Секреты успеха самой быстроразвивающейся компании в мире — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Секреты успеха самой быстроразвивающейся компании в мире

2023-02-03 30
Секреты успеха самой быстроразвивающейся компании в мире 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация

 

«Бизнес путь: Nokia» поможет менеджерам, предпринимателям или инвесторам извлечь уроки из замечательной истории успеха Nokia. Эта книга – одновременно вдохновляющая история успеха и бесценный учебный курс для следующего поколения победителей.

 


Тревор Мерриден

Бизнес путь: Nokia

Секреты успеха самой быстроразвивающейся компании в мире

 

Nokia, попросту говоря, самая крутая компания в мире в сфере телекоммуникаций. Практически из ничего Nokia превратилась во всемирную корпорацию с беспрецедентными темпами роста на рынке мобильной связи и глобальных сетей. Nokia – пионер в производстве мобильных телефонов и в настоящее время крупнейший их производитель. Уникальное сочетание высококачественной продукции, мудрой политики распространения и стремительный рост компании превратили мобильный телефон в товар массового потребления. Некогда скромная финская фирма по производству целлюлозно-бумажной продукции, Nokia сейчас – компания, где работает более 60 000 человек, имеющая филиалы в 50 странах, заводы – в 10 на трех континентах, а центры исследований и развития – в 14 странах на четырех континентах. Мобильные телефоны Nokia продаются в 130 странах.

К концу 2000 года рост объема продаж достиг 50 %, а ожидаемая прибыль возросла до 40 %. Как же удается Nokia продолжать двигаться семимильными шагами на рынке телекоммуникаций, где царит жесточайшая конкуренция? Вот один из секретов – каждый третий сотрудник Nokia работает в секторе исследований и развития. В своей книге «Бизнес путь: Nokia. Секреты самой быстроразвивающейся компании в мире» Тревор Мерриден демонстрирует, каким образом Nokia прошла путь от скромной фирмы по производству бумаги до мирового лидера в сфере телекоммуникаций.

 

Мелани, с благодарностью за любовь, терпение и поддержку в то время, пока писалась эта книга

 

Вступление

 

 

Вы бы хотели воспользоваться опытом чужого успеха, чтобы ваша фирма развивалась более активно? Разумеется, да. И вы не найдете лучшего примера, чем Nokia – мировой лидер в производстве мобильных телефонов, титан европейских и мировых технологий. За свою более чем столетнюю историю – хотя и не без одного-двух кризисных моментов – корпорации Nokia удалось создать собственные успешные методы работы, послужившие основой ее поразительного роста. И это в такой сфере деятельности, которая была признана перспективной всего восемь лет назад.

 

 

Перемены в выборе основного направления бизнеса Nokia между 1988 и 2000 гг.

Решение Оллила оказалось пророческим. Именно оно позволило компании подняться на гребне волны и обойти конкурентов.

 

Подняться на гребне волны и обойти конкурентов

 

Феноменально возросший спрос на мобильные телефоны привел к тому, что продажи компании с 1995 до 1999 гг. возросли в три раза, прибыли – почти в пять раз , а стоимость акций подскочила невероятно – в 25 раз за акцию.

Но в отличие от многих находящихся в процессе активного развития компаний Nokia выплачивает хорошие дивиденды (они также возросли примерно в шесть раз), вместо того чтобы просто обещать их выплату в будущем.

 

Nokia – Выплата дивидендов (указ. в евро)

Быстрый рост мобильных технологий и стремительное увеличение спроса удивили всех – даже Nokia.

 

Говорит Nokia

 

«В 1992 году мы прогнозировали, что к 1999 году будет продано не более 50 миллионов мобильных телефонов по всему миру. Истинная цифра оказалась более 250 миллионов».

Илкка Пуккила, директор Nokia Networks

 

Теперь прогнозы компании куда смелее – более миллиарда к 2002-му. 2002 год был ознаменован появлением мобильного доступа в Интернет (WAP). Этот стандарт будет способствовать развитию мобильного Интернета и преобразованию мобильного телефона из голосового устройства в средство передачи разнообразной информации, причем акцент будет смещаться именно на второе направление.

 

Говорит Nokia

 

«В этом году количество проданных телефонов с услугой WAP – около 30 миллионов – превысит количество проданных ноутбуков».

Илкка Пуккила, директор Nokia Networks

 

Конечно, можно утверждать, что Nokia оказалась на нужном рынке в нужное время. Но перспективный рынок привлекает множество сильных конкурентов, а Nokia удалось их всех обойти. Истинная цена компании определяется на фондовой бирже, иногда оценка может оказаться слишком мягкой или, наоборот, жесткой, но никто никогда не скажет, что она необъективна. По оценкам фондовой биржи, с 1995 года стоимость ценных бумаг Nokia на рынке Скандинавии в два раза выше, чем у их главного конкурента – шведской компании Ericsson, и в десять раз выше, чем у американского гиганта Motorola. Что интересно, именно американский журнал Business Week назвал в 2000 году компанию Nokia мировым лидером в сфере высоких технологий.

 

Говорит Nokia

 

«До последнего времени первыми в сфере мобильной связи были европейские компании, лидерами в продаже бытовой техники – японцы, а в интернет-технологиях – американцы. Возникает вопрос: кто займет первое место в общем зачете? Это новая игра, и в нее вступаем мы».

Матти Алахухта, президент Nokia Mobile Phones

 

Цитата Матти Алахухта с легкостью резюмирует многочисленные причины удивительного успеха Nokia. Осознание постоянной необходимости перемен подтолкнуло Nokia к поиску и разработке новых рынков. Этот поиск нового иллюстрирует впечатляющий список «первых мест». Насколько мы можем заметить, акцент делался на совершенствование дизайна и технические инновации. Уверенность Оллилы в том, что мобильный телефон станет товаром массового потребления, требовала создания брэнда. Массовый потребитель любит брэнды и охотно их покупает, особенно новые брэнды. Компания, занятая в сфере высоких технологий, была вынуждена стать инновационной – с комплексным подходом к новому продукту.

 

«Первые места» Nokia

 

1992 Серия Nokia 100 – первое семейство мобильных телефонов для всех аналоговых сетей.

1992 Nokia 1011 – первый цифровой мобильный телефон для сетей GSM

1994 Серия Nokia 2100 – первые мобильные телефоны с базой данных, возможностью отправлять факсы и SMS

1996 Nokia 2000 Коммуникатор – первый компактный телефон «все в одном»: телефон, факс, календарь, электронная почта и Интернет

1997 Nokia 8001 – первый телефон с динамическим меню, поддерживающим SMS

1997 Nokia 3810 – первый мобильный телефон, созданный специально для азиатских потребителей, с графическим дисплеем и меню на азиатских языках

1997 Сотовый карточный телефон Nokia – компьютерная карта со встроенным мобильным телефоном GSM для приема голосовых и прочих сообщений на ноутбук

1998 Серия Nokia 5100 – первый мобильный телефон со съемной декоративной панелью

1998 Nokia 9110 Коммуникатор – первый мобильный терминал, поддерживающий беспроводную передачу изображений

1999 Nokia 7110 – первый мобильный телефон, поддерживающий протокол WAP 1.1, дающий доступ к мобильному Интернету

1999 Nokia 8210 – первый телефон, разработанный и запущенный в продажу при участии индустрии моды

 

Сейчас компания на пороге следующего витка инноваций. Чтобы сохранить свои позиции на мировом рынке, Nokia придется совершить еще одну революцию и создать оборудование третьего поколения, в котором соединятся все направления мобильных технологий.

Даже если вы считаете, что Nokia повезло оказаться на быстроразвивающемся рынке, никакой удачей не объясняется решение бросить все силы и средства на один фронт – мобильный Интернет. И последовательное успешное вытеснение с рынка конкурентов тоже не объясняется удачным стечением обстоятельств. На протяжении всей своей истории Nokia учится на своих ошибках и делает выводы. Эти выводы будут подробно рассмотрены в следующих главах.

Поговорив с людьми, работающими в Nokia либо имеющими к ней отношение, я получил различные дополнительные сведения относительно предмета нашего исследования. Поскольку они не обязательно исходят из одного источника, я назвал их комментариями .

 

 

Глава 1

Комментарий: тема – видение

 

Питер Дракер утверждал, что любая преуспевающая компания на каком-либо этапе возглавлялась человеком, который в нужный момент не побоялся идти на риск. Также он добавил, что продолжительный успех зависит от способности руководства пересмотреть это рискованное решение – и набраться смелости сменить курс, прежде чем ситуация переменится к худшему.

 

 

Оллила и его команда решили рискнуть. Первым их шагом была неслыханная либерализация рынка телекоммуникаций, на которую в то время отваживалось не много компаний. Они положили начало развитию Всемирной мобильной сети (GSM) как базовому средству международной коммуникации. Таким образом, в начале 1990-х Nokia неожиданно оказалась обладательницей не имеющего аналогов продукта в самый подходящий для этого момент. Конкурентов у нее тогда не было. Некоторое время Nokia вкладывала огромные суммы в исследования и развитие GSM. Убедившись, что новый продукт имеет колоссальный потенциал, Оллила принял дальновидное решение: инвестировать огромные средства в инновации и разработку дизайна продукции. Это означало, что продукт потенциально мог продаваться по всему миру.

После этого Оллила распродал остальные части бизнеса и сосредоточился исключительно на мобильных технологиях. То, как он это совершил, показывает, что подход Оллилы к определению приоритетных направлений не был, что называется, черно-белым. Оллила знал, что многие направления бизнеса, которые предназначались к продаже, были весьма доходными на протяжении многих лет. Таким образом, прежде, чем продать какой-либо бизнес, он направлял туда менеджеров своей новой команды, чтобы извлечь уроки из успешного опыта развития этого бизнеса. Он хотел быть уверенным, что не пропустит ни один полезный урок или деловой опыт, который впоследствии можно было бы применить в обновленной Nokia. Это привело к открытию и последующему формированию Пути Nokia, о котором речь пойдет дальше.

 

Ключевые факты о Nokia

 

Nokia включает в себя три бизнес-группы: Nokia Networks (сети Nokia), Nokia Mobile Phones (мобильные телефоны Nokia) и Nokia Communication Products (средства связи Nokia). Кроме того, в систему входят подразделения Nokia Ventures Organisation (организация, определяющая стратегию развития) и Nokia Recearch Center (исследовательский центр Nokia). Nokia Networks разрабатывает и создает инфраструктуру для таких категорий покупателей, как операторы компьютерных и мобильных сетей и интернет-провайдеры. Также она занимается системным администрированием и интеграцией систем. Nokia Mobile Phones – это крупнейший в мире производитель мобильных телефонов, которому принадлежат девять фабрик на трех континентах и торговые сети более чем в 130 странах. Nokia Communication Products имеет два подразделения: Nokia Multimedia Terminals, которое специализируется на цифровых терминалах для интерактивных мультимедийных приложений, и Nokia Display Products, производящее продвинутые цифровые дисплеи для компьютеров и серверов. Nokia Ventures Organisation работает с деловыми партнерами, чтобы исследовать и осваивать новые сферы бизнеса и, среди прочего, пробиваться в такие области, которые выходят за пределы трех основных направлений деятельности Nokia. Nokia Recearch Center взаимодействует со всеми отделениями Nokia, разрабатывая новые технологии и новые бизнес-концепции и исследуя возможность их применения в продвижении того или иного продукта. В 1999 году 67 % от суммы почти в 20 миллиардов евро прибыли поступило от продажи мобильных телефонов, 29 % – от Nokia Networks и 4 % – от оставшихся четырех остальных направлений.

 

 

Кто такой Йорма?

 

Йорме Оллиле 50 лет. Он председатель правления, исполнительный директор и председатель совета директоров. Он занимал посты президента и исполнительного директора до 1999 года. Оллила учился в Университете Хельсинки и впервые ощутил вкус лидерства в тот период, когда в середине 1970-х стал председателем Союза финских студентов. После семи лет практики в Citybank он быстро поднялся к вершинам правления Nokia. В Финляндии Оллилу считают национальным героем: он заседает в правлении пяти компаний и был членом правления еще нескольких. Также он занимался менеджментом многих производственных объединений и других официальных организаций Финляндии, возглавлял Университет технологии Хельсинки. Правительства пяти различных стран удостоили его официальных почестей. Оллила простой человек, живет в скромном доме в пригороде Хельсинки. У него на даче «удобства снаружи», собственноручно построенный им туалет.

 

Комментарий: чувство вины

 

Избавиться от стереотипов «культуры порицаний» – сказать это легче, чем сделать. Если вы прислушаетесь, как люди говорят о своем бизнесе и о своих коллегах, вы легко почувствуете, что за их словами стоят страх и поиск козла отпущения. Принять свободную от упреков культуру попросту означает рассматривать вещи с точки зрения политической корректности. Культура, свободная от упреков, обычно избегает обидных слов и предпочитает осторожность в речи. Это означает опору на систему поощрений, которая убеждает людей, что они занимаются нужным делом на должном уровне мастерства и подготовки.

 

 

Такая свободная от упреков культура поощряет людей пробовать все. Например, Nokia разработала «Коммуникатор » – революционный продукт, который, впрочем, не приносил высокой прибыли на стадии разработки. Это был один из множества первых приборов Nokia, построенный по принципу «все в одном»: телефон, факс, календарь и Интернет «на ладони». Nokia потратила деньги, и на первых порах фирме пришлось изрядно потрудиться, чтобы отбить хотя бы малую часть вложенных средств. Но в конце концов она оказалась в первом ряду на рынке производителей универсальных электронных устройств. Когда Пекку Ала Пиетила, президента Nokia, спросили, теряла ли Nokia когда-либо дух предпринимательства, он привел «Коммуникатор» как пример продукта, который потребовал огромных инвестиций. «Мне даже трудно представить себе, сколько мы потратили на „Коммуникатор“», – сказал он.

 

Говорят другие

 

Молодые должны осознавать границы своих возможностей, чтобы переступить их и убедиться, что они поступили правильно.

Председатель компании FTSE 100

 

Смелость в ситуации с «Коммуникатором» связана со свободой действий. Линдсей Брук, начальник отдела кадров, утверждает, что менеджер, занимавшийся «Коммуникатором», на самом деле не имел разрешения развивать этот проект. В таковом разрешении он не нуждался. Сотрудники Nokia обладают свободой действий. Это значит, что запускается множество проектов. Если их все же приходится прекратить, то никто не начинает «охоту на ведьм» среди менеджеров и никому не делают выговоров.

Осуществление стратегии «не искать виноватых» создает в организации свободную от упреков культуру труда и распространяет дух храбрости по всей организации. Один менеджер Nokia запустил проект, требовавший длительных и дорогих исследований, и продолжал работать над ним около двух лет. Потратив большое количество ресурсов, он понял, что проект не согласуется с текущей корпоративной стратегией. Если в других компаниях он продолжал бы нянчиться со своим чадом, то в Nokia, защищенный уважением фирмы к ценности индивидуума, он закрыл проект и объяснил правлению, что проект не вписывался в стратегию фирмы.

Другой пример. Менеджер, занимавшийся продукцией, предназначенной для рынка США, пришел в правление Nokia, чтобы обсудить целесообразность развития одного из проектов. Он был недоволен качеством отдельных разработок и настоятельно рекомендовал правлению отложить одобрение проекта до тех пор, пока проблемы с качеством не будут решены. Это притормозило осуществление проекта, но стратегически такое решение было правильным. Существует множество других организаций, где менеджер проекта держал бы правление в неведении, уверенный в том, что большинство менеджеров на его месте продолжало бы развивать проект до тех пор, пока проблемы с качеством не стали бы очевидными.

Такая храбрость (назовем ее откровенностью без страха порицания ) на всех уровнях помогает менеджерам Nokia найти правильный баланс между долгими раздумьями и мгновенными решениями, что выгодно каждому в организации.

 

Пример первый: Nokia и евро

 

Когда финское правительство в 1995 году взяло на себя публичное обязательство обеспечить стране место среди основателей единой европейской валюты, министры осознали, что могут рассчитывать на прямую поддержку со стороны Nokia. Несколько финских компаний, в особенности крупные производители в целлюлозно-бумажной промышленности, на первых порах прохладно относились к евро, а некоторые поступают так и по сей день. Но руководство Nokia никогда не скрывало своего энтузиазма по поводу перехода к единой валюте. Осознавая все плюсы сокращения количества валют в условиях формирования глобального рынка, оно приветствовало переход от марки к евро за четыре с лишним года до ее официального введения в 1999 году.

Nokia посчитала переход к евро коммерчески выгодным , веря в то, что грядущие финансовые выгоды намного превзойдут затраты на приспособление к единой валюте. Такой подход оказался разумным. Четыре из семи крупнейших рынков Nokia – Германия, Италия, Франция и Финляндия – входят в Евроклуб. Более половины годового дохода компания извлекает от продаж в Европе.

Основные усилия Nokia предприняла в 1996 году, создав внутреннюю экспертную комиссию, чтобы проанализировать последствия перехода к евро. На ранней стадии руководители Nokia приняли решение о быстром, взрывном переходе к новой валюте . Основанием для этого было то, что колебания внутри компании в течение переходного периода между формальным введением новой валюты и фактическим появлением банкнот и монет евро в Еврозоне повышают потенциальный риск осложнений.

Поэтому стратегия лидерства состоит в том, чтобы иметь смелость сделать гораздо больше необходимого минимума. Руководство было, конечно, главным внутренним центром этих перемен. Пытаясь увлечь за собой людей, оно выпустило буклет компании , в котором объяснялась цель и практические последствия введения новой валюты. Учебные курсы , открывшиеся в начале 1998 года, были ориентированы прежде всего на персонал, задействованный в управлении финансами, и на юристов. Серьезнейшим вызовом стало принятие компьютерной системы , которая единственная была способна работать с евро. До 1999 года Nokia работала с различными расчетными системами в разных странах. Однако появление евро убедило компанию принять единую всемирную систему, способную распознавать новую валюту. Даже при том, что зарплата до конца переходного периода выплачивается в национальной валюте, эта система включает евро наряду с национальной валютой в бланки по зарплате.

Также Nokia проявила инициативу по отношению к своим поставщикам, заказчикам и подрядчикам, побудив их как можно скорее после 1999 года перейти на составление накладных в евро. Nokia, конечно же, не вынуждала своих партнеров по бизнесу переходить на евро. Это было ни к чему. Учитывая авторитет и масштаб компании, едва ли у кого-нибудь вызовет удивление тот факт, что в большинстве случаев Nokia добилась успеха.

 

Пример второй: Помоги слаборазвитым странам и самому себе

 

Лидерство на мировом рынке зависит от достижения большого объема продаж популярных продуктов в развитых странах мира. Это также означает осознание того факта, что ваша продукция требуется кому-то еще. Лучшие компании не только делают свои продукты доступными для потребителей в менее развитых странах, но и из кожи вон лезут, чтобы продемонстрировать свои обязательства перед страной, которой они их продают. Nokia настолько в этом преуспела, что в 1997 году International Media Partners и ING Barings удостоили ее особой награды.

Награда была вручена Йорме Оллиле как исполнительному директору компании, «имеющей штаб-квартиры во всех развитых странах мира и чье вторжение на рынки наилучшим образом показало, насколько эти рынки содействуют получению взаимной выгоды и доходов, а также обогащают все вовлеченные страны».

 

Говорят другие

 

«Сегодня успешный бизнес осознает как потенциальную важность, которую могут иметь новые рынки для роста компании, так и роль, которую они играют в развитии мировой экономики. Nokia извлекла выгоду из слияния технологии и сервиса, чтобы вторгнуться в эти новые рынки, и подала конкурирующим многонациональным корпорациям отличный пример».

Жак Кемп, председатель Регионального комитета менеджмента INC Barings в Европе, Африке и на Ближнем Востоке

 

В сочетании со стационарными телекоммуникациями там, где это возможно, технологии мобильной и сотовой связи обеспечивают страны, не имеющие развитой инфраструктуры, эффективными и современными средствами телекоммуникации. На такую инфраструктуру существует определенный спрос. В большой степени рост Nokia можно объяснить ее присутствием в экономических системах наиболее быстро развивающихся стран мира . Завоевав первенство на этих рынках, Nokia заняла первое место в состязаниях по инновационным технологиям, таким, например, как введение первого интерфейса мобильных телефонов на азиатских языках и установка пользовательских удобств для потребителей из таких стран, как, например, Бразилия, Венгрия и Китай.

Вот еще один исторический пример лидерства, чтобы довершить картину: на Всемирном форуме лидерства Industry Week Nokia была признана одной из 100 лучших компаний мира . Она удостоилась этой чести за «свою первостепенную роль на рынке мобильных телефонов, внимание, уделяемое исследованиям и развитию, а также за попытку рационализации действий, направленных на все более глубокое проникновение в мир телекоммуникаций».

 

Пример третий: Обязанность заботиться о планете – вот все, что мы получили

 

Деятельность Nokia в развивающихся странах составляет часть ее политики по охране окружающей среды . Зарубежные филиалы Nokia соответствуют таким строгим стандартам, как ISO 9000 и другие, в зависимости от требований конкретной страны.

 

Говорит Nokia

 

«Внимание к проблемам окружающей среды является интегральной частью корпоративной культуры Nokia. Наша цель состоит в том, чтобы развивать продвинутые электронные технологии, продукты и услуги, которые не приносят вреда окружающей среде, экономно потребляют энергию и природные ресурсы или даже помогают их сохранить».

«Без границ». Годовой отчет Nokia за 1999 г.

 

Множество подобных заявлений содержится в других годовых отчетах. (Это немного напоминает клише вроде «наши люди – наше богатство», которое регулярно встречается в годовых отчетах, сообщающих на других страницах о массовых падениях цен за счет сокращения этого самого богатства.)

Инвестиции времени и денег в осуществление экологической политики – вот почему вы склонны доверять Nokia. Вы можете пообщаться с сотрудниками Nokia, большинство из которых там, где это уместно, включают охрану окружающей среды в свои рабочие планы. Вы можете также поговорить с поставщиками Nokia: все они получают консультации и советы от экспертов Nokia, которые помогают им убедиться в том, что их сырье и агрегаты соответствуют экологическим нормативам Nokia.

Наконец, лидерство Nokia в природоохранной сфере вы можете усмотреть в самой логике ее экологической политики. Деятельность Nokia по охране окружающей среды направлена на все аспекты жизненного цикла продукции. Она учитывает экологические последствия сырьевого цикла, производственного процесса, упаковки, а также способы утилизации – такие, например, как безотходное производство. Существует экологическая программа (DFE – Design for Environment Program), цель которой – минимизировать потребление энергоресурсов и увеличить применение вторсырья . При всем сказанном все упомянутые экологические задачи Nokia вынуждена решать так, чтобы исключить рост себестоимости продукции или падение качества и удобств эксплуатации изделия.

 

 

Спроси себя

 

Вот главные принципы лидерства, которых придерживается Nokia. А как это удается вашей организации?

1. Реальная свобода от «культуры упреков».

2. Политика, направленная на достижение равновесия интересов.

3. Вовлечение каждого сотрудника фирмы в согласование планов ради достижения целей.

4. Завоевывать репутацию честной игры на внешних рынках.

5. Убеждаться, что стратегия вовремя доводится до сведения всех членов организации.

6. Изменять стиль руководства так, чтобы он соответствовал текущей ситуации.

7. Достигать равновесия между финансовыми и другими целями, создавая репутацию экологически чистого производства.

 

Глава 2

Говорит Nokia

 

«Суть в том, чтобы заставить технологию работать… для создания благ, к обладанию которыми мы все страстно стремимся. В конце дня людей не волнует технология. Они хотят жить богаче, приятней и эффективней. Мы – те, кто осуществляет все это».

Йорма Оллила, председатель правления Nokia

 

Ключом к полному успеху для Nokia является ее способность сосредоточиться на основных потребностях покупателя. Удержание потребителя и удовлетворение его нужд должны становиться все более важными составляющими любого бизнеса. Выполнение этих условий помогает Nokia порождать у потребителей верность своей торговой марке. В то же время это обеспечивает компанию жизненно важной информацией, позволяющей увеличивать объем продаж и осуществлять маркетинг.

 

Все о стиле жизни

 

Первое, о чем следует думать, – это изменяющееся число потребителей. И Nokia, и Ericsson предсказывают, что количество пользователей мобильных телефонов возрастет с 300 миллионов сегодня до миллиарда в 2003 году . Но когда мы переходим к конкретным потребителям, щелканье счетчика прекращается. Сколько потребителей, столько и потребностей. Анализ цифр также не дает полного ответа. Найджел Личфилд, вице-президент Nokia Mobil Phones в Азии, говорит, что сегментация рынка по различным типам потребителей и дальнейшее производство продуктов в соответствии с их предполагаемыми ожиданиями само по себе недостаточно.

Сегодня жизненные стили – это широкий экран, сидя перед которым человек принимает решение совершить покупку. А стили жизни быстро меняются. Больше недостаточно делить рынки по возрасту, полу и уровню дохода, потому что это ничего не говорит о нуждах потребителя. Эта мысль содержится в приведенном ниже высказывании Личфилда.

 

Говорит Nokia

 

«Сотрудники Nokia должны знать, как живут потребители, какова их жизненная позиция, их стиль жизни, поведение и верования… Индивидуальные системы ценностей – вот что мы стремимся понять».

Найджел Личфилд, вице-президент Nokia Mobil Phones в Азии

 

Учет жизненного стиля стал настолько важной компонентой заботы Nokia о потребителе, потому что это помогает точно определить наступающие изменения в психологии покупателя или узнать, что именно вызывает у потребителя ощущение удовлетворенности. Эффективный учет жизненного стиля означает, что компания в состоянии точно определить изменения в отношении покупателя к своей продукции. «Самое главное, – говорит Личфилд, – это понять, что движет покупателем, определяет его мотивацию и волнует его».

Согласно Личфилду, Nokia стала пионером в применении этого несколько эзотерического подхода. На протяжении нескольких лет, говорит он, Nokia имела достаточно храбрости, чтобы все снова и снова задавать ряд немаловажных вопросов. Это следующие вопросы.

• Почему вы общаетесь?

• В чем, по-вашему, выгода от мобильного телефона?

• Кому вы звоните по мобильному телефону?

Эти вопросы задают для того, чтобы тщательно изучить поведение и потребности покупателя.

 

Комментарий: главные вопросы

 

Задавать самые элементарные вопросы о том, почему потребитель поступает именно так, а не иначе, может показаться очевидным путем действия. Однако многим компаниям не удается адекватно учитывать психологию, которая стоит за сложным решением совершить покупку. Это особенно верно в сфере новых технологий, где основания для совершения покупки не всегда очевидны. Например, многие молодые люди используют свои мобильные телефоны для текстовых сообщений, однако производители мобильных телефонов не сразу поняли, насколько сильна эта тенденция.

 

Увеличение числа пользователей мобильных телефонов на 700 миллионов за немногим более чем три года будет сопровождаться огромным ростом количества пользователей, придерживающихся молодежного стиля. Вот как говорит об одержимых мобильниками юнцах один раздосадованный финский родитель.

 

Говорят другие

 

«Сегодня, чтобы прослыть крутым, надо иметь мобильник. Полный отстой – не иметь его или иметь, но не той марки».

 

У этих юнцов может быть крутой мобильник, но они не используют все время для того, чтобы звонить. Половина юных пользователей мобильных телефонов оплачивает счета скорее за отправление текстовых сообщений, чем за собственно разговоры как таковые.

Разумеется, юные покупатели неоднородны по своим запросам. Например, серьезно настроенному студенту захочется иметь телефон, совместимый с портативным компьютером, с которого можно отправлять электронную почту и факсы, в то время как тусовщику может понравиться Nokia 8110 с его крошечной панелью и гладким серебристым корпусом. Подобным же образом потребности молодого покупателя совершенно отличны от запросов пользователя-бизнесмена.

Доминик Строубридж является директором одного из главных конкурентов Nokia – фирмы Motorola. Как и руководители Nokia, Строубридж обладает острым чутьем к влиянию жизненного стиля на выбор покупателя. По его мнению, существует четыре основных жизненных стиля, с которыми следует считаться. У нас есть:

1. Техно-энтузиаст, который сгорает от нетерпения, стремясь заполучить в свои руки «последний писк» технологии.

2. Человек, распоряжающийся временем и информацией, вечно занятый профессионал, который хочет более эффективно использовать свой досуг.

3. Человек, который совершает звонки личного характера, тот, кто просто хочет постоянно поддерживать контакт с семьей и друзьями.

4. Тот, кого волнует социальный статус и стиль; таких мы обычно называем «тусовщиками».

 

Говорят другие

 

«На основании этих наблюдений те, кто занимается бизнесом в области мобильных технологий, могут постичь самые глубинные желания потребителей. Технарю нужен персональный электронный помощник, а тому, кого волнует время и информация, потребуются объединенные средства коммуникации. И чего бы они ни хотели сейчас, в будущем, скорее всего, следует ожидать большего, а не меньшего разнообразия запросов потребителей».

Доминик Строубридж, директор Motorola

 

 

…А теперь перейдем на личности

 

Строубридж сделал неплохие наблюдения. Понятие «рынок» теряет ясность, когда мы говорим о мобильных технологиях, а в будущем грядет отнюдь не меньшее, а большее разнообразие. Изучение настроений пользователя показывает, говорит Личфилд, не только то, что прошли те дни, когда изготовители мобильных телефонов могли предложить только один мобильник, отвечающий потребностям всех и каждого. Это рынок, на котором не существует «убийственных» предложений, которые подошли бы всем. Люди разные. Каждый, принимая решение совершить покупку, хочет удовлетворить свои собственные потребности. Nokia считает, что ключ к успеху в удовлетворении потребителя – это определить различные типы жизненных стилей, а затем пойти навстречу нуждам каждого .

Так как Nokia серьезно относится к такому критерию, как стиль жизни, она твердо верит в персональный подход к человеческим потребностям. Всем компаниям, включая Nokia, необходимо наладить долговременные отношения с теми покупателями, которые у них уже есть, и завоевать новых, а чтобы сделать это, они должны заниматься нуждами и желаниями покупателя на индивидуальном уровне. Например, увеличение возможностей для придания телефону индивидуального облика (скажем, при помощи изменения цвета или звукового сигнала) все более и более становится отличительной чертой продуктов Nokia. Фрэнк Ньюво – главный дизайнер Nokia Mobile Phones. Возможности для дизайна, предоставленные новыми технологиями, приводят его в восхищение. Но он добавляет, что система Nokia предохраняет его от чрезмерного увлечения ими.

 

Говорит Nokia

 

«Хотя технологии и быстро развиваются, сами по себе они не имеют ценности. Они обретают ценность в контексте удовлетворения человеческих потребностей. Люди должны получать от них реальную выгоду. Вот в чем наша задача: понять, каковы человеческие потребности, и найти новым технологиям такое применение, которое сделало бы жизнь людей лучше. В ближайшем будущем такая тенденция к увеличению возможностей персонализации усилится… Вот почему мы постоянно углубляем наши знания о потребителе».

Фрэнк Ньюво, главный дизайнер Nokia Mobile Phones

 

 

Потребители безжалостны…

 

В наши дни жесток не только мир корпораций. Потребитель еще более безжалостен. Для Nokia правило удовлетворения потребителя номер один звучит так: «Ты всегда в проигрыше». Почему? Потому, что число потребителей растет так быстро, что их вкусы начинают меняться и становятся более изысканными. Потребитель ожидает, что его нужды будут удовлетворены полностью или даже с лихвой. Потребитель знает, что существует множество различных точек соприкосновения для контакта и взаимодействия в поиске информации об ассортименте имеющихся в продаже изделий. Отношения любой компании, включая Nokia, с потребителем еще никогда не подвергались такому множеству угроз. Покупатели принимают решения, руководствуясь как разумом, так и эмоциями. Они могут легко изменить своей марке ради практической выгоды – и не замедлят сделать это. Недавнее исследование показало, что повысившиеся требования покупателя к стоимости продукта являются главным вызовом рынку в 2000 году.

Следующим вызовом после требований покупателя к стоимости продукта в том же обзоре названа нарастающая эрозия верности потребителя своей марке . Однако, когда выбор невелик, верность любимой марке играет роль. Верность покупателя Nokia основывается на хорошем обслуживании потребителя и нелегкой работе по налаживанию взаимоотношений с ним. Чтобы добиться этого, надо посвятить себя этому делу целиком. И разумеется, быть безжалостным…

 

Говорит Nokia

 

«Людям нравятся новые функции, и важно изобрести их первыми, особенно сегодня, когда 40 % продаж – это „обмен с доплатой“».

Фрэнк Ньюво, главный дизайнер Nokia Mobile Phones

 

Это означает принятие ряда жестоких решений о том, какие продукты следует продолжать покупать, а без каких можно обойтись. Для Ала Пиетила и Nokia удовлетворить потребителя главным образом означает отказаться от традиционного производственного цикла и постоянно обновлять ассортимент . Таким образом Nokia может предотвратить устаревание продукции и создать ощущение подлинной инновации.

Также немаловажно понять, что из-за распространения культа потребителя как личности появление «убийственного» приложения, которое сделает счастливыми всех, стало невозмож


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.