Систематическое выполнение своих обязанностей — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Систематическое выполнение своих обязанностей

2022-12-30 43
Систематическое выполнение своих обязанностей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Около Сахиадри есть место Матапура, где жил брамин, которого звали Вишнудатта. Он был весьма сведущ в изучении Вед и стоек в их применении. Его жена Сушила была чрезвычайно преданной и благодетельной. У меня нет возможности описать стойкость, аскетизм и отсутствие желаний, свойственные этой благородной чете. Они ни о чем не беспокоились. Они жили в своем собственном мире, просто следуя своим религиозным обычаям. Если жители деревни давали ему немного зерна, отнесясь к нему как к хорошему брамину, это было большое богатство для них. Постепенно даже жители деревни перестали обращать на них внимание.

Перед их домом росло дерево пипал, и на нем жил брахмаракшас. Он собирал и ел зерна вареного риса, предлагаемые ежедневно Вишнудаттой всем живым созданиям после совершения подношения всем божествам. Поэтому брахмаракшас не наносил ущерба той чете, вместо этого он часто досаждал другим людям. Постепенно он понял, что вредить другим — грех. Он сам был удивлен этими мыслями. Со временем его благочестие возрастало все больше и больше. Вскоре он осознал, что все это результат вайшвадевы, жертвоприношений, совершаемых тем благочестивым брамином. В то время как его доброта возрастала, в нем росло и чувство признательности, оно достигло высшей степени в желании отплатить брамину за доброту.

Однажды он достаточно осмелел, чтобы появиться в своем истинном облике перед Вишнудаттой, который ставил подношения из вареного риса перед деревом. Брамин был испуган, видя его отвратительную и ужасную внешность. Но брахмаракшас просил его не пугаться и, выразив свою признательность, со всей возможной любезностью сказал Вишнудатте, что он хотел бы отблагодарить его за доброту и что тот может просить его обо всем, что хочет.

Вишнудатта был совершенно озадачен. Брахмаракшас настаивал, чтобы он высказал свое желание. Однако как брамин ни старался, он не мог придумать никакого желания. Брахмаракшас не уступал и не покидал его. Наконец Вишнудатта подумал, что будет лучше посоветоваться со своей женой. Сначала она тоже не могла придумать ни одного желания. После многих раздумий тем не менее ей пришла одна идея. Она сказала своему мужу: "Разве не желаешь ты уже долгое время получить даршан Господа Даттатреи? Брахмаракшас, очевидно, обладает великими силами. Возможно, он сумеет тебе помочь". Ее предложение очень ему понравилось, и он высказал его брахмаракшасу. Едва услышав имя Даттатреи, брахмаракшас подпрыгнул и отпрянул в панике. Он сказал угрожающе: "О брамин, ты должен забыть твое распоряжение. Никогда не повторяй это имя, от звука которого наши сердца разрываются и мы умираем. Как я могу привести тебя к нему? Может ли быть что-нибудь более несправедливое, чем это?" Вишнудатта расстроился и сказал: "Хорошо, мне казалось, ты обладаешь сверхчеловеческими силами. Вот почему я попросил тебя, веря, что для тебя нет ничего невозможного. Забудь об этом, я не хочу ничего. Я отнесусь к этому так, как будто ты уже оказал мне любезность. Поэтому не беспокойся".

Из-за новой для него внутренней почтительности брахмаракшас даже не думал взять назад своё обещание, но он не мог гарантировать успех. После долгих препирательств он все же решился и сказал: "О брамин, питаясь твоей пищей, я не могу обманывать тебя. Ты такой неуступчивый и говоришь, что не хочешь ничего другого. Хорошо, я сделаю то, что ты желаешь, но с одним условием. Тот, кого ты упомянул, — великий йог. Более того, Он — великий волшебник и может принимать самые невероятные личины. Он передвигается по запретным местам. Я выясню, где Он находится, вернусь и покажу Его тебе на расстоянии. Затем без колебания ты должен пойти и припасть к Его стопам. Я сам не могу близко подойти к Нему. Запомни: дотронуться до Его стоп и служить Ему с верой. Но я предупреждаю тебя, я не возьму тебя к Нему больше трех раз. Тогда мое обещание будет выполнено". Сказав так, брахмаракшас ушел.

Позже он внезапно появился и взволнованным голосом сказал: "Идем со мной" — и повел Вишнудатту в мясной магазин.

Там был сумасшедший, ходивший вокруг и выпрашивавший кусочки мяса. Его внешний вид был страшен, а лицо ужасно. Его большие глаза горели подобно углям. Казалось, он был пьян и насквозь пропитался пальмовой водкой. То раскачиваясь, то останавливаясь в нерешительности, то падая и затем вставая, он нетвердо переходил туда-сюда. Когда он двигался, мухи, роящиеся по всему его телу, разлетались. Сверкание его горящих глаз наводило на мысль, что он ищет случая задушить кого-нибудь.

Указав на него пальцем издалека, брахмаракшас сказал: "Видишь того сумасшедшего, это и есть твой Датта. Беги и припади к его стопам" — и в страхе ушел. Лучший среди браминов почувствовал, как будто целое яблоко застряло в его горле, а валун придавил грудь. Его первой проблемой было — как перенести тот ужасный запах.

"О боже, после такой чистой жизни сейчас я должен идти в это внушающее страх место из-за дружбы с ракшасом. Правду ли сказал ракшас, что этот отвратительный человек непристойного поведения и есть Господь Даттатрея? Не заметно, чтобы ракшас пошутил. Но можно ли вообразить, чтобы бог Даттатрея, возлюбленный сын Атри и Анасуи, был бы похож на это? Даже если Он — авадхута, как Он может быть столь ужасен?

Но кажется, брахмаракшас заслуживает доверия. Какая ему выгода меня обманывать? Возможно, он говорит правду. Однако как может знаток Вед войти в такой магазин? Как могу я войти туда и касаться такого, внушающего ужас, человека? Те, кто увидят, что они скажут обо мне? Если бы только я знал, что я должен сделать!" Пока брамин раздумывал таким образом, сумасшедший исчез.

Когда брамин повсюду искал его, вернулся изумленный брахмаракшас и сказал: "О брамин, вначале я сказал тебе, что этот человек — великий обманщик. Его внешность вселяет ужас. Я сказал, что ты не поверишь мне. Этот шанс упущен, но я покажу Его тебе снова. По крайней мере, тогда имей немного здравого смысла!"

Брамин задрожал. "Поистине, какую ошибку я совершил! Господь правит дхармой и адхармой, Веды — это Его дыхание, миры — это Его игрушки. Какие правила поведения могут существовать для него? Какие нарушения приличий? Я потерял разум. Я не прошел проверки Господа" — так Вишнудатту мучили угрызения совести.

Спустя несколько дней брахмаракшас снова пришел в спешке, сказал: "Идем, он проезжает поблизости" — и взял Вишнудатту на кладбище. Там среди кучи обуглившихся человеческих костей был палач. Его окружали собаки. Вместе с собаками он вытаскивал полуобгоревшие трупы из погребального костра и, казалось, ел их. Его глаза были похожи на красные угли из тамариндового дерева, тлеющие в золе. Шею обвивала гирлянда из костей, а на ушах висели кишки. Все его тело было измазано кровью. Такова была его пугающая форма.

Указав на него, брахмаракшас сказал: "Смотри, это твой Господь, будь осторожен" — и убежал так быстро, как только мог.

Вишнудатта подготовился к этому моменту с бдительным разумом, решив, что в какой бы форме Господь ни был, он не должен прийти в замешательство.

В этот момент у него не было никакого сомнения, но он был испуган. Однако он контролировал себя, дрожа подошел к Нему и простерся. Когда палач отошел в сторону, казалось, его тело охвачено языками пламени. Он ударил Вишнудатту костью, которую держал в руке. Бедный Вишнудатта чувствовал, будто его жизнь была готова угаснуть. Между тем собаки начали лаять и бросаться на него. Брамин был вне себя от ужаса. Он собрал всю свою силу и побежал. Достигнув дома, он рухнул. Брахмаракшас, сидящий под деревом пипал, весело смеялся над ним:

"Привет, господин пандит, я и не думал, что вы можете так быстро бегать. Удача опять покинула тебя. Проверки Даттатреи не просты. Ты не единственный, кто потерпел неудачу. Я надеялся, что в этот раз ты выдержишь. И чего я беспокоюсь о тебе? Я предоставлю тебе еще один шанс, если ты отважишься снова пойти". Сказав так, брахмаракшас исчез. Чувствуя глубокий стыд, Вишнудатта сел на пороге своего дома, где его нашла жена Сушила и утешила нежными словами: "Мой бедный муж, ты очень старался, однако удача не благоволила тебе. Забудь это. Заслуг, которые у нас есть, достаточно. Этот ракшас сказал, что Господь — большой выдумщик. Почему ты должен тянуть свои руки к гроздьям винограда, до которых нельзя дотянуться?"

Но для Вишнудатты его привязанность к телу была невыносимой колючкой в сердце. "Как мог я убежать, боясь, что это тело будет повреждено?" Поэтому он чувствовал стыд и вину во время выполнения своих религиозных ритуалов.

Однажды брахмаракшас пришел и позвал его снова. В этот раз он не боялся. "О брамин, — сказал брахмаракшас, — согласно моему обещанию я предоставлю тебе третий и последний шанс. Ты уже потерял два из них. Помни это и не потрать зря и этот". Это доказывало, что он не верил в то, что брамин выдержит эту проверку.

Вишнудатта последовал за брахмаракшасом с отчаянной решимостью. "Может ли быть глупец, равный мне! Как могу я приписывать недостатки Самому Господу и обвинять Его в непристойном поведении? Какой я несчастный, что, хотя знаю очень хорошо, что Он один, и только один Господь, который защищает все миры, и даже после этого, увидев Его своими собственными глазами, я спасался бегством, переполненный страхом, опасаясь, что мое тело будет повреждено. Это должно случиться снова, это последняя проверка. Есть только две возможности: получить милость Господа или умереть".

В это время брахмаракшас повел его в поселение хариджан*.

Сейчас в уме Вишнудатты не было ни капли сомнения. Ни малейшего страха не было в его душе. Бросившись вперед, он упал к ногам Его и, схватив, крепко держался за них, говоря: "Господь, я ищу твоей защиты, пожалуйста, будь ко мне милосерден".

Хариджанин ударил брамина в лицо и начал оскорблять его. Он даже плюнул на него, и бил его и мучил его различными способами. Что бы хариджанин ни делал, Вишнудатта не отпускал его стоп. Даже когда он нанес ему значительные повреждения, Вишнудатта произносил только одно: "Господь, защити!"

С плотно закрытыми глазами, он все крепче сжимал стопы Господа и произносил: "Господь, защити", как будто не знал никаких других слов, когда внезапно услышал ласковый голос, говорящий: "Что я могу сделать для тебя?" Вишнудатта лишился самообладания от ласковости, нежности слов Господа. Не только ласка была в тех словах, но и нектар. Не отпуская стоп Господа, Вишнудатта поднял свою голову и открыл глаза.

Перед ним был милосердный Господь, одетый в одежды цвета охры; на Его губах блеск, превосходящий лунный свет, вызванный лучезарной улыбкой, преисполненной сострадания. Лунный свет тела блаженства исходил от безупречного Господа, сидевшего на украшенном сидении из священной травы.

Вишнудатта в удивлении посмотрел вокруг. Где собаки, трупы, вороны и орлы? Поселение хариджан тоже исчезло.

Вместо этого там был приводящий в восторг тапован*. Там царило удивительное спокойствие и беспредельное сияние. Не поддающийся определению Господь был там, окруженный божественным блаженством.

Сердце Вишнудатты преисполнилось радости. Без какого-либо усилия он поднялся и трижды обошел вокруг Господа. Из его уст лились мантры четырех Вед во славу Господа, подобно течению Ганги. В этом счастливом состоянии он не сознавал, что делает. Он кланялся снова и снова, его глаза заполнились слезами радости. Он превозносил Господа и, дотронувшись до его стоп, сказал: "О мой Господь, я испытываю великое чувство свершения, коснувшись твоих стоп. Есть ли кто-нибудь, кто не чувствует, что достиг своей высшей цели, когда Ты явил Себя? Господь, Ты — океан милосердия!" Это были не простые слова, правильнее сказать, что он находился в состоянии экстаза. Те, кто охвачен божественным неистовством, счастливы, и Вишнудатта ощущал себя самым счастливым среди них.

Господь тоже был крайне счастлив, видя его ликующую преданность. Он нежно поднял Вишнудатту и сказал: "Лучший среди випра*, проси что хочешь".

Преданный брамин снова оказался перед проблемой. Раньше муж и жена вместе думали над ответом. Если ответ надо дать сейчас, откуда он должен прийти? Такова была проблема бедного брамина. О том, чтобы посоветоваться с женой, не могло быть и речи. В конце концов, что она могла посоветовать? Перед ним Бог, который ждет. Откладывать ответ равносильно оскорблению, как если бы он сказал, что не хочет ничего. Что же делать?

Внезапно ему в голову пришла идея, касающаяся религиозных обязанностей. Тут же он простерся перед Господом и сказал: "Господь, завтра в нашем доме будет отмечаться годовщина смерти моего отца, мог бы ты оказать нам честь своим посещением?"

Господь был очень обрадован. Самоотверженность ответа брамина понравилась Господу. "Если Бог придет как гость, все души умерших предков достигнут освобождения. Это огромное удовлетворение для меня", — думал брамин. Господь сказал: "Я приду в твой дом завтра в полдень. Будь готов".

Наступил вечер. Повернувшись к Вишнудатте, Господь сказал: "Мое время отдыха очень близко. Соверши вечернее поклонение богам в той реке и доберись к себе домой до наступления темноты".

В эту ночь Вишнудатта не мог уснуть. Видя своего мужа в экстазе, его жена Сушила тоже не могла, спать. Оба они были охвачены большим волнением. Завтра Бог придет в их дом. Что делать, когда Он придет? Как они должны принимать Его? Какую пищу приготовить? Как вежливо обратиться и в какое время? За каждым словом чувствовалось, что они переполнены радостным ожиданием. Для этой благодетельной четы вся ночь была заполнена Даттой. До рассвета, пока не наступило время ежедневных ритуалов, они продолжали разговаривать о Господе Даттатрее. Позже, во время совершения своих ежедневных ритуалов, Вишнудатта продолжал представлять себе, что Бог приехал. Он подпрыгивал даже от шума муравья. Он съеживался в страхе, когда пролетала муха.

Его жена Сушила была в таком же состоянии. Даже приготовив много кушаний, она не успокоилась. Она была перед дилеммой: любит Господь эти кушанья или нет; достаточно ли хорошо каждое из этих кушаний в отдельности. Она приготовила разнообразную еду и много видов закусок.

В конце концов Господь пришел. Супруги приветствовали Его с энтузиазмом и учтивым вниманием и усадили Его на соответствующее место. Господь был в благожелательном настроении и восхищал их мудростью слов. После разговора с Господом Сушила вышла на кухню, а Гуру и его ученик обсуждали вопросы из священных книг.

Жена вернулась и объявила, что все готово. Тогда Господь посмотрел на Вишнудатту и сказал: "Да, но где другой гость? Несомненно, ты пригласил другого брамина, подходящего мне".

Лицо Вишнудатты побледнело. Его единственная мысль была о том, что придет Господь. В его уме не было иной мысли. До тех пор, пока Господь не напомнил ему, он не подумал об обычае приглашать другого брамина. Немного придя в себя, он промолвил: "Господь, обычно моя жена заботится об этом. Так как Ты — величайший из гостей, она, разумеется, договорилась с соответствующим гостем. Я узнаю и вернусь" — и, внутренне собравшись, он рассказал обо всем своей жене.

Но она была в таком же затруднительном положении. До сих пор этого с ней не случалось. Что же им делать? Жена пришла в себя и сказала: "Хорошо, оставь этот вопрос мне. Прежде всего, предложи Господу омовение и усади Его на деревянное сидение". Вишнудатта вернулся к Господу и сказал: "Она позаботится обо всем, не беспокойся. Пожалуйста, соверши омовение".

В то время как казалось, что Господь полностью занят омовением, на самом деле Он внимательно наблюдал за поведением супругов.

Не зная, что делать в доме, жена пошла на задний двор. Там она увидела солнце в небе. Как только она увидела бога солнца, ей в голову пришла идея. Сложив руки, она взмолилась этому другу мира: "Господь, ты вдохновитель всех умов. Нет ничего неизвестного тебе. Господь Даттатрея — наш гость, и Он хочет компанию другого брамина. Господь, Ты единственный можешь помочь нам".

Бог солнца в небе сильно удивился. Должен ли он пойти на ужин по случаю годовщины смерти? Но это была просьба в высшей степени добродетельной Сушилы. Кроме того, Господь Датта ждал. Прочтя мантру, бог солнца принял человеческую форму и, появившись перед ней в образе брамина, сказал: "Мать, Я сделаю, как ты пожелаешь".

Она совершила поклонение богу солнца должным образом и просила его войти после омовения.

Господь Датта с изумлением наблюдал за тем, что происходило. Вишнудатта был рад, что второй брамин пришел вовремя, и отметил с удовлетворением: "Господь, другой брамин сейчас придет". Но Господь захотел проверить его еще: "Ты хочешь завершить годовщину смерти только с двумя браминами? Разве ты не пригласил особо брамина из местечка Вишну?"

Лицо Вишнудатты снова побледнело. Согласно священным книгам, церемония годовщины смерти может быть хорошо совершена и с двумя браминами. Нет нужды в третьем. Но Господь сейчас настаивает на третьем брамине. Чтобы выяснить, пригласит ли его жена еще кого-нибудь, он пошел внутрь дома и сказал: "Господь говорит, что будет лучше, если здесь будет еще третий брамин. Ты пригласишь кого-нибудь еще?" Она с удивлением посмотрела на него, широко раскрыв глаза. Тотчас придя в себя, она сказала: "Третий брамин придет. Предоставь это мне. Ты иди и начинай церемонию".

Сушила размышляла, что можно сделать, затем ее взгляд опустился на три священные огня на платформе. Она набралась храбрости и запела:

Намасте Гархапатая,

Намасте Дакшинагнае,

Намасте Ахаваньяя.

(Приветствую огонь хозяина дома,

Приветствую южный огонь,

Приветствую жертвенный огонь).

Она сложила руки и, сосредоточившись на Агни-деве, молилась так: "О Господь, Ты — владыка дома. Ты всегда уважаемый нами. Поэтому я умоляю тебя помочь нам". Агнидева знал ее силу очень хорошо. Без промедления он вышел из огня в обличий брамина. Она поклонилась ему с должной преданностью и попросила его совершить омовение.

Вишнудатта был счастлив, что третий брамин также был найден вовремя. Господь Датта был удивлен и обрадован силой и преданностью этой драгоценнейшей среди добродетельных и преданных жен, а также смирением этой четы.

Бог солнца, Агнидева и сам Господь Датта сейчас были гостями. О Махендра, такой годовщины смерти никогда не было в прошлом, не будет в будущем.

После того как гости поели, Вишнудатта совершил обряды, соответствующие годовщине смерти, и затем некоторое время все три гостя отдыхали. Он был на вершине счастья. По милости Господа, ритуал годовщины смерти совершался особым образом. В том приподнятом радостном состоянии он простерся перед Господом снова и восхвалял Его тысячью восемью именами, которые пришли ему в голову интуитивно.

Выслушав то несравненное восхваление, Господь пришел в полный восторг: "Вишнудатта, ты — лучший среди браминов. Твоя преданность непревзойденна. Удивительное восхваление тысячью восемью именами исходило из твоих уст как великое вдохновение. К тем, кто повторяет их ежедневно с преданностью, я буду также милостив, как к знатокам йоги. Я выполню любые их просьбы. Это огромная привилегия, которую Я дарую всему миру из любви к тебе. Освобождение от мира достижимо людьми, подобными тебе. Из любви к тебе Я выполню все твои желания. Проси без колебаний».

Поскольку Господь настаивал, чтобы он просил, Вишнудатта наконец сказал: "Мой Господь, причина всего этого счастья — брахмаракшас, живущий перед моим домом. Пожалуйста, будь к нему благосклонным". Господь залился смехом. Затем Господь начал настаивать снова и снова и говорил: "Вишнудатта, разве существует что-нибудь, что я могу сделать для него, покинувшего меня? Просто поеданием твоих подношений и пожертвований Вайшвадеве его грехи разрушаются. Так как он помог тебе, милости уже ожидают его. Я дарую ему место на небесах до конца кальпы. Это просьба ради него. Сейчас проси, чего хочешь ты". Однако чета не могла придумать, что попросить. Бог солнца и бог огня, которые были около Него, смотрели с удивлением: не должны ли эти люди попросить, по меньшей мере освобождения?

В конце концов Господь сам заговорил. Он сказал: "Вишнудатта, Датта присутствует в твоем имени. Ты есть сам Датта. Твоя жена настолько же Датта, как и ты. Я наблюдал за ее действиями. Ты единственный равен ей. Она единственная соответствует тебе. Я знаю, тебе нечего сказать. Те, кто не имеет знания Истины, просят спасения. Они не знают, что спасение не может быть дано. Утверждение, что «желать спасения — хорошо» предназначено для невежд. Я знаю твои благородные чувства. Однако Я не могу уйти, не даровав тебе чего-нибудь. Поэтому все твои предки достигли вечной брахма-локи как результат этой годовщины смерти. Теперь есть ли кто-нибудь в твоей родословной, кто еще не на пути к спасению? Что касается тебя, ты ничего не хочешь. Ты победил даже желание освобождения. Ты достиг искусства выполнения всего без желания. На самом деле нет никакой работы, которая могла бы привязать тебя.

Вишнудатта, поэтому Я хочу, чтобы ты сделал немного моей работы. Я дам тебе мантру. Если ты будешь поклоняться и медитировать с ней, то достигнешь всего, чего бы ни пожелал: долгой жизни, здоровья, богатства, силы, царства. Ты обретешь не только это, ты также можешь силой этой мантры другим даровать, что захочешь".

Сказав так, Господь передал ему мантру, положив обе свои руки на головы четы, и исчез.

Когда они осознали, что Господь Даттатрея ушел, они все еще не чувствовали, что Он действительно покинул их. Поэтому они не опечалились.

Бог солнца и бог огня, которые были свидетелями возвышенности той четы, были восхищены и сами дали им много даров.

Бог солнца подарил им возможность перемещаться по небу и непринужденность движения и заверил, что появится, когда бы они о нем ни вспомнили. Агнидева наградил их благом несравненного великолепия, основанном на истине и силе давать счастье, и сказал: "Едва лишь ты вспомнишь меня, Я приду и выполню твою работу".

Они оба вернулись в свои области. Затем бывший брахмаракшас занял свое место в небесной колеснице и с разрешения Вишнудатты уехал в небесные сферы.

Ты видишь, Махендра, Вишнудатта добился выдающегося достижения в одно рождение совершением своих неотложных обязанностей без желаний.

Следовательно, Девендра, очевидно, что не важно, какому пути или какой священной рукописи следуешь. Надо выполнять свои обязанности наилучшим образом, с постоянством и преданностью. Самое главное — делать все без желания плодов своих трудов. Если действовать с такой отрешенностью, тогда все, что делается, будет облагораживать. Все, что предпринимается, должно быть лишено планирования и желания результатов.

Посмотри на Вишнудатту. Он не совершал необычайных дел. Он не выкопал бьющего ключом источника, не соорудил водоема. Он не построил храмов и городов, не совершал подношений все время. Он достиг силы своим мудрым разумом, своей честностью, правдивостью, непричинением вреда, чистотой и самообладанием. Большего, чем кто-либо, он достиг благодаря своей удовлетворенности, отрешенности и отказу от желаний. То же самое истинно и для его жены Сушилы. По этой причине данная история о добродетельной чете является великим примером для всех преданных.

Когда повествование истории дошло до этой точки, Брихаспати умолк, перенесясь мыслью к святой чете. Смотря на него, Индра сказал: "Гурудева, я выслушал эту историю, которая дарит много качеств. Ты обещал, что расскажешь семь историй, названных Саптодахарини (семь примеров). До сих пор ты поведал только четыре истории. Я сильно стремлюсь узнать, что Вишнудатта делал впоследствии. Пожалуйста, благоволи продолжить повествование об этом".

Довольный острым интересом Индры, Брихаспати начал так: "Махендра, твое желание будет выполнено. Три истории, которые я расскажу дальше, тоже имеют отношение к Вишнудатте.

До сих пор истории иллюстрировали, как различные традиции, упомянутые в священных книгах, даруют духовные достижения в результате соответствующих поисков, согласно склонностям и выбору.

Но добродетели, такие, как искренность, непричинение вреда и честность, необходимы для всех стре-мяшихся и являются основой всех усилий.

Но в обычной жизни людские желания и склонности иногда противоречат друг другу. В этом случае должно быть использовано умение различать. Без умения различать все священные книги кажутся противоречивыми.

Например, тот, кто введен в заблуждение невежеством, может думать, что аюрведа-шастра показывает путь к счастью через поддержание здоровья тела или что дхарма-шастра описывает путь достижения небес и других высших областей; или что мантра- и тантра-шастры учат, как отразить заклинание врагов, или что шастры, подобные мимансе, показывают путь достижения наград здесь и сейчас посредством пожертвований.

Цель шастр — показать различные пути достижения счастья и сделать так, чтобы те, кто поглощен мирской деятельностью, постепенно повернулись к Высшей Истине. Потом они поймут в деталях, что Аюрведа показывает путь уничтожения препятствий на пути к аскетизму, дхарма-шастра — это путь чистоты ума, мантра-шастра учит путям преодоления внутренних врагов, миманса и другие шастры показывают, что самсара является причиной иллюзии, и дают понимание, что есть Атман.

Таким образом, соответствующие шастры предоставляют способ привлечь индивидуальности, которые еще не готовы для окончательной Истины. Ты не можешь объяснить значение утверждения: «Ты есть То» ищущим, которых одолевают желания и болезни. Они не услышат, а даже если и услышат, не поймут этого. Страдание должно быть уменьшено, чтобы уничтожить препятствия на духовном пути. В первую очередь надо уменьшить их страдание, затем они будут более склонны верить. Увеличится преданность, и разовьется вера. Тогда они будут готовы слушать, что им говорят.

Следующие три истории, которые я расскажу, объясняют это с примерами. В них тоже упоминается Вишнудатта.

 

Терпение

Даже получив огромные блага от Господа Даттатреи и овладев удивительной силой, Вишнудатта не проявлял и следа тщеславия или гордости. Как океан не может переполниться, хотя все реки впадают в него, так и разум Вишнудатты остался уравновешенным. Он сердечно относился к каждому человеку и никогда не демонстрировал свое могущество перед другими.

Хотя он жил в своем доме подобно огню, укрытому пеплом, молва о его святости разлетелась по всей стране, будто лепестки с цветов жасмина. Он помогал людям, не рассчитывая на вознаграждение и не считая себя уникальным.

Недалеко от Матапуры было место паломничества, называемое Кушаварта. Там жило много браминов, проводивших свое время в группах по изучению Вед и веданг.

У одного из них вследствие совершенного им некогда греха родился сын, который с рождения страдал сильной подагрой. Даже после достижения им совершеннолетия болезнь не отступила. Несмотря на это, родители женили его еще до того, как он достиг возраста женитьбы. Девушка по имени Сумедха была искрящейся, как свет. Бедная девушка, она ничего не знала о своем муже. До того как она стала совершеннолетней, оба его родителя скончались. Тем временем у ее мужа, уже страдавшего острой подагрой, обнаружилась водянка, развившаяся в туберкулез.

И теперь не было никого, кто бы заботился о нем в этом ужасном состоянии. Сумедха была очень юной девушкой — девушкой, которая должна была еще радоваться беззаботной юности. Какой благодетельной душой она была! Для того чтобы спасти своего мужа, она покинула родительский дом и поехала ухаживать за ним, как веко за глазом.

Видя, как она исполняет одна всю работу и ухаживает за своим мужем, будто она его собственная мать, весь город был изумлен. Но его болезни множились день ото дня. Как будто мало было хворей, от которых он уже страдал, он еще заболел дизентерией и болезнями сердца.

Так как все способы лечения оказались бесполезны, девушка ради здоровья своего мужа выполняла все ритуалы, какие бы ей ни посоветовали. В то время как жены ее возраста свободно путешествовали со своими мужьями, эта бедная девушка нянчилась со своим мужем день и ночь, все время изнуряя свое тело предпринятой новой дисциплиной. Она поклонялась всем божествам и давала все виды религиозных обетов. Несмотря на это, состояние ее мужа ничуть не улучшилось.

Однажды девушка узнала о силах Вишнудатты. Так как она слышала раньше о Господе Даттатрее, в ней загорелась надежда, что Вишнудатта сможет сделать что-нибудь для ее мужа. Она хотела взять больного к Вишнудатте, но он был не в состоянии передвигаться.

В конце концов она попросила своего отца помочь и поехала с ним к Вишнудатте, чтобы посоветоваться. Увидев его, девушка была глубоко взволнована, таким он был любящим и сострадательным. Ее сердце открылось ему, и, прикрыв свое лицо краем сари, она громко зарыдала.

Вишнудатта мог видеть прошлое и будущее. Его сердце было полно сострадания к девушке, однако, следуя обычным процедурам, он спросил о ее проблеме и, ободряя ее, сказал: "Почему мы должны бояться, когда Господь Даттатрея среди нас?" Затем он согласился пойти с ними в Кушаварту.

Ко времени, когда они достигли дома, расстройство трех жидкостей (крови, желчи и флегмы) в теле больного возросло и он был без сознания из-за жара и лихорадки. Он не отзывался на обращенные к нему слова. Когда Сумедха увидела своего мужа в таком состоянии, казалось, что ее сердце разорвется. Громко плача, она припала к стопам Вишнудатты и сказала: "О Вишнудатта, я умоляю тебя излечить моего мужа!"

Движимый состраданием, Вишнудатта тем не менее был погружен в состояние совершенного внутреннего мира. Он подумал: "С божественными силами, дарованными мне Господом Даттатреей, я могу вылечить все эти болезни мгновенно. Но этим ничего реально не будет достигнуто. Он будет жить, вот и все. Какой толк от этого? Он должен жить и стать добродетельным. Он не должен снова совершать грехов, которые он совершил в предыдущих жизнях. Кроме того, он должен духовно продвигаться.

С этой целью он должен развить в себе интерес к благим делам, как предписано Священными Писаниями. Он должен постигнуть на собственном жизненном опыте, что совершением искупительных действий в соответствии со священными книгами все прежние грехи уничтожаются, излечиваются болезни и что совершением ритуалов увеличивается достоинство и достигается настоящее счастье. Если это произойдет, он будет следовать священным книгам, пока живет, и в конечном счете достигнет реализации. Без этого будет ли смысл в том, что я проявлю мои силы и приобрету известность? Это ложный путь. Все же я могу тайно передать ему мои силы, с тем чтобы хорошие дела, которые он совершает, могли скорее принести плоды. Это наилучший выход".

Придя к такому выводу, Вишнудатта поднял девушку и сказал: "Дитя, какая польза плакать? Слушай, что я скажу. Результатов прошлых поступков нельзя избежать. Это верно как для меня, так и для тебя, это верно даже для Брахмы. Кто может это изменить? Грехи, совершенные в предыдущих рождениях, проявляются и мучают нас в форме болезней. Но есть искупления. Они должны быть совершены точно. Туберкулез вызван убийством брамина. Чтобы искупить этот грех, ритуал должен совершаться двенадцать лет с великой самоотверженностью. Твой отец и все здесь присутствующие — ученые. Есть книга, которая имеет дело с последствиями или результатами любого действия или в этом, или в предыдущем рождении и наступившем к этому времени. Я хочу знать, сможешь ли ты действовать согласно ей".

Ответ Сумедхи прилетел как стрела: "Если ты и мой отец скажете мне прыгнуть в огонь, я сделаю так. Спасите моего мужа. Я сделаю все, что нужно".

Вишнудатта был доволен. Сосредоточив свой ум на Господе, он позвал больного, который медленно открыл глаза и заговорил без напряжения.

К тому времени там собрались все главные брамины деревни. После разговора с ними Вишнудатта выбрал искупление согласно шастре, которая имеет дело с действиями и их последствиями.

Религиозное служение в течение двенадцати лет против болезни, вызванной убийством брамина, другие двенадцать лет служение от водянки, вызванной грехами против Вишну, и шесть лет церемоний от острой подагры, и три года служение от свищей и язв. После этого решения Вишнудатта отдельно посвятил Сумедху.

Когда был исполнен особый ритуал, соответствующая болезнь начала проходить. Когда болезни отступили, молодой брамин тоже начал участвовать в этих обрядах, насколько было для него возможно. Ко времени, когда половина ритуалов была проведена, все болезни полностью излечились. Супруги завершили оставшиеся обряды с большой верой.

Когда все ритуалы и обряды были выполнены, чета пригласила Вишнудатту к себе домой на три дня и предоставила ему традиционные шестнадцать видов преданного обхождения. Вишнудатта относился к девушке как к своей собственной дочери, он дотронулся до груди мужа и благословил его и велел ему петь датта-мантру, чтобы достичь праведного характера, добродетельного потомства, долгой жизни, здоровья и богатства. Затем он вернулся домой.

Итак, Девендра, теперь скажи мне, если бы Вишнудатта сказал либо Сумедхе, либо юноше, что мир нереален, что нет ни рождения, ни смерти и нет болезней вовсе, разве смогли бы они это понять? Было ли приемлемо то, если бы он посоветовал им совершать похвальные действия с тем, чтобы они были счастливы в следующем рождении? Вот почему Вишнудатта объединил находчивость с силой и заставил юношеский разум брамина погрузиться в праведность. Внешне искупление было наградой за эти ритуалы. Но в действительности они были средством очищения его разума и, следовательно, косвенно вели к освобождению.

Возьмем пример с ребенком, который болен й должен принимать горькие лекарства. Ребенок будет плакать и отказываться от них. Тогда мать, держа леденец в одной руке и лекарство в другой, говорит: "Сначала выпей лекарство, тогда я дам тебе леденец". Чтобы получить леденец, ребенок, закрыв глаза, глотает лекарство. Полагая, что ребенку вредно съесть весь леденец, мать дает только немного и прячет остаток, говоря ребенку, что леденец кончился, — и нет ничего неверного в поступке той матери. На самом деле только таким способом и следует поступать.

Индра, для нас священные книги подобны матерям. Мирское счастье, как показано в этих книгах, подобно леденцу. Эта самсара — только болезнь. Размышление над махавакьей* — единственное средство от болезни.

Индра, каков бы ни был предмет, будь то самопознание или что-либо другое, при передаче знания другим надо поступать так, как показано в этой истории. Чтобы углубить понимание, следует прибегать к повторению различными способами. В качестве другого примера я расскажу тебе еще одну историю, также связанную с Вишнудаттой.

 

Систематические наставления

Индра, в деревне, к северу от Сахиадри, жил брамин по имени Кундила. Его жена Висалакши была жемчужиной среди жен, и к тому же очень привлекательной.

Оба они были в цветущем возрасте и не было в их семье старых родственников. Между ними была совершенная гармония, и они не испытывали недостатка в еде и воде. Для них эта деревня была подобна небесам.

Однажды Кундила должен был идти в город, чтобы выполнить некую важную работу. Работа и дорога туда и обратно должны были занять, самое меньшее, месяц. В доме оставалась молодая жена в одиночестве. Однако он должен был идти, и, закончив все приготовления, он неохотно отправился в путь. Перед тем как уйти, он дал жене тысячу наставлений. "Будь осторожна, если кто-нибудь постучится в дверь, не открывай ее, не посмотрев из окна.

Как только солнце зайдет, запри все двери на засов и не выходи из дома", — таким образом он дал ей множество полезных советов. Молодая жена жила в страхе во время его отсутствия.

Тогда в тех местах бродил брахмаракшас. В предыдущем рождении он был брахмачарин* по имени Джатинга и изучал Веды, однако был легкомыслен в отношении женщин. <


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.