Критерии оценки, диагностика, коррекционные подходы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Критерии оценки, диагностика, коррекционные подходы

2022-12-30 22
Критерии оценки, диагностика, коррекционные подходы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Свойства нервной системы

Критерии оценки, диагностика, коррекционные подходы

Методические рекомендации

Для проведения профориентационной работы

Г. Челябинск, 2007 г.

Индикаторы силы и слабости нервных процессов, проявляющиеся в профессиональной деятельности

(Интерпретация к методике Ильина – теппинг – тест, см. приложение)

Характерные реакции, психологические и поведенческие особенности сильного типа нервных процессов:

* высокий уровень работоспособности нервных клеток, выносливость,

* постепенное вхождение в работу, «раскачка» в начале занятия,

* выполнение заданий и видов работы от легких к более трудным,

* вторая половина рабочего дня, как правило, более продуктивна,

* малая подверженность утомлению,

* хорошая помехоустойчивость, быстрое переключение внимания и переход от одного вида деятельности к другому,

* хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации,

* конспективный характер письменной речи,

* предпочтение устной речи письменному изложению текстов и мыслей,

* хорошо развита механическая память, что позволяет быстро запомнить информацию, но надежность ее запоминания невысока,

* достаточно быстро воспроизводят новую, вновь полученную информацию,

* высокие пороги чувствительности, в том числе и к педагогическому воздействию,

* в ситуации стресса или напряжения наблюдается некоторое расширение объема умственной деятельности,

* преобладает мотивация достижения,

* стремление к лидерским позициям и деятельности с повышенной ответственностью.

* способность выполнять параллельно несколько дел.

 

Лица с сильным типом нервной системы более адаптированы к динамичной трудовой деятельности и учебному процессу, хотя эта группа неоднородна.

 

Характеристики темперамента относительно трудовой деятельности

В профессиональной и учебной деятельности необходимо, с одной стороны, учитывать перечисленные выше особенности проявления свойств нервной системы, а с другой стороны, целесообразно создавать оптимальные условия и формировать навыки адаптивного поведения в конкретной производственной или жизненной ситуации.

 

Холерик

Неусидчив, суетлив, нетерпелив, резок и прямолинеен в отношениях с людьми, в работе решителен, инициативен. Способен быстро действовать. Работает рывками, движения резкие, порывистые, речь быстрая, страстная со сбивчивыми интонациями. Неуравновешен и горяч, склонен к риску, при недостаточном самоконтроле - не выдержан, вспыльчив, резок, раздражителен. Склонен к колебаниям настроения. Ощущает необходимость в эмоционально насыщенном общении. Выбор профессии более ориентирован на сам процесс деятельности, приносящий удовольствие и оживленность, чем на цели, достигаемые этой деятельностью.

 

Рекомендуемые виды деятельности:

связанные с активными и насыщенными межличностными взаимодействиями; преобладанием наглядно-образного, целостно-чувственного, художественного восприятия;

профессии административная работа, педагог, психолог (при


достаточном самоконтроле и среднем уровне возбудимости); врач, актер, менеджер.

Этот тип личности оптимально проявляет свои возможности на ниве маркетинга, как популяризатор идей, как личность артистическая, коммуникабельная, умеющая произвести должное впечатление, расположить, убедить, заинтересовать.

 

В трудовой, учебной, коррекционной и тренинговой работе целесообразно:

- использовать склонность к общению,

- учитывать потребность в поддержке, одобрении при неудачах, надежной страховке,

- обучать и вырабатывать один т тот же навык или умение, используя различные упражнения и задания,

- чередовать виды деятельности,

- развивать ловкость, координацию, внимательность,

- формировать навыки спокойных, обдуманных действий, нерезких движений, сосредоточенности на собственных действиях,

- планомерности, последовательности;

- обучать техникам саморегуляции психоэмоционального состояния,

- общаться спокойным негромким голосом,

- склонность к аффектам реализовывать в двигательной активности, где проявляется свойственная темпераменту быстрота действий, порывистость, возбудимость.

 

Не рекомендуемые виды деятельности:

требующие усидчивости, точности, внимания к деталям, аккуратности;

профессии – портной, программист, переводчик иностранных текстов, сборщик часов, радиомонтажник, чертежник.

 

Сангвиник

Весел и жизнерадостен, энергичен и деловит, способен быстро включаться в новую ситуацию, приспосабливаться к новой обстановке и переключаться с одной работы на другую. Общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми людьми, в работе вынослив, способен адекватно действовать в неожиданной сложной ситуации. С увлечением берется за новое дело, но быстро остывает, если дело перестает его интересовать. Склонен себя переоценивать, часто не собран, поспешен в решениях и поступках, поверхностен, небрежен. Стеничен, спонтаннен, отличается целостным интуитивным мышлением, опережающим опыт и обеспечивающим достаточно высокую прогностическую функцию мышления. Предприимчив, склонен к риску, проявляет новаторские тенденции, противопоставляет окружающей среде свою самобытность, неконформность решений и поступков. В условиях сниженного интеллекта спонтанность перерастает в избыточную импульсивность, проявляется непродуманностью высказываний и поступков, безответственностью и отсутствием опоры на накопленный опыт.

 

Рекомендуемые виды деятельности:

связанные с общением, ответственностью в принятии решений; предприимчивостью,

профессии - экскурсовод, врач, исследователь, диспетчер автоматических систем, журналист, дипломат, военнослужащий, административная работа, юрист, редактор, педагог, предприниматель, менеджер, управленец разного уровня.

 

В трудовой, учебной, коррекционной и тренинговой работе целесообразно:

- осуществлять контроль за выполнением заданий,

- создавать условия соревновательности, риска, преодоления трудностей,

- поощрять проявления самостоятельности и активности,

- учитывать склонность к общению с новыми людьми,

- использовать расположенность к лидерству и руководству коллективными действиями,

- поощрять способность легко ориентироваться в тактическом взаимодействии с партнерами по общению и совместной деятельности,

- обучать последовательности, целенаправленности, доведению начатого до конца.

 

Не рекомендуемые виды деятельности:

связанные с однообразной деятельностью, повышенной сосредоточенностью;

профессии: работа на конвейере, картограф, архивист, библиограф, сборщик часов, радиомонтажник.

 

Флегматик

Спокоен, хладнокровен, рассудителен, немного медлителен, малоразговорчив. В делах последователен, обстоятелен, педантичен и аккуратен, сдержан, умеет ждать, терпелив. Если начал работу, то старается доводить ее до конца. Склонен придерживаться выработанного порядка, правил и системы в работе. Личность ригидного типа трудно меняет свои установки, отличается формально-логическим, прагматическим мышлением с преобладанием способностей в области чисел, четких схем, конкретных конструкций и формул.

 

Рекомендуемые виды деятельности:

связанные со стереотипным способом действий, выполняемые в индивидуальном темпе;

профессии: бухгалтерское дело, экономист, механик, разного рода технические разработки (конструктор), статистика, учет, администрирование, организация труда, деятельность в области искусства, нотариус, юрисконсульт, слесарь, наладчик, инженер-разработчик, конструктор, врач-терапевт, медсестра, психолог консультант, библиотекарь, делопроизводитель, переводчик технических текстов с иностранного языка, ученый-теоретик.

В трудовой, учебной, коррекционной и тренинговой работе целесообразно:

- учитывать потребность в периоде «включения» в работу,

- выполнение заданий, не требующих частых переходов от одного действия к другому,

- ставить относительно однородные задачи,

- не отвлекать во время выполнения работы,

- учитывать склонность к индивидуальной работе,

- использовать действия, требующие глубокой внутренней сосредоточенности,

- работать с высокой нагрузкой без частых перерывов,

- поощрять проявления самостоятельности и активности,

- учитывать предрасположенность к спокойным и расчетливым действиям в напряженной обстановке, формирование устойчивых динамических стереотипов,

- предоставлять время на обдумывание ответов на поставленные вопросы,

- учитывать стремление к избеганию импровизаций;

в учебный и тренинговый процессы необходимо включать задания на развитие большей подвижности и эмоциональности.

 

Не рекомендуемые виды деятельности:

связанные с быстротой действий, с частым переключением внимания;

профессии: оперативные работы в органах милиции, медицина, водитель городского транспорта, педагог, продавец, официант, спортсмен.

 

Меланхолик

Стеснителен, застенчив, испытывает трудности в установлении контактов с новыми людьми, неуверенный эмоционально неустойчивый, легко теряется в сложной обстановке, болезненно чувствителен, раним, обидчив, способен глубоко сопереживать, сентиментален, очень впечатлителен, сильно зависит от внешней оценки, которая влияет на самооценку (желательно выбирать доброжелательный коллектив). Предъявляет высокие требования к себе и окружающим, надежен обязателен, добросовестен, аккуратен. Глубина и устойчивость чувств может перерастать в излишнюю робость в поведении, тревожность, погруженность в собственные переживания. Тревожно-интровертная личность. В познавательном процессе опирается в основном на вербальный материал и проявляет способности в сфере постижения смысла и обобщения словесной информации. При скромных интеллектуальных способностях – ответственный исполнитель, осторожный, способствующий избеганию неуспеха, усердно исполняющий разного рода канцелярские и архивные виды работ. При высоком интеллекте способен провести глубокий анализ накопленной информации, обобщить имеющиеся результаты, сделать далеко идущие выводы.

 

Рекомендуемые виды деятельности:

работа в спокойной обстановке, индивидуальная работа с людьми, работа с техникой, информацией;

профессии: деятельность в области искусства, нотариус, юрисконсульт, слесарь, наладчик, инженер-разработчик, конструктор, врач-терапевт, медсестра, психолог-консультант, библиотекарь, делопроизводитель, экономист, переводчик технических текстов с иностранного языка, ученый-теоретик; философ, писатель, аналитик.

 

В трудовом, учебном, коррекционном и тренинговом процессах целесообразно:

- постепенно отучать от излишней робости и застенчивости (и других типов негативного поведения, маскирующих данный комплекс),

- тренировать работоспособность, повышая и дозируя различные нагрузки, предоставляя возможность отдохнуть и восстановиться,

- предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку ответов, не ставить в ситуацию неожиданного ответа, требующего быстрого ответа,

- предоставлять время для проверки и исправления написанного,

- наиболее трудную работу, по возможности выполнять в начале рабочего дня,

- предоставлять время на осмысление новой информации,

- объем заданий и информации должны быть нормированы, соответствовать возрасту и возможностям,

- осторожно оценивать неудачи, критиковать наедине,

- чередовать различные виды труда, предоставлять возможность дополнительных микроперерывов,

- создавать спокойную обстановку, в минимальной степени отвлекать от работы,

- стимулировать инициативности, помогать в принятии и исполнении ответственных решений,

- минимизировать угрозу при столкновении с риском, опасностью, ситуациями напряжения, контроля, снижать ответственность в стрессогенных условиях,

- помнить, что мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в общении с ними особенно необходимы, а чрезмерная строгость и резкое повышение требований еще сильней затормаживают таких людей,

- обучать методам и техникам саморегуляции психоэмоциональных состояний,

- для профилактики раннего утомления снижать шумовой фон и другие внешние помехи, включать в трудовой или учебный процесс задания на релаксацию чаще, чем другим.

Люди со слабыми нервными процессами стремятся разумно организовать любую деятельность, которой они занимаются, планируют свои занятия, умеют соблюдать распорядок дня, что помогает им правильно распределить свои силы и за счет этого увеличить объем и продуктивность выполняемой работы. Тщательная предварительная подготовка, глубокий, всесторонний анализ и обдумывание материала, его систематизация, составление развернутых планов, логических схем, позволяют не только компенсировать медленный темп работы, особенно в период утомления, но и снизить нервно-психическое напряжение, возникающее в ответственные периоды профессиональной деятельности.

Перечисленные компенсаторные приемы людей со слабым типом нервной системы являются элементами индивидуального стиля их умственной деятельности, помогают им адаптироваться к различным условиям труда, используя адекватные приемы. Повышение самооценки, похвала даже за небольшое положительное достижение в профессиональной или учебной деятельности, тренировка работоспособности, рациональная дозировка и повышение различных нагрузок с предоставлением возможности отдыха и восстановления помогут сохранить хорошее самочувствие, работоспособность и здоровье.

 

Не рекомендуемые виды деятельности:

связанные с повышенным риском, с длительным ожиданием, с неопределенным исходом, с быстрым темпом работы, с переработкой большого объема информации;

профессии: оператор больших энергетических систем, оперативный работник, пожарный, пилот, педагог старших классов, руководитель высшего и среднего уровня, врач-хирург, врач скорой помощи.

Приложение

Цель

  Тест применяется для изучения подвижности нервной системы, особенностей внимания при работе в вынужденном темпе и дефиците времени, а также некоторых сторон эмоциональной устойчивости. Применяется в профотборе на профессии, где особенно востребованы высокий уровень концентрации и распределения внимания, быстрота принятия решений и выполнения заданий, стрессоустойчивость (военный, бухгалтер, кассир, секретарь-референт и др.)

Описание методики

Для обследования используют двухсторонние бланки с вертикальными рядами сочетаний букв и чисел. Задача обследуемых заключается в нахождении на бланке численно буквенных сочетаний, называемых экспериментатором (или записанных на магнитофон с интервалом в первом задании – 4 секунды, во втором – 2 секунды), которые следует отмечать в зависимости от четности номеров и количества букв: красным карандашом – сочетания, где и номер и количество букв в группе числа четные либо нечетные; синим – сочетания, где номер нечетный, а букв четное количество или наоборот. Всего называется в каждом задании 50 сочетаний (по 25 для каждой стороны бланка). В процессе работы ведется наблюдение за поведением обследуемого, его жестами, мимикой, особенно при выполнении второго задания и заносятся соответствующие записи в протокол, отражающие эмоциональное состояние обследуемого при выполнении задания в условиях дефицита времени.

Результаты правильно отмеченных численно-буквенных сочетаний соотносятся с 9 -бальной оценочной шкалой.

 

Баллы                                         9   8     7    6   5   4  3    2  1

Количество     Медленно 48 и 45-   41- 37- 33- 27 21 16- 15 и

правильно                             более 47    44  40 36 32 26  20 менее

отмеченных

групп               Быстро  41 и 38-       35- 32- 27- 24- 21- 18- 17 и

                                             более 40   37  34 31 26 23   20  менее

 

Обработка данных

Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойства: экстраверсию-интроверсию, ригидность-пластичность, эмоциональную возбудимость – эмоциональную уравновешенность, темп реакции (быстрый-медленный), активность (высокую-низкую) и искренность испытуемого в ответах на вопросы. Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммы умножить на коэффициент 3, 2, или 1 балл, затем то же выполнить с ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента.

Код опросника

Свойства темперамента Ответы «да» Балл Ответы «нет» Балл

1.Экстраверсия              1, 7, 13, 19

 

                                        25, 31, 37             3

                                        4,43                      2        2                      1

 

2.Ригидность                 8, 26, 32               3

                                        2, 14, 20, 38, 44  2        37                     2

                                                                                        19, 46               1

 

3. Эмоц. возбудимость 15, 21, 33, 39, 45 3

                                        3, 9                     2

27                          1

 

4. Темп реакций            4, 16, 28,            3

                                        10, 22, 34, 40,46 2

                                        17, 29, 37           1

 

 

5. Активность                5, 11, 17, 23, 29

                                        35, 41, 47           3

                                        10                       1        38                     1

 

6. Искренность              30, 36, 42, 48     3

                                        6, 12                   2

                                        18, 25, 24           1        23                     1

 

 

Заключение

Основные свойства нервной системы – это устойчивые особенности нервной системы, влияющие на индивидуальные психологические особенности человека и проявляющиеся при выполнении им разных видов деятельности.

Почему же возникает в некоторых случаях рассогласование между проявлениями основных свойств нервной системы и требованиями трудовой или учебной деятельности? Ведь согласно исследованиям физиологической школы Б.М. Теплова, в природе нет и не может быть «хороших» и «плохих» типов и свойств нервной системы. Сам факт существования индивидов с разными свойствами нервной системы, а значит, и существования их на протяжении всей эволюции человечества, показывают, что все эти свойства обеспечивают человеку возможность адаптироваться к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Каждое свойство, а тем более каждое их сочетание имеет и положительные, и отрицательные психологические проявления. Оценивать их со знаком плюс или минус возможно, только хорошо представляя себе условия жизни и деятельности каждого человека. Так, если индивиды с сильной нервной системой обнаруживают высокую устойчивость в экстремальных ситуациях (аварии, ситуации повышенной ответственности, соревнования, экзамены), то повышенная чувствительность, свойственная людям со слабой нервной системой, помогает им в более глубоком и тонком понимании проблем, более чутком и осторожном отношении к окружающим.

Психологические исследования и наблюдения показали, что не только сам трудовой процесс, т.е. динамика, но и его эффективность подвержены влиянию индивидуально-типологических особенностей личности. Да и как могло бы быть иначе? Те пути, приемы и способы, какими человек добивается результата, так или иначе проявятся в самом результате.

Многие специалисты считают, что «слабые» и «инертные» по своим нейродинамическим особенностям чаще относятся к категории неуспевающих и неуспешных в профессиональной деятельности. Действительно, в условиях современной жизни с ее интенсификацией, значительными нагрузками на нервную систему, скорее страдает психическое здоровье именно этих работников, которые не могут противостоять сильным, продолжительным или часто меняющимся раздражителям. Но это не означает, что слабость и инертность нервной системы неизбежно влекут за собой трудности в работе. Компенсировать несоответствие можно, используя принцип согласованности профессионального выбора и условий труда с индивидуальными проявлениями нейродинамики человека, организацией индивидуального стиля деятельности, обучением и использованием навыков адаптации и психоэмоциональной саморегуляции в повседневной деятельности. Человек должен осознать и использовать свои достоинства, вытекающие из его психофизиологического потенциала, а также знать и компенсировать свои недостатки. В этом и состоит, в главных чертах, формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности. С этой задачей не каждый может справиться самостоятельно. В этом случае специалисты- профконсультанты готовы прийти на помощь в диагностической, профориентационной и психокоррекционной работе.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Роль темперамента в психическом развитии. Я. Стреляу,

М., Прогресс, 1982 г.

 

2. Основы психодиагностики Под редакцией А.А. Бодалева, В.В.Столиной

М, Московский университет, 1987 г.

 

3. Психодиагностика детей и подростков Под редакцией К.М.Гуревича

М., Международная педагогическая академия,1995 г.

 

6. Психодиагностика в профориентации. Л.Н. Собчик,

ж-л Профессиональный потенциал № 4, 2001 г.

 

5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Редактор-составитель Д. Я.Райгородский, Самара, Издательский Дом «Бахрах»1998г.

 

6. Практическая психология в тестах. Составители Р. Римская, С. Римский

М., «АСТ-ПРЕСС», 1997

 

7. Психология, Р.М. Немов, книга 1, 2. М. Просвещение, 1994 г.

 

8. Практические занятия по психологии. Под общей ред. Д. Я. Богдановой

М., Физкультура и спорт, 1989 г.

 

9. Влияние личностных качеств на успешность в профессиональной деятельности, Составитель С. В.Вибе, г. Челябинск, ЦПНПИ, 1999 г.

 

10.Обучаемость и здоровье школьника. М.К Акимова, В.Т,Козлова.

Школа здоровья № 2, 1995 г.

 

11.Методические указания к практикуму по психофизиологии. Л 1981 г.

 

12.Практикум по общей экспериментальной психологии, Л., ЛГУ,1987 г.

 

_____________________________________________

_____________________________________

____________________

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

                                                                                                                        Стр.

Введение. Понятие о природных особенностях человека          1

 

1. Индикаторы силы и слабости нервных процессов, проявляющиеся

в профессиональной деятельности                                           7

 

2. Особенности проявления подвижных и инертных свойств

нервной системы в профессиональной деятельности            7

 

3. Характеристики темперамента относительно трудовой

деятельности                                                                               9

 

4. Применение знаний о нейродинамических особенностях

нервных процессов в деятельности профконсультанта СЗ  14

 

5. Комплексный подход в подборе

профориентационного психодиагностического

инструментария                                                                       18

 

7.  Приложение. Методики, изучающие нейродинамические

характеристики личности                                                      21

 

Заключение                                                                                  33

 

Литература                                                                                    35

 

Содержание                                                                                  36

 

Свойства нервной системы

Критерии оценки, диагностика, коррекционные подходы

Методические рекомендации


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.