Монополизация и концентрация зарубежной системы масс-медиа: от chains к oligopoly — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Монополизация и концентрация зарубежной системы масс-медиа: от chains к oligopoly

2023-02-03 36
Монополизация и концентрация зарубежной системы масс-медиа: от chains к oligopoly 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Слияние медиа-предприятий в конце ХХ века породило монополистические тенденции, которые вылились в образовании мощных газетных объединений и концернов, гигантских предприятий с горизонтальной, вертикальной или диагональной структурой.

Вертикальное «сверху вниз» - слияние основной компании с компаниями, поставляющими сырье и комплектующие, вертикальное «снизу вверх» - слияние основной компании со сбытовыми торговыми сетями. Примерами могут служить строительство собственной типографии для газет или журналов, создание ими сетей распространения, производство собственных программ кабельными или телестанциями. По существу вертикальный рост ведет к объединению в рамках одного медиапредприятий всех звеньев производственной цепочки. В настоящее время медиакомпании, действующие на информационно богатых рынках СМИ, «растут» вертикально по схеме: газета + типография; газета + система распространения; кабельная сеть + компания-производитель развлекательных шоу.

Горизонтальное слияние - это слияние однородных медиа-предприятий (создание газетных цепей, приобретение компанией конкурирующих изданий или изданий на других географических рынках).

Диагональное слияние – объединение компаний, которые не производят одинаковую продукцию и не участвуют в общем производственном процессе. Эта стратегия в конце XX в. стала наиболее популярной, поскольку вела к созданию многоотраслевых корпораций, способных контролировать цены, перераспределять ресурсы внутри корпораций с прибыльных производств в убыточные, привлекать рекламу транснациональных корпораций, заинтересованных в комбинации различных рекламоносителей.

Схема диагонального роста такова: газета + ТВ + PB + компьютерные информационные услуги + немедийные предприятия. В результате этой стратегии создаются национальные конгломераты или транснациональные корпорации, которые владеют, осуществляя контроль, предприятиями разных профилей в одной или нескольких странах.

ПРИМЕР.

Компания AOL – America On-Line,котораяоказывает мультимедиа-услуги 70 процентам пользователей США) в январе 2001 слилась с компанией "Time Warner", в состав которой входили кабельные сети развлекательного телевидения, "CNN News Group" и сеть новостных и развлекательных каналов "НВО".

После слияния образован новый концерн "America On-Line Time Warner", который включает "America On-Line", журналы "Time", "Fortune" и "Sports Illustrated", "People", "Entertainment Weekly" и другие (всего 33 крупнейших журнальных изданий), телевизионные сети "НВО", "CNN", "TBS", "TNT", "Cartoon Network" и другие СМИ, а также кинокомпании, компьютерно-коммуникационные структуры ("Compuserve", "Netscape"), звукозаписывающие студии, спортивные команды.

 

Первые современные концерны прессы появились на рубеже 19-20 века в США. Первыми инициаторами американской медиа-концентрации стали Ф.А Манси (ежедневник «Манси Уикли»), Э.У. Скриписа, Р. Херста («Нью Йорк Джорнал»).

По данным аналитиков, то, что происходит на протяжении всего ХХ века - это создание глобальной олигополии. То же случилось с нефтяной и промышленной индустриями в 19 веке, а сейчас это происходит с системной коммуникацией. Рекламные механизмы формируют перекачку капиталов из промышленности, торговли и банковского дела в пресс-бизнес.

Фактически появление транснациональных корпораций положило конец честной конкуренции на рынке СМИ, которая сегодня по сути поделена гигантами. В первой половине 2000 года на мировом рынке информации доминируют несколько концернов-гигантов - "America On-Line Time Warner", "Walt Disney", "Bertelsmann", "News Corporation", "General Electric", "Microsoft", Viacom, Vivendy Universal. Большинство из них имеют штаб-квартиры в США. Они представляют собой конвергенцию ранее конкурировавших отраслей - телевидения, радио, прессы, киноиндустрии, книгоиздательского бизнеса, звукозаписывающего и шоубизнеса.

 

Развитие медиа-бизнеса определяется основными экономическими закономерностями развития капитализма. Целью и смыслом производства является получение прибыли.

Таким образом, на процесс концентрации масс-медиа оказывали влияние несколько факторов:

1) Стремление к политической независимости. Наибольшую поддержку рекламодателей получают те СМИ, кто использует методы свободного рынка.

2) Стремление к экономической независимости. Попытка умножить капитал и увеличить прибыль путем объединения ранее самостоятельных предприятий и концернов.

3) Технические причины. Расширения рынка сбыта, увеличению аудитории, увеличению тиража, расширению производственной базы, тематики.

4) Условия рынка. Если один из видов продукции не пользуется спросом, возникающие при этом убытки могут быть покрыты из прибылей другого издания.

Кроме того, медиа-монополия - это источник не только экономической, но и политической власти, то есть своего рода синтез информационной индустрии и пропаганды.

Развитие газетного дела в США и Европе было различным, что объясняется различиями в географическом положении, величине территории, унитарной формой одних государств и федеральной - других. В частности, в Англии процесс монополизации были вовлечены, в первую очередь, общенациональные (лондонские) газеты, в США же передел газетного рынка шел по регионам и городским центрам. Великобритания - страна классической вертикальной модели слияния СМИ. Хозяева концернов дополняли структуру концентрированием источников сырья и других, связанных с газетным делом отраслей промышленности (производство бумаги и печатных машин, упаковочного материала).

Классификация монополий в медиа-бизнесе.

1) Индивидуальные капиталистические (фамильные) предприятия, в которых собственность переходит из поколения в поколение представителям одной и той же семьи или одного и того же круг владельцев (Mirror Group, семейство Херст). Как правило, они перерастают в конгломераты или цепные монополии (Mirror Group братьев Максвеллов).

2) Многоотраслевые концерны, или так называемые цепные монополии – цепочки компаний и предприятий прессы, радио, телевидения, связанных между собой общим контролируемым финансовым интересом (News Corp.).

3) Конгломераты – предприятия, являющиеся компонентами смешанных монополий-«конгломератов», охватывающих различные виды деятельности (General Electric, Sony).

Существуют также «паевые» предприятия, где учредителями и владельцами акций являются сами журналисты. Таких предприятий сегодня осталось единицы (Mond, Вашингтон Пост). Они считаются самыми независимыми СМИ.

Являясь частью мирового бизнеса, система масс-медиа в то же время развивается по своим собственным законам, оставаясь примером синтеза экономической и политической власти.

Формы концентрации собственности:

1) Цепь ( chain ) – ряда газет и журналов, принадлежащих одному владельцу. Крупнейшие цепи такого рода были созданы У.Р. Херстом. В настоящее время большая цепь принадлежит Gannet company , объединяющей более 80 ежедневных газет. Аналогичная тенденция присуща и сфере вещания, но здесь имеются ограничения на собственность, устанавливаемой Федеральной комиссией связи.

2) Сеть ( network ) – система, объединяющая несколько телерадиовещательных предприятий. В США крупнейшими сетями являются ABC , NBC , Fox Broadcasting Company .

3) Гибридная собственность на СМИ ( cross - media ownership ), объединяющая разные типы масс-медиа – газеты, журналы, радио- и телевизионные станции под эгидой одного владельца ( AOL - Time Warner , Westinghouse , The New York Times Co .).

4) Конгломераты ( conglomerates ), которые объединяют под своей властью не только различные СМИ, но и индустриальные отрасли их производства ( Disney , General Electric , Sony , Vivendi - Universal ).

5) Вертикальная интеграция – стремления взять под контроль различные сферы медиабизнеса, ведущее к колоссальной концентрации информационного капитала в руках тех или иных компаний, занимающих лидирующее место на рынках сбыта информтоваров в глобальных масштабах.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.