65.

 

[201] Показателен в этом отношении пример, описанный Плутархом в рассказе о жизни и нравах спартанцев. Сисситии (общие столы), которые по определенным дням посещали все взрослые спартанцы, имели свои правила. Здесь слушали разговоры о политике, шутили, но никого не оскорбляли. Кто не желал, чтобы над ним смеялись, должен был попросить другого перестать, и насмешник отступал. Старший в собрании спартанцев показывал каждому новому товарищу на дверь и говорил: «За эту дверь не должно выйти ни одно слово!» — См.: Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. I. — М., 1987. — С. 103.

 

[202] «Мы склонны к критиканству во всем». — См.: Доманевский В.Н. Аттестации // Военный Сборник. — 1911. — № 3. — С. 78.

 

[203] Великие мысли великих людей. Антология афоризма. — М., 1998. Т. 2. — С. 277–278.

 

[204] См.: Бутовский Н. Чувство порядочности в офицерской среде. (Очерк военного быта) // Военный Сборник. — 1898. — № 11. — С. 117–141.

 

[205] См.: Гершельман Ф. Воспитание будущих офицеров // Военный Сборник. — 1914. — № 12. — С. 27–42.

 

[206] Мы с искренним уважением относимся к работе А. Кривицкого «Традиции русского офицерства» (М., 1946) и рассматриваем свою работу как продолжение и развитие этой темы.

 

[207] См.: Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972. — С. 222.

 

[208] Наставление господам пехотным офицерам в день сражения // Военный Сборник. — 1902. — № 7. — С. 238.

 

[209] Приводя нижеследующие идеи, мы полагаем, что даем лишь направление для собирания воедино комплекса таких идей-установок, которые должны развиваться, обсуждаться, дополняться и конкретизироваться в офицерской среде.

 

[210] См.: Яковлев П.П. Влияние веры на военное дело в нашей и иностранных армиях. Очерк. — М., 1900. — С. 32.

 

[211] К вопросу о подготовке офицеров // Офицерская Жизнь. — 1907. — № 52. — С. 19.

 

[212] См.: Волгин A.M. Об армии. — СПб., 1907. — С. 53.

 

[213] Шалапутин Н. Катехизис русского солдата. — М., 1913. — С. 32.

 

[214] Корф Н.А. О воспитании воли военачальников // Общество ревнителей военных знаний. — 1906. — Кн. I — С. 27.

 

[215] Баиов А.К. Несколько мыслей по вопросу о военной доктрине // Военный Сборник (Белград). — 1924. — № 5. — С. 64.

 

[216] Трескин Д.Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформы Русского Военного Дела. — Киев, 1909. — С. 73.

 

[217] Воронецкий В. К реформам в армии. — Варшава, 1906. — С. 17.

 

[218] Никулищев Б. Моральный элемент в области военного искусства (Опыт психологического исследования) // Военный Сборник. — 1912. — № 1. С. 17.

 

[219] Приказ генерал-фельдмаршала Кутузова 21 декабря 1812 г. // Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. — М., 1947. — С. 395.

 

[220] Керсновский А.А. История Русской Армии. Ч, IV. — Белград, 1938. — С. 1003.

 

[221] Шалапутин Н. Катехизис русского солдата. — С. 37.

 

[222] Суворов А.В. Наука побеждать // Хрестоматия по русской военной истории. — С. 278.

 

[223] Драгомиров М.И. Подготовка войск в мирное время. Воспитание и образование. — Киев, 1906. — С. 90.

 

[224] Поднимая этот вопрос, мы всего лишь делаем попытку указать на реально существующую проблему: необходимость единства и согласованности взглядов офицеров по тем вопросам общегосударственной жизни, внутренней политики, армейской среды и офицерского корпуса, по которым чаще всего


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.31 с.