Экспертиза предмета прикладного искусства — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Экспертиза предмета прикладного искусства

2023-02-03 40
Экспертиза предмета прикладного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экспертиза предмета прикладного искусства

Введение

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел искусства, охватывающий художественные изделия, имеющих утилитарное и художественное назначение. В предмете ДПИ имеют важность материал и декор. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от живописи, которая предназначена для эстетического наслаждения, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства: по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Задачи искусствоведческой экспертизы

- определить название предмета;

- определить назначение предмета, который позволяет выявить историко-культурный контекст бытования предмета;

- изучение технико-технологического аспекта экспертизы предмета прикладного искусства;

- художественно-стилистический анализ предмета;

- изучение клейма (марки) предмета.

Методы искусствоведческой экспертизы

Типологический метод. Для изучения и определения типологии предмета, его предназначения.

Формально-стилистический метод предполагается при описании предмета. Пристальное внимание уделяется его художественной форме.

Сравнительно-исторический метод или хронологический. Изучение художественной формы предмета и предположение, к какой эпохе, какому периоду изучаемый объект может относиться.

Технико-технологический метод. Предполагает анализ материалов и техник создания предмета прикладного искусства и его декора.

Экспертиза художественного фарфора включает в себя описание формы и декора предмета, анализ материала и технологию его изготовления, а также определение марки фарфора. Особенностями экспертизы художественных фарфоровых изделий является определение их исторического названия, назначения и бытования, а также важным фактором является определение места изготовления памятника, авторства, времени создания. Необходимо установить связь с историческими фактами или персонами, расшифровать надписи, маркировки и другие метки. Определить степень сохранности памятника, а также описать его повреждения.

Формование фарфора

Керамические изделия формуют методом пластического формования из пластичной массы или методом литья (жидким шликером) в гипсовых формах. Пластичное формование предполагает как ручное изготовление изделий (лепка, отминка по формам, вытягивание на гончарном круге), так и механическое (на современных станках). Изделия сложной конфигурации и тонкостенные изготавливают литьем в гипсовых формах, что выполняется и вручную, и на механизированных установках.

Способы декора фарфора.

- Рельефный. Он предполагает изготовление мелких деталей декора (таких, как цветы, листья, ручки изделия) отдельно и наклеивание на изделие. Их прикрепляют граверным способом или посредством перфорации. Также рельефная поверхность может быть подготовлена в процессе формовки, и изделие обрабатывается с уже готовым декором.

- Роспись. Она бывает двух видов — подглазурная и надглазурная. Мастер наносит на необработанную глазурью поверхность черепка краску, состоящую из окиси металлов, стойких к высоким температурам (кобальт, гематит), наносит прозрачную глазурь и обжигает изделие. Довольно ограничена по возможностям техника росписи эмалевыми красками поверх глазури. В изделиях из твердого фарфора краски не сплавляются с глазурью полностью, по причине нетермостойкости подвергаются малотемпературному обжигу, и в результате фактурно выделяются на поверхности. Такой декор является недолговечным. Однако, при использовании на менее жаростойком мягком фарфоре краски вжигаются и сливаются с глазурью.

- Шелкография — это нанесение рисунка на поверхность при помощи сетчатых трафаретов, через которые под давлением ролика проходит краска. Краска одного цвета соответствует одному трафарету. Печать многоцветного рисунка требует нескольких трафаретов.

- Декалькомания — это нанесение на поверхность изделия рисунка с переводной картинки. Рисунок выполнен керамическими красками, бумагу удаляют после смачивания водой. Печать с металлической пластины — это перенос выгравированного изображения с металлической пластины (медной, стальной) или цилиндрического валика на изделие.

- Штампование — это перенесение простого одноцветного рисунка при помощи резинового штампа. Обычно его используют для нанесения штампа завода, монограммы. Еще один способ нанесения краски, применяемый на крупных изделиях — аэрограф. При помощи этого прибора краску распыляют на изделие через трафарет.

- Золочение – это один из самых трудоемких процессов, благодаря которому осуществляется имитация декоративного покрытия. Листовое (сусальное) или твореное золото наносят на предварительно подготовленную поверхность. Позолоту наносят специальной кистью как акварельную краску, после этого поверхность полируют, или гравируют.

Таким образом, чайная пара, изготовленная на заводе является частью массового производства фарфоровых изделий. При создании массовой продукции на заводах изготавливаются формы – чаще всего гипсовые. Поэтому данные предметы выполнены, при помощи литья в гипсовую форму. Декорирование изделий произведено с помощью ручной росписи, штампования и декалькомании (марка).

Марка.

При проведении экспертизы чайной пары была обнаружена марка на оборотной стороне предметов.

«ЛФЗ MADE IN RUSSIA» - марка принадлежит Ленинградскому фарфоровому заводу им. Ломоносова.

Первоначально именовался «Невской порцелиновой мануфактурой», с 1765 — Императорский фарфоровый завод, с 1917 — Государственный фарфоровый завод (ГФЗ — аббревиатура клейма), в 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ — аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод) — до 2005 года.

Создание мануфактуры при Елизавете Петровне в 1744 г.

Императорский фарфоровый завод , основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

Именно здесь талантливый русский ученый Д.И.Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота».

Марка ЛФЗ с 1917 по 1924 год

Стилистический анализ

По технике росписи и нанесению рисунка на фарфор можно было приблизительно определить время создания предмета. Рисунок создан в 70-х годах ХХ века заслуженным художником РСФСР, членом Российской Академии Художеств Славиной Ниной Павловной (1928 - 2000 гг.) Мастера ЛФЗ в конце ХХ века придерживались классических традиций: доминируют античные мотивы.

В фестончатых рядах и орнаментальном поясе у бортов чайной пары прослеживается мотив ионика, жемчужника, как в архитектуре храма Эрехтейон на Афинском Акрополе. Здесь в изобилии использованы ИОНИКИ с ОВАМИ, ЖЕМЧУЖНИК и ПАЛЬМЕТКИ.  

 

Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον) — памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.

Излюбленным цветом на Ленинградском заводе 1960-2001 гг. был кобальт. Живописцы компоновали рисунок по всей поверхности предмета, что отсылает к основным типам декорировки Японии — это принцип асимметрии и свободное соотношение декора и формы. Узор и форма чайной пары не подчинены друг другу, а наоборот, контрастно противопоставлены. В произведениях всегда присутствует строгая логика и целесообразность. Гармония основана на равновесии цветовых сочетаний, на точном соотношении пустого и заполненного декором пространства. Эта сложная, связь узора, формы и материала характерна для орнаментации всех видов декоративного искусства Японии. Декор на чашке и блюдце, выполненный в форме цветка отсылает к изображению хризантем на японских ширмах XV-XVl вв. периода Муромати и Момояма.

Четырёхъярусная ширма. С изображением бамбука и хризантем. Япония, XV-XVl вв. период Муромати и Момояма. Дерево, шелк. 146.5cm x 341cm. Музей Метрополитен, США.

 

 

    

 

Блюдце. Санкт – Петербург, Ломоносовский фарфоровый завод. Ок. 1992 -2001 г. Фарфор, роспись, золочение. Фрагмент.

 

 

Традиционная религия Японии – синтоизм, обожествляет объекты природы и явления. Для орнамента и японского стиля в целом верно утверждение, что в окружающей среде все упорядочено и тесно связано между собой. 

Её декор построен на сочетании мелких деталей с более крупными. Ее рисунок заполнял все пространство предмета, характерно использование кобальтовых геометрических форм – круга, полукруга, прямоугольника с белым фоном.

 

Формы, созданные на Ленинградском заводе в этот период, отличались своей устойчивостью и стройностью. Форма 1990-2000-х гг. строилась по принципу соединения достижений конструктивизма с мягкими формами, заимствованными у природы. Как, например, сервизы «Тюльпан» или «Весенняя» скульптора С.Е. Яковлевой.Серафима Евгеньевна Яковлева (1910-1993) - заслуженный художник РСФСР. После Великой Отечественной войны Серафима Евгеньевна занималась разработкой новых форм сервизов («Репка», 1947-1948; «Весенний», 1949; «Восточный», 1956; «Классическая», 1968), приборов для воды и туалетных приборов, отдельных предметов (ваз, кружек, бокалов, кубков, графинов, тарелок, штофов, кашпо).

 

    

Экспертиза предмета прикладного искусства

Введение

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел искусства, охватывающий художественные изделия, имеющих утилитарное и художественное назначение. В предмете ДПИ имеют важность материал и декор. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от живописи, которая предназначена для эстетического наслаждения, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства: по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.