Военные действия против вероотступников — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Военные действия против вероотступников

2022-12-30 28
Военные действия против вероотступников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРАВЕДНЫЕ

ХАЛИФЫ

СА’ИД БИН ‘АБДУЛЛАХ АЛЬ-ГАМИДИ

ХАЛИД БИН СУЛЕЙМАН АЛЬ-ХУСЕЙНАН


 

СА’ИД БИН ‘АБДУЛЛАХ АЛЬ-ГАМИДИ

ХАЛИД БИН СУЛЕЙМАН АЛЬ-ХУСЕЙНАН

 

 

ПРАВЕДНЫЕ

ХАЛИФЫ

 

 

Краткий исторический очерк

перевод: Владимир (Абдалла) Нирша

МОСКВА 2005

Издание продаже не подлежит


С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, тот (из вас), кто переживет (меня), станет свидетелем многих раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путем, ни в чем не отступая от этого и полностью избегая новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!»

(Абу Дауд; ат-Тирмизи)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир лучшему из Его созданий, господину первых и последних, нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.

После кончины пророка, мир ему и благословение Аллаха, носителями знамени ислама стали праведные халифы: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али, да будет доволен всеми им Аллах. Эти люди служили для других прекрасными примерами искренности, честности и благочестия. Во время их правления мусульманам удалось покончить с явлением вероотступничества в Аравии и осуществить многочисленные завоевания. В результате за 30 лет исламское государство расширилось и стало занимать огромную территорию от Туркестана на востоке до половины Северной Африки на западе и от Малой Азии на севере до пределов Нубии на юге. Мусульмане обращались с жителями завоёванных ими стран согласно установлениям своей религии единобожия, проявляя по


отношению к ним справедливость и терпимость. Они избавили их от угнетения прежних правителей и обеспечили всем им личную безопасность, свободу вероисповедания и сохранность имущества, которым владели эти люди. Благодаря такому отношению многие из них вскоре приняли ислам и выучили арабский язык, на котором зафиксированы великие заповеди этой религии.

В предлагаемом вниманию читателя кратком историческом обзоре жизни и деятельности четырёх праведных халифов, да будет доволен всеми им Аллах, приводятся сведения о происхождении каждого халифа, годе его рождения и принятия ислама, о его достоинствах, образе правления и важнейших свершениях. Каждая тема завершается вопросами по пройденному материалу.

Молим Аллаха Всевышнего о том, чтобы этот обзор пошёл на пользу учащимся, и о том, чтобы наш труд был посвящён только Аллаху Всевышнему, Слышащему, Близкому и Отвечающему на мольбы.

 

Составители


АБУ БАКР АС-СИДДИК,
да будет доволен им Аллах

 

(11 – 13 гг. х.[1]/632 – 634 гг.)

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РОЖДЕНИЕ

 

Имя Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, − ‘Абдуллах бин ‘Усман бин ‘Амир бин ‘Амр Ибн Ка‘б бин Са‘д бин Тайм бин Мурра. Мура был также и предком пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в шестом колене. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, назвал Абу Бакра “Сиддик” (правдивейший) после ночного путешествия и вознесения, когда тот поверил тому, что говорил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, тогда как многобожники объявили его слова ложью.

Сообщается, что после того как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был перенесён ночью к Отдалённейшей Мечети (аль-Масджид аль-Акса[2]), люди стали говорить об этом. Некоторые из тех, кто уверовал в пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и верил его словам, отступились от веры, явились к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, и сказали: «Веришь ли ты утверждениям твоего


друга о том, что ночью его перенесли в Иерусалим?» (Абу Бакр) спросил: «А он говорит так?» Они ответили: «Да». (На это Абу Бакр) сказал: «Если он сказал так, значит, так оно и есть». (Эти люди) спросили: «И ты веришь, что за одну ночь он добрался до Иерусалима и вернулся до наступления утра?!» (В ответ им Абу Бакр) сказал: «Да, более того, я верю ему и в том, что больше этого! Я верю вестям с небес, (которые он приносит) утром и вечером». Вот почему Абу Бакр получил прозвище “Сиддик”.[3]

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, родился в Мекке на два года позже посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и вырос в этом городе.

 

ИСЛАМ АБУ БАКРА
И НЕКОТОРЫЕ ЭПИЗОДЫ ЕГО ЖИЗНИ

 

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сразу же откликнувшийся на призыв посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, считается первым из мужчин, кто принял ислам. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, упоминал о том, что когда Аллах направил его к людям, те посчитали его слов ложью, а Абу Бакр поверил ему. Сообщается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, Аллах послал меня, и вы сказали: “Ты лжёшь!” − а Абу Бакр сказал: “Он говорит правду!” − и он поддер


живал меня и (не жалел) для меня своих денег!» (А потом пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) дважды (сказал): «Не прекратите ли вы обижать моего сподвижника?!»[4]

Абу Бакр сопровождал пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, во время его переселения в Медину, о чём был ниспослан следующий айат: «Если вы и не поможете ему, то Аллах уже оказал ему помощь, когда изгнали его те, кто не уверовал. (Будучи) одним из двоих пещере, он сказал своему спутнику: “Не печалься, (ибо,) поистине, Аллах с нами!” Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие (от) Себя, и подержал его воинами, которых вы не видели, и сделал слово тех, кто не уверовал, нижайшим, высшим же является Слово Аллаха; Аллах − Всемогущий, Мудрый». [5]

Абу Бакр, который постоянно поддерживал общение с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, торговал одеждой. К тому времени, когда он принял ислам, его капитал составлял сорок тысяч дирхемов[6], и все эти деньги он потратил на дело исламского призыва, уделяя особое внимание освобождению рабов из числа мусульман. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, который имел возможность распоряжаться деньгами Абу Бакра, как своими собственными, сказал о пользе этого для ислама так: «Ничьи деньги не принесли


мне столько пользы, сколько деньги Абу Бакра».[7] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, порадовал его вестью о рае, приказал не оставлять в мечети незапертых дверей, кроме дверки Абу Бакра, велел ему руководить общими молитвами во время своей болезни, советовался с Абу Бакром и породнился с ним, взяв в жёны его дочь ‘Аишу, да будет доволен ею Аллах.

 

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
И ДОСТОИНСТВА АБУ БАКРА

 

Внешний вид

Дочь Абу Бакра ‘Аиша, да будет доволен Аллах ими обоими, описывала его следующим образом: «Он был белокож, худ лицом и телом и сутул. У него были глубоко посаженные глаза, выпуклый лоб и редкая борода на щеках, а на пальцах не было волос».

 

Нравственные качества

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, часто вздыхал, отличался большой стыдливостью и благочестием, был требователен по отношению к родственникам и хранил свою честь и достоинство. Нет никаких указаний на то, что он когда-нибудь поклонялся идолам, но есть множество свидетельств его благонравия.


Все сунниты едины во мнении о том, что достойнейшим из людей после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был Абу Бакр, затем − ‘Умар, затем − ‘Усман, а затем − ‘Али, да будет доволен ими Аллах. Абу Бакр был мудрым человеком, мудрость и самообладание которого особенно ярко проявились в его поведении, когда мусульманская община была поражена известием о кончине пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Кроме того, сила его личности и политический опыт нашли достойное применение на встрече под навесом рода бану са‘ида. После избрания халифом Абу Бакр держался крайне скромно и отличался воздержанностью. Обращаясь к людям, принёсшим ему присягу, он, в частности, сказал: «Я получил власть над вами, не являясь лучшим из вас». Несмотря на прекрасное знание Корана и сунны[8], глубокое понимание целей и установлений шариата[9] и тот факт, что Абу Бакр сам выносил фетвы, он часто обращался за советом к другим сподвижникам. Обычно Абу Бакр склонялся к проявлению милосердия, примером чего может служить то, что он посоветовал не казнить курайшитов, взятых в плен во время битвы при Бадре, а принять от них выкуп.


ПРИСЯГА АБУ БАКРУ,
да будет доволен им Аллах

 

После смерти пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, ансары[10] собрались под навесом рода бану са‘ида для того, чтобы выбрать халифа из своей среды. На это встрече присутствовало и несколько мухаджиров[11], в том числе Абу Бакр, ‘Умар бин аль-Хаттаб и Абу ‘Убайда ‘Амир бин аль-Джаррах, да будет доволен ими Аллах. Взяв слово, Абу Бакр отметил достоинства ансаров и сказал: «Я бы хотел, чтобы вы избрали одного из этих двоих, так принесите же присягу тому из них, кому пожелаете», после чего взял за руки ‘Умара бин аль-Хаттаба и Абу ‘Убайду бин аль-Джарраха. Тогда ‘Умар сказал: «О ансары, разве вы не знает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел Абу Бакру проводить молитвы с людьми? Так кто же из вас согласится занять место выше Абу Бакра?» В ответ на это ансары сказали: «Мы прибегаем к защите Аллаха от того, чтобы желать этого!» Таким образом, напомнив людям о том, что во время своей болезни пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, велел Абу Бакру проводить молитвы с людьми, ‘Умар бин аль-Хаттаб использовал это в качестве доказательства преимущественного права Абу Бакра на то, чтобы стать халифом. Затем ‘Умар попросил Абу Бакра протянуть


руку, чтобы принести ему присягу. Потом он принёс присягу, и его примеру последовали мухаджиры и ансары, ни один из которых не отказался от этого после того, как ‘Умар указал им на преимущества Абу Бакра перед другими сподвижниками, и все они поклялись ему в верности. На следующий день Абу Бакр поднялся на минбар[12] в мечети, и присягу ему принесли все остальные.

 

МЕТОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АБУ БАКРА

 

О том, какими будут методы его правления, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, объявил в краткой речи, с которой он обратился к людям в мечети посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Восславив и возблагодарив Аллаха, он сказал: «Я получил власть над вами, не являясь лучшим из вас. Если я буду действовать правильно, оказывайте мне помощь, а если поступлю неверно, поправьте меня. Правдивость проявляется в верности, а ложь есть вероломство. Каждый слабый из вас будет для меня сильным, пока я, с соизволения Аллаха, не верну слабому то, что причитается ему по праву, а каждый сильный из вас будет для меня слабым, пока я, с соизволения Аллаха, не возьму с него должное. Если люди откажутся от джихада[13] на пути Аллаха, Он непременно оставит их без помощи, и если разврат получит распространение среди людей, Аллах непременно поразит бедствием их всех. По


винуйтесь мне, пока сам я буду повиноваться Аллаху и Его посланнику, если же я ослушаюсь Аллаха и Его посланника, вы будете вправе не повиноваться мне».

В этой речи Абу Бакр изложил основные направления своей политики, которые сводились к следующему:

1. Он приравнял себя ко всем остальным людям, заявив, что на него распространяется действие тех же законов, что и на них.

2. Он заявил, что будет придерживаться принципа взаимодействия на основе справедливости.

3. Он призвал придерживаться правдивости и объявить войну лжи.

4. Он заявил о необходимости подавления притеснителей и проявления справедливости по отношению к притесняемым.

5. Он призвал к джихаду на пути Аллаха.

6. Он призвал людей препятствовать распространению разврата в обществе.

7. Он призвал людей подчиняться ему лишь до тех пор, пока сам он не будет нарушать заповеди Аллаха.

                              

ДЕЛА АБУ БАКРА

 

Абу Бакр совершил великие дела и добился осуществления многих важных целей. Дни его жизни были полны благими делами, однако правил он только два года и три месяца. Ниже перечислены важнейшие из его дел:


1. Незадолго до своей кончины посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, подготовил к походу на Муту войско, во главе которого поставил Усаму бин Зайда, да будет доволен им Аллах. Усама получил приказ двигаться к границам Шама[14] и стал лагерем в аль-Джурфе, где к нему присоединились виднейшие сподвижники, среди которых был и ‘Умар бин пль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах. Однако это войско не покидало Медину из-за болезни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и оставалось в своём лагере вплоть до его кончины и прихода к власти Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. Когда до Медины дошли известия о первых проявлениях вероотступничества, Усама посчитал, что необходимо выжидать, пока положение не прояснится, особенно с учётом того, что с ним находились многие авторитетные лица. Однако Абу Бакр, настаивавший на том, что Усама должен идти туда, куда ему было велено, отверг все предложения и сказал: «Лучшим началом для меня станет выполнение веления посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и пусть лучше меня унесут птицы, чем я не выполню его!» После этого он попросил Усаму оставить ему ‘Умара. Усама позволил ‘Умару остаться, после чего двинулся в путь.

Усама направился к границам Шама. Во время этого похода он разгромил вероотступников из племени куда‘а, которые бежал в Думат аль-


Джандаль, Усама же продолжал поход, пока не дошёл до окрестностей Муты. Там он успешно выполнил свою задачу и через 40 дней благополучно вернулся обратно с добычей.

 

Собирание священного Корана

Мысль о необходимости собирания Корана пришла в голову ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. В “Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, в котором сообщается, что Зайд бин Сабит, да будет


доволен им Аллах, сказал: «После истребления вероотступников из Йамамы[21] Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, послал за мной, (когда же я пришёл к нему,) оказалось, что у него находится ‘Умар бин аль-Хаттаб. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «‘Умар пришёл ко мне и сказал: “Для чтецов Корана[22] бой в Йамаме был трудным. Я опасаюсь, что чтецы станут погибать и в других сражениях, вследствие чего многое из Корана будет утрачено, и считаю, что ты должен велеть собрать Коран воедино”, и ‘Умар повторял мне это, пока Аллах не вразумил меня, и я согласился с его мнением».

После этого Абу Бакр отдал приказ Зайду, и тот стал собирать Коран, (переписывая то, что было записано) на голых пальмовых ветвях и плоских белых камнях, и записывая то, что запомнили наизусть люди

 

Мусульманские завоевания

После того как власть Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, упрочилась, мятежи вероотступников были подавлены и все дела пришли в порядок, Абу Бакр занялся тем, что является высшей целью ислама, то есть возвышением свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад − посланник Аллаха, и выведением людей с помощью этого свидетельства из мрака к свету. Настало время распро


странения исламского призыва за пределами Аравийского полуострова.

При жизни Абу Бакра мусульманские завоевания велись на двух направлениях. Первым было восточное направление, где мусульманам противостоял Иран. После того как Халид бин аль-Валид закончил сражаться с вероотступниками, Абу Бакр направил войско под его командованием в Ирак для сражений с персами, которые отвергли исламский призыв. Первым было сражение при Казиме. Персы потерпели поражение, их командующий погиб, а мусульмане захватили богатую добычу. После этого мусульмане одержали победы в нескольких других битвах, после чего в результате боевых действий или мирных переговоров подчинили себе большинство районов страны к западу от Евфрата, сделав центром завоёванных земель Хиру.

В месяце сафар 13 г. х. Абу Бакр приказал Халиду бин аль-Валиду взять часть войска и направиться в Шам для оказания помощи мусульманам, сражавшимся с византийцами. Наместником Ирака был назначен аль-Мусанна бин Хариса.

Вторым было северное направление, где мусульмане сражались с византийцами. Абу Бакр послал в Шам войско под командованием Халида бин Са‘ида бин аль-‘Аса, который разбил лагерь в Тайме и встретился с византийцами, после чего отправил Абу Бакру послание с просьбой о помощи. В ответ на это Абу Бакр снарядил четыре отряда. Первый, которым командовал ‘Амр бин аль-‘Ас, был направлен в Палестину; второй отряд под командованием Шурахбиля бин Хасана был направлен в Иорданию; третий под командованием Йазида бин Абу


Суфйана был направлен в Балку, а четвёртый под командованием Абу ‘Убайды бин аль-Джарраха был направлен в Химс.

Отряды мусульман достигли Шама и Палестины в начале 13 г. х. Сначала дело ограничилось мелкими стычками, за которыми последовали крупные сражения и великие завоевания.

 

ПРИСЯГА

Известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, указал мусульманам на то, что после него их руководителем должен стать Абу Бакр, что же касается Абу Бакра, то, согласно его завещанию, халифом после него должен был стать ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими. Абу Бакр советовался с людьми по этому вопросу, и они предоставили выбор наследника усмотрение самого Абу Бакра. Тогда он собрал у себя людей и сказал им: «О люди, вы видите, что постигло меня по предустановлению Аллаха. Теперь необходимо, чтобы кто-нибудь другой получил над вами власть, проводил с вами молитвы, сражался с вашими врагами и отдавал вам приказы, и если желаете, я подумаю над тем, что вам сказать относительно этого. Клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога, вам не следует надеяться на то, что я смогу поправиться!» После этого Абу Бакр запла


кал, и вместе с ним заплакали все присутствующие, а потом люди сказали: «Ты − лучший и самый знающий из нас, так сделай же выбор сам!» На это Абу Бакр сказал: «Я подумаю над тем, что вам сказать, и выберу для вас лучшего из вашей среды, если захочет Аллах».

После этого Абу Бакр призвал к себе ‘Усмана и сказал: «Пиши: “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Вот что поручил Абу Бакр бин Абу Кухафа, покидая мир этот и вступая в мир вечный, где уверует неверный, и убедится нечестивый, и станет правдивым лживый. Я оставляю над вами ‘Умара бин аль-Хаттаба. Слушайте его и повинуйтесь ему, я же, клянусь Аллахом, не упускал ничего, чтобы сделать благое для Аллаха, Его посланника, Его религии, себя самого и для вас. Если он станет проявлять справедливость, то поступит в соответствии с тем, что я о нём думаю и что мне о нём известно, а если он изменится, то ведь каждый понесёт бремя своего греха. Я стремился только к благому, а сокрытое мне неведомо, несправедливые же узнают, что с ними будет. Мир вам, милость Аллаха и Его благословения”».

                         

МЕТОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ‘УМАРА

 

Будучи халифом, ‘Умар бин аль-Хаттаб следовал примеру своего предшественника Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими. Когда ему принесли присягу как халифу после кончины Абу Бакра, он поднялся на минбар, восславил Аллаха и возблагодарил его, а потом сказал: «О люди, я стану взывать к Аллаху, а вы говорите “Амин”. О Аллах, поистине, я груб, сделай же так, чтобы с помощью следования


истине ради Тебя и стремления к миру вечному я был мягок по отношению к тем, кто повинуется Тебе, и надели меня жёсткостью и суровостью по отношению к Твоим врагам, развратным людям и лицемерам, но не допусти, чтобы я притеснял их или преступал границы дозволенного! О Аллах, поистине, я скуп, сделай же так, чтобы во время испытаний я был щедрым без расточительства и излишеств и проявлял щедрость не напоказ и не ради доброй славы и чтобы я делал это ради Тебя и мира вечного! О Аллах, надели меня смирением и сговорчивостью по отношению к верующим!»

Указанием на то, как правил ‘Умар, да будет доволен им Аллах, может служить речь, с которой он обратился к людям и которая была подобна речи Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими. 

Будучи халифом, ‘Умар, да будет доволен им Аллах, проявил себя как искусный политик, отличавшийся решительностью и хорошо продумывавший свои шаги. Он организовал административную и финансовую системы государства, намечал планы новых завоеваний, обеспечивал управление завоёванными территориям, стоял на страже интересов своих подданных и следил за соблюдением справедливости на территории страны. Он ничего не позволял себе брать из общественных средств (байт аль-маль), за исключением одной зимней и одной летней одежды, а также верховой верблюдицы, что же касается его содержания, то оно соответствовало содержанию среднего мухаджира. Следует отметить, что послания, которые ‘Умар рассылал наместникам разных областей, свидетельствовали о глубоком понимании им своей ответственности


перед Аллахом и своими подданными, уповании на Аллаха и вере в свои силы.

 

ВАЖНЕЙШИЕ СВЕРШЕНИЯ
‘УМАРА БИН АЛЬ-ХАТТАБА,
да будет доволен им Аллах

 

‘Умар приступил к организации исламского государства и занимался этим с неослабевающей решимостью. Это было необходимо, чтобы он мог справляться с различными трудностями и отвечать на новые требования, особую актуальность чему придавало постоянное расширение исламского государства.

Ниже перечислены важнейшие свершения ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах:

1. ‘Умар основал различные государственные учреждения (диваны). Так, например, им был основан военный диван, что примерно соответствовало современному министерству обороны, и диван хараджа[30], функции которого были подобны функциям министерства финансов.

2. Он учредил общественную казну (байт аль-маль), назначил судей и писцов, ввёл летоисчисление по хиджре в качестве основы для календаря исламского государства и организовал почтовую службу.


3. ‘Умар проявлял заботу о своих подданных, свидетельством чему является то, что он проверял, в каких условиях жили мусульмане, и обходил по ночам улицы города.

4. Вместо того, чтобы разделить завоёванные земли между воинами, как это обычно делалось прежде, ‘Умар оставил их в руках коренных жителей, которые должны были выплачивать только поземельный налог.

5. ‘Умар разделил завоёванные земли на провинции и назначил управлять каждой из них наместника, получавшего из общей казны установленное содержание. Наместников он выбирал из числа тех, кто был известен своим благочестием и административными способностями, не обращая внимания на происхождение этих людей.

6. По его приказу в завоёванных странах было основано несколько городов, например, Басра и Куфа в Ираке, Фустат в Египте и ряд других городов, каждый из которых должен был стать центром исламского государства в данном регионе.

                   

ЗАВОЕВАНИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ‘УМАРА

 

‘Умар уделял большое внимание продолжению джихада, распространению ислама и осуществлению дальнейших шагов по завоеванию Ирана и Византии, начало которому было положено Абу Бакром, да будет доволен Аллах ими обоими.


Завоевание Ирана и Ирака

Убедившись в том, что мусульманские войска на территории Шама находятся в безопасности, ‘Умар сосредоточил все свои усилия на завоевании Ирана и Ирака.

Он счёл это дело настолько важным, что хотел даже сам повести туда войска, однако на совете мусульман было решено, что он должен остаться и поручить возглавить войска кому-либо из виднейших сподвижников. ‘Умар согласился с этим мнением и назначил командующим Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах.

                   

Битва при Ярмуке (15 г. х.)

Увидев, что мусульмане одерживают победы, император Византии Ираклий собрал все свои силы, во главе которых поставил своего брата. Византийцы сосредоточились у реки Ярмук, одного из притоков Иордана, а на другом берегу заняла позиции мусульманская армия под командованием Абу ‘Убайды бин аль-Джарраха. Он поручил Халиду бин аль-Валиду построить войска, и тот построил их в прекрасный боевой порядок, который прежде был незнаком арабам. Мусульманские конники храбро атаковали византийцев, благодаря чему им удалось отсечь византийскую кавалерию от пехоты. После гибели тысяч византийских всадников византийская кавалерия бежала под ударами доблестной мусульманской конницы, а затем мусульмане обрушились на византийских пехотинцев, которые гибли в бою или тонули в реке. В битве при Ярмуке погибло более ста тысяч византийцев и около трёх тысяч мусульман.

                                     

Завоевание Египта

В те времена Египет являлся одной из провинций Византии. Подобно византийцам, египтяне исповедовали христианство, однако византийцы плохо обращались со своим единоверцами. Так, например, египтян ду


шили налогами, и дело дошло до того, что их стали заставлять выплачивать налоги на покойников, позволяя хоронить мёртвых только после уплаты установленного налога.

Во главе четырёхтысячного отряда на Египет двинулся ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах. Он пересёк Синайскую пустыню и в конце 18 г. х. появился у аль-‘Ариша, который был занят без боя, поскольку в нём не было византийского гарнизона. Затем он двинулся на аль-Фараму, которая была взята после полуторамесячной осады в начале 19 г. х. Во время этой осады египтяне оказывали мусульманам помощь. Далее ‘Амр, да будет доволен им Аллах, направился к Бильбайсу, которым он овладел после месяца непрерывных боёв. Затем он осадил крепость Умм Дунайн, за которую разгорелось ожесточённое сражение. Византийцы укрылись за стенами одной из самых неприступных своих крепостей Бабайлун, которую мусульмане осаждали, пока Аллах не помог им одержать победу, а потом победы следовали одна за другой, и в конечном итоге Египет стал провинцией исламского государства.

                    

КОНЧИНА ХАЛИФА ‘УМАРА БИН АЛЬ-ХАТТАБА,
да будет доволен им Аллах

 

‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, погиб от рук Файруза, которого называли также Абу Лю’лю’а. Он был огнепоклонником и являлся рабом аль-Мугиры бин Шу‘бы. Файруз убил ‘Умара кинжалом с двумя лезвиями, нанеся ему шесть ударов. Смертельной оказалась рана ниже пупка. Файруз совершил покушение на ‘Умара во


время утренней молитвы 23-го зу-ль-хиджжа 23 г. х. Он нанёс свои удары в то время, когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, произносил слова такбира, после чего выбежал из мечети и стал наносить своим кинжалом удары каждому встречному, в результате чего ранения получили 13 человек, более половины из которых скончались. Поняв, что его обязательно схватят, Абу Лю’лю’а заколол себя этим же кинжалом, а халифа перенесли домой. Он прожил ещё три дня и скончался в среду за 4 дня до конца месяца зу-ль-хиджжа 23 г. х. Его сын ‘Абдуллах бин ‘Умар обмыл тело отца, завернул тело в саван и провёл заупокойную молитву, после чего ‘Умар, да будет доволен им Аллах, был похоронен рядом с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, и Абу Бакром, да будет доволен им Аллах. Его правление продолжалось десять с половиной лет, и да воздаст ему Аллах благом.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Расскажите о происхождении халифа ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах.

2. Кто являлся общим предком пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и ‘Умара бин аль-Хаттаба?

3. Назовите кунью ‘Умара бин аль-Хаттаба. Какое прозвище дал ему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?

4. Когда родился ‘Умар бин аль-Хаттаб?

6. Что вам известно о достоинствах ‘Умара бин аль-Хаттаба?

6. Расскажите о том, как ‘Умар бин аль-Хаттаб принял ислам.


7. Как звали его сестру, и кто был её мужем?

8. Как мусульмане давали присягу халифу ‘Умару бин аль-Хаттабу?

9. Расскажите о методах правления ‘Умара бин аль-Хаттаба.

10. Расскажите о трёх наиболее важных свершениях ‘Умара бин аль-Хаттаба.

11. Где находились или находятся такие города, как Фустат, Куфа, Басра и аль-Фарама?

   12. В каком году произошло сражение при Кадисии, и кто командовал мусульманской армией?

13. Расскажите о том, какое внимание завоеваниям уделял ‘Умар бин аль-Хаттаб.

14. Кто командовал персидской армией в сражении при Кадисии, и какова была численность этой армии?

15. Как византийцы обращались с египтянами в доисламские времена?

16. Когда и как погиб халиф ‘Умар бин аль-Хаттаб?

17. Сколько лет ‘Умар бин аль-Хаттаб был халифом?

18. Кто обмыл тело ‘Умара бин аль-Хаттаба и завернул его в саван? Где он был похоронен?


ПОВЕЛИТЕЛЬ ПРАВОВЕРНЫХ
‘УСМАН БИН ‘АФФАН,
да будет доволен им Аллах

 

(23 – 35 гг. х./644 – 656)

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ‘УСМАНА БИН ‘АФФАНА

 

‘Усман бин ‘Аффан бин Абу-ль-‘Ас бин Умаййа бин ‘Абд Шамс бин ‘Абд Манаф бин Кусай бин Киляб аль-Кураши аль-Умави стал третьим праведным халифом. Его кунья − Абу ‘Амр, а прозвище − “Зу-н-нурайн” (Обладатель двух сияний), поскольку он был женат на двух дочерях посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Сначала он женился на Рукаййе, когда же она умерла после битвы при Бадре, ‘Усман женился на Умм Кульсум, скончавшейся при жизни пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

   

КАК ПРИНЯЛ ИСЛАМ ‘УСМАН БИН ‘АФФАН

 

‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, принявший ислам в возрасте 34 лет, относился к числу первых десяти человек, которые приняли эту религию, а также к числу десяти тех, кому был обещан рай. ‘Усман бин ‘Аффан принял ислам по призыву Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен Аллах ими обоими, призывавшего к исламу каждого из своих соплеменников, кому он доверял и кто приходил к нему и поддерживал с ним общение. Так, например, при его посредстве ислам


приняли аз-Зубайр бин аль-‘Аввам, ‘Усман бин ‘Аффан, Тальха бин ‘Убайдуллах, Са‘д бин Абу Ваккас и ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен всеми ими Аллах. Абу Бакр привёл этих людей к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который предложил им принять ислам, почитал им Коран и рассказал о сути ислама, после чего они уверовали.

    

КАЧЕСТВА И ДОСТОИНСТВА
‘УСМАНА БИН ‘АФФАНА

 

‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, был известен своей щедростью, мягкостью характера и стыдливостью. Не было человек более стыдливого, чем он, и его стыдился сам пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Как же мне не стыдится перед человеком, в присутствии которого испытывают стыд ангелы?»[31]

Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поднялся на (гору) Ухуд вместе с Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом, и (гора) под ними затряслась, (пророк же) сказал: «Не двигайся, Ухуд, ибо стоят


на тебе пророк, правдивейший[32] и два шахида[33]!»[34]

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «При жизни пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, выше всех (из его сподвижников) мы ставили Абу Бакра, затем – ‘Умара, а затем ‘Усмана, что же касается остальных сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то мы не делали никаких различий между ними».[35]

    

ГОТОВНОСТЬ ‘УСМАНА,
да будет доволен им Аллах,
ЖЕРТВОВАТЬ СВОИМИ СРЕДСТВАМИ

 

‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, служит для нас прекрасным примером стремления к возвышению ислама и оказания поддержки этой религии. Он проявлял наибольшую щедрость из всех сподвижников, когда случалось что-нибудь важное или когда дело касалось джихада. Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал:


  − Когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, готовил войско к походу на Табук, ‘Усман принёс ему тысячу динаров[36], что же касается (посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,) то он стал переворачивать эти динары и дважды сказал: «Что бы ни делал ‘Усман после этого дня, ничто уже не повредит ему!»[37]

В 6 г. х. посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, направил ‘Усмана для ведения переговоров с курайшитами, которые преградили мусульманам путь в Мекку. ‘Усман должен был сообщить им, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл не для того, чтобы воевать, а для того, чтобы совершить умру[38]. Рискуя собственной жизнью, ‘Усман отправился в Мекку, явился к Абу Суфйану и другим старейшинам курайшитов и передал им слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Выслушав ‘Усмана, они сказали ему: «Ты можешь совершить обход Каабы, если желаешь сделать», на что он дал такой ответ: «Я не сделаю этого, пока обход не совершит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!»

 


ПРИНЕСЕНИЕ ПРИСЯГИ ‘УСМАНУ,
да будет доволен им Аллах

 

После того как огнепоклонник Абу Лю’лю’а смертельно ранил ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, некоторые мусульмане потребовали, чтобы он избрал себе такого преемника, который устраивал бы его. Подумав некоторое время, ‘Умар сказал: «Если я и оставлю кого-либо своим преемником, им будет тот, кто лучше меня, если же я не сделаю этого, то он уже оставил тех, кто лучше меня», имея в виду посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. После этого ‘Умар назвал имена шестерых людей, пользовавшихся особой любовью пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Этими людьми были ‘Али, ‘Усман бин ‘Аффан, ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, Са‘д бин Абу Ваккас, аз-Зубайр бин аль-‘Аввам и Тальха бин ‘Убайдуллах, да будет доволен всеми ими Аллах. ‘Умар велел им, чтобы после его кончины они собрались и избрали халифом кого-нибудь из них. После смерти ‘Умара такая встреча действительно состоялась, и её участники пришли к мнению, что избрать халифом следует ‘Усмана бин ‘Аффана, которому присягнули все мусульмане.

           

ВАЖНЕЙШИЕ СВЕРШЕНИЯ ‘УСМАНА БИН ‘АФФАНА

 

На курайшитском диалекте


По мере распространения ислама и продолжения мусульманских завоеваний эту религию принимали и неарабы. В связи с этим некоторые сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стали опасаться, что люди будут читать Коран по-разному или искажать форме или смысл его слов. Однажды к ‘Усману приехал Хузайфа бин аль-Йаман, который принимал участие в походе на Армению и Азербайджан вместе с жителями Шама и Ирака. Хузайфа, который был напуган тем, что они читают Коран по-разному, сказал ‘Усману: «О повелитель правоверных, настигни эту общину, прежде чем её члены разойдутся во мнениях относительно Писания настолько же, насколько разошлись между собой иудеи и христиане!» Тогда ‘Усман послал человека к Хафсе бинт ‘Умар, да будет доволен ею Аллах, и велел передать ей следующее: «Пришли нам листы, которые мы перепишем на свитки, а потом вернём тебе». Хафса отослала листы с записями сур Корана ‘Усману, который велел переписать Коран на курайшитском диалекте, а когда это было сделано, он разослал по одному свитку во все края и велел сжечь все прочие списки Корана.

Создание мусульманского флота

Наместник Шама Му‘авийа бин Абу Суфйан обратился к халифу ‘Усману с просьбой разрешить ему приступить к строительству кораблей для защиты побережья Шама и Египта от нападений византийского флота. ‘Усман дал разрешение на это, и Му‘авийа построил сильный флот, с помощью которого ему удалось завоевать острова Кипр и Родос. В 24 г. х. мусульманский флот


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.