Четыре уровня компетентности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Четыре уровня компетентности

2023-02-03 26
Четыре уровня компетентности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Начиная с шестидесятых годов прошлого века психологи отмечают, что существует четыре уровня компетентности или знания. Первый, известный как «неосознанная некомпетентность» – это когда вы не знаете того, что вам неизвестно. Например, вы можете вообще не знать, что существует такая вещь, как скорочтение. Соответственно, вас абсолютно не беспокоит тот факт, что вы не обладаете этой способностью.

       На следующем уровне, известном как «осознанная некомпетентность», вы осознаете, что чего-то не знаете. Например, вы знаете, что люди научились читать и понимать прочитанное намного быстрее, благодаря технике скорочтения, но вас этому никогда не учили, поэтому вы не понимаете, какие инструменты необходимы, чтобы научиться быстро читать.

       Третий уровень – «осознанная компетентность». Это значит, что вы знаете о каком-то навыке и умеете его применять, но только тогда, когда серьезно на нем сосредотачиваетесь. То есть, вы можете что-то сделать, но для этого приходится серьезно попотеть. Продолжая тему скорочтения: вы можете успешно применять эту методику, но лишь тогда, когда полностью фокусируете на этом свое внимание. Это справедливо для любых других навыков, вроде набора текста или вождения авто – у вас все будет получаться, но только при условии полной концентрации.

       Четвертый уровень – тот, к которому любой ученик идет всю свою жизнь – это «неосознанная компетентность». В данном случае вы легко справляетесь с каким-либо навыком, как будто это ваша вторая натура. Со скорочтением вы достигнете точки бессознательной компетентности, когда будете быстро читать, ничуть при этом не напрягаясь. То есть вам не придется заставлять себя читать быстрее – все будет происходить само по себе. Набирать текст и водить машину, в таком случае, вы тоже будете, не акцентируя на этом внимание.

       Теперь способ перехода от осознанной компетентности к неосознанной – совершенно очевиден. Это практика. Практика позволяет нам развиваться. Хотя на этом модель, которую используют психологи, заканчивается, я бы добавил в нее еще пятый уровень: «истинное мастерство». Это шаг за пределы неосознанной компетенции; туда, где второй натурой человека становится использование какого-либо навыка на самом высочайшем уровне. Это уровень безграничности. А если вы собираетесь стать мастерами, то и учиться вам надо, как супергероям.

 Как учиться эффективнее

       Почему огромное количество людей имеет ограниченные способности к учебе? Большинство из нас не умеют учиться эффективно, потому что их никогда этому не учили. Многие, естественно, считают, что им и так известно, как нужно выстраивать свое обучение. Проблема в том, что большинство используемых вами техник на данный момент уже устарели и потеряли свою эффективность. Многим из них уже сотни лет.

       Мы живем в высококонкурентный информационный век, в котором информация окружает нас повсюду. При этом, мы по прежнему используем старые методы по изучению и обработке этой информации. Сегодня наши требования к обучению очень изменились. Но большинство из нас в школе учили, что учеба – это бесконечное повторение материала, чтобы впоследствии его можно было отбарабанить во время экзаменов. Чуть позже мы внимательнее разберем, почему зубрежка – это плохая идея, но пока достаточно просто сказать, что современный образовательный процесс далек от идеального.

       Самые успешные люди в мире – те, кто остаются учениками на всю жизнь. Это означает, что они постоянно осваивают новые навыки, не отстают от нововведений в выбранных для самореализации сферах и всегда в курсе того, что им могут предложить другие области. Как мы уже обсуждали, непрерывное познание дает нам огромные преимущества, поэтому, если вы собираетесь достичь своей цели по достижению безграничности, вам обязательно захочется сделать учебу частью всей своей жизни.

       Именно это обнаружил Джеймс, один из наших студентов – хотя у него ушло на это некоторое время. В школе Джеймс испытывал проблемы с учебой. Закончив ее, он три года проработал в магазине спиртных напитков, хотя всегда мечтал стать успешным бизнесменом. Он понял, что для осуществления своей мечты необходимо поступать в колледж, однако это оказалось нелегким делом. Как позднее он мне признался в личной беседе: «Я словно пытался вырвать больной зуб, настолько тяжело мне все давалось. В конце концов, я получил степень бухгалтера, а затем устроился бухгалтерскую фирму, после чего перешел в сферу банковского бизнеса. Труднее и дольше всего оказалось дорасти до управляющего капиталом. Я попал на место аналитика, где для работы требовалось очень, очень много учиться, с чем мне еле удавалось справляться. У меня были навыки работы с людьми, плюс хорошая внутренняя дисциплина, но учиться было очень тяжело. Сейчас у меня в послужном списке есть масса профессиональных сертификатов, но я несколько раз заваливал свои тесты, прежде чем смог их получить. Когда настало время сдавать экзамен на сертифицированного специалиста по финансовому планированию, не отрываясь от работы, это оказалось для меня неподъемной задачей».

       Джеймсу оставалось шесть недель до столь серьезного экзамена, – который обычно требует 12 недель для подготовки, – когда он узнал о моей программе по обучению технике скорочтения. Это позволило ему, образно выражаясь, «срезать угол», улучшив ход подготовки к экзамену. Позднее он признался: «Я смог поддерживать свой разум в здравом состоянии на протяжении всего процесса интенсивной подготовки». В итоге, полученные знания серьезно помогли ему в день экзамена.

       В конце концов Джеймс получил вожделенный сертификат, что позволило ему занять новую должность, где он работает напрямую с клиентами в качестве управляющего финансовыми делами. Он продолжает использовать свои недавно полученные образовательные навыки, изучая огромное количество информации, которую ему в профессиональных целях необходимо прочитать и запомнить.

       Джеймс мог бы легко сдаться, позволив ограничениям воспрепятствовать ему в продвижении по выбранному жизненному пути. Вместо этого, он смог выйти за пределы навязанных ему границ обучения, чтобы преодолеть препоны, мешающие его карьере.

 
Как же быть с зубрежкой?

       Ночная зубрежка – это давняя учебная традиция, которой многие люди продолжают следовать еще долгое время после окончания школы. Во многом это связано с прокрастинацией и откладыванием на потом работы, которую необходимо проделать для сдачи какого-нибудь важного экзамена или проведения большой презентации. Однако, многие также считают, что зубрежка – это самая эффективная форма подготовки. Скорее всего, это совершенно не так.

       «На самом деле зубрежка связана с эмоциональными, умственными и физическими нарушения, которые снижают способность организма справляться с внешними проблемами», – утверждает в своей статье, напечатанной в газете «Seattle Post-Intelligencer», журналист Ральф Хейбуцки. Он процитировал исследование Гарвардской медицинской школы, в котором указывается, что зубрежка приводит ко множеству нежелательных побочных эффектов, в том числе, к нарушению ментальных функций.1

       Кроме того, зубрежка обычно требует полного отказа от сна (как минимум, от немалой его части), в итоге это может негативно сказаться на самой цели зубрежки. Профессор психиатрии Эндрю Дж. Фулиньи из Калифорнийского Университета выступил соавтором исследования проблемы зубрежки, сделав вывод о наличии четкой связи между этим побочным продуктом ночной зубрежки и ожидаемыми от нее результатами. «Никто не говорит, что студенты не должны учиться, – утверждает он, – но хороший сон также важен для поддержания академической успеваемости. Эти результаты согласуются с новыми исследованиями, предполагающими, что недосып препятствует учебе».2

       Имея опыт работы со студентами всех возрастов, я понял, что зубрежка редко бывает настолько полезной, как нам хотелось бы. Концентрация на одной теме долгими часами снижает вероятность того, что вы сохраните в памяти полученную информацию. Ранее мы говорили об эффекте первенства и новизны относительно возможностей памяти. Если вы склонны лучше всего запоминать что-то в самом начале и в конце работы по изучению материала, запихивая в голову огромное количество информации посередине между этими контрольными точками, результат будет плачевным – вы забудете большую часть тех знаний, которые пытаетесь зазубрить. Еще немного, и мы обсудим более полезную альтернативу.

       Вы можете быть учеником средней школы, обучающимся в рамках программы «углубленного изучения предметов», чтобы поступить в университет; или главой корпорации, решающим проблему, как оставаться на плаву в условиях быстро меняющейся отрасли – это не столь важно. Главное, что вам, скорее всего, придется столкнуться с двумя проблемами: с целой горой информации, которую необходимо перелопатить и крайней нехваткой времени для этого. Если это так, вам нужно быть уверенными, что процесс обучения выстроен настолько эффективно, насколько это возможно. За те годы, пока я помогал людям учиться лучше и эффективнее, мне удалось выработать семь простых привычек, которые позволяют выйти за границы стандартной модели обучения.


       Привычка № 1. Активное запоминание

       Активное запоминание – это процесс, в ходе которого вы изучаете какой-либо текстовый, либо аудио-/видео-материал, а затем сразу проверяете, насколько хорошо вам удалось его запомнить. Это позволяет провести различие между простым распознаванием (ознакомлением с напечатанным на странице текстом) и запоминанием (превращением усвоенного материала в активную составляющую вашей памяти).

       «Большинство студентов не осознают, насколько важно принуждать себя вспомнить прочитанное», – пишет невролог доктор Уильям Клемм из Техасского университета A&M. – «Отчасти это связано с тем, что они проходят тесты с несколькими вариантами ответов на вопросы, что стимулирует пассивное запоминание, то есть просто распознавание, когда представлен правильный ответ, в отличие от ситуации, когда верный ответ нужно придумать самому. Изучение особенностей практики обучения студентов показывает, насколько важно для формирования памяти вспоминать ту информацию, которую вы планируете запомнить».3

       Чтобы задействовать активное запоминание, необходимо сделать следующее:

       – Изучить материал по нужной вам теме.

       – Затем закрыть книгу (выключить видеоролик или аудио-лекцию) и записать либо проговорить вслух все, что вам удалось запомнить.

       – Затем снова вернуться к учебному материалу. Сколько в итоге вам удалось запомнить?

       Убедитесь, что у вас достаточно времени на изучение, чтобы можно было проделать эту процедуру несколько раз. Как указывает Клемм: «Исследования показали, что оптимальный процесс обучения выстраивается тогда, когда учебная сессия включает повторное изучение и тестирование с принудительным вспоминанием информации не менее четырех раз подряд».4 Это позволяет мне перейти к следующей важной привычке.


       Привычка № 2: Повторение через определенные интервалы

       Как уже говорилось ранее в этой главе, зубрежка имеет множество недостатков. Откладывание дел на потом – это естественная привычка, однако, если вы окажетесь в ситуации, когда нужно за короткое время изучить огромное количество материала, есть вероятность, что вы вообще не сможете это сделать. Причина в том, что когда мы поступаем подобным образом, то вступаем в противоречие с тем, как работает наш мозг.

       И наоборот, если вы делаете перерывы между заходами в изучении материала, уделяя больше внимания той информации, которую не запомнили в прошлый раз, вы используете свой мозг наилучшим из возможных способов. «Интервальное повторение – это простая, но очень эффективная методика, потому что она намеренно нарушает привычный образ работы вашего мозга», – соглашается Джеймс Гупта, генеральный директор платформы онлайн-обучения «Synap». – «Она требует определенных усилий, а это, как и в случае с мышцами, заставляет мозг реагировать, укрепляя связи между нервными клетками. Расставляя интервалы, вы каждый раз тренируете эти связи. Это обеспечивает долгосрочное и прочное сохранение знаний; по моему опыту, когда люди начинают использовать данную методику, они уже никогда от нее не отказываются».5

       Кажется, что интервальное повторение работает наиболее эффективно, когда вы можете изучать материал через равные промежутки времени. Вот почему так важно оставлять себе достаточное количество времени для этого. Возможно, вам стоит изучать материал один раз утром и еще раз прямо перед ужином две недели подряд, а затем переходить к новому массиву информации, который вам нужно изучить с аналогичными интервалами.


 


       Привычка № 3. Управляйте своим состоянием

       Как мы уже ранее говорили, состояние, в котором вы находитесь в процессе выполнения какой-либо деятельности, оказывает важнейшее влияние на будущий результат. Например, если у вас выдался по-настоящему плохой день, а вас просят сделать доклад о своей работе или пройти какой-нибудь тест, вряд ли вы проделаете это с блеском. Все потому, что ваше душевное состояние в данном случае не способствует оптимальной производительности. С другой стороны, когда у вас прекрасное настроение, в аналогичной ситуации вы определенно добьетесь лучших результатов. С учебой все обстоит точно так же.

       Мало того, на состояние ума оказывает влияние даже ваша поза. Сядьте так, будто собираетесь узнать нечто очень важное, что в корне изменит вашу жизнь. Вам нужно было лишь немного изменить положение? Если да, то обратите внимание, насколько более сфокусированным вы себя почувствовали, стоило вам всего лишь слегка изменить позу. Когда вы сидите прямо, это облегчает дыхание и способствует циркуляции кислорода, поставляя его в мозг и другие части тела. Если вы горбитесь, то дыхание затрудняется, и вы быстрее устаете.

       КВИК – СТАРТ

       Продолжая сидеть, наклонитесь вперед, опустите взгляд вниз, сделайте серию коротких вдохов и нахмурьтесь. Проделайте это прямо сейчас. Насколько вы заинтересованы в достижении успеха? Как вы думаете, насколько вы можете быть результативными, сидя в таком положении? А ведь в такой позе во время учебы сидит множество студентов. Стоит ли удивляться, что учеба не доставляет им удовольствия, вынуждая много работать, чтобы достичь, в итоге, минимального результата? Теперь сядьте прямо и улыбнитесь. Насколько лучше вы себя почувствовали?

 

       Привычка № 4: Используйте свое обоняние

       Я уверен, все с этим сталкивались: вы входили в какую-нибудь комнату и сразу ощущали, что воздух в ней наполнен особенными запахами. Возможно, это был аромат специй, тянущийся из духовки. И в вашей памяти сразу всплыло воспоминание из детства: вы тогда пили молоко, а ваш друг отколол такую смешную шутку, что вы поперхнулись, и молоко потекло у вас даже из носа. Почему запах специй разбудил в вас это воспоминание? Потому что он витал в воздухе, когда произошло это событие, а запахи особенно эффективно будят воспоминания, выводя их на передний план сознания. Аромат розмарина, например, рекомендован для улучшения памяти. А мята и лимон способствуют усилению концентрации внимания.

       «Ответ, скорее всего, связан со строением мозга», – считает Джордан Гейнс Льюис, научный сотрудник Пенсильванского государственного медицинского колледжа. – «Входящие запахи сначала обрабатываются обонятельной луковицей, которая начинается внутри носа и проходит по нижней части мозга. Обонятельная луковица имеет прямое соединение с двумя участками мозга, которые сильно влияют на эмоции и память: миндалевидное тело и гиппокамп. Что интересно, зрительная, слуховая (звуковая) и тактильная (сенсорная) информация через эти области мозга не проходит. Возможно, поэтому обоняние больше, чем любое другое чувство, так успешно пробуждает в нас эмоции и воспоминания».6

       Это показывает нам, что запахи являются чрезвычайно важным, хотя еще и недостаточно используемым, инструментом памяти. Если определенный аромат может мигом вернуть нас в детство, то какой-нибудь другой запах можно использовать, чтобы ускорить процесс воспоминаний прочитанного материала. Если вы готовитесь к серьезному экзамену, капните немного эфирного масла на запястье, пока будете готовиться, а затем сделайте то же самое перед самой сдачей экзамена. Если вы сделаете то же самое при подготовке к серьезной встрече, результаты будут аналогичными. Очевидно, что вам вряд ли захочется излишнего внимания других людей, поэтому обливаться ароматными эссенциями с ног до головы не стоит – пары капель вполне достаточно, чтобы усилить вашу память.


 
       Привычка № 5: Слушайте музыку для ума

       Подумайте о том, как вы учились в самом начале своего пути. Вы, наверное, как и многие, запоминали алфавит при помощи песенок? Или, возможно, вы в курсе, каким образом законопроект проходит через Конгресс, потому что однажды об этом спели в программе «Schoolhouse Rock»[78]. Родители обучают малышей базовым знаниям с помощью музыки, наверное, с тех самых пор, как она была изобретена. Они так поступают, поскольку музыка работает – и этому есть серьезное научное обоснование.

       Многочисленные исследования связывают музыку с процессом обучения. Гипотеза «возбуждения и настроения», выдвинутая доктором Э. Гленном Шелленбергом, выявляет связь между музыкой и настроением, а также последующую связь между настроением и обучением, предполагая, что музыка может создать условия, усиливающие нашу способность к обучению.7

       Кажется, что музыка «барокко» обладает некими особенно ценными качествами. «Музыка стабилизирует умственные, физические и эмоциональные ритмы, позволяющие достичь состояния глубокой концентрации и сосредоточенности, благодаря которому может быть обработано и изучено большое количество информации» – утверждает эксперт по музыке и обучению Крис Бойд Брюэр. – «Барочная музыка, например, сочинения Баха, Генделя или Телемана, с ритмом от 50 до 80 ударов в минуту, создают атмосферу сосредоточенности, которая вводит студентов в состояние глубокой концентрации внимания на уровне мозговых альфа-волн. Изучение словарного запаса, запоминание каких-либо фактов или чтение под эту музыку очень эффективно».8

       Нет никаких доказательств того, что аналогичные результаты будут от прослушивания, скажем, рэпа или К-попа, но поскольку реакция на музыку это личное дело каждого, возможно, подобная музыка вам тоже подойдет. Но поскольку потоковое воспроизведение музыки получило такое широкое распространение, я бы порекомендовал вам добавить плейлист в стиле «барокко» в качестве фона для занятий. Amazon Music, Apple Music и Spotify – все эти компании предлагают плей-листы в стиле «барокко»; если же вы хотите копать глубже, у каждой из них есть подборки классической музыки (состоящие в основном из музыки барокко), которые были специально составлены для использования в процессе обучения.


 
       Привычка № 6: Слушая, подключайте свое сознание полностью

       Если вы собираетесь выйти за границы привычной модели обучения, вам захочется убедиться, что ваши навыки слушателя находятся на должном уровне. Есть ярко выраженная связь между навыком слушания и обучением: более четверти из нас являются «аудиалами», а это означает, что мы заучиваем что-либо, в основном, когда слушаем.9

       Умение слушать имеет решающее значение для обучения, и большую часть времени, когда мы бодрствуем – мы слушаем. Однако у большинства из нас с этим имеются определенные проблемы. «Множество исследований изучают данное явление», – пишут Боб Салливан и Хью Томпсон в своей книге «Эффект плато». – «В то время как умение слушать является основой большинства наших коммуникаций, – средний взрослый человек слушает почти вдвое больше, чем говорит, – у большинства людей возникают с этим проблемы. Вот один типичный пример. Тестируемых попросили прослушать 10-минутную устную презентацию, а затем пересказать ее содержание. Половина взрослых не смогли этого сделать сразу же после презентации, а 48 часов спустя уже 75 % слушателей не смогли ничего вспомнить».10

       Одна из причин, по которой мы плохо слушаем, заключается в том, что мы не склонны задействовать для этого все свои умственные способности. Салливан и Томпсон, которые вместе с Университетом Карнеги-Меллона провели исследование касательно природы цифровых отвлекающих факторов, указали, что «человеческий мозг способен переваривать до 400 слов информации в минуту. Но даже оратор из Нью-Йорка говорит примерно 125 слов в минуту. Это означает, что три четверти вашего мозга вполне могли бы заниматься чем-то еще, пока вы с кем-то беседуете».11

       Чтобы облегчить эту проблему, я разработал инструмент, который поможет вам слушать, задействовав весь мозг. Просто запомните аббревиатуру HEAR (Слушать):

       – «H» (halt) означает «Остановка»: по всей вероятности, когда вы будете кого-то слушать, вокруг вас будет происходить что-то еще. Может быть, рядом будут находиться другие люди. Может, ваш телефон прощебечет, оповещая, что вы только что получили сообщение. В комнате на заднем плане будет играть музыка или шуметь телевизор. Параллельно вы будете думать о своем списке дел, о следующей встрече или том, какой вас ждет этим вечером ужин. Сделайте все возможное, чтобы остановиться и выкинуть эти мысли из головы, полностью сконцентрировавшись на том человеке, который в данный момент с вами общается. Помните, что умение слушать предполагает больше, чем простое распознавание слов; интонация, язык тела, мимика и все остальное создают контекст и предоставляют вам дополнительную информацию. Вы сможете считать все это, только если отбросите прочь отвлекающие факторы.

       – «E» (empathy) означает «Сопереживание»: если представить себя на месте говорящего, вероятно, в этом случае вы узнаете больше. И наоборот, оставаясь беспристрастным, вы мало что сможете понять о собеседнике. Попытка понять, чем продиктованы слова говорящего, привносит в них дополнительный смысл, позволяя взглянуть на них с его точки зрения.

       – «А» (anticipate) означает «Предвкушение»: необходимо слушать с чувством предвкушения. Помните, что обучение зависит от вашего состояния и что слова говорящего вам что-то человека могут запасть вам в память надолго, если вы приложите к этому эмоции. Ваш энтузиазм в отношении темы беседы значительно увеличит шансы на то, чтобы надолго запомнить услышанное.

       – «R» (review) означает «Проверка»: если у вас есть возможность взаимодействовать с собеседником, сделайте это. Задавайте уточняющие вопросы или, может быть, даже попросите повторить что-то еще раз. Если вы предпочитаете делать заметки – пожалуйста. А потом стоит хорошенько поразмыслить над услышанным. Перефразируйте мысленно полученную информацию и представьте, что рассказываете ее другому человеку. Делая это, вы закрепляете полученные знания в своей памяти.


 
       Привычка № 7: Сделайте заметку о необходимости делать заметки

       Чем лучше выстроен ваш процесс обучения, тем проще запоминать информацию. А улучшение вашего навыка делать заметки, – как в рамках подготовительного процесса, так и учебного, – это бесценное качество.

       Главное преимущество заметок в том, что они переводят информацию, которую вам нужно запомнить, в формат вашего словарного запаса и стиля мышления. При правильном подходе заметки позволят вам компоновать и обрабатывать информацию таким образом, чтобы вы наверняка могли использовать ее в будущем.

       К сожалению, многие делают заметки крайне неэффективно. Большинство людей натыкается на распространенные подводные камни, например, столь сильно фокусируясь на ведении заметок, что фактически не вдумываются в услышанное, пытаясь успеть записать все до единого слова. Беда в том, что подобные заметки окажутся бесполезны уже через день после их написания. Подобных ловушек легко избежать, если вы о них осведомлены, поэтому давайте составим план по улучшению вашего навыка делать заметки.

       Во-первых, убедитесь, что вы понимаете, для чего делаете эти заметки. Например, заметки на лекции в середине семестра преследуют совершенно иную цель, чем те, которые вы делаете на обзорном занятии перед выпускным экзаменом. Точно так же заметки, которые вы делаете на еженедельной встрече с командой ваших сотрудников, вероятно, будет отличаться от заметок, которые вы делаете на неделе перед презентацией для крупного клиента.

       Четко обозначив цель написания заметок, вы сможете различать нужную вам информацию от совершенно бесполезной. У меня есть друг-писатель, который настаивает на личной расшифровке каждого своего интервью, даже если в целях экономии времени было бы лучше, если бы за него это сделала служба транскрипции. По его словам, занимаясь этим самостоятельно, он расшифровывает те фрагменты интервью, которые сможет разрешить использовать. Таким образом, исключается возможность того, что его тезисы потеряются в общем потоке беседы, не имеющей отношения к книге, над которой он в данный момент работает. Поступая таким образом, он отсекает все лишнее. Точно так же, если вы делаете заметки, преследуя определенную цель, каждая заметка будет иметь к ней самое непосредственное отношение.

       Как только вы определитесь с целями, активно подойдите к процессу написания заметок. Слушайте с намерением получить именно те знания, что вам необходимы, и делайте заметки так, чтобы вам потом было легко все вспомнить. Если вы собираетесь использовать сокращения и ярлыки, используйте только те, которые вам знакомы. Вряд ли вам захочется потом разбираться с заметками, прочитать которые будет затруднительно.

       Не менее важно убедиться, что вы записываете все собственными словами, по крайней мере, насколько это возможно. Как отмечалось ранее, одна из основных ловушек эффективного ведения заметок – попытка записать все до единого слова. При таком подходе возникают два негативных момента. Во-первых, невозможно писать с той же скоростью, с которой говорит большинство людей. В среднем, люди записывают от 10 до 12 слов в минуту, а обычный человек говорит со скоростью около 100 слов в минуту. Даже если вы печатаете свои заметки (что не рекомендуется, почему – я объясню подробнее чуть позже), скорее всего, у вас получится записать не больше половины из того, о чем говорил оратор.

       Однако есть еще один, более серьезный недостаток: дословно копируя чьи-то слова, скорее всего, вы даже не пытаетесь их хорошенько обдумать. Это означает, что в самый важный момент обучения вы задействуете большую часть своего мозга только для того, чтобы писать под диктовку. Записывая все своими словами, вы начинаете обрабатывать информацию, что значительно повышает качество вашего обучения.

       Раз уж мы обсуждаем ведение заметок, я бы рекомендовал писать их от руки. Даже если вы используете для этого планшетный компьютер, лучше будет купить для этого специальную электронную ручку. Во-первых, существует масса доступных программ, которые могут преобразовать рукописный почерк в печатный текст, если вам необходимо с ним впоследствии работать. Однако самое главное, когда вы пишете от руки, то сразу втягиваетесь в процесс интеллектуальной обработки информации, что гораздо эффективнее, как доказывают современная наука.

       «Настоящее исследование показывает, что даже если ноутбуки используются только для ведения заметок, они все равно мешают процессу обучения, поскольку это приводит к более поверхностной обработке информации слушателем», – пишет Пэм А. Мюллер и Дэниел М. Оппенгеймер в посвященном этой теме исследовании. – «Мы обнаружили, что студенты, делавшие заметки в ноутбуках, показали худшие результаты по концептуальным вопросам, чем те студенты, которые делали заметки от руки. Мы утверждаем, что ведение заметок – это полезное занятие, однако, использование для этих целей ноутбуков создает тенденцию к записыванию лекции дословно, вместо того, чтобы осознанно обрабатывать информацию и пересказывать ее своими словами, что вредит образовательному процессу».12

       Самое главное, убедитесь, что вы действительно слушаете. Вы не секретарь; вы присутствуете здесь как человек, который впитывает информацию, чтобы в дальнейшем ее использовать. Поэтому важно, чтобы вы слышали, что говорят другие. Обратите внимание на акценты в речи оратора. Убедитесь, что вы понимаете, о чем говорит докладчик, и задавайте вопросы, если представится такая возможность. Это возможно лишь в том случае, если вы уделяете доносимой до вас информации не меньше внимания, чем собственным заметкам.

       Пока вы делаете заметки, используйте метод, который я называю «схватить и создать». На левой стороне листа вы «схватываете», то есть, делаете заметки; на правой стороне вы «создаете», тоже делая заметки. Однако, в данном случае, вы записываете свое впечатление от того, что вы «схватили». Как я могу это использовать? Почему я должен это использовать? Когда я смогу это использовать?

       Закончив делать заметки, сразу же их просмотрите. Это поможет вам намного эффективнее сохранить информацию, в отличие от практики, когда люди не возвращаются потом к своим записям по несколько дней. Это полезно еще и потому, что вы можете дополнить свои заметки, внеся упущенные первоначально моменты, поскольку воспоминания останутся еще свежи в вашей памяти.

 СОВЕТЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ НАВЫКА ВЕДЕНИЯ ЗАМЕТОК

       Если вы хотите быть уверены, что ведете свои записи максимально эффективно, вот вам полезная аббревиатура – TIP (Совет, англ.):

       – «T» означает «Обдумайте» (Think): прежде чем начать делать заметки, подумайте, что для вас, в данном случае, особенно важно записать. Это поможет отфильтровать важную информацию от той, которая менее полезна для достижения ваших целей.

       – «I» означает «Идентифицируйте» (Identify): внимательно слушайте информацию, которую вам озвучивают, чтобы определить, что в ней особенно важно для достижения вами поставленной цели. Помните, что если вы будете пытаться записать все, то не сможете одновременно обрабатывать информацию, что лишь усложнит ваш процесс обучения. Определите, что имеет для вас наибольшее значение и записывайте только это.

       – «P» означает «Расставьте приоритеты» (Prioritize): просматривая после презентации свои заметки, определите, какая информация несет для вас особенную ценность; для этого можно сделать в тексте дополнительные пометки либо подчеркнуть отдельные места, чтобы выделить ключевые моменты.

 


Прежде чем двигаться дальше

       Если вы признаете, что достичь безграничности означает всю жизнь оставаться студентом, тогда вопрос того, как вам учиться, приобретает жизненно важное значение. Прежде чем мы перейдем к следующей главе, давайте попробуем сделать несколько вещей:

       – Испытайте свой навык активного запоминания. Изучите что-то новое, а потом сразу оцените, что из этого вы смогли запомнить.

       – Найдите устраивающий вас музыкальный плейлист. Их существует великое множество, они легкодоступны, а подходящая музыка, скорее всего, улучшит вашу способность усваивать информацию – поэтому уделите некоторое время, чтобы найти то, что вам понравится. Может быть, вы даже решите слушать эту музыку фоном, дочитывая мою книгу.

       – Начните вести заметки. Может быть, вам стоит еще раз перечитать эту главу, а потом попробовать записать ее содержание. Либо посмотрите какой-нибудь выпуск «TED Talks» и сделайте конспект. Используйте навыки, о которых вы здесь узнали, чтобы улучшить свои способности.


 

       Если бы мы смогли осуществить все, на что способны, то поразились бы своим возможностям.

 Томас Эдисон[79]

 

Глава 13. Память

       Что я могу сделать, чтобы улучшить свою память?

       Как сохранять в памяти большой объем информации?

       Как быстрее вспоминать нужную мне информацию?

 

       Несколько лет назад, рано утром, я вошел в наш офис, опередив всех своих коллег. Тут начал звонить телефон, поэтому я подошел и взял трубку. Тут же с другого конца провода заголосил возбужденный женский голос:

       – Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя!

       Поверьте, не это я ожидал услышать, когда брал трубку.

       – Ого, – осторожно произнес я. – А кто это?

       – Это Энн. Я выбрала ваш курс. – Затем она быстро добавила, – Я нашла это!

       Хорошо, будем считать, что она меня заинтересовала.

       – Что же ты нашла?

       – Не знаю, что это, но я делала все те упражнения, которым вы обучаете, и начала все запоминать. Даже когда я не использую вашу методику, все равно могу запоминать имена людей и то, о чем я с ними беседовала.

       Что ж, получается, на этот вопрос она тоже толком не ответила. Я понял, что ей просто нужно было кому-то выговориться, и этим человеком оказался я. В течение следующих нескольких минут я узнал, что несколькими годами ранее она получила от бабушки в подарок семейную реликвию. Это было ожерелье, которое передавалось в их семье из поколения в поколение. Вместо того, чтобы передать его своей дочери или кому-то из трех старших сестер Энн, бабушка отдала ожерелье ей. Для Энн было большой честью получить этот подарок, она поклялась бережно его хранить. Но вот незадача: она так хорошо его спрятала, что потом не смогла вспомнить куда. Поняв, что не может вспомнить, где оно хранится, она принялась за поиски, но безрезультатно. В итоге, она стала терзаться непреходящим чувством вины и глубокой тревоги, а члены ее семьи только подкидывали дров в огонь.

       Через три года она пришла к выводу, что либо реликвия потерялась с концами, либо ее украли. И вот, сегодня, в два часа ночи, она неожиданно проснулась и встала с кровати. Спустившись через два лестничных пролета в подвал, она подбежала к бойлеру и сунула руку в трещину в стене. Когда она достала оттуда ожерелье, то чуть не умерла от чувства облегчения.

       – Поздравляю вас, это потрясающая история, – сказал я ей. – Хотя я заинтригован. Я ведь не учу тому, как находить спрятанные предметы. На наших лекциях мы этого точно не обсуждали.

       – Да, но вы сделали нечто гораздо более ценное. Я не знаю, каким образом это работает, но последние несколько недель я вспоминаю все подряд. Не только недавние вещи, но также то, что занимало мои мысли годами. Джим, спасибо, что вернули мне мой разум.

       То, чем с таким волнением поделилась со мной Энн – именно об этом я рассказываю людям уже долгие годы. Да, ваш мозг это орган. Но он работает, как мышца. Особенно они похожи в том, что либо ты ими пользуешься, либо лишаешься. Наш мозг остается в форме только тогда, когда мы прилагаем усилия, чтобы поддерживать его здоровье. Если нам это не удается, – из-за лени или из-за чрезмерной зависимости от «думающих» за нас гаджетов, либо из страха обратиться к новым способам обучения, – мозг становится «дряблым». В качестве примера: если вы шесть месяцев держите руку на перевязи, то сильнее она точно не станет. На самом деле, сняв руку с перевязки, вероятнее всего, вы вообще не сможете ей полноценно пользоваться. Ваш мозг работает точно так же. Если вы постоянно его не тренируете, не стоит удивляться, что в самый нужный момент он покажет себя не самым лучши


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.