Государственный общеобязательный стандарт — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Государственный общеобязательный стандарт

2023-01-01 30
Государственный общеобязательный стандарт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственный общеобязательный стандарт

Республики Казахстан

Начальное, основное среднее,

общее среднее образование

ГОСО РК 2.3.4.01-2010

Астана

ГОСО РК 2.3.4.01-2010

 

Предисловие

 

 

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Национальной академией образования им.Ы.Алтынсарина

 

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН в действие приказом МОН РК от 09.07.2010 г. №367

3. ВЗАМЕН Государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования Республики Казахстан. Основные положения (ГОСО РК 2.003-2002)

 

4. В настоящем стандарте РЕАЛИЗОВАНЫ нормы Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007 г. №319 №319-111 и Постановления Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроках действия государственных общеобязательных стандартов образования» от 02.09.1999 г. №1290

 

5. СОГЛАСОВАН с Техническим комитетом  ТК 47 по стандартизации системы образования (письмо от 10.08.2010 г. № 01-1/249)

 

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования и науки Республики Казахстан


ГОСО РК 2.3.4.01-2010

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения 4
2 Нормативные ссылки 4
3 Определения   5
4 Общие положения 5
5 Базовое содержание начального, основного среднего, общего среднего образования 7
6 Требования к уровню подготовки обучающихся 9
7 Финансирование типовых учебных планов 9
  Приложение А. Типовой учебный план начального образования. Казахский язык обучения 11
  Приложение Б. Типовой учебный план начального образования. Русский язык обучения 12
  Приложение В. Типовой учебный план начального образования. Таджикский, узбекский, уйгурский языки обучения 13
  Приложение Г. Типовой учебный план основного среднего образования. Казахский язык обучения 14
  Приложение Д. Типовой учебный план основного среднего образования. Русский язык обучения 15
  Приложение Е. Типовой учебный план основного среднего образования. Таджикский, узбекский, уйгурский языки обучения 16
  Приложение Ж. Типовой учебный план общего среднего образования. Общественно-гуманитарное направление обучения 17
  Приложение З. Типовой учебный план общего среднего образования. Естественно-математическое направление обучения 18

ГОСО РК 2.3.4.01-2010

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЧАЛЬНОЕ, ОСНОВНОЕ СРЕДНЕЕ,

ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

_____________________________________________________________

                                                                                  Дата введения: 2010.01.09

 

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1 Настоящий стандарт описывает требования к базовому содержанию начального, основного среднего, общего среднего образования, к максимальному объему учебной нагрузки, уровню подготовки обучающихся.

1.2Настоящий стандарт распространяется на:

- организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, при разработке и контроле выполнения рабочих учебных планов и общеобразовательных учебных программ независимо от форм собственности организаций образования, типов и видов;

- организации образования, реализующие профессиональные программы послесреднего, высшего образования, при разработке учебных программ подготовки педагогических кадров;

- научные и учебные заведения, специалистов в области образования при разработке стандартов уровней начального, основного среднего, общего среднего образования, общеобразовательных учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов;

- институты повышения квалификации и переподготовки работников системы образования при разработке программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;

- центры тестирования при разработке контрольно-измерительных материалов для выпускных экзаменов в организациях общего среднего образования и для организации приема в высшие учебные заведения;

- уполномоченный орган в области образования при лицензировании образовательной деятельности, аттестации организаций образования.

 

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на Закон Республики Казахстан «Об образовании»

 

Издание официальное


ГОСО РК 2.3.4.01-2010

ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящем стандарте применены термины и определения в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании».

В настоящем стандарте также используются следующие термины с соответствующими определениями:

Базовое содержание начального, основного среднего и общего среднего образования: Состав, структура и объем содержания образования, подлежащего обязательному изучению в организациях начального, основного среднего, общего среднего образования, независимо от форм собственности, их типа и вида; представляется достаточным для продолжения образования на последующих уровнях системы непрерывного образования.

Максимальный объем учебной нагрузки: Объем учебного времени инвариантного и вариативного компонентов типового учебных планов, необходимый для освоения содержания учебных предметов по уровням образования и учебным годам.

Максимальный объем учебной нагрузки устанавливается санитарными правилами и нормами, утверждаемыми органами здравоохранения Республики Казахстан.

Уровень подготовки обучающихся: Глубина и широта (степень) достижения обучающимися ожидаемых результатов обучения по учебным предметам образовательных областей, определенных стандартами образования по учебным предметам.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Настоящий стандарт выражает согласованные интересы личности, общества и государства в начальном, основном среднем, общем среднем образовании.

4.2 Государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального, основного среднего, общего среднего образования в пределах настоящего стандарта.

4.3 Применение настоящего стандарта направлено на:

- обеспечение единой государственной политики в области образования;

- повышение качества обучения за счет предъявления обязательных требований к уровню подготовки обучающихся;

- упорядочение прав и обязанностей всех субъектов образовательного процесса;

 

ГОСО РК 2.3.4.01-2010

 

- обеспечение охраны здоровья детей и благоприятных условий для развития личности, в том числе, для возможности удовлетворения потребности обучающихся в получении дополнительного образования;

- обеспечение эквивалентности начального, основного среднего, общего среднего образования в условиях разнообразия типов и видов организаций начального, основного среднего и общего среднего образования;

- создание системы контроля эффективности работы организаций начального, основного среднего и общего среднего образования;

- организацию оценки деятельности уполномоченного органа в области образования по созданию необходимых условий для обеспечения качества образования;

- рациональное использование средств государственного бюджета, выделяемых на финансирование начального, основного среднего и общего среднего образования;

- определение целевого назначения внебюджетных средств, привлекаемых для развития организаций начального, основного среднего и общего среднего образования.

4.4 Настоящий стандарт предусматривает ряд аспектов:

- сочетание мировых тенденций организации среднего образования и лучших традиций казахстанской школы;

- реализацию принципа равных возможностей для всех детей;

- организацию структуры среднего образования в соответствии с возрастной периодизацией;

- развитие инновационной практики в организациях образования.

4.5 Настоящий стандарт является основой для:

- разработки государственных стандартов учебных предметов уровней начального, основного среднего, общего среднего образования;

- разработки учебных программ по учебным предметам уровней начального, основного среднего, общего среднего образования;

- разработки учебников и учебно-методических комплексов по учебным предметам;

- разработки организациями начального, основного среднего, общего среднего образования рабочих учебных планов;

- разработки измерителей для оценки достижения уровня подготовки обучающихся по учебным предметам;

- разработки квалификационных характеристик педагогических работников;

- разработки единых требований к материально-техническому, информационному обеспечению учебно-воспитательного процесса организаций начального, основного среднего, общего среднего образования.

 

ГОСО РК 2.3.4.01-2010

 

4.6 Организации начального, основного среднего, общего среднего образования для достижения обучающимися уровня подготовки, определенных настоящим стандартом, могут применять различные методы, формы и педагогические технологии воспитания, обучения и развития, обеспечивающие здоровьесберегающую среду.

4.7 Освоение настоящего стандарта с учетом потребностей и возможностей личности реализуется в очной, вечерней (сменной) форме и в форме экстерната.

4.8 Положения настоящего стандарта раскрываются и конкретизируются в рамках государственных стандартов учебных предметов уровней начального, основного среднего, общего среднего образования.

4.9 Государственные стандарты учебных предметов уровней начального, основного среднего, общего среднего образования определяют:

– базовое содержание учебного предмета;

– требования к уровню подготовки обучающихся.

БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО, ОСНОВНОГО СРЕДНЕГО, ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

5.1 Базовое содержание начального, основного среднего и общего среднего образования представлено образовательными областями.

5.1.1 Содержание начального образования представлено 7 образовательными областями: «Язык и литература», «Математика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».

5.1.2 Содержание основного среднего образования представлено 7 образовательными областями: «Язык и литература», «Математика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».

5.1.3Содержание общего среднего образования представлено 7 образовательными областями: « Язык и литература», «Математика и информатика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Технология», «Физическая культура и начальная военная подготовка».

5.2 Содержание образовательных областей начального, основного среднего и общего среднего образования отражено в учебных курсах и реализуется через учебные предметы.

5.2.1 Содержание образовательной области «Язык и литература» реализуется в учебных курсах: родной язык и литература, государственный язык, второй язык и литература, иностранный язык.

5.2.2 Содержание образовательной области «Математика и информатика» реализуется в учебных курсах: математика, информатика, черчение.

ГОСО РК 2.3.4.01-2010

 

5.2.3 Содержание образовательной области «Естествознание» реализуется в учебных курсах: познание мира, естествознание, география, физика, биология, химия.

5.2.4 Содержание образовательной области «Человек и общество» реализуется в учебных курсах: история Казахстана, всемирная история, основы обществознания, основы правоведения, самопознание.

5.2.5 Содержание образовательной области «Искусство» реализуется в учебных курсах: музыка, изобразительное искусство, искусство.

5.2.6 Содержание образовательной области «Технология» реализуется в учебных курсах: трудовое обучение, технология.

5.2.7 Содержание образовательной области «Физическая культура» реализуется в учебных курсах: физическая культура, начальная военная подготовка.

5.3 Структура содержания начального, основного среднего и общего среднего образования представлена в типовых учебных планах соответствующего уровня образования через состав образовательных областей и учебных предметов.

5.4 Типовой учебный план разграничивает полномочия и ответственность организации образования и уполномоченного органа в области образования по формированию содержания образования путем разделения содержания образования на инвариантный и вариативный компоненты.

5.4.1 Инвариантный компонент содержания образования соответствующего уровня представляет базовый компонент содержания образования.

Образовательные области и учебные предметы инвариантного компонента содержания образования являются обязательными для всех организаций начального, основного среднего, общего среднего образования.

Содержание учебных предметов инвариантного компонента содержания образования определяется государственными стандартами учебных предметов уровней начального, основного среднего, общего среднего образования.

Учебная нагрузка учебных предметов инвариантного компонента содержания образования может быть увеличена за счет учебной нагрузки вариативного компонента содержания образования.

5.4.2 Вариативный компонент содержания образования соответствующего уровня представляет школьный и ученический компоненты содержания образования.

Вариативная часть содержания образования отражает специфику конкретной организации среднего образования; направлена на разработку и реализацию организацией образования дополнительных учебных программ, за пределами государственных стандартов учебных предметов уровней начального, основного среднего, общего среднего образования.

ГОСО РК 2.3.4.01-2010

 

5.5 Максимальные объемы недельной учебной нагрузки обучающихся, определяемые общей нагрузкой по инвариантному и вариативному компонентам типового учебного плана, составляют:

- на уровне начального образования: 1 класс – 24 часа, 2 класс – 25 часов, 3 класс – 29 часов, 4 класс – 29 часов;

- на уровне основного среднего образования: 5 класс – 33 часа, 6 класс – 33 часа, 7 класс – 34 часа, 8 класс – 36 часов, 9 класс – 38 часов;

- на уровне общего среднего образования: 10 класс – 39 часов, 11 класс – 39 часов.

5.6 На основе типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования организации образования разрабатывают рабочие учебные планы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

6.1 Требования к уровню подготовки обучающихся устанавливаются государственными общеобязательными стандартами образования по учебным предметам уровней начального, основного среднего и общего среднего образования.

Требования, предъявляемые к уровню подготовки обучающихся, задаются на двух уровнях: обязательном (минимальном) и базовом.

6.2 В государственных общеобязательных стандартах образования по учебным предметам описываются базовое содержание образования, требования к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся.

6.3 В государственных общеобязательных стандартах образования по учебным предметам определено содержание образования, который должны освоить все обучающиеся.

6.4 Требования к уровню подготовки обучающихся представляются в форме, позволяющей реализовывать возможность контроля достижения ожидаемых результатов обучения.

Проверка достижения ожидаемых результатов обучения определяется с помощью различных форм контроля.

6.5 Оценивание уровня достижений обучающихся по учебному предмету осуществляется на рубежных этапах образовательного процесса: 4, 9, 11 классы в соответствии со стандартами образования по учебным предметам.

Оценивание уровня достижений обучающихся по усвоению базового содержания образования по учебным предметам осуществляется по пятибалльной системе.

 

 

ГОСО РК 2.3.4.01-2010

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ ТИПОВЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ

 

7.1 Рабочий учебный план организации образования финансируется в общем объеме инвариантного и вариативного компонент типового учебного плана начального, основного среднего, общего среднего образования.

7.2 При организации учебных занятий по учебным предметам инвариантного компонента содержания образования осуществляется деление класса на группы в городской местности при наполняемости класса 25 и более обучающихся; в сельской местности при наполняемости класса 20 и более обучающихся на две группы при изучении следующих учебных предметов:

- казахского языка – в 1-11 классах организаций образования                         с русским, таджикским, узбекским, уйгурским языками обучения;

- русского языка – в 3-11 классах организаций образования                            с казахским, таджикским, узбекским, уйгурским языками обучения;

- иностранных языков – в 5-11 классах;

- технологии – в 5-11 классах (группы юношей и девушек);

- физической культуры – в 5-11 классах (группы юношей и девушек,           с наполняемостью подгрупп не менее 10-12 человек).

При наличии необходимых средств возможно деление класса на группы с меньшей наполняемостью для:

– изучения языков;

– организации практических занятий по информатике;

– организации практических занятий по профильным предметам.

7.3 Нагрузка школьного компонента (факультативы, курсы по выбору, прикладные курсы) и ученического компонента (индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера) типового учебного плана финансируется в зависимости от количества групп, организованных в учебном заведении, независимо от количества учащихся в группе (не менее 8 человек).

7.4 Организация общественно-полезного труда, проведения трудовой практики в объеме учебной нагрузки ученического компонента типового учебного плана решается Советами организаций образования на основе добровольного участия обучающихся.

 


ГОСО РК 2.3.4.01-2010

 

Приложение А

(обязательное)

Типовой учебный план начального образования.

Казахский язык обучения

Образовательные области и учебные предметы

Нагрузка, час

1 2 3 4 Недельная Годовая

1. Инвариантный компонент (базовый)

I Язык и литература 7 8 10 10 35 1190
1. Казахская грамота 7 - - - 7 238
2. Казахский язык - 4 4 4 12 408
3. Литература - 4 4 4 12 408
4. Русский язык - - 2 2 4 136
II Математика 4 4 5 5 18 612
5. Математика 4 4 5 5 18 612
III Естествознание 2 2 2 2 8 272
6. Познание мира 2 2 2 2 8 272
IV Человек и общество 1 1 1 1 4 136
7. Самопознание 1 1 1 1 4 136
V Искусство 2 2 2 2 8 272
8. Музыка 1 1 1 1 4 136
9. Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 136
VI Технология 2 2 2 2 8 272
10. Трудовое обучение 2 2 2 2 8 272
VII Физическая культура 3 3 3 3 12 408
11. Физическая культура 3 3 3 3 12 408

Инвариантная учебная нагрузка

21 22 25 25 93 3162

Вариативный компонент

Школьный компонент

Занятия по выбору

2 2 2 2 8 272

Ученический компонент

Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера

1 1 2 2 6 204

ГОСО РК 2.3.4.01-2010

Приложение Б

(обязательное)

Типовой учебный план начального образования.

Русский язык обучения

 

Образовательные области и учебные предметы

Нагрузка, час

1 2 3 4 Недельная Годовая

1. Инвариантный компонент (базовый)

I Язык и литература 10 11 12 12 45 1530
1. Русская грамота 7 - - - 7 238
2. Русский язык - 4 4 4 12 408
3. Литература - 4 4 4 12 408
4. Казахский язык  3 3 4 4 14 476
II Математика 4 4 5 5 18 612
5. Математика 4 4 5 5 18 612
III Естествознание 2 2 2 2 8 272
6. Познание мира 2 2 2 2 8 272
IV Человек и общество 1 1 1 1 4 136
7. Самопознание 1 1 1 1 4 136
IV Искусство 2 2 2 2 8 272
8. Музыка 1 1 1 1 4 136
9. Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 136
V Технология 2 2 2 2 8 272
10. Трудовое обучение 2 2 2 2 8 272
VI Физическая культура 3 3 3 3 12 408
11. Физическая культура 3 3 3 3 12 408

Инвариантная учебная нагрузка

24 25 27 27 103 3502

Вариативный компонент

Школьный компонент

Занятия по выбору

- - 2 2 4 136

Ученический компонент

Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера

- - - - - -

ГОСО РК 2.3.4.01-2010

Приложение В

(обязательное)

 

Типовой учебный план начального образования.

Образовательные области и учебные предметы

Нагрузка, час

1 2 3 4 Недельная Годовая

1. Инвариантный компонент (базовый)

I Язык и литература 10 11 14 14 49 1666
1. Таджикская/Узбекская/Уйгурская грамота 7 - - - 7 238
2. Таджикский/Узбекский/Уйгурский  язык - 4 4 4 12 408
3. Литература - 4 4 4 12 408
4. Казахский язык 3 3 4 4 14 476
5. Русский язык - - 2 2 4 136
II Математика 4 4 5 5 18 612
6. Математика 4 4 5 5 18 612
III Естествознание 2 2 2 2 8 272
7. Познание мира 2 2 2 2 8 272
IV Человек и общество 1 1 1 1 4 136
8. Самопознание 1 1 1 1 4 136
V Искусство 2 2 2 2 8 272
9. Музыка 1 1 1 1 4 136
10. Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 136
VI Технология 2 2 2 2 8 272
11. Трудовое обучение 2 2 2 2 8 272
VII Физическая культура 3 3 3 3 12 408
12. Физическая культура 3 3 3 3 12 408

Инвариантная учебная нагрузка

24 25 29 29 107 3638

Вариативный компонент

Школьный компонент

Занятия по выбору

- - - - - -

Ученический компонент

Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера

- - - - - -

ГОСО РК 2.3.4.01-2010

Приложение Г

(обязательное)

 

Типовой учебный план основного среднего образования.

Казахский язык обучения

Образовательные области и учебные предметы

Нагрузка, час

5 6 7 8

9

Недельная Годовая

1. Инвариантный компонент (базовый)

I Язык и литература 11 10 10 9

9

49 1666
1. Казахский язык 3 3 3 2

1

12 408
2. Казахская литература 3 2 2 2

3

12 408
3. Русская речь 3 3 3 3

3

15 510
4. Иностранный язык 2 2 2 2

2

10 340
II Математика 5 5 5 5

7

27 918
5. Математика 5 5 - -

-

10 340
6. Алгебра - - 2 2

2

6 204
7. Геометрия - - 2 2

2

6 204
8. Информатика - - 1 1

1

3 102
9. Черчение - - - -

2

2 68
III Естествознание 2 3 6 9

7

27 918
10. География 2 1.5 2 2

1

8.5 289
11. Биология - 1.5 2 2

2

7.5 255
12. Физика - - 2 2

2

6 204
13. Химия - - - 3

2

5 170
IV Человек и общество 3 3 4 4

6

20 680
14. Всемирная история - 1 1.5 1.5

1.5

5.5 187
15. История Казахстана 2 1 1.5 1.5

1.5

7.5 255
16. Основы обществознания - - - -

2

2 68
17. Самопознание 1 1 1 1

1

5 170
V Искусство 2 2 - -

-

4 136
18. Музыка 1 1 - -

-

2 68
19. Изобразительное искусство 1 1 - -

-

2 68
VI Технология 2 2 2 2

2

10 340
20. Трудовое обучение 2 2 2 2

2

2 68
VII Физическая культура 3 3 3 3

3

15 510
21. Физическая культура 3 3 3 3

3

15 510

Инвариантная учебная нагрузка

28 28 30 32

34

152 5168

Вариативный компонент

Школьный компонент

Факультативы. Курсы по выбору

3 3 2 2 2

12

408

Ученический компонент

Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера

2 2 2 2 2

10

340

174

5916
                   

 


ГОСО РК 2.3.4.01-2010

Приложение Д

(обязательное)

 

Типовой учебный план основного среднего образования.

Русский язык обучения

Образовательные области и учебные предметы

Нагрузка, час

5 6 7 8

9

Недельная Годовая

1. Инвариантный компонент (базовый)

I Язык и литература 14 13 13 12

12

64 2176
1. Русский язык 3 3 2 2

2

12 408
2. Русская литература 3 2 3 2

2

12 408
3. Казахский язык 5 5 5 5

5

25 850
4. Казахская литература 1 1 1 1

1

5 170
5. Иностранный язык 2 2 2 2

2

10 340
II Математика 5 5 5 5

7

27 918
5. Математика 5 5 - -

-

10 340
6. Алгебра - - 2 2

2

6 204
7. Геометрия - - 2 2

2

6 204
8. Информатика - - 1 1

1

3 102
9. Черчение - - - -

2

2 68
III Естествознание 2 3 6 9

7

27 918
10. География 2 1.5 2 2

1

8.5 289
11. Биология - 1.5 2 2

2

7.5 255
12. Физика - - 2 2

2

6 204
13. Химия - - - 3

2

5 170
IV Человек и общество 3 3 4 4

6

20 680
14. Всемирная история - 1 1.5 1.5

1.5

5.5 187
15. История Казахстана 2 1 1.5 1.5

1.5

7.5 255
16. Основы обществознания - - - -

2

2 68
17. Самопознание 1 1 1 1

1

5 170
V Искусство 2 2 - -

-

4 136
18. Музыка 1 1 - -

-

2 68
19. Изобразительное искусство 1 1 - -

-

2 68
VI Технология 2 2 2 2

2

10 340
20. Трудовое обучение 2 2 2 2

2

10 340
VII Физическая культура 3 3 3 3

3

15 510
21. Физическая культура 3 3 3 3

3

15 510

Инвариантная учебная нагрузка

31 31 33 35

37

167 5678

Вариативный компонент

Школьный компонент

Факультативы. Курсы по выбору

1 1 1 1 1

5

170

Ученический компонент

Индивидуальные и групповые консультации, занятия активно-двигательного характера

1 1 - - -

2

68

174

5916
                   

ГОСО РК 2.3.4.01-2010

Приложение Е

(обязательное)

Типовой учебный план основного среднего образования.

Образовательные области и учебные предметы

Нагрузка, час

5 6 7 8

9

Недельная Годовая

1. Инвариантный


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.23 с.