Базовые национальные ценности российского общества — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Базовые национальные ценности российского общества

2023-02-03 71
Базовые национальные ценности российского общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ü Патриотизм

ü Социальная солидарность

ü Гражданственность

ü Семья

ü Труд и творчество

ü Наука

ü Традиционные религии России

ü Искусство и литература

ü Природа

ü Человечество     

Задание 3. После окончания лекции прочитайте свои утверждения (в задании 1), пересмотрите их и дополните.

1. Духовно-нравственное воспитание – это организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

2. Духовно-нравственное развитие - это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Тема 2. Основы религиозных культур и светской этики как новая предметная область

Задание 2.  Схема 2. Цель и задачи курса ОРКСЭ

Цель: воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС).

Задачи:

- формирование знаний о культурных и религиозных традициях народов России;

- воспитание уважительного отношения к ценностям и традициям народов России;

- формирование мотивации к осознанному нравственному поведению;

- формирование умения вести диалог с представителями других культур и мировоззрений;  

Схема 2. Предметные результаты образовательной области  «Основы религиозных культур и светской этики»

- Понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- Поступать в соответствии с нравственными принципами, основными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

- Осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

- Развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России;

- Ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

Схема 3. Модули курса ОРКСЭ

1. Основы православной культуры

2. Основы исламской культуры

3. Основы буддийской культуры

4. Основы иудейской культуры

5. Основы мировых религиозных культур

6. Основы светской этики

Тема 6. Основные нравственные понятия в курсе

Основы светской этики

Задание 1. Составьте текст для обучающихся 4-х классов из 5-6 предложений, в котором раскрывается сущность понятий:

 

Патриотизм Патриотизм (греч. Patris – родина, отечество) – любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре; преданность Родине, гордость за неё, стремление служить её интересам, защищать от врагов. Справедливость Справедливость – это правильное и честное отношение (действие, решение). Справедливый человек умеет поступать в согласии с истиной и правдой даже тогда, когда это ему невыгодно и не в его интересах. Справедливый человек, принимает справедливое решение, думает не о себе (о своей пользе и интересах), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Справедливый человек поступает по совести. Справедливость – это не какое-то отдельное хорошее качество человека, это сумма всех хороших качеств человека, которые помогают ему принять правильное решение и сделать правильное действие.
Милосердие Милосердие это неразделимое слияние чувства и поступка. Быть милосердным это значит делать людям добро, разделять с ними ра- дость и беду, любить и уважать друг друга, быть готовым прийти на помощь в любую минуту, уметь про- щать из сострадания, человеколюбия. Любовь Глубокая привязанность к дорогому человеку, к животному, к Родине, к жизни, к близким, к себе. Любовь — одно из самых сильных человеческих чувств, привязанность к другому человеку, желание жить для него и делать ему добро, она  побуждает нас делать приятное. Любовь проявляется в нежности. Любовь можно выразить улыбкой, прикосновением, ласковым словом.  
Верность Верность — это преданность кому-либо или чему-либо, неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Труд Труд – работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет.

Задание 2.  Сравните понятия

Этика – это касающийся нравственности, нравственные убеждения. Наука, объектом изучения которой является Мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека Этикет –это свод норм и правил, установленный порядок поведения где-либо, формы обхождения в каком-либо обществе.

Вывод: В том, что этика преследует цель воспитать в человеке добродетели. Этикет же прививает умение быть вежливым и учтивым в отношениях с окружающими, учит соблюдению правил хорошего тона.

 

Мораль – это правила поведения, одобренные людьми, и объясняющие какие поступки считаются добрыми, а какие - злыми. Нравственность – это добрые качества человека, побуждающего следовать правилам морали.

Вывод:

Нравственность – это внутреннее состояние, которому человек

просто не в силах изменить, а вот мораль – это желание или

предрасположенность человека постоянно соответствовать какому-то

образцу.

Задание 3. Опишите человека, который обладает негативными качествами.

Злой человек – это тот, кто плохо относится к окружающим. Он совершает нехорошие поступки, проявляет агрессию по отношению к ближним. Злые люди чувствуют радость, когда окружающие начинают страдать или ощущать дискомфорт.

Жадный человек –– это тот, кто стремиться получить побольше, ненасытный в желании приобретать и обогащаться не желающий безвозмездно делиться тем, что имеет; скупой, корыстолюбивый полный напряженного интереса

Равнодушный человек – это тот, кто пройдёт мимо чужого горя и не поможет, он не демонстрирует интереса, эмоций в определённой ситуации. Человек, которому все равно на происходящее вокруг либо на какие-то важные обстоятельства, либо же на людей.

Жестокий человек – это тот, кто ведет себя грубо и бесчеловечно по отношению к другим людям. Такой человек способен причинить даже физическую боль своему близкому человеку.

Тема 7. Приобщение младших школьников к нравственным ценностям на уроках светской этики

Задание 1. Как Вы понимаете понятие «приобщение»?

Прийти к чему-либо, присоединиться.

Задание 2. Найдите в словарях, энциклопедиях и в других литературных источниках определение понятию «приобщение». Зафиксируйте.

 

Приобщить - присоединять, прибавлять к чему—либо; Знакомить с чем-либо, посвящать во что—либо [Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.].

Приобщение - это общение человека через мир материальный с миром духовным, цель приобщения - развитие человека в его духовной сущности, его духовное изменение. С.Л. Братченко

Задание 4. Рассмотрите механизм приобщения младших школьников к базовым национальным ценностям. Опишите действия учителя в ходе приобщения младших школьников к ценностям.                                                                                              

1) Создать условия для такой деятельности, которая будет направлена на познание базовых национальных ценностей через представления, понятия и разрозненные факты, где дети приобретут знания.

2) Создать условия для деятельности, которая способна вызвать эмоциональные переживания детей, через положительные отношения, эмоциональный отклик, тем самым принимая базовые национальные ценности;

3) Создать условия для деятельности, которая будет побуждать младших школьников к проявлению нравственных умений на основе усвоенных ценностей, посредством подражания взрослым, просьбам взрослых и побуждению, тем самым будет осознавать мотивы поступков, действовать на основе усвоенных ценностей.

 Также для формирования базовых национальных ценностей у младших школьников эффективно использовать потенциал внеурочной деятельности, во время которой могут проводиться специальные занятия по рисованию, лепке, аппликации, музыке и т.д.

Тема 10. Методические аспекты преподавания основ светской этики в начальной школе

Задание 1. Вспомните, каким образом формируется мотивация к изучению нового материала. Предложите несколько способов формирования у младших школьников мотивации к изучению основ светской этики.

1. Просмотр видео роликов

2. Прослушивание аудио записи

3. Разыгрывание сценок

 

Задание 2. Дайте характеристику следующим методам:

Метод ассоциации предполагает привлечение собственного опыта учащихся, имеет высокий уровень заинтересованности, применяется фронтально. Его целесообразно использовать при мотивации изучения теоретического материала (идеи, понятия) и вопросов методологии.

Метод «Поединок» поможет повысить мотивацию на уроке: класс разделен на несколько групп. Каждой группе учитель дает отдельный текст. В конце каждого текста поставлен проблемный вопрос («Может ли...», «Что произойдет, если...», «Верно ли утверждение...»). В каждой группе назначают дуэлянтов, остальные ученики выполняют роль секундантов. Соперники от каждой группы по очереди сходятся в интеллектуальном поединке. Один ученик высказывает свою точку зрения, а его соперник наносит «удар», произнося контраргумент. При этом учитывается умение вести спор, корректность, аргументированность.

Прием «Привлекательная цель» Перед учащимися формулируется простая, понятная и привлекательная для них цель, достижение которой заставляют их волей-неволей выполнять и то учебное действие, которое планирует учитель. Необходимо найти привлекательную цель в сфере непосредственных интересов младших школьников. Не всегда необходимо находить привлекательную цель и произносить ее вслух. Это только один из возможных приемов входа в урок.

Прием «Мозговой штурм» . Проводится на начальных этапах урока, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше ответов, идей. С целью формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности полезно через преднамеренно допущенные ошибки при выполнении какого-либо задания вызвать реакцию младших школьников на ошибку, выяснить причины и определить последующие действия.

Метод дилемм -  метод, где происходит ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора социально-значимого характера, формирование способности к анализу моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения.

Эвристический метод — это способ открытия нового.

Чаще всего об эвристическом методе говорят в связи с обучением, так как во время него человек открывает что-то новое для себя. Но это не единственная сфера. Учёные различных областей часто прибегают к методам эвристики в своих исследованиях. Суть их заключается в том, что для решения поставленной задачи используются все возможные способы и пути. Среди множества предложенных вариантов находится оптимальный. Зачастую в эвристической методике прибегают к прогнозированию или выстраиванию модели искомого.

Исследовательский метод – это прием, посредством которого организуется творческая работа учащихся, направленная на решение новых, нестандартных, ранее не затрагиваемых проблем и учебных задач.

Проектный метод обучения – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, ставить задачи, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, находить оптимальный способ решения проблемы. Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание и свою эмоциональную окраску. Независимо от желания.

Задание 3. Обратитесь к учебнику Основы светской этики. Приведите примеры использования вышеназванных методов на уроках светской этики.

Эвристический метод.

Например, урок «Проповедь Христа» возможно обсуждение проблемной ситуации: Как поступить, если тебя обидели?

Исследовательский метод.

Например, на уроках «Милосердие и сострадание» ребята выбирали в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хочется поспорить. Формулировали правила, которые необходимо выполнять всем людям для совместной жизни в обществе (тема «Заповеди»).

Задание 3. Охарактеризуйте следующие формы организации деятельности на уроке.

Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. Эта форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений и других качеств личности, подготовке студентов к практической деятельности и профессиональной ориентации.

Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре - это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом - общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

Викторина – вид игры в ответы на устные или письменные вопросы, объединенные какой-нибудь общей темой или из различных областей знаний.

Творческая мастерская — необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учеников. Ученики имеют возможность выбора пути исследования средств.

Интервью-эта форма учебной деятельности может быть использована в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, педагогов). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью могут быть разработаны самими учащимися. Результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта.

Задание 4. Обратитесь к учебнику Основы светской этики. Приведите примеры использования вышеназванных форм на уроках светской этики.

Интервью (Например, по теме «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества»)

Задание на дом по теме «Россия наша Родина»: Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать?

Задание 5. Прочитайте статью Плужниковой Н.Н. «Методы обучения основам светской этике в школе» (приложение 5). Укажите, какие методы обучения рекомендует автор.


Диалог, беседа, объяснение, деловая игра, дебаты, работа в группах, интерактивные творческие формы (составление коллажа), проект.

 

 

Задание 2.

План урока по модулю «Основы светской этики» по учебнику М.Т. Студеникина

Тема: «Терпение и труд».

 Урок в 4 классе

Ценностные ориентиры: труд, терпение, осознанность, ответственность, гражданственность, благосостояние, любознательность, старание.

Планируемые результаты:

1. Объяснить детям, что только труд дает благосостояние, а не какая-нибудь случайность, какое-то чудо или что-либо подобное.

2. Развивать любознательность, расширять кругозор.  

3. Воспитывать уважительное отношение к любому труду и людям труда.

4. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.  

5. Развивать творческие способности учащихся.   

Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный

Формы организации деятельности: беседа с элементами дискуссии и использование игровых приемов.    

Определения, которые рассматриваются на уроке:

Терпение – настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе.

Труд – работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет.

Старание – стремление выполнить что-нибудь хорошо, добросовестно

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Отдых – проведение некоторого времени без обычных занятий, работы для восстановления сил

Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

Ход урока:

1. Мотивационная установка. Чтение стихотворения В. Брюсова «Единое счастье — работа»

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Тема нашего урока « Терпение и труд».

- Какие цели мы поставим перед собой?

1. Дать определение понятий труд и терпение.

2. Узнать какой бывает труд.

3. Вспомнить людей разных профессий.

4. Вспомнить пословицы и поговорки о труде.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.