ГЛАВА 6. ПРИНЯТИЕ И УСТУПАНИЕ — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

ГЛАВА 6. ПРИНЯТИЕ И УСТУПАНИЕ

2023-02-03 30
ГЛАВА 6. ПРИНЯТИЕ И УСТУПАНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Всегда, когда у тебя есть возможность «заглянуть» внутрь себя, делай это, чтобы видеть, не создаешь ли ты бессознательно конфликт между внутренним и внешним, между внешними обстоятельствами и данным моментом, — где бы ты ни был, с кем бы ты ни был, и что бы ты ни делал, — и межу своими мыслями и чувствами. Способен ли ты чувствовать, как больно находиться в противодействии тому, что есть ?

Когда ты это понимаешь, то также понимаешь и то, что теперь ты свободен отказаться от этого бесполезного и пустого конфликта, от этого внутреннего состояния войны.

 

~

 

Сколько раз за день, когда бы ты ни проговаривал и ни вербализировал свою внутреннюю реальность, которая есть в данный момент, тебе приходится говорить: «Я не хочу быть там, где я есть»? Какое это чувство, когда ты не хочешь быть там, где ты есть — в автомобильной пробке, на рабочем месте, в зале ожидания в аэропорту, с людьми, которые рядом?

На самом деле, конечно же, бывает, что некоторые места лучше было бы покинуть — и порой это самое лучшее, что ты мог бы сделать. Однако во многих случаях у тебя нет такого выбора. Во всех таких случаях фраза: «Я не хочу здесь находиться» не только бесполезна, но и разрушительна. Она делает тебя и других недовольными.

Сказано: ты там, где ты есть. Иными словами: ты здесь. Всегда. Неужели так трудно это понять?

 

~

 

На самом ли деле тебе нужно навешивать ментальные ярлыки на любое чувственное восприятие или ощущение? На самом ли деле тебе нужно иметь такие отношения с жизнью, которые основаны на реакциях «нравится — не нравится», когда ты пребываешь в почти непрерывном конфликте с ситуациями и людьми? Или же это всего лишь глубоко сидящая привычка, которую можно сломать? Не путем какого-либо деланья, а позволяя этому моменту быть таким, какой он есть.

 

~

 

Привычное и реактивное «нет» усиливает эго. «Да» ослабляет его. Твое отождествление с формой, твое эго, не вынесет уступания.

 

~

 

«У меня столько дел». Да, конечно, но каково качество твоего деланья? Езда на работу, разговоры с клиентами, работа за компьютером, выполнение поручений, ведение бесчисленных дел, которые составляют твою ежедневную жизнь, — насколько ты тотален в том, что ты делаешь? Наполнено ли твое деланье уступанием? Или не-уступанием? Именно это определяет твой успех в жизни, а совсем не то, как много усилий ты прилагаешь. Усилия включают в себя стресс, напряжение и переутомление, необходимость достичь определенной точки в будущем или придти к заданному результату.

Можешь ли ты выделить в себе хотя бы мельчайший элемент не желания делать то, что ты делаешь? Это отрицание жизни, и поэтому по-настоящему успешный результат невозможен.

Если ты можешь выделить это в себе, можешь ли ты также отбросить это и быть тотальным в том, что ты делаешь?

 

~

 

«Деланье одного дела в одно время» — вот как один Дзен Мастер определил суть Дзен.

Деланье одного дела в одно время значит быть тотальным в том, что ты делаешь, отдавать этому всё своё внимание. Это действие в уступании — вдохновляющее действие.

 

~

 

Принятие того, что есть , переносит тебя к более глубокому уровню, где твое внутреннее состояние, так же как и твое чувство себя, больше не зависит от суждений о «хорошем» и «плохом», которые выносит разум.

Если ты говоришь «да» этой «есть-ности» жизни, если ты принимаешь этот момент таким, какой он есть, то ты можешь переживать внутри себя чувство пространственности, чувство глубочайшего внутреннего мира и спокойствия.

На поверхности, внешне, ты по-прежнему можешь казаться счастливым, если светит солнце, и не очень счастливым, если идет дождь; ты можешь быть счастлив, выигрывая миллион долларов, или несчастлив, оттого что потерял все свое имущество. Но ни счастье, ни несчастье больше не в силах зайти так глубоко. Это всего лишь рябь на поверхности твоего Бытия. Источник твоего внутреннего покоя остается незатронутым и не зависит от внешних условий.

Это «да» тому, что есть , открывает тебе измерение такой внутренней глубины, которое никоим образом не зависит ни от внешних обстоятельств, ни от внутренних состояний, где мысли постоянно скачут, а эмоции непрерывно меняются.

 

~

 

Уступание дается намного проще, когда ты понимаешь скоротечную природу любых ощущений, и что этот мир не в состоянии дать тебе что-либо такое, что имеет постоянную и неизменную ценность. Тогда ты продолжаешь встречаться с людьми, вовлекаться в какую-либо деятельность и переживания, однако теперь уже без того, чего так желает и так боится эгоистичное «я». Иначе говоря, ты больше не требуешь, чтобы какая-либо ситуация, личность, место или событие обязательно устраивали тебя или приносили тебе счастье. Их преходящей и несовершенной природе позволено быть.

И чудо заключается в том, что ты больше не требуешь от них невозможного. Любая ситуация, личность, место или событие начинают не просто устраивать тебя, они становятся намного боле гармоничными, более мирными и спокойными.

 

~

 

Принимая данный момент целиком, ты перестаешь спорить с тем, что есть , навязчивая привычка думать ослабевает, и на смену ей приходит бдительное спокойствие. Ты полностью сознателен, во всяком случае, разум не вешает на настоящий момент никаких ярлыков. Это состояние внутреннего непротивления открывает тебя безусловному сознанию, которое бесконечно больше человеческого разума. Тогда этот огромный интеллект получает возможность выражать себя через тебя и содействует тебе изнутри и снаружи. Вот почему отпуская внутреннее сопротивление ты частенько обнаруживаешь, что обстоятельства меняются к лучшему.

 

~

 

Разве я говорю: «Наслаждайся этим мгновением? Будь счастлив?» Нет.

Позволь мгновению быть таким, какое оно есть. Этого достаточно.

 

~

 

Уступить — это значит уступить данному моменту , а не той истории, при помощи которой ты его сначала интерпретируешь , а потом стараешься под нее подделаться.

К примеру, ты инвалид и больше не можешь ходить. Это состояние такое, какое оно есть.

Возможно, сейчас твой разум сочиняет историю, которая говорит: «Вот к чему пришла моя жизнь. Я угодил в инвалидное кресло на колесах. Жизнь обошлась со мной грубо и несправедливо. Я этого не заслуживаю».

Можешь ли ты принять «есть-ность» настоящего момента, его данность и не путать его с той историей, которую разум нагородил вокруг него?

 

~

 

Уступание приходит тогда, когда ты больше не спрашиваешь: «Почему это случилось со мной?»

 

~

 

Даже внутри ситуации, кажущейся неприемлемой и наполненной болью, сокрыто глубокое благо, а внутри любой катастрофы содержится семя благодати и милосердия.

История знает таких мужчин и женщин, которые перед лицом великой утраты, тяжелой болезни, отсутствия свободы, неминуемой гибели принимали кажущееся неприемлемым и тем самым находили «тот мир, который давал им полное понимание».

Принятие неприемлемого является в этом мире неисчерпаемым источником благодати.

 

~

 

Бывают такие ситуации, когда никакие ответы и объяснения не работают. Жизнь больше не имеет никакого значения. Или кто-то в состоянии крайнего отчаяния обращается к тебе за помощью, и ты не знаешь, что тебе делать или что сказать.

Полностью принимая то, что ты этого не знаешь, ты оставляешь борьбу за ответы, которую ведет ограниченный думающий разум, и тогда в дело вступает более мощный интеллект, который действует через тебя. И даже мысль может извлечь из этого пользу, поскольку этот интеллект способен втечь в нее и навеять ее тебе.

Порой уступание означает оставить любые попытки что-то понять и обрести покой в незнании.

 

~

 

Знаешь ли кого-нибудь, основной жизненной функцией которого, похоже, является делать себя и других маленькими и никчемными и распространять вокруг себя недовольство? Прости их, ибо они тоже являются частью человеческого пробуждения. Роль, которую они играют, олицетворяет усиление и обострение кошмара эгоистического сознания, состояния не-уступания. Во всем этом нет ничего личного. Это не то, кто они есть.

 

~

 

Кто-то может сказать, что уступание — это внутренний переход от сопротивления к принятию, от «нет» к «да». Когда ты уступаешь, твое чувство себя претерпевает сдвиг от отождествления себя со своей реакцией или умственным суждением к тому, что ты становишься пространством вокруг этой реакции или суждения. Это сдвиг от отождествления себя с формой — мыслью или эмоцией — к существованию и осознанию себя тем, что не имеет формы, — всеобъемлющей осознанностью.

 

~

 

Всё, что ты принимаешь целиком и полностью, приводит тебя к покою, даже принятие того, что ты не в силах принять, принятие того, что ты в сопротивлении.

 

~

 

Оставь Жизнь в покое. Позволь ей быть.

 

ГЛАВА 7. ПРИРОДА

 

Мы зависим от природы не только в смысле своего физического выживания. Природа нужна нам еще и для того, что она может показать нам обратный путь домой, путь из тюрьмы нашего собственного разума. Мы потеряли себя в делании, думаньи запоминании, предвосхищении — заблудились в запутанном лабиринте сложностей и мировых проблем.

Мы забыли то, что продолжают помнить камни, растения, животные. Мы забыли, как нам быть — как нам быть спокойными, быть самими собой, как быть там, где течет жизнь, — Здесь и Сейчас.

 

~

 

Стоит тебе направить внимание на что-нибудь природное, на то, что стало существовать без вмешательства человека, как ты выходишь из тюрьмы концептуализированного абстрактного мышления и входишь в состояние хотя бы частичной соединенности с Сущим, в котором существует вся природа.

Направить внимание на камень, дерево или животное вовсе не значит думать о нем — просто воспринимай его, удерживая его внутри своей осознанности.

Тогда что-то от его сути вселяется и в тебя. Ты начинаешь чувствовать, как оно спокойно, и когда ты это чувствуешь, то же самое спокойствие зарождается у тебя внутри. Ты чувствуешь, как глубоко его корни уходят в Сущее — оно пребывает в полном согласии с тем, какое оно есть и где оно есть. Понимая это, ты тоже приходишь к такому месту в внутри себя, где есть глубокий покой.

 

~

 

Гуляя или отдыхая на природе, чествуй это царство своим полным пребыванием в нем. Будь спокоен. Смотри. Слушай. Видь, насколько целостно каждое живое существо, каждое растение. В отличие от людей, они никогда не раздваиваются, не расщепляются. Они не живут через свое ментальное представление о себе, поэтому им нет нужды защищать или раздувать его. Они даже совсем об этом не заботятся. Таким является олень. Таким является бледно-желтый нарцисс.

В природе всё существует не просто в полном единстве с самим собой, всё пребывает в полном единстве со всем остальным. Никто не вычленяет себя из целостной структуры, претендуя на обособленное существование типа «я» и вся остальная вселенная.

Созерцание природы может освободить тебя от этого «я», главного создателя неприятностей.

 

~

 

Привнеси свою осознанность в едва различимые звуки природы — в шелест листьев на ветру, падение капелек дождя, жужжание насекомых, в первую птичью трель на рассвете. Целиком отдай себя слушанью. За звуками есть нечто гораздо большее — святость, которую нельзя постичь мыслью.

 

~

 

Ты не создавал свое тело и не можешь контролировать его функции. Здесь трудится интеллект, гораздо более мощный, чем человеческий разум. Это тот же интеллект, который поддерживает природу и дает ей силу. Нет другого способа подойти к этому интеллекту ближе, чем через осознавание своего внутреннего энергетического поля — через ощущение его живости, ощущение вдыхающего жизнь присутствия внутри тела.

 

~

 

Веселая игра и радость собаки, ее безусловная любовь и готовность праздновать жизнь в любой момент часто очень сильно контрастирует с внутренним состоянием ее хозяина — подавленным, встревоженным, загруженным проблемами, запутавшимся в мыслях, отсутствующим в том единственном месте и единственном мгновении, которое только есть: Здесь и Сейчас. Кто-нибудь удивится: как же собака умудряется оставаться столь разумной, столь радостной, живя с таким человеком?

 

~

 

Если ты воспринимаешь природу только через разум, через мысли, через думанье, то ты не можешь чувствовать ее живость, ее жизненность и данность. Ты видишь только форму и не осознаешь жизнь внутри этой формы — а это святое таинство. Мысль низводит природу до уровня товара, предмета потребления. Она использует ее в погоне за прибылью или с целью получения знаний, или в каких-либо иных утилитарных целях. Древний лес становится пиломатериалами, птица — научной программой, гора — объектом, который надо продырявить штольнями или покорить.

Когда ты воспринимаешь и осознаешь природу, пусть вместе с этим будут промежутки без мыслей, без разума. Когда ты подходишь к природе таким образом, она будет отвечать тебе и участвовать в эволюции и человеческого, и планетарного сознания.

 

~

 

Замечай, насколько присутствует цветок, насколько он отдался жизни.

 

~

 

Комнатные растения у тебя дома — смотрел ли ты когда-нибудь на них по-настоящему? Позволил ли ты такому знакомому и вместе с тем загадочному существу, которое мы называем растением , научить тебя своим секретам? Заметил ли ты, как глубоко спокойно оно? Каким полем тишины оно окружено? В тот момент, когда ты начинаешь осознавать эманацию спокойствия и мира, исходящую от этого растения, оно становится твоим учителем.

 

~

 

Понаблюдай за каким-нибудь животным, цветком или деревом и посмотри, как оно пребывает в Сущем. Оно является  самим собой. Оно имеет невероятное достоинство, невинность и святость. Но для того, чтобы ты это увидел, тебе нужно уйти далеко за свою ментальную привычку давать названия и навешивать ярлыки. В то мгновение, когда ты смотришь за ментальные ярлыки, ты чувствуешь невыразимое измерение природы, которую нельзя постичь через мышление или чувственное восприятие. Это гармония, святость которой принизана и пропитана не только вся природа в целом, но которая есть и внутри тебя.

 

~

 

Воздух, которым ты дышишь, — это природа, так же как и сам процесс дыхания.

Перенеси внимание на свое дыхание и осознай, что ты не совершаешь его. Это дыхание природы. Если бы тебе пришлось помнить о том, что ты должен дышать, ты бы скоро умер, и если бы ты попытался остановить свое дыхание, то природа одержала бы победу.

Начиная осознавать свое дыхание и удерживая на нем свое внимание, ты самым интимным и наиболее сильным образом воссоединяешься с природой. Это действие является исцеляющим и глубоко вдохновляющим. Оно вызывает в твоем сознании сдвиг от концептуального мира мыслей к внутреннему царству безусловного сознания.

 

~

 

Природа нужна тебе в качестве учителя, чтобы помочь воссоединиться с Сущим. Но не только тебе нужна природа, ты ей тоже нужен.

Ты не отделен от природы. Мы все являемся частью Единой Жизни, проявляющей себя в бесчисленных формах всей вселенной, в формах, которые все тесно сплетены и полностью взаимосвязаны. Когда ты понимаешь эту святость, красоту, немыслимую тишину и достоинство, в которых существует цветок или дерево, то ты что-то добавляешь и цветку, и дереву. Через твое понимание, твою осознанность природа также приходит к познанию себя. Она приходит к познанию собственной красоты и святости — через тебя!

 

~

 

Великое безмолвное пространство держит в своих объятиях всю природу. Оно также держит и тебя.

 

~

 

Только тогда, когда внутри себя ты спокоен, у тебя появляется доступ к тому царству спокойствия, в котором пребывают и камни, и растения, и животные. Только когда твой шумный разум затихает, ты на глубоком уровне обретаешь возможность соединиться с природой и выйти за пределы того чувства разделенности, которое создает избыточное думанье.

Думанье — это ступень в эволюции жизни. Природа существует в первозданном и чистом спокойствии, которое предшествовало появлению мысли. И дерево, и цветок, и птица, и камень не осознают собственной красоты и святости. Когда люди становятся тихими, они уходят за пределы мысли. В той тишине, которая за мыслью, добавляется еще одно измерение — измерение знания и осознанности.

Природа способна привести тебя к тишине и спокойствию. Это ее дар тебе. Когда ты воспринимаешь природу и соединяешься с ней в этом поле тишины, то твоя осознанность начинает пронизывать это поле. Это твой дар природе.

Природа осознает себя через тебя. Природа, если можно так сказать, ждала тебя многие миллионы лет.

 

ГЛАВА 8. ОТНОШЕНИЯ

 

Как скоры мы в том, чтобы составить отношение о человеке, придти к некому заключению в отношении него. Эгоистичному уму в удовольствие навесить ярлык на другого, наделить его умозрительной личностью, снабдить его отличительными качествами, произнести праведное и справедливое суждение о нем.

Каждому человеку привит условный рефлекс — рефлекс думать и вести себя определенным образом. Он на генетическом уровне внедрен и обусловлен как культурной средой, в которой он рос, так и его детскими впечатлениями.

Это совсем не о том, кто эти люди, а о том, как они должны выглядеть. Произнося суждение в чей-то адрес, ты ошибочно принимаешь эти обусловленные умозрительные образы за тех, кем они являются. Вынесение подобных суждений уже само по себе является глубоко обусловленным и бессознательным шаблоном. Ты наделяешь их личными качествами, созданными твоим разумом, и эта ложная личность становится тюрьмой не только для этого человека, но также и для тебя.

Освободиться от суждений, перестать их выносить, еще не значит не замечать того, что люди делают. Это значит, что ты осознаешь их поведение просто как проявление обусловленности. Ты его видишь и принимаешь его как форму. И ты не создаешь личность этого человека, опираясь лишь на эту форму.

Это освобождает тебя, так же как и другого человека, от отождествления с умозаключением, с формой, с рассудком. Тогда эго больше не может управлять вашими взаимоотношениями.

 

~

 

Поскольку твоей жизнью правит эго, то большинство твоих мыслей, эмоций и действий порождено желанием и страхом. Тогда во взаимоотношениях с другим человеком ты от него либо чего-то хочешь, либо ты его боишься.

То, чего ты хочешь от других, может быть удовольствием, материальной выгодой, признанием, похвалой или вниманием, а может быть желанием усиления чувства собственного «я» путем сравнения или утверждения того, что ты значительнее их, что ты больше имеешь или больше знаешь. То, чего ты боишься, может быть чем-то противоположным. Через это они каким-нибудь образом могут принизить твое чувство собственного «я».

Когда ты делаешь настоящий момент основным фокусом своего внимания — а не превращаешь его в средство для достижения цели — ты выходишь за пределы эго. Вместе с тем, ты делаешь шаг за пределы бессознательной обреченности использовать людей как средство для достижения цели, как средство для раздувания собственной значимости за счет других. Когда ты отдаешь всё свое внимание человеку, с которым взаимодействуешь, ты исключаешь из этих отношений всё прошлое и будущее, которые не служат решению практических задач. Когда ты полностью присутствуешь с теми, с кем встречаешься, ты отбрасываешь их личные качества, созданные твоим разумом, — твои интерпретации по поводу того, кто они такие, и чем они занимались раньше, — и становишься способным взаимодействовать с ними без эгоистических порывов, диктуемых желаниями и страхом. Внимание, то есть бдительная готовность и спокойствие, — вот ключ.

Как здорово перешагнуть в отношениях рубеж желания и страха. Любовь ничего не желает и ничего не боится.

 

~

 

В ее прошлом есть твое прошлое, ее боль в твоей боли, ее уровень сознания — это твой уровень сознания, ты мыслишь и действуешь точно так же, как и она. С осознанием этого приходит прощение, сочувствие, мир.

Эго не желает этого слышать, потому что если оно больше не сможет быть реагирующим и праведным, оно потеряет свою мощь.

 

~

 

Если любого, кто входит в пространство настоящего Момента, ты принимаешь как благородного искателя, если ты всем позволяешь быть такими, какие они есть, то они начинают меняться.

 

~

 

Для того, чтобы узнать другого человека, узнать кто он есть по своей сути, тебе вряд ли понадобится знать что-либо О нем — его прошлое, его биографию, его легенду. Мы путаем знание О с тем глубинным знанием, которое недоступно разуму. Знание О и это знание — совершенно разные модальности. Одно имеет отношение к форме, другое к бесформенному. Одно действует через мышление, другое — через тишину.

Знание О полезно в практических аспектах. На этом уровне мы не можем без него обойтись. Однако если в отношениях оно является доминирующей модальностью, то это становится очень ограничивающим и даже разрушительным фактором. Мысли и концепции создают между людьми искусственный барьер и разобщенность. В этом случае у вашего взаимодействия нет корней в Сущем, а есть лишь рациональная основа. Когда концептуальных барьеров нет, то в любом человеческом взаимодействии любовь присутствует самым естественным образом.

 

~

 

БÓльшая часть человеческого взаимодействия сводится к обмену словами — объектами царства мыслей. Жизненно важно, чтобы в близкие отношения вносилось хотя бы немного тишины и спокойствия.

Никакие отношения не могут пышно цвести без чувства пространства, которое приходит вместе с тишиной. Медитируйте вместе или вместе в молчании проводите время на природе. Прогуливаясь, сидя в машине или находясь дома, сделайте свое безмолвное совместное пребывание спокойным и комфортным. Тишина не нуждается и не требует того, чтобы ее создавали. Просто будьте восприимчивы к той тишине, которая уже есть, ибо обычно она бывает закрыта ментальным шумом.

Если пространственной тишины не хватает, то в отношениях будет доминировать разум, и тогда она может быть легко испорчена проблемами и конфликтами. Если тишина есть, то в ней может быть что угодно.

 

~

 

Подлинное слушанье — это другой способ внесения тишины в отношения. Когда ты слушаешь кого-нибудь по-настоящему, тогда появляется измерение тишины и спокойствия, которое становится самой сущностной частью этих отношений. Однако навык настоящего слушанья — это редкое явление. Обычно наибольшая часть внимания людей бывает захвачена своим собственным думаньем. В лучшем случае, они могут давать твоим словам оценку или готовиться к тому, что им сказать дальше. Или, утонув в собственных мыслях, они могут вообще ничего не слушать.

Истинное слушанье идет далеко за пределы слухового восприятия. Это есть то самое возникновение живого и бдительного внимания, некоего пространства присутствия, внутри которого слова становятся воспринимаемыми. Теперь слова становятся вторичными. Они могут быть полны смысла, а могут не иметь никакого смысла. Гораздо важнее не то, что именно ты слушаешь, а само слушанье как акт, как пространство сознательного присутствия, возникающее, когда ты слушаешь. Это пространство, где ты сходишься с другим, является соединяющим полем осознанности, в котором нет разделительных барьеров, создаваемых концептуальным, умозрительным думаньем. И теперь другой человек уже больше не «другой». В этом пространстве вы соединены вместе как одна осознанность, одно сознание.

 

~

 

Ты переживаешь в своих близких отношениях частую и повторяющуюся драму? Относительно малозначительные разногласия частенько спускают курок, провоцируя и толкая тебя на горячие неистовые споры, и приводят в движение эмоциональную боль?

В основе таких переживаний лежат базовые эгоистические модели: потребность быть правым и, разумеется, чтобы обязательно кто-нибудь был не прав; так сказать, имеет место отождествление с некой ментальной позицией. Также здесь налицо потребность эго периодически с чем-то или с кем-то вступать в конфликт, чтобы усилить его чувство разобщенности между «мной» и «другими», без которого ему просто не выжить.

Вдобавок к этому имеется еще и аккумулированная эмоциональная боль из прошлого, которую и ты и все остальные носят у себя внутри как в виде личной боли из своего прошлого, так и в виде коллективной боли всего человечества, уходящей далеко-далеко назад, в незапамятные времена. Это «тело боли» является энергетическим полем, имеющимся у тебя внутри, которое спорадически завладевает тобой, поскольку ему нужно испытывать еще больше боли, ибо оно питается болью и ею же подкрепляет себя. Оно будет стараться управлять твоим мышлением и делать его глубоко негативным. Оно обожает твои негативные мысли, поскольку находится с ними в резонансе, ибо оно ими питается. Оно также будет провоцировать тебя на негативные эмоциональные реакции, направленные на близких тебе людей, особенно на партнера, чтобы подпитать следующие за ними драму и эмоциональную боль.

Как же освободить себя от этой глубоко засевшей бессознательной идентификации с болью, создающей в твоей жизни столько страданий и невзгод?

Стань осознающим ее. Пойми, что она — это не ты, и признай ее тем, чем она является: болью из прошлого. Наблюдай ее, когда она возникает в твоем партнере или в тебе. Когда твоя бессознательная идентификация с ней будет сломана, когда ты станешь способным наблюдать ее в себе, то ты ее больше не будешь чувствовать, и тогда она будет постепенно терять энергию заряда.

 

~

 

Взаимодействие с людьми может быть настоящим адом. Или прекрасной духовной практикой.

 

~

 

Когда ты смотришь на других людей и чувствуешь по отношению к ним огромную любовь или когда ты созерцаешь красоту природы, а что-то внутри тебя глубоко на нее откликается, закрой на миг глаза и ощути внутри себя саму суть этой любви, этой красоты, которая не отделена от тебя, не отделена от того, кто ты есть, не отделена от твоей истинной природы. Внешняя форма — это временное отражение того, кто ты внутри, кто ты по сути. Именно поэтому любовь и красота никогда не покинут тебя, даже когда исчезнут все внешние формы.

 

~

 

Каково твое отношение к миру предметов, к бесконечным вещам, которые тебя окружают и которые ты ежедневно берешь в свои руки? Стул, на котором сидишь, ручка, автомобиль, чашка? Являются ли они для тебя только средствами достижения цели, или ты лишь по случаю сознаешь их наличие, признаешь их существование, неважно сколь кратковременно, просто замечая их и отдавая им свое внимание?

Если ты привязался к вещам, если ты используешь их с целью повысить самооценку и достоинство в собственных глазах, а так же в глазах других, то беспокойство о вещах легко может стать основной заботой всей твоей жизни и завладеть ею без остатка. Если ты отождествляешь себя с вещами, то совершенно не принимаешь во внимание, для чего они на самом деле созданы, потому что ищешь в них себя.

Когда ты понимаешь, для чего сделан тот или иной предмет, когда ты ценишь его именно за это, когда ты признаешь факт его существования вне ментальной проекции, то ты не можешь не чувствовать глубочайшей благодарности по поводу того, что он существует. Ты также можешь чувствовать, что он даже как бы не совсем неодушевленный, и что таким он кажется только для органов чувств. Физики подтвердят тебе, что на самом деле, на молекулярном уровне он представляет собой пульсирующее поле энергии.

Через безличное понимание этого царства вещей весь окружающий мир оживает, и пути этого оживания таковы, что ты своим умом даже не можешь начать это постигать.

 

~

 

Когда ты с кем-то сталкиваешься, не имеет значения, сколь мимолетно, признаешь ли ты их существование, даря им всё свое внимание? Или просто низводишь их до уровня средств для достижения собственной цели, до уровня выполнения какой-либо функции или роли?

Каково качество твоего отношения к кассиру в супермаркете, сторожу автостоянки, ремонтнику, «клиенту»?

Миг внимания — и этого достаточно. Когда ты смотришь на кого-то или слушаешь, тогда воцаряется бдительная тишина — может быть, на две-три секунды, может, чуть больше. Этого достаточно, чтобы появилось что-то гораздо более реальное, нежели роли, которые мы играем, и отождествление с чем-либо. Любая роль — это часть обусловленного сознания, которое у человека в разуме. То, что рождается из акта внимания, — безусловно — это кто ты есть по своей сути, за пределами имени и формы. Ты уже не действуешь по сценарию; ты становишься настоящим. Когда это измерение возникает у тебя внутри, то оно зажигает такое же измерение и в другом.

В конечном счете, никаких других, разумеется, нет. Ты всегда встречаешься с собой.

 

ГЛАВА 9. СМЕРТЬ И ВЕЧНОЕ

 

Если ты прогуляешься по не окультуренному лесу, где не ступала нога человека, ты увидишь вокруг себя не только изобилие жизни. Тебе на каждом шагу будут попадаться упавшие деревья, сгнивающие тела животных, сопрелая листва и другие разлагающиеся субстанции. Куда бы ни упал твой взгляд, везде ты будешь находить и смерть, и жизнь.

Однако при внимательном и более детальном рассмотрении ты обнаружишь, что преющий ствол дерева и гниющая листва не только дают рождение новой жизни, но и сами полны жизни. Микроорганизмы делают свою работу. Молекулы меняют свою конфигурацию. Так что смерти ты нигде не найдешь. Есть только метаморфозы жизненных форм. Какой урок ты из этого извлечешь?

Смерть не является противоположностью жизни. У жизни нет противоположности. Противоположностью смерти является рождение. Жизнь вечна.

 

~

 

Мудрецы и поэты во все века сознавали призрачность человеческого существования — кажущегося таким плотным и реальным и, в то же время, таким мимолетными, что может исчезнуть в любой момент. В час смерти вся история твоей жизни и в самом деле может представиться тебе каким-то сном, который близится к своему концу. И вместе с тем в этом сне может быть существование, которое вполне реально. Там должно быть сознание, в котором этот сон снится; иначе бы его не было.

Это сознание — создает ли его тело, или же это сознание создает сон о теле, сон о ком-то?

Почему большинство из тех, кто пережил около-смертный опыт, теряют страх перед смертью? Поразмышляй над этим.

 

~

 

Конечно же, ты знаешь, что умрешь, однако для тебя это будет не более чем концепцией, пока ты в первый раз не столкнешься со смертью «человека». Может быть, от тяжелой болезни или в результате несчастного случая, который может произойти с тобой или с кем-нибудь другим, близким тебе, или ты потеряешь своего любимого — тогда смерть входит в твою жизнь как сознание собственной смертности.

Большинство людей в страхе от нее отворачиваются. Но если ты не дрогнешь, не отступишь и повернешься лицом к тому факту, что твое тело недолговечно и в любой момент может раствориться, то в этом появляется хотя и очень слабое, хрупкое, но некоторое разотождествление со своей физической и психологической формой, со своим «я». Если ты видишь и принимаешь непостоянство природы всех форм жизни, на тебя опускается странное чувство покоя.

Когда ты смотришь смерти в лицо, твое сознание в определенной степени освобождается от отождествления с формой. Вот почему в некоторых буддистских традициях монахи регулярно посещают морги, чтобы посидеть и помедитировать среди мертвых тел.

В западной культуре по-прежнему широко распространено отрицание смерти. Даже старики стараются не говорить и не думать о ней. А тела умерших скрыты. Культура, которая отрицает смерть, неизбежно становится мелкой и поверхностной, озабоченной только внешним видом вещей. Когда отрицают смерть, жизнь теряет свою глубину. Из нашей жизни исчезает возможность познать, кто мы за пределами имени и формы, познать измерение трансцендентности, потому что смерть является каналом в это измерение.

 

~

 

Люди имеют склонность при завершении чего-либо чувствовать себя неуютно, потому что всякое завершение — это маленькая смерть. Вот почему во многих языках слово «пока» означает «еще увидимся».

Когда что-нибудь подходит к концу — дружеская встреча, отпуск, или дети просто выходят из дому — ты переживаешь маленькую смерть. «Форма», появившаяся в твоем сознании как это ощущение, растворяется. Зачастую это оставляет у людей чувство опустошенности, которое они ни за что не хотят ни переживать, ни поворачиваться к нему лицом.

Если ты способен научиться принимать и даже приветствовать завершения в своей жизни, то можешь обнаружить, что чувство опустошенности, которое сперва воспринималось как неуютное, превращается в некое ощущение внутренней пространственности, где царит глубокий покой.

Учась умирать ежедневно, ты открываешь себя Жизни.

 

~

 

Большинство людей чувствуют, что их личность, их чувство себя — это что-то настолько дорогое и любимое, что они ни в коем случае не хотят их потерять. Именно поэтому они так боятся смерти.

Кажется совершенно невообразимым и чрезвычайно пугающим, что «я» может перестать существовать. Но ты путаешь это драгоценное «Я» со своим именем, телом, формой и связанной с ним историей. Это «я» не больше, чем временная формация в поле сознания.

Пока эта форма отождествления будет представлять собой всё, что ты знаешь, ты не будешь осознавать, что этой драгоценностью является твоё собственноё существование, твое глубочайшее чувство Я Есть , которое и есть само сознание. Это то самое — вечное, что есть в тебе, — и это единственное, что ты никогда не сможешь потерять.

 

~

 

Какая бы великая потеря тебя ни постигла — как утрата имущества, твоего дома, любимого человека; или потеря репутации, работы, или физических способностей, — что-то внутри тебя умирает. Ты чувствуешь, что твое ощущение того, кто ты есть, уменьшается. Может иметь место некоторая дезориентация. «Без этого… кто я такой?»

Когда некая форма, с которой ты бессознательно отождествился как с частью самого себя, покидает тебя или исчезает, это может быть чрезвычайно болезненно. Это оставляет, так сказать, прореху в структуре твоего существования.

Когда такое случается, не отрицай и не игнорируй боль или досаду, которые при этом ощущаешь. Прими то, что они есть. Остерегайся тенденции ума нагромождать вокруг этой потери свои истории и оправдания, в которых тебе отведена роль жертвы. Страх, гнев, чувство обиды и негодования или жалость к самому себе — это эмоции, которые приходят вместе с данной ролью. Затем стань осознающим то, что скрывается за этими эмоциями, так же как и за выдуманной историей: это — прореха, это — пустое пространство. Можешь ли ты повернуться к нему лицом и принять это странное чувство пустоты? Если да, то можешь обнаружить, что это место уже больше не страшное. Ты здорово удивишься, обнаружив, что из него исходит покой.

Когда бы ни приходила смерть, когда бы форма жизни ни исчезала, Бог, бесформенный и непроявленный, всегда сияет через открытое место, ос<


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.2 с.