Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2022-12-30 | 60 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ность-неслиянность мира и героя в событии - одна из важ-
Нейших особенностей Э.
Строению событийного ряда в Э. свойственны пять ти-
пических структурных особенностей, в конечном счете обу-
словленных единым источником развертывания сюжета -
сюжетной ситуацией неустойчивого равновесия мировых
сил. Таковы: 1) удвоение центрального события (принцип
дупликации), а также симметричность мотивной структуры
или тематической композиции (обратная симметрия или
«зеркальность»). Древнейшее происхождение и смысл этих
особенностей (равноправие миров и сил жизни и смерти в
кругообороте бытия) ощутимы в волшебной сказке и эпопее
(Фрейденберг, с. 227); 2) закон эпической ретардации (Ге-
гель) - результат равноправия двух несовпадающих факто-
ров сюжетного развертывания: инициативы героя и «ини-
циативы» обстоятельств, которые здесь, по словам филосо-
фа, «столь же деятельны», как и герои, «а часто даже более
деятельны». Возникают противоречия «планов» персонажей
и «стихии жизни», столкновение с которой и тормозит ход
событий (задержанный визит Чичикова к Собакевичу; от-
ложенное сватовство князя Андрея и т. д.). И наоборот, та-
кая заметная особенность криминальной литературы - в
первую очередь, детектива - как «остросюжетность»
(«spannend erzahlt»), т. е. отсутствие ретардации, неразрыв-
но связана с ее значительной драматизацией и театрализа-
цией; 3) равноправие и равноценность случая и необходимо-
сти. В сюжетах - и не только древних - Провидение и Рок
играют первостепенную роль, что для читателя менее оче-
видно, чем присутствие в них немотивированного случая.
Особое влияние на структуру романных сюжетов Нового
|
времени оказывает, по-видимому, проблема теодицеи. Не-
обходимость и случай связаны с категориями Хаоса и По-
рядка. Для Э. в целом характерно равноправие этих начал, а
иногда - прямое осмысление их противостояния в качестве
основной сюжетной ситуации. Любое из них может по от-
ношению к другому выступать и как случай, и как необхо-
димость. В художественной рефлексии эта особенность от-
ражается в характерных эпических темах фатализма и тео-
дицеи. Поскольку общая сюжетная ситуация статична, при-
чем ее неизменность расценивается как непреложная необ-
ходимость, случай должен выступить в качестве элемента
динамики: без этого невозможна смена временного наруше-
ния основной эпической ситуации (равновесия противопо-
ложностей) её последующим восстановлением; 4) равнопра-
вие и взаимосвязь циклической и кумулятивной сюжетных
схем. Как правило, циклическое «обрамление» (начальная и
конечная ситуации подобны, хотя вторая отличается от пер-
вой повышением статуса героя и/или внутренним изменени-
ем, «возвышением» его) сочетается с «нанизыванием» собы-
тий внутри рамки. Так происходит в эпопее, в античном
авантюрном и новом плутовском романах, в «Мертвых ду-
шах». Кумулятивное строение имеет при этом как раз ре-
тардирующая часть сюжета. Взаимодействие двух принци-
пов сюжетостроения непосредственно связано с соотноше-
нием случая и необходимости (Ю.М. Лотман): в цикличе-
ской господствует Закон, в кумулятивной - немотивирован-
ный случай (казус); 5) случайность и условность границ
сюжета. По Шеллингу, «случайный характер начала и конца
в эпосе есть выражение его бесконечности и абсолютности»
(Шеллинг, с. 356). Возможна полная случайность или не-
ожиданность (немотивированность) начальных и/или за-
ключительных событий, с точки зрения читателя: если к ос-
новным событиям его не подвели и не подготовили или же
логика их развертывания внезапно нарушается, границы
сюжета могут представиться ему результатом авторского
|
произвола. Но читатель может осознавать условность даже
и таких начал и концов, которые представляются ему есте-
ственными (авторски непреднамеренными): в тех случаях,
когда все события кажутся лишь частью безначального и
бесконечного жизненного процесса. Примерами случайных
начал могут служить как гнев Ахилла, о котором сообщает-
ся в первых строках «Илиады», так и первая (французская)
фраза «Войны и мира» вместе с той обстановкой, в которой
она произнесена. Не менее исторически устойчивы и попу-
лярны финальные «обрывы»: такие, как внезапное сюжетное
завершение пушкинского романа. Иного рода - такие нача-
ла, как глава «Колодец времени» в романе Т. Манна «Иосиф
и его братья», либо такие финалы, как последние события
«Преступления и наказания» или «Воскресения». В этих
случаях демонстрируется как раз естественная открытость
границ сюжета во времени, особенно очевидная там, где ко-
нец рассказанной истории одновременно является началом
новой. Поскольку подобные приемы связаны с идеей непре-
рывности и бесконечности линейного времени, ясна при-
надлежность их к «романной» стадии развития эпики. На-
конец, вполне условной формой сюжетных границ может
быть их закругленность, т. с. как раз неслучайность, связан-
ная с циклической схемой. Поскольку циклическое развер-
тывание говорит прежде всего о таком общем законе миро-
порядка, как постоянная смена и постоянное равновесие
жизни и смерти, то в этом смысле внешняя случайность об-
рамляющих звеньев сюжета по отношению к воле и целям
героев может сочетаться с закономерностью тех же событий
по отношению к миру в целом. Таковы изображения «гибе-
ли народов» и похоронных обрядов в начале и конце
«Илиады». Случайные разговоры, с которых начинается ро-
ман Толстого, содержат, однако, предвестия войны; а вы-
держанное в традиционном духе «medias in res» начало
«Преступления и наказания» рассказывает о «пробе» пред-
стоящего убийства. Таковы же и многократно отмеченные в
научной литературе мотивы «воскресения к новой жизни»
или сочетание мотивов смерти и рождения, а также образы
детей в финалах различных романов.
ность-неслиянность мира и героя в событии - одна из важ-
Нейших особенностей Э.
|
Строению событийного ряда в Э. свойственны пять ти-
пических структурных особенностей, в конечном счете обу-
словленных единым источником развертывания сюжета -
сюжетной ситуацией неустойчивого равновесия мировых
сил. Таковы: 1) удвоение центрального события (принцип
дупликации), а также симметричность мотивной структуры
или тематической композиции (обратная симметрия или
«зеркальность»). Древнейшее происхождение и смысл этих
особенностей (равноправие миров и сил жизни и смерти в
кругообороте бытия) ощутимы в волшебной сказке и эпопее
(Фрейденберг, с. 227); 2) закон эпической ретардации (Ге-
гель) - результат равноправия двух несовпадающих факто-
ров сюжетного развертывания: инициативы героя и «ини-
циативы» обстоятельств, которые здесь, по словам филосо-
фа, «столь же деятельны», как и герои, «а часто даже более
деятельны». Возникают противоречия «планов» персонажей
и «стихии жизни», столкновение с которой и тормозит ход
событий (задержанный визит Чичикова к Собакевичу; от-
ложенное сватовство князя Андрея и т. д.). И наоборот, та-
кая заметная особенность криминальной литературы - в
первую очередь, детектива - как «остросюжетность»
(«spannend erzahlt»), т. е. отсутствие ретардации, неразрыв-
но связана с ее значительной драматизацией и театрализа-
цией; 3) равноправие и равноценность случая и необходимо-
сти. В сюжетах - и не только древних - Провидение и Рок
играют первостепенную роль, что для читателя менее оче-
видно, чем присутствие в них немотивированного случая.
Особое влияние на структуру романных сюжетов Нового
времени оказывает, по-видимому, проблема теодицеи. Не-
обходимость и случай связаны с категориями Хаоса и По-
рядка. Для Э. в целом характерно равноправие этих начал, а
иногда - прямое осмысление их противостояния в качестве
основной сюжетной ситуации. Любое из них может по от-
ношению к другому выступать и как случай, и как необхо-
димость. В художественной рефлексии эта особенность от-
ражается в характерных эпических темах фатализма и тео-
дицеи. Поскольку общая сюжетная ситуация статична, при-
чем ее неизменность расценивается как непреложная необ-
|
ходимость, случай должен выступить в качестве элемента
динамики: без этого невозможна смена временного наруше-
ния основной эпической ситуации (равновесия противопо-
ложностей) её последующим восстановлением; 4) равнопра-
вие и взаимосвязь циклической и кумулятивной сюжетных
схем. Как правило, циклическое «обрамление» (начальная и
конечная ситуации подобны, хотя вторая отличается от пер-
вой повышением статуса героя и/или внутренним изменени-
ем, «возвышением» его) сочетается с «нанизыванием» собы-
тий внутри рамки. Так происходит в эпопее, в античном
авантюрном и новом плутовском романах, в «Мертвых ду-
шах». Кумулятивное строение имеет при этом как раз ре-
тардирующая часть сюжета. Взаимодействие двух принци-
пов сюжетостроения непосредственно связано с соотноше-
нием случая и необходимости (Ю.М. Лотман): в цикличе-
ской господствует Закон, в кумулятивной - немотивирован-
ный случай (казус); 5) случайность и условность границ
сюжета. По Шеллингу, «случайный характер начала и конца
в эпосе есть выражение его бесконечности и абсолютности»
(Шеллинг, с. 356). Возможна полная случайность или не-
ожиданность (немотивированность) начальных и/или за-
ключительных событий, с точки зрения читателя: если к ос-
новным событиям его не подвели и не подготовили или же
логика их развертывания внезапно нарушается, границы
сюжета могут представиться ему результатом авторского
произвола. Но читатель может осознавать условность даже
и таких начал и концов, которые представляются ему есте-
ственными (авторски непреднамеренными): в тех случаях,
когда все события кажутся лишь частью безначального и
бесконечного жизненного процесса. Примерами случайных
начал могут служить как гнев Ахилла, о котором сообщает-
ся в первых строках «Илиады», так и первая (французская)
фраза «Войны и мира» вместе с той обстановкой, в которой
она произнесена. Не менее исторически устойчивы и попу-
лярны финальные «обрывы»: такие, как внезапное сюжетное
завершение пушкинского романа. Иного рода - такие нача-
ла, как глава «Колодец времени» в романе Т. Манна «Иосиф
и его братья», либо такие финалы, как последние события
«Преступления и наказания» или «Воскресения». В этих
случаях демонстрируется как раз естественная открытость
границ сюжета во времени, особенно очевидная там, где ко-
нец рассказанной истории одновременно является началом
новой. Поскольку подобные приемы связаны с идеей непре-
рывности и бесконечности линейного времени, ясна при-
надлежность их к «романной» стадии развития эпики. На-
конец, вполне условной формой сюжетных границ может
быть их закругленность, т. с. как раз неслучайность, связан-
|
ная с циклической схемой. Поскольку циклическое развер-
тывание говорит прежде всего о таком общем законе миро-
порядка, как постоянная смена и постоянное равновесие
жизни и смерти, то в этом смысле внешняя случайность об-
рамляющих звеньев сюжета по отношению к воле и целям
героев может сочетаться с закономерностью тех же событий
по отношению к миру в целом. Таковы изображения «гибе-
ли народов» и похоронных обрядов в начале и конце
«Илиады». Случайные разговоры, с которых начинается ро-
ман Толстого, содержат, однако, предвестия войны; а вы-
держанное в традиционном духе «medias in res» начало
«Преступления и наказания» рассказывает о «пробе» пред-
стоящего убийства. Таковы же и многократно отмеченные в
научной литературе мотивы «воскресения к новой жизни»
или сочетание мотивов смерти и рождения, а также образы
детей в финалах различных романов.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!