Формирование антикоррупционного мировоззрения в основной и старшей школе: система внеурочной деятельности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Формирование антикоррупционного мировоззрения в основной и старшей школе: система внеурочной деятельности

2022-12-20 27
Формирование антикоррупционного мировоззрения в основной и старшей школе: система внеурочной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Принято выделять три базовых этапа антикоррупционного просвещения в школе: 5 - 7 классы - создаются условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения; 8 класс - учащимся демонстрируется эффективность жизнедеятельности по существующим нормам и правилам, изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни; 9 - 1 классы - решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения.

    Выстраивая процесс антикоррупционного воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Так, в 5 - 7 классах возможно формирование культуры организации правил и их соблюдения, развитие навыков взаимодействия друг с другом. К концу 7 класса большинство учащихся овладевает практическими навыками организации взаимодействия друг с другом на основе соблюдения правил.

    В 8 - 9 классах решается задача осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. Учащиеся 9 - 11 классов приобретают знания о коррупции как виде правонарушений и причинах ее появления. Важным элементом становится система практикумов по овладению навыками вне коррупционного решения проблем.

    Желательно, чтобы составной частью этих практикумов стала реальная жизненная ситуация.

 

 

    Метод case-study[79], или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций[80], позволяющий учащимся осознать основные способы жизнедеятельности и решения жизненных проблем. При этом одной из важных проблем становится проблема взаимодействия с представителями власти.

    В 9 - 11 классах решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознать пагубность коррупционного поведения.

    В основной школе выделяются два этапа развития антикоррупционного мировоззрения обучающихся: 5 - 7 и 8 - 9 классы. Можно выявить принципиальные отличия работы со школьниками на разных уровнях: на первом уровне идет формирование культуры взаимодействия, на втором - становление нравственной позиции и отрицание коррупционных действий[81]. Отсюда и разные формы работы - от совместной коллективной творческой деятельности к индивидуальной работе, от практикумов и сюжетно-ролевых игр к дискуссиям и дебатам.

 

 

    Система внеурочной деятельности по развитию антикоррупционного мышления в основной школе должна включать проведение классных часов (приложение 8) и мониторингов учеников 26 и родителей, организацию отдельных конкурсов, например, конкурс плакатов «Жить по правилам» (приложение 9) и фестивалей («Фестиваль антикоррупционных инициатив», приложение 10). На данном этапе продуктивно использовать технологию case-study (например, «Любимчик», «Нельзя, но очень хочется», «Дружба или порядок», приложение 10), ролевых игр («Исключительные обстоятельства», «Команда президента», «Разрешенный запрет» и др., приложение 10), имеющих провокационный характер и разрушающих общепринятые стереотипы.

    В результате такой деятельности, учащиеся начинают смотреть на проблему списывания как на элемент коррумпированного поведения, нарушения общепринятых правил, а главное - появляется уважительное отношение к существующим нормам и законам, умение разрешать конфликты в рамках закона.

    У старшеклассников закрепляются навыки решения жизненных задач исходя из существующих норм и правил, на основании действующего законодательства, идет развитие антикоррупционного мировоззрения.

    На этом этапе они знакомятся с коррупцией как явлением, получают опыт борьбы с коррупцией. Актуально использование программы «Посредничество», в ходе которой учащимся предлагается взять на себя роль судьипосредника, контролирующего соблюдение правил поведения участников поединков. Разрабатывая занятия, направленные на развитие антикоррупционного мировоззрения, следует помнить основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации:

    1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

    2) законность;

    3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

    4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

    5) комплексное использование политических, организационных, информационно пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

    6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

    7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

    В игровой форме работы учащиеся не только демонстрируют знания этих принципов, но и умение применять их на практике.

    К примеру, игра «Барашек в бумажке» позволяет выявить и знания, и практические умения, и навыки ребят. Данная игра рассчитана на 9 - 11 классы, но может быть адаптирована для учеников 7 - 8 классов. В игре принимают участие три–четыре команды, из 4 - 6 человек, продолжительность 27 ее около 40 минут. Предварительная подготовка не требуется. Игра состоит из четырех туров:

    1. Узнай литературное произведение по видеоряду (должна быть четкая связь с антикоррупционной тематикой).

    2. Выяви коррупционные случаи из предложенных и объясни, почему.

    3. Собери портрет коррупционера (пазл с изображением знаменитых мультипликационных «коррупционеров»).

    4. Назови пословицы и поговорки, связанные с антикоррупционной тематикой Приложение 6).

    Жюри из трех человек оценивает правильность решения и скорость выполнения заданий. Задания первого, второго и третьего этапов выполняются на рабочих листах, которые сдаются на проверку, в рамках четвертого этапа представители от команд по цепочке проговаривают пословицы и поговорки (принцип выбывания). На каждом этапе у команд есть способы заработать дополнительные баллы (придумать название и девиз команды антикоррупционной направленности, подготовить плакат).

    Кроме того, команда может предложить жюри «свое задание», оцениваемое дополнительно. Но баллы могут сниматься: за подсказки болельщиков, попытки воспользоваться «помощью» интернета и т.п. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Игру можно использовать как на уроках, так и во неурочной деятельности. Подводя итоги игры, можно понять, как ребята усвоили теоретические аспекты антикоррупционной тематики, принципы действия по правилам, а также технику конструктивной критики.   

 

2.2.1Как говорить с детьми о коррупции (полезные советы) [82]

Уроки коррупции в школах

    Мне понравился сам факт работы с детьми. К тому же на это есть реальный запрос, в том плане, что они ещё не столкнулись с коррупцией. Они о ней слышали, но непосредственно не участвовали. Выйдут во взрослую жизнь - тогда столкнутся.

    Основная цель - чтобы они задумались. Чтобы, когда вырастут, не рассуждали так: «Да, я в этой ситуации обязательно дам взятку, ну а как иначе?».

    Сейчас в школах происходит так. Спускают разнарядку: вы должны просветить школьников о коррупции.

    А как это сделать - представления ни у кого нет. Кто-то реально что-то делает, кто-то - на бумаге, потому что, с одной стороны, конечно, антикоррупция - это хорошо. А с другой стороны, у нас на химию часов не хватает, а тут ещё ваша коррупция. Какие-то школы выполняют разнарядку, приглашают к себе и радуются, что потом можно будет отчитаться.

    В России нет методичек о том, как рассказывать о коррупции. А вот у прибалтов очень много русскоязычной литературы про то, как они говорят со школьниками.

    Как внедряют такие уроки в школьную программу по истории, литературе. При том, что они до девятого класса не говорят слово «коррупция».

              7 предметов, которые дополнили бы школьную программу[83]

    Я, кстати, писала в отделение Transparency International - Трансперенси Интернешнл (Международная организация прозрачности) в Перу. Когда они свергли президента и премьера, то начали принимать меры по противодействию коррупции. В том числе просветительские. В Перу теперь чуть ли не с детским садом проводят такие уроки.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.