Особенности системного подхода — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности системного подхода

2023-01-16 19
Особенности системного подхода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.

Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

- системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

- системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;

- системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;

системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;

- системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;

- системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;

- системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой;

- системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

2) Учебно-воспитательный процесс в профессиональном учебном заведении – это целостная педагогическая система. Управление им требует системного подхода. Для этого необходим глубокий теоретический анализ сущности образовательного процесса как системы, закономерностей его функционирования и развития, а также сущности процесса педагогической деятельности.

Теории системного подхода в обучения уделено значительное внимание в работах современных авторов (С. И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, И. В. Блауберг, В. И. Садовский, В. В. Давидов, Е. Грамм).

Согласно основным положениям этих исследований первым и самым необходимым условием системно-структурного подхода является требование рассматривать предметы и явления действительности не как неизменные и нерасчлененные, а как системы, которые являются структурным объединением первичных элементов в единственное целое. Одним из основных принципов такого подхода есть рассмотрение системы с точки зрения ее внутреннего строения и целостности. При этом каждая система анализируется как часть определенной большей системы, то есть среды, в которую она вписана и в которой функционирует.

Во время системного анализа учитываются внешние и внутренние связки исследуемой системы, которая подтверждается важнейшим принципом диалектики – принципом общей связи. Представление о понятии целостности конкретизируется через понятие связи – общепринятого критерия системности и целостности объекта. Именно такие связи объединяют целое в систему. Следовательно, анализируя любой объект, явление или процесс с точки зрения системы, следует определить их структуру, то есть выделить элементы и взаимосвязи. При этом система всегда должна иметь эти связи (быть целостной), поскольку нарушение их приводит к изменению качества системы. Например, в зависимости от того, как соединенные между собой в органическом соединении элементы водород, кислород и углерод, образуются разные вещества с неодинаковыми свойствами. Так же изменение любой детали в техническом устройстве изменяет его свойства. Изменение состава коллектива (преподавателей или студентов) может повлечь изменение психологического климата. Отсутствие любого компонента в учебном процессе или в педагогической деятельности преподавателя приводит к изменению результатов обучения.

В основе анализа системы и способов управления ею – целевой подход, который заключается в том, что все компоненты системы и их взаимосвязи сориентированы на реализацию определенных целей и заданий, которые решаются в процессе определенной деятельности. Исходя из этого, часто в образовании системный подход называют системно-деятельностным, ориентируя его на категорию деятельности и ее основные компоненты.

Деятельностный подход является частью системного, поскольку он исследует деятельность с точки зрения системы, то есть выделяет ее элементы.

Таким образом, сущностью системного подхода является требование рассматривать предметы и явления с точки зрения целостности. Это дает возможность проанализировать их с позиций их взаимосвязей.

Способами анализа в данном случае являются:

  • определение внешних связей системы;
  • выявление элементов, необходимых для нормального функционирования;
  • выявление внутренних связей.

Таким образом, систему обучения инженерной дисциплине следует рассматривать как единую систему совокупной деятельности преподавателя и студента (рис. 1.2).

Рис. 1.2 Система обучения

Эта взаимосвязь носит двухсторонний характер и обязательно предлагает взаимодействие субъекта (преподавателя) и объекта (студента). Но вместе с тем – это не механическая система процессов и явлений, а качественно новое явление. Целостность этого явления кроется в общности целей преподавания и обучения и невозможности их существования один без другого.

Данная система имеет внешние связи с системой обучения другим предметам, системой отбора абитуриентов в ПУЗ, со способностями специалистов осуществлять определенную профессиональную деятельность или профессиональной компетентностью, с практической подготовкой обучаемых, а также системой организационно-воспитательных мероприятий, системой отбора на обучение и системой распределения. Все эти связи показаны на рис. 1.3.

Рис. 1.3 Внешние связи системы обучения технической дисциплине

Внутреннюю структуру системы можно рассматривать по-разному, но основными элементами внутренней системы всегда являются субъект и объект, т.е. преподаватель и студент. От того, как построена взаимосвязь между ними, зависят свойства системы или результат обучения.

Впервые системный подход к учебному процессу применил Бабанский Ю.К., который определял следующие элементы учебного процесса: целевой, мотивационный, содержательный, организационный, контрольно-корректирующий, оценочно-результативный.

Все эти элементы тесно взаимосвязаны и находятся в строгой последовательности. Иными словами, цели определяют содержание, оно в свою очередь определяет принципы обучения, которые в совокупности определяют формы, средства и методы обучения. Это положение показано на рис. 1.4.

Рис. 1.4 Статическая характеристика процесса обучения

Такое выделение элементов педагогической системы представляет собой предметную плоскость ее исследования, т.е. статический анализ педагогической системы. В курсе классической педагогики используется именно данный метод анализа педагогической системы. В этом случае каждая из педагогических категорий рассматривается отдельно: определяется ее сущность, философская трактовка, сопоставление с другими.

При таком подходе системообразующим фактором является учебный процесс. При этом все его элементы рассматриваются пооперационно (отдельно), что позволяет описать статику системы.

Но статического (предметного подхода) к анализу педагогической системы становится недостаточно при построении самих систем.

Например, для анализа технического устройства (автомобиля) недостаточно выделить его элементы, необходимо и описать его движение. Для этого существует специальная система описания. Для описания педагогической системы следует провести ее динамический анализ, который включает в себя функционирование (движение) и развитие.

Для выделения элементов педагогической системы в педагогике используют системно-деятельностный подход, а также анализ этой системы с позиций педагогической технологии и управления. Понятие «управление» в данном случае связывает преподавателя и учащегося в единую систему деятельности.

Эта система взаимосвязанная, осознанная, систематизированная. При этом преподаватель управляет процессом усвоения деятельности, а учащийся реагирует на воздействие.

Термин «управление» пришел в педагогику из кибернетики и на сегодняшний день изучение управления проводится совместными усилиями многих наук: теории управления, кибернетики, теории систем, теории информации, педагогики.

Управление – можно определить как комплекс необходимых мер влияния на группу, общество, его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития.

Понятие управление также можно определить как приведение системы в заданное состояние.

Педагогическая система управления является социальной системой. Эти системы на сегодняшний день приобретают особое значение, ибо формирование человека, как личности всегда осуществляется в социальных структурах. Объектами педагогической теории управления являются способы взаимодействия преподавателей и учащихся в педагогических коллективах при реализации образовательных задач.

Педагогическая система управления как сложная социальная система, делится на две основные подсистемы:управляющую (преподаватель) и управляемую (учащиеся). Каждую из этих подсистем, в свою очередь можно, рассматривать как самостоятельные системы с присущими им подсистемами.

В каждой системе управления можно выделить субъектто звено, которое воздействует или управляет (преподаватель) и объектто звено, на которое воздействуют (обучаемый). В заданной системе субъект и объект активно взаимодействуют.

Построим данную систему управления, раскрывая поочередно каждый из ее блоков, это даст возможность показать структуру курса «Инженерная педагогика» или «Методика профессионального обучения».

Данная система имеет своей целью обучение преподавателей управлению педагогическими системами и процессами.

На сегодняшний день в педагогике существуют разные представления о наименовании и содержании функциональных блоков управления в учебном процессе. Обобщение и систематизация имеющихся положений позволяют выделить функциональные основные блоки управления процессом обучения, которые следует учитывать при обучении инженера-педагога педагогической деятельности.

На рис. 1.5 представлена структура педагогической системы управления, которая включает управляющую (преподаватель) и управляемую (обучаемый) системы.

Процесс управления обучением включает ряд блоков – этапов, которые тесно взаимосвязаны и требуют пооперационного выполнения.

Рис. 1.5 Структура управления педагогической системы

К ним относятся:

  • проектирование системы обучения: постановка цели обучения (анализ, прогнозирование, конкретизация цели), диагностика состояния системы обучения, разработка учебных материалов, разработка технологий обучения;
  • реализация проекта обучения: осуществление коммуникативных процессов в обучении;
  • контроль и коррекция.

Каждый из этих блоков имеет определенные звенья или этапы, определенным образом взаимосвязанные между собой. Все они взаимосвязаны единой целью управления, которая определяется на начальном этапе проектирования.

Как видно из рис. 1.5, первым блоком управления является блок проектирования. Для успешного управления системой обучения преподаватель должен предварительно спроектировать этот процесс, определив оптимальные пути достижения цели управления, т.е. достижения уровня профессиональной компетентности у обучаемых.

Проектирование процесса обучения включает:

– анализ профессиональной деятельности и выбор содержания образования;

– прогнозирование целей обучения;

– анализ исходного состояния системы обучения;

– разработка учебных материалов;

– проектирование технологий обучения.

Второй блок - реализация проекта обучения (организация и осуществление процесса обучения).

Третий блок - контроль и коррекция деятельности включает:

– выбор способов контроля;

– контроль и оценка уровня сформированных умений;

– проектирование коррекционных технологий обучения.

Умение качественно выполнять деятельность на каждом из этапов системы управления процессом обучения и определяет профессиональную компетентность преподавателя.

Основной задачей курса «Методика профессионального обучения» является обучение будущих преподавателей управлению педагогическими системами и процессами. Иными словами, «Методика профессионального обучения» ставит своей задачей обучение будущих преподавателей педагогической деятельности, которая включает умения создавать проекты обучения, реализовывать их на практике, корректировать и анализировать данные проекты.

Основное задание этого учебного пособия является сформировать умение создавать проекты обучения. Именно эта деятельность раскрывается в каждом разделе учебного пособия. Рассмотрим общую характеристику дидактического проектирования.

Основные принципы дидактики

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

  • Принцип научности
  • Принцип доступности
  • Принцип целенаправленности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип наглядности
  • Принцип связи обучения с жизнью
  • Принцип прочности
  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип воспитания и развития

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

  • Наличие системы теоретических знаний у учащихся
  • Достоверность изучаемых фактов, закономерностей и явлений
  • Аргументированность действий и практических выводов наукой

Принцип доступности

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опыт учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

  • Должен учитываться образовательный уровень учащихся
  • Должны учитываться познавательные возможности учащихся
  • Должна учитываться профессиональная подготовка, характер и опыт учащихся
  • Должны учитываться возрастные особенности учащихся
  • Должны учитываться потребности и интересы учащихся

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

  • Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам
  • Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям
  • Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности

Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.