Изучение автоматизации умственной — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Изучение автоматизации умственной

2023-01-01 43
Изучение автоматизации умственной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕШЕНИИ ОДНОТИПНЫХ ЗАДАЧ

 

Введение:

Автоматизация умственной деятельности представляет собойпереход регуляции умственной деятельности на неосознаваемый уровень.

Это явление объясняется возникновением у испытуемого особогопсихологического состояния – установки на применение определенного

способа решения задачи.

Если испытуемому предложить последовательно решить сериюоднотипных задач, то после определенного числа проб он перестает искатьоптимальный (индивидуальный) путь решения для каждой новой задачи, априменяет способ, оправдавший себя при решении предыдущих задач.

Установочным опытом называется серия проб, в ходе которыхформируется установка.

Контрольным опытом называется опыт, в котором эта установкапроявляется.

Цель: выявление феномена установки на применение определенногоспособа решения задачи.

Гипотеза: явление установки на применение определенного способарешения задачи существует.

Экспериментальный план: исследование единичного случая.

XO

Ход работы: испытуемым предлагается решить последовательно 5 однотипных задач с интервалом в 30 с (установочный опыт). Эти задачирешаются «длинным способом»: b-a-2c.

Сила установки проявляется в контрольном опыте, представляющемсобой задачу № 6, которая может быть решена как «длинным способом»(b-a-2c), так и «коротким» (a-c).

Результаты и обработка:

Результатом эксперимента является процентная доля испытуемых, решивших контрольную задачу длинным способом, т.е. тех лиц, у которыхнаблюдается автоматизация умственной деятельности. Результатыэксперимента сравниваются с результатами массовых экспериментов, вкоторых около 80 % взрослых испытуемых демонстрируют механистическийподход к решению контрольной задачи.

СРАВНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ГРУПП

План для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия:

X * O1 /O2

Этот план позволяет учитывать эффект тестирования благодаря введению контрольной группы, а также отчасти контролировать влияние «истории» - фоновых воздействий на испытуемых, и ряд других внешних переменных (инструментальную погрешность, регрессию и др.). Но с помощью этого плана невозможно учесть эффект естественного развития, так как нет материала для сравнения состояния испытуемых на данный момент с их начальным состоянием (нет предварительного тестирования).

Этот доэкспериментальный план распространен в психологической исследовательской практике, однако следует учитывать, что различия в результатах тестирования могут быть обусловлены не экспериментальным воздействием, а различием состава групп. Этот план, если отбросить экспериментальное воздействие, вполне применим в корреляционном исследовании, но его не следует использовать для проверки гипотез о причинной связи двух переменных.

Для сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп используют t-критерий Стьюдента.

Пример 2.

РОЛЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СОВМЕСТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение:

Совместная деятельность – взаимодействие между людьми, цельюкоторого является эффективное выполнение поставленной задачи.

Эти задачи могут быть:

- поставлены самими участниками взаимодействия; 

- могут задаваться более широким контекстом – производственным, политическим, культурным и т. д. 

Структура совместной деятельности включает ряд обязательныхэлементов. К ним относятся:

1) единая цель; 

2) общность мотивов, побуждающая индивидов к совместной деятельности;

3) взаимосвязанность участников;

4) наличие единого пространства и времени выполненияиндивидуальных действий;

5) разделение единого процесса деятельности на отдельныефункции и их распределение между участниками;

6) координация индивидуальных действий, необходимостьуправления ими.

Важную роль в координации действий участников взаимодействияиграет обратная связь.

Обратная связь – это вербальные и невербальные сообщения, которые человек намеренно или ненамеренно посылает в ответ на сообщениядругого.

Цель: выявление влияния наличия обратной связи на эффективностьсовместной деятельности.

Гипотеза: наличие обратной связи влияет на эффективностьсовместной деятельности.

Экспериментальный план: сравнение статистических групп

Х О1

О2

Ход работы: эксперимент проводится в двух учебных группах: однаиз них становится экспериментальной, вторая – контрольной (группынеэквивалентны). Студенты в каждой из групп разбиваются на пары. В паревыбирается экспериментатор и испытуемый. Экспериментатор и испытуемыйсадятся спиной друг к другу. Перед испытуемым – лист бумаги в клетку икарандаш. Перед экспериментатором – материал с заданием.

Инструкция:

У каждого из вас есть лист бумаги, разделенный на клетки. Вы недолжны видеть лист вашего партнера. У экспериментатора на листеизображены рисунки. Он должен словами, ничего не показывая и не рисуя ввоздухе, не называя предметов (например, солнце, квадрат и т.д.) последовательно рассказать испытуемому, как ему нарисовать у себя на листетакой же рисунок. 

Для экспериментальной группы: Экспериментатор и испытуемый немогут задавать друг другу никакие вопросы. Испытуемый не может ниуточнять указания экспериментатора, ни каким-либо способом давать знать, что он понял или не понял задание, и что он закончил или не закончилвыполнять то, что ему сказал экспериментатор.

Для контрольной группы: Испытуемый может задаватьэкспериментатору любые встречные вопросы.

Оборудование: рисунки, бумага, карандаши.

Результаты: посчитать количество абсолютно правильноизображенных фигур у испытуемых в экспериментальной и контрольнойгруппе.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Беляев С.А. Экспериментальная психология / С.А. Беляев. - Минск.: Изд-во МИУ, 2010. – 168 с.

2. Голубева, Е.В. Планы экспериментов. Учебно-методическоепособие по курсу «Экспериментальная психология» / Е.В. Голубева. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 76 с.

3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.

4. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы / Т.В. Корнилова. – М., 2002. – 381 с.   

5. Мельникова Н.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие / Н. Н. Мельникова – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002 – 47 с.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.