Передвижение по снегу и льду — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Передвижение по снегу и льду

2022-12-30 90
Передвижение по снегу и льду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Не многие из высоких гор можно пройти на лыжах до самой вершины. Также и при обычно простых лыжных поездках до вершины нужно добираться пешком, и это не всегда бывает так просто. Лыжи оставляют в стороне и идут дальше пешком по снегу или льду, по скалам, в зависимости от погодных условий.

При ходьбе по снегу используют обе палки. С их помощью часто можно предотвратить пролом непрочной снежной корки или слишком глубокое погружение в снег. В глубоком снегу продвижение вперед медленно и трудно. Поэтому маршрут нужно выбирать с умом. Нужно выбирать такие хребты и ребра, которые покрыты выдуваемым, твердым снегом, и избегать низин с глубоким снегом. В желобе или на склоне одна сторона может быть защищена от солнца и ветра, а другая наоборот больше подвержена им и снег вследствие этого будет там тверже. С приближением к вершине количество снега, в общем уменьшается. Как только склон становится круче, нужно передвигаться в глубоком снегу и прочно держаться. Можно свалиться вниз, даже если по живот находишься в снегу. Продвижение вперед в холодном, кристаллизованном рыхлом снеге достаточно затруднительно. Кристаллы снега плохо связаны друг с другом. И часто трудно бывает остановиться при падении. Нужно стоять на плоских ступенях. Чем больше работают и двигаются, тем большее количество снега сползает вниз, тем больше погружаешься в снег. Очень неприятно, когда на склонах находится слежавшийся снег. Ботинки не находят в мокрой массе уверенной основы; нужно очень осторожно делать каждый шаг.

Если снег настолько жесток и лежит под таким большим углом, что нога уже не чувствует уверенной опоры, чтобы остановиться при необходимости, нужно прорубать ступени или использовать кошки для подъема. Если нет кошек, то целесообразно подниматься по линии падения, так как при этом можно с большей силой и размахом загонять сапоги в снег, нежели при восхождении по диагонали. Ногой нужно двигать свободно от таза к склону. При передвижении боком нужно больше давить на боковую поверхность ботинка, зарывая его в снег. На крутом спуске для противодействия соскальзыванию делают в снегу отверстия для рук. Или берут лыжную палку и проделывают ей дыру в снеге. Еще лучше для обеспечения безопасности использовать ледоруб.

С помощью подобных ухватов можно преодолевать крутые склоны техникой лазания по снегу. При подходящих снеговых условиях вся рука вплоть до плеча погружается в снег, благодаря чему можно вполне уверенно держаться. Это может быть необходимо, например, при преодолении снежных надувов.

Втыкание ног в снег довольно утомительно. Зачастую можно не делать ступеней, при быстром подъеме в гору. При этом достаточно погрузить в снег лишь носок ботинка, чтобы быть защищенным от соскальзывания. Тогда, однако, нога должна иметь при движении надежную опору.

Кошки нужно использовать на мягком снегу с некоторой осторожностью. Если снег забьется между зубцов, они уже не будут втыкаться. Длинные лыжные брюки не подходят для подъема с кошками, они могут быть разорваны зубцами очень быстро. По крутому склону лучше всего подниматься вертикально, при этом в большинстве случаев достаточно использовать переднюю часть зубцов; если идут под углом к склону, чтобы подниматься зигзагами, нужно обращать внимание на то, чтобы все зубцы кошек втыкались равномерно. Нога не может при этом стоять на ребре, она должна иметь горизонтальное положение. При этом голеностопный сустав со стороны горы прогибается вовнутрь, со стороны долины наружу. Если переход длинный, то подобная техника ходьбы отнимет много сил.

Страховка на покрытом фирном склоне при помощи ледоруба

Если кошки уже не обеспечивают уверенного сцепления со склоном, или когда отсутствует чувство уверенности, нужно пробивать ледорубом ступени. При этом во льду для кошек в большинстве случаев выбивают продолговатые насечки; для простой обуви ступени должны тщательно выдалбливаться и быть достаточной величины.

Во время зимы некоторые хребты и склоны, которые покрыты весной и летом снегом, имеют жесткое ледяное покрытие. Также и скалы покрыты зимой под поверхностным снежным слоем гораздо более толстым слоем гладкого льда. Поэтому при походах в горы рекомендуется, чтобы не разочаровываться, брать с собой кошки и ледоруб.

Спуск по жесткому снегу или льду требует долгих тренировок, чем например, подъем, и в связи с этим для многих затруднителен. Уже при подъеме нужно думать об обратном пути и при прорубании ступеней обращать на это внимание. Не нужно их делать слишком высокими, иначе спуск будет слишком тяжелым. До тех пор пока угол наклона не слишком велик, нужно спускаться лицом от скалы. Необходимо расслабить напряженные бедренные мышцы бедра во время перерыва между шагами. Тело при этом можно немного согнуть. Если в страхе слишком сильно прижиматься к склону, то передвижение становится небезопасным и можно соскользнуть вниз. Если спуск производится по краю склона, можно помогать себе ледорубом. Если крутизна склона слишком велика, необходимо спускаться лицом к склону. Ступени используются как для ног, так и для рук. Если нужно прорубать новые ступени в жестком фирне или во льду, то спускаться нужно боком. Спускаться вертикально вниз невозможно; в таком случае лучше использовать канат или, если это невозможно, то нужно спустить одного человека на канате, который будет пробивать ступени снизу вверх.

Самостраховка на склоне, покрытом фирном

Если существует опасность обвалов где-либо на снежных или покрытых льдом склонах, то необходимо подстраховываться канатом. Только в этом случае можно с полной надежностью передвигаться по одному. Это значит: сначала идет первый, останавливается на твердой поверхности и дает сигнал, чтобы начинал движение второй, в то время как он медленно подтягивает канат. Только на не очень крутом склоне, на не слишком жестком снегу можно идти одновременно на небольшом расстоянии друг от друга. Также и при передвижении по снегу, как и при лазании, используется страховка через плечо. При поперечном спуске или при падении впереди идущего нужно опасаться сильных толчков, от которых нужно защищаться при помощи самостраховки. Один привязывает себя при помощи петли каната к глубоко вбитому в снег ледорубу. Это гораздо надежнее, чем просто пропускать страховочный канат вокруг ледоруба. В случае падения первый толчок будет выдержан при помощи страховки через плечо, и на ледоруб придется уже ослабленное давление. Если падение будет слишком долгим, то ледоруб будет вырван из снега, даже если он зарыт в нем по рукоять. Поэтому длина каната не должна быть очень большой.

Страховка только тогда имеет ценность, когда она обеспечивает уверенное крепление на склоне или когда она в состоянии задержать альпиниста при падении.

 

Лазание зимой

Сложные альпинистские поездки можно предпринимать зимой только при особенно благоприятных снеговых условиях, если скалы вследствие отсутствия снегопадов свободны от снега или во время периодов хорошей погоды весь снег растаял. При этом собственно, нельзя говорить о лазании зимой; нужно обращать внимание на обледенение при солнечной погоде.

Страховка идущего впереди

Спуск боком по крутому склону при помощи палок

 

Зимой при соответствующих снеговых условиях на уступчатом склоне, обычный утес может оказаться очень непредсказуемым и трудным. Скальные ступени и уступы, которые нужно проходить на пути к вершине, которую можно было легко преодолеть в летний период, могут действительно вызывать много трудностей. Нельзя использовать высокогорные ботинки для передвижения по снегу. В некоторых случаях рекомендуется использовать кошки для подъема по некоторым уступам. Руки, для защиты от снега и холода, защищены толстыми перчатками.

Страховка через спину на заснеженной скале

 

Так как снеговые условия слишком изменчивы в течение зимы, нельзя делать каких-либо точных предположений об ожидающих опасностях. Место, которое можно «пройти» один раз по прочному снегу, в другой раз может требовать огромных усилий или стать вообще непроходимым, если снеговые условия будут неблагоприятными. Снеговые условия наиболее сложны тогда, когда скальные уступы покрыты плохо закрепленным, холодным рыхлым снегом, а поверхность скалы под ним покрыта льдом. Зимой нужно с двойной осторожностью проверять каждое движение и каждый шаг; примерзшие камни вызывают обманчивое представление об их прочности. Всегда нужно стараться останавливаться в надежном снегу; так же не нужно сгребать снег со скал. Оголившиеся от снега скалы могут быть очень гладкими, и не будет возможности за них ухватиться и сделать хоть один шаг, в то время как при использовании снежного покрова этот участок мог быть преодолен. Способность передвигаться по снегу и умение вести себя правильно на снегу, зимой на скале порой важнее, чем собственно искусство альпинизма. Ледоруб при этом очень ценный инструмент. Он необходим для очистки скал, прорубанию ступеней, для страховки, для поддержки при подъеме и спуске.

 

Лавинная опасность

Все большее количество альпинистов и лыжников страдают от несчастных случаев в результате схода лавин. Каждый альпинист, а также каждый горнолыжник, даже если он ничего другого не намеревается совершать кроме мирной лыжной поездки, должен быть подкован знаниями о сущности лавинной опасности, так как при особенных снеговых условиях могут стать опасными с точки зрения лавинной опасности склоны и маршруты, которые обычно считаются надежными и безопасными. При перемене погоды и при каждом сильном снегопаде нужно опасаться, что в течение следующих дней газета опять сообщит о новом несчастном случае из-за схода лавины. Можно ли избежать этих происшествий? Становящийся более теплым, т.е. более тяжелым снег легче сползает вниз, чем холодный, легкий снег и после сильных снегопадов свежий снег обрушивается со всех крутых склонов, и это общеизвестные факты. И, все же, они снова и снова не берутся во внимание лыжниками, снова и снова предпринимаются опасные поездки. Нет никакого другого средства уйти от лавины, кроме как избегать лавиноопасных склонов. Не существует средства защиты от лавин. Да и лавинный шнур - не панацея, хотя он и помог найти множество заваленных снегом людей. Он, как кажется, вызывает ошибочное чувство защищенности у некоторых лыжников. Собственно, ошибочно надеяться на лавинный шнур. Но все же его необходимо использовать на склоне, который может быть потенциально лавиноопасен. Нужно избегать, однако, опасных склонов; нельзя вступать на него даже с лавинным шнуром. Нужно обходить его, и если это невозможно, то нужно прекращать поездку, которая проходит через лавиноопасные склоны, и планировать другой маршрут, который будет безопасен в этом отношении. Однако этот принцип знает ряд отступлений. Но если бы альпинисты помнили об этом принципе, ступая на лавиноопасный склон без большой необходимости, то, наверное, большинство несчастных случаев в результате схода лавин можно было бы избежать.

Для оценки лавинной опасности нужно принимать во внимание:

1. расположение, длину и свойства склона;

2. его положение и направление;

3. массу и вид снега;

4. погоду;

5. время дня и сезон.

Установление крутизны склона при помощи лыжных палок.

 

Вообще, считается, что любой склон круче, чем 23 градуса, может быть опасен из-за схода лавин. Однако и более плоские территории от этого не защищены, как показала прошлая богатая снегом зима. Нелегко с точностью определить угол склона; как вспомогательное средство для измерения используется обычно лавинный измеритель. Можно определить градус уклона также посредством лыжных палок и транспортира. Также можно облегчить себе задачу, сравнив угол уклона с известными горами. Нужно брать во внимание не отдельный склон, по которому будет осуществляться восхождение, а нужно обращать внимание и оценивать всю гору целиком. Более плоские склоны могут быть засыпаны большим количеством снега и из-за этого превратиться в достаточно крутые. Обрушение ниже лежащих снежных масс может лишить, расположенные над ними опоры и тем самым вызвать сход лавины. Большие, плоские склоны опаснее, чем испещренные трещинами и булыжниками. На гладких склонах снег не находит сопротивления. Каждая шероховатость, каждый холмик на территории образует тем самым что-то вроде упора, делит снежную массу на меньшие и вместе с тем менее опасные части. Этому способствуют обрывы, выступы, котлованы, дороги и тропы, которые пересекают склон, если они еще не засыпаны, булыжники, деревья, снежные глыбы и ледяные обломки старых лавин. Небольшие склоны кажутся менее опасными, так как идущая по такому склону лавина имеет незначительный размер. На то, что, однако, и здесь необходима осторожность, указывает трагедия, которая произошла несколько лет назад на альпийском высокогорье (поблизости от Кройцэк-Веттерштайн). Здесь были погребены под лавиной на не особо крутом склоне длиной примерно 50 метров два солдата рейхсвера и были обнаружены только после суточных поисков.

В узком врезе долины.

Солнечные южные склоны менее опасны, чем склоны, расположенные в тени. Снег на южных сторонах из-за воздействия солнца скапливается в меньших количествах, он быстро тает и превращается в фирн. Если есть выбор между склоном с рыхлым снегом и склоном со слежавшимся снегом, то в большинстве случаев безопаснее будет последний, находящийся под лучами солнца. Напротив, само собой разумеется, после снегопада южные склоны более опасны, так как на южных сторонах снег быстрее нагревается, становится вследствие этого тяжелее и поэтому лежа на старом, гладком основании он легче соскальзывает. Самые опасные склоны находятся с подветренной стороны. Здесь ветром собирается снег толщиной в несколько метров, с виду он кажется прочным, но на самом деле крайне опасен в плане схода лавин.

У свежевыпавшего снега плохое сцепление с поверхностью. Поэтому он легко обваливается в виде пыльных, рыхлых лавин свежего снега. Их можно встретить на крутых скалистых горах во время и после снегопада в виде «лавин из снежной пыли». Чем больше крутизна склона, чем больше масса и вес снега, т.е. чем он влажнее, тем быстрее образуются лавины. После снегопада ложится новый снег; благодаря выпариванию и холоду он высыхает, становится легким и порошкообразным; под влиянием солнечного тепла он покрывается фирном.

Полностью промерзший и слежавшийся снег безопасен с точки зрения схода лавин, даже на самых крутых склонах. Если он размягчается вследствие теплой погоды (солнечное воздействие) только на поверхности, то опасность схода лавин не велика, до тех пор, пока не образуется на его поверхности мокрый слой. Он легко обваливается под лыжами, но не существует опасности, что рухнет вся снежная масса со склона, пока у него есть хорошая связь с основанием, т.е. пока он промерз до скалы. Если горячее полуденное солнце расплавит снег глубже, то из небольших оползней могут вырасти огромные снежные фирновые (мокрые) лавины, которые утром или в первой половиной дня, пока воздух еще холодный можно переходить в полной безопасности. Особенная осторожность требуется на крутых склонах. Если снег к вечеру снова промерзает, что в ясную погоду после ухода солнца происходит очень быстро, то лавинная опасность снова отсутствует. Можно легко уйти от опасности, если использовать только утренние часы для подъема или ждать, до тех пор, пока снег снова не промерзнет к вечеру и не станет жестким.

Если связь снежного слоя со скалой нарушится из-за талой воды, дождя, теплого сухого ветра, то все эти слои обрушатся, обнажив голую скалу.

Если свободно лежащий снег прессуется ветром и затвердевает на поверхности, то при спуске по такому склону образуются небольшие трещины, которые в дальнейшем разрастаются и приводят к цепному сходу лавин.

Лавинная опасность, в частности опасность схода снежных лавин, зависит не только от погодных условий в конкретный момент, она зависит и от погоды, которая была в предыдущие недели и месяцы. Поэтому нужно быть в курсе изменения погоды на протяжении всей зимы. Чем более снежной была зима, тем больше, само собой разумеется, лавинная опасность; прежде всего, если в результате смены погоды снег подтаивает и становится тяжелым. В начале зимы лавинная опасность, в общем незначительна. Снег еще не глубокий, склоны еще не выровнены, снег выпадает нерегулярно. Несмотря на незначительную снежную массу можно встретить образования снежных шапок, на подветренной стороне. Опасность увеличивается с увеличением количества снега вплоть до весны, когда уже снова он начинает быстро таять и слеживаться. Утром и поздним вечером, когда слои снега смерзлись и хорошо скреплены со скалистым основанием, опасность схода лавин незначительнее, чем в течение дня, когда из-за тепла снег становится тяжелее.

В качестве практических выводов из вышесказанного можно дать следующие советы. Самая большая лавинная опасность существует во время или после больших снегопадов. И потом опять, если по истечении холодного периода погоды фён или теплый западный ветер делают снег тяжелым и влажным. Опасность тем больше, чем больше влажность снега, чем тяжелее снег, чем ровнее основание на котором он лежит, и чем больше площадь склона. В дни, когда господствует такая погода, следует отложить поездку, которая проходит по большим отвесным склонам, по безлесным долинам центральных Альп, так как там велика угроза схода лавин. Нужно ждать до тех пор, пока не обрушатся лавины или слой снега смерзнется со скалой. Прежде всего, тогда, когда погода остается неблагоприятной и уверенный переход по склонам невозможен. Если шел влажный снег или время от времени между снегопадами шел дождь, то вся снеговая масса быстро промерзнет при ясной морозной погоде, и в течение нескольких часов состояние склона снова будет удовлетворительным. Если было очень холодно и шел снег, но снег падал на гладкое, затвердевшее основание, то нужно ждать часто несколько дней, до тех пор, пока снег не осядет и свяжется с нижним слоем. После таких снегопадов, продолжительное время сохраняется опасность схода лавин.

Лежащие с подветренной стороны склоны опасны в первую очередь. Здесь ветер собирает невероятные по объемам снеговые массы. Ветер спрессовывает снег и образует на поверхности корку, из-за чего эти массы обрушиваются вниз, как и в случае с вновь выпавшем снегом. Отдельные слои снега постепенно отделяются друг от друга. Здесь присутствует опасность схода снежных шапок. Она остается также в течение длящихся неделями периодов хорошей погоды. Опасность увеличится, так как снежные слои отделяются все больше друг от друга, а поверхностная корка создает иллюзию прочности, особенно в хорошую погоду. До тех пор пока на них не оказывается какого-либо воздействия, склоны находятся в латентном состоянии равновесия. Только при прохождении по такому склону можно вызвать лавину вибрацией или весом лыжника. Часто, причиной схода лавин является линия, сохранившаяся после спуска горнолыжника. Вибрация может увеличиваться, и маленькая лавина может вызывать сход огромного числа оползней по всей окрестности. Если на склоне видна снежная шапка, то можно с уверенностью сказать, что все склоны с этой стороны, имеющие одинаковое положение также лавиноопасны. Северные склоны, даже если они не лежат с подветренной стороны, могут быть тоже лавиноопасны.

Каждый склон с подветренной стороны нужно изучать очень внимательно, если даже он не очень крутой и длинный. Также нельзя идти по старым следам, которые ведут по склону, если переход осуществляется через несколько дней после снегопада. Нельзя сразу идти по лавиноопасному склону; сначала нужно остановиться, и только потом небольшими группами продолжать движение.

Вообще, никогда нельзя обольщаться, даже на многолюдных лыжных тропах и оставлять без внимания склон. Всегда самостоятельно нужно оценивать сам склон и состояние снега. Никогда не нужно ориентироваться на следы на снегу, так как они могут создать обманчивую уверенность в безопасности маршрута. Прежде всего, следует помнить о том, что лавинная опасность, обрушение снеговых масс возможно тогда, когда теплый сухой воздух или теплый западный ветер дуют в сторону склона. Снова и снова при такой погоде на многолюдных лыжных склонах, которые при холодной погоде вполне безопасны, случаются катастрофы, которые можно было предотвратить при некоторой осторожности и сообразительности.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.