Рабочая программа учителя-логопеда — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Рабочая программа учителя-логопеда

2022-12-20 30
Рабочая программа учителя-логопеда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Акимовой Татьяны Николаевны

Ф.И.О., (категория)

по коррекции речевого развития учащихся
с тяжелыми нарушениями речи 5.1

Предмет, класс

 

 

2018-2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и закон «Об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программы 5.1 (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи) МОУ «ТШИ СОО».

Важность данного курса в системе обучения детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.

Программа составлена с учётом контингента детей с речевыми недостатками, у которых в результате логопедического обследования выявлены: фонематическое, фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие речи, а также недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

 

Цель программы: создание системы коррекционно-логопедическогосопровожденияосвоения АООП НОО обучающимися с ТНР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Учитывая обширность речевого дефекта у обучающихся с ТНР нужно выделить следующие основные задачи коррекционного обучения:

1.Повышение возможностей обучающихся с ТНР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс.

2. Формирование у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции: лексическо-грамматической, фонетической, диалогической, монологической.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Развитие пространственно-временных представлений.

6.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ТНР.

Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимися стандарта образования. Она имеет вспомогательную функцию по отношению к АООП, может уточняться и корректироваться.

Адресат: обучающиеся начальных классов с ОВЗ (1 класс) общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения устной и письменной речи.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

1. Приоритетности интересов ребёнка

Принцип определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

2. Системности

Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

3. Непрерывности

Принцип обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений их личности.

4.    Вариативности

Принцип предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

5.   Единства психолого-педагогических и медицинских средств

Принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

6.    Сотрудничество с семьей

Принцип основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и его успешность в интеграции в общество.

Общая характеристика адаптированной программы логопедического сопровождения обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1)

   Вариант 5.1 разработан для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвития речи (дислалия, легкая выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III-IVуровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п), у которых имеются нарушения всех компонентов языка, дети с нарушениями чтения и письма.

Программа предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации коррекционно-развивающей логопедической программы развития, адаптированной для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Особенность программы - не строгое ограничение времени реализации, т. к. речь идет о детях с ОВЗ. Срок освоения коррекционно-развивающей логопедической программы развития, адаптированной для учащихся с ТНР составляет, приблизительно, 2 года. Тематический план имеет примерное содержание для первого года обучения и может корректироваться в зависимости от особенностей речевого нарушения, возраста ребенка или группы детей.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- создание условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР;

- осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся с ТНР с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

- разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся с ТНР с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

- оказание помощи в освоении обучающимися с ТНР АООП НОО и их интеграции в образовательном учреждении;

- возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях;

- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Направления программы

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:

· Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у учащихся с ТНР (ВАРИАНТ 5.1) особых потребностей к освоению АООП НОО, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендация по оказанию психолоо-медико-педагогической помощи в условиях учреждения.

· Коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом, речевом развитии учащихся с ТНР (ВАРИАНТ 5.1);

· Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения учащихся с ТНР (ВАРИАНТ 5.1) в освоении АООП НОО, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся с ТНР (ВАРИАНТ 5.1);

· Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса учащихся с ТНР (ВАРИАНТ 5.1), со всеми его участниками – обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками;

· Профилактическая работа содействует полноценному психическому и физическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом особенностей детей с ТНР (ВАРИАНТ 5.1)

Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно:

1. Информационно -аналитический этап предусматривает оценку контингента учащихся для учета особенностей психофизического развития детей с ТНР (ВАРИАНТ 5.1), определение их образовательных потребностей и компенсаторных возможностей; оценка образовательной среды.

2.Этап планирования и реализации предполагает организацию образовательного процесса, имеющую коррекционно-развивающую направленность и процесс комплексного коррекционного сопровождения специалистами учащегося с ТНР (ВАРИАНТ 5.1).

3. Контрольный этап обеспечивает диагностику соответствия созданных условий и выбранных методов, технологий, приёмов особым образовательным потребностям учащихсяс ТНР (ВАРИАНТ 5.1).

4. Этап регуляции и корректировки предполагает внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс коррекционного сопровождения учащихся с ТНР (ВАРИАНТ 5.1).

Содержание блоков коррекционно-развивающей области

I. Произношение

Основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).

Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:

- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:

- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;

- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;

- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных.

Начиная с I класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.

Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные нетолько на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).

В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:

- развитие ручной и артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голосообразования;

- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи

делится на следующие этапы:

Первый этап — обследование речи обучающихся и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте.

Второй этап — подготовительный. Цель подготовительного этапа - формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении (гласные [а], [о], [у], [ы], [и], [э]; согласные [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х], для дифференциации на одном занятии выбирается пара звуков, отличающихся одним дифференциальным признаком, и их различение требует от 2-х до 5-ти занятий), развитие элементарных форм фонематического анализа.

Третий этап — основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо-произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения. Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация - как на уроках, так и на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях.

Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного обучающегося и объемом нарушенных звуков. Общая последовательность работы над нарушенными в произношении звуками может быть представлена следующим образом: [c], [c’], дифференциация [с]- [с’]; [з], [з’], дифференциация [з]-[з’]; [л], [л’], дифференциация [л]-[л’]; [ш], [ж], дифференциация [ш]-[ж], [с]-[ш], [з]-[ж]; [р], [р’], дифференциация [р]- [р’], [р]- [л]; [ч], дифференциация [ч]-[т’], [ч]-[щ]; [ц], дифференциация [с]-[ц], [т]-[ц]; [щ], дифференциация [щ]-[с’], [щ]-[ч]. Автоматизация щелевых звуков начинается в структуре открытого (СГ) слога, а смычных и аффрикат - закрытого слога (ГС). Затем звук автоматизируется в сложной структуре слога (со стечением согласных).

В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, начиная со слов простой звукослоговой структуры. Обучение освоению акцентно-ритмической структуры слова проводится в следующей последовательности:

- двусложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на первом слоге (вата, лапа, юный и т.д.);

- двусложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на втором слоге (весы, дыра, лупа т.д.);

- трехсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на первом слоге (ягода, курица, радуга и т.д.);

- трехсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на втором слоге (канава, минута, панама и т.д.);

- трехсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на последнем слоге (молоко, борода, далеко и т.д.);

- двухсложные слова с одним закрытым слогом с ударением на первом слоге (веник, лошадь, тополь и т.д.);

- двухсложные слова с одним закрытым слогом с ударением на втором слоге (петух, каток, копать и т.д.);

- двухсложные слова со стечением согласных в середине слова с ударением на первом слоге (тыква, сумка, белка и т.д.);

- двухсложные слова со стечением согласных в середине слова с ударением на втором слоге (ведро, весна, окно и т.д.);

- двухсложные слова с закрытыми слогами и стечением согласных с ударением на

первом слоге (фартук, зонтик, тридцать и т.д.);

- двухсложные слова с закрытыми слогами и стечением согласных с ударением на втором слоге (стакан, медведь, спросить и т.д.);

- трехсложные слова со стечением согласных с ударением на первом слоге (бабочка, мыльница, дедушка и т.д.);

- трехсложные слова со стечением согласных с ударением на втором слоге (закрасить, ботинки, здоровый и т.д.);

- трехсложные слова со стечением согласных с ударением на третьем слоге (глубина, колбаса, посмотреть и т.д.);

- односложные слова со стечением согласных в начале (стол, крот, гром и т.д.) и в конце слова (куст, тигр, волк и т.д.);

- четырехсложные слова, включающие открытые, закрытые слоги, слоги со стечением согласных с ударением на первом слоге (пуговица, гусеница, жаворонок и т.д.), на втором слоге (планировать, дыхание, коричневый и т.д.), на третьем слоге (ежевика, оказаться, земляника и т.д.), на последнем слоге (колокола, велосипед, перепорхнуть и т.д.).

Новая звукослоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи. Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности обучающиеся должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи.

В результате обучения обучающиеся овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных

моделей. Задачи коррекции нарушений лексико- грамматического строя речи на уроках произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому языку.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

 5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),

15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Произношение» определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом речевой/языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР.

Предметные результаты:

- сформированность психофизиологических механизмов, лежащих в основе произносительной речи (сенсомоторных операций порождения речевого высказывания);

- нормативное/компенсированное произношение звуков русского языка во взаимодействии между звучанием, лексическим значением слова и его графической формой;

- осознание единства звукового состава слова и его значения;

- сформированность умений осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне слова: различать гласные и согласные звуки, различать твердые и мягкие звуки, различать акустически близкие звуки, различать звонкие и глухие согласные звуки, обозначать смешиваемые звуки схематично, производить фонетический разбор, подбирать слова на заданный звук;

- сформированность понятия слога как минимальной произносительной единицы, усвоение смыслоразличительной роли ударения;

- сформированность умений воспроизводить звукослоговую структуру слов различной сложности (как изолированно, так и в условиях контекста);

-осознание эмоционально-экспрессивной и семантической функции интонации, умение пользоваться выразительной речью в соответствии с коммуникативной установкой;

 

Следует отметить, что в поурочном годовом плане по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР невозможно четко указать количество часов отведенных на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков из-за индивидуальности нарушения, диагноза и процесса коррекции у каждого конкретного ребенка.

II. Развитие речи.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

 5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи».

13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),

15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Развитие речи» определяется уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР.

Слово.

1. Правильное понимание значений используемых слов. Названия деталей, частей и признаков окружающих предметов, основных действий людей, животных.

2. Понимание и употребление в диалогической речи следующих групп слов:

- наиболее употребимых существительных по следующим темам: игрушки, учебные вещи, овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, домашние и дикие животные, транспорт, части тела, туалетные принадлежности, основные продукты питания, 2-3 комнатных растения, некоторые плодовые деревья, цветы, времена года, время суток, семья;

- существительных со значением уменьшительности-ласкательности с суффиксами - ок, -ик, -к, -чик (грибок, домик, стульчик);

- существительных, обозначающих животных и их детенышей; основных глаголов, обозначающих действия и состояния человека, передвижения человека и животных;

- прилагательных, обозначающих признаки предмета по цвету, величине, форме, длине, ширине, вкусу, состоянию (грязный - чистый, хороший - плохой);

- наречий, обозначающих направление, место действия (вправо, влево, вверх, вниз, позади, впереди, туда, сюда, там, здесь), обозначающих временные отношения (сейчас, сегодня, завтра, вчера), образ действия (красиво, быстро);

- предлогов в, на, под, указывающих на местоположение предметов, направление действия, предлога у со значением принадлежности (у кошки), со значением места (у стола);

-личных, указательных и некоторых притяжательных местоимений (я, ты, этот, тот, мой, твой, его).

3. Практическое различение слов, обозначающих предметы и действия.

Предложение

1. Выделение предложения из речевого потока.

2. Различение повествовательных и вопросительных предложений по интонации и содержанию. Умение составлять простые нераспространенные предложения в которых подлежащее выражено именем существительным, сказуемое - глаголом.

3. Употребление в речи простых распространенных предложений (3-5 слов), в которых подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже или личным местоимением, сказуемое - глаголом, а второстепенные члены:

- отвечают на вопросы косвенных падежей и выражаются: существительными в винительном падеже без предлога - прямое дополнение (Мама кормит дочку), обозначающим объект, на который переходит действие;

- существительными в родительном падеже со значением принадлежности (хвост лисы), в творительном со значением орудия действия (пишет ручкой), в дательном - со значением адресата действия без предлогов - косвенное дополнение (дает маме);

- отвечают на вопросы где? куда? когда? как? и выражаются предложно-падежными конструкциями существительных в винительном, родительном творительном, предложном падежах с предлогами в, на, под, у со значением местонахождения и направления действия (в столе, в стол, на стол, на столе, под столом, у стола), а также наречиями (идет быстро);

- отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи? и выражаются притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои и т.д. (определения при подлежащем);

- отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признаки предметов и выражаются прилагательными (определения при подлежащем).

- дифференциация вопросов кто? что? что делает? что делал? кому? чем? где? куда? как? в импрессивной и экспрессивной речи и соотношение их со словами предложения. Различение вопросов кто? что? с опорой на признак одушевленности и неодушевленности. Различение вопросов что делает? что делал? что будет делать? в соответствии со временем действия. Умение ставить к словам предложения указанные вопросы.

4. Выделение в предложении слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов.

5. Закрепление в устной речи следующих моделей предложений:

субъект - предикат - объект (подлежащее - глагольное сказуемое - прямое дополнение: девочка кормит кур);

субъект - предикат - локатив, т. е. место, направление действия (подлежащее - глагольное сказуемое - обстоятельство места: Мальчик гуляет на улице);

субъект - предикат - объект - объект (подлежащее - глагольное сказуемое - прямое дополнение - косвенное дополнение: Мальчик кормит козу травой);

субъект – предикат – объект – локатив (подлежащее глагольное – сказуемое – прямое дополнение – обстоятельство места или образа действия: Во дворе мальчик кормит козу. В саду девочка рвет груши).

6. Составление графических схем этих предложений на основе семантической структуры. Составление предложений по графической схеме.

7. Расширение структуры предложения с использованием прилагательных, обозначающих признаки субъекта действия (подлежащего), существительных в роли дополнения. 8. Закрепление в диалогической речи согласования существительного и глагола в настоящем времени в числе, в прошедшем времени - роде и числе; согласования прилагательных и притяжательных местоимений с существительными в роде и числе (именительный падеж); управления глаголов существительными в косвенных падежах единственного числа без предлогов и некоторыми простыми предложно-падежными конструкциями (с предлогами в, на, под, у).

Связная речь

1.Понимание простых повествовательных высказываний, обращений, просьб, поручений. Различение побудительных обращений и высказываний.

2. Развитие диалогической речи. Точные и развернутые ответы на простые вопросы типа: кто это? что это? что делать? куда? где? чем? кому? и т.д.

3.Самостоятельное обращение к учителю, товарищу с предложениями, вопросами.

4. Правильное восприятие и понимание прослушиваемого короткого текста (уточнение по вопросам действующих лиц, отношений между ними, основного смысла сюжета).

5. Установление пространственных, временных, причинно-следственных отношений, логической последовательности событий небольшого текста.

6. Составление устных высказываний на основе прослушанного текста, мультфильма, диафильма, личных впечатлений и наблюдений с помощью вопросов учителя.

7. Формирование мотивов связного высказывания.

8. Составление пересказа услышанного краткого рассказа или сказки после предварительной беседы по содержанию текста с опорой на иллюстрации, серии сюжетных картинок.

9. Составление краткого связного высказывания (2-3 предложения) с помощью вопросов учителя.

10.Описание хорошо знакомых предметов, животных по вопросам учителя.

11. Заучивание наизусть загадок, стихотворений, скороговорок.

Тематика для бесед.

В разделе «Тематика для бесед» указаны темы, на основе которых строится лексическая и грамматическая работа.

Формированием связной речи

1 Демонстрационные (предметные и сюжетные) картинки по лексическим темам.
2 Игры для закрепления обобщающих понятий («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Подбери картинку»).
3 Игры для названия частей целого предмета («Целое и часть»).
4 Материал для усвоения категории числа («Один - много»)
5. Материал для усвоения категории рода («Какая? Какой? Какое?»).
6. Опорные картинки для составления сюжетных рассказов.
7. Схемы для составления описательных рассказов.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Акимовой Татьяны Николаевны

Ф.И.О., (категория)

по коррекции речевого развития учащихся
с тяжелыми нарушениями речи 5.1

Предмет, класс

 

 

2018-2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и закон «Об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Адаптированной основной образовательной программы 5.1 (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи) МОУ «ТШИ СОО».

Важность данного курса в системе обучения детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.

Программа составлена с учётом контингента детей с речевыми недостатками, у которых в результате логопедического обследования выявлены: фонематическое, фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие речи, а также недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

 

Цель программы: создание системы коррекционно-логопедическогосопровожденияосвоения АООП НОО обучающимися с ТНР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.