Основные даты жизни и творчества А. К. Саврасова — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Основные даты жизни и творчества А. К. Саврасова

2022-12-20 38
Основные даты жизни и творчества А. К. Саврасова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1830 — рождение 12 (24) мая в Москве, в семье мещанина Кондратия Артемьевича Саврасова. Крещен в приходе церкви Великомученика Никиты, у Швивой горки, близ Таганки.

1842 — утвержден устав Московского художественного общества, в котором говорилось и о создании Школы художеств, позднее переименованной в Московское училище живописи и ваяния.

1843, 5 декабря — основание Московского училища живописи и ваяния, утверждение его устава. В № 12 журнала «Москвитятин» опубликовано выступление И. Г. Сенявина о необходимости и перспективах развития самобытного отечественного искусства, в том числе пейзажной живописи.

1844 — Алексей Саврасов поступает в Московское училище живописи и ваяния.

1845 — вынужден уйти из училища из-за болезни матери.

1846 — смерть Прасковьи Никифоровны Саврасовой.

1848 — Саврасов вновь принят в Московское училище живописи и ваяния, в головной класс. Продолжает обучение у К. И. Рабуса.

1849 — поездка Саврасова на юг России (в Харьков, Киев, Одессу, Крым) для исполнения «видов с натуры».

1850 — А. К. Саврасов окончил Московское училище живописи и ваяния со званием неклассного художника за картины «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива». Оставлен при училище для совершенствования в мастерстве «на правах свободного художника».

1851 — первое участие в ученической выставке Московского училища живописи и ваяния.

1852 — вторая поездка в южные губернии России.

1854 — поездка в С.-Петербург по приглашению президента Академии художеств великой княгини Марии Николаевны. В течение нескольких месяцев работал в окрестностях С.-Петербурга, в том числе в Сергиевке — на даче Марии Николаевны. За картины «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» удостоен звания академика.

1854–1857 — работал в окрестностях Москвы: в Кунцеве, Архангельском, Мазилове.

1857 — после смерти К. И. Рабуса возглавил пейзажный класс в Московском училище живописи и ваяния. Женился на Софье Карловне Герц, сестре своего друга по училищу Константина Герца и искусствоведа Карла Герца — первого преподавателя истории искусства в Московском университете.

1858 — П. М. Третьяков приобрел у А. К. Саврасова его картину «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854).

1860 — организация в Москве Общества любителей художеств.

1861 — Саврасов избран в состав Комитета Московского общества любителей художеств; участие в первой выставке Общества. По поручению Общества руководил перевозкой из С.-Петербурга в Москву картины А. А. Иванова «Явление Христа народу».

1862 — поездка на Всемирную выставку в Лондоне, посещение Франции, Дании, Швейцарии и Германии. Получил звание коллежского асессора.

1863 — награжден орденом Святого Станислава 3-й степени.

1865 — создание шести декоративных панно с видами Греции, Кавказа, Крыма, Малороссии и Великороссии для новогоднего праздника в здании Благородного собрания, по заказу председателя МОЛХа графа А. С. Уварова.

1866 — получил звание надворного советника. За картину «Зима», представленную на постоянной выставке МОЛХа, удостоен второй премии.

1867 — поездка на Всемирную выставку в Париже. Посетил Швейцарию.

1868 — награжден орденом Святой Анны 3-й степени, Обществом поощрения художников присуждена вторая премия за пейзаж «Осенний вид из окрестностей Москвы».

1869 — участвовал в создании Товарищества передвижных художественных выставок. Совместно с В. В. Пукиревым издал альбом «Курс рисования» (автор пейзажного раздела). Написал картину «Печерский монастырь под Нижним Новгородом».

1870 — получил первую премию на конкурсе МОЛХа за картину «Лосиный остров в Сокольниках» (1869). Участвовал в подписании устава ТПХВ. В конце года взял длительный отпуск и вместе с семьей на полгода уехал в Ярославль.

1870–1875 — регулярно пишет с натуры на волжских берегах, создавая этюды и эскизы многих известных картин, видов городов Ярославля и Юрьевца Костромской губернии, Нижнего Новгорода, сел Городец, Болгары под Казанью.

1871 — поездка в село Молвитино Буйского уезда Костромской губернии, где написал этюд к картине «Грачи прилетели». За картину «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» получил вторую премию на конкурсе Общества поощрения художеств в С.-Петербурге. За картину «Волга под Юрьевцем» получил первую премию МОЛХа. На Первой выставке ТПХВ экспонировал картины «Грачи прилетели» и «Дорога в лесу».

1872 — избран в правление ТПХВ вместе с В. Г. Перовым, И. М. Прянишниковым, Г. Г. Мясоедовым, Н. Н. Ге и И. Н. Крамским. Путешествие по Волге в летние месяцы.

1873 — избран кассиром и распорядителем Московского отделения ТПХВ.

1876 — начинает развиваться болезнь глаз.

1877 — в мастерскую пейзажа, возглавляемую А. К. Саврасовым, поступил И. И. Левитан.

1881 — в последний раз участвовал в выставке ТПХВ (Девятая выставка, Москва), начинает отдаляться от МУЖВиЗ, все реже посещает своих учеников пейзажной мастерской.

1882 — уволен из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Окончательный разрыв с семьей. Начало периода бедствий и проживания во временных пристанищах.

1885–1886 — работал над рисунками для журналов «Радуга» и «Эпоха».

Начало 1890-х — вступил в гражданский брак с московской мещанкой Е. М. Моргуновой. Неоднократно обращался в Комитет Общества поощрения художников с просьбой о предоставлении материальной помощи.

1894 — выход в свет издания «А. К. Саврасов. Художественный альбом рисунков».

1897 — помещен во 2-ю Московскую городскую больницу, в отделение для бедных, где умер 26 сентября (8 октября). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

 

 

Краткая библиография

Алленов М. М. Русское искусство XVIII — начала XX века. М.: Трилистник, 2000.

Анненков Н. И. Ботанический словарь.

Аполлон. 1911. № 11–20.

Артамонов М. Д. Ваганьково. М., 1981. РГАЛИ. Ф. 1345. Оп. 7. Д. 2. Л. 217.

Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1999.

Бенуа А. Н. Русская школа живописи. М.: Арт-Родник, 1997.

Бенуа А. Н. Мой дневник. 1916–1917–1918. М.: Русский путь, 2003.

Боткина А. В. Павел Михайлович Третьяков в жизни и в искусстве. М.: ГТГ, 1951.

Васнецов В. М. Письма. Дневники. Воспоминания. Документы. Суждения современников. М.: Искусство, 1987.

Вельфлин Г. Классическое искусство. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1912.

Википедия. [Электронный ресурс] URL: http://www.ru.wikipedia.org (дата обращения: 09.02.2016).

Виппер Ю. Р. История училища живописи, ваяния и зодчества. Рукопись в собрании ОР ГТГ. 4/89.

Врангель Н. Н. Собрание И. С. Остроухова в Москве / Аполлон. 1911. № 10.

Георгиевский Г. П. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995.

Гиляровский В. А. Москва и москвичи. Друзья и встречи. Люди театра. М.: Эксмо, 2008.

Глаголь С. С., Грабарь И. Э. Исаак Ильич Левитан. М.: Издание И. Кнебель, 1913.

Горелов М. И. Алексей Кондратьевич Саврасов. Основоположник русской реалистической пейзажной школы (1850-е годы). М.: Московские учебники, 2002.

Готье Т. Путешествие в Россию. М.: Мысль, 1988.

Даниэль С. М. Европейский классицизм. СПб.: Азбука-классика, 2003.

Дмитриева Н. А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.: Искусство, 1951.

Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001.

Домитиева В. М. Константин Коровин. М.: Терра-Книжный клуб, 2007.

Достоевский Ф. М. Дневник писателя. СПб.: Азбука-классика, 2005.

Достоевский Ф. М. Зимние записки о летних впечатлениях. Полное собрание сочинений. Т. 4. М.: Воскресенье, 2004.

Дурылин С. Н. Нестеров в жизни и творчестве. М.: Молодая гвардия, 2004.

Евдокимов И. В. Левитан. М.: Советский писатель, 1959.

Евстратова Е. Я. Виктор Васнецов. М.: Терра-Книжный клуб, 2004.

Жураковский Е. Краткий курс истории русской живописи XIX века. М.: Издание В. М. Саблина, 1911.

Иллюстрированный каталог художественного отдела Всероссийской выставки в Москве, 1882 г./ Сост. Н. П. Собко. СПб.: Издание М. П. Боткина, 1882.

Ильин И. А. Духовный смысл сказки // Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. М.: Лепта, 2003.

Ильин И. А. Путь духовного обновления. [Электронный ресурс] URL: http://www.golden-ship.ru/load/proekt_rossija/put_dukhovnogo_obnovlenija_ilin_i_a/133-1-0-1085 (дата обращения: 16.09.2016).

Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография. М.: Искусство, 1966.

История Отечества: люди, идеи, решения / Сост. С. В. Мироненко. М.: Изд-во политической литературы, 1991.

История России в XIX веке. Т. 6, отд. 2: Эпоха реакции / Сост.: Е. В. Аничков, С. М. Блеклов, М. М. Богословский, И. Н. Бороздин и др. СПб.: Гранат, 1907–1911.

Киплик Д. И. Техника живописи. М.: Сварог и К, 2002.

Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Астрель, 2003.

Комаровская Н. И. О Константине Коровине. Л.: Художник РСФСР, 1961.

Корнилов А. Курс истории России XIX века. Ч. II. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1912.

Коровин К. А. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания / Сост. Н. М. Молева. М.: Изд-во АХ СССР, 1963.

Коровин К. А. Воспоминания. Минск: Современный литератор, 1999.

Крамской И. Н. Переписка. Т. 1. М.: Искусство, 1953.

Крамской об искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1988.

Левитан И. И. Воспоминания. Письма. М.: Искусство, 1950.

Левитан И. И. Летучая энциклопедия. М.: Издание И. А. Маевского, 1913.

Левитан И. И. Письма. Документы. Воспоминания. М.: Искусство, 1956.

Маковский С. К. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999.

Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа второй половины XIX в. М.: Искусство, 2001.

Мальцева Ф. С. Саврасов А. К. Л.: Художник РСФСР, 1984.

Масси С. Земля Жар-птицы. СПб.: Лики России, 2000.

Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1966.

Материалы выставки «Европейское путешествие П. М. Третьякова». М.: ГТГ, 2016.

Материалы ОР ГТГ.

Материалы РГАЛИ.

Милорадович С. Д. Из моей автобиографии. Три года в училище живописи. 1874–1878. Рукопись в собрании ОР ГТГ.

Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л.: Художник РСФСР, 1963.

Митрофанов А. Г. Прогулки по старой Москве. Мясницкая. М.: Ключ-С, 2010.

Муратов П. П. Образы Италии. М.: Республика, 1994.

Мутер Р. Русская живопись в XIX веке. М.: Издание книжного магазина Гросман и Кнебель, 1900.

Нестеров М. В. Давние дни. М.: Русская книга, 2005.

Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988.

Никольский В. История русского искусства. Берлин, 1923.

Новоуспенский Н. Н. Алексей Кондратьевич Саврасов. [Электронный ресурс] URL: http://www.tphv-history.ru/books/novouspenskiy-savrasov.html (дата обращения: 21.09.2016).

Паустовский К. Г. Исаак Левитан. [Электронный ресурс] URL: https://www.litmir.me/br/?b=67738 (дата обращения: 24.08.2016).

Перов В. Г. Рассказы художника. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960.

Петров В. А. Саврасов. М.: Белый город, 2007.

Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1856–1869 / Сост.: Н. Г. Галкина, М. Н. Григорьева. М.: Искусство, 1960.

Порудоминский В. И. Крамской. М.: Искусство, 1974.

Репин И. Е. Далекое близкое. Воспоминания. М.: Захаров, 2002.

Ростиславов А. А. Левитан. СПб.: Издание Н. И. Бутковской, 1911.

Русские художники. [Электронный ресурс] URL: http://www.artsait.ru/art/m/mokricky/main.htm (дата обращения: 16.09.2014).

Русские художники от А до Я. М.: Слово, 2005.

Саврасов А. К. Каталог выставки ГТГ. М.: Сканрус, 2005.

Сахарова Е. В. Поленов В. Д. Письма, дневники, воспоминания. М.-Л.: Искусство, 1950.

Стасов В. В. Избранные сочинения. Т. 1. М.: Искусство, 1952.

Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния. СПб.: Искусство—СПб, 2005.

Страхов Н. Н. Письма о философии. [Электронный ресурс] URL: http://www.az.lib.ru/s/strahow_n_n/ (дата обращения: 16.09.2014).

Федоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. М.: Искусство, 1966.

Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж конца XIX — начала XX века. М.: Искусство, 1974.

Федоров-Давыдов А. А. Саврасов. М.: Искусство, 1957.

Шаньков М. Ю. Записки художника. М.: Амарант, 2002.

Шишкин И. И. Переписка. Дневники. Современники о художнике. Л.: Искусство, 1984.

Шмелев И. С. Лето Господне. Человек из ресторана. М.: Вече, Дрофа, 2003.

Яковлева Н. А. Иван Николаевич Крамской. Л.: Художник РСФСР, 1990.

Яровой М. М. Автобиографический очерк и мои воспоминания. 1932. Рукопись в собрании ОР ГТГ. 4/215.

 

Pevsner N. Academies of Art in Past and Present. C., 1940; L’Accademia Nazionale di San Luca / Crocetti V. ecc. R., 1974.

 

Иллюстрации

 

В. Г. Перов. Портрет художника А. К. Саврасова. 1878 г.

 

А. В. Нотбек. Портрет Карла Ивановича Рабуса. 1850-е гг.

 

Карл Карлович Герц. 1860–1870-е гг.

 

Императорский почтамт. Литография А. Ш. Мюллера. 1840-е гг.

 

Софья Карловна Саврасова, урожденная Герц. 1860-е гг.

 

Константин Карлович Герц. 1860–1870-е гг.

 

И. Н. Крамской. Автопортрет. 1867 г.

 

Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Фотография. 1896 г.

 

В. Г. Перов. Автопортрет. 1870 г.

 

Выставочный зал Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Фотография. 1900-х гг.

 

Н. И. Подключников. Живописная мастерская в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. 1830-е гг.

 

И. Н. Крамской. Портрет И. И. Шишкина. 1880 г.

 

С. И. Светославский. Вид из окна Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1878 г.

 

И. Е. Репин. Портрет П. М. Третьякова. 1883 г.

 

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок. 1886 г. Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров

 

В. А. Гиляровский

 

Уличная торговля. Москва. 1890-е гг.

 

Н. Е. Маковский, В. Д. Поленов, В. Е. Маковский, К. А. Савицкий. Середина 1880-х гг.

 

А. Н. Мокрицкий. Автопортрет. 1840 г.

 

А. М. Колесов. Портрет С. К. Зарянко

 

И. М. Прянишников. В мастерской художника. 1890 г.

 

И. И. Левитан

 

А. М. Корин. Больной художник. 1892 г.

 

С. А. Коровин

 

А. М. Корин. Автопортрет. 1915 г.

 

А. К. Саврасов. 1870-е гг.

 

А. К. Саврасов. Летний пейзаж с дубами. Середина 1850-х гг.

 

А. К. Саврасов. Украинский пейзаж. 1849 г.

 

А. К. Саврасов. Камень в лесу. 1850 г.

 

А. К. Саврасов. Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду. 1851 г.

 

А. К. Саврасов. Степь днем. 1852 г.

 

А. К. Саврасов. Озеро в горах Швейцарии. 1866 г.

 

А. К. Саврасов. Сельский вид. 1867 г.

 

А. К. Саврасов. Лосиный остров в Сокольниках. 1869 г.

 

А. К. Саврасов. Лунная ночь. Болото. 1870 г.

 

А. К. Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871 г.

 

А. К. Саврасов. Рыбаки на Волге. 1872 г.

 

А. К. Саврасов. Вечер. Конец 1860-х — начало 1870-х гг.

 

А. К. Саврасов. Грачи прилетели. Авторское повторение. 1872 г.

 

А. К. Саврасов. Весенний день. 1873 г.

 

А. К. Саврасов. Сухарева башня. 1872 г.

 

А. К. Саврасов. Ипатьевский монастырь в зимнюю ночь. 1870-е гг.

 

А. К. Саврасов. Зимний пейзаж. 1880–1890-е гг.

 

А. К. Саврасов. Весна. Огороды. 1893 г.

 

А. К. Саврасов. Распутица. 1894 г.

 

А. К. Саврасов. Весна. 1881 г.

 

А. К. Саврасов. Ранняя весна. Дали. 1870-е гг.

 

А. К. Саврасов. Пейзаж с рекой. 1880-е гг.

 

А. К. Саврасов. Ранняя весна. 1880-е гг.

 

А. К. Саврасов. Село Волынское. 1887 г.

 

А. К. Саврасов. Спасский затон на Волге. 1893 г.

 

А. К. Саврасов. Старые сосны. 1854 г.

 

А. К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г.

 

 

Содержание

Глава 1. Прелюдия творчества — годы детства и юности … 6

Глава 2. Первые картины и начало признания … 47

Глава 3. Саврасов-педагог — искусство и школа мастерства … 73

Глава 4. Время славы … 96

Глава 5. Время тревог … 143

Глава 6. Учитель и ученики … 196

Глава 7. Последние аккорды — трагедия жизни художника … 225

Глава 8. Суждения о личности и творчестве А. К. Саврасова … 276

Послесловие … 286

Примечания … 287

Список сокращений … 301

Основные даты жизни и творчества А. К. Саврасова … 302

Краткая библиография … 305

 


[1] Коровин К. А. Воспоминания. Минск: Современный литератор, 1999. С. 89.

 

[2] Левитан И. И. Письма. Документы. Воспоминания. М.: Искусство, 1956. С. 108.

 

[3] Коровин К. А. Воспоминания. Минск: Современный литератор, 1999. С. 118.

 

[4] Фамилия Соврасовы писалась через «о». В некоторых документах XIX века в отношении А. К. Саврасова также сохраняется написание через «о», хотя сам Алексей Кондратьевич писал свою фамилию как «Саврасов», что подтверждают его автографы.

 

[5] Новоуспенский Н. Н. Алексей Кондратьевич Саврасов. [Электронный ресурс] URL: http://www.tphv-history.ru/books/novouspenskiy-savrasov.html (дата обращения: 21.09.2016).

 

[6] Там же.

 

[7] Митрофанов А. Г. Прогулки по старой Москве. Мясницкая. М.: Ключ-С, 2010. С. 200.

 

[8] РГАЛИ. Ф. 660. Оп. 1. Д. 465. Л. 1. При цитировании данного документа здесь и далее используется авторская пунктуация.

 

[9] Там же.

 

[10] Алленов М. М. Русское искусство XVIII — начала XX века. М.: Трилистник, 2000. С. 190.

 

[11] Мальцева Ф. С. Саврасов А. К. Л.: Художник РСФСР, 1984. С. 8.

 

[12] Левитан И. И. Письма. Документы. Воспоминания. М.: Искусство, 1956. С. 108.

 

[13] Егор (Георгий) Иванович Маковский (1800–1886) — художник-любитель, коллекционер и художественный деятель. Портрет Е. И. Маковского, созданный В. Е. Маковским (1880), принадлежит собранию ГТГ.

 

[14] Николай Аполлонович Майков (1794–1873) — художник, отец поэта Аполлона Николаевича Майкова.

 

[15] ОР ГТГ. Виппер Ю. Ф. История Училища живописи, ваяния и зодчества. Рукопись. 4/89.

 

[16] Там же.

 

[17] Шаньков М. Ю. Записки художника. М.: Амарант, 2002. С. 387.

 

[18] Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М.: Эксмо, 2008. С. 318.

 

[19] На месте этого дома в 1896 году архитекторами К. Гиппеусом и Р. Клейном было возведено здание чайного магазина С. Перлова.

 

[20] Высказывание И. С. Глазунова.

 

[21] Материалы Центрального государственного литературного архива. Цит. по: Дмитриева Н. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.: Искусство, 1951. С. 24.

 

[22] Рамазанов Н. Материалы для истории художеств в России. М., 1863. Цит. по: Дмитриева Н. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.: Искусство, 1951. С. 26.

 

[23] Шишкин И. И. Переписка. Дневники. Современники о художнике. Л.: Искусство, 1984. С. 339.

 

[24] Перов В. Г. Записки художника. М.: АХ СССР, 1960. С. 110.

 

[25] Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С. 26.

 

[26] Коваленская Т. М. Передвижники и художественный прогресс // Передвижники. Сборник статей. М.: Искусство, 1977. С. 32.

 

[27] Там же.

 

[28] Коровин К. А. То было давно… там… В России… Книга 1. М.: Русский путь, 2011. С. 222.

 

[29] Там же.

 

[30] Там же. С. 54.

 

[31] Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М.: Эксмо, 2008. С. 104.

 

[32] Там же.

 

[33] Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния. СПб.: Искусство—СПб, 2005. С. 75.

 

[34] Там же. С. 78.

 

[35] Рамазанов Н. А. Материалы для истории художеств в России. Кн. 1. М., 1863. С. 91.

 

[36] Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния. СПб.: Искусство—СПб, 2005. С. 100.

 

[37] Шишкин И. И. Переписка. Дневники. Современники о художнике. Л.: Искусство, 1984. С. 301.

 

[38] Московские ведомости. 1857. 7 ноября. Раздел «Художественная летопись. Биографический очерк». Цит. по: Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния. СПб.: Искусство—СПб, 2005. С. 75.

 

[39] Дмитриева Н. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.: Искусство, 1951. С. 38.

 

[40] Перов В. Г. Записки художника. М.: АХ СССР, 1960. С. 99.

 

[41] Московские ведомости. 1857. 7 ноября. Раздел «Художественная летопись. Биографический очерк». Цит. по: Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния. СПб.: Искусство—СПб, 2005. С. 75.

 

[42] Там же.

 

[43] Перов В. Г. Записки художника. М.: АХ СССР, 1960. С. 98.

 

[44] Там же. С. 108.

 

[45] Там же С. 118.

 

[46] Там же. С. 118–119.

 

[47] Там же. С. 120–121.

 

[48] Там же. С. 131–132.

 

[49] Даниэль С. М. Европейский классицизм. СПб.: Азбука-классика, 2003. С. 129.

 

[50] Перов В. Г. Записки художника. М.: АХ СССР, 1960. С. 102.

 

[51] Там же. С. 103.

 

[52] Там же. С. 98.

 

[53] Коровин К. А. То было давно… там… В России… Книга 1. М.: Русский путь, 2011. С. 226.

 

[54] Готье Т. Путешествие в Россию. М.: Мысль, 1988. С. 266.

 

[55] РГАЛИ. Ф. 680 «Училище живописи, ваяния и зодчества». Оп. 1. Д. 154. «Дело об отборе работ учащихся для лотерей». Л. 46.

 

[56] Там же. Л. 50.

 

[57] Там же. Л. 54.

 

[58] РГАЛИ. Ф. 660 «Московское общество любителей художеств». Оп. 1. Ед. хр. 128. Л. 1.

 

[59] Виппер Ю. Р. История училища живописи, ваяния и зодчества. Рукопись в собрании ОР ГТГ. 4/89.

 

[60] Перов В. Г. Рассказы художника. М.: Академия художеств СССР, 1960. С. 86.

 

[61] Там же.

 

[62] Дмитриева Н. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.: Искусство, 1951. С. 50.

 

[63] Цит. по: Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С. 65.

 

[64] Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М.: Эксмо, 2008. С. 116–117.

 

[65] Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях / Сост. И. А. Виноградов. М.: XXI век — согласие, 2001. С. 279.

 

[66] Масси С. Земля Жар-птицы. СПб.: Лики России, 2000. С. 266.

 

[67] Боткина А. В. Павел Михайлович Третьяков в жизни и в искусстве. М.: ГТГ, 1951. С. 42.

 

[68] Масси С. Земля Жар-птицы. СПб.: Лики России, 2000. С. 353.

 

[69] Коваленская Т. М. Передвижники и художественный прогресс // Передвижники. Сборник статей. М.: Искусство, 1977. С. 33.

 

[70] Там же.

 

[71] История России в XIX веке. Т. 6, отд. 2: Эпоха реакции / Сост.: Е. В. Аничков, С. М. Блеклов, М. М. Богословский, И. Н. Бороздин и др. СПб.: Гранат, 1907–1911. С. 2–3.

 

[72] Порудоминский В. И. Крамской. М.: Искусство, 1974. С. 14.

 

[73] РГАЛИ. Ф. 732. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 3.

 

[74] Там же.

 

[75] Там же. Л. 4–9.

 

[76] Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С. 88.

 

[77] РГАЛИ. Ф. 732. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 44.

 

[78] О состоянии живописи в Северной Европе от Карла Великого до начала Романской эпохи. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1859. С. 48.

 

[79] Исторический обзор археологических исследований и открытий на Таманском полуострове с конца XVIII столетия до 1859 года. М.: Синодальная типография, 1876. С. 118.

 

[80] РГАЛИ. Ф. 191. Оп. 1. Ед. хр. 2063. Л. 1–42.

 

[81] Там же. Ф. 450. Оп. 1. Ед. хр. 20. Л. 93.

 

[82] Журнал «Атеней» издавался ежемесячно в Москве с 1 января 1858 года по 1 мая 1859 года под редакцией Евгения Корша. Публиковались труды лучших отечественных ученых и журналистов того времени.

 

[83] РГАЛИ. Ф. 191. Оп. 1. Ед. хр. 2063. С. 562–563.

 

[84] Там же. Ф. 732. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 2.

 

[85] Там же. Л. 22.

 

[86] Там же. Л. 19.

 

[87] Там же.

 

[88] Там же. Л. 9.

 

[89] Анненков Н. И. Ботанический словарь.

 

[90] РГАЛИ. Ф. 732. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 5.

 

[91] Готье Т. Путешествие в Россию. М.: Мысль, 1988. С. 110–112.

 

[92] Виппер Ю. Р. История училища живописи, ваяния и зодчества. Рукопись в собрании ОР ГТГ. 4/89.

 

[93] Там же.

 

[94] РГАЛИ. Ф. 680 «Училище живописи, ваяния и зодчества». Оп. 1. Д. 173. «Мнения преподавателей Е. Я. Васильева, П. А. Десятова, С. К. Зарянко, А. Н. Мокрицкого, А. К. Саврасова об улучшении учебного процесса, методов преподавания и др.». Л. 27.

 

[95] Там же.

 

[96] Там же. Ф. 680 «Училище живописи, ваяния и зодчества». Оп. 1. Д. 173. «Дело об отборе работ учащихся для лотерей». Л. 28.

 

[97] Коровин К. А. Воспоминания. Минск: Современный литератор, 1999. С. 56.

 

[98] Нестеров М. В. Из неопубликованной переписки. СПб., части. собр.

 

[99] Мальцева Ф. С. Саврасов А. К. Л.: Художник РСФСР, 1984. С. 13–14.

 

[100] Перов В. Г. Рассказы художника. М.: АХ СССР, 1960. С. 10.

 

[101] Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С. 85.

 

[102] Там же.

 

[103] Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М.: Эксмо, 2008. С. 113.

 

[104] Московское общество любителей художеств — объединение художников и любителей искусств, существовавшее с 1860 по 1918 год. Деятельность общества заключалась в помощи художникам, организации выставок, проведении конкурсов, аукционов, вечеров, где зачитывались доклады по различным вопросам искусств. Некоторые авторы имели возможность поехать за рубеж на средства общества. В 1894 году членами Общества был организован первый в Москве съезд художников и любителей художеств.

 

[105] РГАЛИ. Ф. 660 «Московское общество любителей художеств». Оп. 1. Ед. хр. 1221. Л. 1–2. В письме сохранены орфография и пунктуация оригинала.

 

[106] Там же.

 

[107] Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния. СПб.: Искусство—СПб, 2005. С. 140.

 

[108] Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях / Сост. И. А. Виноградов. М.: XXI век — согласие, 2001. С. 217.

 

[109] Там же. С. 218.

 

[110] Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния. СПб.: Искусство—СПб, 2005. С. 140.

 

[111] Алленов М. М. Русское искусство XVIII — начала XX века. М.: Трилистник, 2000. С. 191.

 

[112] Левитан И. И. Воспоминания. Письма. М.: Искусство, 1950. С. 29.

 

[113] Евстратова Е. Н. Виктор Васнецов. М.: Терра-Книжный клуб, 2004. С. 237.

 

[114] РГАЛИ. Ф. 660. Оп. 1. Л. 1.

 

[115] Там же.

 

[116] Там же. Л. 3–6.

 

[117] Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях / Сост. И. А. Виноградов. М.: XXI век — согласие, 2001. С. 5.

 

[118] Там же. С. 6.

 

[119] Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С. 90–92.

 

[120] Толстой Л. Н. Декабристы. http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1860_dekabristy.shtml (дата обращения: 12.02.2015).

 

[121] История Отечества: люди, идеи, решения / Сост. С. В. Мироненко. М., 1991. С. 324–325.

 

[122] Боткина А. В. Павел Михайлович Третьяков в жизни и в искусстве. М.: ГТГ, 1951. С. 31.

 

[123] Шишкин И. И. Переписка. Дневник. Современники о художнике. Л.: Искусство, 1984. С. 121.

 

[124] Порудоминский В. И. Крамской. М.: Искусство, 1974. С. 82.

 

[125] Шаньков М. Ю. Записки художника. М.: Амарант, 2002. С. 388.

 

[126] Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1856–1869 / Сост.: Н. Г. Галкина, М. Н. Григорьева. М.: Искусство, 1960. С. 122.

 

[127] Там же. С. 152.

 

[128] Перов В. Г. Рассказы художника. М.: АХ СССР, 1960. С. 98.

 

[129] Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 789. Оп. 2. Ед. хр. 11. Л. 22.

 

[130] Там же. Оп. 3, 1860. Ед. хр. 13. Ч. 1. Л. 37 об.

 

[131] Там же. Оп. 3, 1861. Ед. хр. 3. Л. 13.

 

[132] См. примечание 104.

 

[133] РГАЛИ. Ф. 660. Оп. 1. Л. 7.

 

[134] Боткина А. В. Павел Михайлович Третьяков в жизни и в искусстве. М.: ГТГ, 1951. С. 46–47.

 

[135] РГАЛИ. Ф. 660 «Московское общество любителей художеств». Оп. 1. Ед. хр. 1295. Д. 2. Л. 6.

 

[136] Достоевский Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях. Полное собрание сочинений. Т. 4. М.: Воскресенье, 2004. С. 332.

 

[137] РГАЛИ. Ф. 660 «Московское общество любителей художеств». Оп. 1. Ед. хр. 1295. Л. 1. При цитировании сохранены орфография и пунктуация оригинала.

 

[138] Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С. 120.

 

[139] РГАЛИ. Ф. 660 «Московское общество любителей художеств». Оп. 1. Ед. хр. 1295. Л. 1–2. При цитировании сохранены орфография и пунктуация оригинала.

 

[140] Там же. Л. 2. При цитировании сохранены орфография и пунктуация оригинала.

 

[141] Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С. 117.

 

[142] РГАЛИ. Ф. 660 «Московское общество любителей художеств». Оп. 1. Ед. хр. 1295. Л. 2. При цитировании сохранены орфография и пунктуация оригинала.

 

[143] Там же.

 

[144] Там же.

 

[145] Цит. по: Нестерова Е. Алексей Саврасов. СПб.: Аврора, 2002. С. 20.

 

[146] Из донесения барона М. Клодта. РГИА. Ф. 789. Оп. 2. Ед. хр. 11. Л. 22.

 

[147] РГАЛИ. Ф. 660 «Московское общество любителей художеств». Оп. 1. Ед. хр. 1295. Л. 3–4. При цитировании сохранены орфография и пунктуация оригинала.

 

[148] Стасов В. В. После всемирной выставки (1862) / Стасов В. В. Избранные сочинения. Т. 1. М.: Искусство, 1952. С. 66.

 

[149] Из донесения барона М. Клодта 1-го от 20 октября 1860 г. РГИА. Ф. 789. Оп. 3. Ед. хр. 13. Ч. 1, 1860. Л. 63.

 

[150] Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С. 121.

 

[151] Чистяков П. П. Поленову В. Д. и Левицкому Р. С. из Петербурга. Май 1878 г. // Сахарова Е. В., Поленов В. Д., Поленова Е. Д. Хроника семьи художников. М., 1964. С. 267.

 

[152] Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С. 124.

 

[153] РГАЛИ. Ф. 660 «Московское общество любителей художеств». Оп. 1. Ед. хр. 1295. Л. 5. При цитировании сохранены орфография и пунктуация оригинала.

 

[154] Там же.

 

[155] Там же. Л. 3.

 

[156] Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С. 129.

 

[157] РГАЛИ. Ф. 660 «Московское общество любителей художеств». Оп. 1. Ед. хр. 1295. Л. 5. При цитировании сохранены орфография и пунктуация оригинала.

 

[158] Цвингер (нем. Zwinger) — в дословном переводе: клетка, ловушка, западня, в Средневековье цвингер — часть крепости между наружной и внутренней крепостными стенами.

 

[159] Бенедиктинцы — старейший католический монашеский орден, основанный в Субиако и Монтекассино святым Бенедиктом Нурсийским в VI веке. Во многом благодаря тому, что в уставе ордена разумно распределялось время между молитвой и физическим трудом монахов, орден стал наиболее многочисленным в Европе.

 

[160] Станцаит. stanza — комната.

 

[161] Адольф (Антуан Жозеф) Сакс (фр. Antoine-Joseph (Adolphe) Sax; 6 ноября 1814, Динан, Бельгия — 4 февраля 1894[3], Париж), бельгийский изобретатель музыкальных инструментов, наиболее известный изобретением саксофона и саксгорнов.

 

[162] РГАЛИ. Ф. 660 «Московское общество любителей художеств». Оп. 1. Ед. хр. 1295. Л. 4. При цитировании сохранены орфография и пунктуация оригинала.

 

[163] Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С. 134.

 

[164] Порудоминский В. И. Крамской. М.: Искусство, 1974. С. 43–44.

 

[165] Там же.

 

[166] РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 16. Ед. хр. 177. Л. 8–9.

 

[167] РГАЛИ. Ф. 660 «Московское общество любителей художеств». Оп. 1. Ед. хр. 935. Л. 9.

 

[168] Там же. Л. 8.

 

[169] Гиляровский В. А. Друзья и встречи. М.: Эксмо, 2008. С. 404.

 

[170] Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С. 147.

 

[171] Там же. С. 142.

 

[172] Виппер Ю. Р. История училища живописи, ваяния и зодчества. Рукопись в собрании ОР ГТГ. 4/89. С. 106.

 

[173] РГАЛИ. Ф. 660 «Московское общество любителей художеств». Оп. 1. Ед. хр. 1310. Л. 1.

 

[174] Гиляровский В. А. Люди театра. М.: Эксмо, 2008. С. 493.

 

[175] РГАЛИ. Ф. 2426 «Собрание материалов о Саврасове А. К.». Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 1.

 

[176] ОР ГТГ. Объявление А. К. Саврасова для участия на Всемирной выставке. 1866. 79/39. С. 1.

 

[177] Масси С. Земля Жар-птицы. СПб.: Лики России, 2000. С. 318.

 

[178] Готье Т. Путешествие в Россию. М.: Мысль, 1988. С. 387.

 

[179] Ильин И. А. Путь духовного обновления. [Электронный ресурс] URL: http://www.golden-ship.ru/load/proekt_rossija/put_dukhovnogo_obnovlenija_ilin_i_a/133-1-0-1085 (дата обращения: 16.09.2016).

 

[180] Крамской И. Н. Переписка. Т. 1. М.: Искусство, 1953. С. 75–76.

 

[181] Там же. С. 78.

 

[182] РГАЛИ. Ф. 732. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 39.

 

[183] Там же. Ф. 680 «Собрание материалов о Саврасове А. К.». Оп. 301 (1). Ед. хр. 1149. Л. 25.

 

[184] Там же. Л. 6.

 

[185] Там же. Оп. 301 (2). Ед. хр. 74. Л. 136.

 

[186] Нестеров М. В. Письма. Л.: Искусство, 1988. С. 5.

 

[187] Левитан И. И. Воспоминания. Письма. М.: Искусство, 1950. С. 122.

 

[188] РГАЛИ. Ф. 680 «Училище живописи, ваяния и зодчества». Оп. 1. Д. 154 «Дело об отборе работ учащихся для лотерей». Л. 6.

 

[189] Там же. Л. 22.

 

[190] Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С. 169.

 

[191] Федоров-Давыдов А. А. Саврасов. М.: Искусство, 1957. С. 19.

 

[192] Нестерова Е. Алексей Саврасов. СПб.: Аврора, 2002. С. 87.

 

[193] Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С. 178.

 

[194] Там же.

 

[195] РГАЛИ. Ф. 1346. Оп. 1. Ед. хр. 160. Л. 22.

 

[196] Репин И. Е. Далекое близкое. Воспоминания. М.: Захаров, 2002. С. 171.

 

[197] Коваленская Т. М. Передвижники и художественный прогресс // Передвижники. Сборник статей. М.: Искусство, 1977. С. 27.

 

[198] Крамской об искусстве. М: Изобразительное искусство, 1988. С. 67–68.

 

[199] Яковлева Н. А. Иван Николаевич Крамской. Л.: Художник РСФСР, 1990. С. 31.

 

[200] Порудоминский В. И. Крамской. М.: Искусство, 1974. С. 93.

 

[201] Там же. С. 63.

 

[202] Коровин К. А. То было давно… там… В России… М.: Русский путь, 2011. С. 212.

 

[203] Боткина А. В. Павел Михайлович Третьяков в жизни и в искусстве. М.: ГТГ, 1951. С. 83.

 

[204] Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С. 186.

 

[205] Шишкин И. И. Переписка. Дневники. Современники о художнике. Л.: Искусство, 1984. С. 310.

 

[206] Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С. 192.

 

[207] РГАЛИ. Ф. 660 «Московское общество любителей художеств». Оп. 1. Ед. хр. 935. Л. 10.

 

[208] Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М.: Эксмо, 2008. С. 41.

 

[209] Достоевский Ф. М. Дневник писателя. СПб.: Азбука-классика, 2005. С. 433.

 

[210] Там же.

 

[211] Из письма Ф. М. Достоевского В. А. Алексееву от 7 июня 1876 года. В кн.: Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М.: Дрофа, Вече, 2003.

 

[212] ОР ГТГ. С. Д. Милорадович. Из моей автобиографии. Три года в училище живописи. 1874–78. С. 1–5.

 

[213] РГАЛИ. Ф. 680 «Отчеты о занятиях преподавателей». Оп. 1. Ед. хр. 238. Л. 66.

 

[214] ОР ГТГ. Письмо В. Г. Перова и И. М. Прянишникова в Петербургское отделение правления Товарищества Передвижных выставок. 10 декабря. 1873.69/75.

 

[215] Русские ведомости. 1874. 2 июня. № 117.

 

[216] Добровольский О. М. Саврасов. М.: Терр<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.