Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2023-01-16 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Буддисты могут называть действия правильными и неправильными, хорошими и плохими, этичными и неэтичными, однако для буддистов эти слова имеют несколько иной смысл, нежели тот, что обычно в них вкладывают. Возможно, всё станет понятнее, если использовать слова «искусный» и «неискусный». Буддийская этика опирается на утверждение о том, что результатом неискусных действий является несчастье, а результатом искусных – счастье. Этот простой причинно‑следственный принцип является аспектом того, что буддисты называют каммой (или кармой).
Хотя неискусные действия могут приносить временное счастье – например, торговец наркотиками может испытывать удовольствие при виде своей новой машины, а вы можете ощущать самодовольное удовлетворение, сделав больно тому, кто обидел вас, – Будда подчёркивал, что дурные действия всегда причиняют вред. Наши собственные наблюдения подтверждают истинность этого утверждения. В некоторых случаях вред бывает невидимым, например, при ментальных страданиях чувства вины и сожаления. В других случаях вред не проявляется немедленно. Будда говорил, что результаты искусных и неискусных действий могут проявляться в очень далёком будущем – даже в следующих жизнях.
Вы можете сказать себе: «Меня не волнуют следующие жизни. Я просто хочу получить всё, что могу, от этой жизни». Будда советовал нам рассмотреть следующие возможности: «Даже если нет никаких будущих жизней, благие поступки подарят мне счастье и чистую совесть в этой жизни. Если же окажется, что за смертью следуют новые жизни, я буду вознаграждён вдвойне: сейчас и позже. С другой стороны, даже если нет никаких будущих жизней, неблагие поступки сделают меня несчастным и отравят чувством вины в жизни теперешней. Если же окажется, что за смертью действительно следуют новые рождения, в них я тоже буду страдать». Таким образом, вне зависимости от того, существуют ли будущие жизни, отказ от неблагого и развитие благого обеспечивают наше счастье.
|
Когда мы поймём, что все наши мысли, слова и дела являются причиной, влекущей за собой какое‑то следствие, сейчас или в будущем, нам естественным образом захочется думать, говорить и делать то, что даёт положительные результаты, и избегать тех мыслей, слов и дел, которые дают отрицательные результаты. Осознание того, что причины всегда ведут к результатам, помогает нам принять последствия своих действий в прошлом. Оно также помогает нам сосредоточить внимание на принятии решений, способных обеспечить нам счастливое будущее.
Искусными называются такие действия, которые создают причины для счастья. К ним относятся, например, действия, мотивированные любящей добротой и состраданием. Любое действие, порождённое умом, в котором на тот момент отсутствовали алчность, ненависть и заблуждения, приносит счастье как тому, кто его совершает, так и тому, на кого оно направлено. Поэтому такие действия называют искусными или правильными.
Представьте, например, что вы сознательно развиваете щедрость и любящую доброту ко всем существам. Это хорошее поведение является причиной. Каковы же его следствия? Вы обзаведётесь множеством друзей, многие люди будут вас любить, и вы будете чувствовать себя спокойно и расслабленно. Даже когда окружающие вас люди будут злиться и чувствовать себя несчастными, вы не уподобитесь им.
Ваше позитивное поведение порождает немедленные следствия двух видов. Первое следствие – внутреннее, связанное с вашими ощущениями. Поскольку вы были неизменно щедрыми и любящими и осмыслили свои поступки, исполненные щедрости и любви, ваш ум становится спокойным и счастливым. Второе следствие – внешнее: другие люди ценят вас и заботятся о вас. Конечно, приятно, когда о вас заботятся, но это не так важно, как ваши ощущения. Поскольку внешние результаты зависят от восприятия других людей, они не так надёжны.
|
Как только мы поймём этот принцип, мы увидим, что имеет место и обратный принцип. Будда выделил десять действий, которые всегда неискусны, поскольку неизменно порождают страдание. Это три действия тела: убийство, воровство и прелюбодеяние; четыре действия речи: ложь, злословие, оскорбления и пустословие; и три действия ума: алчность, злонамеренность и ложные воззрения о природе реальности.
Позже, исследуя следующие шаги на пути, мы будем подробнее говорить о том, что означает каждое из этих десяти действий и как их избежать. Однако, прежде чем вступить на путь Будды, мы непременно должны развить базовое понимание, которое позволит нам видеть, что эти действия неискусны, поскольку всегда ведут к глубокому страданию как того, кто их совершает, так и тех, на кого они направлены.
Воздерживаться от этих десяти действий не значит следовать списку заповедей – вы можете следовать или не следовать этим принципам по своему усмотрению. Никто вам этого не навязывает. Вы должны убедиться сами на основании своего собственного опыта и наблюдений за другими людьми, к каким следствиям ведут эти действия: положительным или отрицательным. Ваш опыт покажет вам, что неискусные действия причиняют физическую и эмоциональную боль как вам самим, так и тем, кто вокруг.
Более того: люди прибегают к таким неблагим поступкам, лишь когда их понимание ошибочно, а их ум загрязнён алчностью, ненавистью или заблуждениями. По сути, любое действие, порождаемое умом, загрязнённым алчностью, ненавистью или заблуждениями, ведёт к страданию, и поэтому является неискусным или неправильным.
Буддийская этика – это рациональное поведение, основанное на причинно‑следственном принципе. Чтобы поступать неправильно, вам приходится лгать самим себе о причинах и следствиях. Чем хуже ваше поведение, тем грандиознее должна быть ваша ложь. О каких глубинных прозрениях, о каком облегчении может идти речь, если вы продолжаете сознательно подкреплять свои заблуждения поведением, идущим вразрез с фундаментальной истиной о том, что все действия имеют определённые последствия? Если вы ведёте себя в корне неправильно, вам не обрести подлинной ясности, не говоря уже об освобождающих прозрениях на пути Будды. Вы должны принять и исповедовать подобную этику. Это жизненно необходимо.
|
Медитация внимательности усиливает осознание разрушительных последствий неэтичного поведения. Медитирующий живо ощущает болезненные следствия неблагих мыслей, слов и действий и чувствует необходимость как можно скорее прекратить их.
Вы сами творцы своего будущего – об этом говорит весь ваш опыт. Ваше поведение – это не неизменный закон природы. Каждое мгновение даёт вам шанс измениться: изменить свои мысли, свою речь, свои действия. Если вы научитесь быть внимательными к тому, что делаете, и спрашивать себя, какова вероятность положительных и отрицательных последствий того или иного действия, то будете двигаться в правильном направлении.
Повторение и закрепление благих намерений помогает развить мощный внутренний голос, который позволит вам не сбиться с пути. Каждый раз, когда вы загоняете себя в ловушку циклического страдания, он будет напоминать вам, что вы можете выбраться из этой ловушки. Время от времени вас будут посещать озарения, демонстрирующие, каково это – быть свободным. Вы сделаете эти озарения реальностью, если будете действовать правильным образом и освободитесь от своих мучений.
Таким образом, этика, которую можно определить как действие, согласующееся с реальностью, является фундаментом духовного развития. Без неё ни одна часть пути не поможет вам уменьшить страдания.
Представление о том, что всем действиям соответствуют определённые последствия, – первый аспект искусного понимания. Его необходимо дополнить хорошим пониманием Четырёх благородных истин.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!