Распространение ваххабизма в мире — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Распространение ваххабизма в мире

2023-01-01 31
Распространение ваххабизма в мире 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внутри Ислама “ваххабизм” возродил линию крайней непримиримости, отвергающей все "новшества", возвратился к Корану и "неповрежденной" Сунне. Такого же мнения придерживаются они сами, а также большинство объективных исследователей, как арабов, так и не арабов, как современников их первоначального движения, так и представителей последующих поколений.

После того, как многие каирские богословы прочли написанную Ибн Абд аль-Ваххабом книгу, они единодушно заявили, что если таково мнение ваххабитов, то они сами полностью принадлежат к этой вере[75]. Догматика ваххабитов вполне правоверна, утверждал алжирский богослов Абу Рас ан-Насыри[76]. Ибн Санад, басрийский летописец, отмечал, что ваххабиты - это ханбалиты прежних дней[77]. В новейшее время подобную точку зрения разделяли арабские исследователи Муххамад Хамид аль-Факи и Хафид Вахба. А знаменитый Таха Хусейн писал, что "этот мазхаб" является не чем иным, как "мощным призывом к истинному исламу, очищенному от многобожия и идолопоклонства"[78].

Вот что пишет о рассматриваемом периоде министр иностранных дел Горской республики 1920г. Гайдар Баммат в своей книге “Лики Ислама”: “Политическому загниванию, экономическому застою, обнищанию масс соответствует плачевное состояние нравов ведущих классов и духовный маразм элиты. Религия, сама обрамленная унизительным предрассудком, имеет в этот период отдаленное отношение к строгому монотеизму Мухаммада. Его заменил ребяческий мистицизм, культ святых и могил, искусно используемый муллами, а святые города Мекка и Медина представляли собой прискорбное зрелище порока и беспорядка во время ежегодного паломничества. Именно при этих обстоятельствах, таких тягостных для Ислама, когда казалось, душа покидает его, произошла спасительная реакция. Она исходила от той арабской земли, которая видела рождение Пророка и была колыбелью религии. Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб был ее вестником. Учение этого человека с пылким сердцем и несгибаемым характером, которого иногда сравнивали с Кальвином, заставило вздрогнуть души соотечественников и внушило им энтузиазм первых дней хиджры. Его призыв к возврату первичной чистоты Ислама звучал в самых отдаленных уголках мусульманского мира и стал мощным толчком, оживившим все реформаторские движения.[79]

В европейской и арабской литературе было широко распространено определение ваххабитов как "пуритан" или "протестантов ислама", при этом их сравнивают с представителями европейских течений средневековой реформации, для которых было характерно стремление "очистить" первоначальную "истинную" религию от последующих наслоений. Хотя можно говорить только о чисто внешнем сходстве двух явлений, совершенно различных по своему общественно-политическому содержанию. Ваххабизм родился в условиях серьезного психологического надлома, неудовлетворенности тогдашним состоянием духовной жизни и был, в первую очередь, реакцией на духовный кризис аравийского общества. Ибн Абд аль-Ваххаб охарактеризовал свою эпоху следующим образом: "Эпоха невежества и суеверия в большинстве стран исламского мира, эпоха, в которой ослабла связь мусульман с научными основами и корнями веры"[80]. В числе следствий этого он называет: распространение невежества, причина которого - неграмотность и засорение науки неясностями; отклонение от веры в силу господства суеверий, заблуждений и распространения "нововведений"; разжигание конфликтов в результате ослабления веры и ослабления братских уз...[81]

Ибн Абд аль-Ваххаб был не единственным, кто почувствовал потребность в обновлении ислама в Аравии той эпохи. Существовал целый ряд богословов, выступавших в своих сочинениях в защиту "истинной" религии, осуждавших дервишество (суфизм), отвергавших паломничество к могилам, идолопоклонство, считая все это многобожием[82]. Как во время всех более или менее значительных социально-политических поворотов, их идеологическое обоснование уже "носилось в воздухе". Зерна нового учения падали на благоприятную для восприятия почву и проросли там, где сложились все условия для осуществления общественных и политических идей, выдвинутых ваххабизмом.

Призыв к очищению ислама и джихаду против куфра (неверия) и ширка (язычества) воспринимался многими паломниками, ежегодно приезжающих в Мекку, в результате чего идеи распространялись в Индии, Индонезии, Африке.

Наиболее глубокое внимание учение привлекло в Индии, где ваххабиты в течение 40 лет с 1824 г. по 1864 г. вели активнейшую борьбу против английских колонизаторов. Английские власти считали их "группой... которая, по мнению всех сменявшихся правительств, была источником постоянной опасности для Индийской империи"[83], - писал английский историк У. Ханмер. Возможно, ваххабистская опасность в Индии оказала воздействие на укрепление отрицательного отношения англичан к государству Саудидов в XIX в.

Ваххабизм вдохновил на реформаторскую деятельность индонезийских паломников, посетивших Мекку в первом десятилетии XIX в. В результате на Суматре началось религиозно-политическое движение под ваххабитскими лозунгами, которое затем приобрело антиколониальный характер. Начиная с 1821 г., голландские колонизаторы вели войну против ваххабитов Суматры[84].

Идеи чистого ислама были также возрождены в Судане и Марокко в начале XIX в.

Что касается самой Аравии, то история государства Саудидов начинается с 1744 г., когда Ибн абд аль-Ваххаб переселился в ад-Деръийю, где правил сколь честолюбивый, столь и дальновидный эмир Муххамад ибн Сауд.

Желание вероучителя, заинтересованного в военной поддержке, и эмира, нуждающегося в религиозной поддержке, объединить усилия оказалось взаимным, и был заключен союз, условия которого усердно выполняются целыми поколениями. Согласно этому союзу религиозная власть сохраняется за Ибн Абд аль-Ваххабом и его потомками, а политическая - за Мухаммадом Ибн Саудом и последующими поколениями.

Именно этим союзом открывается первая глава истории Саудовской Аравии, именно он определил многие характерные черты ее развития, именно его в определенном смысле можно считать конституционным столпом этого государства, естественно, после Корана и Сунны. Таким образом, Ибн Сауд стал не просто одним из эмиров Неджда, а лидером, несшим идею "истинного ислама" всем многобожникам, "погрязшим в грехе". К военной силе прибавилась сила духа. С помощью многочисленных военных походов было создано обширное исламское государство. Однако дважды оно прекращало свое существование: в 1818 г., потерпев поражение от более современной египетской армии, и в 1865 г. в результате междоусобной борьбы, пока, наконец, в 1901 г. потомок Муххамада ибн Сауда Абд Аль-Азиз ибн Сауд не сумел с горсткой смельчаков овладеть Эр-Риядом, положив начало возрождению государства Саудидов.

Надо сказать, что включение в границы государства Хиджаза - области более развитой и открытой всему миру - потребовало от ваххабизма идеологической и политической адаптации к религиям ХХ в. Как ответ на вызов времени возникла новая доктрина, согласно которой всякие нововведения допустимы, если они не противоречат духу ислама. Тем самым давалось добро не только на применение современных технических средств, но и на современные формы их использования, новую "технологию" управления государством.[85]

С одной стороны было создано государство с управляемой им религией, с другой стороны, в королевстве оставался так называемый оппозиционный ислам, выступавший против всякого государственного контроля. Подобное развитие нашло свое отражение в жестком противостоянии между саудовским лидером Абд ал-Азизом и племенными группами воинствующих ваххабитов, так называемых «ихванов», которые придерживались старых исламских традиций, и отчаянно сопротивлялись строящемуся саудовскому государству[86].

В 1929 году верные саудовскому королю войска окончательно разгромили военные формирования ихванов. Это обстоятельтство заложило основу для принципиального размежевания между монархией и независимым саудовским духовенством, более четко обозначившегося позже. В связи с закономерно нараставшими трениями между консервативно настроенными улемами, являвшимися основными носителями ваххабитских воззрений, власти предпринимали меры по неуклонному ограничению их влияния на государственные дела.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.