Позитивные и негативные функции политических конфликтов. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Позитивные и негативные функции политических конфликтов.

2023-01-16 32
Позитивные и негативные функции политических конфликтов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Функции ПК.

Функции ПК обычно делят на функциональные (позитивные) и на дисфункциональные (негативные).

К позитивным функциям относят разрядку напряженности между противостоящими сторонами. Считается, что конфликт играет роль «отводного канала» для накопившихся страстей.

Содействие формированию политически необходимого равновесия, переоценки и изменения прежних ценностей и норм политической системы.

Усиление внутригрупповой сплоченности и более четкое осознание своих и противостоящих интересов.

К негативным функциям относят... Подобный конфликт может угрожать интеграции политической системы или общества в целом.

Политический конфликт может неблагоприятно влиять на необходимые изменения отношений власти (сосредоточение власти в руках одного человека или одной политической партии)

Политический конфликт может вызвать раскол в малоустойчивых политических группах, организациях, институтах. (распад государства)

Задача управления ПК состоит в том, чтобы снизить его негативные последствия или недопустить разрастания в случае его дисфункциональности.

​ 13. Кризис в процессе развертывания политического конфликта.

  1. В политической конфликтологии традиционно пытаются различать два понятия- конфликт и кризис. О наличии конфликта свидетельствуют конфликтные отношения и конфликтные действия между противостоящими сторонами. Они нередко предшествуют кризису, который характеризуется резким внезапным ухудшением отношений между сторонами. Под кризисом понимается перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для неё или негативным исходом. Примером кризиса в политической сфере может быть кризис власти, в частности, невозможность сформировать правительство и стабилизировать положение в политической сфере. В конфликтологии считается, что кризис — это поворотный момент и участники конфликта переходят к качественно новым отношениям. Кризис характеризуется внезапностью, неожиданностью, быстротой развития событий. Непредсказуемость этих событий и плохая управляемость — это отличительные признаки кризиса. В современном социальном знании сложилась целая область исследования — это антикризисное управление. В политической сфере возможно перерастание кризиса в вооруженный конфликт.

Согласно диалектической теории конфликта Макс и Дарендорф, в основе любого конфликта лежат противоречия, поэтому конфликт, в т.ч. И вооруженный является лишь одной из форм проявления противоречия. Существующие противоречия могут быть улажены посредством консультаций и переговоров. (Например, демаркация границ) При этом, после окончания конфликта противоречия как правило остаются. Устранить противоречия невозможно, они существуют объективно.

Таким образом, соотношение и последовательность важнейших категорий диалектической теории конфликта можно изобразить следущим образом. В основе — противоречие (частью противоречия является конфликт) → конфликтная ситуация может перейти в кризис → переход в состояние вооруженного конфликта → завершение конфликта → урегулирование или разрешение конфликта.

Данная схема является идеальной моделью и подходит к описанию не всех политических конфликтов.

В литературе традиционно выделяют как минимум три модели кризисного развития политического конфликта:

ñ политический терроризм

ñ революция

ñ война

Политическая революция может быть охарактеризована как уничтожение отживших политических структур, установление нового политического порядка. Политическая революция по сравнению с социальной представляет из себя совокупность изменений (поверхностных изменений), быструю замену (часто насильственную) людей, находящихся у власти. Примерами политических революций обычно называют Великую Французскую революция, Исламская революция 1979 году в Иране, «бархатные» революции 1989-90 гг., с начала 2000-х гг. появляются «цветные» революции, которые представляют собой трансформацию политичеких режимов на постсоветском пространстве (Грузия, Киргизия, за пределами — Сербия) как правило эта трансформация не рассматривается в качестве политической революции, несмотря на само понятие. В 2011 году появляется феномен революций на Ближнем Востоке, которые в политическом плане получили общее название — «Арабская весна».

​ 14. Модели кризисного развития политических конфликтов.

Война — это вооруженные столкновения и боеыве действия в ходе различного рода политических конфликтов, которые свидетельствуют о кризисной фазе их протекания.

  1. Под понятием война понимают организованные крупномасштабные насильственные конфликты между вооруженными силами двух и более суверенных государств. Согласно традиции, заложенные в политологии Карлом Шмиттом, интерпретация военных конфликтов и их разновидностей выходит за пределы политического. Военные конфликты могут иметь свою логику существования и развития, которая не может быть объяснена из политического поля.

Однако в политической науке сущестdetn и противоположная традиция, берущая своё начало от прусского военного теоретика Карла фон Клаузевица, который выдвинул классическую формулу, объясняющую суть международного военного конфликта. «Война есть продолжение политики другими средствами». Такая точка зрения напротив позволяет говорить о том, что военные конфликты являются разновидностью конфликтов политических. Большинство положений Клаузевица в настоящее время пересмотрены политологами и теоретиками вооруженных конфликтов, эти теоретики предлагают новое понимание войны. ЭлвинТоффлер: война — это подобие производственной деятельности, которая повторяет стадии развития, свойственные экономике. Отсюда в концепции Тоффлера акцент делается на технологии и изменении в военном искусстве. Другой теоретик ванКревельд рассматривает войну как культурно обусловленный вид человеческой деятельности, более того, война — разновидность человеческой культуры. Собственно войны в настоящее время составляют небольшую долю от всего количества вооруженных конфликтов, за последние 8 лет в мире произошла лишь одна война в её классическом понимании как противоборства между государствами (Ливия). За последние 10-12 лет только несколько конфликтов между Индией и Пакистаном, между США и Ираком, Сша и Сербией носили ярко выраженный межгосударственный характер. Современная ситуация связана с фундаментальными сдвигами в социкультурных характеристиках вооруженных конфликтов. В большинстве их них участвуют гражданские лица, очень часто они представляют одну, несколько или даже все стороны конфликта. Гражданскон население становится главной жертвой изменившихся войн конца 20- нач. 21 века, поскольку в войнах начала 20 века гражданские лица составляли до 5% убитых и раненых, то в современных войнах напротив их количество оценивается около 90%.

Любой кризис сигнализирует о невозможности разрешения противоречий на прежней политико-правовой основе.

Признаками кризиса режима являются:

- возрастающая неспособность "верхов" контролировать политические процессы и регулировать конфликты в рамках и на базе сложившейся политической системы.

- делигитимацией в общественном сознании институтов политической власти, резким сокращением и разрушением доверия к ним и властвующей политической элите.

- резким нарастанием недовольства политикой властвующих субъектов (политических "верхов" истеблишмента)

По мнению Кудрявцева в социодинамике кризиса ключевую роль играет деградация институтов (это происходит потому что институты по свей сути не гибкие, в них закреплено старое).

Кризис проявляется, когда система партий перестает отвечать всем группам интересов или функционируют так, что их соперничество не приводит к устойчивой реальной власти.

Кризис особенно реален, если в обществе сильны правая и левая радикальные группы.

Падению режимов часто предшествует широкий размах коррупции, приобретающей всеобщий характер.

Для сохранения легитимности режима необходима экономическая эффективность, отсутствие политической дискриминации, высокая вертикальная мобильность, низкое социальное неравенство.

​ 15. Внутренние вооруженные конфликты в контексте кризисного развития общества и политической системы.

Понятие "политический режим" отождествляется с политической системой. Ее определяют как систему методов и средств осуществления политической власти, отражающую состояние прав и свобод граждан, отношение государственной власти к правовым основам ее деятельности. Для характеристики политического режима необходимо сопоставление официальных норм с реальной политической жизнью.

режим означает специфические пути и средства, какими эти функции могут быть структурированы и встроены в институты и процедуры, и возникающие в ходе этого взаимоотноршения. Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах.

Устойчивость и эффективность демократических режимов обеспечивается не столько конституционными правилами, сколько их гармонией с партийной системой, природой и ролью партий, их программными политическими концепциями.

В анализе политических режимов необходимо постоянно иметь в виду два ключевых среза: горизонтальный (в рамках режима, включая взаимоотношения между институтами, элитами и тд) и вертикальный (т.е. взаимоотношения режима с гражданским обществом.

Взяв эту схему в качестве исходной, кризис режима можно свести к трем политическим полям:

- кризису политических институтов (институциональное поле)

- кризису легитимности (при разрушении доверия общества к власти)

- кризису социальной базы режима (или процессам в социальной инфраструктуре общества)

Любой кризис сигнализирует о невозможности разрешения противоречий на прежней политико-правовой основе.

Признаками кризиса режима являются:

- возрастающая неспособность "верхов" контролировать политические процессы и регулировать конфликты в рамках и на базе сложившейся политической системы.

- делигитимацией в общественном сознании институтов политической власти, резким сокращением и разрушением доверия к ним и властвующей политической элите.

- резким нарастанием недовольства политикой властвующих субъектов (политических "верхов" истеблишмента)

По мнению Кудрявцева в социодинамике кризиса ключевую роль играет деградация институтов (это происходит потому что институты по свей сути не гибкие, в них закреплено старое).

Кризис проявляется, когда система партий перестает отвечать всем группам интересов или функционируют так, что их соперничество не приводит к устойчивой реальной власти.

Кризис особенно реален, если в обществе сильны правая и левая радикальные группы.

Падению режимов часто предшествует широкий размах коррупции, приобретающей всеобщий характер.

Для сохранения легитимности режима необходима экономическая эффективность, отсутствие политической дискриминации, высокая вертикальная мобильность, низкое социальное неравенство.

​ 16. Война и изменение ее характера в начале XXI века.

​ 17. Парламентские, правительственные, конституционные кризисы в политике.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.