Сущность пенсионного обеспечения и его принципы — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Сущность пенсионного обеспечения и его принципы

2023-01-15 58
Сущность пенсионного обеспечения и его принципы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ГАУ

Кафедра финансов и кредита

Курсовая работа

По финансам

На тему:

«Финансовые аспекты пенсионной реформы в России»

 

Выполнил: студент-бакалавра ЭФ -1-4

направление 38.03.01 Экономика 

профиль Бухгалтерский учёт анализ и аудит

Дмитриенко А.И.

Проверил: к.с/х.н. ст. преподаватель Митчина Т.Е.

 

Воронеж 2019 г

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Сущность пенсионного обеспечения и его принципы.. 6

2. Финансовая база пенсионного обеспечения. 15

3. Основы государственного пенсионного страхования в РФ.. 20

4. Проблемы пенсионной реформы РФ и пути их решения. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37

 


ВВЕДЕНИЕ

Пенсионная реформа является в настоящее время важным, но не единственным направлением реформирования социальной сферы, которое намечено и реализуется Правительством РФ. Тем не менее, в длинном перечне она стоит особняком.

Сегодня в российском фонде действует учетная система, создававшаяся последние 4 года и отвечающая потребностям старой модели, когда требования к персонифицированному учету были проще. Однако теперь система становится многоуровневой, в ней возникают, минимум четыре составные части персонального счета. Так, индивидуальный счет должен отражать страховые взносы, на распределительную составляющую пенсии, объемы взносов и пенсионных накоплений по всеобщей обязательной накопительной пенсии. Для граждан, имеющих право на досрочную накопительную пенсию, должна появиться дополнительная составляющая пенсионного счета, которая регистрирует его права в этой профессиональной пенсионной системе. Кроме этого, учету подлежат негосударственные составляющие пенсии.

Если, хотя бы в одном из сегментов этой информации произойдет сбой или Пенсионный фонд не сможет оперативно и достоверно отразить необходимую информацию, то система в целом не будет работать. Вместе с тем, полностью переложить часть груза ответственности по учету на негосударственные фонды невозможно. Без централизованной системы контроля, который должен осуществлять единственный регистратор, невозможен эффективный сбор обязательных взносов, как в государственные, так и частные структуры.

В законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уже имеется формула, которая позволяет исчислить размер накопительной части трудовой пенсии. Эта формула предусматривает выплату накопительной пенсии в виде аннуитета, т.е. пожизненного ежемесячного содержания. При этом возникает целый комплекс проблем, требующих решения. Например, каким образом будут управляться пенсионные активы в период выплаты аннуитета, когда они утрачивают характер персональных накоплений. Фактически они списываются со счетов всех застрахованных, когда те выходят на пенсию и объединяются в единый страховой резерв в рамках Пенсионного фонда в связи с необходимостью страхования риска неопределенности продолжительности жизни каждого конкретного пенсионера [7].

О сложности этого вопроса свидетельствует тот факт, что даже в Швеции в первые годы существования ее первой пенсионной системы, которая очень близка к новой российской модели, этот вопрос не получил окончательного решения. Существующее отечественное законодательство тоже пока не содержит прямых ответов на вопросы о том, как будет финансироваться в России система аннуитетов. Имеются только отсылочные нормы на те законы, которые еще предстоит разработать.

Актуальность работы обусловлена тем, что пенсионная система и механизм управления ее финансами требуют изменений, адекватных современным экономическим, социальным и демографическим условиям с учетом передового мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это вызывает необходимость глубокого научного анализа проблем, связанных с реализацией пенсионной реформы, ее последствиями, функционированием пенсионной системы и, главное, деятельностью пенсионного фонда государства. В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также ее сложности из-за особенностей накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая значительное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевых аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства. При этом жизненная потребность обеспечения социальной и экономической защищенности граждан, увеличения инвестиционных ресурсов и ослабления инфляционных процессов вызывает повышенный интерес к пенсионным сбережениям населения со стороны ученых и практиков, государственных структур, пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных учреждений и других организаций.

Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:

- рассмотреть этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;

- провести анализ уровня пенсионного обеспечения населения;

- определить финансовую цену проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения;

- проанализировать существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения.

Объектом исследования в данной работе является пенсионная система РФ, а предметом – финансовые аспекты ее организации.

Данная курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В теоретической части было установлено, что пенсионное обеспечение – это система мер, направленных на обеспечение и поддержку малообеспеченных слоев населения. Современные системы пенсионного обеспечения находятся в процессе своего постоянного и непрерывного развития вследствие изменений социально-экономических, политических, демографических условий страны.

Именно по этой причине система пенсионного обеспечения в России остро нуждается в создании и внедрении принципиально новой, отличающейся от ранее действующих, экономической модели взаимоотношений между различными субъектами системы пенсионного обеспечения, которая базировалась бы как на равномерной дифференциации доходов среди пенсионеров, так и на существующих и применяемых принципах и инструментах реального страхования.

Подобные меры дадут возможность государству повысить как уровень пенсионного обеспечения его населения и уровень его жизни, так и степень финансовой устойчивости пенсионной системы страны в целом. Пенсионное обеспечение по своей значимости занимает одно из приоритетных мест в социальной системе в целом. Деятельность государства по пенсионному обеспечению населения выделено в отельное направление.  

Пенсионное обеспечение – это система институтов, деятельность которых направлена на формирование общественно необходимого уровня жизни лиц, неспособных к труду по тем или иным причинам, основными из которых являются – инвалидность, старость, потеря кормильца. Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следует отметить, что пенсионные выплаты осуществляются в денежном эквиваленте, эти выплаты гарантированы законом и носят системный характер. Важнейшим элементом социальной защиты в развитых странах является социальное страхование от несчастных случаев.

В системе пенсионного обеспечения Российской Федерации можно выделить следующие основные проблемы: увеличение количества получателей различного рода социальных выплат, связанное со старением населения; низкий размер социальных выплат; тенденция увеличения выполняемых сотрудниками фонда функций. Данные тенденции в целом характерны и для всей системы пенсионного обеспечения населения в Российской Федерации. В целях устранения указанных недостатков необходимо учитывать, как макроэкономические, так и трудовые факторы по определению пенсионного возраста.

Повышение пенсионного возраста должно осуществляться не из краткосрочных интересов финансовой конъюнктуры или социально-политических соображений, а на основе актуарных расчетов, которые позволяют учитывать весь комплекс факторов, условий и противоречий, которые сопровождают этот процесс.

 Согласно закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. в России осуществляется пошаговое повышение пенсионного возраста на 5 лет для мужчин и на 5 лет для женщин. Новые нормативы закрепляются на уровне 65 лет и 60 лет соответственно. Корректировки начались уже с 1 января 2019 г. с ежегодным повышением на 1 год в течение переходного периода. Завершится этот этап реформы к 2028 году и приведет к уменьшению накопительной части пенсии на 1%.

Любой из вышеперечисленных способов проведения реформы имеет место быть и сейчас правительство в основном нацелено на повышение пенсионного возраста, нежели на рассмотрение остальных способов проведения. Если рассматривать данный вопрос с объективной точки зрения, то повышение пенсионного возраста при некотором изменении правил индексации пенсий позволит снизить расходы на пенсионное обеспечение почти в два раза.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) / Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410

4. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018) [Электронный ресурс] / Опубликован на Официальном интернет- портале правовой информации – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

5. "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Федеральный закон от 19.12.2016 № 419-ФЗ [Электронный ресурс] / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

6. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) [Электронный ресурс] / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

7. "О страховых пенсиях» Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) [Электронный ресурс] / Опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

8. Бабкин, А.С. Эволюция вместо революции / А.С. Бабкин // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. - 2015. -№13. - С.211-226. 

9. Баскакова, В.Н. Финансовые перспективы Пенсионной системы России / А. Н. Баскакова // Финансы. - 2017. - № 4. - С.52 - 56

10. Галаева, Л.А. Страховые выплаты за счет средств пенсионных накоплений в обязательном пенсионном страховании: каковы основания и условия назначения? / Л.А. Галаева // Журнал российского права. - 2018. - № 10. - С. 73-84. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

11. Дудко, К.Ю. Проблемные вопросы пенсионной реформы, проводимой в РФ на современном этапе / К.Ю. Дудко // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2015. - № 4-1. - С. 141-150.

12. Ильина, В.В. К вопросу об эффективности Пенсионной реформы / В. В. Ильина // Финансы. - 2007. - № 4. - С .52 - 56.

13. Косенкова, Ю.Ю. Анализ основных проблем системы пенсионного страхования в Российской Федерации / Ю.Ю. Косенкова, Е.В. Зобова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014.- № 12 (046). - С.174-176. 

14. Кутепова, К. О. Все о пенсиях. Виды, условия назначения, размер / К.О. Кутепова, А.Г. Степанов. - М.: Омега-Л, 2017. – 144 c.

15. Мищенко, В.В. Актуальные проблемы профессионального пенсионного страхования в РФ / В. В. Мищенко // Финансы и Кредит. - 2012. -№ 2 1. - С. 13 - 17.

16. Одинокова Т. Д. Актуальные проблемы реализации пенсионной реформы в России / Т. Д. Одинокова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - № 3. - С. 485-494. 

17. Ревина, Д.А. Анализ состояния пенсионной реформы на современном этапе / Д.А. Ревина // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 12-3. - С. 294-295.

18. Соловьев, А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: монография / А.К. Соловьев. - М.: Проспект, 2014. - 296 с.

19. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения: учебник / Г.В. Сулейманова. - М.: Юрайт, 2014. - 559 с. 

20. Тырсин, А.Н. Решит ли увеличение пенсионного возраста проблемы пенсионной системы России? / А.Н. Тырсин // Международный научно- исследовательский журнал. - 2012. - №10(41). - С. 74-78. 

21. Филина, М.А. Современные условия проведения пенсионной реформы в РФ / М.А. Филина // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2015. - №21. - С.207-211. 

22. Червякова, А.Ю. Современные этапы развития пенсионной реформы/ А.Ю. Червякова, О.Ю. Украинцев // Успехи в химии и химической технологии. - 2014. - №7. - С. 43-46. 

23. Халатов, С.А. Совершенствование несудебной защиты прав потребителей розничных финансовых пенсионных услуг / С.А. Халатов // Арбитражный и гражданский процесс. - 2018. - № 9. - С. 5-8. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

24. Шатохин, И.Г. Пенсионные системы в России и за рубежом: Учебное пособие / И.Г. Шатохин. - Ярославский государственный университет.: Ярославль, 2016. - 100 с.  

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ГАУ

Кафедра финансов и кредита

Курсовая работа

По финансам

На тему:

«Финансовые аспекты пенсионной реформы в России»

 

Выполнил: студент-бакалавра ЭФ -1-4

направление 38.03.01 Экономика 

профиль Бухгалтерский учёт анализ и аудит

Дмитриенко А.И.

Проверил: к.с/х.н. ст. преподаватель Митчина Т.Е.

 

Воронеж 2019 г

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Сущность пенсионного обеспечения и его принципы.. 6

2. Финансовая база пенсионного обеспечения. 15

3. Основы государственного пенсионного страхования в РФ.. 20

4. Проблемы пенсионной реформы РФ и пути их решения. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37

 


ВВЕДЕНИЕ

Пенсионная реформа является в настоящее время важным, но не единственным направлением реформирования социальной сферы, которое намечено и реализуется Правительством РФ. Тем не менее, в длинном перечне она стоит особняком.

Сегодня в российском фонде действует учетная система, создававшаяся последние 4 года и отвечающая потребностям старой модели, когда требования к персонифицированному учету были проще. Однако теперь система становится многоуровневой, в ней возникают, минимум четыре составные части персонального счета. Так, индивидуальный счет должен отражать страховые взносы, на распределительную составляющую пенсии, объемы взносов и пенсионных накоплений по всеобщей обязательной накопительной пенсии. Для граждан, имеющих право на досрочную накопительную пенсию, должна появиться дополнительная составляющая пенсионного счета, которая регистрирует его права в этой профессиональной пенсионной системе. Кроме этого, учету подлежат негосударственные составляющие пенсии.

Если, хотя бы в одном из сегментов этой информации произойдет сбой или Пенсионный фонд не сможет оперативно и достоверно отразить необходимую информацию, то система в целом не будет работать. Вместе с тем, полностью переложить часть груза ответственности по учету на негосударственные фонды невозможно. Без централизованной системы контроля, который должен осуществлять единственный регистратор, невозможен эффективный сбор обязательных взносов, как в государственные, так и частные структуры.

В законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уже имеется формула, которая позволяет исчислить размер накопительной части трудовой пенсии. Эта формула предусматривает выплату накопительной пенсии в виде аннуитета, т.е. пожизненного ежемесячного содержания. При этом возникает целый комплекс проблем, требующих решения. Например, каким образом будут управляться пенсионные активы в период выплаты аннуитета, когда они утрачивают характер персональных накоплений. Фактически они списываются со счетов всех застрахованных, когда те выходят на пенсию и объединяются в единый страховой резерв в рамках Пенсионного фонда в связи с необходимостью страхования риска неопределенности продолжительности жизни каждого конкретного пенсионера [7].

О сложности этого вопроса свидетельствует тот факт, что даже в Швеции в первые годы существования ее первой пенсионной системы, которая очень близка к новой российской модели, этот вопрос не получил окончательного решения. Существующее отечественное законодательство тоже пока не содержит прямых ответов на вопросы о том, как будет финансироваться в России система аннуитетов. Имеются только отсылочные нормы на те законы, которые еще предстоит разработать.

Актуальность работы обусловлена тем, что пенсионная система и механизм управления ее финансами требуют изменений, адекватных современным экономическим, социальным и демографическим условиям с учетом передового мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это вызывает необходимость глубокого научного анализа проблем, связанных с реализацией пенсионной реформы, ее последствиями, функционированием пенсионной системы и, главное, деятельностью пенсионного фонда государства. В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также ее сложности из-за особенностей накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая значительное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевых аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства. При этом жизненная потребность обеспечения социальной и экономической защищенности граждан, увеличения инвестиционных ресурсов и ослабления инфляционных процессов вызывает повышенный интерес к пенсионным сбережениям населения со стороны ученых и практиков, государственных структур, пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных учреждений и других организаций.

Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:

- рассмотреть этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;

- провести анализ уровня пенсионного обеспечения населения;

- определить финансовую цену проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения;

- проанализировать существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения.

Объектом исследования в данной работе является пенсионная система РФ, а предметом – финансовые аспекты ее организации.

Данная курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

Сущность пенсионного обеспечения и его принципы

Любое современное цивилизованное общество ставит перед собой выполнение многих задач, основной из которых можно по праву считать проблему поддержания социального положения населения на стабильно высоком уровне, поскольку именно социальное положение является важным показателем эффективности реализации социальной политики государства. Если же в стране наблюдается низкий уровень социального положения ее населения, можно говорить о том, что социальная политика, проводимая государством, неэффективна, в обществе имеет место высокий уровень социальной напряженности. Свое отражение существующие недостатки государственной социальной политики находят непосредственно на состоянии жизни наименее защищенных слоев населения, в частности – пенсионеров, составляющие порядка 30% населения любой страны.

Пенсия (от лат. pensio - платеж) - это регулярная денежная выплата (обычно, она производится один раз в начале месяца), которая осуществляется в установленном законом порядке определенным категориям лиц из пенсионного фонда или других источников (например, в случае с военнослужащими и др. - из федерального бюджета), предназначенных для этих целей [24].

Основаниями для пенсионного обеспечения являются различные юридические факты: достижение соответствующего пенсионного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца (для нетрудоспособных членов семьи кормильца); длительное выполнение определенной профессиональной деятельности - выслуга лет.

В России существует четыре основных вида пенсии: страховая, по государственному пенсионному обеспечению, накопительная, добровольная.

Обязательное пенсионное обеспечение, которое охватывает всех работающих россиян, основывается на страховых принципах.

Рассмотрим подробнее каждую разновидность пенсии.

Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. Выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумулированных в ПФР. К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется государством.

Страховая пенсия имеет три вида:

- страховая пенсия по старости - это самый распространенный вид пенсии в России. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства). Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше.

- страховая пенсия по инвалидности - назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения, и независимо от причины инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет.

- страховая пенсия по случаю потери кормильца - назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении выслуги при выходе на пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Финансирование данных пенсий производится из федерального бюджета [6, 7].

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению имеет пять видов:

- государственная пенсия за выслугу лет - назначается военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава, федеральным государственным служащим.

- государственная пенсия по старости - назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф.

- государственная пенсия по инвалидности - назначается военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам. Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет.

- государственная пенсия по случаю потери кормильца - назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.

- социальная пенсия - назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации.

Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.

Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и в течение определённого времени делать личные взносы. Кроме самого гражданина в его негосударственном пенсионном обеспечении может принимать участие и его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной.

Чтобы государство имело возможность отслеживать влияние экономических, национальных, культурных и иных факторов на отдельных этапах формирования и становления системы пенсионного обеспечения, оно должно постоянно и непрерывно изучать и анализировать историю пенсионной системы для проведения комплексного, всестороннего исследования механизма правового регулирования пенсионного обеспечения. 

К основным предпосылкам создания первых в своем роде систем пенсионного обеспечения относится введение для отдельных граждан и их категорий (к примеру, для военнослужащих) различных привилегий на их пожизненное содержание со стороны государства [6, 7].

По словам российского политика, экономиста, Е. Гайдара, «демографические прогнозы показывают, что в период до 2030 г. пенсионная нагрузка на работающее население в развитых странах увеличится примерно вдвое». Но, несмотря на долгосрочный прогноз, уже в настоящее время пенсионные системы многих стран ощущают дефицит текущих платежей, которые и обеспечивают пенсионные выплаты. Именно эти проблемы и выдвигают на передний план вторую модель системы пенсионного обеспечения – распределительную. Смысл данной модели состоит в накоплении определенной части пенсионных взносов в качестве резерва, который обеспечит в будущем возможность получения пенсионных выплат. Как известно, со временем деньги теряют свою стоимость, и для того, чтобы она была сохранена, накапливаемые средства участвуют в инвестиционном процессе, задачей которого является увеличение накапливаемого пенсионного капитала путем вложения денежных средств в финансовые активы (или ценные бумаги) [13]. 

Распределительные системы пенсионного обеспечения очень редко встречаются в своем чистом виде – полностью накопительные или же полностью распределительные – их можно встретить лишь на этапе их первоначального становления.

В настоящее время все больше развитых стран внедряют в состав существующих систем пенсионного обеспечения системы дополнительного обеспечения, которые основываются на принципах накопления. Если же сравнить между собой рассмотренные выше системы, то можно увидеть основные их различия, а именно: метод финансирования системы, степень влияния демографических факторов, и непосредственно цели их функционирования. Так, распределительная модель пенсионного обеспечения основана на принципе социальной справедливости, пенсионные выплаты финансируются за счет текущих поступлений в бюджет, существует прямая зависимость от демографических факторов – чем больше численность молодого поколения, тем в большей степени население пенсионного возраста будет обеспечено причитающимися ему пенсионными выплатами.

Накопительная же модель, как это ясно из ее названия, характеризуется процессом накопления определенной части денежных средств на резервных счетах будущих пенсионеров с целью достижения экономической эффективности системы, демографический фактор не оказывает прямого влияния на суммы выплат, они зависят только от самого будущего пенсионера. 

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что функционирующая в настоящее время в Российской Федерации система пенсионного обеспечения может считаться смешанной, поскольку содержит в себе черты как распределительной, так и накопительной моделей. Однако в существующих системах пенсионного обеспечения все ярче выражается тенденция к повышению доли накопительных механизмов в своем составе, что должно послужить толчком к повышению их экономической эффективности.

Пенсионное обеспечение представляет собой систему нормативных актов государственных и частных структур, которые регулируют порядок и условия выплаты пенсий определенным категориям граждан. Вплоть до недавнего времени в России пенсия выплачивалась по распределительному принципу, который предусматривал формирование выплат за счет отчислений работающих граждан. Уже давно применяется накопительный принцип, и сегодня все страховые отчисления в размере 22% от получаемого дохода переводятся прямо в налоговую инспекцию. Большая часть суммы в размере шестнадцати процентов используется для осуществления выплаты теперешним пенсионерам. [15]

Оставшаяся часть денег в размере 6% накапливается на счету работника на будущее. Эту сумму можно перечислить управляющей компании или перевести на счет негосударственного пенсионного фонда. Экономическая литература советского периода предлагает три основных подхода к определению сущности системы пенсионного обеспечения. Так, другим автором пенсионное обеспечение было представлено в качестве системы «экономических отношений, которые возникают в процессе распределения ресурсов, предназначенных для обеспечения лиц, достигших пенсионного возраста» [22].

Таким образом, анализируя приведенные научно-теоретические подходы различных авторов к определению сущности и содержания понятия «государственное пенсионное обеспечение», заметим, что подавляющее большинство ученых-исследователей склоняется к определению пенсионного обеспечения как отдельной категории экономических отношений, вследствие чего социальный характер осуществления государством своей деятельности отодвигается на задний план. По-другому же мнению авторов, именно социальную суть пенсионного обеспечения и можно назвать ее основой вопреки приведенным выше фактам, ведь именно посредством нее отражено основное предназначение существования пенсионного обеспечения. Присущие же ей проблемы касательно выбора источников финансирования, инструментов и форм финансового обеспечения нетрудоспособного населения страны являются по своей сути величиной производной.

Современная пенсионная система представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой звеньев и сфер финансовых, правовых и организационных, это совокупность отношений, возникающих по поводу осуществления обязательств по предоставлению гражданам материального обеспечения в виде пенсий либо иных мер и выплат социальной поддержки пенсионеров. Так, на сегодняшний день Пенсионный фонд РФ является одним из наиболее значительных социальных институтов государства. Это самая крупная федеральная система оказания государственных услуг в сфере социального обеспечения в РФ. [6, 7]

Основной целью деятельности Пенсионного фонда РФ является управление финансами пенсионного обеспечения граждан. Пенсионерами признаются граждане, которые реализуют своё право на денежное обеспечение в соответствии с Конституцией РФ [1] и иными нормативно-правовыми актами.

Пенсионная реформа — это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

· 65 лет для мужчин,

· 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);

· величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Первые два поколения россиян, кого затронет повышение пенсионного возраста, — это мужчины, родившиеся в 1959–1960 годах, и женщины, родившиеся в 1964–1965 годах. Для них предусмотрена отдельная льгота — выход на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста. То есть гражданин, который должен уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это в июле 2019-го. В первой половине 2019 года никто на пенсию не выходит.

Максимальные пенсионные границы будут установлены в 2028 году. Мужчины, родившиеся в 1963 году и позже, будут выходить на пенсию в 65 лет. Женщины, родившиеся в 1968 году и позднее, — в 60 лет.

Следующим шагом по изменению российской пенсионной системы станет реформа накопительной пенсии. Пенсионные накопления россиян заморожены с 2014 года, мораторий на отчисление взносов на накопительную часть пенсии продлен до 2021 года. Минфин и ЦБ разработали новую накопительную пенсионную систему — концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Новая пенсионная модель призвана заменить и модернизировать замороженную накопительную пенсию.

Изначально Минфин и ЦБ рассчитывали запустить систему ИПК в 2019 году, но обсуждение концепции было заморожено до формирования нового состава правительства после президентских выборов 2018 года. В августе Минфин разместил уведомление о начале разработки законопроекта об ИПК, из которого следует, что срок запуска накопительной системы перенесен на январь 2020 года. Публичное обсуждение законопроекта должно было завершиться 22 августа, но документ так и не был опубликован. По словам Антона Силуанова, обсуждение ИПК пришлось отложить из-за реакции на повышение пенсионного возраста.

Концепция ИПК предполагает, что граждане будут отчислять взносы на будущую пенсию с зарплат в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Размер отчислений будет постепенно увеличиваться от 0% в первый год подключения к ИПК и до 6% через пять лет, то есть на 1 п.п. в год. ​Подключение граждан к ИПК будет базироваться на 158-й статье Гражданского кодекса РФ «Форма сделок», третий пункт которой гласит, что «молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законо


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.