Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2023-01-16 | 20 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
I этап.Для периода 1992-2002 гг. характерны следующие направления развития реформирования ГСС российской системы стандартизации:
- развитие межгосударственной стандартизации;
- активизация работ по гармонизации российских стандартов с международными в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению ВТО;
- первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации;
- внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем менеджмента качества.
II этап. Переходный (с 2003 по 2010 гг.) – преобразование государственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему (НСС) с изменением правового статуса системы с государственного на негосударственную.
III этап. Окончание формирования национальной системы стандартизации – системы, возглавляемой негосударственной организацией, базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения.
Сущность стандартизации. Основные понятия
В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи:
1) измерение;
2) учет количества продукции;
3) составление технической и управленческой документации;
4) измерение параметров технологических операций;
5) контроль качества годовой продукции.
Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта, который дает возможность достичь оптимального упорядочения для всеобщего и многократного использования.
Рассмотрим на примере модели конкретного объекта механизм стандартизации, который включает в себя 4 этапа работы:
|
I этап. Отбор объектов стандартизации (рис. 2).
Существует определенная совокупность объектов и действий с ними: А, Б, В, Г, Е, Ж., З, И, К…
Рисунок 2 - Отбор объектов стандартизации
Допустим, в учреждении используется определенный набор типовых организационно-распорядительных документов – приказов, докладных записок и так далее. Некоторые из них составляются систематически, другие - в разовом порядке: А, Б, В, Г, Б, Д, А, Ж, Б, З, А, Б, Б.
II этап. Моделирование объекта стандартизации (рис. 3).
Рассмотрим на примере объекта Б.
Рисунок 3 - Моделирование объектов стандартизации
Необходимо учесть, что процессу стандартизации подвергаются не сами объекты, а информация о них, отображающая их существенные стороны (признаки, свойства). В нашем примере организационно-распорядительных документов такими признаками являются:
1) состав реквизитов (наименование организации, наименование документа);
2) оформление реквизитов (форма, содержание, месторасположение);
3) требования к документу (к учету, к использованию, к хранению).
III этап.Оптимизация модели.
В разных организациях варианты исполнения объекта, в нашем случае документа Б могут быть разными Б1, Б2, Б3…Бn (разный состав реквизитов, различное их оформление, использование различных бланков и т.д.).
Задача стандартизации в этом случае – унифицировать документ, отобрав наилучший вариант реквизитов, необходимый уровень оформления, оптимальный формат бланка. Оптимальное решение достигается методами стандартизации (симплификация, типизация и т.д.). В результате преобразования получается оптимальная модель стандартизируемого объекта.
IV этап. Стандартизация модели (рис. 4).
Рисунок 4 - Стандартизация модели
На IV этапе осуществляется собственно стандартизация – разработка нормативного документа на базе унифицированной модели.
Из рассмотренного механизма становится понятна сущность стандартизации, которая отражена в следующем определении:
|
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.
Непосредственным результатом стандартизации является прежде всего нормативный документ. Применение нормативного документа является способом упорядочения в определенной области. Нормативный документ – это средство стандартизации.
Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. (Например, машиностроение - это область стандартизации, а её объектами являются типы двигателей, технологические процессы, безопасность и экологичность машин и т.д.).
Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве, которая может осуществляться на разных уровнях: государственном, отраслевом, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий и учреждений.
Межгосударственная стандартизация – деятельность, открытая для органов по стандартизации стран СНГ.
Российская национальная стандартизация– деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Международная стандартизация- это стандартизация, открытая для соответствующих органов любой страны.
Региональная стандартизация– деятельность, открытая только для органов государств одного географического, политического или экономического региона мира.
Государственная (национальная) система стандартизации в РФ (Г(Н)СС РФ) – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.
С принятием ФЗ от 27.12.02 г №184 – ФЗ «О техническом регулировании» началось реформирование государственной системы стандартизации, где можно выделить 3 основных этапа (рассмотрены выше).
|
Объекты стандартизации
Согласно ГОСТ Р 1.0-2000, объект стандартизации – продукция, работа (процесс), услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. Под объектом стандартизации в широком смысле понимаются продукция, работы (процессы) и услуги, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, протоколу, процедуре, функции, методу или деятельности.
В нашей стране приняты следующие традиционные определения объектов технической стандартизации:
- продукция – материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера;
- услуги – типовые технологические правила и нормы осуществления трудовой деятельности, направленные на обеспечение применения наиболее прогрессивных технологических приемов оказания услуги;
- технологические процессы – типовые технологические правила и нормы осуществления трудовой деятельности, направленные на обеспечение применения наиболее прогрессивных технологических процессов разработки, изготовления, обращения и применения продукции.
Объекты традиционной (технической) стандартизации представлены на рисунке 5.
Объекты стандартизации
|
|
|
Рисунок 5 - Объекты стандартизации
Цели стандартизации
Общей целью стандартизацииявляется защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг.
Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т. е. нахождение оптимального решения, которое дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области деятельности.
Кроме этого, стандартизация осуществляется в целях:
|
повышения уровня безопасности:
· жизни и здоровья граждан;
· имущества физических и юридических лиц;
· государственного и муниципального имущества;
· в области экологии;
· жизни и здоровья животных и растений;
· объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
обеспечения:
· конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и научно-технического прогресса;
· рационального использования ресурсов;
· совместимости и взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов);
· информационной совместимости;
· сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;
· сравнительного анализа характеристик продукции;
· государственных заказов, внедрения инноваций;
· подтверждения соответствия продукции (работ и услуг);
· решений арбитражных споров;
· судебных решений;
· выполнения поставок.
создания:
· систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;
· систем каталогизации продукции;
· систем обеспечения качества продукции;
· систем поиска и передачи данных;
· доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов.
содействияпроведению работ по унификации.
Функции стандартизации
Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции:
1. Функция упорядочения – заключается в преодолении неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов и т.д.). Она сводится к упрощению и ограничению.
2. Охранная (социальная) функция – заключается в обеспечении безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации.
3. Ресурсосберегающая функция – обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативных документах обоснованных ограничений на расходование ресурсов.
4. Коммуникативная функция – обеспечивает общение и взаимодействие людей (специалистов) путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых) систем и каналов передачи сообщения.
5. Цивилизующая функция – направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Например: от жесткости требований национальных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах зависит продолжительность жизни населения страны, таким образом, стандарты отражают степень общественного развития страны, то есть уровень цивилизации.
|
6. Информационная функция – заключается в том, что стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами – эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка на стандарт - наиболее удобная форма информации о качестве товара.
7. Функция нормотворчества проявляется в задании норм и требований применительно к объекту стандартизации. Задаваемые требования через механизм подтверждения соответствия продукции (сертификации) определяют решение о доступе продукции на рынок.
8. Доказательная функция – проявляется в том, что гармонизированные с конкретным техническим регламентом стандарты раскрывают существенные требования регламента.
Принципы стандартизации
Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах, которые отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития. Эти принципы должны неукоснительно выполняться при организации и проведении работ по стандартизации.
1. Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения. Национальный стандарт применяется на добровольной основе, равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов жизненного цикла продукции, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями).
2. Применение Международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключение могут составить случаи, когда соответствие требований международного невозможно вследствие несоответствия их требований климатическим и географическим особенностям РФ или техническим (технологическим) особенностям отечественного производства; Россия выступает против международного стандарта в рамках процедуры голосования в международной организации по стандартизации.
3. Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. Руководствуясь принципом опережающей стандартизации при формировании уровня требований национального стандарта или технического регламента, следует учитывать готовность страны, организаций к выполнению повышенных требований. В противном случае введение нового документа может парализовать деятельность значительной части организаций.
4. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, (предоставляющих услугу), потребляющих продукцию (услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя – с другой, прийти к консенсусу, который понимается как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения.
5. Системность стандартизации – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы. (Пример: бутылка как потребительская тара входит в транспортную тару – ящик, а последний укладывается в контейнер, контейнер, в свою очередь, помещается в транспортное средство).
6. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой нормативного документа. Для того чтобы создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр.
7. Эффективность стандартизации. Применение нормативного документа должно давать экономический или социальный эффект. Экономический эффект приводит к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости; социальный – обеспечивает безопасность жизни и здоровье граждан, окружающей среды и тому подобное Для достижения экономического эффекта стандартизации необходимо всеобщее и многократное использование этого решения.
8. Принцип гармонизации предусматривает разработку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.
9. Четкость формулировок положений стандарта. Двусмысленное толкование норм свидетельствует о серьезном дефекте нормативного документа.
10. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством исходного сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также профессионализмом исполнителей. Поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество.
11. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества и т.д. Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерений (приборами, методами химического анализа). Требования к услугам осуществляются с помощью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соответствия, заключения надзорных органов.
12. Обеспечение условий для единообразного применения стандартов. Этот принцип следует учитывать при разработке стандартов организаций. Хотя порядок разработки, утверждения, учета изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими (согласно ст. 17 ФЗ «О технической регулировании») самостоятельно, он должен учитывать: во-первых, принципы стандартизации: во-вторых, универсальные правила, действующие в отношении стандартов любого статуса в части правил построения, изложения, оформления стандартов.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!