Судебная автотехническая экспертиза — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Судебная автотехническая экспертиза

2022-12-30 29
Судебная автотехническая экспертиза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель и задачи экспертизы

Объектами экспертизы ДТП являются источники информации: транспортная техника, узлы, агрегаты, системы, детали, дорога, место ДТП, следы, участники ДТП, а также все материалы дела о ДТП, представленные на экспертизу.

В настоящее время экспертизу ДТП по назначению в соответствии с потребностями судебно-следственной практики подразделяют, как указано в работе [3], на пять видов:

1. Ситуалогическая экспертиза или исследование обстоятельств ДТП. В ней решаются задачи о скорости движения участников и их расположению в разные моменты времени, определяются остановочные пути транспортных средств (ТС) и техническая возможность участников предотвратить ДТП, определяется с технической стороны соответствие действий участников ДТП требованиям ПДД.

2. Транспортно-трассологическая экспертиза решает поставленные перед ней задачи о расположении транспортных средств в момент столкновения, о траекториях подхода к месту столкновения (наезда) и отхода от него, о характере образования повреждений, о принадлежности следов и др.

3. Технико-диагностическая экспертиза устанавливает наличие неисправностей деталей, узлов, систем и ТС в целом, время и причину появления неисправностей. Определяется соответствие технического состояния требованиям нормативных документов, возможность выявления неисправностей и причинную связь неисправностей с фактом ДТП и его последствиями. К этому примыкает и получившая в настоящее время широкое распространение автотовароведческая экспертиза, в которой определяются затраты на восстановление поврежденных в ДТП автомобилей.

4. Инженерно-психофизиологическая экспертиза призвана решать задачи о возможности обнаружения и восприятия водителем дорожной обстановки и своевременной оценки им опасности, возможности выполнения им необходимых действий в аварийной ситуации с учетом психофизиологического воздействия на него различных обстоятельств (ослепление, наезд на ТС, вмешательство в управление ТС посторонних лиц и др.).

5. Автодорожная экспертиза решает задачи по исследованию дороги и дорожных условий на месте ДТП на предмет соответствия нормативным требованиям строительства и эксплуатации, а также выявляет причинные связи отклонений от норм с фактом ДТП и его последствиями. Определяются недостатки в организации дорожного движения, указываются требования, которыми должны были руководствоваться должностные лица (организации), ответственные за эксплуатацию дороги, моста, переезда, и соответствие их действий этим требованиям.

Такое деление ориентирует на определенный порядок при назначении и производстве экспертизы ДТП, как отказа какого-либо звена (звеньев) сложной системы «водитель –автомобиль – дорога – среда».

 

Судебная автотехническая экспертиза

Судебная экспертиза проводится по постановлению органа дознания, следствия, прокуратуры и суда. Судебная экспертиза по закону – это процессуальное действие в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Полученное заключение специалиста представляют следствию или суду и добиваются включить его в материалы дела по ДТП. Если выводы такого заключения противоречат ранее выполненным исследованиям или экспертизам, то обычно назначают повторную судебную экспертизу.

Цели судебной автотехнической экспертизы

Целями судебной автотехнической экспертизы являются установление технического состояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметок, механизма дорожно-транспортного происшествия (ДТП), психофизиологического состояния водителя, и других участников ДТП.

Объекты судебной автотехнической экспертизы

В качестве объектов судебной автотехнической экспертизы выделяют: - место ДТП;  - транспортные средства: автомобили, мотоциклы, велосипеды, иные самоходные механизмы, а также их части (узлы, детали, обломки).

Виды экспертизы по составу участников

Исходные материалы для экспертизы

Для производства судебной автотехнической экспертизы в распоряжении эксперта должны быть предоставлены материалы, достаточные для полного и объективного исследования.

К этим материалам относятся:

· постановление следователя о назначении экспертизы;

· протокол осмотра ДТП;

· схема ДТП;

· протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

· справка по ДТП.

Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента и другими материалами, а также протоколом допросов свидетелей.

Постановление о назначении экспертизы состоит из трех частей:

· вводной;

· описательной;

· резолютивной (заключительной).

В вводной части указывают вид экспертизы, дату и место составления постановления, наименование органа или фамилию должностного лица, назначившего экспертизу, номер дела, фамилию и инициалы подозреваемого.

В описательной части излагают фабулу ДТП и характеризуют обстоятельства, связанные с объектами экспертизы. Особое значение для автотехнической экспертизы имеют технические данные, необходимые для восстановления механизма ДТП. К ним относятся:

· координаты места и время ДТП;

· характеристика проезжей части и ее состояния;

· тип и техническое состояние транспортного средства;

· скорость движения транспортных средств и пешеходов;

· длина и характер следов торможения или качения колес;

· расположение транспортных средств и других объектов и предметов на проезжей части;

· характеристика видимости и обзорности с места водителя в момент ДТП.

В постановлении должно быть указано, применял ли водитель экстренное торможение, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству, неподвижному препятствию. В конце описательной части постановления перечисляют статьи УПК, которыми руководствовался следователь, назначая экспертизу.

В резолютивной части постановления указывают вид назначаемой экспертизы, учреждение или лицо, которому она поручена, перечисляют вопросы, поставленные на разрешение эксперта, описывают направляемые на исследование объекты и материалы.

 

Этапы экспертизы

Производство экспертного исследования ДТП осуществляется на основе определенных методов и приемов исследования деятельности эксперта. Экспертные исследования представляют собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов. В зависимости от вида ДТП, его сложности и вопросов, поставленных на разрешение, исследования могут иметь различный характер. В большинстве случаев процесс производства экспертизы можно разделить на следующие этапы:

· ознакомление с постановлением, изучение материалов дела, уяснение предстоящей задачи;

· экспертиза и оценка исходных данных;

· построение информационной модели исследуемого ДТП;

· проведение расчетов, составление графиков и схем;

· оценка проведенных исследовании, уточнение первоначальной модели ДТП;

· формулирование выводов;

· составление и оформление заключения эксперта.

 

Трасологическая экспертиза

Криминалистическая экспертиза - составная часть судебных экспертиз в уголовном и гражданском процессе, исследовательская деятельность компетентных лиц, направленная на установление с помощью специальных познаний фактических данных, основанная на достижениях криминалистики и естественно-технических наук, процессуальных нормах, определяющих принципы и условия достоверного решения вопросов, интересующих органы предварительного расследования и суд.

Для трасологического исследования характерно изучение следов для выявления внешнего строения отразившихся в них объектов. Предметом трасологического исследования как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить, отвечая на поставленные перед экспертом (специалистом) вопросы, и из имеющихся объектов экспертизы.

К трасологическому исследованию прибегают при определении механизма дорожно-транспортного происшествия, а также, когда требуется идентифицировать те или иные следы транспортного средства.

Объектами экспертизы являются:

§ слепки и оттиски следов;

§ фотоснимки следов или транспортных средств, изготовленные по правилам масштабной фотографии;

§ схемы места дорожно-транспортного происшествия;

§ результаты видеозаписи следов или транспортных средств;

§ предметы со следами (одежда, обувь);

§ части или детали транспортного средства (шины транспортного средства, осколки стекол и внешних световых приборов транспортного средства и т.д.);

§ части лакокрасочного покрытия;

§ человек или труп, если на теле обнаружены следы в виде ссадин и кровоподтеков (назначается комплексная, комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинского эксперта).

При столкновениях для возможности определения механизма ДТП в постановлении, определении или задании специалисту как можно подробнее должны быть описаны повреждения (деформации) транспортных средств и обстановка на дороге.

Перед транспортно-трасологической экспертизой ставятся вопросы в зависимости от объектов и предмета исследования, целей и задач исследования, необходимых для разрешения экспертизой. Рассмотрим три основные группы вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертизой.

Исходные данные: Схема места ДТП. Протокол осмотра ДТП. Фотоматериалы. Авто участвующие в ДТП. Фото и видео с материалов ТС. Справка о ДТП. Дополнительные фото и видео с места ДТП.

 

Металловедческая экспертиза

Экспертиза ДТП проводится в целях выявления конструктивных и производственных дефектов деталей, а также нарушений правил эксплуатации, в результате которых наступил их преждевременный износ или разрушение. Независимая экспертиза ДТП предполагает тестирование материала, из которого изготовлена деталь, путем исследования поверхности и микроструктуры изломов, а также анализ условий ее эксплуатации. Она позволяет достоверно выявить следующие конструктивно-производственные дефекты:

· Плохое качество вследствие нарушения технологии изготовления;

· Несоответствие установленным техническим условиям материала, из которого изготовлена деталь;

· Нарушение технологии термообработки.

Металловедческая экспертиза после ДТП проводится в целях:

· Исследования макро- и микроструктуры вышедших из строя деталей;

· Определения метода термической обработки;

· Химического анализа состава сырья, из которого изготовлена деталь;

· Соответствия деталей установленным нормам (ТУ и ГОСТам).

Если выход из строя или разрушение детали явилось результатом ремонтного вмешательства, причиной может быть как качество новой детали, так и нарушение технологии произведенных работ.

 

 

Цель и задачи экспертизы

Объектами экспертизы ДТП являются источники информации: транспортная техника, узлы, агрегаты, системы, детали, дорога, место ДТП, следы, участники ДТП, а также все материалы дела о ДТП, представленные на экспертизу.

В настоящее время экспертизу ДТП по назначению в соответствии с потребностями судебно-следственной практики подразделяют, как указано в работе [3], на пять видов:

1. Ситуалогическая экспертиза или исследование обстоятельств ДТП. В ней решаются задачи о скорости движения участников и их расположению в разные моменты времени, определяются остановочные пути транспортных средств (ТС) и техническая возможность участников предотвратить ДТП, определяется с технической стороны соответствие действий участников ДТП требованиям ПДД.

2. Транспортно-трассологическая экспертиза решает поставленные перед ней задачи о расположении транспортных средств в момент столкновения, о траекториях подхода к месту столкновения (наезда) и отхода от него, о характере образования повреждений, о принадлежности следов и др.

3. Технико-диагностическая экспертиза устанавливает наличие неисправностей деталей, узлов, систем и ТС в целом, время и причину появления неисправностей. Определяется соответствие технического состояния требованиям нормативных документов, возможность выявления неисправностей и причинную связь неисправностей с фактом ДТП и его последствиями. К этому примыкает и получившая в настоящее время широкое распространение автотовароведческая экспертиза, в которой определяются затраты на восстановление поврежденных в ДТП автомобилей.

4. Инженерно-психофизиологическая экспертиза призвана решать задачи о возможности обнаружения и восприятия водителем дорожной обстановки и своевременной оценки им опасности, возможности выполнения им необходимых действий в аварийной ситуации с учетом психофизиологического воздействия на него различных обстоятельств (ослепление, наезд на ТС, вмешательство в управление ТС посторонних лиц и др.).

5. Автодорожная экспертиза решает задачи по исследованию дороги и дорожных условий на месте ДТП на предмет соответствия нормативным требованиям строительства и эксплуатации, а также выявляет причинные связи отклонений от норм с фактом ДТП и его последствиями. Определяются недостатки в организации дорожного движения, указываются требования, которыми должны были руководствоваться должностные лица (организации), ответственные за эксплуатацию дороги, моста, переезда, и соответствие их действий этим требованиям.

Такое деление ориентирует на определенный порядок при назначении и производстве экспертизы ДТП, как отказа какого-либо звена (звеньев) сложной системы «водитель –автомобиль – дорога – среда».

 

Судебная автотехническая экспертиза

Судебная экспертиза проводится по постановлению органа дознания, следствия, прокуратуры и суда. Судебная экспертиза по закону – это процессуальное действие в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Полученное заключение специалиста представляют следствию или суду и добиваются включить его в материалы дела по ДТП. Если выводы такого заключения противоречат ранее выполненным исследованиям или экспертизам, то обычно назначают повторную судебную экспертизу.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.