Как помочь травмированному ребенку — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Как помочь травмированному ребенку

2023-01-02 57
Как помочь травмированному ребенку 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Если вашему ребенку случится попасть в травмирующую ситуацию, вы сможете поддержать его и помочь ему преодолеть травму, если возьмете на вооружение следующие советы.

Сосредоточьтесь на собственной реакции. Убедившись в том, что ребенку ничто не угрожает, улучите момент, чтобы понаблюдать за собственным внутренним физиологическим и эмоциональным откликом на болезненную ситуацию. Таким образом, для начала вы сами придете в себя и вернете себе относительное спокойствие.

Обратите внимание на физическую реакцию и слова вашего ребенка. Доверьтесь его телесным реакциям и не вмешивайтесь в их течение, даже если ребенок дрожит, вздрагивает, или плачет, – все это нормальные составляющие выхода из шокового состояния.

Поддержите эти реакции. Вы можете продемонстрировать одобрение, выразив его словами и/или через прикосновение. Например, положите одну руку на плечо или спину малыша или мягко возьмите его за руку и ровным, спокойным голосом произнесите несколько слов, которые могут вселить уверенность и поддержать его в эту минуту. Они могут быть такими: «Все хорошо, все правильно», или: «Ты все правильно делаешь – сейчас надо поплакать», или: «Давай‑ка подрожим, это даже полезно».

Сделайте так, чтобы ребенок почувствовал ваше внимание и заинтересованность. После того как дрожь, вздрагивания и/или слезы прекратятся, дайте малышу понять, что вы одобряете его эмоциональные реакции. Он должен знать, что, какими бы ни были его чувства, они правильные, «хорошие», а вы готовы внимательно выслушать все, что ему хочется вам рассказать. Не поддавайтесь соблазну «отчитать» его за страх, огорчение, гнев, смущение, чувство вины или «ложный» стыд – это желание возникает потому, что вы сами хотели бы избежать неприятных, вызывающих дискомфорт чувств. Поверьте, ребенок переживет все это, если только вы поддержите его, дав понять, что целиком и полностью принимаете его истинное «Я».

Даже если время «упущено», никогда не поздно вернуться к проблеме. Чтобы помочь ребенку освободиться от симптомов, которые развились на почве более раннего болезненного опыта, вы можете использовать игру, рисование или сочинять истории с целью «спровоцировать» движение и выход заблокированной травмой энергии. Чаще всего взрослым приходится рассказывать истории о том, что произошло, ненавязчиво побуждая ребенка дополнять эту взрослую версию своими подробностями. В некоторых случаях лучше всего придумать для героев истории другие имена – это помогает сразу же установить необходимую дистанцию, чтобы малыш мог взглянуть на случившееся с ним как бы со стороны. Кроме того, вы можете заново познакомить своего ребенка с предметами и явлениями, которые остаются в его представлениях «плохими», «страшными», «злыми», потому что тем или иным образом напоминают ему об инциденте, вызвавшем тягостные переживания.

Например, если вы с ребенком попали в дорожно‑транспортное происшествие, имеет смысл принести в комнату, где он обычно проводит время, детское автомобильное кресло и поставить его на видном месте. Медленно поднесите малыша или, если он уже умеет ходить, подведите его за ручку к этому предмету и, если ребенок не проявляет явных признаков беспокойства, усадите его в это кресло.

Не спешите. Сделав очередной шаг, обязательно понаблюдайте за ребенком и дождитесь его реакции, которая может выражаться в напряжении, стремлении отвернуться и убежать, прерывистом дыхании и/или учащении сердцебиения. Каждый раз, когда вам необходимо ненавязчиво подвести ребенка к «столкновению» с предметом или ситуацией, которой он избегает или боится, вы можете использовать данную в предыдущем пункте подсказку и следовать аналогичному плану. Смысл в том, что вы должны быть уверены, что заданный вами темп созвучен потребностям вашего ребенка, а значит, вы не спровоцируете слишком мощный единовременный выброс энергии или выплеск эмоций. Вы можете быть практически уверены, что это произошло, если видите, что в ребенке начало нарастать возбуждение, что он «на взводе». Успокойте малыша – поговорите с ним (ваш голос и сами слова должны звучать мягко, но уверенно), прикоснитесь к нему, возьмите его на руки, укачайте.

Используйте игры как целебное средство. Мягкие игрушки, куклы и миниатюрные фигурки людей и животных также могут стать вашими верными помощниками, если есть хоть какой‑то намек на то, что ваш ребенок страдает от неразрешенной травмы. Игра действительно может помочь малышу преодолеть болезненные симптомы и переживания. Например, если ребенок проходит стадию физического восстановления после хирургической операции, вы можете поиграть с ним в кукольную больницу, где обязательно будет кроватка с маленьким пациентом, а также кукла‑мама, кукла‑папа, кукла‑доктор, кукла‑медсестра и т. п. Пристально наблюдайте за реакциями малыша. Используя советы и другую информацию, вынесенную вами из этого раздела, ненавязчиво, мягко направляйте его таким образом, чтобы он мог прочувствовать свои телесные реакции и таким образом освободиться от чувств, вызывающих у него дискомфорт.

 

«как понять, что мой ребенок был травмирован?»

 

Любые отклонения в поведении, которые появились в скором времени после того, как ребенок пережил сильный испуг или какую‑либо медицинскую процедуру (особенно если ее проводили с применением анестезии), может указывать на то, что он травмирован. Навязчиво повторяющиеся «причуды» и «выходки» – такие как постоянное стремление «задавить» игрушечной машинкой куклу – верный знак того, что вы столкнулись с незавершенной реакцией на травмирующее событие. Действия ребенка могут буквально воспроизводить обстоятельства, которые сопутствовали болезненному опыту, но точно так же могут внешне не иметь с ними ничего общего. Среди других признаков травматического стресса можно назвать:

• навязчивые, доминирующие особенности поведения;

• регрессивные тенденции в поведении – возвращение к привычкам и стереотипам поведения, свойственным для более раннего возраста (например, возобновление привычки сосать палец);

• вспышки раздражения, неконтролируемые приступы агрессии;

• гиперактивность;

• склонность к немотивированному испугу, появление страхов «на пустом месте»;

• повторяющиеся ночные страхи и/или кошмарные сновидения;

• беспокойный сон (ребенок много вертится и мечется в постели);

• недержание мочи во время сна;

• неспособность сконцентрироваться во время учебы, рассеянность, забывчивость;

• излишний «воинственный» напор или, напротив, чрезмерная застенчивость, страх и желание спрятаться от всех «чужих»;

• навязчивость, потребность постоянно цепляться за чей‑то подол;

• боли в животе, головные боли и другие недомогания неясной природы.

Чтобы выяснить, действительно ли нетипичное поведение является проявлением травматической реакции, попробуйте упомянуть в разговоре эпизод, который мог напугать ребенка, и проследите за его реакцией. Если ребенок страдает от травмы, он, скорее всего, либо вовсе не захочет, чтобы ему напоминали о предшествовавшем ей событии, или, напротив, придет в возбуждение и будет долго без умолку о нем говорить.

Важно также понимать, что ребенок, у которого странности в поведении исчезли с возрастом, не обязательно освободился от той энергии, которая их порождала. Причина может быть в другом: травматические реакции год от года становятся все менее явными, потому что более зрелая, окрепшая нервная система способна лучше контролировать поведение избыточной энергии. Но стоит напомнить ребенку об инциденте, некогда заразившем его страхом и давшем толчок для изменения привычек и поведения, и вы сможете наблюдать, как остаточные признаки травмы всплывают на поверхность.

Однако реактивизация симптомов не должна стать причиной для беспокойства. Задействованные при этом физиологические процессы в своей первобытной простоте чутко откликаются на вмешательство извне, которое одновременно побуждает их и позволяет им следовать естественным курсом исцеления. Дети поразительно восприимчивы к переживаниям, образующим исцеляющую сторону травматических реакций. Ваше дело – просто предоставить им возможность встретиться друг с другом. Всего несколько минут, которые вы уделите своему ребенку (конечно, если при этом вы будете правильно себя вести), могут не только свести к минимуму возможность того, что болезненные явления будут продолжаться, но на самом деле сделают ребенка более гибким на будущее и, соответственно, менее подверженным пагубному воздействию жизненных стрессов и экстремальных событий, которые еще ждут его впереди.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.