Сонкё , Кирёку и Син-ки-рёку-ичи — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Сонкё , Кирёку и Син-ки-рёку-ичи

2022-12-20 32
Сонкё , Кирёку и Син-ки-рёку-ичи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сонкё — положение которое принимают кендоисты в знак уважения перед началом тренировки или поединка. Такое положение сложно увидеть вне практики будо, но, как говорят, это была форма этикета для того чтобы выказать уважение к человеку высокого социального положения. “Уважение” это по прежнему очень важно, но также это означает что бой вот-вот начнётся, и это положение должно быть наполнено “боевым духом”.

В одном старом наставлении сонкё сравнивают с подготовкой тигра к броску на свою жертву. Когда перед поединком вы садитесь в сонкё вы должны быть наполнены энергией и готовы “взорваться” действием. Легендарный Мочида Моридзи-сенсей (10 дан Ханси) замечал: “Результат каждого поединка и каждого упражнения на тренировке определяется тем, насколько полна ваша ки в сонкё. Качество и эффективность первого удара определяется сонкё.” Иными словами, сонкё связано с син-ки-рёку-ичи в поединке. Согласно Японско-английскому словарю кендо AJKF:

“Син означает сознание или невозмутимость ментальных процессов человека и даёт способность принимать решения интуитивно, чувствуя состояние и движения противника. Ки проявляется как внешнее действие, основанное на принятом сознанием (син) решении, это динамическая часть ментальных процессов человека. Рёку означает действия тела или вадза. Идея син-ки-рёку-ичи заключается в следующем: когда человек интуитивно воспринимает действия противника, все эти три элемента выражаются в форме вадза.” (стр. 89)

Таким образом, ощущение в положении сонкё должно включать все элементы необходимые для выполнения эффективной атаки. Вот что писал в классическом труде Кендо Такано Сасабуро:

“Син-ки-рёку-ичи это действие (ки) вызванное сознанием (син) в момент видения, восприятия на слух и принятия решения. Затем, решение сознания выражается в соответствующей технике… Когда все три элемента объединены, вы можете нанести эффективный удар в то самое мгновение когда для этого появляется возможность.”

Суммируя основные моменты син-ки-рёку-ичи: “син” означает неподвижный аспект ментальных процессов и включает в себя восприятие, распознание и принятие решения. Ки означает подвижный аспект сознания и проявление волевого акта в соответствии с принятым решением. Рёку означает проявление в технике (вадза) предыдущих двух фаз.

“Восприятие-распознание-решение” — “Волевой акт” — “Проявление вадза”

В конечном итоге этот процесс приводит к выполнению эффективного удара. По мнению Такано, вместо того чтобы в поединке слишком много думать в стратегии, следует реагировать на каждое движение с син-ки-рёку-ичи, и это путь к победе. Это подобно ветру рождающему волны на воде.

Когда вы держите синай в позиции чудан, сустав большого пальца должен быть на линии пупка, а рука на расстоянии кулака от тела. Левая рука должна быть чуть вжата вниз. Ки и дыхание собраны в животе. Левая рука выполняет роль некого стабилизатора, не позволяющего дыханию и ки “потеряться” или расфокусироваться. Если эти элементы объединяются, ваша камаэ и осанка разрушаются, в вашей защите возникает множество уязвимых мест и вы не можете атаковать эффективно. (От переводчика на русский: предыдущее предложение я перевёл почти дословно, однако, по смыслу оно противоречит остальному тексту, возможно здесь опечатка и пропущена отрицательная частица, полагаю изначальный смысл предложения противоположный.) Вот почему положение левой руки крайне важно.

Если вы понаблюдаете за кейко сильного кендоки, то увидите, что его левая рука всегда в правильной позиции. Сильное камаэ это такое камаэ в котором левая рука стабильна и удерживает фокусировку единства духа, ки и техники. Левая рука получает эту силу из живота (сейка-танден) и действует как проводник, через которому сила течёт в кенсен. Таким образом, левая рука служит посредником для передачи давления (семе) на противника.

С син-ки-рёку-ичи всё ваше тело действует как взгляд, сознание, ки и меч. Это гармония сознания, восприятия, тела и идеально сформированной стойки. Это позволяет бойцу захватить инициативу и контроль над поединком, атаковать с полной координацией ки, меча и тела (ки-кен-тай-ичи).

Продолжение (опубликовано ранее)…

От переводчика на русский

Я перевожу далеко не все статьи из журнала Kendo World и качество моего первода оставляет желать лучшего. Если вы знаете английскеий язык, не пожалейте небольших денег и купите электронную версию журнала. Та работа которую делает редакция журнала достойна, на мой взгляд, всяческой поддержки.

 

Камаэ. Продолжение.

Опубликовано 28.06.2013 автором Admin

проф. Ойа Минору (Oya Minoru), 7-й дан кёси кендо
Опубликовано в журнале Kendo World выпуск 5.1
Перевод с английского: Антон Федотов

В своей прошлой статье я рассказывал о важности камаэ и ударов с син-ки-рёку-ичи (единством сознания, духа и техники). В этой статье я исследую камаэ более детально, в понятиях мецкей (взгляда), кейкегоэ (крика), кенсен (кончика меча) и шикай (четырёх слабостей ума).

Мецкей

Не подлежит сомнению, что глаза важны в кендо. Именно глаза получают информацию, которая позволяет вам атаковать с единством сознания, духа и техники. То есть, взгляд это тот сенсорный механизм, который используется в кендо самым непосредственным образом. Когда вы сражаетесь в противником, вы учитесь “видеть” всем телом, что позволяет замечать и немедленно использовать возможности для атаки. Когда оба противника ищут возможности для атаки, эффективность “видения” становится определяющим фактором в исходе поединка. Существуют различные подходы в описании использования взгляда или мецкей.

Взгляд “Кен-Кан”

Миямото Мусаси писал в своей “Книге Пяти Колец” (трактате по фехтованию XVII века), что есть два типа взгляда (“кан-кен-но-мецкей”). И “кан” и “кен” оба означают “смотреть, наблюдать”, но “кан” это взгляд, который направлен на сердце и намерение оппонента. “Кен” — взгляд использующий глаза чтобы наблюдать за физическими действиями противника. Во взаимном наблюдении вы должны полагаться больше на ваш взгляд “кан”, который позволяет проникнуть в дух противника, что невозможно для “телесного” взгляда “кен”. Мусаси писал как мечник может освоить это пристальный взгляд:

  • никогда не фокусируетесь на одной точке тела противника
  • смотрите на всё его тело сразу, от макушки до стоп, как будто смотрите на далёкую гору
  • наблюдайте близкого противника так, будто он далеко, и далёкого противника так, будто он близко
  • даже если меч противника оказывается на линии вашего взгляда — не беспокойтесь об этом
  • не перемещайте взгляд вправо и влево, но удостоверьтесь, что видите и правую и левую стороны противника

В Хейо-каден-сё, Ягю Муненори пишет о “кан” так…*

“Это восприятие сознанием. Это видение с закрытыми глазами, внутренним взглядом. В кан нет активности. Действия будут зависеть от движений противника… Кан это не действие и не обман. Оно создаёт основу для намерения, сознание даёт фундаментально восприятие вещей. Сознание не должно останавливаться на чём-то, если оно останавливается — это не кан.”

По поводу кен: “кен — это наблюдение за тем что есть. Объект воспринимается глазами и передаётся уму через сознание…”

* от переводчика на русский: здесь автор даёт небольшие фрагменты из Хейо-каден-сё. Я хотел привести их в прямом переводе со старо-японского, однако, судя по всему, они составлены из нескольких фраз взятых из разных частей книги и тройной перевод значительно исказил их смысл. Интересующимся этим вопросом я настоятельно рекомендую обращаться напрямую к прекрасному переводу Хейо-каден-сё Горбылёва А.М. см.: “Хидэн. Боевые искусства и рукопашный бой”, выпуск 5.

Взгляд и сознание

“Глаза говорят больше чем уста”, “Глаза — зеркало души”. Как подсказывают нам эти поговорки, когда мы в повседневной жизни общаемся с кем-то, мы фиксируем взгляд на его лице, в особенности на глазах, и понимаем, таким образом, настроение и намерения собеседника. Ваш партнёр по разговору делает то же самое. Так же, в школе Инмей-рю, классической школе будзюцу, есть высказывание: “Сердце отражается в лице, вот где нужно фиксировать пристальный взгляд”. Таким образом, в отношения глаз и сознания, главенствует сознание, его состояние в точности отражается в глазах. Из этого следует, что наблюдая за глазами противника, то есть распознавая его намерение, вы можете получить над ним преимущество. В зависимости от того, где зафиксирован ваш взгляд, вы можете распознавать намерение или замечать движения противника. Традиционные учения объясняющие эти взаимоотношения могут быть изложены следующим образом:

  • наблюдение за лицом или глазами: обнаружение движения в сознании и ки противника
  • наблюдение за кончиком меча и запястьями: обнаружение начала техники
  • наблюдение за плечами: обнаружение ритма дыхания

В дополнение к учению о “двух взглядах”, классическая школа кендзюцу Итто-рю учит, что сохраняя наблюдение над всем телом противника, акцентировать внимание нужно на трёх определённых моментах.

  • наблюдение за кончиком меча и запястьями: ки, приходя в движение по воле сознания, проявляется в физической форме в первую очередь в кончике меча и запястьях
  • наблюдение за формой и бесформенным: в процессе наблюдения за внешними изменениями в противнике, внимательно следите за бесформенным, то есть за изменениями психологического состояния
  • наблюдения за противником и за собой: в процессе поиска слабостей противника анализируйте свои собственные сильные и слабые места

Кроме того, эта рюха предостерегает от того, чтобы оказываться связанным чём-то наблюдаемом визуально, поскольку это приведёт к поражению. Необходимо активно выяснять намерения противника. В классической школе будзюцу Ягю Синкаге-рю есть техника, (обиносашигане) согласно которой вы намеренно избегаете контакта взгляда с противником с целью скрыть ваши собственные намерения.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.