Название раздела1.Общие сведения о ринолалии. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Название раздела1.Общие сведения о ринолалии.

2023-01-01 32
Название раздела1.Общие сведения о ринолалии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

РИНОЛАЛИЯ

Направление:44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: бакалавриат

Направленность (профиль): Логопедия

 


 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 7

3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 16

4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. 18

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.. 28

6ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 30

7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ.. 30

8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ.. 30

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 31

 


 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования, социальной сферы и здравоохранения курсу «Логопедия. Ринолалия» принадлежит важноеместо. Анатомический дефект периферического артикуляционного аппарата обуславливает это сложное, нарушающее формирование речи состояние и требует грамотного и безотлагательного вмешательства специалистов. Данный курс обеспечивает возможностьдостаточно полного ознакомления с теоретическими основами коррекционного воздействия, позволяет овладеть определенными практическими навыками для работы с данной категорией детей.

Дисциплина «Ринолалия» относится к обязательным дисциплинам вариативной части.

Трудоемкость дисциплины на очной форме обучения составляет 3 з.е. (108 часов). Из них 36 часов – аудиторная нагрузка (18 часов – лекционные занятия, 18 часов – практических занятий) и 45 часов отводится для самостоятельной работы студентов. 27 часов выделено на подготовку и сдачу экзамена.

Трудоемкость дисциплины на заочной форме обучения составляет 3 з.е. (108 часов). Из них 10 часов – аудиторная нагрузка (4 часа – лекционные занятия, 6 часов – практических занятий) и 94 часа отводится для самостоятельной работы студентов. 4 часа выделено на подготовку и сдачу зачёта.

Дисциплина изучается в течение второго курса, третьего семестра на дневной форме обучения и в течение четвёртого семестра на заочной форме обучения. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзамена в третьем семестре на дневной форме обучения и в форме зачёта в четвёртом семестре на заочной форме обучения.

 

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Ринолалия» тесно связан с дисциплинами«Анатомия и физиология органов слуха, речи и зрения», «Невропатология», «Основы физиологии и высшей нервной деятельности», «Cовременный русский язык с основами языкознания», «Введение в логопедическую специальность», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе ознакомления с клиническими, лингвистическими и психолого-педагогическими основами выявления, коррекции и предупреждения речевых нарушений. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистические основы языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, и интернет ресурсами,  составления коррекционно-восстановительныхкомплексов,  составления мультимедийных презентаций.

 

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты знакомятся с основными понятиями и вопросами  актуальными для коррекции проявлений дефектов небно-глоточного смыкания, выясняют этиологию, структуру, механизмы и симптоматику расстройств звучания голоса и речи, влияние ринолалии на психо-соматическое развитие ребенка, возможности его социализации; раскроют особенности содержания, организации и методики коррекционной работы. Это позволит им глубоко и осознанно понимать патогенез и клинические особенности протекания дефектов голосообразования и звукообразования при ринолалии, влияние нарушения устной речи на формирование других речевых процессови применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как  «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ»,  ««Дизартрия», «Алалия», «Нарушения темпо-ритмической организации речи», «Афазия», «Нарушения письменной речи», «Общее недоразвитие речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие».

1.4. Цель дисциплины:

-знакомство с научно - теоретическими основами коррекциизвукопроизносительных навыков и голосообразованияу детей с небно-глоточной и челюстно-лицевой патологией.

Задачи дисциплины:

- формирование у обучающихся необходимых представлений о теоретико-методологических основах оказания логопедической помощи детям и взрослым с нарушениями небно-глоточного смыкания, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психоречевого развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития

-овладение навыками логопедического обследования детей с ринолалией; планирования и проведения логотерапии.

.

 

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

Знать

уметь

владеть

1.

ОПК-3Способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся

З.1 Научно теоретические основы коррекционно-педагогической работы при ринолалии.; З.2.Знать причины нарушенийзвучания голоса и речи;  

У.1 Теоретически обосновывать личностно-ориентированные подходы к организации коррекционной работы

 

В.1 Методами иприемами  дифференциальной диагностики состояния голосовой и артикуляторной  функции при ринолалии. В.2. Основными методами индивидуального подхода к планированию коррекции дефекта.

2.

ПК-1

Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ

 

З.3.Знать общие и специфические особенности психофизического развития ребенка с ринолалией; .

У.2. Определять симптомокомплекс нарушений звучания голоса и речи при ринолалии.

В.3.Владеть методами и приемами индивидуального подхода к организации коррекционно-педагогической работы с детьми страдающими  нарушениями голоса различного генеза.
4.    

ПК-3.Готовностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения,актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ.

 

 

З.4.Знать основные положения комплексного подхода к организации коррекционно-восстановительного воздействия при ринолалии.

 

 

У.3. Уметь определять направления и последовательность применения специальных методов и приемов коррекционно-восстановительного воздействия при ринолалии.   В.4. Владеть навыками разработки индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для лиц со сложными, сочетанными, нарушениями звучания голоса и речи.  
               

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1. Раздел 1. Общие сведения о ринолалии          
1.1 Условия формирования произносительной стороны речи в норме и при ринолалии. 2   2 6 10
1.2.   Исторический аспект изучения проблемы оказания помощи детям снебной патологией.   Современное состояние проблемы реабилитации детей с врожденными пороками развития лица и челюстей. 2     2 4 8
2. Раздел 2. Открытая ринолалия..          
2.1. Классификация расщелин верхней губы и неба. 2    2 10 14
. Причины возникновения расщелин.          
2.2. Структура дефекта при врожденных расщелинах губы инеба. 2   4 6 12
 3. Раздел 3. Логопедическая работа при ринолалии. Профилактика речевых нарушений при врожденных дефектах неба.          
3.1. Комплексное обследование детей с ринолалией. 2   2 4 8
3.2 Система коррекционной работы при открытой ринолалии 2   2 6 10
3.3. Закрытая ринолалия. Ринофония. 2   2 5 9
3.4. . Профилактика речевых нарушений при врожденных дефектах губы и неба. 2   2 4 8
  Итого: 18   18 45 81
  Промежуточный контроль:экзамен         27
  Всего: 18   18 45 108

 

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности на заочной форме обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1. Раздел 1. Общие сведения о ринолалии          
1.1 Условия формирования произносительной стороны речи в норме и при ринолалии.       12 12
1.2.   Исторический аспект изучения проблемы оказания помощи детям с небной патологией.   Современное состояние проблемы реабилитации детей с врожденными пороками развития лица и челюстей.         8 8
2. Раздел 2. Открытая ринолалия..          
2.1. Классификация расщелин верхней губы и неба. 2     10 12
. Причины возникновения расщелин.      2 12 14
2.2. Структура дефекта при врожденных расщелинах губы инеба.     2 12 14
 3.  Раздел 3. Логопедическая работа при ринолалии. Профилактика речевых нарушений при врожденных дефектах неба.          
3.1. Комплексное обследование детей с ринолалией. 2     10 12
3.2 Система коррекционной работы при открытой ринолалии     2 12 14
3.3. Закрытая ринолалия. Ринофония.       10 10
3.4. . Профилактика речевых нарушений при врожденных дефектах губы и неба.       8 8
  Итого: 4   6 94 104
  Промежуточный контроль: зачёт         4
  Всего: 4   6 94 108

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Кол-во часов: 2

План:

1. Определение ринолалии-как сложного самостоятельного дефекта речи. Обзор первоисточников по проблеме.

2. Механизм образования звуков в норме и при различных формахринолалии.

3.Строение и функции небно-глоточного затвора в норме и патологии.

4.Акустические основы голосообразования.

5.Звукопроизношение и баланс резонирования голоса.

 

Список литературы: [[2,4,5,27].]

Информационное сопровождение: мультимедийные презентации по вопросам семинарского занятия, подготовленные студентами

Лекция2 Тема 1.2 Исторический аспект изучения проблемы оказания помощи детям с небной патологией. Кол-во часов:2. План: 1.История изучения проблемы воспитания и обучения детей с дефектами небно-глоточного смыкания. 2Современное состояние проблемы реабилитации детей с врожденными пороками развития лица и челюстей      : Список литературы: [2,4,5,27]. Информационное сопровождение: мультимедийная презентация по теме

Практическое занятие2

Тема 1.2 Исторический аспект изучения проблемы оказания помощи детям с небной патологией.

Кол-во часов:2.

План:

1.История изучения проблемы воспитания и обучения детей с дефектами небно-глоточного смыкания в России и за рубежом.

2Современное состояние проблемы реабилитации детей с врожденными пороками развития лица и челюстей

-сроки и этапы проведения операции

-эффективность раннего хирургического лечения дефектов губы и неба.

 

 

 :

Список литературы: [2,4,5].

Информационное сопровождение: мультимедийная презентация по теме составленная студентами.

Самостоятельная работа

 

Инвариантная часть

Вариативная часть

 

Темы внеаудиторной работы

1. Нарисовать схемы-профили произношения фонем в русском языке в норме, и при ринолалии (max-10баллов).

2. Составление словаря терминов по разделу (max.-5баллов).

1. Провести обзор материалов, представленных в интернете, по обозначенной проблеме. Список сайтов – 3 балла.

2. Обоснованные вопросы, оппонирование теоретических сообщений - 3 балла

3. Мультимедийное сопровождение выступлений на семинарских занятиях – 5 балла

 

 

Паспорт оценочных средств по разделу

 

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

наименование оценочного средства

 

ОПК-3 Способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся

З.1.

Научно теоретические основы коррекционно-педагогической работы при нарушениях голоса разной этиологии.

 

 

1. Выступление на семинаре 2.Защита мультимедийной презентации«История изучения ринолалии» 3. Экспресс-контроль знания терминов по теме (письменный)

 

ПК-1: Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ

З.3.Знать общие и специфические

особенности психофизического развития ребенка с выраженными нарушениями звучания голоса и речи.

 3.4. Знать особенности компенсаторного развития ребенка с нарушениями голоса.

1. Выступление на семинаре 2.Проверка  схем-профилей. .3. Экспресс-контроль знания терминов по теме (письменный)

 

 

Практическое занятие3.

Кол-во часов: 2

1. План: Анатомические особенности голосо-речевого аппарата у здоровых детей.

2.Особенности строения и развития голосового аппарата у детей с ринолалией.

3. Классификация расщелин верхней губы и неба.

4.Причины возникновения расщелин

5.Особенности воспитания и обучения детей с ринолалией

Список литературы: [1, 3, 5, 11,14,16].

Информационное сопровождение: мультимедийные презентации по вопросам семинарского занятия,

 
Лекция 4. Тема: 2.2 Структура дефекта при врожденных расщелинах губы инеба. Кол-во часов: 2 План:  1.Этиопатогенез нарушений голоса и произносительной стороны речи при ринолалии. 2Первичные нарушения в структуре речевого дефекта при ринолалии 3. Вторичные нарушения в структуре речевого дефекта при ринолалии Список литературы: [1,2, 4, 5,6,]. Информационное сопровождение: мультимедийная презентация по теме  

Практическое занятие 3.

Тема2.2. 2 Структура дефекта при врожденных расщелинах губы инеба.

Кол-во часов 2

План:

11.Этиопатогенез нарушений голос и произносительной стороны речи при ринолалии.

2Первичные нарушения в структуре речевого дефекта при ринолалии

3. Вторичные нарушения в структуре речевого дефекта при ринолалии

 

Список литературы: [1,2, 4, 5,6,].

Содержание раздела

Логопедическая работа при ринолалии. Профилактика речевых нарушений при врожденных дефектах неба.Методы обследования и выявления патологии голоса и произношения при ринолалии.

Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии. Этапы коррекционного воздействия

Логопедическая работа в дооперационном периоде. Особенности логопедической работы после операции. Профилактика нарушений речи при врожденных дефектах неба.  Методика восстановления и развития голоса у детей: Содержание курса логопедических занятий.

План лекций  

План семинарских занятий

 
Лекция 5. Тема: 3.1. Комплексное обследование детей с ринолалией Кол-во часов: 2. План: 1Принципы  обследования и выявления патологии и речи у детей ринолалией. 2.Организация всестороннего изучения дефектов развития у детей с ринолалией. 3.Аудитивная оценка голоса. 4.Исследование степени назализации при помощи системы карт Баффало. Список литературы: [2, 3, 5,11,14,18,27]. Информационное сопровождение: мультимедийная презентация по теме  

Практическое занятие 5.

Тема: 3.1. Комплексное обследование детей с ринолалией

Кол-во часов: 2.

План:

1Принципы обследования и выявления патологии и речи у детей ринолалией.

2.Организация всестороннего изучения дефектов развития у детей с ринолалией.

3.Аудитивная оценка голоса.

4.Исследование степени назализации при помощи системы карт Баффало.

Список литературы: [2, 3, 5,11,14,18].

Информационное сопровождение:

мультимедийная презентация по теме

 

 
Лекция 6. Тема: 3.2. Система коррекционной работы при открытой ринолалии Кол-во часов: 2 План: 1. Методы и приемы коррекционной работы по устранению ринолалии. 2. Этапы коррекционной работы при открытой ринолалии. 3. Особенности логопедической работы по устранению назальности у взрослых.     Список литературы: [1,2, 3, 6,9, 12] Информационное сопровождение: мультимедийная презентация по теме    

Практическое занятие 6.

Тема: 3.2. Система коррекционной работы при открытой ринолалии

 Кол-во часов: 2

План:

1. Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии.

2.Методы и приемы коррекционной работы по устранению ринолалии.

3.Этапы коррекционной работы при открытой ринолалии:

-логопедическая работа в дооперационном периоде;

-комплексный подход к устранению последствий анатомической патологии губы и/или неба.

4. Особенности логопедической работы по устранению назальности у взрослых.

 

Список литературы: [1,2, 3, 6.9,12]

Информационное сопровождение: мультимедийные презентации по вопросам семинарского занятия, подготовленные студентами

Лекция7.

 Тема3.3 Закрытая ринолалия.

Ринофония.

Кол-во часов-2.

План:

1. Определение закрытойринолалии.

2.Причины возникновения закрытой ринолалии.

3.Виды закрытойринолалии.

4.Сравнение симптокомпексов при открытой и закрытой ринолалии.

5.Определение ринофонии.

6.Причины возникновения ринофонии.

7.Дифференциация клинических проявлений открытойринолалии-закрытой ринолалии-ринофонии.

 

 

Список литературы:[1,2,3,6,7,12,21]

Информационное сопровождение: мультимедийная презентация по теме

Практическое занятие 7.

 Тема3.3. Закрытая ринолалия.Ринофония.

Кол-во часов-2.

План:

1. Определение закрытойринолалии.

2.Причины возникновения закрытой ринолалии.

3.Виды закрытойринолалии.

4.Сравнение симптокомпексов при открытой и закрытой ринолалии.

5.Определение ринофонии.

6.Причины возникновения ринофонии.

7.Дифференциация клинических проявлений открытойринолалии-закрытой ринолалии-ринофонии.

8.Особенности логопедической работы по устранению проявлений закрытой ринолалии.

9Особенности логопедической работы по устранению ринофонии

Список литературы:[1,2,3, 6,7,12,21].

Информационное сопровождение: мультимедийные презентации по вопросам семинарского занятия, подготовленные студентами

Практическое занятиу8.

Тема3.4. Профилактика речевых нарушений при врожденных дефектах губы и неба.

Кол-во часов-2.

План

План:

1.Особенности ухода за ребенком с дефектом небно-глоточного смыкания в раннем возрасте.

2.Медицинский контроль за развитием ребенка

3.Меры педагогической профилактики.

4.Профилактика и превентивные мероприятия по предупреждению нарушений голоса у детей.

5 Варианты использования в работе с детьми «Десятиступенчатой схемы голосовой терапии» доктора Д.-К.Вильсона

 

:Список литературы:[1,2,3,6,7,12,21]

Информационное сопровождение: мультимедийная презентация по теме составленная студентами

 

Лекция 8. Тема3.4.. Профилактика речевых нарушений при врожденных дефектах губы и неба Кол-во часов:2. План: 1.Особенности ухода за ребенком с дефектом небно-глоточного смыкания в раннем возрасте. 2.Медицинский контроль за развитием ребенка 3.Меры педагогической профилактики.     Список литературы:[1,2,3,6,7,12,21]   Информационное сопровождение: мультимедийная презентация по теме

 


Самостоятельная работа

 

Инвариантная часть

Вариативная часть

 

1. Написать реферат-обзор на тему: «Логопедическая работа по предупреждению дефектов речи у детей с ринолалией». - 10 баллов.

2. Контрольная работа-10 баллов

1. Провести обзор материалов, представленных в интернете, по обозначенной проблеме. Список сайтов – 3 балла

2. Обоснованные вопросы, оппонирование теоретических сообщений – 3 балла

3. Подбор видеофрагментов по теме – 3 балла

 

 

Паспорт оценочных средств по разделу

 

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

наименование оценочного средства

 

ПК-1

Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ

В.3. В.3.Владеть методами и приемами индивидуального подхода к организации коррекционно-педагогической работы с детьми страдающими нарушениями голоса различного генеза

 

Конспект статьи Ю.С.Василенко«Заболевания голосового аппарата у представителей речевой профессии и студентов педагогического института»

 

ПК-3: З.7.Знать основные положения комплексного подхода к организации коррекционно-восстановительного воздействия при нарушениях голоса

 

1Составление комплекса коррекционных мероприятий в соответствии с симптомокомплексом нарушений функции.

 

ПК-3:У.4. Уметь определять направления и последовательность применения специальных методов и приемов коррекционно-восстановительного воздействия

 

Мультимедийная презентация

«Комплекс коррекционных и воспитательных мероприятийдля устранения последствий ринолалии.

 

 

ПК-3:В.5. Владеть навыками разработки индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для лиц со сложными, сочетанными, нарушениями звучания голоса и речи.

 

Составление программы предупреждения ринолалии у ребенкаперенесшего пластику неба.

 
                       

Максимальное количество баллов по дисциплине60 (задания инвариантной части) + 19 (выступления на практических занятиях) = 79 баллов

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная литература

1. Васильева Е.Е. Ринолалия. / Е.Е. Васильева. – Ярославсль: Изд-во Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, 2007.

2. Логопедия [Текст]:учеб. для пед.вузов*/ред. Л.С. Волкова.-Изд. 5-е, перераб. и доп.-М.:Владос,2009.

3. Щербак С.Г. [Текст]: Методические рекомендации / сост. С.Г. Щербак. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/724

 

Дополнительная литература

4. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. Фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2007.

5. Хватцев, М. Е. Логопедия: в 2 кн.: книга для преподавателей и студентов пед. вузов. Кн. 2 / М.Е. Хватцев; под науч. Ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2009.

6. Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции. – Дефектология, № 6, 2013, С. 3-22.

 

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся

7. Балакирева А.С. Логопедия. Ринолалия./ А.С. Балакирева. - М.: В.Секачев, 2012.

8. Дудьев, В. П. Психомоторика: словарь-справочник / В.П. Дудьев. – М. Владос, 2008. – Доступна эл. Версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE».

9. Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Сфера, 2005.

10. Логопедия. Методическое наследие: в 5 кн.: пособие для логопедов и студ.дефектол.фак.пед.вузов ред. Л. С. Волкова; [ авт.- сост.С.Н.Шаховская,Т.В. Волосовец, О. С.Орлова,Л.Г.Парамонова].-М.:Владос.- (Библиотека учителя-дефектолога).-Кн.1:Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: в 2 ч: Ч.1. Нарушение голоса.Дислалия.-2007

11. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. – М.: Эксмо, 2015.

12. Орлова О.С., Эстрова П.А., Ефремова Э.И. Развитие детского голоса в онтогенезе//Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. –М., 2005. – С. 226-231.

13. Соломатина Г.Н. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции/Г.Н.Соломатина, В.М.Володацкий.-М.:ТЦ Сфера,2005

14. Основы логопедической работы с детьми: учеб. пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей нач.кл., студентов пед.училищ/Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова; ред.Г.В. Чиркина.- 3- е изд., испр.-М.:Аркти,2005.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), необходимых для освоения дисциплины

15. http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

16. http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

17. Педагогическая блиотека - http://pedlib.ru/

18. Научная электронная библиотека – http://elibrary.ru/query_results.asp

19. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского – http://www.gnpbu.ru/

20. http://elib.cspu.ru/xmlui/ - Электронная библиотечная система ЮУрГГПУ

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 6

Примерная тематика курсовых работ

(2 курс)

1. Звуковая сторона речи детей младшего школьного возраста с открытой ринолалией в послеоперационный период.

2. Логопедический массаж в послеоперационный период при открытойринолалии.

3. Звуковая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с закрытой ринолалией.

4. Речевое дыхание детей младшего школьного возраста с открытойринолалией.

5. Профилактика нарушений звуковой стороны речи у детей младенческого возраста с открытой ринолалией.

(3 курс)

6. Особенности звуковой сторона речи детей младшего школьного возраста с открытой ринолалией в послеоперационный период.

7. Особенности логопедического массажа в послеоперационный период при открытой ринолалии.

8. Особенности звуковой стороны речи детей старшего дошкольного возраста с закрытой ринолалией.

9. Особенности речевого дыхания детей младшего школьного возраста с открытой ринолалией.

10. Особенности тебра голоса детей младшего школьного возраста с закрытой ринолалией.

Контрольные вопросы по  первому разделу.

1. Определение ринолалии.

1. Определение и характеристика речевого нарушения при ринолалии.

2. Открытая ринолалия..

3. Причины возникновения расщелин.

4. Классификация врожденных расщелин.

5. История изучения проблемы.

Контрольные вопросы и задания по разделу2:

1Структура дефекта при открытойринолалии.

2.Принципы обследования речи ребенка с ринолалией.

3.Методика обследования состояния речи и психофизического развития ребенка с ринолалией.

4.Современное состояние проблемы ринолалии.

5.Основные принципы логопедической работы при открытой

Контрольные вопросы и задания по разделу3:

1. Логотерапия при ринолалии.

2. Логопедическая работа в дооперационном периоде.

3. Подготовительный период.

-формирование дыхания;

-формирование оральногопраксиса..

4. Основной период.Цели. Задачи

5. Особенности логопедической работы в послеоперациооном периоде..

6.Логопедическая работа при ринофонии.

7.Специфика коррекционного воздействия при закрытойринолалии.

8.Профилактика нарушений развития речи у детей после уранопластики.

Приводятся конкретные примеры типовых заданий из оценочных средств, определенных в рамках заданной дисциплины для текущего контроля: темы рефератов, расчетные задания, варианты тестов, индивидуальные задания (задачи), варианты контрольных работ и.др.

Шкалы оценивания

Порядка Наименования Отношения Интервалов Знать I II III распознание запоминание понимание

I: II: III: IV: V

1:3:5:7:9

I: II: III: IV: V

1:3:5:7:9

4:12: 20: 28:36

Уметь IV применение Владеть V владение

 

Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

1.    Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2.    Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3.    Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

5.5  Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

1.    Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII)выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy=n/m;

Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;

m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.

 

2.    Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ)по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

       Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

       Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике


Первый этап


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.229 с.