Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2023-01-16 | 28 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
КУРСОВАЯ РАБОТА
Решение математических задач с использованием геометрического материала как способ развития конструктивного мышления у младших школьников
ПМ 01 Преподавание по образовательным программам начального общего образования
Специальность:44.02.02 Преподавание в начальных классах
Форма обучения: очная
Студентка: Мевлиханова Айсылу Ильдусовна ________________
Руководитель: Скороходова О.В _________________
Курсовая работа
Защищена с оценкой «___________»
«___» __________________ 2020 г.
Руководитель курсовой работы
_______________________________
(личная подпись)
Тольятти, 2020
Содержание
Введение……………………………………………………………........……... | ||||
1 . Психолого-педагогические аспекты развития конструктивного мышления при решении математически задач с использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математики ............................................................................................................. | ||||
1.1 | Проблема развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………... | |||
1.2 | Специфика решения математических задач с элюентами геометрии как способ развития конструктивного мышления на уроках математике в начальных классах на современном этапе образования в педагогической литературе……………………….. | |||
1.3 | Технологические подходы развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математике……………………………….. | |||
2. Практико-ориентированное исследование развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математики………………………………..............................
| ||||
2.1. | Методика практико-ориентированного исследования развития конструктивного мышления для решения математических задач использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математике……………………………….. | |||
2.2. | Выявление уровня развития конструктивного мышления при решении математических задач использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математике………………………………………………………….. | |||
2.3 | Проектирование комплекса урока по математике по развитию конструктивного мышления при решении математических задач использованием геометрического материала у младших школьников………………………………………………………… | |||
Заключение……………………..……………………………………………. | ||||
Список литературы…………………….……………………………………. | ||||
Приложение……………………………………..……………..………….…… |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что в младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии конструктивного мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды, требующие наличия новых психологических качеств.
Геометрия давно и прочно вошла в систему общего образования. Историческая геометрия является «матерью» всей сегодняшней математики. Сам процесс изучения геометрии имеет большое влияние на общее развитие личности: формирование мыслительных процессов, восприятия, воображения, памяти, внимания. Геометрический материал в высшей степени соответствует ведущему в младшем школьном возрасте виду мышления − образному, а также логическому.
|
Проблема исследования заключается в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт НОО поставил в качестве одного из приоритетных формируемых результатов- развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников средствами проектной деятельности разработаны в недостаточной степени.
Объектом исследования является процесс развития конструктивного мышления младших школьников на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования – является проектная деятельность, направленная на развитие конструктивного мышления на уроках математике с использованием геометрического материала у младших школьников.
Цель исследования: развитие конструктивного мышления с использованием геометрического материала на урок математике у младших школьников посредством проектной деятельности.
Задачи исследования:
-осуществить анализ педагогической и методической литературы по проблеме развития конструктивного мышления с использованием геометрическое материала на уроках математике у младших школьников;
- изучить особенности проектной деятельности младших школьников по развитию конструктивного мышления с использованием геометрического материла при решение математических задач в педагогической и методической литературе;
-выявить уровень развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников;
- разработать проект, направленный на развитие конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала младших школьников;
- обобщить результаты исследования.
Гипотеза заключается в предположении о том, что развитие конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников будет эффективным при применении проектной.
Методологической основой исследования являются: исследования о человеке как субъекте отношений, его творческой активности; учение об особенностях становления и развития личности; комплексный подход к анализу рассматриваемых фактов, положений и процессов; методологический принцип объективности, принцип альтернативности научного поиска и положения о целостности воспитательно-педагогического процесса..
|
Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: теория педагогических технологий (В.П.Беспалько, Дж. Керолл, Г.К. Селевко и др.); теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев и др.); теории личностно-ориентированного образования и организации творческой деятельности учащихся (А.Н.Леонтьев, Т.А.Михайловская); концепции моделирования и конструирования педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М.Л.Поташник, П.И. Пидкасистый и др.); классификации методов обучения (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, Е.И. Перовский).
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его объекту, целям и задачам; репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных результатов.
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, нормативно программной и учебно-планирующей документации, методические и учебные пособия; моделирование, проектирование, системный анализ, синтез; экспериментальное и практическое внедрение организационно-методического обеспечения (наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с учениками и учителями школы города Тольятти, метод экспертных оценок); наблюдение и постановка педагогического эксперимента; статистическая обработка полученных результатов.
Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2020г.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической литературы, были сформулированы рабочие гипотеза, цель, задачи.
На втором этапе (октябрь 2020г.) проводилась практико-ориентированное исследование, рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ г.Тольятти; изучался опыт развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала на уроках математики у младших школьников; разрабатывались основные положения практико-ориентированного исследования.
|
На третьем этапе (ноябрь 2020г.) проведено практико-ориентированное исследование развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала на уроках математики.
На четвертом этапе (декабрь 2020г.) уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось оформление курсовой работы.
Базой практико-ориентированного исследования явилось МБУ «Школа № 2» г.о.Тольятти, учащиеся 3 «А» в количестве 22 человек.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись участием в XI научно-практической Интернет - конференции «Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования», где была представлена статья на тему «Решение математически задач с использованием геометрического материала как способ конструктивного мышления».
Научная значимость исследования заключается в уточнении научных понятий «конструктивное мышление при решении математических задач с использованием геометрического материала» и поиска пути их формирования средствами проектной деятельности младшими школьниками.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный проект, направленный на развитие конструктивное мышление при решении математических задач с использованием геометрического материала младших школьников, может быть использован учителями начальной школы в учебно-воспитательном процессе.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение геометрического материала на уроках математики действительно способствует развитию логики младшего школьника. Одной из основных целей математического образования в рамках Стандартов второго поколения является формирование логических универсальных действий (анализ и синтез объектов; классификация; обобщение; выделение существенных признаков). Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода нестандартных логических задач, а также изучение геометрического материала. При обучении в школе необходимо опираться на имеющийся опыт детей, уточнять и обогащать их представления. Нужно не забывать, что одним из важных методических принципов изучения геометрического материала, является связь его с другими предметами: с арифметикой, рисованием, трудом, а также поведением. Учитывая психологические особенности развития ребёнка предшкольного возраста, его жизненный опыт, который накапливается именно в трёхмерном пространстве, изучение геометрии должно важным элементом в обучении детей младшего школьного возраста.
|
Основные задачи изучения геометрического материала в 1-4 классах заключаются в том, чтобы создать у детей четкие и правильные геометрические образы, развить логическое мышление и пространственные представления, вооружить их навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненно - практическое значение, и тем самым подготовить учеников к успешному изучению систематического курса геометрии
Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Тема исследования, направленная на решение математических задач с использованием геометрического материала как способ развития конструктивного мышления у младших школьников, является актуальной и требует дальнейшего изучения.
Список литературы
1. Алексеева О.В. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. /О.В. Алексеева. - М., 2011. – 192 с.
2. Александрова С.С. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / С.А. Александрова. – 2010. - № 5. – 78 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменска – Москва, «Просвещение», 2010 г.
4. Бабанский Ю.К. Новый курс [Текст]: обучение математике в начальных классах /Ю.К.Бабанский. – М.: Педагогика, 2009 г.
5. Барташниковой И.А. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. /И.А.Барташникова. – М.: Педагогика, 2012 г.
6. Белкин А.С. Новый курс [Текст]: Психология обучения младших школьников/А.С. Белкин.-М.: «Просвещение», 2011г.
7. Болотина Л.Р. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов/Л.Р. Болотина.-М.: « Начальная школа» – 2009. - № 11. – 92 с.
8. Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. [Текст]: Психолого-педагогические основы обучения математики в школе/Выткалова Л.А., П.В. Краюкин - Волгоград: Учитель, 2009.
9. Вохмянина А.Е. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / А.Е.Вохмяникова. - Магнитогорск, 2015. – 263 с.
10. Гальперин П.Я. Новый курс [Текст]: Педагогическая психология /П.Я.Гальперин, КДУ, 2012 г.
11. Геометрический материал в начальном курсе математики [электронный ресурс] [web-сайт] https://infourok.ru/geometricheskiy-material-v-nachalnom-kurse-matematiki-3155513.html
12. Давыдов В.В. Новый курс [Текст]: Математика и логика. /В.В.Давыдов. – М., 2016. – 234 с.
13. Дьюи Д. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. /Д.Дьюи. Пер. с англ. – М., 2011. – 356 с.
14. Жильцова Л.А. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / Л.А. Жильцова. – М.: ВАКО, 2009 г.
15. Житомирский В.Г., Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. /В.Г. Житоминский. – М.: Педагогика, 2012 г.
16. Средства развития конструктивного мышления начальной школе при изучении математики [электронный ресурс] [web-сайт] https://www.maam.ru/detskijsad/sredstva-razvitija-konstruktivnogo-myshlenija-doshkolnikov-v-procese-obuchenija-matematike.html
Приложение 1
Тестовые материалы по математике
Первый уровень (репродуктивный)
1. Числа и вычисления
Какое получится число, если 3035 разделить на 5?
2. Измерение величин
Сколько квадратных сантиметров составляет площадь прямоугольника ABCD?
3. Зависимости
Петя и Коля собирают машинки. У Пети 12 машинок, а у Коли на 2 машинки больше. Сколько всего машинок у обоих мальчиков вместе?
4. Закономерности
Квадраты и треугольники располагаются в ряд по определенному правилу:
Продолжи ряд (нарисуй следующие три фигуры).
5. Элементы геометрии
Поставь точку так, чтобы она лежала внутри квадрата и треугольника и была вне круга.
Второй уровень (рефлексивный)
1. Числа и вычисления
В равенстве АВ 7 = 147 буквы А и В заменяют цифры первого множителя. Найди значение выражения ВА 7, в котором те же цифры поменяли местами.
2. Измерение величин
Имеются одинаковые чугунные ядра и ящик для их хранения. По результатам двух взвешиваний, которые показаны на рисунках 1 и 2, определи, сколько весит ящик с тремя ядрами (рис. 3).
6. Зависимости
В маленькой коробке помещается на 10 карандашей меньше, чем в средней, а в большой – на 8 больше, чем в средней. На сколько меньше карандашей помещается в маленькой коробке, чем в большой?
4. Закономерности
Квадраты и треугольники располагаются в ряд по определенному правилу:
Сколько треугольников в таком ряду, если всего в нем 100 фигур?
5. Элементы геометрии
Какие фигуры являются прямоугольниками?
Третий уровень (функциональный)
1. Числа и вычисления
Ниже изображены три числа:
Запиши их друг за другом в таком порядке, чтобы получившееся шестизначное число было как можно меньше.
2. Измерение величин
Имеются одинаковые чугунные ядра и ящик для их хранения. По результатам двух взвешиваний, которые показаны на рисунках 1 и 2, определи, сколько весит ящик с 6 ядрами.
3. Зависимости
Рост Миши 1 м 50 см. Рост Коли отличается от роста Миши на 5 см. Рост Вити отличается от роста Коли на 10 см. Известно, что год назад Витин рост был равен 1 м 48 см, а сейчас он меньше 1 м 60 см. Какой рост Вити сейчас?
Раздел 4. Закономерности
Квадраты и треугольники располагаются в ряд по определенному правилу:
Какой самый длинный ряд (сколько всего в нем фигур) можно построить по этому правилу, если имеется 9 квадратов и 10
Раздел 5. Элементы геометрии
На рисунке показана линия и несколько точек. Сколько раз прямая АВ пересекает эту линию?
Размещено на Allbest.ru
КУРСОВАЯ РАБОТА
Решение математических задач с использованием геометрического материала как способ развития конструктивного мышления у младших школьников
ПМ 01 Преподавание по образовательным программам начального общего образования
Специальность:44.02.02 Преподавание в начальных классах
Форма обучения: очная
Студентка: Мевлиханова Айсылу Ильдусовна ________________
Руководитель: Скороходова О.В _________________
Курсовая работа
Защищена с оценкой «___________»
«___» __________________ 2020 г.
Руководитель курсовой работы
_______________________________
(личная подпись)
Тольятти, 2020
Содержание
Введение……………………………………………………………........……... | |||
1 . Психолого-педагогические аспекты развития конструктивного мышления при решении математически задач с использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математики ............................................................................................................. | |||
1.1 | Проблема развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………... | ||
1.2 | Специфика решения математических задач с элюентами геометрии как способ развития конструктивного мышления на уроках математике в начальных классах на современном этапе образования в педагогической литературе……………………….. | ||
1.3 | Технологические подходы развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математике……………………………….. | ||
2. Практико-ориентированное исследование развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математики……………………………….............................. | |||
2.1. | Методика практико-ориентированного исследования развития конструктивного мышления для решения математических задач использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математике……………………………….. | ||
2.2. | Выявление уровня развития конструктивного мышления при решении математических задач использованием геометрического материала у младших школьников на уроках математике………………………………………………………….. | ||
2.3 | Проектирование комплекса урока по математике по развитию конструктивного мышления при решении математических задач использованием геометрического материала у младших школьников………………………………………………………… | ||
Заключение……………………..……………………………………………. | |||
Список литературы…………………….……………………………………. | |||
Приложение……………………………………..……………..………….…… |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что в младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии конструктивного мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды, требующие наличия новых психологических качеств.
Геометрия давно и прочно вошла в систему общего образования. Историческая геометрия является «матерью» всей сегодняшней математики. Сам процесс изучения геометрии имеет большое влияние на общее развитие личности: формирование мыслительных процессов, восприятия, воображения, памяти, внимания. Геометрический материал в высшей степени соответствует ведущему в младшем школьном возрасте виду мышления − образному, а также логическому.
Проблема исследования заключается в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт НОО поставил в качестве одного из приоритетных формируемых результатов- развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников средствами проектной деятельности разработаны в недостаточной степени.
Объектом исследования является процесс развития конструктивного мышления младших школьников на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования – является проектная деятельность, направленная на развитие конструктивного мышления на уроках математике с использованием геометрического материала у младших школьников.
Цель исследования: развитие конструктивного мышления с использованием геометрического материала на урок математике у младших школьников посредством проектной деятельности.
Задачи исследования:
-осуществить анализ педагогической и методической литературы по проблеме развития конструктивного мышления с использованием геометрическое материала на уроках математике у младших школьников;
- изучить особенности проектной деятельности младших школьников по развитию конструктивного мышления с использованием геометрического материла при решение математических задач в педагогической и методической литературе;
-выявить уровень развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников;
- разработать проект, направленный на развитие конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала младших школьников;
- обобщить результаты исследования.
Гипотеза заключается в предположении о том, что развитие конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала у младших школьников будет эффективным при применении проектной.
Методологической основой исследования являются: исследования о человеке как субъекте отношений, его творческой активности; учение об особенностях становления и развития личности; комплексный подход к анализу рассматриваемых фактов, положений и процессов; методологический принцип объективности, принцип альтернативности научного поиска и положения о целостности воспитательно-педагогического процесса..
Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: теория педагогических технологий (В.П.Беспалько, Дж. Керолл, Г.К. Селевко и др.); теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев и др.); теории личностно-ориентированного образования и организации творческой деятельности учащихся (А.Н.Леонтьев, Т.А.Михайловская); концепции моделирования и конструирования педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М.Л.Поташник, П.И. Пидкасистый и др.); классификации методов обучения (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, Е.И. Перовский).
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его объекту, целям и задачам; репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных результатов.
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, нормативно программной и учебно-планирующей документации, методические и учебные пособия; моделирование, проектирование, системный анализ, синтез; экспериментальное и практическое внедрение организационно-методического обеспечения (наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с учениками и учителями школы города Тольятти, метод экспертных оценок); наблюдение и постановка педагогического эксперимента; статистическая обработка полученных результатов.
Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2020г.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической литературы, были сформулированы рабочие гипотеза, цель, задачи.
На втором этапе (октябрь 2020г.) проводилась практико-ориентированное исследование, рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ г.Тольятти; изучался опыт развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала на уроках математики у младших школьников; разрабатывались основные положения практико-ориентированного исследования.
На третьем этапе (ноябрь 2020г.) проведено практико-ориентированное исследование развития конструктивного мышления при решении математических задач с использованием геометрического материала на уроках математики.
На четвертом этапе (декабрь 2020г.) уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось оформление курсовой работы.
Базой практико-ориентированного исследования явилось МБУ «Школа № 2» г.о.Тольятти, учащиеся 3 «А» в количестве 22 человек.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись участием в XI научно-практической Интернет - конференции «Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования», где была представлена статья на тему «Решение математически задач с использованием геометрического материала как способ конструктивного мышления».
Научная значимость исследования заключается в уточнении научных понятий «конструктивное мышление при решении математических задач с использованием геометрического материала» и поиска пути их формирования средствами проектной деятельности младшими школьниками.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный проект, направленный на развитие конструктивное мышление при решении математических задач с использованием геометрического материала младших школьников, может быть использован учителями начальной школы в учебно-воспитательном процессе.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!