Роль – не личность, а изображение, за которым она скрывается». — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Роль – не личность, а изображение, за которым она скрывается».

2023-02-03 26
Роль – не личность, а изображение, за которым она скрывается». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Роль – не личность, а изображение, за которым она скрывается».

А. Леонтьев

Известный советский психолог  Алексей Николаевич Леонтьев в своём утверждении рассматривает проблему соответствия личностных качеств человека и выполняемым им социальным ролям.

Личность – это человек, живущий в обществе и обладающий социально-значимыми чертами, свойствами и качествами: принимать и реализовывать поставленные цели; наличием самосознания, которое трансформируется в жизненную позицию; способностью в определённой ситуации противопоставить себя обществу.

Понятие «личность» всегда связано с такими понятиями, как «индивид» и «индивидуальность». Индивидом является каждый человек с момента рождения и до смерти. Чем больше воздействие индивида на окружающую среду, тем ярче его индивидуальность: своеобразие социально-психологических, биологических особенностей.  При этом происходит так называемая «социализация» индивида - внедрение индивида в общество, приобретение им определенных социальных ролей, которые, по замечанию Леонтьева, не более чем маски, за которыми скрывается личность, но в рамках общественных отношений выполнение своих социальных ролей у каждого человека индивидуализировано.

Благодаря процессу социализации личность реализует себя в обществе, приобретая или изменяя свой социальный статус и свою социальную роль. Модель поведения, ориентированная на социальный статус, принято называть социальной ролью. В социологии существует понятие ролевой набор – совокупность ролей, ассоциируемых с одним социальным статусом. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения. В ролевом наборе можно выделить основные социальные роли – семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические и ситуационные. Каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль. Роли определяются ожиданиями людей, то есть это своеобразный образец поведения, если человек претендует на определённый социальный статус, он должен выполнять все ролевые требования, закреплённые за данной позицией: поведение, соответствующее данной роли (директор предприятия); нормы, определяющие требования к выполнению роли (ученик - соблюдение устава определённой школы); оценка выполнения данной роли (парикмахер, к которому запись); меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли (увольнение с работы или премия за хорошо выполненную работу). Например, если мягкий по характеру человек выполняет социальная роль руководителя, он должен уметь быть требовательным, настойчивым, иногда жёстким. И если он не справляется с этим, то вынужден отказаться от выполнения данной социальной роли. Ребёнок так же может быть послушным или только притворяться, чтобы оправдать ожидания родителей.

Например, последний император из династии Романовых был прозван народом Кровавым, на самом деле это был прекрасный семьянин, любящий отец, но его личностные качества скрывались за той социальной ролью, которую он исполнял.

Исходя из вышеизложенного следует, что во многих случаях социальная роль выполняемая человеком не может быть характеристикой личности, так как роль – не личность, а изображение, за которым она скрывается.

Общество разделяется на два больших класса: на тех, кто работает, чтобы жить, и тех которые живут, чтобы заставить работать других».    

К. Раиберти.

 

К. Раиберти в своём высказывании затрагивает проблему классового неравенства. Деление общества на классы, в свою очередь, является проявлением социального неравенства, так считал Карл  Маркс.

Я согласна с мнением К. Раиберти. В современной социологии наиболее распространёнными являются два основных подхода к анализу социальной структуры общества: стратификационный и классовый, в основе которых лежат понятие «страта» и «класс». В рамках классового подхода главенствующее значение имеют экономические факторы, основой выделения классов является обладание частной собственностью, дающее возможность присваивать прибыль. Классики марксизма утверждали, что история всех до сих пор существовавших обществ – это историческая борьба классов. Например, рабы и рабовладельцы, зависимые крестьяне и феодалы, пролетариат и буржуазия. Согласно экономическому учению Маркса, класс буржуазии заставляют работать пролетариат, чтобы присваивать себе неоплаченную часть труда. В этом и заключается сущность капиталистической эксплуатации. Следовательно, неравенство – это неравный доступ представителей различных социальных групп к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

В социологии известны четыре типа социальной стратификации – рабство, касты, сословия и классы. И в каждом типе существуют те кто заставляет работать, и те кто работают.

В современном обществе наблюдается процесс социально-профессиональной стратификации. Где группы людей делятся по содержанию и условиям труда, и это деление зависит от квалификации, способности выполнять определённые виды деятельности.  В нынешнем мире, где во главу угла ставятся права человека, грубая беззаконная эксплуатация труда запрещена, существует трудовое законодательство. Человек работает не из-за того, что его заставляют, а потому что хочет реализовать свои способности, либо обеспечить семью. Но всё равно существуют те люди, которые «заставляют» работать других, управляя предприятиями, организациями, то есть класс элиты.


Х. Ортегга-и- Гассет

 

Испанский философ Х. Ортегга-и-Гассет, автор работы «Человек и люди» в своём высказывании затрагивает проблему конформного поведения, имеющего массовый характер. Я согласна с мнением автора, что масса – это множество людей без особых достоинств.

Масса - это толпа, а в толпе человек теряет свою индивидуальность. Его поведение становится конформным, то есть, осознанно расходясь во мнениях с окружающими людьми, человек, тем не менее, соглашается с ними. В массе человек теряет чувство ответственности за свои действия, «разделяя» его с другими. Для постороннего наблюдателя достоинства (и недостатки) людей в массе неразличимы. В массе люди могут быть как пассивны, безынициативны, так и излишне агрессивны. В массе люди могут некритично воспринимать слова ЛИДЕРА, если таковой имеется. Масса плохо воспринимает аргументацию, зато чутко реагирует на призывы. Масса или толпа примитивнее и глупее, чем лучшие из людей, составляющие ее.

Социальный мыслитель Элиас Канетти фактически отождествляет массу с толпой и считает, что массы возникают внезапно и также внезапно исчезают, многие кто вливаются в толпу, не знают, что случилось, но они спешат оказаться там, где остальные. Однако Канети преувеличивает внезапность появления масс. Это не совсем так, если, конечно, речь не идет о зеваках, которые собираются, скажем, во время крупной автомобильной катастрофы. В нормальных условиях массу кто-то организует, кто-то куда-то ведет. Митинги и шествия, например, проходят под руководством определенных политических сил. Однако, когда лидер идёт на поводу у толпы, то ситуация превращается в охлократию. Конечно, к митингующим и манифестантам присоединяется много людей, которые в целом разделяют настроения массы.

Например, недавние события в Москве и других городах, когда масса людей совершает противоправные действия, поддавшись призыву толпы.

Это и поведение людей в «Хромой лошади», когда из-за того, что многие не соблюдали правила безопасности во время эвакуации из горящего помещения, погибло большое количество человек.

К таким примерам можно отнести и давку в метро во время поломки эскалатора.

Исходя из всего вышеизложенного следует, что масса – это множество людей без особых достоинств.

   

 


И. Ильин

 

Иван Александрович Ильин, русский христианский философ, писатель и публицист, в своём высказывании определяет роль семьи в культурном развитии общества, характеризуя семью как первичное лоно человеческой культуры.

Я согласна с этим утверждением И. Ильина. Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Семья как малая группа играет огромную роль в воспитании и становлении личности, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Однако семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. Семья как социальный институт выполняет различные функции: репродуктивную, экономическую, досуговую, но особое значение для общества имеет функция воспитания детей. В семье ребенок приобретает необходимые навыки и умения взаимодействовать с другими людьми. У него развивается умение ценить добро и справедливость, уважать труд людей. Он учится у взрослых культуре общения. В крепкой здоровой семье ребенок окружен заботой и любовью. Основными компонентами внутрисемейного общения являются сопереживание, терпимость, доброжелательность. На мой взгляд, именно семье принадлежит решающая роль в социализации новых членов общества. И от того, какие ценностные представления будут сформированы в сознании ребенка посредством семейного воспитания, зависит многое. Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

Так в семье Степановых из города Тимашевска не только научили детей культурным нормам, но и воспитали детей как патриотов своей Родины, которые во время Великой Отечественной войны, отдали за неё жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первичное лоно человеческой культуры.

   


Е. Паркинсон.

В данном высказывании рассматривается проблема воздействия толпы на личность, следствием которого может быть совершение поступков, возвращающих нас к дикости.

Я согласна с мнением автора.

Толпа является формой социальной общности – реально существующей, эмпирически фиксируемой совокупности людей, которая характеризуется относительной целостностью и выступает самостоятельным субъектом исторического и социального действия. Толпа разновидность квазигруппы – случайной социальной общности, малоустойчивой неформальной совокупности людей, имеющей определённую структуру и систему ценностей и норм. Свойства квазигруппы: анонимность, внушаемость, социальная заражённость, бессознательность. Толпа как квазигруппа обладает такими же свойствами.

В качестве толпы можно представить фанатов футбольной команды, их поведение после и во время игры. Зачастую оно отличается агрессивностью, эмоциональностью. Состояние людей близко к сумасшествию: крики, раздевание, топот ногами и многое другое. Погромы, устроенные фанатами, являются проявлениями массовой дикости.

В истории России известны факты гибели множества людей из-за толпы: в мае 1896 г. в Москве состоялась коронация Николая II, по этому случаю на Ходынском поле устроили народные гулянья с раздачей «царских подарков» (кусок колбасы, пряник, кружка). В результате необузданного столпотворения, неадекватного состояния людей, переставших думать, погибло 1389 человек. Всё это проявление дикости, приносящей тяжелые последствия.

Исходя из всего вышеизложенного следует, что подчинившись закону толпы мы возвращаемся в каменный век.

Роль – не личность, а изображение, за которым она скрывается».

А. Леонтьев

Известный советский психолог  Алексей Николаевич Леонтьев в своём утверждении рассматривает проблему соответствия личностных качеств человека и выполняемым им социальным ролям.

Личность – это человек, живущий в обществе и обладающий социально-значимыми чертами, свойствами и качествами: принимать и реализовывать поставленные цели; наличием самосознания, которое трансформируется в жизненную позицию; способностью в определённой ситуации противопоставить себя обществу.

Понятие «личность» всегда связано с такими понятиями, как «индивид» и «индивидуальность». Индивидом является каждый человек с момента рождения и до смерти. Чем больше воздействие индивида на окружающую среду, тем ярче его индивидуальность: своеобразие социально-психологических, биологических особенностей.  При этом происходит так называемая «социализация» индивида - внедрение индивида в общество, приобретение им определенных социальных ролей, которые, по замечанию Леонтьева, не более чем маски, за которыми скрывается личность, но в рамках общественных отношений выполнение своих социальных ролей у каждого человека индивидуализировано.

Благодаря процессу социализации личность реализует себя в обществе, приобретая или изменяя свой социальный статус и свою социальную роль. Модель поведения, ориентированная на социальный статус, принято называть социальной ролью. В социологии существует понятие ролевой набор – совокупность ролей, ассоциируемых с одним социальным статусом. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения. В ролевом наборе можно выделить основные социальные роли – семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические и ситуационные. Каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль. Роли определяются ожиданиями людей, то есть это своеобразный образец поведения, если человек претендует на определённый социальный статус, он должен выполнять все ролевые требования, закреплённые за данной позицией: поведение, соответствующее данной роли (директор предприятия); нормы, определяющие требования к выполнению роли (ученик - соблюдение устава определённой школы); оценка выполнения данной роли (парикмахер, к которому запись); меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли (увольнение с работы или премия за хорошо выполненную работу). Например, если мягкий по характеру человек выполняет социальная роль руководителя, он должен уметь быть требовательным, настойчивым, иногда жёстким. И если он не справляется с этим, то вынужден отказаться от выполнения данной социальной роли. Ребёнок так же может быть послушным или только притворяться, чтобы оправдать ожидания родителей.

Например, последний император из династии Романовых был прозван народом Кровавым, на самом деле это был прекрасный семьянин, любящий отец, но его личностные качества скрывались за той социальной ролью, которую он исполнял.

Исходя из вышеизложенного следует, что во многих случаях социальная роль выполняемая человеком не может быть характеристикой личности, так как роль – не личность, а изображение, за которым она скрывается.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.