История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Экспедиция Блэйка в Тунис и Алжир

2023-01-16 72
Экспедиция Блэйка в Тунис и Алжир 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Когда в апреле 1651 года английское судно «Гудвилл» перевозило пассажиров из Туниса в Смирну, его перехватили мальтийские галеры. Они прочёсывали море в поисках пиратов и заподозрили англичан в пособничестве им Обыскав судно, мальтийцы выволокли из кают сопротивлявшихся арабов. Понимая безвыходность положения, капитан судна Стивен Митчел отдал мальтийцам своих пассажиров — тридцать двух жителей Туниса. Узнав об этом, тунисский бей пришёл в ярость, особенно когда узнал, что все его сограждане, занимавшие не последнее место в тунисском обществе, были обращены в рабство и стали гребцами на галерах. Более того, он заявил, что Митчел не просто без боя отдал своих пассажиров, но и продал их по взаимному сговору с мальтийцами.

Узнав об этом, толпа горожан начала выискивать на улицах Туниса англичан. Для защиты их от расправы бей арестовал всех английских купцов и конфисковал их собственность, пока пленники с «Гудвилла» не будут благополучно возвращены на родину.

Однако выполнить требование бея оказалось не так просто. В Англии шла революция, и новое правительство не пользовалось легитимностью в глазах Великого магистра Мальтийского ордена. Командующий парламентским флотом в Средиземном море Уильям Пенн был вынужден просить бея отпустить старшину английских купцов Самуэля Бутхауса, который немедленно отправился на Сицилию требовать от вице-короля, в чьем владении находилась Мальта, освобождения захваченных тунисцев. Получив согласие на освобождение, Бутхаус отправился в Лондон, где предъявил судебный иск Митчелу. Однако суд не счёл должным наказывать капитана ввиду отсутствия доказательства его вины.

Великий магистр под давлением вице-короля Сицилии согласился освободить пленников, но только за выкуп в 9600 фунтов. Узнав об этом, бей пришёл в ярость и приказал свои корсарам нападать на английские корабли. Вскоре тунисцы уже захватили английское судно «Принцесса» и взяли в заложники команду.

Международное положение Англии в тот момент было весьма неустойчивым. Внутренние проблемы и соперничество с Голландией и Францией отвлекали правительство Оливера Кромвеля от проблем с мусульманскими пиратами. После окончания англо-голландской войны Кромвель решил направить в Средиземное море эскадру адмирала Блэйка для решения тунисской проблемы. В его задачу входило освобождение англичан и возвращение «Принцессы» прежним владельцам.

7 февраля 1655 года английская эскадра, состоявшая из 24 кораблей, прибыла в Тунис. Сознавая силу английского флота, тунисцы встретили Блэйка весьма любезно и заверили адмирала в намерении сохранять добрососедские отношения с англичанами. Однако заявили, что пока пассажиры «Гудвилла» не вернутся домой, заложники останутся в Тунисе.

Ввиду неопределённости данных адмиралу инструкций относительно применения военной силы в подобном случае и необходимости пополнить запасы пресной воды и продовольствия, Блэйк благополучно покинул тунисскую гавань и направился в Кальяри, направив в Лондон полный отчёт и запрос о дальнейших действиях. Посетив по пути Порто-Фарина, Блэйк обнаружил там девять пиратских кораблей под турецкими флагами, среди которых была и переоборудованная «Принцесса». Появление английской эскадры вызвало настоящий переполох среди пиратов. Вероятно, они ожидали нападения, поскольку даже подвергли обстрелу английскую лодку, направленную к берегу для разведки.

18 марта тою же года английская эскадра снова появилась в водах Туниса На этот раз бей был более сговорчивым, однако Блэйк уже решил нанести пиратам превентивный удар. Объектом его мести стали корабли в Порто-Фарина.

После полудня 3 апреля английская эскадра прибыла к Порто-Фарина и встала на якорь. Следующим утром она вошла в гавань. Встав линией вдоль тунисских укреплений, Блэйк приказал открыть огонь. Одновременно под прикрытием артиллерийского огня к берегу устремился десант на лодках. Растерянные пираты вначале пытались очень вяло сопротивляться, однако затем стали бросаться в воду и плыть к берегу. Все девять пиратских кораблей были сожжены или потоплены. Потери англичан были незначительными, двадцать пять человек были убиты и около сорока ранены.

К середине дня показательная акция устрашения была закончена. Ожидая, пока догорят последние корабли, англичане до вечера стояли на якорях в гавани, не давая возможности погасить их.

Спустя шесть дней эскадра прибыла в Алжир. Весть о судьбе кораблей в Порто-Фарина уже достигла города, и англичанам был предоставлен самый радушный приём. Алжирские власти явно не желали гневить Блэйка, понимая, что тот может проделать то же самое и с алжирскими кораблями.

Впоследствии Блэйк снова вернулся в Тунис и снова потребовал освобождения английских пленников и возвращения «Принцессы», однако бей Мустафа снова категорически отказался, не преминув указать на то, что Тунис по-прежнему является турецкой провинцией, а агрессивные действия англичан могут рассорить их с Османской империей. Чтобы этого не произошло, Блэйк был вынужден просить английского посла в Стамбуле Томаса Бендиша обратиться к великому визирю с разъяснением позиции адмирала и причин нападения на тунисские корабли в Порто-Фарина.

Однако в конечном итоге ситуация разрешилась благополучно, поскольку в апреле 1657 года англичане наконец выкупили у мальтийцев пассажиров с «Гудвилла» и создали реальные предпосылки для достижения взаимной договорённости. Тем не менее адмиралу Джону Стоуксу, который прибыл в Тунис в 1658 году с эскадрой из шести кораблей, пришлось заплатить 11 250 долларов (2700 фунтов) за освобождение семидесяти двух англичан (мужчин, женщин и детей), которые держались в заложниках. Только после этого бей согласился на заключение мира, одним из условий которого была взаимная защита имущества английских и тунисских подданных.

 

Война или мир. Неразрешимая дилемма…

 

Для урегулирования противоречий в североафриканские государства был направлен английский посланник Джон Лоусон, который в 1662 году в течение короткого промежутка времени заключил сразу три мирных договора с Тунисом, Алжиром и Триполи. Несмотря на это в последующие десятилетия лишь Тунис и Триполи соблюдали условия мира, в то время как алжирцы несколько раз нарушали его, считая, что мирный договор был навязан им силой. Тем не менее длительный период времени Англия не предпринимала ответных действий, полагая, что углубление конфликта помешает развитию торговли на Средиземное море.

Несмотря на это отношения североафриканских регентств и европейских государств зашли в тупик Проблема заключалась в том, что ни одна из сторон не соблюдала имевшиеся соглашения. Правители североафриканских государств не могли запретить своим капитанам заниматься морским разбоем, поскольку опирались на них как на главную военную силу. Кроме того, пиратство приносило большой доход и было одним из существенных источников рабской силы. С другой стороны, в договорах обходился один существенный вопрос — судьба мусульман на галерах христианских государств. Если европейцы могли получить свободу по условиям дипломатических соглашений или в результате выкупа пленных, то мусульмане не имели такой возможности.

Наличие неразрешённых проблем не могло не привести к конфронтации. К 60–70-м годам XVII века стало очевидно, что европейские государства готовы к силовому решению североафриканской проблемы. В это время, благодаря гонке морских вооружений, Англия, Франция и Голландия создали сильные флоты. Любой из линейных кораблей европейских государств был значительно сильнее кораблей североафриканских пиратов, что значительно облегчало задачу по силовому принуждению к миру.

Только Голландия, ослабленная войнами с Англией и Францией, выбрала путь мирного решения проблем, заключив в 1679 году очередной договор с Алжиром. В свою очередь, Англия и Франция выбрали силовой путь решения проблемы.

В 1663 году английский посол в Константинополе получил от султана необычную декларацию. В ней английскому флоту разрешалось в одностороннем порядке проводить карательные операции против алжирских пиратов. Таким образом, султан попытался утихомирить своих строптивых подданных, давно не подчинявшихся фирманам из Константинополя, руками европейцев. У англичан таким образом исчезли все сдерживающие факторы, и они приготовились к немедленному отпору пиратам.

В 1669 году в Северную Африку был направлен Томас Аллин, который должен был договориться о заключении нового соглашения с Алжиром, обеспечивающего безопасность английских кораблей и грузов. Для достижения своих целей Аллин должен был использовать как дипломатические, так и военные средства, если в этом будет необходимость. В секретном предписании Аллину лорд-адмирал герцог Йоркский предписывал при благоприятных условиях не тратить времени на переговоры, а сразу нападать на алжирские корабли и уничтожать их при помощи брандеров.

Когда в конце 1669 года эскадра Аллина, состоявшая из 18 боевых кораблей и трёх брандеров, достигла Алжира, погода оказалась слишком спокойной для внезапной атаки, поэтому англичане были вынуждены начать переговоры. Аллин предъявил дею требование вернуть захваченное пиратами имущество и впредь воздержаться от нападения на английские корабли. Ответ алжирцев был крайне резким и грубым Они категорически отвергали требования «неверных собак».

Получив отказ, англичане начали разворачиваться в боевую линию. Однако, вместо немедленной атаки порта, Аллин предпочёл начать его блокаду, перехватывая корабли, которые пытались войти или выйти из Алжира Несмотря на усилия адмирала, блокада не была настолько плотной, чтобы совсем перекрыть пиратам выход их порта, чем не преминули воспользоваться алжирцы. Многие пиратские корабли смогли вырваться из порта и начали активный поиск незащищённых английских кораблей. Одним из них оказался фрегат «Мэри Роуз», возвращавшийся из Марокко после выполнения дипломатической миссии.

Ещё в конце 1668 — начале 1669 года лорд Генри Говард был уполномочен королём Карлом II установить дружеские отношения с султаном Марокко. В качестве официального представителя английской короны он должен был направиться в Танжер во главе делегации из 70 человек и преподнести султану Аль-Рашиду большой денежный подарок — 4 тысячи фунтов. В качестве средства передвижения лорд Говард выбрал 48-пушечный фрегат «Мэри Роуз». К сожалению, миссия провалилась. Пробыв в Марокко одиннадцать месяцев, лорд Говард так и не смог ничего добиться от султана.

Получив пропускную грамоту, посол отправился обратно в Англию. «Мэри Роуз» сопровождали три судна — небольшой пинк, двухмачтовый английский кеч «Рое» и торговое судно из Гамбурга «Гамбург фрегат».

В начале декабря 1669 года небольшой конвой двигался вдоль североафриканского побережья. После полуночи они догнали большое быстроходное 300-тонное судно, нагруженное древесиной, табаком, солью и солодом Это было английское торговое судно «Кинг Дэвид», следовавшее из Новой Англии в Кадис Ранее, у мыса Сент-Винсент оно было захвачено алжирскими пиратами, а команда была взята в плен. Команда «Мэри Роуз» освободила «Кинг Дэвида». На его борту были взяты в плен призовая команда пиратов, состоявшая из двадцати двух алжирцев, одного русского и двух англичан.

Далее конвой посетил Сале, а затем снова вышел в море. 17 декабря к конвою присоединились ещё два судна — французское и шотландское, которые направлялись от Канарских островов в Кадис В течение нескольких дней с «Мэри Роуз» наблюдали на горизонте несколько алжирских кораблей, следовавших параллельным курсом. Это заставило торговые корабли держаться как можно ближе к английскому фрегату, рассчитывая на его защиту.

На рассвете 18 декабря, когда конвой был уже недалеко от Кадиса, команда «Мэри Роуз» увидела 7 алжирских кораблей, которые приближались к конвою с явно враждебными намерениями. Теперь было понятно, что алжирцы давно выследили добычу, однако не решались нападать, подтягивая свои силы, пока не достигли полного военного превосходства. Теперь, как хищники, они были готовы напасть на жертву. Англичане немедленно приготовились к бою.

Около полудня алжирцы приблизились. Один из пленников идентифицировал их как «Голден Лайон», «Оранж Три», «Халф Мун», «Севен Старе», «Вайт Хоре», «Блювхарт» и «Роз Лиф».

Около трёх часов дня шесть алжирских кораблей атаковали «Мэри Роуз», а ещё один атаковал «Кинг Дэвид». В течение всего дня обе стороны яростно обменивались выстрелами из всех орудий. Несмотря на численное превосходство, алжирцам не удалось принудить англичан к капитуляции. Английские канониры были подготовлены значительно лучше алжирских, поэтому пираты предпочитали держаться на расстоянии, а это снижало эффективность их артиллерийского огня. Таким образом, бой превратился в бесконечную артиллерийскую дуэль с постоянным маневрированием и уклонением от абордажа, которого так желали алжирцы.

Только с наступлением темноты бой временно прекратился. Однако на следующее утро алжирцы снова атаковали «Мэри Роуз». «Голден Лайон» попытался зайти с кормы к английскому фрегату. Эго не осталось незамеченным, и англичане меткими выстрелами повредили у противника корпус ниже ватерлинии и грот-мачту. После этого он вышел из боя, а вслед за ним и остальные пиратские корабли.

Пока продолжался бой, французское и шотландское суда сбежали, а пинк пытался сдаться алжирцам, но те, принимая его за брандер англичан, предпочитали держаться от него подальше.

Потери англичан в сражении, как это не покажется странным, были относительно невелики: 12 моряков были убиты и 18 ранены. Несмотря на то что «Мэри Роуз» получила серьёзные повреждения (все три её мачты были сильно повреждены вражескими ядрами, так же как и такелаж), она продолжала держаться на плаву и была вполне боеспособна.

20 декабря фрегат достиг Кадиса, и капитан Кэмпторн передал властям своих алжирских пленников. В апреле 1670 года «Мэри Роуз» вернулась в Англию, сопровождая очередной торговый конвой из Средиземного моря. За свою победу капитан Кэмпторн получил рыцарское звание, а команда материальное поощрение. «Кинг Дэвид», который стал единственным призом алжирцев в том бою, также впоследствии был отбит сэром Томасом Аллином, когда алжирцы попытались привести его в родной порт, и продан в Малаге.

Победа у Кадиса над превосходящими силами алжирцев продемонстрировала высокий боевой дух английских моряков. Она вызвала небывалый рост национальной гордости и усилила стремление раз и навсегда покончить с морским разбоем в Северной Африке. После этого английское военное присутствие у берегов Алжира стало постоянным.

В 1670 году новая английская эскадра, усиленная несколькими голландскими судами, вновь прибыла к стенам Алжира Ею командовал герцог Йоркский, будущий король Яков II. В качестве подтверждения серьёзности её намерений англичане потопили большое алжирское судно, а затем в битве у мыса Спарел уничтожили ещё семь судов, включая четыре 44-пушечных корабля. В общей сложности в битве погибло 2200 алжирцев, включая нескольких известных капитанов-раисов.

В следующем, 1671 году англичане снова направили свой флот к североафриканскому побережью. Эскадра адмирала Эдварда Спрэга застала в заливе Бужи (Буги) семь пиратских кораблей. Пираты всячески пытались вырваться в открытое море, однако англичане перекрыли единственный выход из бухты. Спрэг решил использовать уже отработанную тактику. В бухту вошёл брандер «Литл Виктория», который сжег все алжирские корабли.

Уничтожение пиратов в заливе Бужи имело далеко идущие последствия, поскольку среди погибших оказался и главнокомандующий алжирским флотом и пять наиболее известных пиратских капитанов. Это, в свою очередь, привело к волнениям в самом Алжире и перевороту, в результате которого к власти пришёл старый пиратский капитан Мохаммед Тарик. Он благоразумно решил возобновить прежние мирные отношения, что на время закрыло проблему алжирского пиратства для английского флота.

В 1673 году Англия заключила с Алжиром новое соглашение на прежних условиях. Однако это не ликвидировало полностью угрозу морского разбоя, поскольку триполитанцы и тунисцы продолжали нападать на английские торговые суда.

В 1675 году английская эскадра адмирала Джона Нарбро вновь прибыла к берегам Северной Африки, чтобы возвратить торговые корабли, захваченные триполитанцами. Паша Триполи отказался выдавать захваченные призы, подписав тем самым своему флоту и городу приговор.

Получив отказ, адмирал Нарбро разрушил в ходе обстрела часть города, сжёг четыре пиратских судна, обстрелял город и заставил пашу уплатить ущерб английским купцам в размере 18 ООО фунтов и возобновить прежние мирные соглашения. В марте 1676 года триполитанцы вернули захваченные корабли.

В 1677 году началась новая война с Алжиром Между 1677 и 1680 годами алжирские пираты захватили 153 британских судна Многие из них были небольшими по размерам Например, захваченный 29 октября 1677 года «Роберт» с экипажем из шести человек или захваченный в сентябре 1679 года «Спидвелл» с экипажем из пяти человек Однако были и крупные корабли, например, «Вильям и Самуэль» с экипажем из 46 человек, взорвавшийся в сражении с алжирцами в июне 1679 года Всего за период войны с Алжиром пираты захватили около 1800 англичан. Средняя стоимость выкупа моряка составляла в то время около 100 фунтов, в то время как стоимость пассажира, особенно если он богат или знатен, могла достигать 1000 фунтов. С учётом общего количества пленников, экономическая эффективность выкупных операций была слитком мала. Оставался лишь военный путь решения проблемы.

Мирные соглашения между Алжиром и Англией были заключены в 1686 году. Однако, несмотря на это, алжирцы продолжали нападения на английские корабли. Так продолжалось до тех пор, пока в 1695 году капитан Бич не разорил алжирское побережье и не сжёг пять пиратских фрегатов, после чего стороны вновь пришли к мирному соглашению.

Только после того как англичане захватили Гибралтар и Порт-Маон, они получили возможность защитить своё судоходство от разбойных посягательств алжирских пиратов. Это заставило пиратов уважать английский флаг больше, чем какой-либо другой среди европейских государств.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.