ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕДИАПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕДИАПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

2023-02-03 40
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕДИАПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Механизмы рыночной экономики закладывают в СМИ объективное противоречие – между их общественным характером и необщественной, частной собственностью на них. Для преодоления этого противоречия развитые государства разрабатывают специальные законодательные меры, которые вывели бы СМИ из-под абсолютного господства рыночной стихии, частично ослабили давление коммерческих сил на СМИ.

Комплекс таких государственных мер называют государственной медиаполитикой. Во многих странах эти меры направлены на поддержку плюрализма идей и конкуренции. В странах Европы, например, работает система прямых дотаций СМИ, меры налоговых льгот для некрупных СМИ. Медиаполитика, кроме того, направлена на ограничение концентрации медиасобственности в одних руках, на поддержание конкуренции и сохранение экономически слабых компаний.

Медиаэкономисты выделяют следующие формы государственного вмешательства в экономическую деятельность газетных компаний:

· привилегии: специальные программы поддержки, предоставляющие сниженные цены на услуги государственных органов или оговаривающие особые условия деятельности (сниженные тарифы, освобождение от НДС);

· субсидии: непосредственное вложение правительством денежных средств в бюджет газетных компаний для снижения производственных затрат;

· регулирование: деятельность правительства по управлению рынком, включающая контроль за собственностью газетных предприятий и создание антимонопольного законодательства.

Кроме того, законодатели всего мира предпринимают попытки введения отдельных правил, касающихся ограничения концентрации СМИ. Данные законодательные предложения в основном направлены либо на ограничения возможности учреждения СМИ одним лицом или группой взаимосвязанных лиц, либо на ограничение возможности владения акциями (паями) различных организаций, осуществляющих производство и выпуск СМИ, одним лицом или группой взаимосвязанных лиц.

Законы США, например, не позволяют отдельному лицу или компании владеть несколькими СМИ одного вида (например, несколькими радиостанциями). Собственник может владеть двумя телекомпаниями на одном и том же рынке при двух условиях: 1) если помимо этих двух вещательных каналов существует еще восемь, не зависимых от них; 2) если ни одна из этих двух компаний не занимает место в первой четверке рейтинга. Компания не может владеть телестанциями, общий национальный охват которых достигает 35%. Суммарный национальный охват кабельного телевидения не должен превышать 30%. Одна компания не может владеть газетой и трансляционным СМИ на одном рынке. Исполнение этих законов контролирует Федеральная комиссия по коммуникациям (FCC). Они могут быть оспорены в суде СМИ.

В Германииконцентрация СМИ регулируется общим антимонопольным законодательством. Для общенационального ТВ установлено, что доля аудитории не может превышать 30%; вещатели, имеющие более 20% национальной аудитории, или программы, доля которых превышает 10%, обязаны предоставлять эфир независимым вещателям для изложения ими своих точек зрения («программные окна»).

В Италии на СМИ распространяется общее антимонопольное законодательство; для общенационального газетного рынка максимально допустимая доля суммарного тиража – 20%, на региональных рынках одна компания не должна владеть более чем 50% всех газет региона; на общенациональном рынке ТВ в одни руки нельзя выдавать более 20% всех возможных лицензий, при этом вещатель не может сосредоточивать в своих руках более 30% оборота средств национального телерынка. Этот же предел установлен для кабельных операторов на местных рынках.

В Норвегии государство запрещает сделки, которые приведут к сосредоточению в одних руках более трети национального рынка в любом медиасекторе; крупные сделки на местных рынках должны проходить специальную экспертизу.

Во Францииюридическому лицу не может принадлежать более 45% акционерного капитала или голосующих акций национальных эфирных телеканалов; владельцы газетных компаний не могут контролировать более 30% рынка изданий одного типа; доля аудитории не должна превышать 150 млн. чел. для радиостанции, 6 млн. чел. для местного эфирного телеканала, 8 млн. чел. для кабельной сети; существуют ограничения на число ТВ-лицензий для одного юридического лица.

В Великобритании существует антимонопольное законодательство в сфере СМИ. На рынке прессы сделки компаний, издающих газеты тиражом более 500000 экз., должны получать одобрение государственных органов; выдача новых вещательных лицензий аудиовизуальным компаниям, имеющим более 15% аудитории на своих географических рынках, требует специального рассмотрения антимонопольными органами; запрещается выдавать лицензии на общенациональное вещание газетным компаниям, охватывающим более 20% национальной аудитории.

В целях ограничения владения вещательными лицензиями правительство Великобритании в ноябре 1996 года ввело положения, внеся поправки в Приложение 2 к Закону о вещании 1990 года. Так, местные органы власти, организации, цели которых носят в основном политический или религиозный характер, рекламные агентства, а также те, которые, по мнению регулирующих органов, могут оказывать ненадлежащее влияние, не имеют права владеть каким-либо лицензиями на вещание, хотя при некоторых обстоятельствах религиозные организации вправе владеть лицензиями на кабельное, спутниковое или радиовещание.

В Великобритании физические лица не вправе владеть двумя или более лицензиями на ТВ вещание, охватывающее более 15% общей телевизионной аудитории, и не вправе владеть более чем одной региональной службой «Канала 3», предоставляемой для одного и того же района.

Физические лица не вправе владеть более чем одной лицензией на Р M -вещание, охватывающее один и тот же район, за исключением случаев, когда это совершается в интересах общества. Ни одной физическое лицо не вправе иметь более трех лицензий на местное радиовещание в одном районе, а владение второй или третьей лицензией на местное радиовещание в любом диапазоне проверяется на наличие общественного интереса, а также владеть более чем одной службой национального коммерческого радиовещания.

Владелец газеты, тираж которой составляет 20% или более общенационального газетного тиража, вправе владеть такого рода лицензиями, при условии, что они подвергаются проверке на наличие общественного интереса. Владелец местной газеты, тираж которой составляет 20% или более местного газетного тиража в данном районе, не вправе владеть лицензией на предоставление региональной службы «Канала 3». Если газета имеет тираж 20% местного тиража, владелец имеет право владеть такого рода лицензией при условии проверки наличие общественного интереса. В отношении перекрестного владения между газетами и кабельными, спутниковыми и цифровыми наземными службами ограничений нет.

На СМИ Великобритании так же распространяется законодательство о конкуренции, как и на прочие отрасли промышленности. Генеральный директор по добросовестной конкуренции (DGFT) через Управление по добросовестной конкуренции (OFT), вправе провести расследование в отношении любого слияния, которое может повлечь за собой образование монополии (составляющей, как правило, 25% или более того или иного конкретного рынка). Он также вправе расследовать другие вопросы, которые могут повлечь за собой действия, направленные против конкуренции или ограничивающие монополию. Результаты расследования Генеральный директор предоставляет Министру по торговле и промышленности, который может по его рекомендации передать дело на дальнейшее расследование в Комиссию по монополиям и слияниям, или же принять это дело. В законодательстве о вещании есть положение, предусматривающие консультирование Генерального директора по добросовестной конкуренции участников соглашения о создании телесетей. Он также контролирует соблюдение компанией ВВС своих обязательств о выделении минимум 25% эфирного времени программам, получаемым от независимых производителей.

Перекрестное владение между радио и газетами в Великобритании также ограничено: владелец газеты, тираж которой составляет 20% или более общенационального газетного тиража, не вправе владеть лицензиями на аналоговое наземное радиовещание (как национальное, так и местно). Если тираж газеты менее 20% национального тиража, владелец вправе владеть такого рода лицензией при условии проверки на наличие общественного интереса. Владелец местной газеты, тираж которой составляет менее 20% местного газетного тиража в данном районе, вправе иметь до трех лицензий на местное радиовещание в этом же районе при условии проверки на наличие общественного интереса. Если тираж газеты составляет от 20% до 50% местного газетного тиража, владелец вправе владеть одной лицензией на местное СВ-радиовещание и одной лицензией на РМ-радиовещание при условии проверки на наличие общественного интереса. Если тираж газеты составляет более 50% местного тиража, владелец вправе владеть одной лицензией на местное радиовещание, в случае, если данный район обслуживается конкурирующей местной коммерческой радиокомпанией, - при условии проверки на наличие общественного интереса.

По новым положениям о владении лицензиями на вещание, веденным в ноябре 1996 года, проверкой наличия общественного интереса занимается как ITC, так и Комитет по радиовещанию.

Газетные концерны, общий среднесуточный тираж которых может составлять 500 000 экземпляров или более, не вправе продолжать свою деятельность без письменного разрешения министра по торговле и промышленности, который должен сначала получить доклад по этому вопросу от Комиссии по монополям и слияниям (ММС).

Министр по торговле и промышленности может дать согласие на слияние газетных компаний без доклада Комиссии в тех случаях, если он убедился, что данное дело носит срочный характер и участвующая в передаче прав газета не сможет в противном случае существовать как концерн, или что данная газета имеет ежедневный тираж менее 50 000 экземпляров.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.