Солидарность с игуменом Апеллием — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Солидарность с игуменом Апеллием

2022-12-20 36
Солидарность с игуменом Апеллием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Был у нас в Почаеве борец с телевизорами – отец Апеллий (Станкевич). Так Исаия был полностью солидарен с ним! И вот почему…

Коллективное сознание верующих людей, противостоящее цивилизационному «зверю», рождало от недр своих грозные открытия о сатанизме телевизора. И не потому (мое частное мнение), что телевизор, компьютеры и прочая мультимедия сами по себе бесовские, но потому, что отвлекают верующего, а уж тем более монаха, от молитвы. Слышал по сему поводу я от игумена Исаии и такой рассказ, произведший на меня впечатление. Итак, ясней и короче…

Отец Исаия, подвизавшийся на Кавказе и вторивший отцу Апеллию в неприятии телевизоров, распознал в устройстве телеприемника древний магически колдовской ритуал приглашения «духов» ясновидения в свой дом. Какие это «духи», читающий да уразумеет. Раз на Кавказе он присутствовал на одном ритуале, очень и очень похожем на «духовный телеприемник». Исаия молитвой и крестом остановил тот телекинез.

Ритуал был таков: в кусок воска вминался конец шпагата (или другой какой-либо не толстой веревки, или даже нитки) и все это помещалось в бутылку квадратную (обязательно) и прозрачную, кварта раньше была такая, с наговоренной и залитой туда заранее водой, свободный конец нитки-шпагата выводится через печной дымоход в трубу-дымарь аж на удицу и привязывался к ветке святой вербы вертикально. Бутылка же сама устанавливается в устье печи, напротив горящего пламени. С помощью магических заклинаний чаровники приглашали духов пещных и видели в играющем пламени преломляющемся сквозь стекло и воду квадратной бутылки то устрашающие, то благоприятные образы как прошлого, так и будущего, желанные иль не желанные, что только может вспыхнуть и вырисоваться в нашем сознании.

Я вспомнил. Такое практиковала у меня под Кременчугом, в селе Солоница, знаменитая Кременчугская Мотрона, ведьма, прорицательница и знахарка, смотря на пламя печи, сквозь стекло квадратной бутылки (у нее тоже такая была), она прорицала будущее, как настоящее. Дух Божий, ангельский, или кто-то из святых через такой ритуал никогда не откроется. Там открываются совсем иные духи, духи – бесовские.

Факт. Наш народ очень склонный к магии, к магическим колдовским ритуалам, к зависимости от них. Если проследить пытливым умом, весь этот магически-колдовской ритуал, то можно увидеть в нем упрощенную схему устройства телеприемника телевизора: шпагат-нить выводящаяся чрез печную тягу на улицу ничто иное, как ТV–антенна, квадратная бутылка кварта — стеклянный кинескоп, пламя в печи — нагревательная испускающая пучек света электронная лампа. Поразительное сходство! Здесь нечего сказать, что есть, то есть. И если мы сегодня ясно слышим и говорим о компьютерной зависимости, о ее пагубных последствиях для человеческого общения, работы, семьи, если говорим о том, что она даже лечится, то впору задуматься о кознях диавольских. Лукавый использует технологии для одурманивания нас, живых людей.

Сегодня понимаешь, что старцы Апеллий и Исаия не так уж однозначно были и не правы и отсталы в своих суждениях. В их борбье с «цивилизационным Зверем», была, как говорится, зернистая мысль. Человече бодрствуй и не попадись в зависимость!

Запрет на молитвы в соборе

Не все братия относились положительно к деятельности странника Исаии. В Лавре между братией велись споры и причем иногда споры ожесточенные о его практике молитвы. За это его не очень любило церковное начальство, да и свои безвольные, безинициативные, не талантливые собратья монахи тоже не очень жаловали. Ну, такова реальная наша жизнь. Всегда борьба, азарт, противостояние и победа! Кто достиг.

Я не раз читал в житиях святых о спадающей с плеч мантии, как о лишении монаха духовного покрова и благодати. Нечто подобное случилось и у нас в Лавре. Это случилось, видимо, в посту, так как раньше почаевские монахи только в Великий Пост все одевали мантии, а так во все остальные дни года носили просто рясу и камилавку. Надевает мантию на богослужениях только служащий иеромонах – седмичный.

И вот, монах стал распространяться негативно, в том смысле, что, мол, надо читать Псалтирь, а не какую-то молитву, от которой, как есть случаи, некоторые повреждаются умом: «Понимаешь? Из имени сделали идола и поклоняются и обожествляют имя, а не Бога!» Таким образом, похулил имя Христово: вдруг, то ли совпадение, то ли случай, то ли действительное наказание Божие, защелка с пуговицей разорвалась и мантия сама с плеч спала. Но, это из рассказов послушников, я лично этого не видел.

Новый благочинный запретил проводить молитвы в соборе. Имени его я не называю, так как он еще жив. Исаия, как услыхал об этом запрете, а горяч был, и сказал в сердцах: «эх взять бы этого благочинного в руки, да встряхнуть хорошенько!» А Исаия силен в руках был. И сам по себе человек был мощный, крепкий.

После запрета на практику молитвы Иисусовой мы стали собираться в келии иеромонаха Николая, помощника эконома. Ну, там уже никто нам запретить молитву не мог. Что-то я помню пару раз (они куда-то уезжали) ночевал в той келии.

Отец Исаия очень мало спал. Говорили, что временами он спал два часа в сутки. Я подходил и присоединялся к молитве, продолжающейся до трех часов ночи. Но, ленивый я и немогущий. Какое-то время бодрствовал, какое-то засыпал и отпадал, уходя к себе в келию спать. Так было.

Отец Николай, помощник эконома отца Питирима (ныне митрополит Николаевский) за день на экономии набегается, ночью в месте со своим духовным отцом Исаией молится. Бодрствует. Но силы уходят, сон берет свое. Читает, читает, замедляется, бух на книгу и уснул! Тогда Исаия берет книгу и сам читает. Он читал, помню, очень быстро.

Вот, не помню, ходил ли батюшка Исаия в трапезную. Может, и приходил, но редко. У него был свой образ еды и пощения.

Старчество

Младостарчество, или старчество с негативными духовными последствиями было проблемой Церкви всегда. Тогда, в 80-е годы, такого термина, как младостарчество, мы еще не знали. Но, самую точную формулировку уже и тогда дал отец Исаия.

В разговорах о старчестве игумен Исаия говаривал так: теперь, в нынешнее время, повелись не старцы, а «старцi» (с украинским ударением, меняющим весь смысл слова).

Встреча в Киевской Лавре

Последний раз я видел Исаию в 1988 году в первые месяцы открытия Киево-Печерской Лавры. Радостные дни открытия. Блаженное состояние духа. У всех верующих киевлян и приезжих богомольцев было преподнесенное настроение. Первые службы, а то было летнее время, тепло, происходили под открытой аркадой Рождество-Богородичной церкви (теперь там устроено кафе для паломников). Он как раз служил, то ли седмичным был…

Самая последняя весть

Иеромонах Иларион и иеродиакон Василий, насельники Мгарского Спасо-Преображенского монастыря, воспоминают:

«Так вот поехали мы из Мгаря к Исаии учиться Иисусовой молитве. Долго добирались. Деревня Зимовеньки. Глухомань страшная. Уже прибыли в село вечером. Совершенно стало темно. Долго спрашивали по дворам, стучались – никто не открывал. В селе люди ночью боятся открывать. Насилу нам в одиннадцатом часу вечера подсказала какая-то смелая русская бабка, где монастырь и где живет «поп Исаия».

Вышел дед в фуфайке и шапке. Долго говорил, расспрашивал зачем приехали и, в конце концов, поняв что за люди, открылся, что он и есть игумен Исаия. Зашли, поздно ужинали, ели гречневую кашу. Уже утром отец Исаия занялся с приезжими и давал необходимые советы к духовному руководству и, опять же таки, по молитве Иисусовой.

Все дневные беседы закончились обучением: ночной практикой бодрствования на молитве Иисусовой. Утром Мгарские монахи, получив благословение, уехали, и уже в монастыре рассказывали о незабываемой молитвенной ночи.

Портрет игумена Исаии

Сильный, инициативный и независимый в духовном смысле человек. Он был очень живой, импульсивный, с вулканическим, кипучим, страстным характером (Парадокс!) и, в свою очередь, учивший созерцательной умной молитве, почти безмолвию – исихии.

И еще. Отец Исаия был очень красивой наружности, в 70-е годы седина уже густо пробивавшаяся в его волосах и бороде, с трудом скрывала очень и очень красивую природную внешность. И сам он живой, общительный, неравнодушный. Я помню, видел его фото в покровском монастыре Киева – в алтаре у жертвенника он вынимает из просфоры частицы на проскомидии. Лучшее фото, какое я видел когда-либо в жизни! Лицо, то ли от фотокамеры, то ли осиянное лучом Божества (видимо то и другое), живое, ясное, просветленное, одухотворенное. Как лицо Ангела! Дорогие мои, читающие эту повесть о старце Исаии. У кого есть (сохранилось) это фото, огромная просьба к Вам, перешлите его мне. Ведь я точно знаю – оно было не в одном экземпляре!

Очень хорошо разбирался в народной терапии: в лекарственных препаратах, травах, мазях, настойках. Всегда оказывал дельную помощь вопрошающим и требующим таковой.

Одна интересная особенность. В келии, в которой он жил у своего духовного чада иеромонаха Николая, у него стоял неповторимый аромат, но не духов, духами он не пользовался, а именно масел. Я видел у него эти флакончики с эфирными маслами. Розовое и лавандовое в смеси составляют аромат мира…

Раз пришлось мне с ним ехать в Киев. Спортивные штаны, заправленные в носки, короткий подрясник, скуфия и плащ – вот таков его был всегдашний походной прикид, странника и путника земли.

Таковым он и останется в моей памяти навседа…

***

P.S. В странствующем схиархимандрите Исаии сомкнулся и тут же разрешился, неразрешимый, казалось бы, узел Православной антиномии (противоречия), из которой сомнением совести, долгим мучительным размышлением, страданием и выкресывается искра молнии духовной жизни Церкви. С одной стороны послушание священноначалию, и подчиненные монашествующие как крепостные. А с другой стороны: поэзия духа человеческого, мечта о духовной независимости от кого бы то ни было, монашеская свобода с ее неучастием в делах и зле мира. Между этими противоположностями, можно сказать полюсами и искрится неуловимая световая «нить-молния» духовной жизни Православия.

Схиархимандрит Исаия разрешил самым радикальным способом сию антиномию. Он может по праву сказать вместе с украинским философом Сковородой: «Мир ловил меня, но не поймал!»


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.