Решение математических задач с использованием геометрического материала как способ развития конструктивного мышления у младших школьников — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Решение математических задач с использованием геометрического материала как способ развития конструктивного мышления у младших школьников

2023-01-16 28
Решение математических задач с использованием геометрического материала как способ развития конструктивного мышления у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

Решение математических задач с использованием геометрического материала как способ развития конструктивного мышления у младших школьников

ПМ 01 Преподавание по образовательным программам начального общего образования

 

Специальность:44.02.02 Преподавание в начальных классах

Форма обучения: очная

Студентка: Мевлиханова Айсылу Ильдусовна     ________________

Руководитель: Скороходова О.В                            _________________

 

Курсовая работа

Защищена с оценкой «___________»

«___» __________________ 2020 г.

Руководитель курсовой работы

_______________________________

(личная подпись)

 

Тольятти, 2020

Содержание

Введение……………………………………………………………........……...

 

1 . Психолого-педагогические аспекты развития конструктивного мышления при решении математически задач с использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математики .............................................................................................................

 
    1.1   Проблема развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………...    
  1.2   Специфика решения математических задач с элюентами геометрии как способ развития конструктивного мышления на уроках математике в начальных классах на современном этапе образования в педагогической литературе………………………..    
  1.3   Технологические подходы развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математике………………………………..  

2. Практико-ориентированное исследование развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математики………………………………..............................

 
  2.1. Методика практико-ориентированного исследования развития конструктивного мышления для решения математических задач использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математике………………………………..    
  2.2. Выявление уровня развития конструктивного мышления при решении математических задач использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математике…………………………………………………………..    
  2.3 Проектирование комплекса урока по математике по развитию конструктивного мышления при решении математических задач использованием геометрического материала у младших школьников…………………………………………………………    

Заключение……………………..…………………………………………….

 

Список литературы…………………….…………………………………….

 

Приложение……………………………………..……………..………….……

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования состоит в том, что в младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии конструктивного мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды, требующие наличия новых психологических качеств.

Геометрия давно и прочно вошла в систему общего образования. Историческая геометрия является «матерью» всей сегодняшней математики. Сам процесс изучения геометрии имеет большое влияние на общее развитие личности: формирование мыслительных процессов, восприятия, воображения, памяти, внимания. Геометрический материал в высшей степени соответствует ведущему в младшем школьном возрасте виду мышления − образному, а также логическому.

Проблема исследования заключается в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт НОО поставил в качестве одного из приоритетных формируемых результатов- развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников средствами проектной деятельности разработаны в недостаточной степени.

Объектом исследования является процесс развития конструктивного мышления младших школьников на уроках математики в начальной школе.

Предмет исследования – является проектная деятельность, направленная на развитие конструктивного мышления на уроках математике с использованием геометрического материала у младших школьников.

Цель исследования: развитие конструктивного мышления с использованием геометрического материала на урок математике у младших школьников посредством проектной деятельности.

Задачи исследования:

-осуществить анализ педагогической и методической литературы по проблеме развития конструктивного мышления с использованием геометрическое материала на уроках математике у младших школьников;

- изучить особенности проектной деятельности младших школьников по развитию конструктивного мышления с использованием геометрического материла при решение математических задач в педагогической и методической литературе;

-выявить уровень развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников;

- разработать проект, направленный на развитие конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала младших школьников;

- обобщить результаты исследования.

Гипотеза заключается в предположении о том, что развитие конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников будет эффективным при применении проектной.

Методологической основой исследования являются: исследования о человеке как субъекте отношений, его творческой активности; учение об особенностях становления и развития личности; комплексный подход к анализу рассматриваемых фактов, положений и процессов; методологический принцип объективности, принцип альтернативности научного поиска и положения о целостности воспитательно-педагогического процесса..

Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: теория педагогических технологий (В.П.Беспалько, Дж. Керолл, Г.К. Селевко и др.); теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев и др.); теории личностно-ориентированного образования и организации творческой деятельности учащихся (А.Н.Леонтьев, Т.А.Михайловская); концепции моделирования и конструирования педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М.Л.Поташник, П.И. Пидкасистый и др.); классификации методов обучения (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, Е.И. Перовский).

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его объекту, целям и задачам; репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных результатов.

В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, нормативно программной и учебно-планирующей документации, методические и учебные пособия; моделирование, проектирование, системный анализ, синтез; экспериментальное и практическое внедрение организационно-методического обеспечения (наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с учениками и учителями школы города Тольятти, метод экспертных оценок); наблюдение и постановка педагогического эксперимента; статистическая обработка полученных результатов.

Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования:

На первом этапе (сентябрь 2020г.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической литературы, были сформулированы рабочие гипотеза, цель, задачи.

На втором этапе (октябрь 2020г.) проводилась практико-ориентированное исследование, рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ г.Тольятти; изучался опыт развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала на уроках математики у младших школьников; разрабатывались основные положения практико-ориентированного исследования.

На третьем этапе (ноябрь 2020г.) проведено практико-ориентированное исследование развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала на уроках математики.

На четвертом этапе (декабрь 2020г.) уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось оформление курсовой работы.

Базой практико-ориентированного исследования явилось МБУ «Школа №  2» г.о.Тольятти, учащиеся 3 «А» в количестве 22 человек.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись участием в XI научно-практической Интернет - конференции «Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования», где была представлена статья на тему «Решение математически задач с использованием геометрического материала как способ конструктивного мышления».

Научная значимость исследования заключается в уточнении научных понятий «конструктивное мышление при решении математических задач с использованием геометрического материала» и поиска пути их формирования средствами проектной деятельности младшими школьниками.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный проект, направленный на развитие конструктивное мышление при решении математических задач с использованием геометрического материала младших школьников, может быть использован учителями начальной школы в учебно-воспитательном процессе.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение геометрического материала на уроках математики действительно способствует развитию логики младшего школьника. Одной из основных целей математического образования в рамках Стандартов второго поколения является формирование логических универсальных действий (анализ и синтез объектов; классификация; обобщение; выделение существенных признаков). Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода нестандартных логических задач, а также изучение геометрического материала. При обучении в школе необходимо опираться на имеющийся опыт детей, уточнять и обогащать их представления. Нужно не забывать, что одним из важных методических принципов изучения геометрического материала, является связь его с другими предметами: с арифметикой, рисованием, трудом, а также поведением. Учитывая психологические особенности развития ребёнка предшкольного возраста, его жизненный опыт, который накапливается именно в трёхмерном пространстве, изучение геометрии должно важным элементом в обучении детей младшего школьного возраста.

Основные задачи изучения геометрического материала в 1-4 классах заключаются в том, чтобы создать у детей четкие и правильные геометрические образы, развить логическое мышление и пространственные представления, вооружить их навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненно - практическое значение, и тем самым подготовить учеников к успешному изучению систематического курса геометрии

Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.

Тема исследования, направленная на решение математических задач с использованием геометрического материала как способ развития конструктивного мышления у младших школьников, является актуальной и требует дальнейшего изучения.

 

Список литературы

1. Алексеева О.В. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. /О.В. Алексеева. - М., 2011. – 192 с.

2. Александрова С.С. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / С.А. Александрова. – 2010. - № 5. – 78 с.

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменска – Москва, «Просвещение», 2010 г.

4. Бабанский Ю.К. Новый курс [Текст]: обучение математике в начальных классах /Ю.К.Бабанский. – М.: Педагогика, 2009 г.

5. Барташниковой И.А. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. /И.А.Барташникова. – М.: Педагогика, 2012 г.

6. Белкин А.С. Новый курс [Текст]: Психология обучения младших школьников/А.С. Белкин.-М.: «Просвещение», 2011г.

7. Болотина Л.Р. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов/Л.Р. Болотина.-М.: « Начальная школа» – 2009. - № 11. – 92 с.

8. Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. [Текст]: Психолого-педагогические основы обучения математики в школе/Выткалова Л.А., П.В. Краюкин - Волгоград: Учитель, 2009.

9. Вохмянина А.Е. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / А.Е.Вохмяникова. - Магнитогорск, 2015. – 263 с.

10. Гальперин П.Я. Новый курс [Текст]: Педагогическая психология /П.Я.Гальперин, КДУ, 2012 г.

11. Геометрический материал в начальном курсе математики [электронный ресурс] [web-сайт] https://infourok.ru/geometricheskiy-material-v-nachalnom-kurse-matematiki-3155513.html

12. Давыдов В.В. Новый курс [Текст]: Математика и логика. /В.В.Давыдов. – М., 2016. – 234 с.

13. Дьюи Д. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. /Д.Дьюи. Пер. с англ. – М., 2011. – 356 с.

14. Жильцова Л.А. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / Л.А. Жильцова. – М.: ВАКО, 2009 г.

15. Житомирский В.Г., Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. /В.Г. Житоминский. – М.: Педагогика, 2012 г.

 

16. Средства развития конструктивного мышления начальной школе при изучении математики [электронный ресурс] [web-сайт] https://www.maam.ru/detskijsad/sredstva-razvitija-konstruktivnogo-myshlenija-doshkolnikov-v-procese-obuchenija-matematike.html

 

Приложение 1

 

Тестовые материалы по математике

Первый уровень (репродуктивный)

1. Числа и вычисления

Какое получится число, если 3035 разделить на 5?

2. Измерение величин

Сколько квадратных сантиметров составляет площадь прямоугольника ABCD?

 

 

3. Зависимости

Петя и Коля собирают машинки. У Пети 12 машинок, а у Коли на 2 машинки больше. Сколько всего машинок у обоих мальчиков вместе?

4. Закономерности

Квадраты и треугольники располагаются в ряд по определенному правилу:

 

 

Продолжи ряд (нарисуй следующие три фигуры).

5. Элементы геометрии

Поставь точку так, чтобы она лежала внутри квадрата и треугольника и была вне круга.

 

 

Второй уровень (рефлексивный)

1. Числа и вычисления

В равенстве АВ  7 = 147 буквы А и В заменяют цифры первого множителя. Найди значение выражения ВА  7, в котором те же цифры поменяли местами.

2. Измерение величин

Имеются одинаковые чугунные ядра и ящик для их хранения. По результатам двух взвешиваний, которые показаны на рисунках 1 и 2, определи, сколько весит ящик с тремя ядрами (рис. 3).

 

 

6. Зависимости

В маленькой коробке помещается на 10 карандашей меньше, чем в средней, а в большой – на 8 больше, чем в средней. На сколько меньше карандашей помещается в маленькой коробке, чем в большой?

4. Закономерности

Квадраты и треугольники располагаются в ряд по определенному правилу:

 

 

Сколько треугольников в таком ряду, если всего в нем 100 фигур?

5. Элементы геометрии

Какие фигуры являются прямоугольниками?

 

 

Третий уровень (функциональный)

1. Числа и вычисления

Ниже изображены три числа:

 

Запиши их друг за другом в таком порядке, чтобы получившееся шестизначное число было как можно меньше.

2. Измерение величин

Имеются одинаковые чугунные ядра и ящик для их хранения. По результатам двух взвешиваний, которые показаны на рисунках 1 и 2, определи, сколько весит ящик с 6 ядрами.

 

 

3. Зависимости

Рост Миши 1 м 50 см. Рост Коли отличается от роста Миши на 5 см. Рост Вити отличается от роста Коли на 10 см. Известно, что год назад Витин рост был равен 1 м 48 см, а сейчас он меньше 1 м 60 см. Какой рост Вити сейчас?

Раздел 4. Закономерности

Квадраты и треугольники располагаются в ряд по определенному правилу:

 

 

Какой самый длинный ряд (сколько всего в нем фигур) можно построить по этому правилу, если имеется 9 квадратов и 10

Раздел 5. Элементы геометрии

На рисунке показана линия и несколько точек. Сколько раз прямая АВ пересекает эту линию?

 

Размещено на Allbest.ru

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Решение математических задач с использованием геометрического материала как способ развития конструктивного мышления у младших школьников

ПМ 01 Преподавание по образовательным программам начального общего образования

 

Специальность:44.02.02 Преподавание в начальных классах

Форма обучения: очная

Студентка: Мевлиханова Айсылу Ильдусовна     ________________

Руководитель: Скороходова О.В                            _________________

 

Курсовая работа

Защищена с оценкой «___________»

«___» __________________ 2020 г.

Руководитель курсовой работы

_______________________________

(личная подпись)

 

Тольятти, 2020

Содержание

Введение……………………………………………………………........……...

 

1 . Психолого-педагогические аспекты развития конструктивного мышления при решении математически задач с использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математики .............................................................................................................

 
    1.1   Проблема развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………...    
  1.2   Специфика решения математических задач с элюентами геометрии как способ развития конструктивного мышления на уроках математике в начальных классах на современном этапе образования в педагогической литературе………………………..    
  1.3   Технологические подходы развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математике………………………………..  

2. Практико-ориентированное исследование развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математики………………………………..............................

 
  2.1. Методика практико-ориентированного исследования развития конструктивного мышления для решения математических задач использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математике………………………………..    
  2.2. Выявление уровня развития конструктивного мышления при решении математических задач использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математике…………………………………………………………..    
  2.3 Проектирование комплекса урока по математике по развитию конструктивного мышления при решении математических задач использованием геометрического материала у младших школьников…………………………………………………………    

Заключение……………………..…………………………………………….

 

Список литературы…………………….…………………………………….

 

Приложение……………………………………..……………..………….……

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования состоит в том, что в младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии конструктивного мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды, требующие наличия новых психологических качеств.

Геометрия давно и прочно вошла в систему общего образования. Историческая геометрия является «матерью» всей сегодняшней математики. Сам процесс изучения геометрии имеет большое влияние на общее развитие личности: формирование мыслительных процессов, восприятия, воображения, памяти, внимания. Геометрический материал в высшей степени соответствует ведущему в младшем школьном возрасте виду мышления − образному, а также логическому.

Проблема исследования заключается в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт НОО поставил в качестве одного из приоритетных формируемых результатов- развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников средствами проектной деятельности разработаны в недостаточной степени.

Объектом исследования является процесс развития конструктивного мышления младших школьников на уроках математики в начальной школе.

Предмет исследования – является проектная деятельность, направленная на развитие конструктивного мышления на уроках математике с использованием геометрического материала у младших школьников.

Цель исследования: развитие конструктивного мышления с использованием геометрического материала на урок математике у младших школьников посредством проектной деятельности.

Задачи исследования:

-осуществить анализ педагогической и методической литературы по проблеме развития конструктивного мышления с использованием геометрическое материала на уроках математике у младших школьников;

- изучить особенности проектной деятельности младших школьников по развитию конструктивного мышления с использованием геометрического материла при решение математических задач в педагогической и методической литературе;

-выявить уровень развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников;

- разработать проект, направленный на развитие конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала младших школьников;

- обобщить результаты исследования.

Гипотеза заключается в предположении о том, что развитие конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников будет эффективным при применении проектной.

Методологической основой исследования являются: исследования о человеке как субъекте отношений, его творческой активности; учение об особенностях становления и развития личности; комплексный подход к анализу рассматриваемых фактов, положений и процессов; методологический принцип объективности, принцип альтернативности научного поиска и положения о целостности воспитательно-педагогического процесса..

Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: теория педагогических технологий (В.П.Беспалько, Дж. Керолл, Г.К. Селевко и др.); теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев и др.); теории личностно-ориентированного образования и организации творческой деятельности учащихся (А.Н.Леонтьев, Т.А.Михайловская); концепции моделирования и конструирования педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М.Л.Поташник, П.И. Пидкасистый и др.); классификации методов обучения (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, Е.И. Перовский).

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его объекту, целям и задачам; репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных результатов.

В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, нормативно программной и учебно-планирующей документации, методические и учебные пособия; моделирование, проектирование, системный анализ, синтез; экспериментальное и практическое внедрение организационно-методического обеспечения (наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с учениками и учителями школы города Тольятти, метод экспертных оценок); наблюдение и постановка педагогического эксперимента; статистическая обработка полученных результатов.

Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования:

На первом этапе (сентябрь 2020г.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической литературы, были сформулированы рабочие гипотеза, цель, задачи.

На втором этапе (октябрь 2020г.) проводилась практико-ориентированное исследование, рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ г.Тольятти; изучался опыт развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала на уроках математики у младших школьников; разрабатывались основные положения практико-ориентированного исследования.

На третьем этапе (ноябрь 2020г.) проведено практико-ориентированное исследование развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала на уроках математики.

На четвертом этапе (декабрь 2020г.) уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось оформление курсовой работы.

Базой практико-ориентированного исследования явилось МБУ «Школа №  2» г.о.Тольятти, учащиеся 3 «А» в количестве 22 человек.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись участием в XI научно-практической Интернет - конференции «Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования», где была представлена статья на тему «Решение математически задач с использованием геометрического материала как способ конструктивного мышления».

Научная значимость исследования заключается в уточнении научных понятий «конструктивное мышление при решении математических задач с использованием геометрического материала» и поиска пути их формирования средствами проектной деятельности младшими школьниками.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный проект, направленный на развитие конструктивное мышление при решении математических задач с использованием геометрического материала младших школьников, может быть использован учителями начальной школы в учебно-воспитательном процессе.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.