Из истории деревни Нижнедорожное — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Из истории деревни Нижнедорожное

2023-01-01 49
Из истории деревни Нижнедорожное 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«В нижнем течении реки Дороженька на левом берегу реки Оскол расположилась небольшая деревушка Нижнедорожное.

Известны две гипотезы о происхождении названия деревни. Одна из них основана на географическом материале. Говорят, что село получило название по реке Дорожной, устье которой находится на территории деревни. Есть и подтверждение этому: в среднем течении реки расположилось Среднедорожное, а у истока – Головище или Верхнедорожное. Другое предположение имеет историческую основу. Говорят, что название это дали монголо-татары: Верхние дороги, Средние дороги, Нижние дороги.

То, что монголо-татары шли по нашей территории, доказывает наличие двух шляхов и название деревни Шляховы дворы.

По данным третьей переписи населения, проходившей в нашей стране в 1762 году, в деревне было 6 дворов.

Деревня была разделена на хутора, причём на хуторе Акуловка жил всего один человек: кустарь-одиночка. Пятнадцать семей главой имели мужчину. Только одну семью возглавляла женщина, но она не писалась по имени-отчеству, а в списках переписи значилась как «вдова Тарасова». В материалах переписи ярко выразились различия в правах мужчины и женщины. При переписывании хозяина семьи (мужчину) обозначали по фамилии, имени, отчеству, указывали его возраст. Далее в списке шла его жена без указания фамилии, имени, отчества, так и писалось «его жена», указывался её возраст. Если в семье был сын, то его полностью записывали, если в семье была дочь, то писалось так – «его (хозяина семьи) дочь, девка, возраст…»

В семьях были так называемые однодворцы (мелкие землевладельцы). Некоторые семьи имели дворовых людей (батраков). Однодворцы распоряжались полностью жизнью дворовых людей. Так, по данным второй переписи населения, проходившей в 1745 году, в семье одного однодворца было 3 дворовых человека, отец и двое сыновей. К третьей переписи отец умер, власть хозяина над сыновьями увеличилась. Выдавая свою дочь замуж, он отдаёт одного из дворовых людей ей в приданое. Остаётся из дворовых людей последний сын и, не видя способа защитить себя от произвола хозяина, убегает в неизвестном направлении. Поиски его хозяином не дали положительных результатов.

В 1861 году в деревне, как и во всей стране, произошла отмена крепостного права. Владел в это время деревней помещик генерал-майор Афросимов Борис Фёдорович. Раскрепощение произошло по так называемой уставной грамоте. Писалась она на специальной гербовой бумаге, 1 лист которой стоил 8 копеек, в 3-х экземплярах. Чтобы избежать ущемления интересов помещиков и крестьян, выделяли при составлении грамоты посредника между ними. В Нижнедорожном посредником был майор Арцибушев.

Уставная грамота должна была подписываться помещиками и крестьянами, но так как они были сплошь неграмотными и подписать грамоту не могли, то они выделили авторитетную комиссию, состоящую из 5 крестьян (Петров Тихон, Богданов Григорий, Котиков Увар, …)

Эти крестьяне тоже не могли расписываться, поэтому подпись сделал за них сельский писарь: «За неграмотных крестьян и по их личной просьбе сын Стефана Дунаева руку приложил».

Согласно уставной грамоте крестьяне получили землю, но землю на бумаге, потому что получить её можно было, заплатив за десятину 13 рублей серебром, и отработать за неё мужчинам по 52 дня, женщинам по 48 дней. Поэтому выкупить землю не было никакой возможности.

Деревня росла. В ней по-прежнему оставалось деление на хутора: Акуловка, Афросимовка (по фамилии помещика), Дубровка, Луговка (название хутора связано с рельефом: хутор окружали луга).

В 1896 году в деревне была открыта первая школа. Она помещалась в старой хате. В 1910 году построили первую начальную школу. Это была однокомплектная начальная школа с численностью учащихся 40 человек. В 1 класс принимались дети в возрасте от 8 до 11 лет. Учительствовала Панкова Анастасия Никитична, уроженка города Харькова. Обучение было не обязательным. Многие дети оставались неграмотными»

Нижнедорожное

Селище, V – VII века – к югу от центральной части деревни, склон первой надпойменной террасы левого берега реки Оскол. Обследовал И.Е.Бирюков в 1990 году. В распашке на площади 50 на 90 метров на высоте 1 – 2 метра от поймы найдена раннесредневековая керамика с заглаженной поверхностью.

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА НИКОЛЬСКОЕ

Никольское

Поселение (Дубровка), эпоха бронзы – 60 метров к западу от северо-западной части села (так называемый хутор Дубровка), склон первой надпойменной террасы левого берега реки Оскол. Обследовал И.Е.Бирюков в 1990 году. В распашке на площади 50 на 50 метров на высоте 2 – 3 метра от поймы найдена керамика эпохи бронзы.

Каменная церковь святителя Николая Чудотворца в селе Никольское была построена в 1830 году. Ранее жители села молились в деревянном храме. Историк А.П. Никулов сообщает, что в купол каменной церкви при ее строительстве вмонтировали шесть кувшинов. Для улучшения акустики В 1782 году в Никольском священствовал Гавриил Михайлович Попов. Дьячком храма был Григорий Михайлович Попов. По всей видимости, брат священника. В начале XIX века штат храма состоял из священника Феодора Гавриловича Попова (+1833г.), диакона Афанасия Михайловича Попова (+1822г.), дьячка Стефана Григорьевича Попова (+1830г.), пономаря Лазаря Гавриловича Попова (в 1833 г. «исключен за пороки в гражданское ведомство»)[3].

С 1827 года в никольской церкви служил диакон Андрей Савич Андреев. В этом же году в должности пономаря был утвержден Иоанн Лазаревич Попов

В 1833 году настоятелем храма стал отец Михаил Фомич Трухманов, сын дьячка слободы Павловка Обоянского уезда. В 1834 году, во время восьмой ревизской переписи, ему было 25 лет, а его супруге Екатерине – 17 лет В «Исповедных книгах» никольской церкви от 1877 года упоминаются священник Василий Казмич Сабынин, уже знакомый нам по ранним источникам диакон Андрей Савич Андреев (овдовевший и достигший 73 лет), дьячек Василий Иванович Попов и пономарь Василий Тимофеевич Попов

В Никольском приходе, в который входили тогда деревня Нижняя Дорожня и северо-западная часть деревни Ржавец, одних детей «доисповедного возраста» (до семи лет) насчитывалось 557 человек

. Отец Василий Сабынин, который до 1892 года исполнял обязанности благочинного 4-го Старооскольского церковного округа, в одном только 1877 году крестил 166 детей и венчал 28 пар, а чин погребения совершил над 109 умершими С 1892 года в Никольском служил диакон Петр Афанасьев. В 1899 году священствовал Иосиф Псарев. В 1908 году штат прихода состоял из священника Иакова Петровича Попова, диакона Иакова Никитича Дагаева и псаломщика Ивана Никитовича Дагаева, служившего в Кунье с 1867 года, а 9 сентября 1888 года переведенного «по прошению» в Никольское[8]. Прихожан было 1929 человек[9]. В 1910 году отца Иакова Дагаева рукоположили в сан священника и перевели в Новооскольский уезд В начале 1920-х годов в Никольском служил священник Иоанн Самойлов. В Государственном архиве Курской области хранятся рапорты отца Иоанна Курскому митрополиту Назарию, из которых можно заключить, что приход жил полнокровной церковной жизнью. В феврале 1922 года отец Иоанн Самойлов совершил чин присоединения к православию местного жителя Михаила Шишкина, ранее увлекавшегося учением секты адвентистов[11]. Владыка Назарий так откликнулся на рапорт настоятеля никольского храма: «Слава Богу за спасение души, бывшей в заблуждении и вне ограды церковной»

Вторым рапортом отец Иоанн сообщал, что в 1921 году «на доброхотные пожертвования прихожан… на стенах храма исправлена штукатурка, а по местам сделана вновь, стены побелены известью, покрашены масляною краскою железные крышы на сторожке и надворных постройках, и кроме того в ограде вместо развалившихся сделаны новые ворота».

В 1921 году епископ Белгородский Никон (Пурлевский) рукоположил в сан диакона Тихона Михайловича Баронина и определил его к Никольскому храму. Отец Тихон прослужил здесь около полутора лет. 25 января 1925 года владыка Никон рукоположил его в сан священника и назначил в Христорождественский храм села Стужень. Однако он еще возвращался в наши горшеченские края. С 12 ноября 1958 года по 29 октября 1959 года он был настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в селе Ключ Известны имена еще двух диаконов, служивших в Никольском в 1930-е годы. И того, и другого рукополагал в священный сан священномученик Онуфрий (Гагалюк), в ту пору епископ Старооскольский. Отец Никита Ильич Котенев прибыл в Никольское в 1930 году и прослужил здесь около года. Затем уже в сане пресвитера служил в селах Нижнее Гурово (Кшенского района) и Дмитриевка (Старооскольского района). Расстрелян он был в Воронеже осенью 1937 года В мае 1937 года приход в Никольском еще подавал признаки жизни. Епископ Старооскольский Митрофан (Русинов) в это время подписал указ о переводе из Кунье в Никольское диакона Михаила Ивановича Кирпичева, другого ставленника владыки Онуфрия. Однако вскоре отец Михаил подвергся репрессиям. Церковная «двадцатка» и в отсутствии священника защищала храм, сколько это было возможно. Не менее трех писем с жалобами на незаконные притеснения отправили верующие только в Верховный Совет РСФСР. Многократно жаловались они и в Курск.В 1938 году местные власти приказали ктитору никольской церкви Анне Григорьевне Турбиной открыть храм, якобы намереваясь провести простую проверку молитвенного здания. Едва Турбина отперла двери церкви, как от нее потребовали сдачи ключей. Та отказалась подчиниться требованию без согласия всего церковного совета. «Тогда председатель сельского совета вытолкал женщину из храма и замкнул двери своими замками. А церковные замки и ключи остались у ктитора. С этого момента верующих в храм уже не пускали. Церковную общину обвиняли в том, что она отказалась делать ремонт. А церковная община жаловалась, что ей не дают приступить к ремонту

 «Это ли не нарушение большевицкой законности? – взывали никольцы к совести советских властей, жалуясь в Москву. – Община верующих возмущена такой несправедливостью… Мы вынуждены обратиться к Высшей Власти с просьбой передать церковь нам. Ставим вас в известность, что наша церковь никакой опасностью не угрожает, так как она кирпичная и еще новая» В 1939 году Секретариат Верховного Совета РСФСР дважды просил курскую власть «ускорить рассмотрение жалобы». Курск ускорил… закрытие. Храм в Никольском был закрыт по решению облисполкома 25 июля 1940 года. Председатель сельского совета намеревался переоборудовать здание закрытой церкви под клуб. Однако храм вновь стал храмом в период оккупации. Последний раз жители Никольского праздновали престольный праздник в своей церкви на «Николу зимнего» — 19 декабря 1942 года. Как вспоминал Геральд Михайлович Афанасьев: «В этот день после торжественной церковной службы по всему селу звучала музыка, слышны были песни. В окнах допоздна горел свет. Будто и вовсе нет войныНо война очень скоро напомнила о себе. Через несколько недель наши перешли в наступление, и линия фронта сместилась на запад. Враг был отброшен. Никольцы искренне радовались освобождению, и у многих возникало желание отслужить благодарственный молебен. Однако храм советская власть в Никольском снова закрыла, а батюшку вскоре объявила врагом народа со всеми вытекающими последствиями – арестом и лагерным сроком. Это клеймо, кстати, не снято с него и по сей день.Последним священником Никольского храма Господь судил стать уроженцу Никольского Кириллу Васильевичу Богданову. Родился он 14 февраля 1887 года. Окончил начальную школу. В 1916 году Кирилл Васильевич был председателем Никольского сельского кредитного товарищества[20]. (Диакон Михаил Воронцов в этом товариществе исполнял обязанности счетовода. Известно, что отец Михаил служил в Никольском и весной 1918 года После революции Богданова записали в кулаки. В 1929 году его хозяйство было раскулачено, а самого Кирилла Васильевича судили по статье 62 УК РСФСР и приговорили к году ИТЛ. Наказание он отбыл. Жил К.В. Богданов в Никольском с женой Ефросиньей Игнатьевной и дочерьми: Сусанной и Екатериной. В начале войны четверо сыновей Кирилла Васильевича (Михаил, Анатолий, Василий и Николай) ушли на фронт. (Известно, что Николай Васильевич Богданов в последний период своей жизни работал завхозом в Старооскольском медучилище).Когда именно отец Кирилл принял священный сан и кто его рукополагал, неизвестно. Не исключено, что эта важная перемена в его жизни произошла как раз во время оккупации. Если это так, то послужить ему довелось совсем недолго. В материалах следственного дела из архива УФСБ по Курской области Кирилл Васильевич проходит как «поп», который, «проживая на временно оккупированной немецкими войсками территории, добровольно поступил к немцам на службу старостой земельного общества»[22]. Арестован он был Ястребовским РО НКВД и отправлен из прифронтовой территории в тыл.13 ноября 1943 года Военный Трибунал Уральского Военного округа приговорил отца Кирилла к десяти годам исправительно-трудовых лагерей, «с поражением прав на пять лет, без конфискации имущества за отсутствием такового По сообщению Информцентра ГУВД по Кемеровской области, Богданов Кирилл Васильевич умер 23 ноября 1949 года в Юргинском отделении Сиблага НКВД После ареста отца Кирилла жители Никольского предпринимали попытку найти священника и возродить приход. В январе-феврале 1944 года они приглашали к себе настоятеля Знаменского храма в селе Жуково отца Александра Герасимова и настоятеля Покровского храма в селе Кунье отца Всеволода Лебедева. Предлагали рукоположить в сан священника Нечетова Федосея Васильевича. Сообщали, что сохранили богослужебные книги, облачения и церковную утварь. Однако благочинный протоиерей Иоанн Веселовский называл храм в Никольском «самым убогим во всем округе и плохо оборудованным Отец Иоанн не без основания опасался, что при открытии церкви в Никольском будет закрыта церковь в Кунье. Власти не потерпят двух действующих храмов на близком расстоянии. Два села тогда были разделены узенькой речкой и являлись, по словам благочинного, «все равно что одним приходомЗдание церкви простояло до хрущевских гонений, и было взорвано со второй попытки.Летом 2010 года на уцелевших обломках храма установлен памятный дубовый крест с иконой святителя Николая и единственным сохранившимся фотоснимком церкви. Снимок этот сделал в 1958 году местный школьник (а ныне житель Старого Оскола) Николай Богданов с помощью широкопленочного аппарата «Фотокор», который привез с собой из Москвы дядя юного фотографа.

История Никольской школы.

Никольская основная общеобразовательная школа расположена в центре села Никольское и. её история очень интересна и тесно связана с жизнью села и её жителей.

Школа в селе просуществовала более ста лет. Сначала это была церковно-приходская школа, в которой детей обучали грамоте по Псалтырю, Часослову. Позже (примерно в 1889 году) в селе была образована начальная школа. Она расположилась в здании, построенном ещё в царское время.

(До недавних пор это здание ещё стояло, но не функционировало примерно с 1982-83 годов. Здание из красного кирпича требовало ремонта и реконструкции. В летнее время в 80-е годы в нем жили рабочие, приезжающие для оказания помощи в колхозных работах. А когда колхоз «Путь к коммунизму» прекратил свое существование, это здание тоже оказалось ненужным.)

Так как эта начальная школа не вмещала всех учащихся, в Никольском была открыта еще одна начальная школа. Расположилась она метрах в 200 от первой, в здании церковной сторожки (это произошло в 30-х годах 20 века), рядом с церковью. В здании этом имелось 2 комнаты. Одна была приспособлена под класс, вторая служила общежитием для учителей. Начальная школа имела 4 класса обучения.

С 1929 года заведующей Никольской начальной школа была назначена Богданова Фёкла Терентьевна. окончила Старооскольское педучилище. На пенсии несколько лет прожила в с. Никольское, а затем переехала в Белгород.

В 1939 году Никольская начальная школа была реорганизована в семилетнюю школу и стала называться никольской семилетней школой. В связи с этим в здании была произведена реконструкция. Комнаты перегородили, и, таким образом, в зданиях начальной школы были размещены еще 3 класса. Обучение осуществлялось в 2 смены, так как детей было много и классы не вмещали всех желающих учиться. Ведь в этой школе обучались и дети из соседнего села Ржавец.

В годы войны школа была закрыта, Некоторое время в селе действовала расположенная рядом церковь. После войны церковь закрыли окончательно, а в церковной сторожке возобновила работу школа.

Итак, мы видим, что в с. Никольском была церковь, и если бы мои родные жили в л. Нижняя Дорожня после венчания, то и дети их были бы крещены в этой церкви. Однако, мы видим другую картину развития событий.

В сохранившем запросе моей прабабушки Сотниковой Феклы Стафновны, четко можно проследить передвижение семьи. С 1910 г. Семья проживает в г. Старый Оскол, Слобада Гумны, где Сотников Михаил Никанорович работает рабочим на кирпичном заводе. Здесь рождаются их дети моими прабабушки Сотниковой Александры (1914 г), а Марии 1915 г, 2017 г рождается третья моя прабабушка Лидия. В дальнейшем эта информация подтверждается  автобиографией Проскуриной (Сотниковой) Литией Михайловны

Запрос в Курский архив

 

 

 

 

.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.