Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Флот Барбароссы в Тулоне. Гравюра XVI в.

2023-01-16 67
Флот Барбароссы в Тулоне. Гравюра XVI в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

 

 

Атака на Тунис в 1535 г. Гравюра Ф. Хогенберга

 

 

 

Сражение испанских кораблей с мусульманскими галерами. Неизвестный художник

 

 

 

Адмирал Дюкень освобождает христианских рабов из плена после обстрела Алжира в 1683 г. Художник Ф.-А. Биард

 

 

 

Обстрел Алжира французским флотом в 1682 году. Художник XVII в.

 

 

 

Голландский адмирал Ламберт с шестью кораблями казнит захваченных пиратов возле Алжира в 1624 г. Гравюра XVII в.

 

 

 

Командор Декатур берёт на абордаж триполитанский корабль. Рисунок XIX в.

 

 

 

Захват фрегата «Филадельфия» в порту Триполи. Художник у. Хофф

 

 

 

Военный совет на борту «Королевы Шарлотты» у берегов Алжира в 1816 году. Художник Н. Бауэр

 

 

 

Алжирский дей сдается лорду Эксмуту, освобождая рабов. Гравюра XIX в.

 

 

 

Женщины, захваченные в плен алжирскими пиратами. Художник Г. Ла Комте

 

 

 

Монахи религиозных орденов выкупают христианских пленников. Гравюра XVII в.

 

 

 

Монахи договариваются о выкупе христианских пленников. Гравюра XVII в.

 

 

 

Покупка невольниц на алжирском рынке. Художник Г. Ла Комте

 

 

 

Наказания христианских рабов в Алжире. Гравюра XVII в.

 

 

 

Арудж Барбаросса. Рисунок XIX в.

 

 

 

Североафриканский пират (Хайреддин Барбаросса). Художник П. Ф. Мол

 

Алжирцы решили спустить паруса и полезли на мачты. Воспользовавшись этим, англичане набросились на турок. Некоторые были убиты, другие брошены в море. Нападение было столь внезапным, что дюжина турок остолбенела, когда на них набросились трое молодых парней с абордажными саблями. Пока шла схватка, Роберт Таки пытался удержать судно, стоя у руля, и его товарищам приходилось изо всех сил орудовать саблями, спасая свою жизнь.

Пока на палубе никого не было, мальчишки решили захватить корабль. Они схватили капитана и выбросили его за борт. Затем, вооружась кто чем может, они напали на остальных пиратов. Двое алжирцев были убиты, ещё двое упали в море, восьмерых юнги загнали ниже палубы и задраили люки. Таким образом, они стали хозяевами на палубе. Развернув корабль, они взяли курс на испанское побережье. По прошествии нескольких дней они прибыли в гавань Сан-Лукаса. После этого они передали пиратов в руки испанских властей, получив от них денежное вознаграждение за свой храбрый поступок.

Спустя год «Якоб» снова подвергся нападению со стороны пиратов в Гибралтарском проливе. На этот раз пираты атаковали его и потопили. Вся команда, кроме двух матросов, которых алжирцы подобрали из моря, погибла. Видимо, те же пираты захватили ещё два английских судна — «Джордж Бонавентура» и «Николас». Их команды были взяты в плен для дальнейшей перепродажи.

Владельцем «Николаса» был Джон Роулинз, которому суждено было стать участником одного из самых дерзких побегов в истории Алжира.

 

Бунт Роулинза

 

В 1621 году Джон Роулинз из Рочестера отплыл из Плимута на судне «Николас». Его путь пролегал через Гибралтар. В испанских водах команда «Николаса» заметила на горизонте пять кораблей, которые пошли на сближение. Многие из опытных моряков, находившихся на борту, быстро догадались, что это пираты, однако скорость вражеских кораблей была значительно выше, чем у английского судна, и уйти от погони не было никакой возможности. После длительной погони пираты захватили «Николас» и всех, кто был на борту. Судьба пленников была печальна — их отправили в Алжир и продали на рынке. Джон Роулинз был последним, кого продали, поскольку при захвате судна он оказал сопротивление и был ранен в руку. Его купил один из местных жителей, однако очень скоро снова его перепродал. Новым покупателем стал английский ренегат Генри Чендлер, более известный как Рамадан-раис, капитан корабля «Эксчендж». Это был английский корабль, захваченный годом ранее. Ему был нужен лоцман, а Роулинз хорошо знал английское побережье.

«Эксчендж» покинул Алжир 7 января 1622 года. Когда пираты отчалили, помимо Роулинза на борту находилось ещё шестьдесят три турка и араба, исполнявших роль моряков и абордажной команды, девять рабов-англичан, один раб-француз, четыре голландских моряка и четыре канонира, два англичанина и два голландца.

В середине января пираты захватили у испанского побережья трёхмачтовую полакру, сидевшую на мели. Рамадан-раис поместил на него призовую команду из девяти турок и одного раба.

Обращение с рабами на «Эксчендж» на судне было хуже, чем со свиньями. Их заставляли делать самую грязную работу и постоянно били палками. Подобное обращение вызвало праведный гнев у Роулинза, однако другие рабы просили его не показывать своё возмущение, чтобы не накликать на них беду. Тем не менее Роулинз предложил план заговора Он предложил захватить судно и на нём отправиться по домам. План состоял в том, чтобы изолировать команду во внутренних помещениях судна, захватить пороховой погреб и склад с оружием. Таким образом, заговорщики могли бы или перестрелять их, или взорвать судно при попытке пиратов освободиться. Постепенно Роулинз привлек к участию в заговоре и голландских канониров.

6 февраля у мыса Фенистерре пираты захватили барк с грузом соли из Португалии. Рамадан-раис перевёл на барк призовую команду из десяти моряков, трое из которых были ренегатами, участвовавшими в заговоре. На следующее утро барка не оказалось рядом. Рамадан-раис пришёл в ярость, однако найти пропавший барк так и не смог.

Как лоцман, Роулинз уговорил капитана изменить курс и отделиться от других пиратских кораблей, следовавших с ними. Капитан, не слишком искусный в навигации, согласился с ним. 6 февраля, через месяц после выхода из Алжира, пираты увидели на горизонте парус Они немедленно погнались за добычей и быстро захватили торговое судно. Это был купеческий парусник из Дартмута, следовавший с грузом шёлка Английский экипаж, состоявший из капитана, пяти моряков и юнги, был немедленно отправлен в трюмы пиратского судна в качестве пленников, а их место заняла призовая команда из десяти человек, среди них было трое, кто участвовал в заговоре. Роулинз предложил им вместе с четырьмя англичанами, оставленными на судне, захватить ночью корабль, пока турки будут спать, и увести судно в Англию.

 

Так и произошло. Ночью заговорщики освободили пленников и, связав турок, увели судно под покровом темноты. Когда на следующее утро пираты проснулись, они не увидели призового судна. Капитан пиратов пришёл в ярость. Он приказал Роулинзу найти пропавшее судно. Весь день он имитировал активный поиск приза, но конечно не нашёл его.

Роулинз понял, что нужно действовать быстро и решительно. 8 февраля Роулинз показал капитану увеличивающийся объем воды в трюме и уговорил его запустить насосы. Для этого надо было сосредоточить всю команду на корме. Весь день рабы откачивали воду. На следующий день операция повторилась. И снова все пираты собрались на корме. Поскольку большая часть турок и арабов оказалась на верхней палубе, а заговорщики на нижней, они были готовы действовать. Сигналом к выступлению должен был стать орудийный выстрели слова Роулинза; «За Бога, короля Якова, святого Георга и Англию!»

В два часа дня 9 февраля один из заговорщиков выстрелил из орудия. Это был сигнал к общему восстанию. Христиане быстро захватили оружейную комнату и, вооружившись, набросились на пиратов. Рамадан-раис, находившийся в своей каюте, столкнулся лицом к лицу с Роулинзом и, видя неравенство сил, запросил пощады.

Рабы с громкими криками бросились на тех турок, кто был на нижних палубах. Когда пираты поняли, что не контролируют нижние палубы, они пришли в ярость. Осыпая христиан последними бранными словами, они пытались вскрыть люки и прорваться на нижние палубы.

Тогда Роулинз приказал открыть огонь по туркам через различные отверстия на палубе. Поскольку всё огнестрельное оружие было под контролем заговорщиков, пираты оказались в весьма сложной ситуации. После перестрелки многие турки были убиты и ранены. Понимая, что иного выхода нет, они вступили в переговоры с Роулинзом Когда пираты сдались и начали по одному спускаться на нижнюю палубу, их убивали заговорщики ударами сабель, поскольку оставлять их в живых было крайне опасно ввиду численного превосходства. Те, кто отказались сдаться, прыгали за борт.

Из всего экипажа мятежники оставили жизнь лишь капитану Чендлеру и ренегату Джону Гудлу, который помогал мятежникам, и четырём туркам, которые согласились принять христианство.

Очистив палубы от трупов, Джон Роулинз собрал, своих людей и, отслужив торжественную мессу о своём чудесном избавлении от рабства, приказал взять курс на Англию.

13 февраля 1622 года «Эксчендж» прибыл в Плимут. Впоследствии Роулинз описал свои приключения в небольшой книге, которая стала очень популярна у моряков того времени.

 

Побег с галеры

 

В декабре 1631 года в плен к алжирским пиратам попал Френсис Найт. Следующие пять лет он провёл в рабстве в Алжире, пока не был продан в шестой раз итальянскому ренегату Али Пинчинини в качестве галерного раба. В мае 1638 года он участвовал в экспедиции 16 алжирских и тунисских галер к итальянскому побережью. Выйдя из Голеты, пиратская эскадра разграбила побережье Калабрии, захватив в плен сотни мирных жителей, среди которых был даже епископ и 15 монашек, и разграбил прибрежные посёлки. После этого, не встречая никакого противодействия, пираты вернулись обратно домой.

В октябре того же года галеры Али были блокированы венецианцами в порту Валона В конечном счёте пираты были вынуждены бросить свои корабли и, захватив всех пленников, которые могли идти, направились пешком через турецкие владения, а рабы, в том числе Френсис Найт, были оставлены в подземельях крепости в Валоне.

22 октября 1638 года, пока тюремщики ушли по своим делам, группа рабов, состоявшая из англичан, валлийцев, испанцев, греков и мальтийцев, сломали кандалы и сбежали. Спустившись на верёвке по крепостной стене, они прошли несколько миль в полной темноте, пока не увидели на берегу моря две небольшие лодки. Захватив их, они отправились вдоль побережья, пока не достигли острова Корфу, примерно в 80 милях от Валоны. Здесь они получили убежище у местных греческих монахов. Окрепнув, они предстали перед губернатором, который посадил их на корабль до Венеции. Здесь Найт покинул своих товарищей и самостоятельно отправился в Англию. Прибыв в Бристоль, он написал книгу о своем пребывании в турецком плену, описав со всей возможной красочностью бедственное положение христиан в рабстве у мусульман.

История Найта отнюдь не уникальна. Например, в 1634 или 1635 году в плен к пиратам попал английский моряк Джон Дантон. Он следовал в Вирджинию на корабле «Литл Дэвид», который перевозил переселенцев в Новый Свет. Однако вместо берегов Америки им пришлось влачить рабское состояние в Северной Африке. Дантона и его малолетнего сына купил один из алжирских судовладельцев. Он решил использовать его в качестве лоцмана в английских водах. Оставив сына в заложниках в Алжире, он приказал вести его судно к берегам Англии. Капитаном этого корабля был также раб фрисландец Джон Риклес. Кроме того, на судне было ещё несколько европейцев — пушкарь Якоб Корнелиус и два голландских матроса Все остальные были арабами и турками.

Когда корабль достиг Англии, Дантон подговорил голландцев из состава экипажа захватить корабль. Они захватили английскую рыбацкую лодку с девятью рыбаками, пополнив, таким образом, ряды заговорщиков. Когда корабль достиг острова Уайт, Дантон поднял восстание, перебив всех мавров, повернул судно и привёл его в ближайший порт.

В ходе судебного разбирательства с Дантона, Риклеса и других европейцев были сняты обвинения в пиратстве, а все остальные члены экипажа были приговорены к смерти. Чтобы избежать печальной участи, двое мавров согласились принять христианство, остальные предложили обменять себя на европейских пленников.

 

История Уильяма Окели

 

В 1639 году конвой из трёх английских торговых судов направился в Вест-Индию. На шестой день плавания англичан настигли три алжирских судна После оживлённого боя все три купеческих парусника были захвачены. На одном из них под названием «Мэри» находился некто Уильям Окели. Как и все прочие члены экипажа, он был продан на невольничьем рынке. Однако ему повезло больше других Зная о его торговых талантах, новый хозяин позволил ему начать собственный бизнес, с обязательством выплачивать по два доллара в месяц со своих доходов. Окели открыл винную лавку. Среди его посетителей были также его товарищ по несчастью Джон Рендол, схваченный вместе с женой и ребёнком в то же самое время, что и Окели.

Вскоре Окели и Рендол были обвинены в организации побега Несмотря на то что обвинение было безосновательным, Рендол получил триста ударов плетьми. Это жестокое наказание вызвало у Окели реальное желание сбежать. Он и ещё шестеро рабов-англичан решили построить лодку. По ночам участники побега сносили разные деревянные детали для лодки в подвал Окели. Здесь они собрали маленькую лодку, которую покрыли холстом и обмазали смолой, чтобы она не пропускала воду. Вёсла сделали из досок винных бочек Собрали побольше еды и бурдюки с водой. С большими трудностями в одну из ночей они перетащили свою лодку на берег моря. Однако здесь возникла проблема. Лодка могла вместить только пятерых из семи. Двое должны были остаться на берегу. Окели и четверо его соратников пустились в полное опасностей плавание. Вскоре они достигли Майорки. За это время им пришлось испытать и голод и жажду и постоянную работу на вёслах, однако в конце концов они достигли конечной цели — получили свободу. С Майорки они отправились на родину в Англию, забрав также свою лодку, которая стала немым свидетелем их подвига.

 

Другие побеги

 

В 1685 году англичане Томас Фелпс и Эдвард Бакстер совершили побег из Марокко. Один из них уже пытался совершить побег, однако был схвачен и был подвергнут жестокому наказанию, из-за которого он почти год не мог работать. Тем не менее это не отбило у них тягу к свободе. Выбравшись из дома своего хозяина, они ночью достигли побережья. Недалеко от Сале они нашли на берегу лодку. Не имея запасов провианта и воды, они вышли в море и начали грести в сторону паруса, который виднелся на горизонте. На их счастье, это оказался английский военный корабль. Поднявшись на борт, Фелпс и Бакстер предстали перед капитаном и были подвергнуты допросу. Зная о положении пиратских кораблей, Фелпс и Бакстер сообщили об этом своим спасителям и даже вызвались быть проводниками для карательного отряда. Вместе с десантным отрядом они высадились на берег, где застали врасплох нескольких пиратов, охранявших корабли. Одни мавры были убиты, другие сбежали. Облив корабли смолой, англичане подожгли их. Внезапно они услышали на берегу шум схватки. Поспешив на помощь, они спасли ещё четырёх христианских рабов — трёх голландцев и француза Они рассказали, что один из сгоревших кораблей — это флагманское судно, принадлежащее раису Аль-Хакиму.

27 июля 1772 года в Алжире произошёл ещё один массовый побег рабов. Ночью семьдесят четыре раба, вооружившись кто чем может, сбежали от своего хозяина и направились в порт. Здесь они напали на охрану и обезоружили её. В гавани они захватили большую гребную полакру и поспешили выйти в море, пока гарнизон не получил известие об их побеге и не открыл огонь по судну с крепостных батарей.

Как только о побеге стало известно властям, дей приказал направить в погоню три галеры. Через три дня галеры вернулись с сообщением, что они не смогли догнать полакру, которая, по всей видимости, достигла Барселоны.

Схожий побег был совершён в 1776 году. Сорок шесть рабов, работавших в каменоломнях недалеко от Алжира, задумали побег. Пользуясь невнимательностью охранявших их мавров, пленники напали на них с кирками и другими подручными инструментами. Из сорока охранников тридцать два были убиты, остальные разбежались в разные стороны. Рабы-христиане захватили лодку, на которой перевозились камни, и вышли на ней в море. Вооружившись двенадцатью мушкетами и двумя пистолетами, которые они отняли у охранников, они решили дорого продать свои жизни, если за ними будет погоня. Однако их так и не смогли догнать, и через некоторое время они прибыли в Пальма-де-Майорку. Среди спасшихся шестнадцать были испанцами, семнадцать — французами, восемь португальцев, три итальянца, один немец и один сардинец

 

 

Глава 4


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.