Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-12-20 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ЕАУК
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ППиСН ___________________А.Б. Тугаров (подпись) «_____» ___________________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
М1.В.01.04Консультирование по проблемам зависимости в образовательной среде
Направление подготовки: 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (магистерская программа): Социальная психология в образовании
Квалификация выпускника: магистр
Форма обучения: очная / заочная
Пенза, 2019
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются:
- формирование у студентов системы представлений о психологии зависимого поведения;
- овладение психотехническими методами и приемами в работе с зависимыми и созависимыми лицами в образовательной среде;
- формирование консультативных компетенций в рамках проблемы зависимости в детских и подростковом возрастах.
Формируемые дисциплиной знания и умения готовят выпускника данной образовательной программы к выполнению следующих обобщенных трудовых функций(трудовых функций):
Обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ):
ОТФ Код А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ
ТФ:
· А/02.7 Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций.
|
· А/03.7 Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
· А/04.7 Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации.
· А/06.7 Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.
· А/07.7 Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях).
ОТФ Код В. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
ТФ:
· В/01.7 Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
· В/02.7 Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
· В/03.7 Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
· В/04.7 Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
|
(ПС01.002 «Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)», зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 №38575).
ОТФ Код А. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
ТФ:
А/02.6 Воспитательная деятельность.
А/03.6 Развивающая деятельность.
(ПС01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. №544н (с изм. от 25.12.2014, 05.08.2016).
2. Место дисциплины в структуре ОПОП магистратуры
Дисциплина «Консультирование по проблемам зависимости в образовательной среде» относится к вариативной части образовательной программы.
Данная дисциплина изучается в 1 семестре. Её содержание соотносится с изучением таких дисциплин, как «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» (М1.О.03.03), «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» (М1.О.03.05)«Психологическая культура личности» (М1.О.03.06).
Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин:«Методология и методы научных исследований» (М1.О.01.02), «Психология управления персоналом в образовательном учреждении» (М1.В.01.02), «Психосоматические проблемы субъектов образовательного процесса (М1.В.01.03),«Консультативная деятельность педагога-психолога» (М1.В.01.05), «Развитие и психокоррекция личности» (М1.В.01.06),«Патопсихология личности и отклоняющегося поведения» (М1.В.01.07), «Проблемы профессионального самоопределения» (М1.В.01.08), «Системная психофизиология» (М1.В.01.09), «Психологические аспекты межэтнического взаимодействия» (М1.В.ДВ.01.01), «Гендерный подход в психолого-педагогической деятельности» (М1.В.ДВ.01.02), «Психологическое сопровождение субъектов образования» (М1.В.ДВ.02.01), «Психологические аспекты профессионального развития» (М1.В.ДВ.02.02), а такжедля последующего прохождения учебной практики (научно-исследовательская работа) (М2.О.01.01(У)), учебной практики (технологической) (М2.В.02(У)), производственной практики (проектно-технологической) (М2.В.01.01(П)), производственной практики (научно-исследовательская работа) (М2.В.03(Н)), производственной практики (преддипломной) (М2.В.01.02(П))и подготовки к государственной итоговой аттестации.
|
3. Результаты освоения дисциплины «Консультирование по проблемам зависимости в образовательной среде»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:
Кодыкомпе-тенции | Наименование компетенции | Индикатор достижения компетенции | В результате освоения дисциплины обучающийся должен: |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий | УК-1.1. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя её составляющие и связи между ними | Знать методологию и методы системного подхода в психологической науке и практике |
Уметь анализировать проблемную ситуацию на основе системного подхода, учитывая все составляющие и системные связи | |||
Владеть навыками критического мышления в процессе анализа проблемных ситуаций; навыками стратегического подхода к решению проблем | |||
УК-1.2. Определяет пробелы в информации, необходимой для решения проблемной ситуации, и проектирует процессы по их устранению | Уметь находить пробелы в информации, необходимой для решения проблемной ситуации для выработки стратегии решения проблем | ||
Владеть навыками проектирования и организации в процессе решения проблемных ситуаций. | |||
УК-1.3. Критически оценивает надежность источников информации, работает с противоречивой информацией из разных источников | Знать критерии надежности/ненадежности источников информации, касающихся профессиональной деятельности | ||
Уметь выявлять надежные источники информации, критически оценивать противоречия в информации из разных источников | |||
Владеть навыками самостоятельного критического мышленияв процессе ана-лиза и разрешения проб-лемных ситуаций | |||
УК-1.4. Разрабатывает и содержательно аргументирует стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов
| Уметь содержательно аргументировать стратегию решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного подходов | ||
Владеть технологией и методами разработки системной стратегии решения проблемной ситуации. | |||
УК-1.5. Строит сценарии реализации стратегии, определяя возможные риски и предлагая пути их устранения | Уметь определять возможные тактические и стратегические риски и пути их устранения | ||
Владеть технологией построения сценариев реализации различных стратегий; навыками ответственного поведения | |||
ПК-3 | Способен проектировать и обеспечивать реализацию программ профилактической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися | ПК-3.1. Демонстрирует знания по вопросампрофилактическойикоррекционно-развивающей работы с обучающимися | Знать современные технологии и методы психолого-педагогической профилактики, психологические приемы коррекционно-развивающей работы с обучающимися, нуждающимисяв психологической помощи |
ПК-3.2. Реализует программы профилактической работы с обучающимися с целью формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды | Владеть навыками разработки, экспертизы и реализации программ профилактической работы с обучающимися в контексте формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды с целью сохранения психологического здоровья субъектов образования | ||
ПК-3.3. Проводитконсультации с участниками образовательного процесса в ходе реализации программ профилактической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися | Уметь профессионально взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса в ходе реализации программ профилактической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися | ||
Владетьнавыками проведения деловых переговоров в ходе консультаций с участниками образовательного процесса при реализации программ профилактической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися | |||
ПК-4 | Готов консультировать субъектов образовательного процесса по психологическим проблемам обучения и развития различных контингентов обучающихся | ПК-4.1. Демонстрирует и использует знания закономерностей развития и типов проблем обучения в процессепсихолого-педагогического сопровождения различных контингентов обучающихся | Знать детерминанты и закономерности развития и типов проблем обучения различных категорий обучающихся |
Уметь применять знания закономерностей развития и типов проблем обучения в процессе психолого-педагогического сопровождения различных категорий обучающихся | |||
ПК-4.2. Различает причины проблем обучения и развития различных контингентов обучающихся | Уметь дифференцировать причины трудностейв развитии и обучении различных контингентов обучающихся | ||
ПК-4.3. Консультирует субъектов образовательного процесса по психологическим проблемам обучения и развития различных контингентов обучающихся
| Уметь содержательно изложить информацию о психологических проблемах обучения и развития различных контингентов обучающихся | ||
Владеть навыками психологического консультирования в процессе комплексного разрешения субъектами образовательного процесса психологических проблемам у различных категорий обучающихся | |||
ПК-6 | Способен осуществлять организационно-методическую деятельностьпо обеспечению психологического сопровождения процессов обучения, развития, воспитания и социализации детей и подростков | ПК-6.1. Демонстрирует и использует знания теории и практики организационной психологии для психологического сопровождения субъектов образования | Знать основы теории и практики организационной психологии, психологии труда и педагогической психологии |
Уметь применять теоретические знания об основах организационной психологии, психологии труда и педагогической психологии для психологического сопровождения субъектов образования | |||
ПК-6.2. Проводит организационно-методическую деятельность, направленную на профессиональное развитие субъектов образовательного процесса | Владеть методами и приемамиорганизационно-методической деятельности, направленной на профессиональное развитие субъектов образовательного процесса, а также обеспечение их психологического здоровья | ||
ПК-6.3. Обеспечивает психологическое сопровождение процессов обучения, развития, воспитания и социализации детей и подростков | Знать основные закономерности идетерминанты процессов обучения, развития, воспитания и социализации детей и подростков | ||
Уметь выполнять основные направления психологического сопровождения (профилактика, диагностика, консультирование, просвещение) процессов обучения, развития, воспитания и социализации детей и подростков | |||
Владеть навыками психолого-педагогического сопровождения обучения, развития, воспитания и социализации детей и подростков в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождения основных и дополнительных образовательных программ | |||
ПК-7 | Способен применять эффективные методы и технологии оказания адресной психолого-педагогической помощи обучающимся, в том числе на основе межведомственного взаимодействия | ПК-7.1. Демонстрирует знание проблем, требующих оказания адресной психолого-педагогической помощи обучающимся | Знать многообразие и сущность проблем, требующих оказания адресной психолого-педагогической помощи обучающимся разных возрастов |
ПК-7.2. Использует эффективные методы и технологии оказания адресной психолого-педагогической помощи обучающимся | Уметь находить и использовать эффективные технологии и методы оказания адресной психолого-педагогической помощи разным категориямобучающихся | ||
Владеть конкретными приемами адреснойпсихолого-педагогической помощи обучающимся | |||
ПК-7.3. Способен к сотрудничеству с разными ведомствами для оказания адресной психолого-педагогической помощи обучающимся | Уметьработать в коллективе, реализовывать стратегию сотрудничества с разными ведомствами для оказания адресной психолого-педагогической помощи обучающимся | ||
Владеть навыкамиконструктивного взаимодействияс представителями разных ведомств для оказания адресной психолого-педагогической помощи обучающимсяс учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося | |||
ПК-8 | Способен содействовать формированию психологической культуры субъектов образовательного процесса, повышению психологической защищенности ипрофилактике психологического неблагополучия обучающихся | ПК-8.1. Демонстрирует знание основ психологической культуры личности и способов ее повышения | Знать основные характеристики и проявления психологической культуры личности |
Уметь способствовать повышению психологической культуры личности всех субъектов образовательной среды; демонстрировать взрослым участникам образования профессиональную необходимость проявления психологической культуры | |||
ПК-8.2. Использует методы и технологии повышения психологической защищенности обучающихся | Знать основные риски и угрозы образовательной среды с точки зрения нарушенияпсихологической безопасности субъекта | ||
Владеть методами и технологиями экспертизы, моделирования иформирования образовательной среды, обеспечивающей психологическую защищенность обучающихся | |||
ПК-8.3. Демонстрирует знания, применяет методы и приемы, направленные на профилактику психологического неблагополучия обучающихся | Знать основыпрофилактической деятельности психолога в условиях конкретной образовательной среды | ||
Уметь на ранних стадиях выявлять психологическое неблагополучие обучающихсяи определять методы и приемы, нейтрализующие факторы неблагополучия | |||
Владеть методами и прие-мами психолого-педагоги-ческой профилактики и социально-психологичес-кой реабилитации психоло-гически травмированных обучающихся |
4. Структура и содержание дисциплины «Консультирование по проблемам зависимости в образовательной среде»
4.1.1. Структура дисциплины (очная форма обучения)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов
№п/п | Наименованиеразделов и темдисциплины | Семестр | Недели семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации | ||||||||||
Контактная работа | Самостоятельная работа | ||||||||||||||
Всего | Лекция | Практические занятия | Практические занятия в форме практической подготовки | Иная контактная работа | Всего | Подготовка к аудиторным занятиям | Подготовка реферата | Проверка практических заданий | Тест | Контрольная работа | Реферат | ||||
1. | Тема 1. Основы психологического консультирования | 1 | 1 | 1,5 | 1 | 0,5 | - | 8 | 8 | - | |||||
2. | Тема 2. Цели и задачи возрастно-психологического консультирования в образовании | 1 | 2,3 | 2 | 1 | 0,5 | 0,5 | 8 | 8 | 2,3 | |||||
3. | Тема 3. Подходы к описанию фено-мена зависимости. Основные виды аддикций | 1 | 3,4 | 3 | 1 | 0,5 | 1,5 | 8 | 8 | 3,4 | |||||
4. | Тема 4. Зависимость от психоактив-ных веществ в детской, подрост-ковой и молодежной среде. Виды нехимической зависимости | 1 | 5,6 | 3 | 1 | 0,5 | 1,5 | 10 | 10 | 5,6 | 6 | ||||
5. | Тема 5. Структура процесса психо-логического консультирования зави-симых и созависимых лиц | 1 | 6-8 | 4,5 | 2 | 0,5 | 2 | 18,45 | 14,75 | 4 | 6-8 | 8 | |||
6. | Тема 6. Психологическое консульти-рование подростков по проблемам зависимости | 1 | 9,10 | 5,5 | 3 | - | 2,5 | 12 | 12 | 9,10 | 10 | ||||
7. | Тема 7.Психологическое консульти-рование родителей по проблемам зависимости ребенка | 1 | 11 | 3 | 2 | - | 1 | 10 | 10 | 11 | 11 | ||||
8. | Тема 8. Программы профилактики зависимостей в образовательной сре-де | 1 | 12,13 | 3,5 | 2 | - | 1,5 | 6 | 6 | 12,13 | |||||
Иная контактная работа | 1,55 | 1,55 | |||||||||||||
|
Общая трудоемкость, в часах |
|
|
27,55 | 13 | 2,5 | 10,5 |
1,55 |
80,45 |
76,45 | 4 | Промежуточная аттестация | |||
13 | Форма | Семестр | |||||||||||||
Зачет с оц. | 1 |
4.1.2 Структура дисциплины (заочная форма обучения)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов
№п/п | Наименованиеразделов и темдисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации | |||||||||||
Контактная работа | Самостоятельная работа | ||||||||||||||
Всего | Лекция | Практические занятия | Практические занятия в форме практической подготовки | Иная контактная работа | Всего | Подготовка к аудиторным занятиям | Подготовка реферата | Проверка практических заданий | Тест | Контрольная работа | Реферат | ||||
1. | Тема 1. Основы психологического консультирования | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | 8 | 8 | ||||||||
2. | Тема 2. Цели и задачи возрастно-психологического консультирования в образовании | 1 | 0,5 | - | 0,5 | 8 | 8 | + |
| ||||||
3. | Тема 3. Подходы к описанию фено-мена зависимости. Основные виды аддикций | 1 | 1,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 8 | 8 | + |
| |||||
4. | Тема 4. Зависимость от психо-активных веществ в детской, подростковой и молодежной среде. Виды нехимической зависимости | 1 | 2 | 1 | 0,5 | 0,5 | 10 | 10 | + | + | |||||
5. | Тема 5. Структура процесса психо-логического консультирования зави-симых и созависимых лиц | 1 | 2 | 1 | - | 1 | 18,85 | 14,85 | 4 | + |
| + | |||
6. | Тема 6. Психологическое консульти-рование подростков по проблемам зависимости | 1 | 3 | 1 | - | 2 | 18 | 18 | + |
| + | ||||
7. | Тема 7.Психологическое консульти-рование родителей по проблемам зависимости ребенка | 1 | 2 | 1 | 1 | 10 | 10 | + |
| ||||||
8. | Тема 8. Программы профилактики зависимостей в образовательной среде | 1 | 2 | 1 | 1 | 8 | 8 | + | + | ||||||
Иная контактная работа | 1,15 | 1,15 | |||||||||||||
Подготовка к зачету | 4 | ||||||||||||||
|
Общая трудоемкость, в часах |
|
15,15 | 6 | 2 | 6 |
1,15 |
88,85 |
84,85 | 4 | Промежуточная аттестация | ||||
8 | Форма | Семестр | |||||||||||||
Зачет с оценкой | 1 | ||||||||||||||
4.2. Содержание дисциплины
Образовательные технологии
В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: проектная технология (создание мини-проектов, творческих проектов), контекстные технологии (проведение деловых и ролевых игр), диалогические технологии, интерактивные технологии, технологии организации самостоятельной работы студентов.
Формы обучения, реализующие данные технологии:
При проведении лекций – установочная лекция, лекция проблемного характера, лекция с использованием видеоматериала.
При проведении практических занятий – практическое занятие с элементами дискуссии, работа по группам, работа в парах, защита мини-проектов, доклады с компьютерной презентацией, разбор психолого-педагогических ситуаций.
· Установочная лекция (Тема 1. Основы психологического консультирования; Тема 2. Цели и задачи возрастно-психологического консультирования в образовании).
· Лекция проблемного характера (Тема 3. Подходы к описанию феномена зависимости. Основные виды аддикций; Тема 6. Психологическое консультирование подростков по проблемам зависимости; Тема 7.Психологическое консультирование родителей по проблемам зависимости ребенка).
· Лекция с использованием видеоматериала (Тема 3. Подходы к описанию феномена зависимости. Основные виды аддикций; Тема 4. Зависимость от психоактивных веществ в детской, подростковой и молодежной среде. Виды нехимической зависимости).
· Практическое занятие с элементами дискуссии (Тема 3. Подходы к описанию феномена зависимости. Основные виды аддикций; Тема 6. Психологическое консультирование подростков по проблемам зависимости; Тема 8. Программы профилактики зависимостей в образовательной среде).
· Работа по группам (Тема 2. Цели и задачи возрастно-психологического консультирования в образовании; Тема 8. Программы профилактики зависимостей в образовательной среде).
· Работа в парах (Тема 6. Психологическое консультирование подростков по проблемам зависимости; Тема 7.Психологическое консультирование родителей по проблемам зависимости ребенка).
· Доклады с компьютерной презентацией (Тема 2. Цели и задачи возрастно-психологического консультирования в образовании; Тема 4. Зависимость от психоактивных веществ в детской, подростковой и молодежной среде. Виды нехимической зависимости).
· Разбор психолого-педагогических ситуаций (Тема 3. Подходы к описанию феномена зависимости. Основные виды аддикций; Тема 6. Психологическое консультирование подростков по проблемам зависимости; Тема 7.Психологическое консультирование родителей по проблемам зависимости ребенка).
В целях реализации индивидуального подхода к обучению студентов, осуществляющих учебный процесс в рамках индивидуального рабочего плана, изучение данной дисциплины базируется на следующих возможностях: обеспечение внеаудиторной работы со студентами, в том числе в электронной образовательной среде с использованием соответствующего программного оборудования, дистанционных форм обучения, возможностей интернет-ресурсов, индивидуальных консультаций и т.д.
При организации самостоятельной работы студентов и, при необходимости, при проведении аудиторных занятий могут быть использованы дистанционные образовательные технологии.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
И регистрации изменений
Учебный год | Решение кафедры (№ протокола, дата) | Внесенные изменения | Подпись зав. кафедрой |
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ЕАУК
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ППиСН ___________________А.Б. Тугаров (подпись) «_____» ___________________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
М1.В.01.04Консультирование по проблемам зависимости в образовательной среде
Направление подготовки: 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (магистерская программа): Социальная психология в образовании
Квалификация выпускника: магистр
Форма обучения: очная / заочная
Пенза, 2019
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются:
- формирование у студентов системы представлений о психологии зависимого поведения;
- овладение психотехническими методами и приемами в работе с зависимыми и созависимыми лицами в образовательной среде;
- формирование консультативных компетенций в рамках проблемы зависимости в детских и подростковом возрастах.
Формируемые дисциплиной знания и умения готовят выпускника данной образовательной программы к выполнению следующих обобщенных трудовых функций(трудовых функций):
Обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ):
ОТФ Код А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ
ТФ:
· А/02.7 Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций.
· А/03.7 Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
· А/04.7 Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации.
· А/06.7 Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.
· А/07.7 Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях).
ОТФ Код В. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
ТФ:
· В/01.7 Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
· В/02.7 Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
· В/03.7 Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
· В/04.7 Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(ПС01.002 «Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)», зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 №38575).
ОТФ Код А. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
ТФ:
А/02.6 Воспитательная деятельность.
А/03.6 Развивающая деятельность.
(ПС01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. №544н (с изм. от 25.12.2014, 05.08.2016).
2. Место дисциплины в структуре ОПОП магистратуры
Дисциплина «Консультирование по проблемам зависимости в образовательной среде» относится к вариативной части образовательной программы.
Данная дисциплина изучается в 1 семестре. Её содержание соотносится с изучением таких дисциплин, как «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» (М1.О.03.03), «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» (М1.О.03.05)«Психологическая культура личности» (М1.О.03.06).
Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин:«Методология и методы научных исследований» (М1.О.01.02), «Психология управления персоналом в образовательном учреждении» (М1.В.01.02), «Психосоматические проблемы субъектов образовательного процесса (М1.В.01.03),«Консультативная деятельность педагога-психолога» (М1.В.01.05), «Развитие и психокоррекция личности» (М1.В.01.06),«Патопсихология личности и отклоняющегося поведения» (М1.В.01.07), «Проблемы профессионального самоопределения» (М1.В.01.08), «Системная психофизиология» (М1.В.01.09), «Психологические аспекты межэтнического взаимодействия» (М1.В.ДВ.01.01), «Гендерный подход в психолого-педагогической деятельности» (М1.В.ДВ.01.02), «Психологическое сопровождение субъектов образования» (М1.В.ДВ.02.01), «Психологические аспекты профессионального развития» (М1.В.ДВ.02.02), а такжедля последующего прохождения учебной практики (научно-исследовательская работа) (М2.О.01.01(У)), учебной практики (технологической) (М2.В.02(У)), производственной практики (проектно-технологической) (М2.В.01.01(П)), производственной практики (научно-исследовательская работа) (М2.В.03(Н)), производственной практики (преддипломной) (М2.В.01.02(П))и подготовки к государственной итоговой аттестации.
3. Результаты освоения дисциплины «Консультирование по проблемам зависимости в образовательной среде»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:
Кодыкомпе-тенции | Наименование компетенции | Индикатор достижения компетенции | В результате освоения дисциплины обучающийся должен: |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий | УК-1.1. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя её составляющие и связи между ними | Знать методологию и методы системного подхода в психологической науке и практике |
Уметь анализировать проблемную с |
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!