Сущность, понятия, значение и задачи анализа хозяйственной деятельности — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Сущность, понятия, значение и задачи анализа хозяйственной деятельности

2023-01-15 26
Сущность, понятия, значение и задачи анализа хозяйственной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Экономический анализ - это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

 Различают два вида анализа: макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Микроэкономический анализ получил название «анализ хозяйственной деятельности» (АХД).

Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. С помощью АХД достигается осмысление, понимание информации. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решением и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность.

Итак, экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.

АХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Основные задачи анализа хозяйственной деятельности предприятия:

1. Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.

2. Научное обоснование текущих и перспективных планов. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за прошлые годы (5-10 лет) и без обоснованных прогнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономики предприятия, без выявления имеющих место недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения.

3. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Анализ должен проводиться не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы. Именно по этой причине необходимо повышать оперативность и действенность анализа.

4. Изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности.

5. Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

6. Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке продуктов и услуг. Объективная диагностика способствует повышению эффективности системы управления бизнес - процессами.

7.Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов

Анализ себестоимости продукции должен предваряться проверкой обоснованности плановых заданий по себестоимости, реальности установленных норм и нормативов. Если план не реален, анализ его выполнения теряет экономический смысл.

Другое необходимое требование – проверка правильности формирования отчетных затрат, обоснования списания на себестоимость тех или иных расходов.

В законе о бухгалтерском учете, утвержденном 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (статья 1) в составе главных задач бухгалтерского учета названы задачи обеспечения контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, своевременного предупреждения негативных явлений в хозяйственно- финансовой деятельности, выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов. Эти задачи не могут быть решены без знания методов экономического анализа и умения применять их на практике.

Назовем источники информации, используемые в процессе анализа себестоимости продукции и затрат на производство:

1. Бухгалтерская отчетность: Ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. №5 «Приложения к балансу», материалы пояснительной записки к годовому отчету.

2. Статистическая отчетность ф. №5-3 «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (квартальная); форма № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малых предприятий»; форма №6 «Отчет о рентабельности отдельных видов промышленной продукции»; форма №1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников»

3. Специфическая отраслевая отчетность по себестоимости и использованию основных сырьевых ресурсов, составляемая в отраслях добывающей и легкой промышленности, например ф. № 20-П (обувь) «Отчет об использовании и расходе материалов в обувной промышленности», ф.№21-ЦМ «Отчет о расходе сырья на выпуск проката цветных металлов и изделий из них»

4. Технико-экономическая отчетность по новой технике с индексами «НТ», отражающая влияния факторов научно- технического прогресса на себестоимость продукции.

5. Бизнес- план и расчеты по нему, сметы затрат.

6. Калькуляция себестоимости отдельных изделий: плановые, отчетные, нормативные.

7. Данные аналитического учета к счетам производственных затрат; к счетам реализации; другие документы бухгалтерского учета.

8. Различная внеучетная информация: приказ по учетной политике, материалы договоров с покупателями продукции и поставщиками товарно-материальных ценностей; расчет цен.

Управление себестоимости невозможно без знания методов и приемов анализа.

Система экономического анализа себестоимости включает следующие основные приемы исследования:

- горизонтальный анализ – выявление отклонений от прошлого периода или смет за отчетный период;

- вертикальный анализ – исследование структуры показателя с выявлением влияния каждой составной части на общее отклонение;

- трендовый анализ- изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов;

- анализ относительных показателей (коэффициентов) - Последние представляют собой частное от деления двух различных абсолютных показателей одинакового измерения.

- факторный анализ- определение влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью приемов элиминирования: цепных подставок, абсолютных и процентных разниц.

В процессе анализа себестоимость продукции широко используются также приемы сравнения и детализация показателей.



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.