Когда именно иудеи в большинстве своем перестали произносить личное имя Бога? — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Когда именно иудеи в большинстве своем перестали произносить личное имя Бога?

2022-12-20 23
Когда именно иудеи в большинстве своем перестали произносить личное имя Бога? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как видно из сказанного выше, нет веских оснований считать, что Божье имя, по крайней мере в письменной форме, перестало употребляться до наступления нашей эры. Первые признаки суеверного отношения к нему появились в I в. н. э. Иосиф Флавий, еврейский историк, происходивший из священнической семьи, повествуя о том, как Бог явился Моисею у горящего куста, отмечает: «И Господь Бог раскрыл Моисею Свое настоящее, раньше людям неизвестное имя. Но говорить о нем я не смею» (Иудейские древности. II. 12. 4). Однако утверждение Флавия, помимо того что создает неверное представление, будто до времен Моисея Божье имя было неизвестно, само по себе расплывчато и не раскрывает в полной мере то, как в I в. в целом относились к произнесению и употреблению Божьего имени.

Некоторую ясность вносит иудейская Мишна — собрание раввинских учений и преданий. Ее составителем считается раввин Иехуда ха-Наси, живший во II—III вв. н. э. Часть Мишны, несомненно, имеет отношение к обстоятельствам, существовавшим до разрушения Иерусалима и его храма в 70 г. н. э. Однако вот что сказал о Мишне один ученый: «Крайне трудно оценить историческую достоверность преданий, изложенных в Мишне. Минувшее время, которое могло затмить или исказить воспоминания о совсем иных временах; политические потрясения, перемены и хаос, вызванные двумя восстаниями и двумя победами римлян; правила, которых держалась партия фарисеев (чьи взгляды отражены в Мишне) и которые были чужды партии саддукеев... все эти факторы нельзя не учитывать, давая оценку содержанию Мишны. Более того, от значительной части ее содержания веет духом отвлеченной дискуссии, которая является самоцелью и едва ли (как кажется) претендует на отражение исторической действительности» (The Mishnah / Пер. H. Danby. Лондон, 1954. С. xiv, xv). Ниже изложены некоторые из содержащихся в Мишне преданий, касающихся произнесения Божьего имени.

В Мишне (пер. Н. Переферковича) в связи с Днем искупления говорится: «А священники и народ, стоявшие в азаре, слыша Собственное Имя, произносимое устами первосвященника, наклонялись, совершали поклон и падали ниц и говорили: „Благословенно имя славное, царственное вовеки веков“» (Иома 6:2). По поводу ежедневных благословений, произносимых священником, Сота 7:6 говорит: «В Храме произносили Имя так, как оно пишется... а вне Храма произносили его видоизменение». В Санхедрине 7:5 сказано, что «богохульник отвечает лишь тогда, если полностью назовет Имя» и что в ходе слушания по делу о богохульстве вместо имени использовалось «нарицание» (видоизмененное имя), пока не были заслушаны все показания; затем главного свидетеля просили в отсутствие посторонних сказать полностью, что он слышал, то есть, предположительно, произнести помимо прочего Божье имя. В Санхедрине 10:1, там, где перечисляются те, кто «не имеют удела в будущем мире», написано: «Абба Саул говорит: также, кто произносит Имя буквами его». Однако, несмотря на все эти ограничения и запреты, в первой части Мишны сказано: «Постановили в приветствиях упоминать Имя (Бога)» (Берахот 9:5), и там же в пример приводится Вооз (Рф 2:4).

Если исходить из того, что сказано выше, незадолго до разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н. э. суеверная традиция не употреблять Божье имя уже существовала. Но и тогда к замене Божьего имени прибегали в основном священники, притом только вне храма. Более того, как уже было показано, историческая ценность содержащихся в Мишне преданий вызывает сомнения.

Таким образом, нет веских причин полагать, что суеверие, запрещающее употреблять Божье имя, распространилось ранее I или II в. н. э. Но все-таки пришло время, когда иудеи, читая Еврейские Писания на языке оригинала, перестали произносить имя Бога, представленное тетраграмматоном, и начали заменять его титулами Адона́й (озн. «Владыка Господь») и Элохи́м (озн. «Бог»). Это видно из того, что, когда во второй половине 1-го тыс. н. э. была введена система огласовки, переписчики-иудеи снабжали тетраграмматон знаками огласовки для слов Адона́й или Элохи́м, очевидно, побуждая читателя произносить вместо Божьего имени эти слова. Если читатель пользовался более поздними копиями Септуагинты — перевода Еврейских Писаний на греческий язык,— он, конечно, вместо тетраграмматона, видел во всех случаях слова Ки́риос и Тео́с. (См. ГОСПОДЬ.)

Переводы на другие языки, например латинская Вульгата, были сделаны уже по примеру более поздних копий греческой Септуагинты. В «Библии короля Якова» (KJ, 1611) в Еврейских Писаниях тетраграмматон заменен словами ГОСПОДЬ и БОГ (набранными заглавной и капительными буквами) за исключением четырех случаев, а в русском Синодальном переводе (1876) имя Бога встречается только девять раз.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.