Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-12-20 | 52 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Многие методы и приемы по развитию разговорной речи дошкольников описаны в литературе и общеизвестны. Но опыт работы с детьми, страдающими ЗРР, показывает, что эти методы эффективны и достигают своей цели лишь тогда, когда у детей уже сформированы умения вести несложный диалог и формулировать простые вопросы, накоплен достаточный словарь, имеются коммуникативные навыки. Дети, поступающие в логопедические группы, не владеют такими умениями и навыками. Они малоактивны, редко являются инициаторами общения, не задают вопросы, не оречевляют ситуации. Включение таких детей в активную игровую деятельность достаточно проблематично из-за особенностей их интеллектуального развития (низкого уровня обобщений, несформированности ролевого поведения и отсутствия навыков совместной, особенно сюжетно-ролевой, игры). У них наблюдается амимичность и выраженная моторная недостаточность. Мы знаем, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Поэтому наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений обязательно воздействие на те отклонения психического развития ребенка, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности.
Анализ литературы по данной теме, опыт собственной работы и результаты проведенных исследований позволили определить некоторые подходы к решению проблемы обучения диалогической речи детей с задержкой речевого развития.
При составлении плана работы логопеду необходимо предусмотреть поэтапность усвоения ребенком средств разговорной речи. Первоначально речевые средства предъявляются в бытовой деятельности, используется потребность детей в речи. Взрослый показывает и называет предмет, явление, ребенок отраженно повторяет. Затем следует первичная отработка указанного речевого материала на занятиях. Этот этап работы уже ведет к упорядочению, систематизации лексики, потому что на занятиях с воспитателем происходит перегруппировка материала и тщательная отработка звуковой и смысловой сторон слов. И наконец, дидактическая игра или специальные речевые упражнения, проводимые на занятиях по развитию речи, мотивируют использование ребенком «новых» слов.
|
Таким образом, речевой материал «кочует» из одних условиц употребления в другие, в ходе занятий с малышами уточняется строение, значение слова, у детей накапливается опыт его использования.
Основные приемы развития разговорной речи — поручение, беседа, используемые непосредственно в общении с детьми и в условиях специально организованной дидактической игры. Для того чтобы ребенок научился понимать поручения, педагог включает в его словарь необходимую лексику. Первоначально для восприятия детям предлагаются простейшие поручения, требующие ответа действием. Затем поручения усложняются. Вводятся комбинированные поручения, требующие не только восприятия и ответа действием, но и ответа словом. В дальнейшем, наряду с простыми, вводятся усложненные инструкции, предлагаются поручения, для выполнения которых необходимо большее количество действий. В специально организованных играх дети дают поручения друг другу.
Особую роль при обучении разговорной речи занимает работа педагога по формированию у ребенка навыка обращаться с просьбой. Обучение осуществляется в естественной ситуации. При возникновении ситуации, когда ребенок в чем-то нуждается, ему предлагается образец речевого высказывания, который он повторяет. Вначале просьба малыша состоит из одного-двух слов, затем она становится все более развернутой. Увеличивается и степень самостоятельности дошкольника: появляются просьбы, затем — высказывания, осуществляемые без побуждения извне, т. е. инициативная речь.
|
Обучение дошкольников вопросно-ответной форме общения начинается с формирования умения понимать и использовать вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», требующие простых, т. е. односложных ответов. В дальнейшем детям предлагаются вопросы, на которые следует отвечать развернуто, однако педагогу следует помнить, что на первом этапе обучения ребенок еще не в состоянии решать сразу две задачи, поставленные перед ним вопросно-ответной формой общения: понять вопрос и ответить на него, поэтому такие упражнения следует по возможности расчленять. На следующем этапе обучения вопросы усложняются, становясь все более обобщенными. Развитие вопросно-ответной формы общения детей можно показать на примере игры «Угадайка». Если на первых этапах обучения в ходе игры «отгадывает» педагог, то потом вопросы задают дети, сначала с опорой на образец, затем — самостоятельно. Здесь можно использовать очень эффективный прием обучения диалогической речи.
Маленький учитель. Педагог предлагает дошкольникам поменяться с ним ролями: кто-нибудь из детей станет «учителем», а педагог — «учеником». Такое предложение всегда вызывает восторг у малышей и оживляет занятие. Сначала педагог назначает «маленького учителя» из числа наиболее развитых в речевом отношении воспитанников, потом дети могут выбирать его с помощью считалоч-ки. Естественно, первоначально педагог подсказывает «маленькому учителю», что нужно делать и говорить, выступает в роли суфлера. Но постепенно малыши осваивают этот вид работы, и надобность в суфлере отпадает.
Прием «маленький учитель» не только развивает диалогическую речь детей, но и формирует коммуникативные навыки, а также готовит дошкольников к сюжетно-ролевой игре.
Таким образом, программа развития разговорной речи дошкольников содержит два направления:
• усложнение речевого материала, т.е. овладение новыми грамматическими и синтаксическими конструкциями, увеличение объема словаря;
• повышение уровня самостоятельности ребенка при использовании речевых средств.
|
На первом этапе обучения в силу указанных выше причин наиболее эффективны следующие виды работы по развитию разговорной речи.
Дидактическая игра. Она имеет две цели: обучающую — для взрослого, и игровую — для ребенка. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала. Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого материала, при решении любой коррекционной задачи. Она позволяет обеспечить нужное количество повторов на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Дидактическая игра помогает ребенку научиться связно излагать собственные мысли и достаточно полно понимать речь собеседника, т. е. вести содержательный диалог. Необходимо делать акцент не только на формировании языковых навыков в контексте учебных заданий, но и на развитии связной диалогической речи в естественном общении с партнерами (детьми или взрослыми), т. е. учить малышей не только говорить, но и общаться. В картотеке дидактических игр могут быть представлены следующие направления:
• развитие коммуникативных способностей ребенка;
• коррекция нарушений в сенсомоторном и интеллектуальном развитии детей;
• развитие речи (фонематическое восприятие, лексико-грамматические средства языка, просодия, накопление словаря, связная речь, звукопроизношение).
Обучение диалогу в процессе предметно практической деятельности. Этот вид работы создает такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием выполнения задания, т. е. создает мотивацию общения, формирует стремление задать вопрос и получить ответ, актуализирует потребность в речевых высказываниях. Предметно-практическая деятельность способствует развитию полицепторности восприятия чувственного мира. В дошкольном периоде у детей происходит становление всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности.
Таким образом, в предметно-практической деятельности имеются предпосылки для развития у дошкольников тонкой моторики, фонематического восприятия, мышления, речи и неречевых психических функций. На занятиях дети занимаются лепкой, рисованием, конструированием из бумаги и т. д. Форма работы может быть индивидуальной или коллективной в зависимости от возможностей воспитанников и поставленной педагогом задачи.
|
Работа с закрытой картиной. Этот вид работы очень эффективен при обучении малышей умению задавать вопросы. Он разработан и применяется в сурдопедагогике для обучения разговорной речи детей с нарушениями слуха. Учите ль-логопед М. Г. Плохотнюк успешно применяет этот метод для коррекции нарушений речи у дошкольников (см. С. 26).
Работа с опорными листами. Известно, что на данном этапе развития мышление ребенка носит наглядно-действенный характер. Поэтому на занятиях по развитию речи малыш нуждается в дополнительной чувственной опоре. Учение о компенсаторной деятельности организма подсказывает, что опираться нужно на наиболее сохранный анализатор. Поскольку у большинства детей с ЗРР фонематический слух не развит, то опора должна быть зрительной, или же, учитывая характер мышления, зрительно-двигательной. Именно такие задания можно выб-
рать из множества изданных в последнее время пособий по развитию детей и скомпоновать с ними опорные листы для решения различных коррекционных задач. Объединенные одной лексической темой задания различаются по степени сложности и самостоятельности выполнения, по уровню вербализации, по цели коррекции. Этот вид работы позволяет объединять в группу детей с разными уровнями речевого и интеллектуального развития, развивать коммуникативные навыки. Индивидуальная работа по опорным листам всегда вызывает интерес у детей и создает ситуацию, когда ребенок должен обратиться к педагогу, чтобы понять задачу, стоящую перед ним. При помощи множительной техники можно сделать одинаковые листы для всех детей группы и провести контрольную работу, чтобы проверить усвоение программного материала.
Таковы некоторые методы и приемы работы по развитию разговорной речи у детей с ЗРР на первом этапе обучения.
Следует отметить, что для успешной реализации данной программы обязательны следующие условия.
• Медицинское сопровождение процесса педагогической коррекции.
Поскольку речь является психической функцией, то задержка ее развития указывает на нарушения или заболевания со стороны ЦНС. В начале учебного года проводится обследование речи и неречевых психических функций ребенка и при выявлении каких-либо отклонений в развитии родителям рекомендуется обратиться к специалистам для консультации и возможного реабилитационного лечения. Такие же рекомендации даются родителям и в процессе обучения, если становится очевидным, что ребенок не усваивает программный материал. Иногда поиски причины заболевания и методов лечения занимают длительный период времени. Но только в результате правильно подобранного лечения возможна положительная динамика в преодолении речевых расстройств путем педагогического воздействия. Подтверждением этого могут служить дневники наблюдений за некоторыми из учеников.
|
• Работа с родителями.
Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного процесса не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в развитии ребенка не находят отклика у родителей и ближайшего социального окружения. Необходимо объяснять родителям цели и задачи каждого этапа обучения, формировать у них адекватные ожидания в отношении итогов коррекции и подчеркивать их решающую роль для закрепления положительных результатов занятий.
Итак, можно сделать следующие выводы.
Оптимальные условия для развития диалогической речи у детей с задержкой речевого развития создаются в процессе лечебно-педагогической коррекции. Наиболее эффективен путь обучения разговорной речи непосредственно в общении, который сочетается с формированием речи на специально организованных занятиях. Необходимое условие для развития разговорной речи — речевая среда в детском саду и в семье ребенка, обеспечивающая постоянное практическое употребление речевых средств общения и развитие новых умений разговорной речи.
РАБОТА С ЗАКРЫТОЙ КАРТИНОЙ
(СПРЯТАННЫМ ПРЕДМЕТОМ)
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!