Раздел 3 основы сертификации — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Раздел 3 основы сертификации

2022-12-20 17
Раздел 3 основы сертификации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 3 ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ

ТЕМА 3.1 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА

ПЛАН

1. Основные определения качества продукции

Классификация показателей качества

Уровень качества, его оценка.

4. Методы определения показателей качества продукции.

-1-

Понятия и термины, используемые в области управления качеством, определяются международными и национальными стандартами. Международный стандарт ИСО 8402—94 устанавливает термины по качеству, поясняет их сущность и то, как они применяются в стандартах ИСО серии 9000 «Системы качества».

Качество определено как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Объект — это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, т.е. это широкое понятие, включающее не только продукцию, но и деятельность или процесс, организацию или лицо.

Продукция рассматривается как результат деятельности или процесса.

Согласно ГОСТ 15467—79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения»

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Продукция здесь рассматривается как материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера. Результаты труда могут быть овеществленными (сырье, материалы, технические устройства, пищевые продукты и т.д.) и неовеществленными (энергия, информация). Термины и понятия, рассматриваемые ниже, относятся только к овеществленным результатам труда.

Учитывая, что свойство продукции является исходной характеристикой ее качества, рассмотрим связанные с ним понятия и термины.

Свойство продукции — это объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изделия. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс, а «потребление» относится к такой, которая при ее использовании расходуется сама. Свойства можно разделить на простые и сложные, например: надежность изделия является сложным свойством, которое обусловлено относительно простыми его свойствами — безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью.

Признаком продукции является качественная или количественная характеристика любых ее свойств или состояний. К качественным признакам можно отнести цвет материала, форму изделия, наличие на поверхности детали антикоррозийного или декоративного покрытия, способ скрепления деталей изделия (сварка, клепка), способ настройки или регулировки технических устройств (ручной дистанционный, полуавтоматический). Качественные признаки могут носить альтернативный характер и имеют только два взаимоисключающих варианта, например наличие или отсутствие защитного покрытия на деталях, наличие или отсутствие дефектов. В щвейных изделиях использование взаимозаменяемых ниток: хлопчатобумажных, армированных, лавсановых или капроновых — многовариантный качественный признак.

Количественный признак является параметром продукции и может быть одним из показателей ее качества.

-2-

Показатель качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.

Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции и определяется количественными характеристиками ее свойств, которые обеспечивают возможность оценки уровня ее качества. Показатели качества имеют наименование и численное значение.

Уровень качества продукции — это относительная характеристика ее качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

Базовым значением показателя является оптимальный уровень, реально достижимый на некоторый период времени. За базовые могут приниматься следующие значения показателей качества: лучших отечественных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные о качестве, а также достигнутые в некотором предыдущем периоде времени или найденные экспериментальным и теоретическим методами.

Для оценки уровня качества продукции применяют дифференциальный, комплексный или смешанный методы.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей, чтобы определить, по каким из них достигнут уровень базового образца и значения каких наиболее отличаются от базовых.

Комплексный метод основан на применении обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию от единичных (комплексных) показателей.

Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных (обобщенных) показателей оценки качества продукции.

Согласно ГОСТ 15467—79 оценка уровня качества продукции — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

ТЕМА 3.2 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

ПЛАН

ТЕМА 3.3 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ

ПЛАН

Правила сертификации

-1-

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться в том, что продукт «сделан верно», надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким об­разом возможно получить достоверные доказательства этого соот­ветствия. Общепризнанным способом такого доказательства слу­жит сертификация соответствия.

ИСО/МЭК предлагает термин Сертификация (certification) — процедура, посредством кото­рой третья сторона, дает письменную гарантию, что продук­ция, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям.

Данное опре­деление положено в основу понятия «сертификация соответствия» в системе сертификации ГОСТ Р. В настоящее время под сертифи­кацией соответствия понимается действие третьей стороны, дока­зывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

В оценке соответствия наиболее достоверными считаются ре­зультаты испытаний «третьей стороной ».

  Третья сторона — это лицо или орган, признанные независимыми ни от поставщика (первая сторона), ни от покупателя (вторая сторона).

Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) задан­ным требованиям.

Основополагающим документом Российской Федерации в об­ласти сертификации до конца 2002 г. являлся Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг». В течение 10 лет он определял требования к процессам сертификации в России. Расширение международного экономического сотрудничества и подготовка России к вступлению во Всемирную торговую органи­зацию предъявляют новые требования к подтверждению соответ­ствия товаров и услуг. С этой целью принят Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», основан­ный на современном международном опыте и правилах.

Данный закон предлагает следующие термины и определения в области оценки соответствия.

Оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. Примером деятельности по оценке соответствия являются подтверждение соответствия, регистрация, аккредитация, контроль и надзор и пр.

В оценке соответствия участвуют две или три стороны. Уча­ствующие стороны представляют, как правило, интересы постав­щиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона). Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от уча­ствующих сторон в рассматриваемом вопросе.

Подтверждение соответствия — документальное удостовере­ние соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, экс­плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, вы­полнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводам правил или услови­ям договоров.

Форма подтверждения соответствия — определенный поря­док документального удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стан­дартов, сводам правил или условиям договоров.

Схема подтверждения соответствия — перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия про­дукции и иных объектов установленным требованиям.

Заявитель — физическое или юридическое лицо, осуществля­ющее обязательное подтверждение соответствия.

Сертификация — форма осуществления органом по сертифи­кации подтверждения соответствия объектов требованиям техни­ческих регламентов, положениям стандартов или условиям дого­воров.

При этой форме подтверждение осуществляется третьей сто­роной — органом по сертификации.

Декларирование соответствия — форма подтверждения соот­ветствия продукции требованиям технических регламентов. В отличие от сертификации декларирование осуществляется пер­вой стороной, как правило, изготовителем.

Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, по­ложениям стандартов, сводам правил и условиям договоров.

Декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Знак соответствия — обозначение, служащее для информи­рования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или нацио­нальному стандарту.

Знак обращения на рынке — обозначение, служащее для ин­формирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Подобный знак действует и в рамках ЕС.

Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирова­ния системы сертификации в целом.

Новые требования к сертификации соответствия установлены в гл. 4 «Подтверждение соответствия» принятого закона.

Подтверждение соответствия осуществляется в следующих целях:

· удостоверение соответствия продукции, процессов про­ектирования (включая изыскания), производства, строи­тельства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, пе­ревозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

· содействие приобретателям в компетентном выборе про­дукции, работ, услуг;

· повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

· создание условий для обеспечения свободного перемеще­ния товаров по территории Российской Федерации, а так­же для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе следу­ющих принципов:

§ доступность информации о порядке осуществления под­тверждения соответствия заинтересованным лицам;

§ недопустимость применения обязательного подтвержде­ния соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

§ установление перечня форм и схем обязательного под­тверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регла­менте;

§ уменьшение сроков осуществления обязательного под­тверждения и затрат заявителя;

§ недопустимость принуждения к осуществлению добро­вольного подтверждения соответствия, в том числе в оп­ределенной системе добровольной сертификации

§ защита имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полу­ченных при осуществлении подтверждения соответствия;

§ недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

-2-

Подтверждение соответствия на территории Российской Феде­рации может носить добровольный или обязательный характер.

Требования к обязательной сертификации отражены в ст. 23— 30 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах: в форме принятия декларации о соответствии (да­лее — декларирование соответствия) и в форме обязательной сертификации. Порядок применения форм обязательного под­тверждения соответствия устанавливается Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Обязательная сертификация осуществляется на основании за­конов и законодательных положений и обеспечивает доказатель­ство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям техни­ческих регламентов, обязательным требованиям стандартов. По­скольку обязательные требования этих нормативных документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды, то основным аспектом обязательной сертификации явля­ются безопасность и экологичность.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:                                                                       1. принятие декларации о соответствии на основании соб­ственных доказательств;                                                                          2. принятие декларации о соответствии на основании соб­ственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитован­ной испытательной лаборатории (центра)

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регла­ментом, и исключительно на соответствие требованиям техничес­кого регламента. Объектом обязательного подтверждения соот­ветствия может быть только продукция, выпускаемая в обраще­ние на территории Российской Федерации, в том числе здания, строения и сооружения, процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эк­сплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сер­тификации на основании договора с заявителем.

Положения, касающиеся обязательной сертификации, содержатся в разд. II Закона, где указано, что объекты обязательной сертификации определяются законодательными актами Российской Федерации. Объекты обязательной сертификации, относящиеся к товарам народного потребления, а также работам, услугам, реализуемым гражданам, определяются на основе Закона «О защите прав потребителей».

Раздел 3 ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ

ТЕМА 3.1 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА

ПЛАН

1. Основные определения качества продукции


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.