Внимательность к искусному пониманию — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Внимательность к искусному пониманию

2023-01-16 23
Внимательность к искусному пониманию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В качестве примера того, как можно практиковать первый шаг – искусное понимание Четырёх благородных истин, представьте, что однажды утром, сидя на подушке для медитации, вы ощущаете боль в ноге. На этот раз, вместо того чтобы просто замечать возникновение и исчезновение ощущений, вы испытываете недовольство болью, и ваше огорчение только усиливает её. Если бы ваша внимательность была искусной, проблемы бы не было, но на этот раз вы застряли. Что же вам делать?

Вы можете преодолеть страдание, вызванное болью, применив восемь шагов, указанные Буддой. У вас есть возможность увидеть Четыре благородные истины в действии.

Хотя мы перечислили восемь шагов в определённой очерёдности, вам не обязательно практиковать их именно в этом порядке. Всё не настолько стройно и упорядочено. Даже если вы готовите пищу на кухне, где все кастрюли развешаны по размеру и вся посуда расставлена логичным образом, вы всё равно не используете их в том порядке, в котором они расположены. Вы берёте ту ложку или кастрюлю, которая вам необходима в данный момент. Подобным образом, чтобы интегрировать восемь шагов в повседневную жизнь, вам надо будет научиться выбирать и использовать тот шаг, который нужен в настоящий момент.

Сначала вы просто внимательны к боли и сопротивлению ей. Так вы применяете искусную внимательность, седьмой из восьми шагов пути. Используя внимательность, вы осознаёте: «Это страдание». Видя таким образом истину собственного страдания, вы видите Первую благородную истину. Она становится реальной для вас, и вы начинаете работать над искусным пониманием, первым шагом пути.

Применяя целенаправленное внимание, вы, вероятно, заметите, что чем больше вы сопротивляетесь боли, тем хуже себя чувствуете. Тогда вы предпринимаете попытку преодолеть своё отвращение. Задействуется искусное усилие, шестой шаг. Вы отпускаете отвращение, расслабляясь, и развиваете дружелюбное отношение. Например, вы можете осознать, что боль в вашей ноге заслуживает любящей доброты в той же мере, как и любое другое телесное ощущение. Таким образом, вы развиваете аспект искусного размышления, второй шаг.

Затем вы можете заметить, что ваше страдание возникает не только вследствие отвращения, но и потому, что вам хочется чувствовать себя лучше. Например, вы можете подумать: «Если бы только моя практика могла быть спокойной, без боли!» Видя связь между своим желанием и страданием, вы обретаете прямое прозрение во Вторую благородную истину, истину о страстном желании, вызывающем страдание. Таким образом, ваше искусное понимание развивается ещё больше.

Сидя с осознанием Второй благородной истины, вы становитесь всё внимательней к связи между страстным желанием и страданием и развиваете искусную внимательность. Поскольку вы ясно видите, как страстное желание ведёт к страданию, возникает твёрдое намерение что‑нибудь предпринять в отношении желания. Поднимая энергию, вы применяете искусное усилие, на этот раз – чтобы отпустить вожделение и цепляние за приятные чувства. Мысль об отпускании, также известная как отречение, представляет собой ещё один аспект искусного размышления.

Возможно, раньше вашей реакцией на боль были разочарование и неудовлетворённость. Теперь, если возникают самообвинения или другие несострадательные мысли, направленные на вас самих, вы применяете искусное усилие, чтобы отпустить их. Опять же, поступая таким образом, вы упражняетесь в искусном размышлении. Пожалуйста, обратите внимание, что при чрезмерном усилии боль и напряжение могут усилиться. Однако внимательность помогает вам распознать эту проблему. В этот момент вновь оказывается полезным искусное размышление – на этот раз вы охлаждаете свой ум, направляя мысли, связанные с любящей добротой, на самого себя.

Успех в развитии искусного понимания, искусного размышления, искусного усилия и искусной внимательности позволяет вашему уму успокоиться. Ум становится более сосредоточенным, и это проявление восьмого шага пути, искусного сосредоточения. При хорошем сосредоточении физическая и ментальная боль исчезает. Когда боль исчезает, вы ощущаете радость, умиротворение, спокойствие и счастье. Эти качества, в свою очередь, ещё больше углубляют сосредоточение.

Более глубокое сосредоточение ведёт к усилению внимательности, и вы продолжаете исследовать свои переживания. Вы видите, что боль исчезла, когда вы отпустили своё страстное желание приятных ощущений. В этот момент усиливается ваше искусное понимание, поскольку становится очевидной логика и сила Третьей благородной истины: с прекращением страстного желания наступает прекращение страдания.

Вы можете заметить, что в этом примере мы не упомянули «этических» аспектов пути: искусной речи, искусного действия и искусного образа жизни (третий, четвёртый и пятый шаги). Однако они также играют свою роль, являясь ключевыми аспектами счастливой жизни. Отсутствие этики тревожит ум и делает медитацию сложной даже в самых комфортных условиях. Вам необходима прочная этическая основа, чтобы поддерживать концентрацию и твёрдое намерение перед лицом физической или ментальной боли.

Итак, правильным образом применяя шаги пути, указанного Буддой, вы находите в них способ освободиться от страдания. Сделав это, вы свидетельствуете последнюю из Четырёх благородных истин, истину о том, что к прекращению страдания ведёт Восьмеричный путь. Теперь вы соприкоснулись со всеми четырьмя основными аспектами искусного понимания.

Выяснив на собственном опыте, как работают Четыре благородные истины в подобной ситуации, вы можете понять, как они работают в вашей жизни вообще. Так совершается поворот колеса ясности.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.