Реформирование системы стандартизации в РФ — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Реформирование системы стандартизации в РФ

2023-01-16 20
Реформирование системы стандартизации в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I этап.Для периода 1992-2002 гг. характерны сле­дующие направления развития реформирования ГСС российской системы стандартизации:

- развитие межгосударственной стандартизации;

- активизация работ по гармонизации российских стандартов с международными в связи с необходимо­стью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению ВТО;

- первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обяза­тельной сертификации;

- внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание оте­чественных систем менеджмента качества.

II этап. Переходный (с 2003 по 2010 гг.) – преобра­зование государственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему (НСС) с измене­нием правового статуса системы с государственного на негосударственную.

III этап. Окончание формирования национальной системы стандартизации – сис­темы, возглавляемой негосударственной организацией, базирующейся на национальных стандартах только доб­ровольного применения.

Сущность стандартизации. Основные понятия

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся за­дачи:

1) измерение;

2) учет количества продукции;

3) составление технической и управленческой до­кументации;

4) измерение параметров технологических опера­ций;

5) контроль качества годовой продукции.

Цель стандартизации – выявление наиболее пра­вильного и экономичного варианта, который дает воз­можность достичь оптимального упорядочения для все­общего и многократного использования.

Рассмотрим на примере модели конкретного объ­екта механизм стандартизации, который включает в себя 4 этапа работы:

I этап. Отбор объектов стандартизации (рис. 2).

Существует определенная совокупность объектов и действий с ними: А, Б, В, Г, Е, Ж., З, И, К…

 

 

Рисунок 2 - Отбор объектов стандартизации

 

Допустим, в учреждении используется определен­ный набор типовых организационно-распорядительных документов – приказов, докладных записок и так далее. Неко­торые из них составляются систематически, другие - в разовом порядке: А, Б, В, Г, Б, Д, А, Ж, Б, З, А, Б, Б.

II этап. Моделирование объекта стандартизации (рис. 3).

Рассмотрим на примере объекта Б.

 

 

Рисунок 3 - Моделирование объектов стандартизации

 

Необходимо учесть, что процессу стандартизации подвергаются не сами объекты, а информация о них, отображающая их существенные стороны (признаки, свойства). В нашем примере организационно-распоря­дительных документов такими признаками являются:

1) состав реквизитов (наименование организации, наименование документа);

2) оформление реквизитов (форма, содержание, месторасположение);

3) требования к документу (к учету, к использова­нию, к хранению).

III этап.Оптимизация модели.

В разных организациях варианты исполнения объ­екта, в нашем случае документа Б могут быть разными Б1, Б2, Б3…Бn (разный состав реквизитов, различное их оформление, использование различных бланков и т.д.).

Задача стандартизации в этом случае – унифици­ровать документ, отобрав наилучший вариант реквизи­тов, необходимый уровень оформления, оптимальный формат бланка. Оптимальное решение достигается ме­тодами стандартизации (симплификация, типизация и т.д.). В результате преобразования получается опти­мальная модель стандартизируемого объекта.

IV этап. Стандартизация модели (рис. 4).

 

 

Рисунок 4 - Стандартизация модели

 

На IV этапе осуществляется собственно стан­дартизация – разработка нормативного документа на базе унифицированной модели.

Из рассмотренного механизма становится понятна сущность стандартизации, которая отражена в следую­щем определении:

Стандартизация – деятельность по установле­нию правил и характеристик в целях добровольного многократного использования, направленная на дос­тижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспо­собности продукции, работ и услуг.

Непосредственным результатом стандартизации является прежде всего нормативный документ. Применение нормативного документа является способом упорядочения в определенной области. Нормативный документ – это средство стандартизации.

Областью стандартизации называют совокуп­ность взаимосвязанных объектов стандартизации. (На­пример, машиностроение - это область стандартизации, а её объектами являются типы двигателей, технологиче­ские процессы, безопасность и экологичность машин и т.д.).

Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве, которая может осуще­ствляться на разных уровнях: государственном, отрас­левом, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производ­ственных фирм, предприятий и учреждений.

Межгосударственная стандартизация – деятель­ность, открытая для органов по стандартизации стран СНГ.

Российская национальная стандартизация– дея­тельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Международная стандартизация- это стандар­тизация, открытая для соответствующих органов любой страны.

Региональная стандартизация– деятельность, открытая только для органов государств одного геогра­фического, политического или экономического региона мира.

Государственная (национальная) система стан­дартизации в РФ (Г(Н)СС РФ)это совокупность ор­ганизационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и на­правленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и госу­дарства.

С принятием ФЗ от 27.12.02 г №184 – ФЗ «О тех­ническом регулировании» началось реформирование государственной системы стандартизации, где можно выделить 3 основных этапа (рассмот­рены выше).

Объекты стандартизации

Согласно ГОСТ Р 1.0-2000, объект стандартиза­циипродукция, работа (процесс), услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. Под объектом стан­дартизации в широком смысле понимаются продукция, работы (процессы) и услуги, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудо­ванию, системе, их совместимости, протоколу, проце­дуре, функции, методу или деятельности.

В нашей стране приняты следующие традицион­ные определения объектов технической стандартизации:

- продукцияматериализованный результат про­цесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для использования по­требителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера;

- услугитиповые технологические правила и нормы осуществления трудовой деятельности, направ­ленные на обеспечение применения наиболее прогрес­сивных технологических приемов оказания услуги;

- технологические процессытиповые техноло­гические правила и нормы осуществления трудовой деятельности, направленные на обеспечение примене­ния наиболее прогрессивных технологических процес­сов разработки, изготовления, обращения и применения продукции.

Объекты традиционной (технической) стандарти­зации представлены на рисунке 5.


Объекты стандартизации

Продукция (товары народного потребления, средства производства)
Услуги (бытовые, производственные)
Процессы (работы)
            

 

         

 


Рисунок 5 - Объекты стандартизации


Цели стандартизации

Общей целью стандартизацииявляется защита интересов потребителей и государства по вопросам ка­чества продукции, процессов и услуг.

Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т. е. нахождение оптимального решения, которое дает возможность дос­тичь оптимального упорядочения в определенной об­ласти деятельности.

Кроме этого, стандартизация осуществляется в це­лях:

повышения уровня безопасности:

· жизни и здоровья граждан;

· имущества физических и юридических лиц;

· государственного и муниципального имуще­ства;

· в области экологии;

· жизни и здоровья животных и растений;

· объектов с учетом риска возникновения чрезвы­чайных ситуаций природного и техно­генного характера.

обеспечения:

· конкурентоспособности продукции (работ, ус­луг) и научно-технического прогресса;

· рационального использования ресурсов;

· совместимости и взаимозаменяемости техниче­ских средств (машин и оборудования, их со­ставных частей, комплектующих изделий и ма­териалов);

· информационной совместимости;

· сопоставимости результатов исследований (ис­пытаний) и измерений технических и эконо­мико-статистических данных;

· сравнительного анализа характеристик продук­ции;

· государственных заказов, внедрения иннова­ций;

· подтверждения соответствия продукции (работ и услуг);

· решений арбитражных споров;

· судебных решений;

· выполнения поставок.

создания:

· систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;

· систем каталогизации продукции;

· систем обеспечения качества продукции;

· систем поиска и передачи данных;

· доказательной базы и условий выполнения тре­бований технических регламентов.

содействияпроведению работ по унификации.

Функции стандартизации

Для достижения социальных и технико-экономи­ческих целей стандартизация выполняет определенные функции:

1. Функция упорядочения – заключается в преодолении нера­зумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов и т.д.). Она сводится к упрощению и ограничению.

2. Охранная (социальная) функция – заключается в обеспечении безопас­ности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по за­щите природы от техногенного воздействия цивилиза­ции.

3. Ресурсосберегающая функция  – обусловлена ограни­ченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативных документах обоснованных ограничений на расходование ресур­сов.

4. Коммуникативная функция – обеспечивает общение и взаимодействие людей (специалистов) путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых) систем и ка­налов передачи сообщения.

5. Цивилизующая функция – направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Например: от жесткости требований национальных стандартов к содержанию вредных веществ в пи­щевых продуктах, питьевой воде, сигаретах зависит продолжительность жизни населения страны, таким об­разом, стандарты отражают степень общественного раз­вития страны, то есть уровень цивилизации.

6. Информационная функция – заключается в том, что стандартизация обеспечи­вает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами – эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка на стандарт - наи­более удобная форма информации о качестве товара.

7. Функция нормотворчества проявляется в зада­нии норм и требований применительно к объекту стан­дартизации. Задаваемые требования через механизм подтверждения соответствия продукции (сертификации) определяют решение о доступе продукции на рынок.

8. Доказательная функция – проявляется в том, что гармо­низированные с конкретным техническим регламентом стандарты раскрывают существенные требования рег­ламента.

Принципы стандартизации

 

Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах, которые отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития. Эти принципы должны неукоснительно выполняться при организации и проведении работ по стандартизации.

1. Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения. Национальный стандарт применяется на добровольной основе, равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов жизненного цикла продукции, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями).

2. Применение Международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключение могут составить случаи, когда соответствие требований международного невозможно вследствие несоответствия их требований климатическим и географическим особенностям РФ или техническим (технологическим) особенностям отечественного производства; Россия выступает против международного стандарта в рамках процедуры голосования в международной организации по стандартизации.

3. Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. Руководствуясь принципом опережающей стандартизации при формировании уровня требований национального стандарта или технического регламента, следует учитывать готовность страны, организаций к выполнению повышенных требований. В противном случае введение нового документа может парализовать деятельность значительной части организаций.

4. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, (предоставляющих услугу), потребляющих продукцию (услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя – с другой, прийти к консенсусу, который понимается как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения.

5. Системность стандартизации – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы. (Пример: бутылка как потребительская тара входит в транспортную тару – ящик, а последний укладывается в контейнер, контейнер, в свою очередь, помещается в транспортное средство).

6. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой нормативного документа. Для того чтобы создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр.

7. Эффективность стандартизации. Применение нормативного документа должно давать экономический или социальный эффект. Экономический эффект приводит к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости; социальный – обеспечивает безопасность жизни и здоровье граждан, окружающей среды и тому подобное Для достижения экономического эффекта стандартизации необходимо всеобщее и многократное использование этого решения.

8. Принцип гармонизации предусматривает разработку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

9. Четкость формулировок положений стандарта. Двусмысленное толкование норм свидетельствует о серьезном дефекте нормативного документа.

10. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством исходного сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также профессионализмом исполнителей. Поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество.

11. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества и т.д. Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерений (приборами, методами химического анализа). Требования к услугам осуществляются с помощью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соответствия, заключения надзорных органов.

12. Обеспечение условий для единообразного применения стандартов. Этот принцип следует учитывать при разработке стандартов организаций. Хотя порядок разработки, утверждения, учета изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими (согласно ст. 17 ФЗ «О технической регулировании») самостоятельно, он должен учитывать: во-первых, принципы стандартизации: во-вторых, универсальные правила, действующие в отношении стандартов любого статуса в части правил построения, изложения, оформления стандартов.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.