ИНОСТРАНЦАМ НЕ ПОНЯТЬ РУССКУЮ ДУШУ. НУ РАЗВЕ ЧТО ИЗРЕДКА. ПОБЕДИЛА ЖЕ НА КАННСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ЛЕНТА МИХАИЛА КАЛАТОЗОВА «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ» (1957) – ТОНКАЯ, ЛИРИЧЕСКАЯ, МАСТЕРСКИ СДЕЛАННАЯ. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

ИНОСТРАНЦАМ НЕ ПОНЯТЬ РУССКУЮ ДУШУ. НУ РАЗВЕ ЧТО ИЗРЕДКА. ПОБЕДИЛА ЖЕ НА КАННСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ЛЕНТА МИХАИЛА КАЛАТОЗОВА «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ» (1957) – ТОНКАЯ, ЛИРИЧЕСКАЯ, МАСТЕРСКИ СДЕЛАННАЯ.

2023-01-16 78
ИНОСТРАНЦАМ НЕ ПОНЯТЬ РУССКУЮ ДУШУ. НУ РАЗВЕ ЧТО ИЗРЕДКА. ПОБЕДИЛА ЖЕ НА КАННСКОМ ФЕСТИВАЛЕ ЛЕНТА МИХАИЛА КАЛАТОЗОВА «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ» (1957) – ТОНКАЯ, ЛИРИЧЕСКАЯ, МАСТЕРСКИ СДЕЛАННАЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

– Поэтому и написали его имя, хотя это и не нужно. Я француженка. В нашей стране уважают режиссеров. Даже немецких.

«Белый ад Пиц‑Палю» на афише – это название фильма 1929 года крупного немецкого режиссера Георга Вильгельма Пабста. Снявшаяся в этой приключенческой драме, действие которой разворачивается в горах, сильно замерзшая, но по‑прежнему лихая Лени Рифеншталь сказала: «Работа под руководством Пабста стала для меня событием. Я впервые почувствовала себя настоящей актрисой – Лени Рифеншталь».

Весь кинематографический мир, впрочем, знает ее прежде всего как режиссера – главного, самого именитого режиссера нацистской Германии. Ее картины «Олимпия» (1938), «Триумф воли» (1935) – это документально‑игровые произведения искусства (да‑да, это признают сегодня все, вне зависимости от идеологических пристрастий). Рифеншталь после войны упрекали в пропаганде нацисткой идеологии, в чем есть доля правды. Но правда и в том, что сама она подходила к съемкам совершенно беспристрастно, как подлинный художник.

Право слово, ведь Лени даже не разбиралась в политике и не могла отличить СА от СС. На что Гитлер говорил ей: «Вот и хорошо, вы увидите только самое важное. Мне не хочется скучного фильма о партийном съезде, никаких хроникальных съемок».

Так и появился «Триумф воли» – очень дорогостоящий, в техническом отношении новаторский, сделанный с оперно‑вагнерианским размахом. Эти сентябрьские дни съезда в Нюрнберге 1934 года действительно можно назвать днями, которые потрясли весь мир. Но потрясли как кинематографический факт: 35 задействованных кинокамер – режиссеры современных спортивных телетрансляций позавидовали бы.

Что касается «Олимпии», в которой со вкусом демонстрируется красота человеческого тела и его физических возможностей – надо сказать, Берлинские Олимпийские игры 1936 года стали удобной съемочной площадкой, – то фильм даже получил награду на Венецианском кинофестивале. Называлась она не менее патетично, чем сама лента‑победительница, а именно «Кубок Муссолини».

С итальянским диктатором все несколько сложнее. Хотелось бы и про него рассказать пару‑тройку занимательных баек, да не получится. Итальянское кино периода правления Муссолини если и изрыгало нечто откровенно пропагандистское, то не систематически. Иными словами, это действительно происходило лишь в результате нарушения пищеварения. Но покуда у итальянцев с гастрономической культурой издревле все было великолепно, то и кино отнюдь не страдало. Как‑никак большинство величайших итальянских режиссеров‑неореалистов дебютировало и снимало в то время. И не сказать что, к примеру, Лукино Висконти или Роберто Росселлини шли на сделку с совестью. Снимали себе в удовольствие, оттачивали стиль.

Зато благодаря Муссолини появился знаменитый Каннский фестиваль. Вернее, сначала в 1932 году с его легкой руки был организован в Венеции первый в мире престижный международный киносмотр – и фильмы посмотреть, и на курорте отдохнуть. Но поскольку нашлись те, кто узрел политизированность – на то были резоны: «Олимпию» вот наградили, – фестиваль подвергся критике. И вот уже и фильмы посмотреть, и на курорте отдохнуть можно было в альтернативном месте – в Каннах, на Лазурном берегу, в 1946 году. Политизированность, впрочем, проникла и туда – только с другого фланга, левого. Но это уже никого не волновало. Началась история авторского кинематографа, рекламой которого и выступили международные киносмотры.

 

ЛЕНИ ДАЖЕ НЕ РАЗБИРАЛАСЬ В ПОЛИТИКЕ И НЕ МОГЛА ОТЛИЧИТЬ СА ОТ СС. НА ЧТО ГИТЛЕР ГОВОРИЛ ЕЙ: «ВОТ И ХОРОШО, ВЫ УВИДИТЕ ТОЛЬКО САМОЕ ВАЖНОЕ. МНЕ НЕ ХОЧЕТСЯ СКУЧНОГО ФИЛЬМА О ПАРТИЙНОМ СЪЕЗДЕ, НИКАКИХ ХРОНИКАЛЬНЫХ СЪЕМОК».

 

А что в Советском Союзе? А там все было хорошо. Юный ленинец, пионер Петя помогал Красной Шапочке справиться с серым волком из сказки Шарля Перро в мультфильме «Петя и Красная Шапочка» (1958), а дружные Коля и Оля протягивали руку помощи древнегреческому математику Архимеду во время осады Сиракуз в мультфильме «Коля, Оля и Архимед» (1969).

В то же время иностранным контрабандистам не удавалось завербовать Семена Семеновича Горбункова, простого советского труженика, и перевезти в загипсованной руке драгоценные камни в комедии «Бриллиантовая рука» (1968). Герой Юрия Никулина – человек честный, с милицией дружит. В сценарной заявке картины так и говорилось: «Конечно, в большинстве случаев контрабандисты терпят у нас крах. Во‑первых, благодаря бдительности соответствующих советских органов. Во‑вторых, потому что деятельность контрабандистов и их клиентов не находит в нашем обществе социальной опоры, так как подавляющее большинство советских людей охотно оказывает помощь государству в борьбе с контрабандой». В общем, «наши люди на такси в булочную не ездят».

Иностранцам не понять русскую душу. Ну разве что изредка. Победила же на Каннском фестивале лента Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957) – тонкая, лирическая, мастерски сделанная. И поверило же международное экспертное сообщество в нелегкую девичью судьбу Вероники, разлученной со своим возлюбленным из‑за войны, и наградило же исполнительницу главной роли Татьяну Самойлову почетной рукотворной плитой на Аллее Звезд в Каннах! А картина, конечно, первоклассная – и какая, в сущности, разница, сделана она под надзором государства или нет?

Перефразируя Оскара Уайльда, можно сказать: нет фильмов государственных или антигосударственных. Есть фильмы, снятые хорошо или же снятые плохо. Вот, собственно, и все.

В военной драме Элема Климова «Иди и смотри» (1985) – к слову, снятой очень хорошо, – есть сцена, в которой шестнадцатилетний герой, мальчишка, искалеченное дитя войны, стоит перед портретом Гитлера с винтовкой в руках. Его лицо искажено временем, беспощадно уродующим юность. Режиссер на съемочной площадке заклеил ему рот и сказал: «Кричи». Так воплотился на экране немой крик. Страшный крик. Крик о помощи. Мальчишка начинает стрелять в портрет. Перед глазами пробегают исторические события в обратном порядке: Гитлер на вершине власти – он продолжает стрелять; Гитлер в борьбе за власть – он не останавливается. Да, он убил бы Гитлера при любых обстоятельствах. Но – в кадре появляется младенец на руках мамаши. И герой опускает винтовку. В ребенка, даже если он сам Гитлер, выстрелить он не в силах.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.